Земельный налог льготы


Во всех регионах страны определенные категории граждан и некоторые юридические лица вправе оформить налоговые льготы по земельному налогу.

Платежи по ЗН (земельному налогу) поступают в бюджет города, района или области. В связи с этим процентная ставка и привилегии отдельным категориям лиц регламентируются как на федеральном уровне с помощью НК РФ, так и правовыми нормами, прописанными в законодательных актах муниципальных образований.

Кто имеет право на привилегию

Земельный налог льготыДля того чтобы понять собственникам земельных наделов, на какие привилегии они могут претендовать, в первую очередь стоит узнать о местных преференциях.

Если владелец з/у попадает под установленные муниципалитетом льготы, то он вправе их использовать вместе с определенными на федеральном уровне.

Если не попадает, то платеж за землю придется выплачивать в полном объеме.

Полное освобождение от уплаты налога


Земельный налог льготыВ ст. 395  НК РФ приведен краткий список категорий лиц, которые полностью освобождены от платежей по ЗН. К ним относятся:

  • Коренные жители, проживающие на Крайнем Севере, Дальнем Востоке и в Сибири и относящиеся к малочисленным народам;
  • Общины вышеперечисленных народностей, которые используют землю для того, чтобы сохранить уклад их жизни и традиционные промыслы.

Также не платят налог на землю люди, взявшие земельные участки в аренду или получили право на безвозмездное пользование наделом на определенное время.

Внимание! Федеральными законопроектами не предусмотрены иные категории граждан, которые вправе претендовать на преференции в области земельного налогообложения.

Местные управленческие органы имеют полное право расширить перечень льготников по ЗН.

Скачать для просмотра и печати:

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ.doc

Уменьшение базы налогообложения


Земельный налог льготыНК страны предусмотрел целый круг лиц, в отношении которых база (цена земельного надела) может быть снижена на 10 000 руб. при исчислении ЗН. Эта привилегия распространяется только на 1 участок земли, который находится на территории одного муниципалитета.

Снизить стоимость участка земли на 10 000 руб. имеют право:

  • ветераны ВОВ, а также лица, ставшие инвалидами в результате участия в ней или других военных событиях;
  • жертвы атомных аварий или других техногенных катастроф, а также их ликвидаторы;
  • нетрудоспособные граждане, имеющие I и II группу инвалидности, в том числе, и инвалиды с детства;
  • герои СССР и РФ и кавалеры ордена Славы всех степеней.
Важно! Для получения вышеописанной референции следует направить удостоверяющие ее документацию в ФНС. Провести такое мероприятие следует до наступления февраля, в противном случае платеж будет начислен в полном объеме.

Особенности предоставления льгот


Земельный налог льготыПри начислении налога на землю существует ряд специфических особенностей, в которых следует разбираться собственникам земельных наделов.

Гражданам и ИП

Земельный налог льготыВсе граждане, имеющие земельный участок, обязаны платить за него налог. Его величина обусловлена кадастровой стоимостью надела, которая устанавливается спецкомиссией.

Некоторые физические лица могут рассчитывать на льготы в области земельного налогообложения:

  1. Ветераны войны и других военных событий. Они имеют право на вычет 10000 руб. из кадастровой цены участка, тем самым снизив налоговое начисление.
  2. Преференция для пенсионеров. На федеральном уровне такая льгота предусмотрена с 2018 г. в отношении уплаты налога по кадастровой стоимости земельных наделов, не превышающих 300 кв. м (6 соток). В октябре 2018 г. льготу распространили и на предпенсионеров (55-60-летних граждан) в переходной период пенсионной реформы.

  3. Для семей, которые считаются многодетными. Эта категория лиц также не упомянута в списке НК. По статистике льготные условия для многодетных семей в области обложения налогом земельного участка предусмотрены редко. Однако такие муниципальные образования все же есть. Поэтому, имеется ли такое послабление, следует узнавать в налоговых органах каждого региона в отдельности.
  4. Для пенсионеров, ушедших на заслуженный отдых по линии военного ведомства. Привилегия на них не распространяется в законодательных актах РФ. Но данная группа граждан может войти в перечень льготников, обозначенных в законах местных органов.
  5. Преференция по ЗН для ветеранов труда. Ситуация с этой категорией граждан аналогична с ситуацией для пенсионеров по линии военного ведомства.
  6. Послабление по уплате налога на землю для людей, имеющих инвалидность. На уровне федеральных актов такие люди не имеют полного освобождения от бремени платежа за землю. Но лица, имеющие инвалидность I и II группы, вправе сделать вычет из налогооблагаемой базы размером в 10 000 руб.

Все индивидуальные предприниматели обязаны платить ЗН в том же объеме, что и иные категории граждан, даже если используют принадлежащий им земельный надел по назначению.

Стоит знать! ИП не обязан платить вышеупомянутый налог, если земля взята им в аренду или в безвозмездное срочное пользование. В этих случаях оплатой ЗН должен заниматься собственник земли.

Льготы на федеральном уровне


Земельный налог льготыСписок преференций на федеральном уровне не является обширным. В основном он касается лишь юридических лиц.
О том, какие граждане полностью освобождаются от уплаты налога на землю, и каким можно снизить кадастровую стоимость надела на 10 000 руб. уже описывалось выше.

Освобождаются от уплаты ЗН в полной мере такие учреждения:

  • Относящиеся к Минюсту РФ;
  • Занимающиеся дорожным строительством;
  • Связанные с религиозной деятельностью;
  • Которые относятся к обществу, объединяющему граждан, имеющих инвалидность;
  • Занимающиеся развитием творческих способностей народа;
  • Представляющие особую экономическую зону.

Региональные льготы

Земельный налог льготыМестные органы самоуправления, которые являются получателями платежей по ЗН, часто дополняют и расширяют перечень льготников.


Совет! Чтобы быть в курсе всех преференций, действующих в данном муниципальном образовании, стоит посетить с целью получения консультации учреждение ФНС, которое расположено на территории нахождения земельного надела.

Все вышесказанное касается и юридических лиц, земля которых находится в ведении конкретного муниципалитета.

Элементы налогообложения

Плательщики налога

Земельный налог льготыПлательщиками земельного налога принято считать всех граждан, юридические лица и ИП с любым налоговым режимом, которые являются собственниками земли, наделены правом владения ею в течение всей жизни или правом пользоваться ею без ограничения времени.

Объект налогообложения

Земельный налог льготыОбъект налогообложения при начислении ЗН в ст.
НК РФ четко обозначен. Начисление происходит на участки земли, которые находятся в субъектах Федерации, принявших законопроект о введении такого налога. При этом не применяется этот закон на земли:

  • Исключенные из оборота или на него наложен лимит;
  • Которые планируется отдать под заготовку леса;
  • На которых расположены многоквартирные жилые объекты.

База налогообложения

Земельный налог льготыНалоговой базой является кадастровая стоимость земли, установленная на 1 января того года, за который производится начисление.

Весь год цена з/у, которая берется для исчисления налога остается неизменной.

Налоговая ставка

Земельный налог льготыВеличину процентной ставки для расчета платежа за землю определяется территориальными органами управления. Она обусловлена категорией, к которой подходит надел и может корректироваться местной властью. Но наибольшее значение величины процентной ставки равно 1.5%.

В законодательстве также определен перечень исключений, где процентная ставка не должна быть больше 0.3 %:


  • земля, которая эксплуатируется в сельскохозяйственных целях;
  • земельный участок, который используется под животноводство, разведение садов или под подсобное хозяйство граждан;
  • земельный надел, который предназначен для строительства жилья;
  • з/у, который находится под жилыми домами.

Уведомление об уплате налога

Земельный налог льготыГражданам России размер платежа за земельный участок рассчитывает ФНС, затем отправляет по месту проживания налогоплательщика уведомление, в котором расписывается величина платежа, срок, отведенный на его уплату и др.

Налоговые уведомления в текущем году направляются всем физическим лицам с апреля по сентябрь.

Порядок исчисления и уплаты налога

Земельный налог льготыРазмер земельного налога, который необходимо оплатить за год, рассчитывается способом умножения налоговой базы на процентную ставку.

Расчет платежа для ИП


Земельный налог льготыРаньше у ИП возникало множество вопросов и трудностей при расчете налоговых платежей. Это было обусловлено тем, что земельный налог не входит в величину единого налога, который выплачивался по УСН.

Значит, его нужно было оплатить отдельно, так же как это делали бизнесмены, использующие общий режим.

С 2015 года все проблемы для ИП были сняты, так как платеж за землю для них рассчитывается органами ФНС. А затем присылается точно такое уведомление, которое приходит всем плательщикам.

Расчет платежа для физических лиц

Земельный налог льготыКак рассчитывается земельный платеж для граждан, было описано выше.
оит отметить, что физические лица не обязаны сами производить расчет платежа. Это делают специальные органы. Но если человек не согласен с расчетом налоговиков, то он вправе предоставить свой вариант начисления платежа.

Оплатить квитанцию, которая была доставлена гражданину, и рассчитана за нахождение у него в собственности земельного участка, следует до 1 декабря текущего года.

Изменения в 2018 году

Земельный налог льготыВ конце декабря 2017 г. Госдума приняла закон, расширяющий перечень федеральных льготников по земельному налогу. Теперь туда войдут еще и пенсионеры. Кроме того, изменен не облагаемый налогом минимум. После вступления закона в силу это будет кадастровая стоимость земельного надела до 6 соток включительно.

Обо всех изменениях в 2018 году будет известно позже. Вы сможете узнать об этом из новостей на нашем сайте. Также информация обновится и в этой статье.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

lgoty-vsem.ru

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ) и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

В данной статье адвокат по земельным вопросам рассмотрит льготы по земельному налогу, установленные положениями НК РФ. Также рассмотрим льготы, предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах), на примере г. Москвы.

Земельный налог, согласно п. 1 ст. 15 НК РФ, является местным налогом.

В силу ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается НК РФ и законами гг. Москвы и Санкт-Петербурга, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с этими же нормативными документами и обязателен к уплате на территориях названных субъектов Российской Федерации.

Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 «Земельный налог» НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

Также при установлении указанного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Таким образом, льготы по земельному налогу могут предоставляться налогоплательщикам как на основании положений НК РФ, так и на основании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований (законов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Перечень льгот по земельному налогу, установленных НК РФ, приведен в ст. 395 НК РФ. Так, согласно указанной статье освобождаются от налогообложения:

  • Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций (п. 1 ст. 395 НК РФ).

Напомним, что уголовно-исполнительная система в соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее — Закон РФ N 5473-1) включает в себя:

  • учреждения, исполняющие наказания (ст. 6 Закона РФ N 5473-1);
  • территориальные органы уголовно-исполнительной системы (ст. 7 Закона РФ N 5473-1);
  • федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (далее — федеральный орган уголовно-исполнительной системы) (ст. 8 Закона РФ N 5473-1).

Кроме того, в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 г. N 89 «Об утверждении Перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему».

Таким образом, если организация (учреждение) входит в указанный выше Перечень или если данная организация (учреждение) включена в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации, то она в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эту организацию (учреждение) функций, имеет право на льготу по земельному налогу. Подтверждением сказанному являются, в частности, Постановления ФАС Центрального округа от 13 августа 2008 г. по делу N А14-2375/2008/68/24, от 18 февраля 2008 г. по делу N А14-7273-2007/332/25.

  • Организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования (п. 2 ст. 395 НК РФ).

Понятие «организации» дано в п. 2 ст. 11 НК РФ, согласно которому организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Автомобильной дорогой признается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. На это указывает п. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 257-ФЗ).

Согласно ст. 5 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, автомобильные дороги местного значения, частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утвержден Постановлением Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62 «Об утверждении Перечней федеральных дорог в РСФСР».

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.

Статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Таким образом, к государственным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги общего пользования, находящиеся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.

Учитывая изложенное, если организации имеют земельные участки, принадлежащие им на праве постоянного (бессрочного) пользования, на которых ведется строительство автомобильных дорог общего пользования, то до включения этих дорог в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения данные организации обязаны осуществлять уплату земельного налога в общеустановленном порядке. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 11 августа 2008 г. N 03-05-04-02/44.

Вместе с тем, как уже отмечалось ранее, представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) предоставлено право устанавливать дополнительные налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Поэтому для решения вопроса о предоставлении налоговых льгот по уплате земельного налога организациям, осуществляющим строительство автомобильных дорог общего пользования, следует обращаться в представительный орган муниципального образования (законодательный (представительный) орган государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого ведется строительство автомобильных дорог общего пользования.

Что касается налогообложения организаций в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве постоянного (бессрочного) пользования и занятых реконструируемыми, ремонтируемыми государственными автомобильными дорогами общего пользования, то согласно письму Минфина России от 11 августа 2008 г. N 03-05-04-02/44 данные организации освобождаются от уплаты земельного налога в соответствии с п. 2 ст. 395 НК РФ.

  • Религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения (п. 4 ст. 395 НК РФ).

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Об этом сказано в ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — Федеральный закон N 125-ФЗ).

Религиозные организации вправе основывать и содержать следующие здания, строения и сооружения религиозного назначения: культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества), профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности (п. 1 ст. 16 Федерального закона N 125-ФЗ, п. 1 Положения о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. N 490).

Также религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций (п. 1 ст. 18 Федерального закона N 125-ФЗ). Напомним, что под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. На это указывает ст. 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Федеральный закон N 135-ФЗ). Цели осуществления благотворительной деятельности определены в ст. 2 Федерального закона N 135-ФЗ.

Следовательно, к зданиям, строениям и сооружениям благотворительного назначения следует относить объекты, непосредственно предназначенные для благотворительной деятельности. Данное разъяснение содержится в письме Федеральной налоговой службы от 20 июня 2005 г. N ГВ-6-21/499@ «О земельном налоге и налоге на имущество организаций». Также в указанном письме сказано, что освобождению от налогообложения земельным налогом подлежит весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строение или сооружение религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 18 августа 2006 г. N 03-06-02-02/114.

Однако если на земельном участке, принадлежащем религиозной организации, не расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, а находятся только здания, строения или сооружения, где производится религиозная литература, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения, то согласно письму Федеральной налоговой службы от 1 июня 2008 г. N ШС-6-3/440 «О земельном налоге» налогообложение такого земельного участка должно осуществляться в общеустановленном порядке.

  • Также освобождаются от налогообложения в соответствии с п. 5 ст. 395 НК РФ:
  • общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров. В том случае если подобная организация производит и (или) реализует подакцизные товары, минеральное сырье и иные полезные ископаемые, а также иные товары по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов, работы и услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), то льгота по налогу не применяется.

Напомним, что Перечень товаров, при производстве и (или) реализации которых организации не подлежат освобождению от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации этих товаров, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 223;

  • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства.

Общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов (ст. 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую.

Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, организации, функционирующие с учетом всех вышеперечисленных требований и имеющие общероссийский статус, вправе применять льготу, установленную п. 5 ст. 395 НК РФ.

Между тем Минфин России в своем письме от 18 сентября 2009 г. N 03-05-04-02/72 отмечает, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 23 декабря 1999 г. N 18-П, все общественные организации инвалидов, вне зависимости от территориальной сферы их деятельности (общероссийские, межрегиональные, региональные, местные), имеют равные права на получение государственной поддержки инвалидов и равны перед законом. С учетом этой правовой позиции в настоящее время арбитражная практика складывается в пользу общественных организаций инвалидов, имеющих различный территориальный статус, подтверждая право на предоставление им льгот по земельному налогу, предусмотренных п. 5 ст. 395 НК РФ. Поэтому вопрос об освобождении общественных организаций инвалидов, которые не имеют статуса общероссийских, а также организаций, созданных такими общественными организациями, от уплаты земельного налога требует законодательного урегулирования и может быть решен путем внесения изменений в ст. 395 НК РФ. Если представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и представительными органами муниципальных образований не принималось решения об освобождении межрегиональных, региональных и местных общественных организаций инвалидов от уплаты земельного налога, то налогообложение данных категорий налогоплательщиков следует осуществлять с учетом правоприменительной практики, сложившейся в соответствующем регионе.

В отношении расчета среднесписочной численности и фонда оплаты труда для применения налоговой льготы следует сказать, что указанный расчет производится за отчетный (налоговый) период в порядке, установленном Госкомстатом России. В настоящее время для расчета численности можно воспользоваться Приказом Росстата от 12 ноября 2008 г. N 278 «Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения: N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», N П-2 «Сведения об инвестициях», N П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», N П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», N П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации».

  • Организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов (п. 6 ст. 395 НК РФ).

К организациям народных художественных промыслов относятся организации (юридические лица) любых организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50 процентов (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» (далее — Федеральный закон N 7-ФЗ)).

Народным художественным промыслом признается одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов (ст. 3 Федерального закона N 7-ФЗ).

Местом традиционного бытования народного художественного промысла является территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы.

Изделием народного художественного промысла признается художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла. Отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов осуществляется на основе решений художественно-экспертных советов по народным художественным промыслам, принимаемых по результатам рассмотрения представленных типовых образцов и уникальных изделий народных художественных промыслов (ст. 7 Федерального закона N 7-ФЗ). Эти решения принимаются в соответствии с перечнем видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, который утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Отметим, что на сегодняшний день Порядок утверждения перечня видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, утвержден Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. N 273.

Перечень видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, утвержден Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. N 274.

  • Физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов (п. 7 ст. 395 НК РФ).

Коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации являются народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Об этом сказано в ст. 1 Федерального закона от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации».

Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р.

Федеральным законом от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 49-ФЗ) установлено, что территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации образуются в виде особо охраняемых природных территорий по решению Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с утверждением границ территорий и информированием населения об их образовании.

Территории традиционного природопользования включают в себя на основании ст. 10 Федерального закона N 49-ФЗ:

  • поселения, в том числе поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов;
  • участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления рыболовства, сбора дикорастущих растений;
  • объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность.

В соответствии с абз. 2 ст. 11 Федерального закона N 49-ФЗ земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, положение п. 7 ст. 395 НК РФ применяется в отношении земельных участков, принадлежащих физическим лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общинам таких народов на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения и находящихся на территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 14 августа 2009 г. N 03-06-06-03/8.

  • Организации — резиденты особой экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок (п. 9 ст. 395 НК РФ).

Порядок создания и функционирования особых экономических зон регулируется Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 116-ФЗ). Правовое положение резидентов особой экономической зоны регулируется гл. 4 Федерального закона N 116-ФЗ.

Согласно ст. 2 Федерального закона N 116-ФЗ особой экономической зоной признается определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Создаются особые экономические зоны в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы, на что указывает ст. 3 Федерального закона N 116-ФЗ.

Решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона N 116-ФЗ).

Если организация, которая зарегистрирована в качестве резидента особой экономической зоны, приобрела в собственность земельный участок, расположенный на территории особой экономической зоны, то эта организация вправе при исчислении земельного налога в отношении такого земельного участка использовать налоговую льготу, установленную п. 9 ст. 395 НК РФ (письмо Минфина России от 22 октября 2009 г. N 03-05-05-02/65).

Следует отметить, что НК РФ в отношении определенной категории налогоплательщиков предусмотрена льгота в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении. Категория таких лиц перечислена в п. 5 ст. 391 НК РФ.

Как уже отмечалось ранее, помимо льгот по земельному налогу, предусмотренных НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), могут быть установлены иные налоговые льготы и основания для их использования (абз. 2 п. 2 ст. 387 НК РФ). Данные льготы действуют только на территории этих муниципальных образований (названных субъектов Российской Федерации).

Так, например, на территории г. Москвы действует Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 «О земельном налоге» (далее — Закон г. Москвы N 74). В п. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы N 74 перечислены лица, которые имеют право на льготу, а также условия предоставления этой льготы. В частности, к ним относятся:

  • органы государственной власти г. Москвы и органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в г. Москве — в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения возложенных на них функций;
  • учреждения образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта, финансируемые из бюджета г. Москвы, а также за счет средств профсоюзов, — в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта;
  • организации и физические лица — в отношении земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами;
  • учреждения и организации, осуществляющие охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий, — в отношении земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования, отнесенных к особо охраняемым природным территориям в соответствии с Законом г. Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» и включенных в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в г. Москве, занятых национальными, природными, природно-историческими, экологическими, дендрологическими парками, природными заказниками, памятниками природы, заповедными участками, ботаническими садами, городскими лесами, водоохранными зонами;
  • организации, использующие труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг, а также услуг по сдаче в аренду зданий, сооружений, помещений и земельных участков). При определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера;
  • органы судебной системы, включая мировых судей, органы прокуратуры, органы внутренних дел — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций, и так далее.

В п. 2 ст. 3.1 Закона г. Москвы N 74 перечислены лица, которые могут уменьшить налоговую базу на не облагаемую налогом сумму в соответствии с гл. 31 НК РФ, а также дополнительно уменьшить налоговую базу на 1 000 000 руб. на одного налогоплательщика на территории г. Москвы, в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

В.В. Авдеев

5898523.ru

Права и обязанности как основа для реализации налоговых льгот

Налог на землю и льготы по нему состоят из следующих компонентов:

  • субъект (человека, на которого накладывается обязанность по оплате налога);
  • налоговые ставки, база, сроки;
  • порядок уплаты;
  • начисления;
  • налоговый период;
  • единица обложения.

Земельный налогВ процессе формирования льгот главным является субъект. От его характеристик и особенностей зависит сам факт появления оснований для льгот. Поскольку налоги взимаются с владельца земли, то и льготы могут определяться только по отношению к тому лицу, которое:

  • является собственником недвижимости;
  • имеет право на пожизненное владение участком;
  • на законных основаниях может бессрочно пользоваться землей.

Льготы — это продолжение прав. Они могут быть установлены только по отношению к тому человеку, который имеет юридическое право на владение и распоряжение земельным участком.

Не могут платить налоги люди, которые землю арендуют или обладают правом на безвозмездное срочное ее использование. Поскольку они не обладают налоговой ответственностью, они не имеют права и на льготы.

Уровни формирования льгот на уплату земельного налога

В России существуют только два уровня формирования налоговых льгот: федеральный и региональный.

К первому уровню относятся все нормы, предусмотренные федеральным законодательством. Основным нормативным документом в данной области является Налоговый кодекс.

Законы регионального уровня расширяют количество субъектов льготного налогообложения, увеличивают диапазон льготных случаев и размеры отчислений. Однако региональное законодательство не должно принимать нормы, идущие вразрез с федеральными законами.

Чаще всего в список субъектов льготного налогообложения попадают юридические лица, чья деятельность является особо значимой для данного региона.

Не следует путать понятие льгот с ситуацией, когда предприятие не облагается налогом по причине отсутствия земли в собственности.

Льготы федерального уровня

Льготы на земельный налог инвалидамЭтот уровень льгот описан в ст. 391 Налогового кодекса России. В соответствии с п. 5 налоговые льготы могут получать только люди, отвечающие следующим требованиям:

  1. Они должны иметь звания Героя Советского Союза или Российской Федерации или быть полными кавалерами ордена Славы.
  2. Это могут быть инвалиды всех групп, кроме третьей, независимо от причин инвалидности.
  3. Семьи, имеющие на содержании инвалидов с детства, независимо от группы, причины и сроков инвалидности.
  4. Они должны иметь статус ветеранов или инвалидов Великой Отечественной войны.
  5. Обладать званием ветеранов и/или иметь статус инвалида боевых действий в горячих точках России или за рубежом.
  6. К льготникам по многим категориям относятся все военные или гражданские лица, участвовавшие в ликвидации аварии в Чернобыле и в объединении «Маяк» на Урале. В эту же категорию попадают люди, которые принимали участие в действиях по испытанию ядерного оружия. Иными словами, на данную льготу имеют право все люди, которые подверглись облучению в данных ситуациях. На льготы могут рассчитывать и все те, кто пострадал при испытаниях ядерного оружия на Семипалатинском полигоне.
  7. Пенсионеры и граждане, чей доход позволяет отнести их к категории малоимущих.
  8. Семьи, признанные многодетными.

Порядок и сроки реализации льгот

Расчет льгот на земельный налогРеализация льгот осуществляется на основании документов, которые подтверждают право данного субъекта на уменьшение налоговой базы. Эти документы предоставляются в налоговый орган по месту расположения участка самим налогоплательщиком. Если субъект налогообложения не доказал свое право, то налоговый орган определяет величину налога в полном объеме.

Реализация права льготы зависит и от срока представления документов. Они должны быть поданы в соответствующие государственные органы не позднее 1 февраля того года, который следует за прошедшим налоговым периодом.

Льготы юридических лиц

Для предприятий льготное налогообложение зависит от категории и целевого использования земли. Налог на землю не взимается с таких участков:

Особо охраняемые природные территории

  • особо охраняемых природных территорий;
  • водных объектов;
  • территорий, занятых лесами;
  • земель, изъятых из оборота;
  • участков, на которых расположены объекты, признанные культурным и архитектурным наследием;
  • историко-культурных заповедников.

Все остальные земельные участки подлежат налогообложению. Если такой участок используется индивидуальным предпринимателем в производственной деятельности, то налог на землю он платит на общих основаниях и в полном объеме.

Льготами при уплате земельного налога пользуются следующие организации:

Порядок уплаты ИП земельного налога

  1. Все учреждения уголовно-исполнительной системы. Если земля используется только для целей осуществления своих функций, то организации этой системы не платят налог совсем.
  2. Учреждения и предприятия, владеющие земельными участками, находящимися под государственными автомобильными дорогами.
  3. Религиозные организации не платят земельный налог, но только за те участки, на которых непосредственно размещены культовые здания и сооружения.
  4. Все общественные организации, 80 % уставного капитала которых состоит из взносов граждан, имеющих группу инвалидности.
  5. Организации, ведущие свою деятельность в рамках народных промыслов. Однако льготное налогообложение касается только земель, на которых этот промысел осуществляется.
  6. Организации и предприятия, которые осуществляют свою деятельность в особой экономической зоне, при условии, что налогооблагаемые участки расположены в пределах этой зоны.
  7. Организации, выполняющие функции управляющих компаний в Сколково.

В субъектах федерации список организаций-льготников может быть расширен. Могут быть увеличены и размеры налоговых вычетов.

Налоговые вычеты при купле-продаже земли

Уплата налога за землю может производиться в прямой форме или в косвенной. Налог с продажи земли — это отчисления, связанные с получением дохода от земли. Эта форма налогового бремени также обладает рядом льгот.

Налоговый вычет при покупке домаРеализовать свое право на льготы можно только при следующих условиях.

  1. Если налоговый вычет производится впервые.
  2. Человек может претендовать на данную льготу только в том случае, если приобретение оплатил сам из собственных средств. Если оплата осуществлялась иными физическими или юридическими лицами, то претендовать на льготу можно только тогда, когда часть средств уплачена лично и это можно документально подтвердить. При этом вычет будет рассчитываться только на сумму вклада.
  3. Льготой можно воспользоваться только при покупке такого земельного участка, на котором уже существуют жилые помещения или получено разрешение на их строительство.
  4. Можно воспользоваться налоговыми вычетами и в случаях изъятия земли для осуществления государственных и муниципальных нужд. Кроме того, получить вычет можно и при уступке своих прав на долю в земельном участке.

В 2014 году была установлена величина предельно допустимого вычета в 260 000 руб. Это означает, что налогоплательщик может вернуть себе причитающиеся 13% только в том случае, есть купил землю не дороже, чем за 2 миллиона. При покупке земли за большую сумму гражданину возвращают все те же 260 000 рублей.

Существует еще одна льгота по налоговому вычету при приобретении земельного участка. Она определяется не по категориям граждан, а по давности нахождения недвижимости в собственности. До 2015 года налоги с продаж не платили после 3 лет нахождения недвижимости в собственности. С 2015 года этот срок увеличен до 5 лет. Исключение сделали только для недвижимости, перешедшей к новому владельцу в процессе дарения или наследования.

В последнее время наметилась тенденция увеличения налогового бремени. Проявляется это как в виде прямого увеличения налогов, так и в уменьшении спектра и величины льгот. Остается надеяться, что кризис закончится, и опять начнутся времена усиления социальной и экономической поддержки населения.

vseobip.ru


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.