Чем отличается юридический адрес от фактического

Гражданское законодательство не содержит понятий «юридический…», «почтовый…» и «фактический адрес», в нем говорится только о месте нахождения организации. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ) и должно быть указано в его учредительных документах (п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 54 ГК РФ). На практике под «юридическим адресом» подразумевают именно адрес места нахождения организации, указанный в учредительных документах, под «фактическим/почтовым адресом» — адрес места осуществления организацией (ее органами управления) повседневной деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ и п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (в ООО, например, — генеральный директор, директор, президент и другие (ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»)), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.


Подпункт «в» п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ уточняет, что этот адрес места нахождения также рассматривается законом в качестве адреса, «по которому осуществляется связь с юридическим лицом». Он относится к сведениям о юридическом лице, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). Внесение изменений о месте нахождения организации в ЕГРЮЛ производится на основании документов, представленных организацией в соответствии со ст. 17 Закона N 129-ФЗ.

Таким образом, фактически с точки зрения законодательства, «юридический…» и «фактический/почтовый адрес» организации должны совпадать в адресе места нахождения юридического лица. Несовпадение фактического места нахождения организации с местом нахождения, указанным в учредительных документах и, соответственно, включенным в ЕГРЮЛ, не соответствует закону.

Если сведения о месте нахождения организации (ее исполнительного органа), представленные в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, были указаны неверно при ее создании (или реорганизации), организация может быть привлечена к административной ответственности за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, недостоверных сведений (ч.


ст. 14.25 КоАП РФ), а если будет доказано умышленное искажение этих сведений — за представление документов, содержащих заведомо ложные сведения (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ). Согласно позиции ФНС РФ, отраженной в письме от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@ «О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации», под недостоверными сведениями понимается неумышленное наличие неточностей, искажений в содержании представленных для государственной регистрации документов. Напротив, термин «заведомо ложные» означает однозначную осведомленность о ложности, недостоверности представляемых в регистрирующий орган сведений, например, при представлении сведений об адресе места нахождения юридического лица (фактическое отсутствие юридического лица по месту нахождения, указанному в заявлении при государственной регистрации).

В то же время какой-либо специальной нормы, устанавливающей ответственность за перемещение организации в другое место нахождения после регистрации ее образования (реорганизации), законодательство не содержит.

Налоговые органы, обнаруживающие отсутствие организации по месту нахождения, указанному в учредительных документах и, соответственно, ЕГРЮЛ, например, в результате выездов или неполучения юридическим лицом почтовой корреспонденции по этому адресу, пытаются привлекать должностных лиц организаций по той же ст.


.25 КоАП РФ (смотрите, например, Обзор по вопросу применения дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации, приложение к письму ФНС от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@, постановление заместителя председателя Челябинского областного суда от 02.09.2008 (надзорное производство N 4-а-793)). Однако из п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 13 Закона N 129-ФЗ следует, что закон исходит из того, что местом нахождения юридического лица признается именно адрес, указанный в учредительных документах, достоверность сведений в котором предполагается. Следовательно, фактическое перемещение постоянно действующего исполнительного органа или иного лица, имеющего право действовать без доверенности и указанного в учредительных документах, изменением места нахождения, с точки зрения закона, не считается, изменением места нахождения общества считается изменение указания на таковое в учредительных документах. А изменения в устав общества о месте его нахождения приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (п. 3 ст. 52 ГК РФ, п. 4 ст. 12 Закона N 14-ФЗ), то есть с момента внесения регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр (п. 2 ст. 11 Закона N 129-ФЗ). При этом срок для представления документов, связанных с внесением изменений в учредительные документы, законом не установлен (п. 5 ст. 5, глава VI Закона N 129-ФЗ).


Исходя из этого, на наш взгляд, организация фактически не может быть привлечена к административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление сведений об изменении места нахождения в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Существует риск предъявления и иных претензий со стороны налоговых органов в случае выявления отсутствия организации по адресу, указанному в учредительных документах. В ряде случаев налоговые органы пытались в судебном порядке ликвидировать организации на основании ст. 61 ГК РФ по причине грубого нарушения законодательства при их регистрации (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.2007 N Ф04-4814/2007(36344-А03-40), ФАС Уральского округа от 26.02.2007 N Ф09-1166/07-С4, ФАС Северо-Западного округа от 15.09.2006 N А56-22440/2005), а также на основании п. 2 ст. 25 Закона N 129-ФЗ по причине грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов (постановления ФАС Московского округа от 07.05.2010 N КГ-А41/4353-10 по делу N А41-25378/09, ФАС Волго-Вятского округа от 11.01.2010 по делу N А43-21631/2009). Однако, как правило, суды вставали на сторону организаций, указывая, что эти нарушения не являются неустранимыми.

Кроме того, необходимо учитывать, что, с точки зрения действующего законодательства, любое место, по которому организация оборудует стационарные рабочие места, то есть рабочие места на срок более месяца, вне места своего нахождения (в том числе, например, рабочее место единоличного исполнительного органа) признается обособленным подразделением (ст. 11 НК РФ). А в соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту ее нахождения, так и по месту нахождения всех ее обособленных подразделений.


В настоящее время организации не обязаны предоставлять заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения, такая постановка на учет осуществляется теперь самим налоговым органом на основании сведений, сообщенных налогоплательщиком в порядке, установленном пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ. Таким образом, за несообщение сведений о создании обособленного подразделения организация, на наш взгляд, не может быть привлечена к ответственности по ст. 116 НК РФ и ст. 15.3 КоАП РФ. Это подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011 по делу N А33-1854/2011).

Однако согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения обо всех обособленных подразделениях в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения. Постановка на учет в налоговых органах организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании представленных организацией указанных сведений в течение 5 дней со дня их получения (п.


ст. 83, п. 2 ст. 84 НК РФ). В связи с несообщением сведений о создании обособленного подразделения организация может быть привлечена к налоговой ответственности за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ), а также к административной ответственности за то же нарушение на основании ст. 15.6 КоАП РФ.

Во избежание возможных претензий со стороны налоговых органов рекомендуем внести соответствующие изменения в устав в части сведений о месте нахождения организации в соответствии с п.п. 2, 4 ст. 12 Закона N 14-ФЗ. Для этого в регистрирующий орган представляется заявление по форме Р13001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, и документы, перечисленные п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ. На основании этого заявления будут внесены изменения в ЕГРЮЛ, касающиеся адреса юридического лица. Дополнительных обязанностей организации, связанных с постановкой на налоговый учет по новому месту нахождения организации, законодательством не предусмотрено. В соответствии с п. 4 ст. 84 НК РФ, если организация изменила место нахождения, снятие ее с учета осуществляется налоговым органом, в котором она состояла на учете, на основании сведений, содержащихся в едином реестре юридических лиц. Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения.


 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Мазухина Анна

Ответ прошел контроль качества

20 июня 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

www.garant.ru

Что делать если фактический и юридический адрес организации не совпадают, возможен ли отказ в регистрации?

Юридический и фактический адреса регистрации

Несовпадение юридического и фактического адресов может стать головной болью предприятия буквально с “первых дней жизни” — вам попросту могут отказать в государственной регистрации. Но если регистрация все же пройдет успешно, за ведение деятельности не по месту регистрации компанию могут серьезно наказать, вплоть до ликвидации.

Для того, чтобы обезопасить себя от подобных неурядиц, вам придется разобраться в хитросплетениях юридических терминов и законодательных нюансов. А мы с удовольствием окажем вам в этом информационную поддержку.

В этой статье мы разберем, в чем отличия юридического адреса от фактического, и предложим варианты действий при их несовпадении. 


Юридический адрес организации называется место нахождения организации, по которому:

·       осуществляется связь с ней

·       она зарегистрирована в ЕГРЮЛ

·       находится постоянно действующий исполнительный орган (а в случае его отсутствия — лицо, имеющее право действовать от имени компании без доверенности). Таким образом, законодательством предусматривается, что предприятие должно осуществлять свою деятельность по месту своей государственной регистрации.

Фактическим адресом принято называть место, по которому физически находится организация, арендует помещение, но этот адрес никак не отражается в ЕГРЮЛ и юридических документах. Бывают ситуации, вспомните вы, когда совпадение юридического адреса и фактического места нахождения предприятия невозможно. Самый яркий пример — офисное здание со всем административным аппаратом размещается в городе, а за его пределами — завод, осуществляющий производственную деятельность. Для таких обстоятельств государством предусмотрена регистрация обособленного подразделения, либо филиала. 

Признаки обособленного подразделения:

  • находится территориально обособлено от основного предприятия
  • в нем оборудованы рабочие места на срок более 30 календарных дней


Таким образом, любое территориально отдельное место осуществления деятельности должно быть зарегистрировано надлежащим образом (либо как обособленное подразделение, либо как филиал).

Что делать если юридический и фактический адреса организации не совпадают?

Государственные органы считают, что в случае такого несовпадения организация не имеет законного права вступать в отношения с лицами, полагающимися на сведения из ЕГРЮЛ (Решение Пленума ВАС от 30.07.13). Ведь даже если по этому адресу можно осуществить почтовую связь с таким предприятием, оно не сможет обеспечить исполнение своих обязательств перед контрагентами, к тому же не доступно для необходимого контроля гос.органов. Такой адрес может быть признан недостоверным, что способно спровоцировать наложение штрафов, закрытие банковского счета и даже ликвидацию компании.

Поэтому рекомендуем:

Первое. По юридическому адресу обязательно должен находится управляющий орган или вы должны иметь возможность провести проверку по данному адресу в случае возникновения вопросов у налоговой службы или у представителей банка. Для этого при заключения договора аренды юридического адреса необходимо заключить договор аренды рабочего места. В этом случае вы всегда сможете встретить любой проверяющий орган по юридическому адресу.

Второе. Зарегистрируйте обособленное подразделение или филиал

Третье. По-возможности, смените юридический адрес в ЕГРЮЛ 


Четвертое. Вы можете заключить договор фактического адреса и инициировать проверку любого проверяющего органа.

Многие предприятия работают, используя юридический адрес только в качестве почтового, для связи. А фактически находятся по другому адресу или работают удаленно. Но чтобы предотвратить возможные проблемы в будущем, лучше позаботиться о законности деятельности в настоящем.

legiti.ru

Законодательство не разграничивает юридический и фактический адрес

Итак, сразу необходимо подчеркнуть, что как такового понятия, «фактический» и, как противопоставление — «юридический адрес организации», действительно не существует. В принципе, под понятием «юр адреса» скрывается не вполне правомерное явление. Юр.адрес играет важную роль, не только в процессе госрегистрации компании, но и в процессе ведения хозяйственной деятельности.

Действующим законодательством РФ определено, что юр. адрес к числу обязательных реквизитов юр. лица не относится. Наоборот, согласно Закону «О госрегистрации юрлиц и ИП» в учредительных документах должно указываться место реального нахождения компании. Это означает, что фактический является главнее, но и юридический адрес организации, по идее, должен совпадать с реальным.

Под юр.адресом необходимо понимать местонахождение действующего органа юрлица, о котором указывается в регистрационных документах, и по которому осуществляется государственный контроль над компанией. Это относится ко всем предприятиям, имеющим разную правовую форму. Так, фактический (он же реальный или почтовый) и юридический адрес ООО (а также ОАО, ЗАО и других), по логике законодателей должны совпадать.

На практике фактический — это место, по которому находится постоянный исполнительный орган в реальности, и юридический адрес ООО – это всего лишь запись в регистрационных документах. Законом предусмотрено обязательное наличие у любой компании только указания реального местонахождения а определение «нахождение постоянного исполнительного органа» предоставляет юристам и бизнесменам большую возможность широко его толковать.

Фактический – это юридический адрес

Естественно, единственным и лучшим законным вариантом для компании будет такой вариант, при котором его юридическое и фактическое местонахождение предприятия совпадает. А когда фактический адрес отличается от юридического то это часто приводит к недоразумениям и даже к более серьезным последствиям в виде наложения административных штрафов.

Вариант, когда местонахождение организации реальное, и то, что указано при горсегистрации, совпадает, к сожалению, может встретиться не часто, и, как правило, предприниматели указывают именно юр.адреса при оформлении сделок и предоставлении отчетности. Поэтому, если имеется несоответствие юридического (указанного в регистрационных документах) и фактического адреса, то у компаний могут возникать некоторые проблемы, выражающиеся, к примеру, в частых выездных налоговых проверках.

Причем неприятности могут возникнуть не только на этапе госрегистрации (когда будет получен отказ в ее проведении), но и в дальнейшем, в ходе хозяйственной деятельности компании. Так, к примеру, у налоговиков существует такая процедура проверки адреса, как отправка почтовой корреспонденции на адрес проверяемой компании. Если фактический адрес отличается от юридического, и при этом не налажено почтово-корреспондентское обслуживание, то почта вернется обратно отправителю. Для фискалов это будет достаточным доказательством того, что предприятие проверку не прошло, а, значит, оно заслуживает на более серьезное внимание.

Во избежание этого у бизнеса возникает необходимость во всевозможном дополнительном «обустройстве» своего юр. адреса. Чтобы по максимуму обезопасить и себя лично и свое предприятие от повышенного внимания фискалов, предпринимателям приходится платить за дополнительные услуги: почтово-секретарское обслуживание, обеспечение ряда гарантий и возможность продолжения строка договора аренды.

Начало несоответствия когда фактический адрес отличается от юридического

Вообще деление определения «адрес местонахождения организации» не совсем случайно возникло. Это разделение инициировано самими фискалами и было призвано решить проблему несовпадения указанных юр.адресов с реальным местом нахождения компании.

Однако в результате этой «чистки» ликвидировать такое явление не только не получилось, но и эффект оказался прямо обратным. Постепенно юр.адреса стали доминирующим термином в определении местонахождения компаний, что обеспечивает развитие рынка предоставления специальных юридических услуг по их передаче во временное пользование.

юр-сайт.рф

Понятия «юридический» и «фактический» адрес. В чем разница?

Предприятие любой формы собственности в регистрационных документах обязано указать «место нахождения юридического лица». Именно этот адрес и будет считаться юридическим, хоть в законодательстве данное понятие не закреплено. Именно сюда будет приходить вся корреспонденция (в том числе от контролирующих инстанций), также данный адрес будет указываться во всех отчетах и деловом документообороте. А вот фактический адрес – это конкретное местоположение предприятия.

В идеале фактические координаты нахождения фирмы и должны быть указаны при регистрации предприятия и постановке его на учет в налоговых органах. То есть фактический адрес = юридическому. Но на практике разделение этих двух понятий может произойти по ряду факторов:

  • У начинающего бизнесмена не всегда есть средства на покупку собственного здания или офиса;
  • Арендодатель может отказаться от предоставления юридического адреса;
  • Нежелание менять налоговую инспекцию в случае переезда фирмы, расширения предприятия.

Что можно использовать в качестве юридического адреса и какие документы нужны для его регистрации

  • Купленный юридический адрес. В этом случае заключается договор аренды на некое помещение, который затем предоставляется вместе с остальным пакетом документов в регистрационную службу.
  • Домашний адрес руководителя или учредителя фирмы. Потребуется ксерокопия паспорта с пропиской по данному адресу либо нотариально заверенная копия документов, подтверждающих право собственности на данную квартиру.

Предоставление адреса

Во-первых использовать только проверенного арендодателя. На практике предприниматели часто сталкиваются с проблемой недобросовестных собственников недвижимости, которые в погоне за наживой сдают один и тот же юр. адрес нескольким арендаторам. В результате чего данный адрес могут признать «массовым» и отказать субъекту хозяйствования в регистрации. Либо данный субъект вызовет подозрение со стороны контролирующих инстанций и, как следствие, выездную проверку. Ознакомиться с перечнем адресов массовой регистрации можно на официальном интернет-ресурсе ФНС РФ. Также следует убедиться, что по данному адресу действительно расположено здание (помещение, офис), что оно достроено и сдано в эксплуатацию, а не существует исключительно на бумаге.

Во-вторых позаботьтесь о наладке почтового сообщения с арендуемым вами юридическим адресом. Очень важно чтобы Вам своевременно передавалась вся корреспонденция, извещения из фондов, запросы налоговой, так как документы от ФНС  считаются полученными по прошествии 6-ти дней, с даты их фактической отправки заказным письмом. И неважно получена ли направленная корреспонденция адресатом или нет.
Офис и юридический адрес

Последствия и штрафные санкции за несовпадение адресов

Несовпадение адресов может нести крайне негативные последствия для организации. Так, если компания, будет уличена налоговиками в том, что ее исполнительный орган не расположен по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, то ей грозит:

Отказ в банковском обслуживании. Согласно действующему законодательству банковские структуры обязаны идентифицировать  лиц, которым предоставляют обслуживание. В частности устанавливать фактическое местонахождение обслуживаемого юридического лица. При выявлении противоправных действий (несоответствие заявленного местонахождения фактическому) банк вправе отказать  юридическому лицу в открытии расчетного счета или заблокировать доступ к системам интернет-банкинга у уже существующих клиентов.

Ликвидация предприятия, как юридического лица. Регистрирующий орган вправе подать прошение в арбитражный суд с требованием ликвидировать юридическое лицо в случае, если будет установлено, что действительное местонахождение субъекта не совпадает с адресом, указанным им при регистрации. Предварительно директору и учредителям направляются письма с просьбой в указанный срок предоставить достоверную информацию о местонахождении организации. Если ответ не будет предоставлен, то дело передается в суд.

Признание фактического адреса обособленным подразделением. Согласно пункту второму статьи одиннадцатой НК РФ любое подразделение, находящееся не по фактически зарегистрированному в ЕГРЮЛ адресу и в котором оборудованы стационарные рабочие места, может считаться обособленным подразделением юридического лица. Предприятия обязаны сообщать в налоговую инспекцию о появлении такого подразделения в срок не превышающий один календарный месяц с даты его создания. Независимо от того внесете Вы данное подразделение в свои учредительные документы или нет, суд может вынести решение о незаконности ведения деятельности через незарегистрированные ОП. В таком случае Вам грозит штраф в размере десяти процентов от полученного дохода, в ходе ведения неправомерной деятельности.

vchemraznica.ru

Место нахождения юридического лица

Местонахождения организации - Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФКроме наименования, другим формальным атрибутом каждого юридического лица является место его нахождения, который достаточно часто называют "юридический адрес".

По правилам статьи 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица указывается в учредительных документах организации и определяется местом его государственной регистрации.

По месту нахождения юридического лица должен находиться и его постоянно действующий исполнительный орган или лицо, имеющие право действовать от имени организации без доверенности, храниться вся документация (учредительные документы, отчетность и т.п.) юридического лица.

Адрес юридического лица должен быть адресом, по которому было бы возможно связаться с организацией.

 

Какой адрес можно указать в качестве адреса организации

Выбирать адреса места нахождения организации надо правильно – это одно из первых, на что обращает внимание регистрирующий орган.

Правильный выбор адреса организации означает, что адрес не должен являться местом массовой регистрации. Адреса массовой регистрации юридических лиц хорошо известны налоговым органам и если в учредительных и иных документах указан такой адрес в качестве адреса места нахождения, то юридическое лицо только одним этим фактом уже привлекает к  себе внимание налоговых органов как возможная фирма – однодневка.

Можно ли использовать как адрес места нахождения организации место жительства учредителя

Как обычно, практика различных региональных ФНС противоречива – одни инспекции регистрируют организацию по месту жительства учредителя, другие – нет, хотя однозначного запрета на такую регистрацию (если это не промышленное производство) законы не содержат.

Чтобы напрасно не тратить время и деньги на оформление необходимых документов, позволяющих в качестве адреса (места нахождения) организации указывать жилое помещение, заранее узнайте в регистрирующем органе всю информацию о данном положении дел.

Подводя итог можно сказать, что в качестве адреса места нахождения юридического лица можно указать:

  • адрес фактического места жительства одного из учредителей;

  • адрес арендованного помещения;

  • адрес помещения, находящегося в собственности одного из учредителей юридического лица либо самого юридического лица;

  • юридический адрес — адрес помещения, который будет указан в документах организации, заявлении о государственной регистрации и регистрационном деле организации, но фактически организация по такому адресу никогда не будет располагаться.

 

Что такое юридический адрес, фактический и почтовый адрес

Действующие законы  понятий "юридический адрес" и "фактический адрес" не содержат – это и порождает массу кривотолков и вариаций на эту тему.

Как правило, адрес, по которому осуществляется государственная регистрация организации, отличается от адреса, по которому фактически находится организация или ее руководящий орган, т.е. у организации бывает два адреса: юридический и фактический.

Поэтому можно сказать, что юридический адрес – это простая формальность, т.е. тот адрес, который можно указывать как адрес места нахождения организации при наличии определенных документов, дающих на это право (свидетельство о праве собственности, договор аренды и пр.).

Так как адрес места нахождения организации (юридический адрес) необходим каждой организации для регистрации, то многие учредители прибегают к варианту "покупки юридического адреса", т.е. такой адрес указывается в учредительных документах как адрес (место нахождения) организации, но при этом, организация фактически по такому адресу не находится. В этом случае получается, что фактически организация находится по другому адресу, который поэтому и принято называть – фактическим адресом, т.к. именно по этому адресу находится само юридическое лицо, документация, руководитель и осуществляется вся финансово-хозяйственная деятельность организации.

Почтовый адрес в данном контексте означает тот же юридический адрес с той лишь разницей, что специально обученный человек за отдельную плату будет доставлять всю приходящую по юридическому адресу почтовую корреспонденцию в организацию по месту ее фактического нахождения.

 

Какими документами подтверждается законность использования юридического адреса

Бытует мнение, что для подтверждения правомерности указания и правомочности использования указанного адреса места нахождения юридического лица в регистрирующий орган (при регистрации организации) надо предоставлять дополнительные документы.

Для нежилых помещений:

  • документ, подтверждающий право собственности (если помещение находится в собственности);

  • договор аренды (субаренды), заключенный между арендодателем и арендатором (если помещение арендуемое (субарендуемое));

  • гарантийное письмо (от собственника помещения);

  • акт передачи-приемки помещения;

  • поэтажный план (заверенную копию);

  • иные документы, если их наличие будет являться обязательным в соответствии с законами либо с не противоречащими ему требованиями регистрирующего органа.

Указывая в качестве адреса юридического лица жилого помещения: документ, подтверждающий право собственности и согласие всех проживающих совершеннолетних членов семьи на предоставление домашнего адреса под адрес (место нахождения) исполнительного органа юридического лица.

Такое мнение не основано на законе – в статье 12  Закона № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представить.

Таким образом, при регистрации организации не надо представлять специальный документ, подтверждающий место нахождения юридического лица (например, договор аренды), при этом сведения о месте нахождения организации указываются в ее уставе.

Налоговый (регистрирующий) орган не вправе требовать от общества представления дополнительных документов.

Основания отказа в регистрации перечислены в пункте 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ. Как видно из этого пункта – такого основания для отказа в государственной регистрации организации нет.

Более того, законодательство не содержит положений, закрепляющих права налоговых органов по проверке достоверности сведений, вносимых участниками юридического лица в учредительные документы.

Регистрация юридического лица носит исключительно уведомительный характер. Поэтому налоговые органы при регистрации юридического лица не вправе отказать в такой регистрации по причине

Более того, законодательство не содержит положений, закрепляющих права налоговых органов по проверке достоверности сведений, вносимых участниками юридического лица в учредительные документы. Регистрация юридического лица носит уведомительный характер. Поэтому налоговые органы при регистрации юридического лица не вправе отказать в регистрации по причине недостоверности сведений, указанных в учредительных документах ООО.

При этом надо иметь в виду, что за представление в регистрирующий орган недостоверных (заведомо ложных) сведений заявители могут быть привлечены к административной (статья 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях) или уголовной (статья  171 Уголовного кодекса РФ) ответственности.

 

Признаки недостоверности юридического адреса

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" ВАС называет признаки недостоверности сведений об адресе:

  • адрес обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.);

  • адрес в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;

  • адрес является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;

  • адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);

  • имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.

Если организация неоднократно проигнорирует все просьбы регистрирующего органа о предоставлении реального адреса, суд может принять решение о ликвидации.

 

Черные списки массовой регистрации юридических адресов

Списки массовой регистрации юридических адресов создаются Федеральной налоговой службой (ФНС России). Основанием для их создания послужило то, что за последние годы регистрация организаций по одним и тем же юридическим адресам приобрела массовый характер. В связи с этим в списках массовой регистрации юридических адресов с большей долей вероятности можно найти либо ожидать увидеть в ближайшем будущем тот юридический адрес, по которому зарегистрировано более десяти юридических лиц. О данных списках можно узнать подробно на сайте ФНС России (на сайтах инспекций ФНС России). Поэтому, прежде чем регистрировать организацию по тому адресу, по которому она фактически не собирается находиться, следует предварительно заглянуть на сайт налогового органа, чтобы удостоверится в том, что конкретный адрес отсутствует в списках адресов массовой регистрации, а также знать и помнить о возможных последствиях.

Единых критериев отнесения адресов к адресам массовой регистрации нет. Как сказано в Приказе ФНС РФ от 29.12.2006 № САЭ-3-09/911@ "…Каждое Управление ФНС России по субъекту РФ путем издания соответствующего распорядительного акта устанавливает свой минимальный критерий отбора адреса массовой регистрации …".

На практике к адресам массовой регистрации налоговые органы относят адрес, если — один и тот же адрес указан при государственной регистрации в качестве места нахождения 10-ю и более юридическими лицами (и сразу же можно говорить о бросающейся в глаза глупости – по этому критерию можно любой бизнес-центр объявить адресом массовой регистрации).

 

Риски использования купленных юридических адресов

К нежелательным последствиям (рискам) для организации, использующей купленный юридический адрес, можно отнести:

  1. Приобретенный комплект документов на аренду помещения может оказаться просто поддельным документом, а помещение, указанное в документах, может вообще не существовать или оно может существовать, но документы (подписи, печати) подделаны.

  2. Отказ в регистрации организации (возможный, но не обязательный), если окажется, что адрес, указанный организацией в качестве ее юридического адреса, числится в "черных списках массовой регистрации юридических адресов". Законность такого отказа достаточно сомнительна так как:

    • законы не запрещают нахождение по одному адресу нескольких юридических лиц;

    • Законом № 129 — ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица. Правоустанавливающие документы на помещение, указанное как местонахождение организации, не входят в комплект документов, необходимых для государственной регистрации, а требовать представления дополнительных документов при регистрации юридического лица налоговый орган не вправе (пункт 4 статьи 9 Закона № 129 – ФЗ);

    • место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах. В комплект документов, представляемых в налоговый орган, входит подписанное заявителем заявление о государственной регистрации юридического лица. В заявлении указывается адрес местонахождения юридического лица и подтверждается, что сведения, содержащиеся в нем, достоверны. Такое основание отказа в государственной регистрации, как недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, Законом № 129 – ФЗ не предусмотрено.

    • До внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации юридического лица организация не считается созданной, т.е. не вправе заключать договоры аренды недвижимого имущества.

      Как известно, в любых организациях работают люди. Людям свойственно ошибаться, поэтому  чтобы не начинать свой бизнес с судебных споров лучше заранее узнать, числится ли предлагаемый адрес  в черном списке адресов массовой регистрации или нет.

  3. Если по указанному адресу организации при проверке как налоговыми органами, так и органами внутренних дел (по поручению налоговых органов) не окажется, то она может быть включена в список организаций – однодневок, что в дальнейшем может послужить косвенным основанием для отказа ей в вычете по налогу на добавленную стоимость, а также привести к иным нежелательным для нее и ее контрагентов последствиям.

  4. Отказ банков в открытии расчетного счета, если организация даже зарегистрирована по адресу массовой регистрации.

  5. Сложности с получением почтовой корреспонденции. К примеру, если письмо из ФНС не будет получено и будет возвращено с пометкой "организация по указанному адресу не числится", то этот факт может послужить поводом для проверки действительного места нахождения организации. В результате могут быть применены различные нежелательные меры, в том числе такая организация может быть ликвидирована по инициативе налогового органа.

 

Смена юридического адреса

Необходимость смены юридического адреса юридического лица чаще всего происходит при изменении фактического места нахождения организации (истечение срока действия договора о предоставлении юридического адреса или аренды помещения при невозможности пролонгировать такой договор).

Смена юрадреса влечет за собой целый ряд действий по регистрации этого юридического факта. Сложность и масштабность процедуры смены юридического адреса в первую очередь зависит от того, будет Ваш новый юридический адрес относиться в прежней налоговой инспекции или нет.

Процедура смены юридического адреса осуществляется по следующей схеме:

  • учредители юридического лица на общем собрании принимают решение о смене юридического адреса;

  • готовится пакет документов на регистрацию соответствующих изменений;

  • в течение 3 дней документы необходимо подать в ИФНС.

В пакет документов для регистрации смены адреса входят:

  • решение о смене юридического адреса, созданное по итогам общего собрания учредителей;

  • заявление на регистрацию изменений, связанных с внесением изменений в учредительные документы (форма 13001 или форма № Р14001 с заполненным листом на юридический адрес или или предусмотренное);

  • документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника ООО, владеющего не менее чем 50% голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица, за исключением случаев нового места нахождения юридического лица по адресу места жительства участника, владеющего не менее чем 50% голосов, либо лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юрлица (Информация ФНС России "Об изменении законодательства о регистрации с 1 января 2016 года", а также Письмо ФНС России от 11.01.2016 № ГД-4-14/52@);

  • устав организации (2 экземпляра — оба оригинала);

  • квитанция об уплате госпошлины за внесение изменений в учредительные документы.

С февраля 2014 года документы можно подать через сайт ФНС (Личный кабинет налогоплательщика — юридического лица)

Самостоятельно высчитывать дату, когда нужно забирать документы, не придется, — при подаче документов Вам выдадут уведомительный лист, в котором будет указана эта дата. Если же по какой-либо причине получить документы в установленный день не удалось – они будут отправлены по почте, на юридический адрес организации.

После регистрации смены юридического необходимо обновить коды Госкомстата. Для этого понадобится выписка из ЕГРЮЛ, свидетельство о регистрации и решение о смене адреса организации, и всё это подается в Госкомстат для получения нового информационного письма с указанием кодов статистики.

После этого необходимо уведомить о произведенных изменениях внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, ФСС и ФОМС) и банк. В случае смены юридического адреса с переходом в другую ИФНС сначала необходимо снять вашу организацию с учета в фондах по прежнему адресу и только потом поставить на учет во внебюджетных фондах по новому адресу.

В 2014 году своим письмом № СА-4-7/22406 от 12 декабря 2013 года ФНС запустила механизм ликвидации организаций, которые не находятся по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Инспекциям поручено обращаться в суд с иском о признании незаконной регистрации организации, если до организации не доходит корреспонденция из ИФНС. В этом же письме говорится, что если отправленная по юридическому адресу корреспонденция возвращается в инспекцию с пометкой "организация выбыла" или "за истечением срока хранения", налоговикам рекомендовано уведомить компанию о необходимости представить в регистрирующий орган достоверные сведения о ее адресе. В случае игнорирования такого запроса инспекция должна обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации юридического лица.

Вторым разъяснением ФНС (письмо ФНС России от 9 января 2014 года N СА-4-14/70) предписало обращаться в суды только после согласования конкретного случая отсутствия компании по месту регистрации с ФНС. При этом надо иметь в виду, что работа налоговых органов по ликвидации организаций, которые не находятся по юридическому адресу, направлена в основном на чистку так называемых "адресов массовой регистрации". Для этого налоговики сопоставляют регистрационные данные с данными, предоставляемыми собственниками помещений по таким адресам. Поэтому, если с собственником помещений у вас имеются договорные отношения, вас это не коснется.

На практике организациям выгодно после переезда оставлять в ЕГРЮЛ прежний адрес регистрации. Организация может менять местонахождение довольно часто. Это обусловлено ростом численности персонала или выгодным предложением по аренде помещения. Однако частая смена инспекции для налоговых органов означает, что организация таким образом пытается избежать уплаты налогов. Поэтому смена инспекции вслед за переездом — практически всегда повод для проведения налоговой проверки. Для того чтобы минимизировать риски, организация остается на учете в прежней налоговой инспекции. Кроме того, сохранение прежнего адреса в документах позволяет бухгалтеру сдавать документы в привычную ИФНС, где все знакомо, в том числе требования инспекторов. До некоторых пор при переезде компании следовало позаботиться лишь о получении корреспонденции с прошлого адреса. Теперь расхождение между юридическим и фактическим адресами становится опасным.

Защищает организацию и возможность исправить ошибки до или в процессе судебного разбирательства — ведь еще в июле 2013 года в своем Постановлении № 61 Высший арбитражный суд РФ разъяснил, что в ходе судебного разбирательства такое юрлицо имеет право устранить нарушения, представив в регистрирующий орган достоверные сведения о своем адресе. В этом случае в удовлетворении иска о ликвидации организации налоговому органу будет отказано. Поэтому надо учитывать, что ликвидация юрлица ввиду отсутствия в ЕГРЮЛ достоверных сведений о его адресе — это крайняя мера, максимальное негативное последствие. Оно возможно только в случае, если организация не просто не находится по указанному в ЕГРЮЛ адресу, но и в принципе не ведет никакой легальной деятельности и не представляет интереса для участников общества и его директора.

 

Понятие "место нахождения организации" в Законе от 05.05.2014 № 99-ФЗ, от 23.05.2015 № 133-ФЗ, от 29.06.2015 № 209-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ"

В Законе от 05.05.2014 № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ" статья 54 ГК изложена в новой редакции:

Статья 54. Наименование, место нахождения и адрес юридического лица

Редакция ст. 54 ГК РФ
до 01.09.2014

Редакция ст. 54 ГК РФ с 01.01.2016
(в редакции законов от 05.05.2014 № 99-ФЗ, от 23.05.2015 № 133-ФЗ от 29.06.2015 № 209-ФЗ)

  1. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

  2. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

  3. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

  4. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

  5. Требования к фирменному наименованию устанавливаются настоящим Кодексом и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII настоящего Кодекса.

  1. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

  2. Включение в наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается в случаях, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации, либо по разрешению, выданному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти не могут использоваться в наименованиях юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.

    Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок использования в наименованиях юридических лиц официального наименования субъектов Российской Федерации.

  3. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

  4. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

  5. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 1651), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

    При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории Российской Федерации сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом.

  6. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

  7. Требования к фирменному наименованию устанавливаются настоящим Кодексом и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII настоящего Кодекса.

  8. Наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в едином государственном реестре юридических лиц, а в случае, если юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, — только в едином государственном реестре юридических лиц.

Комментарий к статье 54 ГК

Основные новеллы сводятся к следующему:

  1. ГК устанавливает, что место нахождения организации определяется местом его государственной регистрации на территории РФ.

    Из положений пункта 2 статьи 54 ГК (в ред. ФЗ от 29.06.2015 № 209-ФЗ, действующей с 29 декабря 2015 года) следует, что место нахождения юридического лица определяется по месту его государственной регистрации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).

    Место нахождения юридического лица указывается в его учредительном документе, утвержденном учредителями (участниками) юридического лица, и в ЕГРЮЛ, а в случае если юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, — только в ЕГРЮЛ.

    Таким образом, ГК разграничил понятия "адрес" и "место нахождения". Адрес — это точное указание на конкретное здание или помещение, где находится организация. Место нахождения — это населенный пункт (муниципальное образование), где зарегистрирована организация, например, г. Санкт-Петербург. Эти изменения окончательно утвердили практику указания в уставе только города или другого населенного пункта, поэтому изменение адреса в пределах этого населенного пункта не влечет внесение изменений в устав (изменения вносятся только в ЕГРЮЛ).

    В ЕГРЮЛ должен быть указан также адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

  2. Правило о том, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения сообщений, поступивших по месту его нахождения перекочевало из налогового законодательства. Таким образом законодатель и в ГК пытается застолбить факт того, что если организация не находится по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, то — это ее проблемы. По этим же причинам введено правило о том, что любая корреспонденция считается полученной юридическим лицом, даже если оно не находится по этому адресу.

  3. Эти правила распространяются как на российские, так и на иностранные организации даже если уведомления, письма и другая корреспонденция направлены в адрес филиала или представительства иностранной организации.

Вводя новые обязательные требования к названию организации законодатель впервые разумно позаботился о правилах приведения документов в соответствие с новыми требованиями введя правило о том, что учредительные документы и наименования юридических лиц, созданных до вступления Проекта в законную силу должны быть приведены в соответствие с требованиями нового законодательства при первом изменении в учредительные документы.

 

Читать далее о создании организации:

  1. Фирменное наименование юридического лица

  2. Учредительные документы для регистрации юридического лица

  3. Заполнение заявления Р11001, Р21001.

  4. Подача документов в налоговую инспекцию

  5. Изменение юридического адреса

 

Статья написана и размещена 14 февраля 2012 года. Дополнена — 08.02.2014, 09.05.2014, 14.10.2014, 19.01.2016, 16.03.2017

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2018

 

Полезные ссылки по теме "Место нахождения организации (юридического лица) — юридический адрес"

  1. Исключение из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц

  2. Выписка из ЕГРЮЛ

  3. Адреса, телефоны, интернет-сайты, реквизиты налоговых инспекций Санкт-Петербурга

  4. Адреса, телефоны, интернет-сайты, реквизиты налоговых инспекций Москвы

  5. Адреса налоговых инспекций (другие города России)

  6. Налоговая отчетность для общего режима налогообложения

  7. Налоговая отчетность для упрощенной системы налогообложения

  8. Налоговая отчетность для системы налогообложения в виде ЕНВД

  9. Налоговая ответственность за не сданную налоговую декларацию

  10. Налоговая ответственность за не уплаченные налоги

  11. Налоговая ответственность за неявку по вызову в налоговиков

yuridicheskaya-konsultaciya.ru

Для начала разберемся с терминологией.

 Гражданское законодательство не содержит понятия «фактического адреса» компании. В п.2 ст. 54 ГК РФ речь идет о месте нахождения компании, а в п.3 ст.54 ГК РФ – адресе юридического лица.

Напомним, что в редакции Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту – Закон №129-ФЗ), действовавшей до 13.07.2015 г., в ЕГРЮЛ вносились данные только об адресе юридического лица. В настоящее время вносятся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения такого юридического лица.

18.pngРазличия этих терминов мы приводили в статье «Государственная регистрация юридических лиц по новым правилам» 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ

Первоначально, сведения об адресе компании предоставляются в налоговый орган в момент государственной регистрации организации и постановки ее на налоговый учет. В дальнейшем, если адрес меняется, в налоговый орган в установленном порядке предоставляются новые сведения об адресе.

В таком случае  в течение 5 дней с даты представления необходимых документов в ЕГРЮЛ вносятся соответствующие изменения (п.1 ст.8, п.3 ст.18 Закона №129-ФЗ).

Государственная регистрация компании осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (в случае отсутствия — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени компании без доверенности).

А согласно пп.в) п.1 ст.5 Закона  №129-ФЗ сведения об адресе (месте нахождения юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом) содержатся в государственном реестре.

СМЕНА ЮРИДИЧЕСКОГО АДРЕСА ООО

Рассмотрим последствия несовпадения юридического и фактического адреса.

5.pngВозможная ликвидация компании

Осуществление компанией деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов является основанием для ее ликвидации по решению суда по иску государственного органа, которому право на предъявление требования о ликвидации предоставлено законом (пп.3 п.3 ст.61 ГК РФ).

Согласно п.2 ст.25 Закона №129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации компании в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Требования налоговой инспекции основаны на положениях ст.61 ГК РФ, разъяснениях п.6 Постановления Пленума ВАС РФ №61 от 30.07.2013 г. «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» и мотивированы тем, что компания фактически не располагается по адресу, указанному в учредительных документах, что свидетельствует о грубом нарушении пп. «в») п.1 ст. 5 Закона №129-ФЗ.

При наличии информации, что связь с компанией по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители компании по адресу не располагаются) и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения», налоговики направляют в адрес компании уведомления о необходимости в срок представить достоверные сведения об адресе и привести в соответствие учредительные документы.

При этом компания несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (ст.165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить компании принять меры по устранению указанного нарушения путем представления в регистрирующий орган достоверных сведений о своем адресе.

В случае невыполнения компанией указаний суда, данных в порядке подготовки дела к судебному разбирательству либо в определении об отложении судебного разбирательства, суд решает вопрос о ликвидации компании.

В этой ситуации суды выносят вердикт, что такое поведение компании свидетельствует о грубом нарушении пп.«в») п.1 ст.5 Закона №129-ФЗ, допущенном при осуществлении своей деятельности. Из положений Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 г. №84 следует, что на основании ст.61 ГК РФ  арбитражный суд может возложить обязанность по ликвидации компании на ее учредителей (участников) либо на орган, уполномоченный на ее ликвидацию учредительными документами (Решение АС Новосибирской области от 07.06.2017 г. №А45-3698/2017, от 04.07.2017 г. №А45-12240/2017, АС Краснодарского края от 17.01.2017 г. №А32-37676/2016, Постановления АС Западно-Сибирского округа от 26.05.2016 г. №Ф04-2179/2016, Поволжского округа от 15.02.2016 г.  № Ф06-5123/2015).

Отягчающим фактором является отнесение адреса компании к так называемым  адресам массовой регистрации юридических лиц.

Например, в одном из дел, по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, компания арендовала рабочее место. Договор аренды является действующим. 

В процессе проведения осмотра адреса (места нахождения) компании налоговиками, основных средств, складских и производственных помещений, транспортных средств компании не установлено.

Таким образом, на момент проверки компания по указанному им адресу не располагалось, необходимые документы для осуществления государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ в отношении адреса (места нахождения) компанией не представлены. Компания не привела в соответствие в отведенный судом срок сведения о юридическом адресе, а поэтому по решению суда компания ликвидирована (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2017 г. №А32-2594/2017).

 СТОИМОСТЬ РЕГИСТРАЦИИ ООО 

44.pngПроблемы с банком

Непредоставление клиентом информации, необходимой для реализации банком требований Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее по тексту – Закон №115-ФЗ), является основанием для отказа заключения договора банковского счета (абз.5 п.5, п.11 ст. 7 Закона №115-ФЗ, Письмо Банка РФ от 11.04.2016 г. №12-1-5/810).

Банкам предоставлены широкие полномочия в отказе в открытии счета, если у банка имеются обоснованные подозрения о возможности совершения клиентом транзакций, направленных на финансирование терроризма и легализацию сомнительных доходов (п.5.2 ст.7 Закона №115-ФЗ). «Сомнительность» определяется на основании критериев, установленных Положением Банка РФ от 02.03.2012 г. №375-П (далее по тексту – Положение). Положение предусматривает десять факторов, наличие которых дает право банку отказать клиенту в открытии счета. 

Сложности при несовпадении адресов возникают и при оформлении ПС по международным контрактам. Например, во внешнеторговом контракте указан фактический адрес компании, который отличается от юридического адреса (адреса местонахождения, указанного в ЕГРЮЛ).

Соответственно, в заполненной форме ПС, компания в разделе 1 «Сведения о резиденте» компания указывает адрес, приведенный в контракте.

Однако банки отказывают компаниям в оформлении ПС, поскольку в разделе 1 «Сведения о резиденте» ПС указывается адрес местонахождения юридического лица – резидента (Приложение 4 к Инструкции Банка РФ от 04.06.2012 г. №138-И).

Поэтому компания-резидент должна указывать в ПС адрес местонахождения компании согласно выписке из ЕГРЮЛ, несмотря на то, что в контракте приведен фактический адрес компании, который отличается от юридического адреса.

 60.pngПроблемы с налоговыми органами

Как нами уже отмечалось, в статье «Государственная регистрация юридических лиц по новым правилам»  , с 1 января 2016 г., налоговые органы проверяют достоверность сведений юридических лиц еще на стадии принятия решения о государственной регистрации. Такая проверка проводится налоговым органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности (в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц).

В случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, государственная регистрация не может быть осуществлена (п.4.4 ст.9 Закона №129-ФЗ).

А в случае сомнений по поводу достоверности представленных сведений, налоговый орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, но не более чем на один месяц. В адрес компании направляется решение налогового органа о приостановлении государственной регистрации, в котором указываются основания приостановления и срок, в течение которого заявителю необходимо представить документы и пояснения. Такой срок не может быть меньше пяти рабочих дней (п.4.4 ст.9 Закона №129-ФЗ).

Кроме того, на сайте ФНС РФ публикуются так называемые «черные списки» адресов массовой регистрации.

 И налоговые инспекции направляют в банки компаний уведомления, в которых указывается, что в процессе проведения контрольных мероприятий, налоговики установили отсутствие компании – клиента банка по юридическому адресу регистрации.

Еще одной проблемой является возможное признание налоговиками наличия обособленного подразделения компании по месту фактического нахождения и, как следствие, штраф по п.2 ст.116 НК РФ (осуществление деятельности без постановки на налоговый учет).

Компании вынуждены в судебном порядке доказывать, факт осуществления деятельности не по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, недостаточен для вывода налогового органа о наличии в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения, предусмотренного п.2 ст.116 НК РФ (Постановление АС Уральского округа от 25.03.2015 г. №Ф09-1044/15, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016 г. №18АП-7454/2016).

У компаний, а также у их контрагентов может возникнуть риск непризнания расходов по налогу на прибыль соответствующими требованиям ст. 252 НК РФ.

80.pngНапример

У самой компании налоговики могут исключить из признаваемых расходов, расходы по аренде помещения, а ее контрагентов уличить в получении необоснованной налоговой выгоды.

 ОФИС БИЗНЕСМЕНА В ЖИЛОМ ПОМЕЩЕНИИ: МОЖНО ЛИ ПРИЗНАТЬ РАСХОДЫ?

 НАЛОГОВЫЕ РИСКИ ПРИ РАБОТЕ С ФИРМАМИ-«ОДНОДНЕВКАМИ» — 1 ЧАСТЬ

КРИТЕРИИ ФИРМ — «ОДНОДНЕВОК»

Административная ответственность для должностных лиц компании

Несоответствие юридического и фактического адресов является административным правонарушением. Так, п.4 ст.14.25 КоАП РФ предусматривает штраф на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об ИП, а для повторного деяния предусмотрена дисквалификация должностных лиц на срок от 1 года до 3 лет (п.5 ст.14.25 КоАП РФ).

РЕГИСТРАЦИОННЫЕ УСЛУГИ

rosco.su


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector