Добавлено в закладки: 0
Большинство начинающих предпринимателей, прежде чем зарегистрировать свой бизнес, приступают к изучению нормативно правовых актов, которые регламентируют предпринимательскую деятельность. А именно, закон об ИП вызывает наибольший интерес.
Стоит заметить, что это стремление лишь с положительной стороны характеризует делового человека. Но проблема заключается в том, что единые нормативно-юридические положения, четко регулирующие предпринимательскую деятельность, попросту отсутствуют.
Законодательство в ИП
В 1986 году в бывшем СССР принят закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», разрешающий физическим лицам заниматься предпринимательством. Но, несмотря на это, закон об индивидуальном предпринимательстве, который был бы актуальным, на сегодняшний день не утвержден. В конце 90-х народные избранники систематически настаивали на данном правовом аспекте, но постепенно инициатива поутихла. Как следствие, законодательство в предпринимательстве не имеет четкого единого правового документа, а разбросано по разным законоположениям и кодексам.
Поэтому само понятие индивидуальный предприниматель устанавливается на основе Гражданского кодекса РФ. А правила регистрации прописаны в Федеральном законе РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В свою очередь, это затрудняет решение множества ситуаций, связанных с бизнесом. По мнению экспертов, предпринимателям, которые ликвидировали свою деятельность и скрываются от налоговых сборов, помог бы в решении проблемы закон об ИП, определяющий банкротство. Сегодняшний порядок действий в этом вопросе подразумевает большие затраты не только по времени, но и в финансовом плане.
Не урегулированные положения в отношении предпринимательской деятельности создают проблемы в решении сложных ситуаций не только самим частникам, но и контролирующим органам. Особенно это касается тех, кто только начинает свой бизнес и просматривают закон об индивидуальном предпринимательстве в поисках полезной для себя информации.
Проблема заключается еще и в том, что человеку, не владеющему начальными знаниями в юриспруденции, не под силу самостоятельно разобраться в действующем государственном законодательстве. В то время как постоянно вносятся новые дополнения и коррективы к законам. Поэтому правовые аспекты предпринимательства должны быть прописаны на уровне Федерального закона.
Реформирование нормативно правовых актов
Стоит заметить, что издание новых законов, касающихся непосредственно индивидуальных предпринимателей, не происходит, но в свою очередь появляются все новые нормативно-правовые указы, которые вносят коррективы в закон об ИП.
Недавно были внесены поправки в закон для индивидуальных предпринимателей о бухгалтерском учете. Они имеют отношение к тем предпринимателям, которые находятся на упрощенном налоговом режиме, обязывая их с начала текущего года вести форму бухгалтерского учета. Разного рода поправки происходят систематически, поэтому в огромной кипе законодательных актов даже при большом желании не всегда имеется возможность отслеживать нововведения.
Хотелось бы добавить, что количество уже имеющихся правовых норм в ИП могут увеличиваться за счет нормативных актов, созданных органами исполнительной власти в регионах и городах. Иногда они могут иметь даже разногласия. Это в который раз ставит ударение на том, что новый отдельный закон об ИП, в котором четко обозначены все пункты частного предпринимательства, просто необходим. Решением проблемы может стать объединение уже действующих законов и нормативных актов в один свод правового документа, поскольку большая часть из них грамотны и результативны.
Предпринимательская деятельность: советы по законодательству
Однозначно, человек решивший зарегистрировать ИП, должен быть готов к трудностям. Поиск всех нужных законов в сложной системе российского права занимает много времени, а иногда и требуется помощь юристов.
Главным рычагом предпринимательской деятельности является Гражданский кодекс РФ. Здесь найдется ответ на любой вопрос и в отношениях с поставщиками или партнерами, и с представителями государственных служб. Физическим лицам, прежде чем начать собирать документы для оформления предпринимательства, стоит перечитать регистрационный закон, чтобы иметь хоть малейшее представление о процессе государственной регистрации ИП.
Государственную регистрацию согласно федеральному закону проводит Инспекция Федеральной Налоговой Службы. Поэтому стоит следить за изменениями в Гражданском и Налоговом кодексе РФ на протяжении всей предпринимательской деятельности. Незнание законов не снимает ответственность с правонарушителей.
Юридический статус предпринимателя
Согласно действующему законодательству предприниматель относится к физическим лицам, но обладает правами юридических. ИП без регистрации имеет право только на разовые доходы либо прибыль от использования имущества. Отличие индивидуального предпринимателя от юридического лица заключается в следующем:
- Упрощенный порядок регистрации, для ИП требуется меньший пакет документов. Государственная пошлина в несколько раз меньше, чем при постановке на учет юридического лица.
- Не требуется создание уставного капитала и формирования учредительной документации.
- Предприниматель может работать без кассы, поэтому к нему не применяются нормы по ведению кассовых операций.
- Единственный владелец бизнеса – непосредственно сам предприниматель, в то время как активами юридического лица могут распоряжаться несколько учредителей.
- Бизнес ИП не продается.
- Сотрудники в штате организации обладают большими правами. Так, например, при ликвидации юридического лица им могут быть выплачены компенсации.
Таким образом, на практике осуществление предпринимательской деятельности не регулируется определенным законом. Права предпринимателей, обязанности и нормы регулируются Гражданским и Налоговым кодексом, а также письмами, распоряжениями Налоговой инспекции и Министерства финансов.
Источник: biznes-prost.ru
Нормативные основы предпринимательства
Предприниматель занимается ведением самостоятельной деятельности на собственный риск. Она имеет экономическое направление, а ее результаты обусловлены получением дохода в процессе оказания услуг, реализации товара, при выполнении определенных работ, пользовании различными видами имущества.
Предпринимательская деятельность в РФ регулируется законодательно-нормативными актами, среди которых:
- Гражданский кодекс РФ.
- Закон о защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
- Кодекс об административных правонарушениях РФ.
- Закон о предпринимательской деятельности и т.д.
ФЗ № 209 от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» является основным законом, регулирующим деятельность, предполагающую получение предпринимательского дохода. Структура нормативно-законодательного акта состоит всего из 27 статей, что отличает его от многих других законов. Например, закон о пенсионном обеспечении военнослужащих включает 6 разделов и 65 статей. Закон № 209-ФЗ четко регулирует вопросы, которые возникают в процессе предпринимательства.
Законодательное регулирование в процессе развития бизнеса осуществляется 1 и 2 ст. закона о предпринимательской деятельности, где отражены главные понятия относительно категорий субъектов бизнеса. Более подробно о правах ИП описано в 3 и 4 ст. ФЗ № 209.
Главные принципы и цели госполитики содержатся в 5-7 ст. закона. В этих же статьях разъясняется форма федерального статистического наблюдения. Виды реестров субъектов бизнеса, выступающих в качестве получателей государственной поддержки, фиксирует 8 ст.
Закон об ИП дает возможность субъектам малого (среднего) бизнеса действовать в определенном направлении. Классификатор кодов ОКВЭД содержит перечень видов предпринимательской деятельности, которые разрешает законодательство. Конституция РФ гарантирует право заниматься предпринимательством любому гражданину, что прописано в ст. 34.
Каждый обладает правом на реализацию собственных способностей посредством использования различных видов имущества, позволяющих осуществлять деятельность, связанную с получением дохода. Применение этого закона обеспечивает наличие аргументов в процессе оспаривания нормативных актов и распоряжений государственных органов. Они могут прямо или косвенно препятствовать предпринимательству конкретных граждан либо неопределенного круга лиц, заявивших о нарушении собственных законных прав.
Регистрация предпринимательской деятельности
ГК РФ содержит расшифровку такого понятия, как предпринимательская деятельность.
В этом нормативно-законодательном акте, стоящем на втором месте по юридической значимости после Конституции РФ, приведены следующие признаки предпринимательства:
- деятельность субъектов предпринимательства на основе собственной автономной воли;
- возникновение риска, так как ответственность за итоги деятельности лежит на том лице, которое ее осуществляет;
- систематическое получение прибыли и др.
ГК РФ предусмотрены общие законодательные нормы, распространяющиеся на деятельность физических и юридических лиц.
ГК РФ (ст. 23) устанавливает право за физическим лицом, позволяющее заниматься бизнесом только после госрегистрации в ФНС РФ.
Все граждане, желающие пройти регистрацию в качестве ИП, обращаются по месту проживания в орган налоговой инспекции, поскольку осуществлять регистрацию ИП уполномочен только госорган ФНС РФ.
Любой гражданин обладает правом пройти регистрацию в качестве предпринимателя, что предусмотрено Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Закон об индивидуальном предпринимательстве устанавливает, что информация о гражданах, ведущих деятельность, предполагающую получение дохода, должна содержаться в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Для граждан, занятых предпринимательством, но не осуществивших регистрацию, предписанную законом, предусмотрены те же законодательные нормы.
Право на наем работников
Оформление трудовых отношений должно производиться предпринимателем согласно трудовому законодательству в рамках Трудового кодекса РФ и других нормативно-правовых актов. Закон, регулирующий деятельность ИП в области трудовых отношений, разрешает бизнесмену заключать с работниками договоры гражданско-правового характера. При выявлении факта заключения трудового договора под видом гражданско-правового соглашения у бизнесмена могут возникнуть неприятности.
Определенные случаи требуют, чтобы количество работников не превышало установленных норм. Данный момент должен быть проконтролирован предпринимателем, чтобы штат не насчитывал лишнее количество сотрудников.
Для оформления других работников требуется соблюдение другого порядка. Необходимость установления правил взаимоотношений между работодателем и работником обусловлена возможностью последнего обратиться в суд с иском признать договор не гражданско-правовым, а трудовым.
Обладая правом приема на работу сотрудников, предприниматель обязан встать на учет в Пенсионном Фонде РФ в качестве работодателя. Занимаясь деятельностью на основе патента, работодатель имеет право принять на работу только 5 сотрудников. Чтобы не совершать ошибок, связанных с оформлением на работу сотрудников, необходимо тщательно ознакомиться с Трудовым кодексом РФ.
Если работник был нанят предпринимателем, то уволить его будет не так просто, поскольку работодатель должен оплачивать ему отпуск и больничные. Подписание трудового договора ИП с работником является основанием для постановки на учет ИП в качестве работодателя, который также должен в течение определенного срока заключить договор со страховой компанией и встать на учет в ФСС. Работодатель должен зарегистрироваться в ПФ РФ не позднее 30 дней со дня заключения договора с сотрудником о найме.
Право на открытие расчетного счета в банке и ведение УСН
Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О бухгалтерском учете» разрешает индивидуальным предпринимателям не заниматься ведением бухгалтерского учета. Этот закон освобождает ИП от сдачи отчетности без определенных дополнительных условий. В данном случае не играет роли масштаб бизнеса, система налогообложения или сфера деятельности, как и наличие либо отсутствие у ИП наемных работников. Это закреплено в ст.6 ФЗ №402 «О бухгалтерском учете» (п. 2.1.).
Бизнесмен имеет право самостоятельно решать вопрос по открытию расчетного счета. Сколько счетов открывать в банке — это дело субъекта предпринимательства. Открытие расчетного счета производится на основании банковского счета. Он позволяет осуществлять расчеты, связанные именно с предпринимательством.
Расчетный счет требуется бизнесмену в процессе осуществления расчетов с другими предпринимателями, клиентами, поставщиками, юрлицами в безналичной форме. Наличие расчетного счета бизнесмену жизненно необходимо. Он вправе открывать счета в неограниченном количестве. При ведении нескольких видов бизнеса удобно пользоваться отдельным счетом для каждого из них. Счет может быть открыт в национальной валюте либо в иностранной.
Налоговый кодекс РФ не требует от владельца бизнеса открывать расчетный счет в обязательном порядке. Открыв его, можно избавить себя от простаивания в долгих очередях в банке, что является очень полезным. Современный интернет-банкинг позволяет производить оплату налогов, фиксированных страховых взносов и т.д.
НК РФ позволяет ИП переходить на упрощенную систему налогообложения сразу после регистрации. Это дает возможность бизнесменам уплачивать налоги приемлемых размеров.
Доступность упрощенной системы налогообложения имеет большое значение, особенно для новичков в бизнесе. УСН для предпринимателей (ч. 2 главы 26.2 НК РФ) предусматривает освобождение ИП, работающих на ней, от уплаты целого ряда налогов. Представители малого бизнеса, независимо от системы налогообложения, получают право внедрять упрощенную схему бухгалтерского учета. В результате это позволяет существенно уменьшить расходы на бухгалтерские услуги.
Источник: moeip.ru
- Глава I. Общие положения
- Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
- Статья 2. Орган, осуществляющий государственную регистрацию
- Статья 3. Государственная пошлина за государственную регистрацию
- Глава II. Государственные реестры
- Статья 4. Принципы ведения государственных реестров
- Статья 5. Содержание государственных реестров
- Статья 6. Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов
- Статья 7. Условия предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов
- Статья 7.1. Порядок опубликования сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом
- Глава III. Порядок государственной регистрации
- Статья 8. Сроки и место государственной регистрации
- Статья 9. Порядок представления документов при государственной регистрации
- Статья 10. Особенности регистрации отдельных видов юридических лиц
- Статья 11. Решение о государственной регистрации
- Глава IV. Государственная регистрация юридических лиц при их создании
- Статья 12. Документы, представляемые при государственной регистрации создаваемого юридического лица
- Статья 13. Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании
- Глава V. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц иных записей в связи с реорганизацией юридических лиц
- Статья 13.1. Уведомление о реорганизации юридического лица
- Статья 14. Документы, представляемые при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации
- Статья 15. Порядок государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации
- Статья 16. Завершение государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации
- Глава VI. Государственная регистрация изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц
- Статья 17. Документы, представляемые для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, а также для государственной регистрации изменений, связанных с принятием решения о том, что юридическое лицо будет действовать или не будет действовать на основании типового устава, и документы, представляемые для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц
- Статья 18. Порядок государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц
- Статья 19. Утратила силу
- Глава VII. Государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией или исключением юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа и в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества
- Статья 20. Уведомление о ликвидации юридического лица
- Статья 21. Документы, представляемые для государственной регистрации при ликвидации юридического лица
- Статья 21.1. Исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа
- Статья 21.2. Порядок государственной регистрации при прекращении унитарного предприятия, а также государственного или муниципального учреждения в связи с отчуждением их имущества в случаях, предусмотренных федеральными законами
- Статья 22. Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица или при исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц
- Глава VII.1. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей
- Статья 22.1. Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя
- Статья 22.2. Порядок внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей
- Статья 22.3. Порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя
- Глава VIII. Отказ в государственной регистрации, ответственность за нарушение порядка государственной регистрации
- Статья 23. Отказ в государственной регистрации
- Статья 24. Ответственность регистрирующего органа за нарушение порядка государственной регистрации
- Статья 25. Ответственность заявителя и (или) юридического лица, индивидуального предпринимателя за неправомерные действия
- Глава VIII.1. Порядок обжалования решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации
- Статья 25.1. Право на обжалование
- Статья 25.2. Порядок обжалования
- Статья 25.3. Порядок и сроки подачи жалобы
- Статья 25.4. Форма и содержание жалобы
- Статья 25.5. Оставление жалобы без рассмотрения
- Статья 25.6. Рассмотрение жалобы
- Глава IX. Переходные и заключительные положения
- Статья 26. Переходные положения
- Статья 27. Введение настоящего Федерального закона в действие
Источник: www.Consultant.ru