Квотируемое рабочее место

ИнвалидСоциальная политика Российской Федерации использует такое направление, которое помогает незащищенным гражданам страны улучшать условия собственной жизни, а также защищать свои права и свободу. В действующем законодательстве предусмотрена поправка на правовое трудоустройство путем квотирования мест для работы. Квотируемое рабочее место должно быть на любых предприятиях или в организациях, если оно необходимо для граждан страны.

Какая категория граждан имеет право на квотируемое рабочее место

К сожалению, многие граждане России не могут найти для себя рабочее место из-за определенных жизненных ситуаций. В итоге они не в состоянии обеспечить собственную жизнь и жизнь своей семьи. К примеру, не все предприятия или организации желают видеть в своем штате нескольких работников-инвалидов. Ведь для таких граждан нужно создать особые условия, то есть:

  1. Предоставить для них несколько социальных гарантий, а выплата их должна будет производиться из средств предприятия.
  2. Создать для инвалидов сокращенный график трудовой деятельности.
  3. Предоставлять работникам дополнительный отпускной период и оплачивать лечение в санаториях или профилакториях.

Но не только для инвалидов нужно создавать особые условия трудовой деятельности, в этом нуждаются также:

  • дети, живущие без родителей;
  • студенты, которые окончили закрытые школы коррекционного типа;
  • выпускники высших заведений, которые не могут устроиться на работу, так как еще не овладели опытом и навыками.

Читайте также: Как без болезни получить больничный лист

Как организации, так и предприятия не желают брать неопытных работников и не хотят предоставлять необходимые гарантии вышеперечисленным гражданам страны. Ведь для обучения потребуются дополнительные финансовые вложения, а нанятый работник с опытом не потребует никаких затрат.

Для таких людей была разработана программа, которая содержит сведения о квотируемых рабочих местах. В ней задействованы нормы законодательного значения. Их должны принимать как Москва, так и каждый регион Российской Федерации.

Что значит понятие «квотируемое рабочее место»

Специальная должность, которая относится к вакантной категории и резервируется государственным органом страны для предоставления рабочего места тем гражданам, что относятся к малозащищенной категории, называется квотируемым местом.


Квотируемое рабочее место должно быть на любом предприятии или организации. С его помощью незащищенный гражданин может самореализоваться.

Рабочее место, которое квотируется государством, предусматривается на всех предприятиях, вне зависимости от того, к какой форме собственности они относятся. Исключением являются те компании, которые используют для трудовой деятельности вредные для человека вещества или работа проходит в сложных условиях. Так как данный вид программы относится к государственному уровню, работодатель не вправе отказать гражданину в приеме на работу, если банк вакансий отправил его на зарезервированное рабочее место. Такое возможно лишь в том случае, если для отказа работодатель предоставит достаточно весомых доказательств.

Как по закону рассчитывается количество квотируемых мест

Следует учесть, что зарезервировать рабочие места для малоимущей категории населения государство может только на крупных предприятиях или в компаниях. Алгоритм расчета зарезервированных мест таков:

  • если на предприятии работает незначительное количество сотрудников, общая численность которых не превышает 40 человек, то владелец вправе не принимать на работу тех сотрудников, что предусматриваются в государственной квоте;
  • в компаниях, штат которых превышает 40 работников, должно быть одно квотируемое место, а если сотрудников более 70-ти, то в штат нанимается уже два сотрудника по квоте. То есть государство обязует такие компании нанимать малоимущих граждан страны, а процент резервирования рабочих мест приравнивается к 3%;
  • для больших компаний, в которых работает более 120 сотрудников, процент резервирования поднимается до 4%, соответственно на предприятии могут числиться 4-5 сотрудников по государственной квоте.

Что должен знать работодатель о квотируемых рабочих местах

Начиная заниматься коммерческой деятельностью, владелец крупного предприятия должен стать участником программы социального значения, которую создало государство для малоимущей категории населения страны. Для этого предпринимателю необходимо стать на учет в специальном центре, который контролирует процесс резервации мест для рабочих. Именно он будет контролировать процесс квотирования и выявлять различные нарушения, которые могут быть обнаружены при очередных проверках.

При регистрации в центре квотирования необходимо подготовить следующую документацию:

  • документ, подтверждающий, что государственная регистрация на предприятии была осуществлена по закону и своевременно;
  • полный перечень документации уставного значения;
  • документы, указывающие на то, что предприятие оплачивает налоги в государственные структуры;
  • выписку о том, сколько сотрудников предусматривается в штате предприятия.

Следует дополнить, что если компания некрупная, и в штате числится менее 40 работников, владелец все равно обязан посетить центр, чтобы стать на учет. Так, в дальнейшем его деятельность может расшириться, а штат сотрудников увеличиться.

После того как документация в центр подана, владельцу компании присваивают индивидуальный номер регистрации.

Какова ответственность ожидает предпринимателя, если он не соблюдает законную квоту


Если трудовая инспекция при очередной проверке обнаружит, что владелец предприятия или организации нарушил порядок, установленный законом страны относительно приема на работу граждан, которые внесены в квоту, на предпринимателя будет возложен штраф.

Он также реален, если владельцы компаний не предоставляют инвалидам и работникам, которые не достигли совершеннолетия, специальных льгот и гарантий, предусмотренных в действующем законодательстве страны. Владелец компании должен знать, как оплачивается квотируемое рабочее место и как такое место должно быть оборудовано, особенно если на должность берут инвалида. Штрафные санкции выписывают владельцам предприятий в следующих случаях:

  • если время постановки на учет в специальный центр будет просрочено;
  • при несвоевременной подаче информации о квоте в государственное учреждение;
  • если инвалиду или несовершеннолетним детям будет отказано в приеме на работу без причин.

Читайте также: Инструкция по оформлению простоя по вине работодателя

При выявлении вышеперечисленных нарушений штрафная санкция для физических особ составит 5 тысяч рублей; если нарушения зафиксированы у юридических лиц, сумма штрафа возрастет до 30-ти тысяч рублей.


ofice-life.ru

«Кадровый вопрос», 2014, N 2

КВОТИРОВАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ

Вопрос трудоустройства зачастую оборачивается серьезной проблемой даже для здорового человека. Что уж говорить о людях с ограниченными возможностями — инвалидах. В представленном материале мы поговорим о квотировании рабочих мест — эффективном механизме, обеспечивающем защиту от безработицы лиц с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда.

Итак, квота — это минимальное число рабочих мест для особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы граждан (в процентах от среднесписочной численности работников организации), которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации. В счет квоты включаются и рабочие места, на которых уже работают граждане указанной категории.

Квотирование рабочих мест — установление квоты в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности для приема на работу для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.


Квотирование рабочих мест производится в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости граждан.

В соответствии со ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), определяющей основания возникновения трудовых отношений, трудовые отношения могут возникать в результате направления на работу уполномоченными законом органами работников в счет установленной квоты.

Нормативным актом, устанавливающим правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, является Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон РФ N 1032-1).

На основании ст. 5 названного Закона государственная политика в области содействия занятости населения, в частности, направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы:

— инвалидов;

— лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

— несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;

— лиц предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую);


— беженцев и вынужденных переселенцев;

— граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

— одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;

— граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;

— граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые.

В силу ст. 13 Закона РФ N 1032-1 государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в частности, путем установления квоты для приема на работу инвалидов.

При этом квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон N 181-ФЗ).

Согласно указанному Закону, а именно ст. 21, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников.


Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Конкретный размер квоты устанавливается законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации.

Например, в г. Санкт-Петербурге отношения по установлению квоты для приема на работу инвалидов регулируются Законом г. Санкт-Петербурга от 27 мая 2003 г. N 280-25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге». Согласно данному Закону для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2,5% к среднесписочной численности работников. А в Ленинградской области правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест для инвалидов определены Областным законом Ленинградской области от 15 октября 2003 г. N 74-оз «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ленинградской области». В силу названного Закона организациям, расположенным на территории Ленинградской области, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 3% к среднесписочной численности работников.


Примечание. Обратите внимание, что организации должны не только выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов. Кроме этого, они обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Этого требует ст. 25 Закона РФ N 1032-1.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.


Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов (ст. 22 Закона N 181-ФЗ).

Обратите внимание! За неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов установлена административная ответственность.

Согласно ст. 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) штраф за данное административное нарушение, а также за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты составляет для должностных лиц от 5000 до 10 000 руб.

Необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного согласно этой же статье влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 руб.

А ст. 19.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ст. 6.16, ч. 4 ст. 14.28, ст. ст. 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.8 КоАП РФ. Это нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

— на должностных лиц — от 300 до 500 руб.;

— на юридических лиц — от 3000 до 5000 руб.

Аналогичное наказание будет применено за представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.

Далее рассмотрим порядок квотирования рабочих мест на основе Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. N 90 «О квотировании рабочих мест» (далее — Закон N 90) и Положения о квотировании рабочих мест в г. Москве, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 4 августа 2009 г. N 742-ПП (далее — Положение N 742-ПП). Но прежде отметим, что деятельность работодателей г. Москвы в части квотирования рабочих мест координирует Департамент труда и занятости населения г. Москвы, на что указывает Положение N 742-ПП.

Квотирование рабочих мест согласно ст. 2 Закона N 90 осуществляется, в частности, для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации.

Работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют в г. Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств.

Выполнением квоты для приема на работу (далее — квота) инвалидов считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней.

Итак, согласно п. 2.1 Положения N 742-ПП работодатели в месячный срок после государственной регистрации в налоговых органах должны встать на учет в Государственном казенном учреждении г. Москвы «Центр квотирования рабочих мест» (далее — Центр квотирования).

Отсутствие факта постановки на учет в Центре квотирования не освобождает работодателей от исполнения обязанностей, возложенных на них Законом N 90.

При постановке на учет в Центре квотирования работодатели должны предъявить сведения и нотариально удостоверенные документы, указанные в п. 2.2 Положения N 742-ПП.

При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.

Работодатели вправе представить указанные документы по собственной инициативе.

Обратите внимание, что обо всех изменениях регистрационных данных работодатель должен уведомить Центр квотирования, в случае смены места постановки на учет работодателя в налоговых органах работодателю необходимо пройти перерегистрацию в Центре квотирования, а в случае ликвидации организации — сняться с учета, что установлено п. 2.3 Положения N 742-ПП.

Постановка на учет, перерегистрация и снятие с учета осуществляются бесплатно (п. 2.3 Положения N 742-ПП).

На основании ч. 2 ст. 4 Закона N 90, п. 2.6 Положения N 742-ПП работодатели должны создать или выделить рабочие места, в частности, для трудоустройства инвалидов. Причем создать или выделить рабочие места работодатели должны в соответствии с установленной квотой.

Обратите внимание! В силу ст. 3 Закона N 90 работодателям, осуществляющим деятельность на территории г. Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4% от среднесписочной численности работников: 2% — для трудоустройства инвалидов и 2% — для трудоустройства категорий молодежи, указанных в ч. 1 ст. 2 Закона N 90.

При этом работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории г. Москвы. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения.

В случае если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2% от среднесписочной численности работников, количество квотируемых рабочих мест в отношении категорий молодежи, указанных в ч. 1 ст. 2 Закона N 90, уменьшается на соответствующую величину.

Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане-инвалиды.

Согласно ч. 3 ст. 4 Закона N 90, п. 2.7 Положения N 742-ПП трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений уполномоченных органов исполнительной власти г. Москвы в области занятости населения и социальной защиты населения, а также общественных организаций инвалидов и молодежи.

В силу ч. 4 ст. 4 Закона N 90, п. 2.9 Положения N 742-ПП работодатели, подпадающие под условия квотирования, обязаны ежеквартально до 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Центр квотирования сведения о выполнении установленной квоты. Указанные сведения работодатели должны представить по форме N 1-квотирование, утвержденной Приказом ДТиЗН г. Москвы от 1 марта 2012 г. N 119 «Об организации региональной статистической отчетности в области квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи».

Примечание. Обратите внимание, что Центр квотирования готовит сводные статистические и другие отчеты о выполнении работодателями установленных квот, а также предложения по вопросам квотирования рабочих мест для Департамента труда и занятости населения г. Москвы, координирующего работу по квотированию рабочих мест в г. Москве (п. 2.10 Положения N 742-ПП).

Статистические отчеты, подготовленные Центром квотирования, предложения заинтересованных органов исполнительной власти г. Москвы, общественных и других объединений представляются в Департамент труда и занятости населения г. Москвы, координирующий работу по квотированию рабочих мест в г. Москве (п. 2.11 Положения N 742-ПП).

Центр квотирования по поручению Департамента труда и занятости населения г. Москвы, координирующего работу по квотированию рабочих мест в г. Москве, осуществляет контроль, в частности, за трудоустройством инвалидов на квотируемые рабочие места (п. 2.12 Положения N 742-ПП).

В случае невыполнения обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест на работодателя может быть наложено административное взыскание в соответствии с Кодексом г. Москвы об административных правонарушениях.

Так, на основании ст. 2.2 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» невыполнение работодателем установленной законодательством г. Москвы обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 руб.;

— на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб.

Сумма административных штрафов подлежит зачислению в бюджет г. Москвы либо в бюджеты внутригородских муниципальных образований в г. Москве в порядке, установленном законом г. Москвы о бюджете г. Москвы на соответствующий финансовый год.

Отметим, что Закон г. Москвы N 45 (как следует из преамбулы к данному Закону) устанавливает административную ответственность по вопросам, не отнесенным КоАП РФ к ведению Российской Федерации, в том числе за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами г. Москвы, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в г. Москве.

О. Берг

Эксперт журнала

Подписано в печать 10.02.2014

hr-portal.ru

Кто пользуется данным правом?

В РФ существует несколько категорий населения, которым в силу некоторых обстоятельств трудно найти работу, а соответственно и получить возможность себя обеспечить на должном уровне. Допустим, не каждый работодатель возьмет в штат инвалида 2 группы. Ведь для этого нужно создать специальные условия труда, а также предоставить ряд социальных гарантий, причем за счет предприятия, тот же сокращенный рабочий день или неделю, дополнительные отпуска, а также возможность санаторного лечения.

Кто имеет право на трудоустройство на квотируемое рабочее местоСуществуют и иные категории граждан, которые испытывают трудности при трудоустройстве. К примеру, дети сироты или выпускники коррекционных школ закрытого типа, а также бывшие студенты ВУЗов либо училищ, которых не принимают на вакантные должности только в связи с отсутствием опыта работы и юным возрастом. Так как никто не хочет предоставлять гарантии юным студентам за счет предприятия, а также обучать их практическим навыкам, ведь опытный сотрудник таких затрат не требует.

Именно для таких людей на государственном уровне и предусмотрена программа квотирования рабочих мест, которые предоставляются на основании законодательных норм, принятых как, в общем, по РФ, так и на региональном уровне.

Что означает данное понятие

Квотирование рабочих мест осуществляется в различных отраслях производства, с целью предоставления работникам возможности самореализации, а также карьерного роста в соответствии с полученным ими образованием и интересами.

Квота рабочих мест устанавливается на различных предприятиях, независимо от формы собственности, а также иных особенностей труда предприятия, за исключением вредных факторов на рабочем месте, а также медицинских противопоказаний. И учитывая, что социальная программа трудоустройства имеет государственный уровень, работодатели не имеют право отказать в приеме направленного на зарезервированное место работы труженика без достаточных на то оснований.

Законодательное регулирование в данной сфере

Квотируемые рабочие места для инвалидовВ соответствии со ст.13 ч.2 ФЗ №1032-1 «О занятости населения» практически каждое предприятие должно зарезервировать вакантные места для лиц, относящихся к мало защищенным категориям населения, в частности, речь идет об инвалидах.

На основании ст.21 ФЗ №181 для инвалидов обязаны создать либо выделить вакансии в количестве 1 рабочего места именно те предприятия, среднесписочная численность работников которых превышает 35 человек. При штате более 100 человек, зарезервированных мест должно быть не менее 4.

Но трудоустроиться посредством квотирования могут не только инвалиды, обладают подобными льготами и иные мало защищенные категории населения, порядок трудоустройства которых регламентируется уже законодательством регионального уровня. В частности, в Московской области порядок формирования квот закреплен в Законе № 53/2008 с поправками от 19.02.2015г., а в Тюменской области квота рабочих мест формируется на основании Закона № 168.

Практически в каждом регионе исходя из возможностей федерального бюджета и экономического положения формируется отдельный список граждан, которые нуждаются в помощи при трудоустройстве. Данные списки составляются исходя из полученных статистических данных, которые предоставляют все предприятия регионов, посредством ежемесячной отчетности о вакантных местах и потребности в дополнительных кадрах.

Какая группа населения подпадает под квотирование

Как было сказано выше, основной группой населения, для которой предназначены квотируемые места, являются инвалиды, но на местном уровне в каждом регионе список лиц, которые нуждаются в помощи при трудоустройстве гораздо шире.

В частности, в Законе Московской области № 53/2008 рабочие места также предоставляются:

  • несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет;
  • детям сиротам;
  • лицам, освободившимся из мест заключения;
  • выпускникам специализированных заведений, которые требуют индивидуального подхода в силу своего психического состояния;
  • выпускникам училищ, которые не достигли возраста 20 лет.

В Тюменской области на основании Закона № 168 рабочие места предоставляются:

  • детям из неполных семей;
  • выпускникам детских домов;
  • детям, которые происходят из многодетных либо малообеспеченных семей;
  • лицам пред пенсионного возраста;
  • ликвидаторам ЧАЭС;
  • несовершеннолетним, которые либо состоят на учете, либо освободились из воспитательной колонии;
  • детям от 14 до 18 лет, родители которых признаны безработными в установленном порядке;
  • одиноким матерям.

Естественно, в каждом регионе существует свой список категорий населения, которые нуждаются и в государственной поддержке, и в помощи при трудоустройстве посредством квотирования рабочих мест.

Права и обязанности работодателей

Обязанность работодателей в создании квотируемых рабочих местНа основании ч.3 ст.25 ФЗ №1032-1 ежемесячно каждое предприятие обязано направлять в Центр занятости отчетность с данными о наличии вакантных мест, которые выделены либо созданы в режиме квотирования, для мало защищенных категорий населения, перечисленных выше. На каждом предприятии, задействованном в данной социальной программе, обязаны принять ряд локальных актов, которые регулируют порядок трудоустройства инвалидов и иных категорий трудящихся. Также ежемесячно нужно отчитаться не только о созданных рабочих местах, в соответствии с процентным соотношением квоты, а это от 2 до 4% от среднесписочной численности штата, но и предоставить данные о выполнении поставленных задач, то есть, сколько человек принято либо уволено, и по какой причине.

Как было сказано выше квота рабочих мест осуществляется только на тех предприятиях, где задействован штат более 35 человек, но с учетом того, что рабочие места, на которых присутствуют вредные факторы труда либо обязанности связанные с повышенной опасностью в данный список не входят. Так как привлечение некоторых групп работников, в частности, инвалидов и несовершеннолетних при подобных условиях труда запрещен на законодательном уровне.

Именно поэтому каждый работодатель, предприятие которого участвует в социальной программе по трудоустройству, либо создает рабочие места с учетом норм закона либо предоставляет вакантные, опять же с учетом установленных ограничений.

Обязанность работодателя по созданию квотируемых рабочих мест закреплена ст.20 ФЗ №181, где в частности сказано, что на предприятии не только должны предоставить рабочее место, к примеру, инвалиду, но и создать специальные условия труда, которые будут соответствовать его реабилитационному плану.

То есть издать приказ о принятии на работу будет не достаточно, в ряде случаев понадобиться оборудовать вход в здание пандусом либо специальными поручнями. Предоставить рабочее место без вредных факторов, с хорошей вентиляцией и освещением, к некоторым рабочим, возможно, придется допустить помощников, которые будут корректировать те или иные действия.

Ответственность за нарушение норм

Ответственность при нарушении норм создания квотируемых рабочих местУчитывая, что обязанность по созданию квотируемых рабочих мест, а также предоставление отчетности закреплена на законодательном уровне, нарушение сроков подачи соответствующих отчетов либо необоснованный отказ в трудоустройстве инвалидам либо иным вышеперечисленным категориям влечет за собой административную ответственность.

В частности, за отказ в приеме на работу предусмотрена ответственность на основании ст.5.42 КоАП РФ, в виде штрафных санкций от 5 до 10 тыс. рублей, а нарушение сроков подачи отчетности карается наложением штрафа в размере от 3 до 5 тыс. рублей.

Конечно, наказание за нарушение законодательных норм не отличается жесткостью, что дает возможность многим работодателям не исполнять нормы в отношении квот для мало защищенных категорий населения, однако многочисленные проверки недобросовестных работодателей, а также многочисленные предписания о выявленных нарушениях все же дают возможность обеспечить необходимыми рабочими местами и инвалидов, и бывших студентов.

О квотах для инвалидов и людей с ограниченными возможностями в Архангельской области рассказано в следующем видеосюжете:

www.delasuper.ru

Определение термина

Квота на определенное количество рабочих мест – это своеобразное резервирование вакансий на предприятии. Они могут быть заняты лицами с ограниченной трудоспособностью (инвалидами), студентами без опыта работы или людьми из других категорий, которым необходима социальная поддержка.что значит квотируемое рабочее место для инвалидов

Кто может рассчитывать на получение места

Законодательство предоставляет региональным органам управления определять список социальных групп, для которых организовываются рабочие места по квоте. Однако две категории обязательно входят в список каждого региона:

  1. Инвалиды. Работодатели обязаны предоставить места для инвалидов первой и второй группы. При этом их рабочий день должен быть короче, чем у других сотрудников, им полагаются льготы, а также таких людей нельзя назначать на ночные работы. Кроме того, закон не запрещает прием на работу по квоте инвалидов третьей группы.
  2. Несовершеннолетние. Трудоустройство подростков от 14 до 18 лет строго регламентируется законодательством, им предоставляются льготы и более комфортные условия труда. По этой причине работодатели не спешат принимать их на предприятия. Но что такое квотируемое рабочее место для подростка? Это возможность для многих семей получить дополнительный источник дохода.

что значит квотируемое рабочее место

Региональные квоты

В зависимости от специфики и ситуации в каждом регионе квоты могут быть предоставлены:

  • Выпускникам детских домов, которым сложно ориентироваться в обществе.
  • Отбывшим наказание, которым судимость мешает найти работу.
  • Молодым выпускникам разных учебных заведений (в возрасте до 20 лет). Таким специалистам нелегко трудоустроиться из-за отсутствия опыта.
  • Детям, семья которых считается неполной. Зачастую они вынуждены рано начинать трудовую деятельность, чтобы обеспечить достойный уровень семейного дохода.
  • Детям из многодетных семей. Они также довольно рано выходят работать, часто не имея при этом хорошего образования.
  • Пенсионерам, сохранившим трудоспособность. Многие работодатели имеют предубеждение против них и не желают принимать их в штат.
  • Участникам ликвидации аварии на ЧАЭС.
  • Одиноким матерям, вынужденным самостоятельно обеспечивать ребенка.

Основной или дополнительный доход, который необходим для достойного уровня жизни, – вот что значит квотируемое рабочее место для всех этих людей. Нередко только предоставление квот помогает им найти свое место в обществе, так как они не способны конкурировать с другими соискателями на равных условиях.

что такое квотируемое рабочее место нюансы

Что значит «квотируемое рабочее место», как рассчитывается количество таких мест

Обязанность резервации рабочих мест относится не ко всем предприятиям. Только относительно крупные организации должны иметь квотируемое рабочее место. Что это значит? Существует алгоритм расчета квот:

  • Владелец предприятия, на котором работает небольшое количество людей (до 35), не обязан принимать в штат сотрудников по квоте.
  • Для организаций, на которых задействовано 35 человек и более, квотирование и резервирование рабочих мест становится обязательным и составляет 3 %. Таким образом, при штате в 35 человек по квоте должен работать один из них, в коллективе численностью 70 сотрудников – уже два человека.
  • Для крупных предприятий, на которых задействовано 100 человек, процент квоты увеличен до 4 %. Это соотношение сохраняется даже для очень больших компаний с численностью штата в несколько тысяч сотрудников.

Что такое квотируемое рабочее место: нюансы для работодателя

Владелец предприятия должен включиться в социальную программу в самом начале своей деятельности. В течение первого месяца после того, как предприниматель или предприятие будет зарегистрировано, он становится на учет в Центре квотирования рабочих мест. Этот орган занимается регулированием данной сферы и следит за соблюдением законодательства. Если предприниматель пропустил время постановки на учет или вовсе не сделал этого, на него налагают штрафы и все равно обязывают следовать закону.

Работники Центра разъясняют понятие (что такое квотируемое рабочее место) и принимают пакет документов, который включает:

  • Копию свидетельства о госрегистрации.
  • Копию уставных документов.
  • Копию документа, свидетельствующего о постановке на учет в налоговой инспекции.
  • Документ, подтверждающий постановку на учет в таком органе, как Единый госрегистр (письмо).
  • Информацию о том, сколько работников будет в штате.

Даже если на момент формирования организации количество работников менее 35, на учет становиться все равно придется, так как впоследствии предприятие может расшириться.

Подав все документы, предприниматель становится обладателем регистрационного номера. С этого момента его ежеквартальная отчетность перед Центром становится такой же регулярной, как и перед налоговыми органами.

Квотируемое рабочее место

Права, которыми может воспользоваться работодатель

В соответствии с законом предприятие может рассчитывать на информационную поддержку со стороны Центра занятости или Центра квотирования. После подачи соответствующего запроса эти органы обязаны ответить на любой вопрос и предоставить сведения для полноценного соблюдения закона.

Изучая вопрос, что значит квотируемое рабочее место, нельзя не отметить одну особенность: человек, которого организация принимает на работу по квоте, должен хорошо справляться со своими обязанностями. То есть если работодатель не доволен исполнителем, он может не брать его в штат. Правда, ему необходимо будет предоставить отчет с перечислением причин для отказа.

квотирование и резервирование рабочих мест

Что работодатель обязан выполнять

Существуют действия, связанные с квотированными рабочими местами, которые обязательны для выполнения всеми предприятиями:

  • Для оборудования подходящих рабочих мест для льготников у предпринимателя есть три месяца после создания организации.
  • Регулярная отчетность включает информацию о том, насколько выполнена квота (принятие, увольнение сотрудников), а также об изменениях в количестве квотируемых мест.
  • Рассматривая вопрос, что значит квотируемое рабочее место для инвалидов, работодатель должен обратить внимание на то, какое оснащение потребуется для таких рабочих мест. Требования диктуют техническо-санитарные нормы и программу реабилитации сотрудника.

За несоблюдение законодательства в сфере квотирования предприятию вменяются штрафы. Их величина напрямую зависит от тяжести проступка и формы собственности организации (для частных лиц сумма значительно меньше, чем для юридических).

Специфика приема на работу инвалидов

Для того чтобы создать достойные условия труда инвалидам, работодателю следует тщательно изучить их потребности, а также все нюансы относительно того, что значит квотируемое рабочее место. На работу в организацию могут поступать инвалиды-колясочники, слепые или глухие люди, а также лица с нарушением интеллектуального развития.квотируемое рабочее место что это значит

Все эти люди должны иметь возможность полноценно выполнять свои рабочие обязанности. На плечи работодателя ложится ответственность по возведению пандусов и поручней на территории предприятия, забота о способах альтернативного общения немых, а также о дублировании всей необходимой информации надписями (чтобы глухие работники могли их прочесть).

При необходимости к сотрудникам с отклонениями в интеллектуальном развитии должен быть приставлен помощник.

businessman.ru

Что значит «квотируемое рабочее место»?

Что это такое — квотируемое рабочее место? Термин «квота» в рассматриваемом контексте означает наличие в штатном расписании фирмы рабочих мест, предназначенных для найма определенных категорий работников. Данные категории могут определяться в соответствии с положениями федеральных норм или региональных НПА.

Объединенный, сводного характера закон о квотировании рабочих мест пока не принят в России. Права граждан РФ на рабочие места по гарантированной законом квоте устанавливаются положениями отдельных НПА, которые регламентируют механизмы социальной защиты различных групп населения.

На федеральном уровне подобных НПА всего два – закон «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 № 1032-1, принятый еще в СССР, а также закон «О соцзащите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181. Оба НПА устанавливают право на получение рабочих мест по рассматриваемым квотам для инвалидов. В свою очередь, во многих региональных НПА соответствующее право определено также и для иных категорий работников. В Липецкой области оно определено, к примеру, для бывших военных, в Камчатском крае — для женщин, которые воспитывают детей в возрасте до 3 лет, в Москве — для различных категорий молодежи.

Общее число квотируемых рабочих мест в фирме зависит, главным образом, от:

  • размера штата, при достижении которого возникает обязательство по выделению квот;
  • величины квоты, выражаемой в процентах от суммарного количества рабочих мест в фирме.

Оба показателя устанавливаются федеральными нормами, а также НПА, издаваемыми в регионах.

В частности, в Москве фирма-работодатель имеет обязательство по квотированию рабочих мест, если ее штат достигает 100 сотрудников. При этом 2% от всех мест должны предоставляться людям с ограниченными возможностями, 2% – молодежи, относящейся к различным категориям (п. 1 ст. 3 закона г. Москвы «О квотировании» от 22.12.2004 № 90).

Отметим, что работники с ограниченными возможностями — единственная категория граждан, которая имеет гарантированное федеральными НПА право на работу по квоте. Рассмотрим специфику соответствующих НПА подробнее.

Квота рабочих мест для инвалидов: основные НПА

Итак, квотирование рабочих мест для инвалидов регламентируется двумя федеральными НПА. Изучим их ключевые положения подробнее.

В законе РФ от 19.04.1991 № 1032-1 легитимизирована гарантия предоставления гражданам с ограниченными возможностями рабочих мест по квотам (пп. 1, 2 ст. 13). Работодатели, в свою очередь, обязуются данные квоты предоставлять (п. 1 ст. 25 закона). Кроме того, они должны направлять в органы занятости достоверные сведения о соответствующего типа рабочих местах, а также сведения, отражающие то, как выполняется предусмотренная законом квота (п. 3 ст. 25 закона).

Другой отмеченный нами НПА – закон от 24.11.1995 № 181 – уже более детально регламентирует то, каким образом граждане могут реализовывать свое право на работу по рассматриваемым квотам.

Так, в соответствии с положениями ст. 21 закона № 181 предоставление работы людям с ограниченными возможностями по квотам обязательно для фирм, имеющих штат более 100 человек. Величина квоты для таких фирм составляет 2–4% от общего количества рабочих мест. Конкретный показатель определяется правовыми актами субъекта РФ. Кроме того, закон дает право региональному законодателю устанавливать квоту в пределах 3% для фирм с численностью штата от 35 до 100 человек.

Более того, в рамках квотируемых рабочих мест для инвалидов фирма может иметь обязательство по обустройству специальных рабочих мест с установкой необходимого оборудования (ст. 22 закона № 181). Минимальное количество соответствующего типа мест определяется в НПА, издаваемых исполнительными органами в субъектах РФ. Кроме того, работодатели обязаны обеспечивать инвалидам условия труда, соответствующие программам реабилитации (п. 2 ст. 24 закона № 181).

Законы о квотировании рабочих мест для инвалидов: ответственность

Несмотря на то, что рассмотренные законы приняты довольно давно, многие работодатели ничего не знают о квотируемых рабочих местах — что это такое, для каких фирм они обязательны, и потому допускают нарушения законодательных норм.

Если компания — намеренно или в силу незнания законов — не будет соблюдать положения федеральных, корреспондирующих с ними региональных НПА в части квотирования рабочих мест, и это выяснится в ходе проверки трудинспекции, на предприятие может быть наложен штраф, величина которого определяется различными статьями КоАП РФ. Например, ст. 5.42 КоАП РФ предусматривает штраф за неправомерный отказ в трудоустройстве человека с ограниченными возможностями от 5 000 до 10 000 рублей, выписываемый на должностных лиц. А если, например, фирма не предоставит в органы сведения, отражающие то, как выполняются квоты, то она может быть оштрафована в соответствии с положениями ст. 19.7 КоАП РФ на сумму от 3 000 до 5 000 рублей.

Иные санкции могут быть предусмотрены нормами региональных законов. Кроме того, в НПА, принимаемых на уровне субъектов РФ, могут быть предусмотрены штрафы за нарушение законов, регламентирующих предоставление квот также и для других категорий граждан.

nalog-nalog.ru

Что такое квотирование

В соответствии с действующим законодательством государство должно способствовать трудоустройству лиц, которым по объективным причинам сложно найти работу (Федеральный закон от 19.04.1991 № 1032-1<О занятости населения>). На практике это достигается при помощи специального разработанного механизма – квотирования рабочих мест. Его суть заключается в том, что работодателей обязывают «приберечь» определенное число вакантных позиций для инвалидов.

Сегодня в РФ отсутствует единый федеральный закон о квотировании. Этот вопрос регулируется положениями Федеральных законов от 19.04.1991 № 1032-1 <О занятости населения> и от 24.11.1995 № 181-ФЗ <О социальной защите инвалидов> и региональными нормативно-правовыми актами. Например, отдельные субъекты РФ расширяют круг лиц, которым оказывается помощь в трудоустройстве. В Москве такими привилегиями обладают молодые специалисты, на Камчатке – женщины, воспитывающие малолетних детей.

Число мест в штатном расписании фирмы, «забронированных» для социально незащищенных категорий соискателей, определяется двумя факторами:

  • общей численностью персонала компании-нанимателя;
  • размером квоты, определяемой в процентах от количества рабочих мест в организации.

При подсчете среднесписочной численности персонала компании в формулу не включаются сотрудники, занятые во вредных и опасных условиях (ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ). Причем точный размер квот определяется региональными нормативно-правовыми актами. Рекомендуемые значения следующие:

  • если в компании занято 35 человек и более – власти региона вправе установить квоту в пределах 3%;
  • если среднесписочное количество сотрудников превышает 100 человек – руководство субъекта РФ обязательно устанавливает квоту от 2 до 4%.

От обязательств по квотированию официально освобождаются общества инвалидов и учрежденные ими коммерческие организации (ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

Например, в Москве, компании, штат которых достигает 100 человек, обязаны выделять квотируемые места для двух категорий соискателей: 2% – для лиц с ограниченными возможностями здоровья, 2% – для молодых специалистов. К последней категории относятся дети-сироты, выпускники среднеспециальных образовательных учреждений, лица, не достигшие 18 лет или закончившие закрытые коррекционные школы.

Механизм квотирования в действии

Итак, Закон № 181-ФЗ обязывает работодателей, чья среднесписочная численность превышает определенный региональными властями порог, разработать локальные акты, в которых содержатся правила приема инвалидов и создать специально предназначенные для них рабочие места.

В федеральном законодательстве четко прописано, что значит квотируемое рабочее место. Это вакансия, специально созданная и «сохраняемая» для социально незащищенных категорий граждан, в частности для инвалидов. Фирмы, в штатном расписании которых имеется нужное количество таких рабочих мест, ежемесячно уведомляют службу занятости о том, что они исполнили свое обязательство. Происходит это путем заполнения специальных отчетных форм, где указывается, сколько свободных позиций имеется и сколько льготников было принято и уволено.

Квотируемое рабочее место

Трудовые взаимоотношения сторон возникают после направления работника за счет выделенной квоты уполномоченным органом (ст. 16 ТК РФ). С сотрудником подписывается договор, он трудится на согласованных заранее условиях.

Компании, в штат которых приняты сотрудники по квотам, должны помнить об установленных трудовым законодательством особых условиях для инвалидов. В частности, это касается обеспечения сокращенного рабочего дня для инвалидов I и II групп, отказа от привлечения к сверхурочному и ночному труду, предоставления дополнительного неоплачиваемого отпуска в пределах двух месяцев по просьбе лица с ограниченными возможностями.

Ответственность за отказ от квотирования

Если государственная инспекция по труду выяснит, что работодатель намеренно или по незнанию законодательства уклоняется от обязательств по квотированию, на нее могут быть наложены штрафные санкции по статье 5.42 КоАП РФ. Размер штрафа составит от 5 000 до 10 000 руб.

blogkadrovika.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector