Квалификационные требования к учителю


Выдержки из Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. № 593
«Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел "квалификационные характеристики должностей работников образования"».

Требования, предъявляемые ЕКС к работникам образования, направлены на повышение результативности их труда, трудовой активности, деловой инициативы и компетентности работников образования, наиболее полное использование их профессионального и творческого потенциала, рациональную организацию труда и обеспечение его эффективности. При этом под компетентностью понимается качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия. К основным составляющим компетентности работников образования относятся: профессиональная, коммуникативная, инновационная, правовая.

Основные составляющие компетентности педагогических работников


  • Профессиональная компетентность — качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
  • Информационная компетентность — качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и .
    ционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.
  • Коммуникативная компетентность — качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
  • Правовая компетентность — качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.

 

Должностные обязанности

  • Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
  • Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы.
  • Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения.
  • Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности.

  • Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).
  • Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.
  • Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).
  • Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. 
  • Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
  • Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.
  • Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).
  • Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

 

Должен знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
  • педагогику, психологию, возрастную физиологию; школьную гигиену;
  • методику преподавания предмета;
  • программы и учебники по преподаваемому предмету;
  • методику воспитательной работы;
  • требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;
  • средства обучения и их дидактические возможности; основы научной организации труда;
  • нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
  • теорию и методы управления образовательными системами;
  • методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);

  • современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
  • методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • основы экологии, экономики, социологии;
  • трудовое законодательство;
  • основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
  • правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

 

Требования к квалификации

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

informatiki.tgl.net.ru


КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ

Основой для квалификационных требований к учителю служит образовательный Стандарта, сопровождающие его документы, а также квалификационные характеристики должностей работников образования. Соответствующий раздел Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих утвержден приказом Минздравсоцразвития России 14 августа 2009 года. Данный документ, в частности, определяет само понятие компетентности работника образования. «Под компетентностью понимается качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия». Согласно тексту этого документа, «к основным составляющим компетентности работников образования относятся: профессиональная, коммуникативная, инновационная, правовая». Там же даны подробные общие характеристики названных компетентностей и квалификационные характеристики должностей работников образования, в том числе и должности «учитель». Данный документ может быть использован для разработки должностных инструкций работников образовательных учреждений.

Современный учитель отличается от того, который входил в класс десять или даже пять лет назад. Прежде всего, качественно изменились требования к его квалификации. Сегодня квалификация учителя складывается в том числе из следующих компонентов:


  • знание содержания предмета;

  • владение современными методами проведения урока и контроля знаний;

  • достаточно высокий уровень ИКТ-компетентности, подразумевающий владение общедоступными программными средствами на уровне грамотного пользователя, знание цифровых образовательных ресурсов и источников по предмету, умение отбирать их в соответствии с образовательной задачей, владение инструментами информационной среды ОУ, а также наличие навыков работы с таким периферийным оборудованием, как сканер, цифровая камера (фото и видео), цифровой микроскоп, проекционное оборудование.

Совокупность этих компонентов позволяет говорить об изменении традиционного урока и системы преподавания в целом.

Учитель начальной школы во многом является более универсальным специалистом, чем любой другой работник образования, в число его задач входит и обучение чтению и письму, и формирование основ математических понятий, и представлений об окружающем мире.
оме того, учитель начальной школы решает задачи формирования общеучебной и коммуникативной компетентности учащихся. Решение всех перечисленных задач требует разносторонней подготовки специалистов начального образования в области общей и возрастной педагогики и психологии, а также специальной подготовки в области предметного обучения, которая позволит учителю осуществлять преподавание различных предметов. Поскольку в последние годы идет активная интеграция предметов начального обучения, возрастает роль учителя начальной школы как носителя целостного содержания начального образования и организатора образовательного процесса. Сегодня в понятие «знание содержания предмета» вкладывается не только владение содержанием предметов начальной школы в рамках основной образовательной программы, но и наличие представлений об изучаемых образовательных областях в целом и понимание перспектив развития знаний, получаемых в начальной школе на других ступенях обучения. Так, в начальной школе можно научить ребенка считать, опираясь исключительно на запоминание, но при этом не дойти в изучении этого материала до понятийного уровня. Это значит, что ребенок на каком-то этапе, когда учебная задача потребует оперирования понятиями, а не несколькими известными цифрами, непременно столкнется с трудностями, с невозможностью найти решение и образовательный процесс надо будет начинать заново, с тех самых основ, часть которых наверняка можно было заложить в начальной школе.

Помимо названного, в сегодняшнее понимание «предметного содержания» включаются еще и современные технологии, необходимые для овладения предметными знаниями.
разовательный стандарт указывает такие технологии для каждой предметной области. Их освоение становится предметом изучения в начальной школе. Не случайно многие из них основаны на использовании компьютера и цифровой техники. В настоящее время это наиболее доступные и легко осваиваемые средства обучения. Даже технологически неподготовленный учитель понимает, какие преимущества имеют цифровые образовательные ресурсы и источники по различным предметам. У учителя появляется возможность демонстрации всевозможных цифровых учебных материалов, которые значительно повышают наглядность образовательного процесса. Несмотря на то что об объемах использования и целесообразности обучения с помощью ЦОР ведется множество споров, положительный эффект их включения в образовательный процесс очевиден.

Длительное время применение компьютера в массовой начальной школе ограничивалось именно использованием отдельных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). В ограниченном количестве школ имеется большой опыт системного обучения информационным технологиям и использованию ИКТ в проектной деятельности. Сегодня требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и к кадровому обеспечению и техническому оснащению образовательного процесса обязывают учителя пересмотреть свое отношение к использованию средств ИКТ и потратить достаточное время и силы на формирование собственной ИКТ-компетентности. Только в этом случае учитель может решать профессиональные задачи на уровне представителя современного информационного общества, в том числе организовывать образовательную деятельность по формированию ИКТ-компетентности учащегося.

Для современного человека понятииеИКТ-компетентности означает возможность решать в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности общераспространенные задачи, правильно используя там, где это нужно, широко применяемые средства ИКТ (по своему выбору). Современному ИКТ-компетентному учителю ежедневно приходится решать ряд разноплановых личных, бытовых, педагогических, образовательных задач, в которых он использует средства ИКТ. Поэтому, говоря о требованиях к его ИКТ-компетентности, можно выделить несколько групп требований:

  • технологическая, или общепользовательская компетентность;

  • общеучебная, или метапредметная компетентность;

  • педагогическая компетентность;

  • профессиональная (предметная) компетентность.

Технологическая (общепользовательская) ИКТ-компетентность означает, что учитель может решать повседневные жизненные задачи, используя общедоступные средства ИКТ.

Наличие технологической ИКТ-компетентности подразумевает, что учитель является грамотным пользователем современного компьютера, подключенного к локальной сети и Интернету. Прежде всего, он должен обладать элементарными знаниями об устройстве компьютера, уметь включать-выключать компьютер, а также загрузить операционную систему и организовать свое файловое пространство. Успешность любого дела определяется хорошей подготовкой и организацией. Так и наличие элементарных навыков работы с операционной системой компьютера обеспечит выполнение любых профессиональных и бытовых задач с помощью ИКТ. К технологической компетентности относится и владение общедоступными программными средствами.

Владение современными программными средствами на уровне грамотного пользователя дает учителю возможность мобильно и интенсивно жить и работать, четко организуя и планируя свое время, решая профессиональные и бытовые задачи наиболее оптимальным для себя и окружающих образом.

Для выполнения своих профессиональных функций учителю необходим целый набор программного обеспечения, которое он будет использовать как самостоятельно, так и при совместной работе с детьми.

Текстовый редактор. С одной стороны, это возможность вести необходимую документацию и готовить всевозможные раздаточные материалы к уроку. С другой – это средство обучения для детей. При наличии устойчивого навыка печати дети могут выполнять в текстовом редакторе упражнения по русскому языку, писать сочинения и творческие работы. Для эффективной работы в любом текстовом редакторе необходимо хорошо знать клавиатуру компьютера, ввод текста не должен создавать проблем и тормозить работу. Среди метапредметных результатов освоения ООП НОО назван слепой клавиатурный ввод. Поскольку данный результат является метапредметным, его достижение обеспечивается образовательной деятельностью на различных предметных уроках, и учитель начальной школы, в большинстве случаев ведущий весь набор предметов начальной школы, не сможет передать эту часть обучения другому специалисту. Таким образом, учитель начальной школы сам не только владеет навыком слепого клавиатурного ввода, но также и методикой обучения этому методу детей.

Графический редактор. Графический редактор является необходимым инструментом младшего школьника уже в первые школьные дни. Владение простейшими инструментами позволяет создавать на экране компьютера удивительный мир детского творчества. Это могут быть рисунки, выполненные с помощью графического планшета на уроках изобразительного искусства; коллажи, использующие результаты традиционной изобразительной деятельности (живопись, аппликация, лепка и т.д.), введенные в компьютер через сканер или цифровой фотоаппарат. Владение графическим редактором позволяет любому учителю самостоятельно проводить элементарную обработку цифровых изображений – изменение объема, обрезка, поворот и т.п. Необходимость этих операций возникает на первом этапе работы с цифровыми фотографиями, которые, согласно требованиям стандарта, активно используются в образовательном процессе как средство фиксации образовательной деятельности учащихся.

Редактор презентаций. Доступный вариант данного программного продукта дает возможность учителю подготовить и систематизировать наглядный материал к уроку, объединив в нем фотографии, сканированные рисунки, видеофрагменты, диаграммы и схемы, сопроводив, при желании, дикторским текстом. Презентация как основная часть мультимедийного выступления должна сопровождать отдельные виды деятельности учащихся, связанные с разработкой больших коллективных проектов и исследований, с индивидуальной работой учащихся по углубленному изучению отдельных вопросов в разных учебных предметах. Такая деятельность соответствует одному из требований Стандарта к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а именно «готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением».

Программное обеспечение для работы со звуком и видео. Владение на пользовательском уровне такого рода программным обеспечением позволяет учителю фиксировать результаты своей деятельности (запись хода урока на диктофон или видеокамеру) с целью дальнейшего анализа и улучшения качества образовательного процесса. В работе с детьми те же самые минимальные элементарные навыки обеспечат возможность использовать звукозапись и видеозапись для фиксации и подведения итогов образовательной деятельности, выполнении практических заданий, например в курсе русского языка и литературного чтения (контроль техники чтения, разыгрывание ситуаций общения, разработка сценария, тематическое озвучивание видеоряда).

Важным компонентом технологической ИКТ-компетентности учителя является умение работать в локальной сети и пользоваться базовыми сервисами Интернета. Первое обеспечивает оперативную взаимосвязь и обмен учебными и методическими материалами между всеми учителями начальных классов внутри образовательного учреждения, а также доступ к работам учащихся и возможность совместной образовательной деятельности внутри класса (школы). Второе позволяет учителю использовать в образовательной деятельности доступные в мировой сети материалы и средства общения. Как правило, мотивом для освоения сервисов Интернета становятся личные потребности человека в оперативном получении новостей с новостных сайтов, общении с родственниками и друзьями по электронной почте, покупки в интернет-магазине и т.д. В деятельности учителя это обеспечивает оперативное дистанционное общение с учащимися и родителями, возможность вести образовательную деятельность вне урока.

Следующим компонентом ИКТ-компетентности учителя является общеучебная (метапредметная) компетентность, наличие которой означает, что учитель способен решать задачи, возникающие при организации образовательного процесса, эффективно используя средства ИКТ. По сути, наличие этой компетентности определяет способность учителя «учить» и «учиться».

Планируя текущую образовательную деятельность, учитель должен предусмотреть использование таких средств и технологий, которые не только позволят максимально эффективно разрешить стоящую перед учащимися образовательную задачу, но по возможности обеспечат контроль ее выполнения и оценку результата.

Примером такой деятельности является образовательная деятельность в Информационной среде (далее – ИС), реализованной в системе Moodle (модульная объектно-ориентированная среда для дистанционного обучения). Организуя образовательный процесс в этой среде, учитель выстраивает целостный образовательный процесс с использованием ИКТ в течение всего учебного года. Возможности среды позволяют организовать одновременный доступ учащихся к цифровым образовательным ресурсам, включая разработанные самим учителем презентации, тесты, электронные варианты заданий. Система позволяет зафиксировать ответы учащихся, задать оптимальную для каждого задания шкалу оценивания или использовать словесную оценку учителя в виде рецензии. Эти данные служат для анализа успешности отдельных учащихся и дают возможность вовремя скорректировать образовательный процесс, добиваясь успешного результата у большинства.

Наполнение ИС, а, точнее, курсов с ИКТ-поддержкой, где непосредственно происходит образовательный процесс, производится учителем. Для этого ему приходится включать в свою деятельность компоненты метапредметной компетентности:

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, что позволяет наполнить ИС авторскими учительскими ресурсами, ориентированными на известную учителю аудиторию учащихся;

  • использование информационных технологий при решении проблем творческого и поискового характера, что позволяет организовать в ИС взаимодействие учащихся по этим вопросам за рамками урока;

  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач, что позволяет добиваться хороших результатов на уровне восприятия учебного материала, и т.д.

Третьей составляющей ИКТ-компетентности учителя можно считать педагогическую ИКТ-компетентность. Наличие названной компетентности означает, что учитель способен осуществлять образовательный процесс в соответствии с целями, которые ставятся информационным обществом перед системой общего образования, и продуктивно использовать ИКТ в этом процессе. Она связана с глубокой перестройкой методики обучения и содержания образования. Ее формирование на сегодняшний день является ключевой задачей системы повышения квалификации.

Поскольку основу организации образовательного процесса в классе и ОУ в целом составляет планирование, оно становится первым шагом, на котором проявляется ИКТ-компетентность учителя. Современный учитель планирует образовательный процесс с применением ИКТ на разных уровнях – от элемента урока до многолетнего курса. Основным инструментом планирования для него является ИС образовательного учреждения, доступная для просмотра через Интернет. Задача учителя – отразить в планировании адекватное применение современных образовательных технологий на уроке и во внеурочное время, а именно:

  • применение информационных технологий для разных форм образовательной деятельности: индивидуальной, групповой, коллективной;

  • планирование проектной деятельности с учетом возможностей ИКТ;

  • использование доступных ресурсов Интернета;

  • использование интерактивных моделей, виртуальных лабораторий, интегрированных сред для фронтальной, индивидуальной и групповой работы с классом;

  • использование дистанционных ресурсов при подготовке домашних заданий;

  • подготовка заданий и тестов в электронном виде или инструментами ИС.

Еще одна важная задача, стоящая перед учителем, – привлечь учащихся к активному участию в образовательном процессе (в ИС), используя для этого современные средства коммуникаций: электронную почту, форум, Skype и т.п. Использование этих средств может быть востребовано как в начальной, так и в основной школе. Дети, которые активно включены в обучение, тянутся к продолжению общения после уроков и в выходные дни. Учащиеся начальной школы с удовольствием будут представлять в форумах результаты своей деятельности по различным предметам, что, в свою очередь, будет служить дополнительной мотивацией к качественному выполнению заданий. Дети смогут обсуждать совместные творческие проекты и исследовательские задания с учащимися из других городов в режиме телеконференции. Например, одновременно с учащимися другой школы проводить эксперименты по изучению свойств воды, обмениваться результатами.

Важной составляющей педагогической ИКТ-компетентности является адекватное использование ресурсов Интернета для самообразования и самостоятельной образовательной деятельности учащихся. Учитель должен знать и использовать доступные для учащихся цифровые ресурсы, дистанционные методические ресурсы, используемые при подготовке учебных материалов урока, ресурсы Интернета, подходящие для самостоятельной образовательной деятельности учащихся (простейший пример – сайты некоторых музеев). Все это позволит направить деятельность учащегося во всемирной сети на образовательные цели и избежать бесцельного использования Интернета в основной школе, что может быть просто опасно в подростковом возрасте.

И наконец, последняя составляющая – профессиональная ИКТ-компетентность учителя, наличие которой означает, что учитель способен решать задачи, возникающие в его предметной области, с использованием обычно доступных в этой предметной области средств ИКТ. Среди компонентов профессиональной компетентности сегодня особенно важным является обеспечение овладения учащимися видами деятельности, необходимыми для реализации требований Стандарта.

Для реализации этой задачи в рамках разных учебных предметов учителю необходимо владеть расширенными приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов, что позволит запланировать и организовать комплексное использование средств ИКТ в предметных уроках и интегрированных курсах.

В профессиональной ИКТ-компетентности учителя отражаются современные тенденции оснащения образовательного процесса, также затронутые требованиями образовательного Стандарта. Ее компонентами можно считать:

  • умение работать с компьютерным классом, в том числе мобильным: хранение, организация рабочего стола учащегося, назначение и возможности программного обеспечения, работа в локальной сети и выход в Интернет, модели использования разного числа мобильных компьютеров на уроке;

  • умение работать с интерактивной доской: управление экраном компьютера, образовательные возможности входящего в комплект программного обеспечения, организация деятельности с использованием интерактивной доски на уроке.

Формирование ИКТ-компетентности учащихся реализуется средствами различных учебных предметов. Таким образом, учитель начальной школы чаще всего удерживает несколько предметных позиций, в каждой из которых ему необходимо демонстрировать соответствующую квалификацию, в т.ч.:

  • в позиции учителя русского языка:

  • знание технологии слепого клавиатурного ввода текста;

  • знание моделей применения программ орфографического контроля, их частичного или полного отключения;

  • знание методик и технологий литературного редактирования и реферирования;

  • знание методик и технологий построения учебных текстов с пропусками или перестановками;

  • знание моделей обучения работе с гипермедийными структурами (в том числе, например, с видеозаписями, сделанными учащимися) с позиции содержательного выстраивания видеоряда и подготовки дикторских текстов;

  • знание моделей формирования стилистики работы с электронной почтой, форумами, блогами, вики.

  • в позиции учителя литературного чтения:

  • работа с источниками, поиск, цитирование, комментирование, реферирование и анализ текстов;

  • работа с электронным литературным текстом, в том числе с детскими творческими работами: использование ресурсов электронных библиотек, практика создания собственных текстов в электронном виде, публикация результатов детского творчества в печатном виде и в Интернете, разработка сценариев для экранизации литературных произведений и их фрагментов, а также литературных работ учащихся;

  • работа со звучащим текстом и видеорядом: анализ учащимися собственной речи, записанной в цифровом виде; отработка навыков орфографического и орфоэпического чтения в процессе записи и прослушивания собственного чтения, развитие навыков выразительности чтения, создание мультфильмов и видеофильмов на основе литературных сюжетов, текстов, а также литературных работ учащихся.

  • в позиции учителя математики и информатики:

  • представление о моделировании объектов и процессов с помощью компьютерных программ; представление об объектах математики и окружающего мира, которые возможно и целесообразно моделировать с помощью компьютера;

  • выбор адекватных возрасту учащихся и учебным задачам средств построения модели: среды для создания и управления реальными движущимися моделями, микромиры, позволяющие программирование исполнителей (Робот, Черепашка);

  • разработка и запись, в том числе с использованием конструкций специального языка для записи, алгоритмов решения математических задач и управления объектами-исполнителями;

  • моделирование и проектирование реальных процессов окружающего мира с помощью специальных программ (виртуальных лабораторий) или наборов конструкторов; разработка планов проведения исследований с помощью компьютерных моделей.

  • в позиции учителя изобразительного искусства:

  • использование графического редактора и графического планшета как средств создания компьютерного рисунка; подготовка и проведение он-лайн выставок;

  • использование фото- и видеосъемки как основ для современных видов искусства: создание натурной мультипликации на основе художественных и других работ учащихся; подготовка и проведение он-лайн выставок цифровых фотографий по различной тематике.

  • в позиции учителя музыки:

  • использование музыкальной клавиатуры как средства для обучения основам музыкальной грамоты и сочинительства;

  • использование музыкальных редакторов, позволяющих расширить набор доступных музыкальных инструментов, сочетать их звучание, добавлять фото- и видеоиллюстрации к музыкальным фрагментам.

Описанные выше компоненты ИКТ-компетентности учителя могут быть использованы при аттестации учителя на квалификационную категорию. Формирование ИКТ-компетентности учителя должно обеспечиваться системой повышения квалификации и дополнительного профессионального образования педагогов, в ходе взаимного обмена опытом учителей внутри образовательного учреждения и в сетевых профессиональных сообществах, а также посредством самообразования.

ИКТ В ОСНАЩЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В соответствии с Законом об образовании (2008 г.) «Федеральные государственные образовательные стандарты … включают в себя требования к: …2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе … материально-техническим и иным условиям». Требования образовательного Стандарта описывают виды деятельности учащегося, которые должны быть обеспечены образовательным учреждением.

Большинство детей, поступающих в начальную школу, – это шестилетки, ведущей деятельностью для них является игра. Ребенок приходит в первый класс с несформированными механизмами учебной деятельности, хотя его психофизическое развитие уже позволяет приступить к ее постепенному формированию. Сложность ситуации состоит в том, что организованная учебная деятельность у каждого учащегося формируется индивидуально, этот процесс занимает разное количество времени и проходит с различной интенсивностью. Поэтому учителю нужно обеспечить индивидуализацию образовательной деятельности. Общей потребностью для детей данного возраста являются двигательная активность и необходимость частой смены деятельности. Для этого в начальной школе тоже приходится создавать специальные условия.

textarchive.ru

Выдержки из Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. № 593
«Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования»».

Требования, предъявляемые ЕКС к работникам образования, направлены на повышение результативности их труда, трудовой активности, деловой инициативы и компетентности работников образования, наиболее полное использование их профессионального и творческого потенциала, рациональную организацию труда и обеспечение его эффективности. При этом под компетентностью понимается качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия. К основным составляющим компетентности работников образования относятся: профессиональная, коммуникативная, инновационная, правовая.

Основные составляющие компетентности педагогических работников

  • Профессиональная компетентность — качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
  • Информационная компетентность — качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.
  • Коммуникативная компетентность — качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
  • Правовая компетентность — качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.

Должностные обязанности

  • Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
  • Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы.
  • Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения.
  • Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности.
  • Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).
  • Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.
  • Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).
  • Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. 
  • Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
  • Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.
  • Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).
  • Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
  • педагогику, психологию, возрастную физиологию; школьную гигиену;
  • методику преподавания предмета;
  • программы и учебники по преподаваемому предмету;
  • методику воспитательной работы;
  • требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;
  • средства обучения и их дидактические возможности; основы научной организации труда;
  • нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
  • теорию и методы управления образовательными системами;
  • методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
  • современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
  • методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • основы экологии, экономики, социологии;
  • трудовое законодательство;
  • основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
  • правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительная профессиональная подготовка по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

sites.google.com

Право вести образовательную деятельность

Основная особенность педагогической деятельности — ее высокая социальная значимость, ответственность и особенно психологические нагрузки, с которыми ежедневно связана работа педагогов. В связи с этим законодательством предусмотрены дополнительные требования к сотрудникам данной сферы деятельности. Данные условия отражены в 331 статье ТК. В случае если работник им не соответствует, ему можно обоснованно дать отказ в приеме на работу в образовательное учреждение. Рассмотрим более подробно, какие же требования предъявляются к работникам сферы образования.

Первым и основным условием является наличие соответствующего образования, определяется Положениями об учреждениях образования различных типов, в частности:

  • сотрудники дошкольного образования — обязательно высшего, среднее профессиональное образование.
  • сотрудники учебных заведений для детей дошкольного и младшего школьного возраста — требуется необходимая профессионально-педагогическая квалификация, которая бы соответствовала данным квалификационной характеристики должности и требованиям к специальности,
  • сотрудники общеобразовательных учреждений — обязаны иметь требуемую профессионально-педагогическую квалификацию, которая бы соответствовала тарифно-квалификационной характеристике по должности и специальности,
  • сотрудникам учебного заведения среднего профессионального и высшего образования — нужно иметь высшее проф. образование,
  • сотрудники дополнительного образования детей — обязательно — высшее или среднее проф. образование, кроме того, сотрудник должен отвечать требованиям квалификационных характеристик к должности.

Конкретизируются общие требования к работникам образования и дополняются требованиями к стажу работы, определенной квалификации согласно Единому квалификационному справочнику.

В данном справочнике раздел, посвященный работникам образования обозначен как «Квалификационные характеристики должностей работников образования». В данном разделе определено помимо определенного проф. образования, четкие требования к профилю получаемой специальности. Например, преподаватель обязан иметь направления «Образование и педагогика». Кроме этого, возможно наличие профильного другого образования в необходимой области знания. К примеру, психологу нужно получить образование — «Педагог-психолог».

Квалификация и уровень образования определяются на основе документа государственного образца, то есть аттестатов, дипломов либо других документов об образовании. Разделение высшего образования на специалистов, бакалавров и магистров не учитывается.

Квалификационные характеристики должностей

Данные характеристики являются базой при разработке должностных инструкций. В конкретных случаях они могут уточняться, изменяться в зависимости от конкретных условий и определенного учебного заведения. Рассмотрим более подробно основные должности, предусмотренные вышеупомянутым справочником.

Руководитель учебного заведения

Обязанности: руководство учреждением в соответствии с Уставом и НПА, ответственность за образовательную, административную и хозяйственную деятельность, обеспечение реализации государственного федерального стандарта, формирование контингентов воспитанников и обеспечение охраны их жизни и здоровья, определение целей, задач и стратегии развития образовательного учреждения, планирование работы и обеспечение соответствия результатов работу установленным стандартам, разработка и внедрение программ, учебных планов, программ дисциплин.

Квалификационные характеристики

Функции: распоряжение бюджетными средствами и обеспечение эффективности их использования, утверждение структуры образовательного учреждения и штатного расписания, подбор кадров, утверждение внутренних нормативных актов, представление учреждения в различных органах и структурах и другие.

Знания: направления развития образования в стране, НПА, связанные с образовательной деятельностью, педагогика, психология, основы физиологии, современные педагогические методики, конфликтология, основы работы с офисными программами, основы социологии, экономики, административное, гражданское, бюджетное, трудовое, налоговое законодательства, основы менеджмента, и другое.

Образование: Высшее образование по специальности «государственное и муниципальное управление», «управление персоналом», «менеджмент» и стаж педагогической деятельности более 5 лет.

Заместитель руководителя

К заместителю предъявляется также достаточно широкий перечень требований в профессиональном плане.

Обязанности: организация планирования деятельности учреждения сферы образования, координация работы учителей, преподавателей и других сотрудников учреждения, разработка учебной и другой документации, обеспечение внедрения новых методов и методик образовательной деятельности, контроль за уровнем и качеством образования и оценка его результатов.

Функции: организация подготовки экзаменов, координация взаимодействия между теоретической и практической работой организация учебной, воспитательной, культурной работы учреждения, контроль за учебной нагрузкой, составление расписаний, работа с отчетной документацией, участие в кадровой работе, меры по оснащению учебного заведения современными технологиями, необходимым оборудованием, средствами обучения, контроль за качеством медицинского обслуживания в учреждении, осуществление руководства хозяйственной деятельностью, контроль за эффективным расходованием средств, меры по расширению самостоятельности учреждения, анализ и оценка финансовых результатов работы и разработка мер по повышению ее эффективности, контроль за выполнением обязательств, подготовка отчета учредителю, руководство работами по благоустройству территории и координация работы всех подчиненных служб.

Знания: направления развития образования, законодательство в сфере образования, педагогика, психология, основы физиологии, методы управления образовательным процессом, педагогические технологии обучения, методы убеждения, конфликтология, текстовые редакторы, основы социологии, экономики, административное, гражданское, трудовое, налоговое и бюджетное законодательство, основы менеджмента.

Образование: высшее, специальность «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом», «Менеджмент», стаж педагогической либо руководящей работы не менее 5 лет.

Руководитель структурного подразделения

В целом требования, аналогичны выше описанной должности. Основная функция — руководство деятельностью структурного подразделения. Квалификационные требования — высшее образование по соответствующему профилю подразделения и стаж работы по специальности — не менее 3 лет.

Старший мастер

Обязанности: руководство занятиями по проф. обучению, работы по проведению проф. ориентации учащихся, руководит работой мастеров производственного обучения, подготовка оборудования и другого оснащения занятий, обеспечение овладения учащимися методами труда, технологией и техникой производства.

Характеристики педагогов

Функции: контроль за уровнем подготовки учащихся, организация деятельности учреждения, участие в заключение дополнительных договоров, участие в работе комиссий, семинаров, проф. развитие учащихся.

Знания: развитие образования в РФ, законодательство в сфере образования, педагогика, психология, основы физиологии, методы управления образовательной системой, педагогические теории и подходы, конфликтология, основы права, экологии, экономики, трудовое, административное право, текстовые редакторы.

Образование: высшее образование по профилю обучения, стаж не менее 2 лет.

Далее рассмотрим должности непосредственно педагогических работников, и особое внимание уделим требования, предъявляемые к соискателям на данную должность.

Учитель

В классификаторе приведен широкий перечень должностных обязанностей, включая области знаний, которые необходимы учителю. Основные требования, предъявляемые к квалификации: высшее либо среднее профессиональное образование «Образование и педагогика» либо в области соответствующего предмета, без предъявления требований к стажу работы.

Преподаватель

Данная должность в целом аналогична должности учителя, требования к соискателям предъявляются аналогичные. Отличие лишь в программах обучения и учебном заведении.

Педагог-организатор

Основной функцией является проведение учебных занятий, воспитательных и иных мероприятий, организация работы детских секций, кружков и других объединений.

Необходимые знания и навыки аналогичны предыдущим должностям.

Социальный педагог

Осуществляет мероприятия по образованию, развитию, воспитанию и социальной поддержке личности. Организует всевозможные виды социально значимой работы воспитанников. Необходимо высшее либо среднее профессиональное образование «Социальная педагогика», «Образование и педагогика», требований к стажу — нет.

Кроме того, в справочнике подробно рассматриваются следующие должности:

  • учитель-дефектолог;
  • педагог-психолог;
  • воспитатель;
  • тьютор (индивидуальная работы с учащимися по развитию их познавательных интересов; координация поиска информации учащимися для самообразования);
  • старший вожатый;
  • педагог-библиотекарь;
  • педагог дополнительного образования;
  • концертмейстер;
  • музыкальный руководитель;
  • инструктор по труду;
  • методист;
  • руководитель физического воспитания;
  • инструктор-методист;
  • преподаватель-организатор ОБЖ;
  • тренер-преподаватель;
  • мастер производственного обучения.

В справочнике приведены также должности учебно-вспомогательного персонала различных образовательных учреждений:

  • вожатый,
  • дежурный по режиму,
  • помощник воспитателя,
  • секретарь учебной части,
  • младший воспитатель,
  • диспетчер образовательного учреждения.

Подводя итог важно отметить, что к сотрудникам сферы образования предъявляется достаточно широкий перечень требований. В условиях современного реформирования системы образования очень важно наличие действительно действующих критериев по отбору персонала, так как именно от действующих сотрудников и их квалификации зависит дальнейшее развитие знаний и уровень образования в стране в целом.

ipshnik.com


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.