Подготовка к интервью


По поводу подготовки журналиста к интервью существуют следующие рекомендации. Помимо сбора информации о собеседнике, чтения его прошлых интервью и составления списка вопросов журналист должен думать «на шаг вперед» — представить, какие ответы даст собеседник на эти вопросы и что после этого можно будет у него спросить. Следует заготавливать не просто вопросы, а «деревья» вопросов, возможные направления разговора, к которым нужно быть готовым. Иногда при подготовке к важным интервью журналист «репетирует» будущий разговор с коллегой, который играет роль собеседника.

Заготовка журналиста может быть различной — от нескольких десятков полностью сформулированных вопросов до названий нескольких (или даже одной) тем, вокруг которых планируется вести разговор. Здесь все зависит от уровня владения материалом. В обязательном порядке нужно продумать лишь «ударный аспект» интервью — фразы собеседника, которые потом можно будет выпятить, чтобы «подороже продать» интервью читателям.
добные фразы — провокационные утверждения, шокирующие выводы или интересные эпизоды — могут спонтанно родиться и в ходе интервью, однако полагаться «на авось» не стоит. Журналист всегда должен представлять, не какую информацию, а какие фразы собеседника ему нужно получить, и подводить разговор к этим фразам, провоцировать собеседника сказать эти слова.

Если тема интервью недостаточно конфликтна, конфликт можно развить при помощи упрека, постановки собеседника в положение оправдывающегося. Для этого нужно искать противоречия во взглядах и в деятельности собеседника. Например, политика можно спросить, почему он поменял свои убеждения, бизнесмена — применима ли к нему поговорка, что в основе всякого крупного состояния находится преступление, а рок-звезду — почему он в своих песнях пропагандирует отказ от земных благ, а сам этими благами очень даже пользуется.

Начинать интервью во многих пособиях по журналистике рекомендуется с «разогрева» собеседника — вопросов, которые позволят разговорить его, найти с ним точки соприкосновения. Это могут быть вопросы об искусстве (если стены комнаты интервьюируемого украшены картинами), о домашних животных (если известно, что у него они есть). Иногда это «наивные» вопросы о профессиональной деятельности собеседника.
пример, придя на интервью к доктору в его кабинет, можно спросить, для чего нужен тот или иной медицинский прибор. Однако в некоторых случаях, наоборот, «разогревающих» вопросов нужно избегать. Если журналист приходит на интервью к очень занятому человеку, например к директору крупной компании, у которого день расписан по минутам и на общение с журналистом выделено строго полчаса, нужно сразу «брать быка за рога», переходить к сути дела. Вопросы «не по теме» вызовут лишь раздражение. Иногда может дойти до того, что разъяренный собеседник выставит журналиста за дверь, а затем позвонит в редакцию и попросит больше этого корреспондента к нему не присылать.

В ходе разговора нужно не только слушать собеседника, но и «настраиваться» на него — пытаться понять, почему он именно так говорит, что он думает, как видит мир. Это поможет точнее формулировать вопросы, придавать разговору оптимальное направление. Еще один прием получения красочных, образных ответов — самому задавать образные вопросы. Журналист должен продумать и подготовить соответствующие метафоры. Иногда добиться ярких, развернутых ответов помогает упорное несогласие журналиста с доводами собеседника. Последний вынужден приводить все больше аргументов, все точнее проявлять свою позицию, раскрываясь и иногда говоря даже то, чего первоначально говорить не собирался.

Заставить собеседника проговориться можно и с помощью приема «беременная пауза». Он заключается в том, чтобы по окончании ответа собеседника не спешить задать следующий вопрос, а немного помолчать. Собеседник воспримет молчание журналиста как указание на то, что он не полностью ответил на вопрос, что он должен еще что-то сказать. А так как все, что запланировал, он уже сказал, теперь у журналиста есть шанс услышать откровение.


Некоторые собеседники обладают способностью «убалтывать» журналиста, своими длинными монотонными ответами вводить его в состояние, близкое к гипнотическому сну. Журналист теряет азарт борьбы, перестает следить за недосказанностью и противоречиями в ответах респондента и самое большее, на что оказывается способен, -это задать друг за другом заранее подготовленные вопросы. Потом, во время расшифровки беседы, незаданные дополнительные вопросы придут в голову, но время будет уже упущено. Чтобы «взбодриться», выйти из-под гипноза, журналисту достаточно сосредоточить взгляд на одной точке. Можно использовать в качестве такой «точки опоры» глаза собеседника. После «фокусировки» взгляд рассредоточивается, но журналист вновь собран и готов к ведению диалога.

И еще одно замечание. По окончании разговора не спешите выключать диктофон. А если выключили — не спешите его убирать, а также прятать в сумку блокнот и ручку. Часто уже после беседы, провожая журналиста, собеседник делает важные признания. Или начинает рассказывать нечто гораздо более интересное, чем все, что было сказано ранее. Фактически у двери может состояться новое интервью, и в печать пойдет именно оно, а не то, которое было взято, сидя за столом.


Описанные выше приемы применимы для интервью с неопытным либо доброжелательно настроенным собеседником. Профессиональные же ньюсмейкеры владеют различными приемами «создания искусственной неясности», которые могут свести на нет усилия журналиста по получению информации. Существует даже так называемая «манипулятивная риторика», которая учит не столько грамотно и доходчиво выражать свою мысль, сколько любыми путями продавливать в разговоре свою точку зрения безотносительно к тому, насколько эта точка зрения адекватна действительности. Поэтому журналист обязан знать приемы «создания искусственной неясности», а также уметь им противодействовать. Иначе собеседник введет в заблуждение его, а вместе с ним и читателей. Вот некоторые из этих приемов: неконкретные слова, упущение действующих лиц, связывание, неправомерное обобщение, переформулирование и ссылка на недопустимость вопроса.

Прием «неконкретные слова» заключается в использовании терминов, под которыми каждый человек подразумевает что-то свое. Например, собеседник может сказать: «Мы выступаем за свободу и процветание». В этом случае нужно спросить, что именно он имеет в виду под словами «свобода» и «процветание». Если ответ будет вновь неконкретным, следуют уточняющие вопросы. Журналисту нужно добиваться, чтобы собеседник формулировал свои ответы в конкретных, однозначно понимаемых словах. Для этого существует прием «тележка», когда слова делятся на те, которые можно пощупать и положить в тележку, и те, которые нельзя. Примеры первых — компьютер, телефон, консервная банка. Примеры вторых — равенство, прогресс, демократия.


Прием «упущение действующих лиц» — это ссылка на неких абстрактных людей, например утверждение: «Все сознательные граждане нас поддерживают». Журналисту нужно сразу же уточнить, кто именно поддерживает собеседника и почему собеседник так решил.

Прием «связывание» предполагает соединение явлений, не имеющих отношения друг к другу, например: «В то время как депутаты сидят в Госдуме, дети шахтеров голодают». Этот прием часто используют для ухода от ответа на вопрос о причинах случившегося. Вместо разъяснения причин собеседник начинает говорить о целях, которые преследовались, либо называть сопутствующие обстоятельства, которые также причинами не являются. Журналисту надо иметь в виду, что различные благородные цели могут быть и вовсе придуманы задним числом для легитимизации неправедных действий. А отделить причины и сопутствующие обстоятельства поможет правило логики «после этого не значит вследствие этого». Например, если человек читал газету и в его комнате в этот момент перегорела лампочка, то из этого вовсе не следует, что лампочка перегорела из-за того, что человек читал газету. Или если в регионе после смены губернатора начался экономический рост, то действительной причиной роста может быть изменение рыночной конъюнктуры или открытие новых месторождений полезных ископаемых, а вовсе не назначение нового главы региона.


Необходимо также отделять причину — то, что неминуемо вызвало событие, — от повода — того, что способствовало проявлению действий причины. Например, если ураган повалил все деревья в парке, значит, причина падения деревьев — ураган. Если же упали лишь некоторые деревья, а большинство устояло, значит, причина кроется в упавших деревьях (подгнивший ствол или слабые корни), а ураган послужил только поводом. Или, допустим, Иванов украл, и его посадили за воровство. Причина того, что Иванова посадили, — кража. Но если известно, что украл не только Иванов, но и Петров и Сидоров, а посадили за воровство одного Иванова, значит, причина ареста не кража. Надо искать то, что отличает Иванова от Петрова и Сидорова, и это и будет причиной, например то, что Петров и Сидоров — большие друзья Васечкина, а Иванов с Васечкиным поссорился. Кража в этом случае будет только поводом для того, чтобы покарать Иванова.

«Неправомерное обобщение» — это использование слов «практически», «почти» и подобных им. Например, собеседник может утверждать, что долги по зарплате «практически выплачены», дедовщины в армии «практически нет». В результате создается иллюзия того, что проблема решена если не на 100, то на 90%, хотя в действительности все может быть совсем не так. Поэтому журналист должен всегда уточнять, что имеется в виду под словом «почти» — 90-процентное решение проблемы или же, к примеру, 20-процентное. Другой контрприем — самому обобщить еще больше, чтобы вынудить собеседника конкретизировать своей ответ.


«Переформулирование» — это изменение собеседником формулировки вопроса на более удобную ему, чтобы затем ответить на этот новый вопрос вместо вопроса журналиста. Этот прием чаще используют на пресс-конференциях, а не в интервью «один на один». На пресс-конференции слово журналисту обычно дают только один раз, и настоять на ответе именно на заданный вопрос не удастся. В интервью же всегда есть возможность повторно задать вопрос и заставить собеседника либо ответить на него, либо признать, что он отказывается от ответа.

Прием «ссылка на недопустимость вопроса» заключается в том, что вопрос журналиста объявляется неправомерным. Например, на вопрос о том, какие возможности были упущены из-за решения, когда-то принятого собеседником и оказавшегося ошибочным, может последовать ответ «История не знает сослагательного наклонения». В этом случае журналист может либо переформулировать вопрос и в дальнейшем задать его еще раз или несколько раз, либо сформулировать ответ и спросить у собеседника о его правильности, чтобы добиться хотя бы ответа «да» или «нет».

Общее же правило задавания вопросов заключается в том, что интервью — это поединок, в котором собеседник всегда хочет предстать лучше, чем он есть на самом деле, тогда как задача журналиста — обнаружить его подлинную сущность. И как в поединке боксеров до цели доходит лишь незначительное количество ударов, так и в интервью далеко не на каждый вопрос будет получен точный, интересный и годный для публикации ответ. Чтобы добиться таких ответов, журналистам нередко приходится задавать множество вопросов об одном и том же, «бить в одну точку», пока собеседник не проговорится.


На сложные интервью журналистам желательно ходить вдвоем. Как в парном теннисе один спортсмен действует впереди у сетки, а другой — позади у края площадки, так и в парном интервью один журналист работает на «переднем крае» — вслушивается в слова собеседника и задает дополнительные вопросы, чтобы получить как можно более полный ответ. Второй журналист в свою очередь контролирует ход интервью «в общем» -следит за бюджетом времени, за тем, чтобы были заданы все ключевые вопросы, затронуты все темы, управляет переходом от темы к теме в случае «застревания» разговора.

Перед интервью желательно собрать максимум информации по теме беседы, чтобы собеседник не мог манипулировать фактами и цифрами. Собеседники этим нередко пользуются как в «мягкой» форме, называя подлинные факты и цифры, которые им выгодны, и опуская те, которые им невыгодны, так и в «жесткой», переходя на откровенное вранье. Например, чиновники Минобороны нередко утверждают, что в армию призывается лишь десятая часть российских юношей, тогда как в действительности на военную службу идет каждый третий. Подготовленный журналист их на неправде тут же поймает, неподготовленный будет ретранслировать эту ложь читателям либо уже после интервью жалеть, что не задал дополнительный вопрос и не вывел лгуна на чистую воду.


Впрочем, критерий правды в интервью — это не столько достоверность фактов, сообщаемых собеседником, сколько достоверное представление этого собеседника читателям. Иногда в тоне разговора и речевых оборотах содержится больше информации о собеседнике, чем в сказанных им словах. Одно из определений интервью как жанра гласит, что это «способ донесения до читателей ярких и волнующих высказываний интересного человека». И если собеседник врет или просто говорит глупости, порой целесообразно это вранье или глупости записывать и потом представлять читателям, чтобы они узнали, что представляет собой человек, занимающий высокий пост или являющийся звездой и любимцем публики.

В заключение данной главы — особенности проведения интервью с 10 категориями собеседников, которые описал Михаэль Халлер. Эти категории: эксперты, свидетели, чиновники, «публика», «звезды», деятели искусства, политики, герои, маргиналы и обычные люди[11].

1. Эксперты. В эту категорию входят ученые и высококвалифицированные специалисты. Главные требования к ним — компетентность и незаинтересованность. Человек, выступающий в роли эксперта, должен, с одной стороны, разбираться в предмете обсуждения, а с другой — быть безразличным по отношению к конкретной ситуации, которая явилась поводом для интервью. Если требование незаинтересованности не соблюдено, человек в роли эксперта выступить не может, так как вместо разъяснения ситуации будет заниматься пропагандой в пользу своей точки зрения.


Интервью с экспертами следует ограничить предметом их ведения. Ни частная жизнь эксперта, ни его мнение по прочим вопросам читателей не интересует. В ходе интервью упор нужно делать на практических последствиях происходящего, на возможных альтернативах принятому решению, эффективность которого журналист ставит под сомнение. Общаться с экспертами, как правило, легко и интересно. Они очень разговорчивы и могут рассказать гораздо больше, чем вместит отведенная под интервью площадь в газете или журнале. Проблем, которые могут возникнуть в интервью с экспертами, две. Во-первых, они любят влезать в неважные и непонятные широкому кругу читателей детали и изъясняться на своем профессиональном сленге. В результате интервью может стать трудным для восприятия и пересыщенным терминами. Во-вторых, эксперты, особенно деятели науки, как правило, избегают однозначных ответов и конкретных формулировок. Вместо фразы «Это есть то» они скажут примерно следующее: «При определенных условиях и с учетом этих и тех факторов, а также при наличии таких-то обстоятельств и взаимосвязей не исключено, что это с некой вероятностью окажется то». Поэтому журналисту необходимо контролировать глубину интервью, требовать перевода терминов на обычный язык и бороться с расплывчатыми ответами при помощи вопросов типа: «Правильно ли я понимаю, что благодаря глобальному потеплению в Москве можно будет выращивать ананасы?»

2. Свидетели. Это участники или очевидцы события (как правило, чрезвычайного происшествия), но не главные действующие лица и не ответственные за случившееся. Цель интервью с ними — получить непосредственные и наполненные деталями впечатления. У свидетелей следует выспрашивать как можно больше деталей и эпизодов. При этом надо иметь в виду, что из-за особенностей восприятия свидетель всегда субъективен и целостную картину происходящего с его слов составить невозможно. В криминологии не раз проводились эксперименты, когда перед группой людей разыгрывали преступление, а потом просили детально описать, что произошло. Ответы оказывались совершенно различными и очень часто далекими от истины. Поэтому интервью со свидетелями обычно публикуется как дополнение к новости, причем в начале текста обязательно уточняется роль человека в событии. С другой стороны, интервью со свидетелем может открыть для читателей какой-либо необычный аспект события. Например, после теракта в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. или после цунами в ЮгоВосточной Азии 26 декабря 2004 г. многие издания публиковали интервью с очевидцами этих трагедий.

3. Чиновники. Цель интервью с ними — представить точку зрения тех, кто ответствен за происходящее (хотя бы частично). При возможности выбора из нескольких персонажей действует правило: чем высокопоставленнее собеседник, тем лучше. Типовые вопросы для интервью с чиновниками: «Почему приняли именно это решение? Какими мотивами руководствовались? Какими сведениями располагали? Каких сведений не хватало? В чем видели проблему? Как обосновываете свои действия? Были ли альтернативы? Если да, то какие?» Журналист должен стремиться поставить чиновника в положение оправдывающегося за то, что не все благополучно во вверенной ему сфере деятельности. Даже если чиновник на самом деле честный и ответственный человек, подобный «обвинительный уклон» в интервью пойдет собеседнику только на пользу, так как позволит высветить, что же он предпринял для решения существующих проблем.

Поэтому к интервью с чиновниками следует очень усердно готовиться, собирать информацию, статистику, чтобы обосновывать свои упреки на документах. Если журналист не владеет материалом, чиновник может отговориться общими словами, привести те данные, которые характеризуют его работу с положительной стороны, и умолчать о тех, которые ему невыгодны. У чиновников нужно добиваться как можно более конкретных ответов, постоянно уточняя предмет вопроса, и ни в коем случае не давать собеседнику уйти в роль эксперта, то есть комментирующего то, за что он не отвечает. Между тем многие чиновники, давая интервью, только и стремятся к тому, чтобы поговорить с журналистом на «вечные» темы, например о патриотизме или о любви к детям, но при этом старательно уклоняются от ответов на вопросы о своей работе.

4. «Публика». Здесь имеются в виду короткие интервью с прохожими на улице или по случайно набранным номерам телефонов, чтобы собрать спектр мнений и настроений, с которыми читатели могли бы себя идентифицировать. Темы таких интервью -завершенные события и происходящие перемены, например недавно принятый закон или наступление весны. Персонажи интервью выступают в роли представителей населения, которые выражают свою реакцию и менталитет. Особенностью этого типа интервью является то, что ответы людей должны быть достаточно абстрактными, чтобы читатель мог распространить их на себя, и в то же время содержать конкретную информацию, чтобы за ней был виден именно этот человек. Поэтому в ходе беседы журналисты обычно задают 1-2 вопроса, касающиеся именно этого человека, и 2-3 общих вопроса, обращенные к нему как к представителю определенной социальной группы.

5. «Звезды». Интервью со «звездой» — это представление человека как объекта восхищения, почитания, презрения, ненависти. «Звезда» словно находится на сцене, и вопросы, как прожектора, высвечивают различные стороны личности собеседника. При этом очень редко «звезды» являются действительно гениальными или оригинальными людьми. Как правило, собеседник лишь удовлетворяет войеристские потребности публики, ее интерес к чужой личной жизни. Если другие типы собеседников обычно скрывают пикантные подробности своей личной жизни, то «звезда» может, наоборот, выпячивать их, зачастую изображая из себя даже более развратного человека, чем на самом деле. Задача журналиста в этом случае — не потакать самолюбованию «звезды», а стремиться очеловечить «гламурную» фигуру, которая пока что остается скрытой за сценическим образом.

Обычно вопросы в интервью со «звездой» касаются желаний, надежд, разочарований. Можно поговорить о взаимоотношениях с любимым человеком, о детях, о родителях, о друзьях. О том, в чем человек видит свои сильные стороны и свои слабости, как ему живется, будучи «звездой». Пусть вспомнит детство, учебу в школе, первое выступление, людей, которым «звезда» благодарна. Можно поговорить об отношении «звезды» к высказанным в ее адрес оценкам других людей, прежде всего, негативным, о стереотипах, которые в массовом сознании по отношению к этой «звезде» существуют. Интервью должно протекать на стыке мифа и реальности, счастья и несчастья, бессмысленной светской болтовни и душевного стриптиза, самообожествления «звезды» и развенчивания журналистом ее культа.

6. Деятели искусства. К этому типу собеседников относятся создатели выдающихся художественных произведений, талантливые и при этом часто выделяющиеся своим поведением люди. Они интересны и сами по себе как личности, и как выразители общественных настроений, которые первыми понимают происходящее и могут передать это понимание другим. Следует иметь в виду, что деятели искусства часто сами не осознают, как происходит их творчество, откуда они черпают идеи и образы. Поэтому упор в интервью с ними следует делать на событиях из жизни собеседника и на его переживаниях, показывая читателю связь творца с его произведениями через рассказанные им истории и эпизоды из жизни.

Вопросы в интервью с деятелем искусства прежде всего личные. О ситуациях, которые повлияли на выбор жизненного пути. О роли родителей. О мотивах творчества и источниках вдохновения. О типичном дне жизни персонажа. О том, что его радует или пугает. О примерах, которые связаны с жизненными целями и ценностями. О встречах и взаимоотношениях с другими выдающимися деятелями искусства. Чтобы собеседник раскрылся, восхищение необходимо чередовать с нарочитыми возражениями, вынуждая его таким образом отстаивать свою точку зрения и свое видение мира.

7. Политики. Эти собеседники сочетают в себе две роли — ответственного за происходящее и эксперта по отношению к действиям других лиц. Информационный повод для интервью с политиком обычно бывает задан ситуацией или проблемой. Собеседник лишь обосновывает свои решения и действия, излагает и уточняет свою точку зрения, рассказывает о своих намерениях, целях и интересах. Часто политики стремятся отделаться от журналиста общими пафосными фразами о том, что они за все хорошее и против всего плохого. Некоторые и вовсе могут в ответ на первый вопрос произнести получасовой ничего не значащий монолог, а потом заявить, что интервью закончено, так как отведенное на него время истекло. Поэтому журналисту следует, не смущаясь, вклиниваться в их речь, настаивая на конкретных ответах именно на те вопросы, с которыми пришел журналист.

8. Герои. Они интересны благодаря своим достижениям, например инвалиды, которые победили свою болезнь, предприниматели, которые создали с нуля фирму, ставшую лидером рынка. Такой человек играет роль экрана, на который другие люди проецируют свои желания и мечты. У героев нужно спрашивать о конкретных мыслях, ощущениях, действиях, тревогах и желаниях, которые были у них в процессе борьбы или работы. Нужно добывать истории из их жизни. И ни в коем случае нельзя вести экспертное интервью, добиваясь комментариев по вопросам, к которым лично они не имеют отношения. Также надо иметь в виду, что героям, в отличие, например, от профессиональных политиков, часто бывает трудно формулировать свои мысли. Здесь журналист должен прийти на помощь собеседнику, подсказывая ему возможные ответы.

9. Маргиналы. Это люди, вытолкнутые из общества, — бродяги, беспризорники, лица без определенных занятий, алкоголики, наркоманы, жители вокзалов, теплоцентралей и свалок. С ними лучше разговаривать без диктофона, так как они обычно много натерпелись от представителей власти, очень запуганы и с подозрением относятся к любому человеку не их круга. При беседе желательно записывать не только их ответы, но и свои вопросы, так как в подобной обстановке слова журналиста также получаются особенными, которые впоследствии не всегда вспомнятся в ходе работы над текстом. Если журналист не владеет стенографией, рекомендуется записывать из каждого ответа хотя бы по два слова, причем прилагательные в этом случае важнее существительных. Если нет возможности сразу записать слова собеседника, следует повторять их про себя, чтобы лучше запомнить. Потом при первой же возможности нужно перенести разговор на бумагу или надиктовать на диктофон.

10. Обычные люди. Собеседники здесь те же самые, что и в интервью с «публикой» (см. стр. 00), однако цель журналиста — не срез сиюминутных мнений, а гораздо более глубокое представление нашего современника. Поэтому если интервью с «публикой» ограничивается 3-4 вопросами, заданными в течение нескольких минут, то беседа с обычными людьми может включать в себя несколько десятков вопросов и длиться от получаса до нескольких часов. Тема подобных интервью — повседневность с ее нуждами, проблемами, надеждами и стремлением к счастью. На первом плане выступает функция, и лишь затем следует личность, то есть человек показывается прежде всего как сотрудник на какой-то работе, житель города, член семьи, лишь в последнюю очередь — как некто единственный и неповторимый. В словах собеседника важна не информация, а атмосфера, которую эти слова передают, мир, каким его человек видит. Сложность интервью с обычными людьми заключается в том, что многие из них не умеют переводить свои мысли в слова, и даже с помощью журналиста им делать это очень тяжело. Поэтому часто журналисты вместо интервью предпочитают про обычных людей писать в жанрах репортажа или портрета.

Перед проведением интервью необходимо думать «на шаг вперед», то есть предугадывать возможные ответы собеседника и готовить дополнительные вопросы. Также полезно заготовить «ударный аспект» интервью — фразы, на которые нужно вывести собеседника и которые затем помогут продать интервью «подороже». «Разогрев» необходим, если собеседник неопытный, и излишен, если журналист имеет дело с собеседником, для которого раздача интервью — часть работы. Конфликт в интервью можно развить, если поставить собеседника в положение оправдывающегося. Добиться ярких ответов также помогают образные вопросы, возражения журналиста и прием «беременная пауза», когда журналист по окончании ответа не спешит задавать следующий вопрос, провоцируя собеседника на дополнительные высказывания. После завершения интервью не следует выключать и убирать диктофон, так как в этот момент собеседник может сказать нечто гораздо более интересное, чем то, что было сказано в ходе интервью. Если журналисты идут на интервью вдвоем, то один из них вслушивается в слова собеседника и задает дополнительные вопросы, а второй контролирует ход интервью «в общем». Критерий правды в интервью — не столько достоверность фактов, сообщаемых собеседником, сколько достоверное представление этого собеседника читателям. К приемам «создания искусственной неясности», которые могут применять интервьюируемые, относятся использование неконкретных слов, упущение действующих лиц, связывание, неправомерное обобщение, переформулирование и ссылка на недопустимость вопроса.

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Многие белорусские журналисты считают интервью не самым сложным в работе жанром. И относятся к нему соответственно – без большого пиетета. Выражается это, в частности, в том, что журналисты часто практически не готовятся к интервью, считая, что «достаточно договориться и назначить, а там все само получится».

На самом деле грамотная подготовка к интервью может вывести его на совершенно новый качественный уровень.

Авторы Mediakritika.by резонно замечали: многие белорусские журналисты явно злоупотребляют таким жанром, как интервью. Возможно, просто потому, что считают его самым «легким». Для многих это действительно так: набросают за несколько минут список вопросов – а то и просто попросят его у главного редактора – и вперед, с диктофоном на перевес. Регулярно вижу такие интервью в рамках многочисленных мероприятий, на которых бываю. Картина, как правило, одна и та же: политик (чиновник, бизнесмен), рассказывающий что-то, и журналист с диктофоном и совершенно пустыми глазами, механически кивающий в такт словам собеседника. Понятно, что такие интервью получаются в лучшем случае поверхностными и не раскрывающими вообще никакую тему.

Переломить ситуацию может грамотная подготовка к беседе, особенно в том случае, если интервью планируется большое, и оно согласовано заранее, а не есть результат случайной встречи на каком-то мероприятии.

Почему так важно готовиться к интервью? Потому что когда журналист хорошо знает «бэкграунд» как самого собеседника, так и обсуждаемой с ним проблемы, интервью идет совсем по другому руслу. Или, иначе говоря, интервьюируемый уже не может манипулировать журналистом. Вот случай из собственной практики. Предстоит интервью с гендиректором крупной торговой сети бюджетных магазинов, название которой у всех на слуху. Сеть как раз в то время прославилась тем, что лоббировала в правительстве закрытие уличных киосков и небольших магазинчиков шаговой доступности. И буквально за полчаса подготовки к интервью я узнаю, что:

— Торговая сеть обременена долгами: должна $100 млн российским партнерам и $10 млн – польским.

— Не так давно она закупила в Узбекистане партию оооооочень дешевых носков, и в Беларуси их моментально расхватали. Вот только носить их оказалось невозможно – они сразу расползались. Потому что это были специальные носки для одевания покойников.

— У гендиректора, с которым я встречаюсь, сосед по даче – Михаил Мясникович, в то время – премьер-министр.

Начинается интервью, и собеседник привычно начинает рассказывать, какая у них хорошая торговая сеть, как много они делают для Беларуси, и что вообще круче них только яйца. Но одного только вопроса про долги хватило, чтобы разговор пошел совсем в другом ключе – не сильно доброжелательном, но зато намного более информативном. Потому что гендиректор понял: с ним беседует человек, который уже много знает о его торговой сети, и вешать ему лапшу на уши – бесполезно.

Вообще, по моему личному мнению, идеальное интервью – это когда журналист задает вопросы, на которые сам уже заранее знает правильные ответы. (Это не относится к оценочным категориям типа «Ваше мнение о….».) Конечно, в реальной жизни так не бывает, но стремиться к этому нужно – так вы определите, насколько искренен ваш собеседник.

Также нередко просто в ходе подготовки к интервью можно натолкнуться на какие-то очень интересные факты, которые сами по себе станут темой для журналистского материала. Например, готовясь к интервью с Мечиславом Грибом, я обнаружил, что с 1990 года и до прихода к власти Лукашенко практически все высшие руководители Беларуси (спикеры парламента и премьеры) были католиками. А Николай Дементей – дядя лидера партии «Справедливый мир» Сергея Калякина.

Итак, какие ключевые моменты в рамках подготовки к интервью можно выделить?

1. Определяем цель беседы.

Нужно ли журналисту просто представить публике некого интересного человека, либо узнать его мнение по насущному вопросу, к которому он имеет прямое отношение, либо мнение по вопросу, актуальному для общества, в котором ваш собеседник может считаться экспертом. Определив цель, вы сможете более грамотно и четко формулировать вопросы.

2. Изучаем информационные ресурсы, собирая сведения о собеседнике, а также о той проблеме, которую вы хотите с ним обсудить.

Это, собственно, ключевая часть подготовки к интервью. Важный момент: далеко не вся собранная таким путем информация должна потом присутствовать в задаваемых вопросах. Но хорошее знание личной истории собеседника и «бэкграунда» обсуждаемой проблемы позволит вам чувствовать себя намного увереннее – а это хорошо ощущается на невербальном уровне.

Кроме того, предварительное изучение проблемы позволит журналисту не задать откровенно глупые вопросы. Это особенно актуально, когда тема интервью – экономика или технологии.

3. Хорошенько запомните имя-отчество собеседника и ни в коем случае его не перепутайте!

Например, Романчук – он Ярослав Чеславович, а не «Вячеславович», как его нередко называют.

4. Обязательно постарайтесь уяснить для себя такие моменты, как:

— Особенности характера собеседника.

— Его роль в определенной (обсуждаемой с ним) ситуации, сложившиеся социально-политические обстоятельства и масштаб проблем, которые связаны с героем интервью.

— Связанные с вашим собеседником общественные стереотипы.

Все это позволит вам, в частности, избежать вопросов, которые могут задеть либо даже оскорбить собеседника, из-за чего интервью сразу пойдет «наперекосяк». Если же такие вопросы неизбежно нужно задать, то оставьте их на конец беседы – пусть основная ее часть пройдет ровно и спокойно.

5. С самого начала делайте запас вопросов чуть больше нужного.

Лучше несколько вопросов вы не зададите, но будете иметь пространство для маневра. Так, нередко бывает, что интервьюируемый, отвечая на один ваш вопрос, сам того не ведая, попутно отвечает и на какой-то другой, еще не заданный. Если количество вопросов ограничено, вы можете оказаться в ситуации, когда и спрашивать-то больше как бы не о чем. Приходится импровизировать, а это не всегда хорошо.

6. Беседуйте с оппонентами. 

Если предстоит интервью с политиком, сперва побеседуйте с его оппонентом, если с бизнесменом – то с конкурентом, если с чиновником – то с его бывшим подчиненным. Узнаете много интересного из того, что ваш собеседник будет всячески стараться от вас скрыть. Обязательно почитайте последние новости, относящиеся к вашему собеседнику.

7. Обговаривая время и место интервью, договаривайтесь о встрече так, чтобы ваш собеседник чувствовал себя комфортно.

Поэтому чаще всего встреча назначается на его территории (дома или на рабочем месте) и в удобное для него время. Есть и исключения – нередко встречу лучше назначить на нейтральной территории, скажем, в кафе. Есть отдельные случаи, когда интервью заведомо планируется как жесткое, нелицеприятное. Тогда его лучше организовать в таком месте, где собеседник будет себя чувствовать не слишком комфортно. Но это достаточно редкие случаи и, по крайней мере, начинающим журналистам лучше за такое не браться.

8. Помните про первое впечатление.

Американские исследователи утверждают, что при встрече незнакомцев первые четыре минуты беседы определяют, как правило, весь последующий разговор. Поэтому в качестве одного из первых вопросов в своем списке поставьте тот, на который, по вашему мнению, собеседник ответит особенно охотно. Например, о каком-то его достижении, разработке, победе и т. д. Такое начало беседы поможет снять скованность и психологическое напряжение, которые многие люди испытывают, беседуя с журналистом. Звучит цинично, но впоследствии, при подготовке к печати, эту пару вопрос-ответ можно будет и убрать – особенно, если она больше интересна самому герою интервью, чем читателям.

При этом в начале разговора не стоит касаться таких потенциально провокационных сфер, как политические взгляды, доходы, межнациональные отношения, религиозные убеждения и т. п. Созданию доверительной атмосферы могут способствовать общие интересы или знакомые (подтасовки и вымыслы исключаются).

Если разговор происходит дома у собеседника, самым беспроигрышным станет разговор о домашних животных (если таковые имеются) – собаках, кошках и прочей живности. В них, как правило, хозяева души не чают.

9. Если интервью охватывает разные темы, сгруппируйте вопросы по тематическим блокам.

Имейте в виду, что на какие-то вопросы вы можете не получить ответа – либо получить обтекаемый и бессмысленный ответ. Так что будьте заранее готовы любой вопрос переформулировать и задать снова.

10. Сложные, нелицеприятные вопросы стоит оставлять на заключительный этап интервью.

Но в любом случае желательно завершить разговор на позитивной ноте. Даже если в конце задавались «нехорошие» вопросы, стоит напоследок постараться «увести» разговор в сторону, поговорить о чем-то приятном для собеседника, чтобы ни у кого не осталось неприятного осадка. Золотое правило – уходить так, чтобы у собеседника осталось желание общаться с вами еще, готовиться к новой встрече.

Конечно, в реальной жизни не все перечисленные пункты выполнимы. Но всегда стоит стремиться к идеалу – то есть выполнить максимально возможное их число.

mediakritika.by

Подготовка к интервью — обязательный элемент интервьюирования независимо от типа беседы, ее содержания и продолжительности. Подготовка заключается в следующих неразрывно связанных и неотделимых на практике типах работы:

— общая подготовка

— конкретная подготовка

— психологическая подготовка

Общая подготовка

Она состоит из общей идеологической и интеллектуальной подготовки журналиста, обще профессиональной, в том числе из углубленного изучения какой-то определенной области знаний и специализации журналиста (деятельности). Интервью — это вопросный метод поиска знаний Правильная постановка вопросов требует, прежде всего, истинности их предпосылок, а это в первую очередь обеспечивается исходными позициями автора, его мировоззрением. Во всяком интервью происходит процесс восприятия и оценки собеседниками друг друга. Психологи установили, что воспринимающий субъект делает заключения о познаваемости личности на основании собственного опыта, имеющихся знаний, вот почему интеллектуальное развитие интервьюера, накопление им разносторонних познаний в самых различных областях человеческой культуры — профессиональное требование.

Конкретная подготовка к интервью

Конкретная подготовка к интервью складывается из следующих моментов:

определение цели интервью и характера необходимых сведений

изучение предмета интервью и собеседника

предварительное обдумывание хода беседы, составление вопросов

договоренность о встречи, месте, времени интервью

Интервью в журналистике может использоваться для получения любых сведений — как фактических, вплоть до справочных, так и субъективных фактов сознания человека — мнений. Всякого рода оценок.

Решая вопрос о выборе метода, следует подумать о том, какие сведения нужны. Как их можно добыть, является ли в данном случае интервью наиболее быстрым и, главное, надежным способом их получения. Шумилова утверждает (и я с ней согласна), что стадия определения цели (в зависимости от проблемы, темы, жанра и ряда других характеристик) присутствует всегда, но она может приходить свернуто, и здесь от интервьюера требуется еще более острая интуиция, проницательность, чтобы определить, какие сведения ему нужны, как построить беседу, в каком направлении руководить ею.

Предварительное обдумывание хода беседы, составление вопросов

Уже в ходе изучения материала у журналиста складывается план будущей беседы. Каким он будет — с заранее сформулированными, четко продуманными вопросами или только в виде схемы, наброска тех главных проблем, которые можно решить, зависит, во-первых, от целей интервью, от вкусов и привычек самого журналиста. Иногда наличие строгого списка вопросов обязательно. Например, когда журналист идет к официальному лицу беседовать по какой-то четко определенной программе. Заранее подготовленные вопросы нужно иметь и для беседы по телефону, а так же, если она проходит в условиях ограниченного временинтервью. Таким образом, если журналист не составляет вопросов, он продумывает ход беседы, мысленно выстраивает ее план. У него должны быть заготовлены: рабочая гипотеза, то есть представление о проблеме, ее развитии, ее месте в изучаемом вопросе, или, если речь идет об интервью-портрете, о главных чертах героя и так далее. Рабочая гипотеза — это по существу обдумывание конкретных целей интервью на новом уровне, то есть конкретизировать цели, вооружившись тщательным изучением предмет, будущего собеседника.

Драматургический стержень беседы. Это тот центральный элемент беседы, который должен объединить интересы журналиста и интервьюируемого. Он позволяет разговорить собеседника, заставляет его высказаться серьезно, не стереотипно, увлеченно. Часто таким стержнем выступает столкновение идей, момент дискуссии интервью. Который заставляет собеседника возражать, доказывать, раскрываться в споре.

Выбор места и времени интервью

Готовясь к интервью, журналист должен позаботиться о том, чтобы обстановка была психологически благоприятна. Интервьюер должен выбрать место встречи обдуманно, решить вопрос о присутствии посторонних. Место встречи прежде всего должно быть удобно интервьюируемому. Если речь идет о длительной беседе, в которой журналиста будет интересовать главным образом личность собеседника, хорошо договориться о встречи у него дома. В привычной обстановке, как известно, человек чувствует себя естественнее.

Присутствие же посторонних неизбежно влияет на результаты беседы, но оно не всегда вредно для журналистского интервью. Застенчивого собеседника может успокаивать присутствие при разговоре кого-то из близких, так же присутствие других людей порой останавливает от желания прихвастнуть, солгать.

Договариваясь о встрече, журналисту следует уточнить, каким временем располагает собеседник и в зависимости от этого планировать интервью.

Психологическая подготовка

Психологическая подготовка осуществляется как в общей, так и в конкретной подготовке к интервью. Журналистский труд требует хорошей памяти, внимания. Наблюдательности, воображения, впечатлительности, настойчивости, любознательности интервью

В любом интервью происходит процесс восприятия и оценки собеседниками друг друга, он начинается в момент первого контакта интервьюера и собеседника и действует в течение всей беседы. В этом процессе есть закономерности, знание которых дает возможность контролировать его: два из которых — стереотипизация, обобщение.

Так же при подготовке у журналиста начинает складываться мнение о человеке, с которым ему предстоит беседовать: о соц. группе, к которой он принадлежит, о его характере, о возможном отношении к беседе. Однако все это не должно мешать объективности восприятия журналиста. Всякая предубежденность препятствует получению достоверных знаний. Чтобы предвзятость и стереотип не мешали восприятию, журналист должен настраивать себя на то, что реальность может не походить на представление, создавшееся у него во время подготовки интервью Конечный же результат интервью в значительной степени зависит от взаимоотношений между участниками беседы. В связи с этим уже в период подготовки интервьюер должен обдумать, на сколько охотно интервьюируемый будет сотрудничать с ним. Так же журналисту необходимо прикинуть, не будет ли в интервью вопросов или тем, которые вызовут раздражение, смущение интервьюируемого, а может быть какие-то другие реакции, неблагоприятные для психологической атмосферы беседы. Без умения психологически настраиваться (а интервью отличается большим внутренним напряжением), мобилизоваться, нельзя обойтись в искусстве интервьюирования.

Вопросы в интервью

В журналистской деятельности вопрос является весьма важным орудием получения сведений. Вопрос сразу втягивает противника в дискуссию, не дает возможности уклониться от ответа, заставляет отвечать по существу. Вся сеть вопросов должна загнать противника в угол, а заключительный вопрос подводит итоги обсуждения, окончательно ставит точки над i. Итак, некоторые тонкости в постановке вопроса:

прекрасное общее знание предмета обсуждения

формулирование вопросов так, чтобы исключить возможность уклонения от ответа

первый вопрос должен сразу втягивать партнера в беседу

предвидение возможных ответов собеседника и постановка от них следующих вопросов

Таким образом, вопрос — форма движения мысли, но не замена ее.

Главное значение вопросов — это реализация целей и задач интервью. Поэтому вопросы могут быть классифицированы по множеству оснований, например:

по форме вопроса: Открытые и закрытые

Открытый вопрос называет для интервьюируемого тему или предмет, а далее он волен структурировать ответ по своему усмотрению.

В закрытом вопросе возможные ответы заложены в нем самом, так что опрашиваемый должен выбрать высказывание, мнение, которое больше всего соответствует его позиции интервью. Закрытые вопросы широко применяются в массовом опросе. В жур-ке они применяются в том случае, если собеседник затрудняется высказать свое мнение в силу различных обстоятельств: застенчивость, боязнь показаться смешным, неумение выразить свою мысль. Однако нужно помнить об опасности невольно навязать интервьюируемому ответ.

Прямые и косвенные, личные и безличные

В беседе могут возникать разного рода психологические барьеры: собеседник не может ответить на вопрос потому, что стесняется, не умеет выразить то, что нужно интервьюеру; поэтому, чтобы ослабить напряжение, задают вопрос косвенно. Но это целесообразно только в следующем случае:

Необходимо получить сведения о поведении, отношениях, неодобряемых, непопулярных в данной среде. Заранее можно предположить, что собеседник затруднится высказать мнения, которые идут вразрез с моральными или этическими нормами, разделяемыми теми соц. группами, к которым он принадлежит. Тогда нужно строить вопрос, чтобы он освободил интервьюируемого от категоричности высказывания, позволяя в тоже время получать инф-ию об его взглядах и мнениях.

Весьма существенен выбор личной и безличной формы вопроса. Личная форма вопроса выявляет индивидуальное мнение, безличная форма дает ответ не о собственной точке зрения, а о мнениях других, выявляет не личность собеседника, а его представления о том, что требует реальность.

2. по воздействию на собеседника:

Наводящие или подсказывающие вопросы.

Следует заботиться о том, чтобы вопросы не содержали подсказки: какие сведения хочет получить жур-ст, а какие для него не желательны. В интервью, публикуемых в печати, а особенно часто на радио- и телевидении, встречаются вопросы: «Вам известно, что …..» Немногие в таких случаях решатся возражать журналисту, у которого все уже распланировано и ясно. Большинство интервьюируемых в таких случаях спешат выразить свое согласие. Иногда подсказывающие вопросы намеренно используют журналисты, особенно те. Которые заранее все решили и не хотят отказываться от сложившегося представления.

3. по функции:

Основные, зондирующие, дополнительные.

При подготовке к интервью журналист должен прежде всего составлять основные вопросы, которые должны принести наиболее важные сведения. Однако в реальной ситуации основной вопрос может и не сработать. Люди часто уходят от ответа. В таком случае с помощью зондирующих вопросов и анализа поведения собеседника жур-ст сможет определить причину неудовлетворительного ответа и задать ряд дополнительных вопросов с тем, чтобы получить сведения. На которые был рассчитан основной вопрос. Чаще всего зондирующие и дополнительные вопросы не готовятся заранее, а возникают , когда не срабатывает основной вопрос, а так же в тех случаях, когда возникает неожиданно новый поворот темы или новая тема разговора.

Вот так же и контрольные вопросы могут составляться заранее, но и появляться спонтанно в ходе интервью. Их цель — проверить, обладает ли интервьюируемый в действительности теми знаниями, на которые претендует, теми чувствами, о которых рассказывает, одним словом, проверка поступающей информации на достоверность.

Одним из составляющих успешного интервью является грамотный язык и стиль вопросов.

Прежде всего вопрос должен быть понятен интервьюируемому и иметь для него тот же смысл, что и для журналиста. Насколько возможно , необходимо учитывать уровень знаний собеседника и стараться построить вопрос таким образом, чтобы понятия и термины, входящие в вопрос, были ему знакомы. Нужно быть готовым перефразировать непонятный вопрос, объяснить термин. Хороший журналист находить с каждым собеседником общий язык, но это вовсе не значит. Что он должен оперировать теми же разговорными выражениями, профессиональными словами, что и собеседник. Следующее требование к вопросу — он должен содержать в себе одну мысль. В противном случае интервьюируемый отвечает только на последнюю часть вопроса или на ту, которую ему легче запомнить. Иногда журналист смешивает в одном вопросе несколько, так как пытается подсказать собеседнику ход размышлений, и тогда эта совокупность вопросов превращается в подсказ.

Составляя вопросы, журналист должен обратить внимание на то, чтобы они воспринимались как уместные в пределах обсуждаемой темы и соответствовали целям интервью. Вопрос так же может быть и неожиданным для собеседника, и необычным по форме, важно, чтобы журналист умел подать его так, чтобы он не породил отрицательного эффекта.

При составлении вопросов необходимо учитывать такой важный фактор, как осведомленность собеседника. Если он не может ответить на вопрос. То возникает у самого неприятное чувство, что он не справился со своей задачей, не оправдывает ожиданий журналиста, роняет себя в его глазах. Интервьюируемый может замкнуться, заторопиться с окончанием разговора.

students-library.com

СТАНДАРТНОЕ ИНТЕРВЬЮ

В назначенное время мы заходим в переговорную, а специалист по кадрам задаст нам формальные и предсказуемые вопросы.

В чем суть? Эйчар ведет вежливую беседу, и наши ответы сравнивает с приемлемыми вариантами.«Как правило, рекрутер задает вопросы об образовании, опыте работы, владении иностранным языком, ожидаемом уровне зарплаты. — отмечает Ирина Макеева, руководитель службы управления персоналом, так он оценивает потенциального кандидата нейтрально, не опираясь на стереотипы или личный опыт. С одной стороны, все просто, и ответы на такие вопросы можно отрепетировать дома. С другой, стоит учитывать,, что такие собеседования говорят, как правило, о несовременности компании или недостаточном профессионализме отдела кадров.

Кому подойдет? «На подобном собеседовании сложно сделать выводы о личностных качествах соискателя, можно только получить общее впечатление. Энергичным, творческим, общительным людям, которые могут развивать новые направления в бизнесе, будет тяжело работать в компании, где проводят такие интервью», -добавляет директор по персоналу Татьяна Кулакова. Но подобные вакансии подойдут тем, кто ценит стабильность и спокойствие.

Как проходить. Интервью похоже на собирание пазла: компания ищет кандидата, характеристики которого идеально подходят к требованиям должности. Они указаны в вакансии, поэтому наша задача — заранее оценить свои шансы, а во время беседы сделать акцент на том, каким из перечисленных требований мы соответствуй ем. Например, рассказать, что имеем опыт работы более 5 лет в крупной западной компании — что и требовалось в описании вакансии.

СКРЫТОЕ ИНТЕРВЬЮ

Возле офиса нас встречает дружелюбный сотрудник и провожает в переговорную. По пути он светски интересуется: «Как вы доехали? Нравится ли вам у нас?»

В чем суть? Благодаря скрытому интервью специалист рассчитывает увидеть: как мы себя ведем, когда нам кажется, что собеседование еще не началось. Рекрутер умышленно скрывает свою должность. «Бывает, человек может высказать претензии, что ему долго пришлось ждать, затем неохотно отвечать на вопросы. И только когда Эйчар представляется, кандидат буквально меняется в лице и приносит извинения», -рассказывает Джулия Шкатула, консультант по управлению персоналом. Другой вариант скрытого интервью — после окончания беседы менеджер по персоналу вдруг предлагает экскурсию по офису: оценить, как работает компания. В качестве сопровождающего может оказаться и руководитель подразделения, который поинтересуется нашими впечатлениями от увиденного и услышанного. Он может спросить, какие книги любим читать, что восхищает или раздражает в других.

Кому подойдет? Такого рода интервью часто используется в компаниях, где учитывают не только знания и умения сотрудника, но и особенности личности. Ведь цена ошибки, неверного выбора кандидата очень высока — на кону репутация фирмы в глазах клиентов и партнеров. «Для компаний с подобными ценностями подойдут общительные, склонные к компромиссу люди. Такие, для кого не важен статус собеседника.

А также любители всего нового, которые обожают творческий подход к решению любых проблем», — полагает Джулия Шкатула, И предостерегает: скрытое интервью, по сути, — манипуляция, которую используют в компаниях с большой текучкой кадров и некоторыми этическими проблемами.

Как проходить? Важно помнить что оценить наше поведение может кто угодно и когда угодно. Джулия Шкатула рекомендует воспринимать и сопровождающего в офисе как возможного будущего коллегу или даже руководителя. Следует серьезно отнестись к любым вопросам. даже не относящимся на первый взгляд к нашей профессии.

ГРУППОВОЕ ИНТЕРВЬЮ

Оказавшись в нужное время возле кабинета специалиста по персоналу, обнаруживаешь, что ты — не единственный кандидат, и на собеседование пришли как минимум ешс десять человек.

В чем суть? Некоторые воспринимают такую ситуацию как унизительную и предпочитают уйти сразу. Многие не верят, что в этой ситуации интервьюер сможет оценить нас по достоинству. На самом деле такой подход к отбору кандидатов может быть оправдан. Допустим, когда нужно выбрать специалиста, умеющего работать в команде и готового к сотрудничеству. Групповое интервью позволяет увидеть, как мы отреагируем на других людей, как владеем своими эмоциями. Для многих позиций нажны нанмки публичных выступлений, умение презентовать себя или продавать товар, быстрая реакция в стрессовой ситуации. Чаще всего групповое интервью используют при поиске менеджеров по продажам, страховых агентов, консультантов и представителей других профессий, связанных с коммуникацией.

Кому подойдет? Тем, кто настойчив, легко общается с незнакомцами, не боится проявлять инициативу, выражать свое мнение.

Как проходить? Не нужно «тянуть на себя одеяло», перебивать конкурентов, В этом случае нас запомнят не как активного человека, а как назойливого выскочку. «Секрет в том, чтобы быть доброжелательным и не показывать беспокойства. Внимательно слушать, что говорят другие, и корректировать свои ответы, исходя из этой информации. Не повторять за остальными, а подчеркивать именно свои преимущества. Задавать уточняющие вопросы, но не спорить с интервьюерами», — рекомендует менеджер по персоналу Ульяна Калинина

СИТУАЦИОННО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ

Нам задают необычные, на первый взгляд, вопросы. Например: «Расскажите, как бы вы уладили конфликт между вашими подчиненными в случае, если они не могут договориться?» Или предлагают прямо сейчас решить предполагаемую задачу.

В чем суть? Эйчар оценивает не только наши профессиональные навыки, но и личностные качества. На собеседовании он должен понять, есть ли у нас необходимые дли работы в этой компании компетенции: например, умение общаться, быть ответственной, честной. Ведь чтобы убедить рекрутера в том, что мы подходим, недостаточно просто сказать «Я хорошая!», ему нужны доказательства. Вот он и задаст такие странные вопросы. А затем слушает ответы и обращает внимание, насколько логично мы описываем прошлый или будущий опыт.

Кому подойдет? Ситуационно-поведенческое интервью чаще всего используют при подборе руководителей, поскольку именно в этом случае индивидуальным характеристикам кандидата и их сочетанию с ценностями компании уделяется особое внимание. Глава отдела или целого подразделения должен транслировать корпоративную культуру.

Как проходить? Особенность такого интервью в том, что заранее трудно узнать, о чем именно будут спрашивать. Часто мы теряемся и не можем четко отвечать. «Перед собеседованием я бы рекомендовала соискателю ответить на следующие вопросы, опираясь па конкретные примеры наличной практики: как я обычно поступаю в случае конфликта? Что для меня важно в отношениях с коллективом и руководителем, а чего я не приемлю? Каков алгоритм моих действий в кризисных ситуациях? Что я могу предложить новой компании?» — советует директор по персоналу Татьяна Кулакова Приводя примеры, обязательно стоит сказать, каких результатов мы не достигли. «Не страшно говорить об ошибках и о том, как их исправили. Тот, кто их не делает, — не делает ничего. Эйчару интересно, не как мы падали, а как поднимались и чему научились», — дополняет Джулия Шкатула.

Фальш на собеседованиях видна всегда, и это производит плохое впечатление. «Не нужно стремиться любой ценой понравиться потенциальному работодателю, особенно — отказываясь от своих интересов», — обращает внимание Ульяна Калинина. -Даже если это удастся, нам грозит быстрое «выгорание». Ведь гораздо лучше работать в компании, чьи ценности (даже негласные) ты разделяешь, и с людьми, которые произвели на тебя приятное впечатление.

open-dialog.ru

Что надо знать об организации, в которую вы идете на интервью:

— Какую продукцию или какие услуги предлагает организация?
— Где и кому реализуются продукция и услуги?
— Сколько лет существует организация?
— Насколько изменились задачи организации со времени ее существования?
— Стабилен ли состав руководства, или оно часто меняется?
— Каков юридический статус организации?
— Были ли попытки поглощения организации другими фирмами?
— Получила ли организация прибыль в прошлом году? За прошедшие три года?
— Проводилось ли сокращение штатов за последние три года? Почему?
— Входит ли организация в какое-либо более крупное объединение?
— Много ли внимания уделяет организации пресса? Почему?
— Каковы отзывы прессы об организации?
— Каково отношение к служащим в данной организации?
— Какие новые проекты разрабатываются в организации?
— Базируется ли организация внутри страны или имеет партнеров или отделения за рубежом?
— Каковы перспективы отрасли, которой принадлежит организация?

Некоторые советы

  • Перед собеседованием продумайте, как Вы будете одеты. Внешний вид и манера держаться имеют очень большое значение и практически определяют первое впечатление. Если Вы идете на собеседование в финансовое учреждение, выберите консервативно-деловую форму одежды. Если Вы собираетесь на интервью в строительную организацию или дизайнерскую фирму, можно позволить себе одеться в более свободном стиле. Можно постараться узнать заранее, принят ли в фирме деловой или более свободный стиль одежды, но в любом случае на интервью лучше одеться более официально. Если появление на работе в джинсах считается в этой фирме в порядке вещей, Вы сможете себе это позволить, когда начнете работать, но на интервью в свитере и джинсах приходить не стоит.

    В любом случае Вы должны выглядеть опрятно и аккуратно.

    У женщин выбор значительно шире, но тем больше ошибок они могут при этом совершить. Женщине лучше всего одеть на собеседование строгий костюм или достаточно консервативное платье, не впадая в крайности при выборе длины юбки, расцветки и украшений. Не следует пользоваться резкими духами или одеколоном.

    Заранее удостоверьтесь, что Вы знаете, как проехать к зданию фирмы и где оставить машину. Выйдите из дома заблаговременно.

  • Приходите на 15 минут раньше назначенного времени. Этим Вы покажете, что уважаете проводящего собеседование и цените его время. Если Вы все же опаздываете, постарайтесь перезвонить и предупредить о задержке.
  • Помните, что при выборе из нескольких кандидатов, обладающих одинаковой квалификацией, решающую роль сыграет ваше умение произвести благоприятное впечатление во время собеседования.
  • Хорошенько выспитесь ночью перед тем, как идти на интервью. Невыспавшиеся люди никогда не производят хорошего впечатления. Постарайтесь лечь спать в обычное время, не раньше и не позже.
  • Не пейте много жидкости. Вы можете не найти туалет в незнакомой организации и будете себя плохо чувствовать во время интервью.
  • Если Вас кому-либо представят, приложите все усилия, чтобы правильно услышать и запомнить имя этого человека. Если Вы сразу сможете обратиться к собеседнику по имени, это произведет благоприятное впечатление. Переспрашивание же обнаружит излишнюю нервозность.
  • Важно выяснить продолжительность интервью и придерживаться оговоренного времени. Это поможет правильно распределить время между ответами и вопросами, определить степень подробности ответов.
  • Будьте вежливы и доброжелательны со всеми, кого Вы встретите в офисе. Не забудьте улыбнуться, входя в кабинет интервьюера. Не забывайте, как важен язык жестов. Не меньшее значение имеет и Ваше рукопожатие: рука должна быть сухой и теплой; рукопожатие должно быть уверенным, но не слишком сильным. Следите за своей осанкой, стремитесь смотреть в глаза. Не доводите, однако, ничего до крайности.
  • Не забудьте взять с собой на интервью как можно больше документов, подтверждающих Вашу квалификацию, образование и дополнительные знания
  • Если Вам предложат заполнить какие-нибудь формы, лучше взять их с собой и вернуть в кратчайший срок. Работая с ними дома, потренируйтесь на черновике. Помните, что все имеет значение: и грамотность, и помарки, и почерк, и четкость формулировок.
  • Не забудьте, заканчивая беседу, договориться о том, когда и как Вы узнаете о результатах, и поблагодарить интервьюера.

Несколько правил:

  1. Приветствуя представителя компании, не подавайте руки первым.
  2. Не садитесь, пока Вам не предложат этого сделать.
  3. Внимательно слушайте. Следуйте тому направлению беседы, которое задаст интервьюер.
  4. Прежде чем отвечать на вопрос, постарайтесь понять, зачем он задан, как в ответе подчеркнуть свои сильные стороны и о чем говорить не следует.
  5. При обсуждении предыдущих мест работы не критикуйте вашего бывшего начальника и коллег.
  6. Не начинайте обсуждения Ваших личных или финансовых проблем, если Вас об этом специально не спросят.
  7. Вы можете назвать зарплату, которая Вас удовлетворит, но не раньше, чем Вас об этом спросят.
  8. Заканчивая интервью, поблагодарите собеседника за внимание

Возможные причины отказа в приеме на работу:

— Опоздание на интервью.
— Вялое рукопожатие.
— Жалкий внешний вид, неряшливость.
— Нежелание смотреть в глаза интервьюеру.
— Неумение изъясняться: слабый голос, плохая дикция, неграмотная речь.
— Манеры всезнайки.
— Отсутствие интереса и энтузиазма.
— Недостаточная живость.
— Недостаточная уравновешенность.
— Недостаток искренности.
— Неопределенность ответов на вопросы, уклончивость.
— Недостаточное умение ориентироваться в обществе.
— Нерешительность, несамостоятельность.
— Стремление к самооправданию, ссылки на обстоятельства.
— Отсутствие четких целей и задач.
— Недостаточная зрелость.
— Недостаток такта.
— Недостаточная вежливость.
— Цинизм.
— Недостаток дисциплинированности.
— Нежелание учиться.
— Нетерпимость.
— Радикальность идей.
— Неспособность воспринимать критику.
— Узость интересов.
— Негативные отзывы о предыдущих работодателях.
— Чрезмерная материальная заинтересованность.
— Нежелание начать снизу: ожидание слишком многого и слишком быстро.
— Невозможность участия в делах помимо обусловленного графика.
— Отсутствие вопросов о работе к интервьюеру.
— Неудачная семейная жизнь.

www.rabotka.ru


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.