МРОТ — это минимум оплаты труда в месяц, установленный Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 N 82-ФЗ. Каждый год появляется ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда"» и уставнавливает МРОТ на наступающий год.
- Размер МРОТ на 2014 год составил 5 554 рубля (Федеральный закон от 02.12.2013 № 336-ФЗ);
- Размер МРОТ в 2015 году составил 5 965 руб (Федеральный закон от 01.12.2014 № 408-ФЗ);
- Размер МРОТ на 2016 год составил 6 204 рубля (Федеральный закон от 14.12.2015 № 376-ФЗ), а с 01 июля 2016 года увеличится до 7 500 рублей;
- Размер МРОТ в 2017 году остался равным 7 500 рублей, но с 01 июля 2017 года МРОТ вырос до 7800 рублей (Федеральный закон от 19.12.2016 г. №460-ФЗ);
- Размер МРОТ на начало 2018 года составил 9 489 рублей, а позже был увеличен до 11 163 рублей (Федеральный закон от 07.03.2018 г. №41-ФЗ);
- Размер МРОТ в 2019 году составил 11 280 рублей (Федеральный закон от 25.12.2018 г. №481-ФЗ).
- Размер МРОТ в 2020 году составил 12 130 рублей (Федеральный закон от 27.12.2019 №463-ФЗ).
- Размер МРОТ в 2021 году составляет 12 792 рубля (Федеральный закон от 29.12.2020 N 473-ФЗ).
Применение МРОТ
МРОТ применяется для:
- Регулирования оплаты труда. В соответствии с ТК РФ, зарплата работника любой организации за полностью отработанный месяц не может быть меньше МРОТ.
- Определения минимальных размеров пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам.
В соответствии со ст. 133 ТК, МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом. Субъекты РФ в соответствии со статьей 133.1 могут установить на своей территории МРОТ выше, чем установленный ФЗ о МРОТ.
Регулирование оплаты труда
Зарплата работника, отработавших месячную норму рабочего времени, должна быть не меньше МРОТ. Здесь речь идет о начисленной сумме за полностью отработанный месяц. Она может состоять из нескольких частей: оклада, доплат, компенсаций и т п. Однаков расчет минималки не включаются премии к праздникам, оплата сверхурочной работы, районные коэффициента, доплата за совмещение и прочие выплаты, которые в расчет не разрешает включать регион.
Общая сумма всех учитываемых начислений должна быть не меньше МРОТ. Из начисленной суммы зарплаты работодатель, как налоговый агент, удерживает НДФЛ. Поэтому фактически выплаченная сумма на руки работнику может быть меньше МРОТ.
Если сотрудник работает на условиях совместительства или неполного рабочего времени, то за месяц он может получать сумму меньше МРОТ: здесь нет законодательных препятствий.
МРОТ в расчете пособий
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ (п.1.1 ст. 14) всем работающим гражданам гарантируется оплата пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам по среднему заработку, рассчитанному исходя из МРОТ c учетом районного коэффициента, если:
- застрахованное лицо не зарабатывало деньги в течение 2 календарных лет до дня наступления страхового случая;
- средний заработок, рассчитанный за 2 календарных года, ниже рассчитанного по МРОТ.
В некоторых случаях пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам выплачиваются в размере, не превышающем МРОТ за полный календарный месяц. Такое ограничение применяется для застрахованных лиц:
- у которых страховой стаж меньше 6 месяцев;
- нарушивших режим, предписанный врачом.
Региональный МРОТ (минимальная заработная плата региона)
Субъекты РФ в соответствии со статьей 133.1 ТК РФ могут установить на своей территории более высокий размер МРОТ. Размер минимальной заработной платы для конкретного субъекта определяется с учетом социально-экономических условий и прожиточного минимума на его территории.
МЗП в регионе устанавливают региональным соглашением трех сторон (ч. 6 ст. 133.1 ТК РФ):
- правительства субъекта РФ;
- объединения профсоюзов;
- объединения работодателей.
После того как соглашение заключено, всем работодателям предлагается к нему присоединиться: предложение о присоединении к соглашению официально публикуется в СМИ. Если работодатель в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения не представил мотивированный письменный отказ, считается, что работодатель присоединился к соглашению и обязан его применять.
Региональный МРОТ обязаны применять коммерческие организации и предприниматели субъекта РФ, обособленные подразделения, расположенные в субъекте, государственные учреждения, финансируемые из бюджетов субъектов РФ, и муниципальные учреждения. Федеральные казенные, бюджетные и автономные учреждения не обязаны применять региональный МРОТ.
Дополнительно к региональному МРОТ применяются надбавки и коэффициенты, установленные в регионе. Например, в Алтайском крае соглашением на 2019-2021 год установлен МРОТ 13 000 рублей. При этом в крае действует районный коэффициент 15%. Значит работодатели Алтайского края не имеют права установить зарплату ниже 14 950 рублей (13 000 × 1,15).
Новый МРОТ с 1 января 2021 года
С 1 января 2021 года в РФ изменился МРОТ. Новый минимальный размер оплаты труда увеличился до 12 792 рублей. Этот факт повлияет на размер минимального больничного, пособия по уходу за ребенком, пособия по беременности и родам, пособия при постановке на учет в ранние сроки беременности.
Также из-за повышения МРОТ нужно пересчитать оплату отпуска и командировки, если фактический средний заработок сотрудника за расчетный период меньше 12 792 рублей и отпуск или командировка начались до 1 января.
Источник: www.B-Kontur.ru
Регион | Код региона | Минимальная заработная плата (руб.) | Обоснование |
Белгородская область | 31 | Не ниже 12 130 для работников организаций области | Постановление администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 24.09.2018 № 2070; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Брянская область | 32 | Не ниже 12 130 для работников организаций области | Региональное соглашение между правительством Брянской области, Союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Брянской области» и Брянской областной ассоциацией промышленников и предпринимателей – Региональным объединением работодателей о минимальной заработной плате в Брянской области на 2019 год;
ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Владимирская область | 33 | Не ниже 12 130 для работников организаций области | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Воронежская область | 36 | Не ниже 12 130 для работников организаций области | Соглашение объединений работодателей Воронежской области на 2017–2019 годы от 01.02.2017; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Ивановская область | 37 | Не ниже 12 130 для работников организаций области | Соглашение правительства Ивановской области, Ивановского областного объединения организаций профсоюзов, Союза промышленников и предпринимателей Ивановской области от 25.12.2018 № 42-с; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Калужская область | 40 | Не ниже 12 130 для работников организаций области | Калужское областное трехстороннее соглашение между территориальным союзом организаций профсоюзов «Калужский областной совет профсоюзов», областными объединениями работодателей и правительством Калужской области на 2017–2019 годы;
Дополнительное соглашение от 14.08.2018 о внесении изменений в Соглашение о минимальной заработной плате в Калужской области от 16.09.2013; Соглашение о продлении срока действия Соглашения о минимальной заработной плате в Калужской области от 16.09.2013; Соглашение о минимальной заработной плате в Калужской области от 16.09.2013; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Костромская область | 44 | Не ниже 12 130 для работников организаций области | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Курская область | 46 | Не ниже 12 130 для работников организаций области | Соглашение Курской области на 2019–2021 годы от 17.12.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Липецкая область | 48 | Не ниже 12 130 для работников организаций области | Областное трехстороннее соглашение на 2015–2017 годы между администрацией Липецкой области, федерацией профсоюзов Липецкой области, объединениями работодателей Липецкой области от 23.12.2014 (вместе с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Липецкой области на 2018–2020 годы);ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Москва | 77 | 20 195 руб. | Московское трехстороннее соглашение на 2019–2021 годы между правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей |
Московская область | 50 | 15 000 | Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области между правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области от 01.03.2018 № 41; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Орловская область | 57 | Не ниже 12 130 для работников организаций области | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Рязанская область | 62 | Не ниже 12 130 для работников организаций области | Региональное соглашение между правительством Рязанской области, профсоюзами и работодателями на 2019–2021 годы от 24.12.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Смоленская область | 67 | Не ниже 12 130 для работников организаций области | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Тамбовская область | 68 | Не ниже 12 130 для работников организаций области | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Тверская область | 69 | Не ниже 12 130 для работников организаций области | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Тульская область | 71 | 14 100 | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тульской области от 03.04.2019; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Ярославская область | 76 | Не ниже 12 130 для работников организаций области | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Ярославской области на 2018–2020 годы от 29.12.2017; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Архангельская область | 29 | Не ниже 12 130 для работников организаций области | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Вологодская область | 35 | Не ниже 12 130 для работников организаций области | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Калининградская область | 39 | 13 000 (12 130) | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Калининградской области от 18.05.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Ленинградская область | 47 | 12 800 (12 130) | Соглашение о минимальной заработной плате в Ленинградской области на 2019 год от 05.12.2018 № б/н; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Мурманская область | 51 | Не ниже 12 130 для работников организаций области | Соглашение между правительством области, Областным советом профсоюзов и Союзом промышленников и предпринимателей Мурманской области на 2019–2021 годы; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Ненецкий автономный округ | 83 | Не ниже 12 130 для работников организаций области | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Новгородская область | 53 | Не ниже 12 130 для работников организаций области | Дополнительное соглашение к Региональному соглашению от 13.07.2017 № 77; Региональное соглашение между объединением профсоюзных организаций «Новгородская областная федерация профсоюзов», региональным объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Новгородской области» и правительством Новгородской области «О минимальной заработной плате в Новгородской области» от 26.12.2014 |
Псковская область | 60 | Не ниже 12 130 для работников организаций области | Региональное соглашение администрации Псковской области от 29.12.2017 № МВ-258 «О минимальной заработной плате в Псковской области»; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Республика Карелия | 10 | Не ниже 12 130 для работников организаций области | Дополнительное соглашение от 29.12.2017 № 1 к Соглашению о заработной плате в Республике Карелия; Соглашение о минимальной заработной плате в Республике Карелия на 2018 год от 15.09.2017; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Республика Коми | 11 | Не ниже 12 130 для работников организаций области | ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Санкт-Петербург | 78 | 18 000 (12 130) | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2019 год от 28.11.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Астраханская область | 30 | Не ниже 12 130 для работников организаций области | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Волгоградская область | 34 | 14 032 (12 130) | Соглашение Администрации Волгоградской области, Совета директоров предприятий и организаций Волгоградской области от 28.11.2018 № б/н
ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Краснодарский край | 23 | Не ниже 12 130 для работников организаций области | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Краснодарском крае на 2018–2020 годы от 27.12.2017;ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Республика Адыгея | 1 | Не ниже 12 130 для работников организаций области | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Республика Калмыкия | 8 | Не ниже 12 130 для работников организаций области | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-Ф |
Ростовская область | 61 | 14 556 (12 130) | Ростовское областное трехстороннее (региональное) соглашение между правительством Ростовской области, союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Ростовской области» и Союзом работодателей Ростовской области на 2017–2019 годы от 16.11.2016 № 12; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Республика Крым | 91 | Не ниже 12 130 для работников организаций области | Дополнительное соглашение к Соглашению о минимальной заработной плате между Советом министров Республики Крым, республиканскими объединениями профсоюзов, объединениями работодателей в Республике Крым от 21.12.2017 № 3;
Соглашение Крымского республиканского объединения организаций профсоюзов «Федерация независимых профсоюзов Крыма» от 24.08.2015; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Севастополь | 92 | Не ниже 12 130 для работников организаций области | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в городе Севастополе от 25.12.2018 № 5-18; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Кабардино-Балкарская Республика | 7 | 12 130 | Решение Кабардино-Балкарской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.05.2017 № 1; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Карачаево-Черкесская Республика | 9 | 12130 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Республика Дагестан | 5 | 12130 | Региональное соглашение Правительства Республики Дагестан «О минимальной заработной плате в Республике Дагестан» от 05.10.2017;ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Республика Ингушетия | 6 | 12130 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Республика Северная Осетия – Алания | 15 | 12130 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Ставропольский край | 26 | 12130 | Письмо Минтруда Ставропольского края от 15.11.2017 № 15526-03; Распоряжение правительства Ставропольского края «Об утверждении Соглашения между правительством Ставропольского края, территориальным объединением федерации профсоюзов и союзом работодателей «Конгресс деловых кругов Ставрополья» на 2016–2018 годы» от 17.02.2016 № 41-РП; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Чеченская Республика | 20 | 12130 | Соглашение Правительства Чеченской Республики, Объединения организаций профсоюзов Чеченской Республики (Совета профсоюзов Чеченской Республики), Республиканского объединения работодателей от 23.04.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Кировская область | 43 | 12130 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Нижегородская область | 52 | 12130 | |
Оренбургская область | 56 | 12130 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Пензенская область | 58 | 12130 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Республика Башкортостан | 2 | 12130 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Республика Марий Эл | 12 | 12130 | Соглашение между Правительством Республики Марий Эл, Союзом «Объединение организаций профсоюзов Республики Марий Эл» и республиканским объединением работодателей на 2019–2021 годы; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Республика Мордовия | 13 | 12130 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Республика Татарстан | 16 | 12130 | Соглашение Федерации профсоюзов Республики Татарстан, Координационного совета объединений работодателей Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.12.2018 № б/н; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Самарская область | 63 | 12130 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Саратовская область | 64 | 12130 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Пермский край | 59 | 12130 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Удмуртская Республика | 18 | 13 949,5 (12 130) | Региональное соглашение Правительства Удмуртской Республики, Федерации профсоюзов Удмуртской Республики, Объединения работодателей Удмуртской Республики от 25.01.2019; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Ульяновская область | 73 | 12130 | Региональное соглашение Областного союза «Федерация профсоюзов Ульяновской области», объединений работодателей Ульяновской области, правительства Ульяновской области от 15.11.2018 № 124-дп; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Чувашская Республика | 21 | 12130 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Курганская область | 45 | 13 949,5 (12130) | Соглашение о размере минимальной заработной платы в Курганской области от 14.12.2018 № 42/18; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Свердловская область | 66 | 12130 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Тюменская область | 72 | 12 200 (12130) | Соглашение о минимальной заработной плате в Тюменской области от 30.04.2014 б/н; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра | 86 | 12130 | Трехстороннее соглашение «О минимальной заработной плате в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» от 31.03.2016; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Челябинская область | 74 | 12130 | Обращение первого заместителя губернатора Челябинской области к работодателям Челябинской области о минимальной заработной плате в Челябинской области с 01.05.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 89 | 16849 (12130) | Региональное трехстороннее соглашение «О минимальной заработной плате в Ямало-Ненецком автономном округе» от 27.12.2017; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Алтайский край | 22 | 13000 (12 130) | Региональное соглашение правительства Алтайского края, Алтайского краевого союза организации профсоюзов, краевых объединений работодателей Алтайского края от 17.12.2018 на 2019–2021 годы; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Забайкальский край | 75 | 12130 | Трехстороннее соглашение между правительством Забайкальского края, Забайкальским краевым союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Забайкалья» и Союзом работодателей Забайкальского края на 2018–2020 годы от 01.08.2018 № 40-Д/СГ-2; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Иркутская область | 38 | 12130 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Кемеровская область | 42 | 21 471 (12 130) | Кузбасское региональное соглашение между Кемеровским областным союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзных организаций Кузбасса», Коллегией администрации Кемеровской области и работодателями Кемеровской области на 2019–2021 годы от 17.01.2019; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Красноярский край | 24 | 12130 | ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Новосибирская область | 54 | 12130 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Омская область | 55 | 12130 | Региональное соглашение правительства Омской области, Омского областного союза организаций профсоюзов «Федерация омских профсоюзов», Союза «Омское региональное объединение работодателей» от 14.12.2018 № 103-РС; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Республика Алтай | 4 | 12130 | Региональное соглашение о минимальном размере заработной платы в Республике Алтай от 24.04.201813; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Республика Бурятия | 3 | 12130 | Региональное соглашение между Правительством Республики Бурятия, союзом «Объединение организаций профсоюзов Республики Бурятия» и союзами работодателей Республики Бурятия от 14.03.2018 № 01.08-010-45/18; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Республика Тыва | 17 | 12130 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Республика Хакасия | 19 | 12 130 | Соглашение о минимальной заработной плате в Республике Хакасия от 05.03.2019; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Томская область | 70 | 12130 | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Томской области на 2019 год от 04.12.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Источник: buhguru.com Динамика МРОТ за пять летВ России за последние пять лет минимальный размер оплаты труда увеличивали восемь раз: с суммы чуть больше шести тысяч рублей до почти тринадцати тысяч. Сведения о федеральном МРОТ с 2016 года Кто устанавливает региональный МРОТРегионы могут определять свой лимит, главное — уложиться в требования: если хочешь, увеличивай по сравнению с общероссийским, но уменьшить не можешь. Правда, для сотрудников бюджетной сферы ничего менять нельзя: для них действует федеральный МРОТ. Регионы вправе использовать сразу два МРОТ — федеральный и региональный. Например, в Тульской области для сотрудников коммерческого сектора, например магазинов, фитнес-клубов, клубов, МРОТ — 14 200 ₽, а для бюджетной сферы — общероссийский, 12 792 ₽. Пример повышенного регионального МРОТа на 1 марта 2021 Что зависит от МРОТМинимальный размер оплаты труда влияет на зарплату и некоторые пособия.
Как считаются пособия — тема для бухгалтера, а для бизнеса важно вот что: для оценки суммы учитывается средний заработок сотрудника. Даже если он по Что не зависит от МРОТМинимальный размер оплаты труда не влияет на перерасчет надбавок, например, за работу сверх графика или районные коэффициенты.
Коэффициенты могут отличаться в разных регионах. Например, для Томской области — 1,50, а в Якутии на территории, рядом с алмазодобывающей предприятиями — 2. Неважно, какой коэффициент действует для сотрудников, — эта надбавка все равно считается сверх МРОТ. То есть нельзя сказать, что ее уже учли при расчете: это нарушение законодательства. Запомнить
Источник: secrets.tinkoff.ru Федеральный МРОТМРОТ действует по всей территории РФ для работников организаций, получающих финансирование из федерального бюджета, субъекты не могут установить для них МРЗП (ст. 133.1 ТК РФ). Т.е. региональные законы разделяют федеральных служащих и всех остальных. Если регионом не установлен МРЗП, то действует федеральный минимум. Базовый МРОТ используется для расчета пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, уходу за ребенком и некоторых других, в том числе предоставляемых в качестве временной меры поддержки в связи с коронавирусом. Он может стать основой для установления различных выплат работникам. Работодатель вправе (в отдельных случаях обязан) установить доплаты к заработку до уровня МРОТ, если по каким-то причинам сотруднику начислена меньшая зарплата. Можно привязать размер премий, материальной помощи к минималке (законодательство не запрещает). Часто на федеральный минимум ориентируются при проведении камеральных проверок. ФСС или налоговая запрашивают пояснения, если при делении общей базы ФОТ на среднюю численность работников по отчету РСВ или 4-ФСС получают сумму менее МРОТ. Обратите внимание! В каждой конкретной инспекции или фонде могут использовать разный подход. Где-то берут федеральный МРОТ, а где-то — региональный МРЗП. МРОТ на государственном уровне определяется на год и в течение этого времени не изменяется. Ранее действовал расчетный размер для различных санкций, штрафов и т.п. в сумме 100 рублей. В большинстве кодексов его заменили. Теперь штрафы устанавливаются в виде конкретных сумм или процентов (например, к сумме неуплаченного налога). Но в ФЗ-82 еще осталась статья 5, которая сохраняет порядок до момента внесения изменений в законодательство. В неисправленных статьях применяется старый стандарт – 100 рублей. Минимальная региональная зарплатаСубъекты РФ составляют региональное соглашение, привлекая профсоюзные и иные заинтересованные организации. После его публикации работодателям-коммерсантам дается время присоединиться или отказаться от принятия соглашения. При этом работает принцип поговорки «молчание – знак согласия». Важно! Срок отказа – в течение 30 календарных дней со дня опубликования приглашения о присоединении. Как не принимать соглашение? Потребуется составить обоснованный отказ и, возможно, явиться на комиссию, на которой пройдет обсуждение уровня зарплаты. Если в организации существует профсоюз или иной орган, ведущий работу по защите прав работников, то и он обязательно приглашается на беседу. Власти не приветствуют нежелание организации присоединиться к региональному соглашению, да и менее федерального МРОТ платить компания не сможет в любом случае, поэтому обоснование должно быть действительно реальным: сложная финансовая ситуация, снижение зарплаты в целях сохранения рабочих мест. Стоит представить бизнес-план или программу выхода из кризисной ситуации. Важно! Когда в организации или у предпринимателя сотрудники заняты на работе неполное рабочее время, но оклад или оплата по тарифу в расчете на полную ставку не ниже МРЗП, то условия соблюдаются, нет необходимости отказываться от соглашения. Еще один вариант – организация только что открылась, работников нет или немного, причем это собственники или связанные с ними лица, на период развития зарплата в виде МРОТ их устраивает. Вряд ли к «семейному» бизнесу станут придираться, но вот когда в компанию станут принимать новых сотрудников, не имеющих к собственникам отношения, то условия лучше изменить. Существенное отличие федерального и регионального минимума в том, что в субъекте и даже отдельных его частях (городах) могут действовать районные коэффициенты и надбавки, а они влияют на размер получаемой заработной платы. Коэффициенты и надбавкиРечь, конечно, про районные коэффициенты и надбавки при работе в районах Крайнего Севера и приравненных местностях. Актуальный перечень можно найти в Постановлении № 12 (оно утверждено еще во времена СССР и несколько раз обновлялось). Изначально считалось, что минимальная зарплата включает в себя все основные выплаты и надбавки (статья 129 ТК РФ). Во многих субъектах в соглашении даже указывалось, что «северные» и коэффициенты учтены в установленном МРЗП, а Трудовые инспекции и суды принимали иную позицию и признавали право работников получать МРЗП + надбавки за работу на Крайнем Севере и приравненных местностях. Практика сложилась неоднозначная: с одной стороны суды вставали на сторону граждан, с другой, в силу неясных формулировок законодательства работодатель и региональные власти ничего не нарушали. В 2017 году Конституционный суд признал, что минимальная зарплата – оплата, гарантированная любому работнику, независимо от местности, в частности статья 133 ТК РФ определяет размер МРОТ на всей территории Российской Федерации. Значит, в МРОТ и МРЗП не входят выплаты, положенные в особых климатических областях. Проще говоря, коэффициенты и надбавки нужно начислять сверху. Эту позицию в 2018-м поддержал Президиум Верховного суда в Постановлении № 4ПВ17. Поэтому к минимуму, установленному региональным соглашением, нужно добавлять вышеуказанные надбавки. При этом районный коэффициент устанавливается для определенной территории и распространяется на всех работников, а вот северная надбавка зависит от стажа. Заработная плата ниже МРОТ (МРЗП)Большинство сотрудников считает, что государство гарантирует сумму, которую они получат за месяц работы – неснижаемый минимум. На самом деле есть случаи, когда заработок окажется меньше, а работодатель ничего не нарушит. Обратите внимание, что я пишу о самых низких пределах, установленных законодательством.
Кстати! Существуют две позиции в отношении выплат за месяц с больничным: пересчитывается норма рабочего времени сотрудника, и он получает не менее МРОТ за оставшиеся рабочие дни, или считается зарплата пропорционально отработанным дням без сравнения с минималкой. Я придерживаюсь второй точки зрения.
При установлении размера оклада или тарифных ставок помните: в соответствии с Трудовым кодексом зарплата должна отвечать реальному уровню цен, регулярно индексироваться. Рекомендуется придерживаться статистических данных о среднеотраслевой заработной плате в вашем регионе. Хотя чаще они выглядят как средняя температура по больнице, но зато служат ориентиром налоговой службе. Нередко работодатели получают требования о предоставлении пояснений: почему оплата труда в организации не соответствует статистической? На запросы рекомендуется отвечать, что уровень оплаты в компании не меньше МРОТ (МРЗП), а средняя в отрасли не отражает конкретных условий труда, ставок, режима работы и т.п. Если вы все-таки нарушили порядок и в штатном расписании ставки или оклады оказались меньше нормы, то лучший выход – быстро составить новую штатку, идеально с 1 числа месяца, в котором получен запрос и исправить ошибку. Прикиньтесь тапком и ответьте, приложив новое штатное. Пособия из расчета МРОТВыше тему выплаты больничных мы уже поднимали, но там речь шла о неполном рабочем месяце, а сейчас я хочу рассказать о случаях, когда сам расчет пособия ориентирован на МРОТ:
Обратите внимание! Когда на период двух предыдущих лет попадает отпуск по уходу за ребенком или по беременности и родам (так называемый декрет), то можно провести замену на другие годы (п. 1 ст. 14 Федерального закона 255-ФЗ).
Детские пособия связаны с МРОТ. Например, ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть ниже 40% от него, потому что рассчитывается на основе среднего заработка, а как мы выяснили, если он менее МРОТ или вообще отсутствует, то расчет ведется от минимального. Особенности расчета пособий в условиях коронавирусаВесна 2020 года стала непростым испытанием как для граждан, так и для бизнеса. Пандемия коронавируса привела к тому, что в законодательство РФ было внесено множество правок и введены различные меры, поддерживающие простых граждан и предпринимателей. На больничные отправлены работники старше 65 лет, те, кто вернулся из заграницы и находится на карантине, пересмотрены (временно, с 01.04.2020 г. до 31.12.2020 г.) правила расчета выплат по временной нетрудоспособности. Ассистентус уже писал об этом в новостях. Федеральный закон от 01.04.2020 № 104-ФЗ устанавливает, что если пособие по нетрудоспособности, рассчитанное в соответствии с ФЗ-255 (за полный месяц или пропорционально по дням), вышло менее МРОТ, то по новым правилам оно будет рассчитываться так: МРОТ (в 2020 году — 12130 рублей) / количество календарных дней в месяце нетрудоспособности*количество дней больничного В первую очередь это хорошая новость для тех, кто не успел заработать достаточно стажа для получения 100% выплат, ведь размер пособия зависит от количества отработанных лет:
Проценты продолжают учитывать, но дополнительно сравнивают с МРОТ. Источник: assistentus.ru |