Что такое водный налог


За что конкретно оплачивают водный налог

Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).

Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.

Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».


СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».

Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.

Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.

Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира. Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.

Какие объекты облагаются налогом

В п. 1 ст. 333.9 НК РФ приведен список возможных видов деятельности, которые могут быть связаны с допустимым использованием вверенных водных объектов:

  • простой забор воды для поддержания процесса производства предприятий;
  • поддержание работы энергосистем, расположенных близ водных объектов, не требующих забора воды;
  • сплав леса на специальных плотах/кошелях;
  • ведение деятельности, не относящейся к лесосплаву, но с применением акватории объекта.

Какие объекты не подлежат налогообложению

П.2 ст. 333.9 НК РФ содержит список из 15 пунктов, содержащих виды деятельности, не облагаемые водным налогом. К ним относят:

  • орошение сельхозугодий, полей и пастбищ;
  • борьба с пожарами и прочими стихийными бедствиями, где обосновано применение воды;
  • создание летних лагерей и санаториев детям, инвалидам и ветеранам на территории, прилегающей к водному объекту;
  • использование близлежащих территорий в качестве угодий для охотничьего и рыбного промысла;
  • другие виды деятельности, связанные с интересами государства.

Налоговая база

Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:

  1. Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
  2. При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
  3. Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле:
    V*S/1000, где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).

Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.

Налоговые ставки

На размер ставок водного налога влияют:


  • сами объекты налогообложения;
  • регионы, где расположены водные ресурсы;
  • виды водных объектов.

По основным видам пользования ставки отражены в п.1 ст. 333.12 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).

В отношении водоснабжения населения существует индивидуальная налоговая ставка (п.3 ст. 333.12 НК РФ). В 2017 году она равна 107 руб. за 1000 м3 изъятой воды.

Данная ставка распространяется на все организации, так или иначе связанные с подачей воды населению. Все ключевые моменты, связанные с таким родом деятельности, должны быть зафиксированы в договоре на пользование водными объектами и подтверждены лицензией.

ВАЖНО. Ставки водного налога применимы при изъятии воды в лимитированных пределах. Если лимит был превышен, ставка будет пятикратно увеличена. При отсутствии прописанных в лицензии допустимых пределов лимит на 1 квартал рассчитывается как ¼ стандартного годового оборота.

С 2015 года к налоговым ставкам применяются корректировочные повышающие коэффициенты, размер которых определен на законодательном уровне до 2025 года (п.1.1 ст. 333.12 НК РФ). Начиная с 2026 года, показатели будут рассчитываться на основе фактического роста/снижения цен за предшествующий год. Ежегодно коэффициент будет применяться к установленной ставке предыдущего года.


Налоговые ставки выражаются в рублях и округляются до полного нуля по правилам округления.

НК РФ не рассматривает налоговые льготы, а значит, на местном уровне их тоже нет, так как этот налог федеральный.

Налоговый период и сроки уплаты налога

За налоговый период принимается квартал. Налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать общую сумму налога за квартал и произвести оплату в течение 20 дней после его окончания.

Декларацию предоставляют в налоговую службу, расположенную по месту нахождения используемого объекта. Исключение составляют крупные налогоплательщики, которые подают документы в тот налоговый орган, где состоят на учете. Иностранные граждане должны подавать сведения и оплачивать налог в ФНС по месту, где была выдана лицензия.

Порядок исчисления водного налога

Ст. 333.13 НК РФ описывает довольно простой порядок расчета налога. Последний является результатом произведения размера налоговой базы и повышающего коэффициента, соответствующего текущему году.

В отношении каждого вида пользования налог нужно рассчитывать отдельно, как и в отношении самих водных объектов. Для получения общей суммы налога, оплачиваемой в бюджет, полученные результаты суммируются.


Пример расчета налога

Допустим, некая фирма, располагающая лицензией и имеющая необходимые водоизмерительные приборы, в 2016 году осуществляла забор воды в реке Дон Поволжского района для поддержания производственного цикла. Квартальный лимит – 280 000 м3. Фирма в I квартале превысила лимит на 10 000 м3. Необходимо правильно рассчитать водный налог за I квартал.

Решение.

Налог в пределах лимитированного объема воды:

280 000 м3 * 360 руб * 1,32 / 1000 м3 = 133 056 руб.

Налог за объем воды сверх лимита:

10 000 м3 * 360 руб * 1,32 *5 / 1000 м3 = 23 760 руб.

Общая сумма налога составит:

133 056 руб + 23 760 руб = 156 816 руб.

assistentus.ru

Плательщики водного налога

Плательщики водного налога — юридические и физические лица, в том числе ИП, которые на основании лицензии занимаются:

  • забором воды;
  • использованием акватории (кроме лесосплава);
  • использованием гидроэнергетических ресурсов;
  • лесосплавом.

При этом к плательщикам водного налога относят также тех, кто продолжает использовать поверхностные водные объекты на основании лицензий или договоров водопользования, выдававшихся в период действия старого Водного кодекса РФ, утратившего силу с 01.01.2007.

Когда пользователи водного объекта не признаются налогоплательщиками


Новый Водный кодекс РФ, вступивший в силу с 2007 года, не предусматривает лицензирования для использования поверхностных водных объектов. Вместо него введена возможность использования водного объекта либо по договору водопользования, либо по решению о предоставлении его в пользование.

Оба документа оформляются органом власти того субъекта РФ, в чьей собственности находится водный объект. Платежи по ним представляют собой арендную плату за пользование водным объектом (неналоговый платеж), а не водный налог.

Не облагают водным налогом некоторые виды водопользования, которые условно можно разделить на четыре группы:

  • деятельность, неразрывно связанная с водным объектом (рыбоводство, рыболовство, судоходство, строительство, орошение, разработка месторождений);
  • деятельность, попадающая под обложение другим налогом (извлечение минеральных и термальных вод);
  • деятельность, относящаяся к водоохранной;
  • если по виду деятельности предоставлены льготы (обеспечение пожарной безопасности, нужд обороны, отдых инвалидов и детей).

Налоговая база по водному налогу

Налоговая база водного налога зависит от способа использования воды:

  • при заборе определяют объем забранной воды;
  • при использовании акватории (исключая лесосплав) учитывают предоставленную площадь;
  • при использовании гидроэнергетических ресурсов в расчет берут объем выработанной электроэнергии;
  • при лесосплаве базу считают как произведение объема древесины (в тысячах кубических метров) и расстояния сплава (в километрах), которое делят на 100.

Налоговый период по водному налогу

Водный налог рассчитывают за квартал. Представляют декларацию в ФНС и уплачивают налог до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по месту нахождения объекта, в отношении которого исчисляется водный налог. Крупнейшие налогоплательщики представляют декларацию по водному налогу в ту ИФНС, где они стоят на учете.

О новых правилах сдачи крупнейшими налогоплательщиками деклараций по другим налогам читайте в статье «С 2015 года крупнейшие налогоплательщики могут составлять одну декларацию по налогу на имущество на субъект РФ».

Ставки водного налога

Ставки водного налога для основных видов водопользования установлены п. 1 ст. 333.12 НК РФ. Они зависят от региона использования объекта, а для забора воды — еще и от его вида (поверхностный или подземный). В законодательстве также имеется льготная ставка для забора воды с целью водоснабжения населения (п. 3 ст. 333.12 НК РФ). До 2015 года ее величина составляла 70 рублей за 1 000 куб. м.


Начиная с 2015 года ставки водного налога, указанные в п. 1 ст. 333.12 НК РФ, должны применяться с корректировкой повышающими коэффициентами, значения которых на период с 2015 по 2025 год приведены в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ.

С 2026 года повышающий коэффициент станет расчетным и будет определяться фактическим изменением потребительских цен за год, предшествующим году начала применения соответствующего расчетного коэффициента. Каждый следующий коэффициент будет применен к фактически сложившейся ставке водного налога за предшествующий год. Ставка, рассчитанная с учетом коэффициента, должна быть выражена в целых рублях.

Ежегодные повышающие коэффициенты должны применяться также при расчете ставки в случаях обязательного применения иных повышающих коэффициентов:

  • 5-кратного — при сверхлимитном заборе воды;
  • 10-кратного — при заборе подземных вод для их дальнейшей продажи;
  • 10-процентного — при отсутствии средств измерения объемов забранной воды.

С 2015 года повышена льготная ставка водного налога, предусмотренная для забора воды в целях водоснабжения населения. Для нее тоже планируется планомерный рост в течение 2015–2025 годов, но он выражен не в коэффициентах, а в конкретных рублевых значениях.

С 2026 года к этой ставке в порядке, аналогичном введенному для ставок водного налога по основным видам водопользования, также начнет применяться расчетный повышающий коэффициент, зависящий от изменения потребительских цен.

См. «Водный налог 2017: что нового?».

Порядок расчета водного налога


Водный налог рассчитывают в том же порядке, который был предусмотрен НК РФ до внесения в 2015 году изменений в гл. 25.2. Изменился порядок расчета ставки по основным видам водопользования. Теперь ее определяют путем перемножения ставки водного налога, указанной в п. 1 ст. 333.12 НК РФ, и всех коэффициентов, которые необходимо учесть для ее расчета.

С 2026 года применение коэффициента станет обязательным и для льготной ставки водного налога, установленной для забора воды с целью снабжения населения.

Как связан с использованием воды налог на водный транспорт в 2016 — 2017 годах и кто его платит?

Водный налог не уплачивают по деятельности, связанной с судоходством (подп. 6 п. 2 ст. 333.9 НК РФ). Однако собственники водного транспорта могут оказаться плательщиками транспортного налога по нему. Транспортный налог регулируется гл. 28 Налогового кодекса и законами субъектов РФ. Таким образом, налог на водный транспорт не имеет отношения к водному налогу.

nalog-nalog.ru

Водный налог — это один из федеральных налогов, он был введен с 1 января 2005 года вместо Федерального закона «О плате за пользование водными объектами» утратившего силу 31 декабря 2004 года и регламентируется главой 25.2 НК РФ


Водный налог обеспечивает реализацию принципа платности за пользование водными ресурсами через создание эффективного экономического механизма стимулирования рационального использования, восстановления и охраны водных объектов.

Налогоплательщиками признаются Организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование.

Объекты налогообложения. Виды пользования водными объектами:1) забор воды из водных объектов; 2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; 3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; 4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Налоговая база Определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта: 1)При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. 2)При использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства. 3)При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии. 4)При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Налоговые ставки Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в следующих размерах:

— при заборе воды (При заборе воды из территориального моря РФ и внутренних морских вод в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования: Балтийское 8,28; Белое 8,40; Баренцево 6,36)

— при использовании акватории (Территориальное море РФ и внутренние морские воды: Азовское 44,88; Черное 49,80 Каспийское 42,24.)

— при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики (Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. кВт.ч электроэнергии): Нева8,76; Енисей 13,70; Волга 9,84

— при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях (Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава): Волга 1 636,8; Енисей 1 585,2; Лена 1 646,4.

При заборе воды сверх установленных лимитов водопользования ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды.

Порядок Взимания: Взимается в форме федерального налога. Водный кодекс РФ устанавливает систему платежей за пользование водными объектами, в которую включены водный налог и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов. Водный налог является платой за право пользования водными объектами, но не платой за водные ресурсы.

Платежи за пользование природными ресурсами зачисляются в бюджеты разных уровней по нормативам, установленным законодательством РФ: в федеральный бюджет – 40%; в бюджеты субъектов РФ, на тер. которых осуществляется использование водных объектов, 60%.

Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, вносится за изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита, за сверхлимитное изъятие воды, за использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование, а также за сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах установленных лимитов (как форма возмещения затрат специализированных водохозяйственных организаций на осуществление этой деятельности). В настоящее время в РФ взимаются платежи за пользование недрами по подземным водам, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы по подземным водам, плата за забор воды промышленными предприятиями из водохозяйственных систем и плата за сброс загрязняющих веществ, размещение отходов в водных объектах.

studfiles.net

Как рассчитать водный налог

Налоговая база по водному налогу определяется отдельно в отношении каждого объекта налогообложения. А если по нему установлены разные налоговые ставки, то база считается применительно к каждой из них (п. 1 ст. 333.10 НК РФ).

Среди плательщиков водного налога большинство – это те организации и ИП, которые занимаются добычей подземных вод. У них налоговая база определяется по объему воды, забранной за налоговый период, в соответствии с показаниями водоизмерительных приборов (п. 2 ст. 333.10 НК РФ).

По общему правилу налог рассчитывается, как произведение налоговой базы на ставку. Но в зависимости от целей добычи воды порядок расчета может отличаться (п. 2 ст. 333.13 НК РФ).

Так, если из скважины добывается вода для целей снабжения ею населения, то налог считается по формуле (п. 3 ст. 333.12 НК РФ):

Сумма налога = Объем воды за квартал (тыс. куб. м) х Ставка налога (в 2018 году она составляет 122 руб. за 1 тыс. куб.м)

Если же забор воды производят для других целей, то:

  • во-первых, ставка водного налога берется с коэффициентом. На 2018 год установлен коэффициент, равный 1,75 (п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ);
  • во-вторых, при расчете налога учитывается, уложилась ли организация (ИП) в лимит по забору воды, указанный в лицензии. Поскольку объем воды, добытый сверх лимита, облагается налогом по ставке, увеличенной в 5 раз (п. 2 ст. 333.12 НК РФ).

Поэтому формула расчета налога выглядит несколько иначе:

Сроки уплаты водного налога

Уплачивать водный налог нужно по итогам каждого налогового периода, т. е. квартала. Крайний срок уплаты водного налога по НК РФ – 20 число месяца, следующего за налоговым периодом (п. 2 ст. 333.14 НК РФ).

Налоговый период Срок уплаты водного налога
I квартал 2018 г. Не позднее 20.04.2018
II квартал 2018 г. Не позднее 20.07.2018
III квартал 2018 г. Не позднее 22.10.2018
IV квартал 2018 г. Не позднее 21.01.2019

КБК водного налога в 2018 году – 182 1 07 03000 01 1000 110. Этот КБК водного налога актуален как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей.

glavkniga.ru

Что такое водный налог и кто его платит

Основной проблемой данного вида налогообложения является определение круга налогоплательщиков. Связано это с тем, что для понимания совокупности положений главы 25.2 НК РФ нужно ознакомиться с:

  • водным кодексом РФ и соответствующими нормативными актами;
  • законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах»;
  • приказом МПР РФ от 23.03.2005 N 70 «Об утверждении перечня видов специального водопользования».

Согласно ст. 333.8 НК РФ налогоплательщиками признаются:

Налогоплательщики водного налога

В них оговаривается понятие и круг пользователей водными ресурсами и недрами, заключающих договоры водопользования, получающих специальные разрешения, осуществляющих особое и специальное водопользование, а также видов деятельности, подлежащих лицензированию.

При оформлении новой лицензии, т.е. когда предыдущая лицензия уже закончилась, а следующая еще оформляется, и в этой ситуации не были нарушены сроки представления документов для продления лицензии, то нарушения правил водопользования нет, как и оснований для административного взыскания.

Не обязаны платить водный налог организации и физические лица, заключившие договора использования водных ресурсов после вступления в силу Водного кодекса РФ, то есть после 01.01.2007 г., т.к. эти водопользователи вместо налога вносят оговоренную плату.

Водный налог: ставки

Законодатели скрупулёзно подошли к определению налоговых ставок водного налога. Учтены экономические районы ведения деятельности по каждому основанию для налогообложения, определены ставки для всех бассейнов внутренних морей, рек и озер (ст. 333.12 НК РФ). При этом, если, река используется одновременно в разных экономических районах, то ставку нужно применить отдельно к каждому участку.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

  • Бесплатный видео самоучитель по 1С Бухгалтерии 8.3 и 8.2;
  • Самоучитель по новой версии 1С ЗУП 3.0;
  • Хороший курс по 1С Управление торговлей 11.

В случае забора воды для водоснабжения населения применяются ставки, приведенные в п. 3 ст. 333.12 НК РФ. Размеры ставок установлены за 1 000 кубических метров изъятой воды на длительный период, включая 2025 год.

Также законодательством установлены следующие повышающие коэффициенты:

Повышающие коэффициенты ставок водного налога

После учета всех применяемых коэффициентов ставка налога округляется до целого значения.

Методика исчисления и уплаты водного налога

Статьи 333.9 и 333.10 НК РФ устанавливают следующие объекты обложения водным налогом и способы определения налоговой базы по ним:

Изъятие воды из водоносных горизонтов Использование водоемов как акватории Использование воды для производства электроэнергии

Лесосплав в плотах и кошелях

Налоговая база Объем воды, забранный за налоговый период Площадь предоставленной по лицензии акватории Количество электроэнергии, произведенной за квартал
Методика расчета Умножается на действующую ставку и повышающие коэффициенты Умножается на действующую ставку и повышающие коэффициенты Умножается на действующую ставку и повышающие коэффициенты V – это объем сплавляемой за отчетный период древесины, S – расстояние сплава
Особенности расчета Объем берут по показаниям водоизмерительных приборов из журнала первичного учета использования воды

Признан льготным достаточно широкий круг случаев использования водных ресурсов, перечисленных в п. 2 статьи 333.9 НК РФ. Закрытый список состоит из 15 пунктов.

Плательщик водного налога обязан самостоятельно исчислить причитающуюся в бюджет сумму налога, умножив налоговую базу на соответствующую ставку и применив все установленные повышающие коэффициенты, по каждому виду водопользования. Результаты нужно сложить и внести в декларацию.

Налоговым периодом по водному налогу признаётся квартал. Следовательно, по окончании каждого квартала плательщик водного налога обязан представить декларации и уплатить налог – не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом:

Сроки уплаты водного налога 2017

Декларация должна быть представлена в налоговую инспекцию по месту нахождения объекта водопользования. Иностранные организации также подают копию декларации в ту налоговую инспекцию, где зарегистрирован орган, выдавший лицензию на водопользование.

Также по водному налогу в настоящее время складывается весьма интересная и неоднозначная судебная практика. Часто налоговые органы на местах обращаются в вышестоящие инстанции для разрешения спорных ситуаций. Учитывая, что водопользование без лицензии строго наказывается не только налоговыми органами, но также в административном и даже уголовном порядке, будет правильно пользоваться данным опытом, рекомендациями и консультациями в местных органах власти.

Как рассчитать водный налог за квартал

ООО «Пример» на основании лицензии произвело забор воды из подземных источников бассейна р. Ангара во 2 квартале 2017 г., при том целью забора вод не являлось водоснабжение населения.

Лимит забора воды установлен в размере 200 000 куб. м. Предприятие допустило перерасход забора воды на 35 000 куб. м, но водоизмерительных приборов не имелось, что повлекло за собой применение повышающего коэффициента в размере 1,1.

Рассчитаем сумму водного налога:

  • ставка налога для использования вод Байкала и его бассейна составляет 678 руб. Для 2017 г. ставка должна быть увеличена в 1,52 раза;
  • в части использования воды в пределах лимита ставка налога составляет 1 134 (678 * 1,52 * 1,1) руб.;
  • в части использования воды сверх установленного лимита ставка в 5 раз больше — 5 668 (678 * 1,52 * 1,1 * 5 ) руб.

Осталось применить исчисленные ставки к выбранным объемам и получить сумму водного налога:

  • в пределах лимита — 226 800 (200 * 1 134) руб.;
  • сверх лимита — 198 380 (35 *5 668) руб.
  • итого — 425 180 руб.

buhspravka46.ru

Является федеральным прямым налогом. Этот налог предусмотрен гл. 25.2. начало его действия – 1 января 2001 года. Ранее плата за пользование водными объектами была установлена ФЗ от 06.05.1992 года.

Налогоплательщиками являются организации и ФЛ, которые осуществляются специальное или особое водопользование в соответствие с законодательством.

Сейчас понятий специальное и особое водопользование нет, эти понятия были даны в ст. 95 Водного кодекса 1995 года, который действовал до 31.12.2006 года. Специальное водопользование осуществлялось только на основании лицензии.

Отсюда следует, что плательщиками водного налога являются лишь лица, которые приобрели права специального и особого водопользования в соответствие с Водным кодексом 1995 года. В 2006 году был принят новый водный кодекс, который вступил в действие с 01.01.2007 г. и изменил правила пользования водными объектами. Теперь такие права возникают на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование. Отличие в том, что пользование водными объектами на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, является бесплатным, а пользование на основании договора – платное, причем плата неналогового характера. Таким образом, еще раз, налогоплательщики это те – кто получили разрешения и лицензии согласно ВК 1995 года.

Согласно ст. 9 ВК, ФЛ и ЮЛ приобретают право пользования водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах, а согласно закону о недрах, предоставление недр в пользование осуществляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Подземные воды – тоже полезные ископаемые. Поэтому те ЮЛ и ФЛ, которые пользуются подземными водами на основании лицензии, также являются плательщиками водного налога.

Объект налогообложения – 4 вида пользования водными объектами:

1) Забор воды из водных объектов;

2) Использование акваторий водных объектов за исключением лесосплавов в плотах и кошлях;

3) Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

4) Использование водных объектов для сплава древесины в плотах и кошлях.

Акватория – водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ. НК также устанавливается перечень видов водопользования, которые не признаются объектами налогообложения. Их 15, некоторые из них: забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые или природные лечебные ресурсы; забор воды для обеспечения пожарной безопасности или ликвидации последствий стихийных бедствий и аварий; забор воды для санитарных, экологических и судоходных нужд.

Налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта, а если объекты подпадают под разные ставки, то налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке. По водному налогу применяются различные единицы измерения налоговой базы. Так, при заборе воды налоговая база – объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. Объем воды определяется на основании водоизмерительных приборов, а при их отсутствии, исходя из норм водопотребления. При использовании акваторий водных объектов, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства, которая определяется по данным лицензии. При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики, налоговая база – количество произведенной за налоговый период электроэнергии. При использовании водных объектов для целей сплава древесины, налоговая база – произведение объема сплавляемой древесины за налоговый период, выраженного в тысячах кубометров, и расстояние сплава, выраженного в километрах и деленного на 100.

Налоговым периодом признается квартал, отчетные периоды не предусмотрены.

Налоговые ставки установлены в твердой денежной сумме и дифференцированы по видам водопользования. Внутри видов водопользования ставки также дифференцированы в зависимости от экономического района, бассейна рек (Волга, Нева, Днепр, Урал), озер, морей и вида водного объекта (поверхностный или подземный). Экономических районов всего 12, такие как Северный, Уральский, Поволжский, Центральный и другие. Например, при заборе воды из бассейна рек и озер, налоговая ставка дифференцируется в зависимости от экономического района и вида водного объекта. При заборе воды сверх установленных лимитов налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в 5кратном размере. При заборе воды для водоснабжения населения, ставки налога устанавливаются в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды.

Порядок исчисления и сроки уплаты налога: налогоплательщики исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведения налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Общая сумма налога уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения. В срок не позднее 20 числа, следующего за налоговым периодом. К этому сроку налогоплательщик также должен представить налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения объекта налогообложения.

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Эти сборы являются федеральными сборами. Они предусмотрены главой 25.1 НК. Эта глава дополнила НК в 2003 года, а действует с 01.01.2004 года. По применению этой главы Пленум ВАС дал разъяснение: в частности, суд указал, что от сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов следует отличать государственную пошлину за предоставление разрешения на добычу, которая взымается на основании пп. 96, 97 п. 1 ст. 333.33 НК (то есть госпошлина за разрешение).

Плательщики сборов: организации и ФЛ-ИП, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира и разрешение на добычу или вылов водных биологических ресурсов. Разрешение на добычу объектов животного мира выдается в соответствие с ФЗ об охоте и сохранении охотничьих ресурсов, а разрещение на добычу водных биолог ресурсов выдается в соответствие с ФЗ о рыболовстве и сохранении водных биолог ресурсов.

Объекты обложения:

1) Объекты животного мира, их перечень установлен в п. 1 ст. 333.3. К ним относится, например, медведь, лось, косуля, кабан. Перечень закрытый;

2) Объекты водных биолог ресурсов. Их перечень – п. 4, 5 ст. 333.3.

Не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов севера, Сибири и ДВ и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право предоставляется только на количество объектов животного мира и объектов водных биолог ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности этих народов.

Лимиты и квоты для удовлетворения личных нужд устанавливаются ОИВ субъектов РФ.

Ставки сборов установлены в твердой ден сумме за единицу объекта животного мира или объекта водного биолог ресурса. Например, за каждого фазана или тетеря ставка сбора – 20 рублей. Это самая минимальная ставка. Макс ставка – 15000 за каждого овцебыка. При изъятии молодняка диких копытных животных (до 1 года) ставка сбора устанавливается в размере 50% от установленной ставке за взрослую особь.Ставка сбора за каждый объект животного мира устанавливается в размере 0 рублей, если пользование такими объектами осуществляется в следующих целях:

1) Для охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранение от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирование видового состава объектов животного мира, предотвращение нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания, а также в целях воспроизводства объектов животного мира, осуществляемого в соответствие с разрешением;

2) В случае изучения запасов, а также в научных целях в соответствие с законодательством РФ.

Ставки сбора за пользование объектами водных биолог ресурсов дифференцированы в зависимости от района добычи (вылова): дальневосточный бассейн, северный бассейн, балтийский бассейн, каспийский бассейн, азово-черноморский бассейн и внутренние водные объекты. Например, камбала, мойва, водоросли – 10 рублей за тонну (мин ставка). Сельдь – 400 рублей за тонну. Осетровые – 5500 рублей за тонну. Краб – 35000 рублей за тонну (макс). Морские млекопитающие: 30 (или 300?) рублей за тонну за касатку. Ставка сбора за пользование объектами водных биолог ресурсов устанавливается в размере 0 рублей в следующих случаях:

1) Рыболовство в целях воспроизводства и акклиматизации водных биолог ресурсов;

2) Рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях.

Ставки сбора для градо- и поселкообразующих российских водных хозяйств = 15% от установленных ставок.

Порядок исчисления сборов – сумма сбора определяется в отношении каждого объекта животного мира и каждого объекта водных биологических ресурсов как произведение соответствующего количества объектов на ставку ( ставку на дату начала срока действия разрешения).

Порядок и сроки уплаты сборов, порядок зачисления сборов. Сумму сборов плательщики уплачивают при получении разрешения на добычу. Сумму сбора за пользование объектами водных биолог ресурсов плательщики уплачивают в виде разового платежа, единовременного взноса и регулярных взносов. Сумма разового платежа или взноса составляет 10% исчисленной суммы сбора. Уплата разового взноса производится при получении разрешения на добычу или вылов водных биолог ресурсов, а оставшаяся сумма определяется как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса. Уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия разрешения на добычу, вылов водных биолог ресурсов ежемесячно не позднее 20 числа.

Сумма сбора за пользование объектами водных биолог ресурсов, изъятых из среды обитания в качестве разрешенного прилова на основании разрешения на добычу и вылов, уплачивается в виде единовременного взноса не позднее 20 числа месяца, следующего за последним месяцем срока действия разрешения на добычу или вылов водных биолог ресурсов. Прилов – то, что попалось попутно (ловили одно, попалось другое).

Уплата сбора за пользование объектами животного мира производится плательщиками по месту нахождения органа, выдавшего разрешение на добычу, а уплата сбора за пользование объектами водных биолог ресурсов производится плательщиками-ФЛ, за исключением ИП, по месту нахождения органа, выдавшего разрешение на добычу или вылов, а плательщиками-ЮЛ и ИП по месту своего учета. Суммы сборов за пользование объектами водных биолог ресурсов зачисляются на счета ФК для их последующего распределения в соответствие с бюджетным законодательством. БК предусмотрено следующее распределение: 20% в фед бюджет, 80% в бюджет субъекта РФ. А суммы сборов за пользование объектами животного мира 100% поступают в фед бюджет.

Органы, выдающие разрешение на пользование объектами животного мира и добычу объектов водных биолог ресурсов не позднее 5 числа каждого месяца в налоговые органы по месту своего учета (размещают?) сведения о выданных разрешениях, сумме сбора, подлежащей уплате по каждому разрешению, а также сведения о сроках уплаты сбора. ЮЛ и ИП не позднее 10 дней с даты получения разрешения на добычу объектов животного мира представляют в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего такое разрешение, сведения о полученных разрешениях на добычу объектов животного мира, сумме сбора, подлежащей уплате и сумме фактически уплаченного сбора. По истечении срока действия разрешения организации и ИП вправе обратиться в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего разрешение за зачетом или возвратом сумм сбора по нереализованным разрешениям на добычу объектов животного мира. Зачет или возврат сумм сбора по нереализованным разрешениям на добычу объектов животного мира осуществляется в порядке, установленном гл. 12 НК. ЮЛ и ИП не позднее 10 дней с даты получения разрешения на добычу или вылов водных биологических ресурсов представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о полученных разрешениях, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов. Сведения о количестве изъятого разрешенного прилова ЮЛ и ИП представляют в налоговые органы по месту своего учета не позднее сроков уплаты единовременного взноса.

studopedia.ru


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.