Материальная помощь бюджетным работникам


Материальная помощь в бюджетном учреждении

Работникам в связи с возникновением у них определенных обстоятельств, событий (это, например, регистрация брака, рождение ребенка) или трудных жизненных ситуаций (тяжелое материальное положение, смерть члена семьи и др.) может быть оказана материальная помощь.

Бюджетные и автономные учреждения в рамках платной деятельности, обычно выплачивают материальную помощь из прибыли. Принять решение о выделении денег может руководитель учреждения. Именно он регулирует текущую деятельность учреждения (ч. 1 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Для этого руководителю достаточно издать приказ.

Кроме того, бюджетные (автономные) учреждения могут выплатить матпомощь за счет субсидии на госзадание. Но только за счет сэкономленных средств.

Материальная помощь в казенном учреждении

Казенные учреждения производят выплаты по бюджетной смете. Но, если выплаты в ней не предусмотрены, их можно произвести только при наличии экономии. Это можно сделать, если:

  • у учреждения есть разрешение главного распорядителя бюджетных средств (п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ);
  • руководитель учреждения наделен правом самостоятельного утверждения бюджетной сметы (п. 8 Общих требований, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н).

В некоторых случаях обязанность выплачивать материальную помощь может быть установлена законодательно. Например, такая обязанность закреплена в приказе ФТC России от 23 октября 2008 г. № 1316 в отношении сотрудников таможенных органов и учреждений, подведомственных ФТC России.

Какую выплату считать материальной помощью

К материальной помощи относятся следующие выплаты:

  • не связанные с выполнением сотрудником трудовой функции;
  • направленные на удовлетворение социальных потребностей работника, которые обусловлены возникновением у него трудной жизненной ситуации или наступлением определенного события.

Такой вывод следует из постановления Президиума ВАС РФ от 30 ноября 2010 г. № ВАС-4350/10. Арбитры также разъяснили, что не может быть расценена как материальная помощь сумма, выплачиваемая:

  • один раз в год в связи с предоставлением работнику ежегодного основного отпуска;
  • в процентном отношении к должностному окладу сотрудника в зависимости от его непрерывного стажа работы и достижений в труде;
  • таким образом, что ее размер может быть снижен за нарушение трудовой дисциплины по решению руководства (в отдельных случаях может вообще не выплачиваться).

Обратите внимание: таким образом, выплаты, иногда оформляемые как материальная помощь к отпуску, на самом деле к матпомощи не относятся. Условия выплаты материальной помощи и ее размеры устанавливаются локальными нормативными актами учреждений, такими как коллективный или трудовой договор, положение о выплате материальной помощи.

В таком положении, к примеру, рекомендуется прописать: «материальная помощь к отпуску оказывается при возникновении у сотрудника потребности в медицинском лечении, для организации благоприятных условий отдыха и восстановления здоровья». Ведь иная формулировка (например, «материальная помощь выплачивается при предоставлении работникам отпуска») может навести проверяющих лиц на мысль, что ее выплата носит систематический характер, а значит, фактически эти суммы относятся к оплате труда.

Отметим, что для получения материальной помощи работник обязательно пишет заявление с просьбой об ее выплате в связи с конкретным обстоятельством, событием или ситуацией.

Подытожим вышесказанное.

  1. Выплата материальной помощи работникам – право учреждения, а не его обязанность. Матпомощь не зависит от результата деятельности ни учреждения, ни конкретного работника. Ее выплата носит нерегулярный характер.

  2. Основания выплаты материальной помощи – заявление сотрудника и документы, подтверждающие обстоятельство, событие или ситуацию ее предоставления.
  3. Размер материальной помощи может зависеть от финансовых возможностей учреждения. Он не привязывается к должностному окладу сотрудника, чтобы не давать повод проверяющим лицам считать, что при определении размера матпомощи учитывается вклад работника в деятельность учреждения.
  4. Условия выплаты материальной помощи устанавливаются локальными нормативными актами учреждения.

Включается ли матпомощь в расчет среднего заработка

Ответ на этот вопрос зависит от статуса работника.

Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих утверждены постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 г. № 562 (далее – Правила № 562). Пункт 6 Правил № 562 раскрывает, в каком размере учитывается материальная помощь при исчислении среднего заработка для оплаты ежегодного отпуска государственного служащего. А именно – в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода служащего в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Если же статусом федерального госслужащего сотрудник не обладает, то следует руководствоваться иными нормами. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (далее – Положение № 922), которое и нужно использовать.


Выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда, в частности материальная помощь не включают в расчет среднего заработка (п. 3 Положения № 922). С этим согласился и Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в решении от 2 декабря 2014 г. № 2-6933/2014.

Приведем еще один пример из арбитражной практики. Ковылкинский районный суд Республики Мордовия в решении от 25 марта 2015 г. № 2-116/2015 установил, что локальным нормативным правовым актом работодателя материальная помощь отнесена к выплатам, не связанным с оплатой труда, поскольку не соотносится с выполнением муниципальным служащим его должностных обязанностей. Следовательно, материальная помощь не включается в расчет при исчислении среднего заработка.

Удержание выплаченной материальной помощи

В одном сельском поселении муниципальным служащим материальная помощь выплачивалась из фактически отработанного ими времени на основании положения о денежном содержании. Однако одна из сотрудниц, получив такую матпомощь, уволилась до истечения календарного года, за который ей были начислены выплаты.

Соответствующая сумма за не отработанное в календарном году время была удержана из причитавшегося работнице при увольнении денежного содержания. Ковылкинский районный суд Республики Мордовия решением от 25 мая 2015 г. № 2-116/2015 признал такие действия учреждения правомерными.

Часть 4 статьи 137 Трудового кодекса РФ указывает на запрет взыскания излишне выплаченной зарплаты, в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Исключениями считаются случаи:


  • счетной ошибки;
  • признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда (ч. 3 ст. 155 Трудового кодекса РФ) или простое (ч. 3 ст. 157 Трудового кодекса РФ);
  • излишней выплаты зарплаты в связи с неправомерными действиями сотрудника, установленными судом.

Однако в рассматриваемом случае арбитры посчитали применение вышеуказанной нормы к разрешению спора несостоятельным, поскольку она регулирует взыскание с работника именно излишне выплаченной заработной платы, а данная ситуация касалась удержаний из денежного содержания служащего при увольнении с муниципальной службы.

Впрочем, есть основания оспорить это решение судей. Ведь работник, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки, не обязан возвращать не только заработную плату, но и приравненные к ней платежи и иные денежные суммы, предоставленные человеку в качестве средства к существованию.

Об этом сказано в пункте 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ. В данном случае под необоснованным обогащением понимается недобросовестность работника, выявленная при получении им денежных сумм. Если материальная помощь была предоставлена согласно положению, а в отпуск сотрудник уходил на основании приказа работодателя, то недобросовестность с его стороны исключается.

Соответственно, нет оснований для взыскания суммы матпомощи в судебном порядке как необоснованного обогащения.

Материальная помощь НДФЛ

По общему правилу независимо от применяемой системы налогообложения материальная помощь облагается НДФЛ (п. 1 ст. 209, п. 1 ст. 210 НК РФ).

Из этого правила есть исключения. Так, не нужно удерживать НДФЛ:


  • с материальной помощи, не превышающей 4000 руб. за налоговый период на одного сотрудника (бывшего сотрудника, который уволился в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту) (п. 28 ст. 217 НК РФ);
  • с единовременной материальной помощи, выплаченной в течение первого года в связи с рождением (усыновлением, удочерением) ребенка родителям или усыновителям, опекунам в размере не более 50 000 руб. на каждого ребенка;
  • с материальной помощи (независимо от ее размера), выплаченной в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством. Источник выплаты не важен. Единовременно выплачены суммы или нет – не играет никакой роли. При этом подтверждающим документом может быть справка из санэпидемстанции или от пожарной службы;
  • с единовременной материальной помощи в любом размере, которая выплачена членам семьи умершего сотрудника или бывшего сотрудника-пенсионера. Освобождается от НДФЛ и матпомощь сотруднику или бывшему сотруднику-пенсионеру в связи со смертью членов его семьи. Данное правило действует и если умер член семьи совместителя или сам умерший сотрудник – внешний совместитель;

  • с материальной помощи (независимо от ее размера), выплаченной пострадавшим (родственникам погибших) от террористических актов на территории России. Источник выплаты не важен. Единовременно выплачены суммы или нет – не играет никакой роли. Документом, подтверждающим факт совершения террористического акта, является, например, справка из органов внутренних дел.

При этом единовременной материальной помощью считается такая помощь, которая предоставляется человеку на определенные цели не более одного раза в год по одному основанию.

Она освобождается от НДФЛ независимо от того, как ее выплатили – сразу всей суммой или частями в течение года. Главное, чтобы основанием для этого был один документ, а именно приказ или распоряжение руководителя. Если же сотрудник получает матпомощь от работодателя по двум и более приказам (распоряжениям), то считать ее единовременной нельзя. И тогда с выплат по второму и последующим приказам (распоряжениям) придется удерживать НДФЛ.

Полный перечень оснований, когда НДФЛ с материальной помощи удерживать не нужно, приведен в пунктах 8, 8.3, 8.4 статьи 217 Налогового кодекса РФ.

Материальная помощь при смерти родственнника

По общему правилу сумма единовременной материальной помощи сотруднику в связи со смертью членов его семьи не облагается НДФЛ (абз. 3 п. 8 ст. 217 НК РФ). Материальная помощь признается единовременной, если она предоставляется на определенные цели не более одного раза в налоговом периоде по одному основанию.


Такой вывод следует, в частности, из писем ФНС России от 18 августа 2011 № АС-4-3/13508 и Минфина России от 22 мая 2006 № 03-05-01-04/130. Поэтому, если по одному и тому же основанию материальная помощь выплачена более одного раза в течение года, то, начиная со второй выплаты, НДФЛ нужно удерживать.

В данной ситуации основанием для выплаты материальной помощи является факт смерти члена семьи сотрудника. Смерть разных родственников (даже если она случилась в одном налоговом периоде) не может рассматриваться как одно событие. Следовательно, выплаты, связанные со смертью родственников, в целях налогообложения НДФЛ нужно рассматривать не в совокупности, а по каждому случаю смерти родственника отдельно. То есть в данном случае сотруднику выплачены по разным основаниям две единовременные выплаты в виде материальной помощи:

  • в связи со смертью матери;
  • в связи со смертью супруга.

На основании абзаца 3 подпункта 8 статьи 217 Налогового кодекса РФ каждая из этих выплат не подлежит обложению НДФЛ

Материальная помощь при рождении ребенка

НДФЛ облагают только сумму материальной помощи, которая превышает 50 000 руб. на каждого ребенка в течение первого года с момента рождения (усыновления, назначения опекунства).

Это прямо предусмотрено в пункте 8 статьи 217 Налогового кодекса РФ. На практике можно столкнуться с разными вариантами выплаты единовременной помощи.


Вариант 1. На каждого ребенка материальную помощь предоставили в пределах 50 000 руб. В этом случае платить НДФЛ не придется вовсе. Фактически родитель получит до 100 000 руб. включительно, не облагаемых НДФЛ.

Вариант 2. На каждого ребенка материальную помощь предоставили в размере больше установленного предела в 50 000 руб. Например, по 70 000 руб. Тогда НДФЛ нужно будет заплатить только с суммы превышения. То есть в рассмотренном случае доход будет равен 40 000 руб. Расчет тут такой:
40 000 руб. ((70 000 руб. × 2) – (50 000 руб. × 2)).

Вариант 3. Матпомощь предоставят в разном размере. Например, за одного ребенка 80 000, а за второго 30 000. НДФЛ придется заплатить только с выплаты в 80 000 руб. – она превышает 50 000 руб.:
30 000 руб. (80 000 руб. – 50 000 руб.).

С этого превышения и перечисляйте НДФЛ. А вот с матпомощи на второго ребенка перечислять налог не понадобится.

Этот же принцип работает, если родилась тройня. И даже если в том же году, в котором рожден первый ребенок, родители усыновят или оформят опекунство на еще одного или даже нескольких детей.

Облагается ли страховыми взносами материальная помощь

По общему правилу независимо от применяемой системы налогообложения материальная помощь облагается:

  • взносами на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование (ст. 420 НК РФ);
  • взносами на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (п. 1 ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 № 125-ФЗ).

Из общего правила есть исключения. Так, не нужно начислять взносы:

  • на материальную помощь, не превышающую 4000 руб. за расчетный период на одного сотрудника;
  • на единовременную материальную помощь, выплаченную в течение первого года в связи с рождением (усыновлением, удочерением) ребенка родителям (усыновителям, опекунам), в размере не более 50 000 руб. на каждого ребенка;
  • на единовременную материальную помощь (независимо от ее размера), выплаченную в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством;
  • на единовременную материальную помощь (независимо от ее размера), выплаченную пострадавшим от террористических актов на территории России;
  • на единовременную материальную помощь (независимо от размера), выплаченную в связи со смертью члена семьи. Единовременную материальную помощь в связи со смертью родственников – не членов семьи сотрудника (например, родителей супруга) облагайте страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Во всех остальных случаях страховые взносы и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на материальную помощь, оказанную сотруднику, начислить нужно.

www.budgetnik.ru

В статье рассмотрены основания для начисления материальной помощи сотрудникам бюджетных учреждений, а также порядок ее бухгалтерского учета.
Подробно анализируется механизм обложения сумм материальной помощи налогом на доходы физических лиц (НДФЛ), а также целесообразность обложения материальной помощи страховыми взносами и включение ее в состав расходов организации при расчете налога на прибыль организаций.
В статье приводится актуальная арбитражная практика, а также позиция контролирующих органов, связанная с обложением материальной помощи страховыми взносами и НДФЛ.

В хозяйственной деятельности учреждений часто возникает необходимость оказания материальной помощи своим сотрудникам. Предоставление материальной помощи может быть связано с необходимостью оплаты лечения сотрудника или членов его семьи или в связи с рождением ребенка, либо для ликвидации чрезвычайных последствий (пожара, наводнения и т.д.). Также материальная помощь может предоставляться в связи со сложной финансовой ситуацией у сотрудника либо его юбилеем, выходом на пенсию. При этом налогообложение материальной помощи имеет ряд особенностей, которые будут рассмотрены в данной статье.
Независимо от применяемой системы налогообложения материальная помощь облагается НДФЛ (п. 1 ст. 209, п. 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации), однако НДФЛ не удерживается:
— с материальной помощи, не превышающей 4000 руб. за налоговый период на одного сотрудника (бывшего сотрудника, который уволился в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту) (п. 28 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации);
— с единовременной материальной помощи, выплаченной в течение первого года в связи с рождением (усыновлением, удочерением) ребенка родителям или усыновителям, опекунам в размере не более 50 000 руб. на каждого ребенка (п. 8 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации);
— с материальной помощи (независимо от ее размера), выплаченной в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством, при этом подтверждающим документом может быть справка от пожарной службы (п. 8.3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации);
— с единовременной материальной помощи (независимо от ее размера), выплаченной в связи со смертью члена семьи сотрудника, бывшего сотрудника, вышедшего на пенсию (самого сотрудника (бывшего сотрудника, вышедшего на пенсию), если материальная помощь была оказана членам его семьи) (п. 8 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации);
— с материальной помощи (независимо от ее размера), выплаченной пострадавшим (родственникам погибших) от террористических актов на территории России, документом, подтверждающим факт совершения террористического акта, является справка из органов внутренних дел (п. 8.4 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации).
Отметим, что единовременной материальной помощью считается такая помощь, которая предоставляется человеку на определенные цели не более одного раза в год по одному основанию (Письмо ФНС России от 18.08.2011 N АС-4-3/13508@). Она освобождается от НДФЛ независимо от того, как ее выплатили — сразу всей суммой или частями в течение года (Письмо Минфина России от 27.08.2012 N 03-04-05/6-1006). Главное, чтобы основанием для этого был один документ, а именно приказ или распоряжение руководителя.
Если же сотрудник получает материальную помощь от работодателя по двум и более приказам (распоряжениям), то считать ее единовременной нельзя. В этом случае с выплат по второму и последующим приказам (распоряжениям) необходимо удерживать НДФЛ (Письма Минфина России от 22.08.2013 N 03-04-06/34374, от 16.08.2013 N 03-04-06/33543).
При освобождении от НДФЛ материальной помощи в связи с рождением ребенка ограничение в 50 000 руб. распространяется на всю сумму материальной помощи независимо от того, кому она выплачивается: матери, отцу или каждому из родителей. Поэтому при выплате такой материальной помощи учреждение вправе потребовать у сотрудника справку по форме 2-НДФЛ с места работы второго родителя, подтверждающую факт получения (неполучения) им материальной помощи и ее размер. Если сотрудник не представит сведения о получении (неполучении) материальной помощи другим родителем, являющимся сотрудником иной организации, то учреждение вправе самостоятельно запросить у работодателя второго родителя необходимые сведения. При невозможности представить такие сведения, в частности справку 2-НДФЛ, например, если второй родитель не работает, документом, подтверждающим неполучение материальной помощи другим родителем, может быть заявление последнего, подкрепленное копией его трудовой книжки и соответствующими справками, выданными органами службы занятости (Письма Минфина России от 01.07.2013 N 03-04-06/24978, от 26.12.2012 N 03-04-06/6-367, от 07.12.2012 N 03-04-06/8-346 и ФНС России от 02.04.2013 N ЕД-17-3/36@).
При освобождении от НДФЛ материальной помощи в связи со смертью члена семьи сотрудника подтверждающим документом для выдачи такой материальной помощи является свидетельство о смерти. Также для подтверждения родства граждан (например, при разных фамилиях у супругов) могут потребоваться свидетельства о браке или рождении. Не нужно удерживать НДФЛ и в случае смерти близкого родственника сотрудника (например, брата или сестры), который формально не признается членом его семьи. Налог не удерживается при условии, что умерший проживал совместно с сотрудником (Письмо Минфина России от 14.11.2012 N 03-04-06/4-318).
Во всех остальных случаях НДФЛ с суммы материальной помощи нужно удержать, при этом формируется проводка: Д-т сч. 30211830 К-т сч. 30301730 — удержан НДФЛ с суммы материальной помощи сотруднику (п. п. 129, 131 Инструкции N 174н, Инструкция, утвержденная Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (сч. 30200, 30300).
Отметим, что если сумма единовременной материальной помощи, выплаченная сотруднику в течение первого года при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, превышает 50 000 руб., то при расчете не облагаемой НДФЛ величины материальной помощи нельзя суммировать 4000 руб. предусмотренные п. 28 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации. Связано это с тем, что данные лимиты (4000 руб. и 50 000 руб.) установлены для различных видов материальной помощи. Материальная помощь, которую выплачивают в течение первого года при рождении ребенка, является единовременной выплатой, которая связана с определенным событием. Она освобождается от НДФЛ в сумме не более 50 000 руб. (абз. 7 п. 8 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации). Помимо этой единовременной выплаты учреждение может выдать сотруднику материальную помощь по любому другому основанию, такая материальная помощь не облагается НДФЛ в пределах 4000 руб. (п. 28 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации). В Налоговом кодексе Российской Федерации эти выплаты рассматриваются как различные виды материальной помощи, поэтому нельзя одновременно применить правила абз. 7 п. 8 и п. 28 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации.
Если с точки зрения НДФЛ материальная помощь однозначно является налогооблагаемой базой, за исключением случаев, предусмотренных ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации, то в отношении страховых взносов возникает более сложная ситуация. С точки зрения контролируемых органов независимо от применяемой системы налогообложения материальная помощь облагается взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования») и взносами на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»). При этом освобождается от обложения взносами:
— материальная помощь, не превышающая 4000 руб. за расчетный период на одного сотрудника;
— единовременная материальная помощь, выплаченная в течение первого года в связи с рождением (усыновлением, удочерением) ребенка родителям (усыновителям, опекунам), в размере не более 50 000 руб. на каждого ребенка;
— единовременная материальная помощь (независимо от ее размера), выплаченная в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством;
— единовременная материальная помощь (независимо от ее размера), выплаченная в связи со смертью члена семьи сотрудника. Суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателем в связи со смертью родственников, не являющихся членами семьи сотрудника (например, родителей супруга), подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке (Письмо Минтруда России от 05.12.2012 N 17-3/954);
— единовременная материальная помощь (независимо от ее размера), выплаченная пострадавшим от террористических актов на территории России (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и ч. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
Во всех остальных случаях страховые взносы в ПФР, ФСС и ФФОМС, а также взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на материальную помощь, оказанную сотруднику, по мнению контролирующих органов, начислить нужно (Письмо Минтруда России от 21.01.2015 N 17-3/В-18).
Однако существуют аргументы, позволяющие не начислять страховые взносы с любой материальной помощи, которая не связана с результатами труда. Они заключаются в том, что страховые взносы (взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний) начисляются на выплаты и вознаграждения в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров (ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
Материальная помощь, не связанная с результатами труда, не является стимулирующей выплатой, не зависит от квалификации сотрудника, сложности, качества, количества, условий выполнения работы. При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и сотрудником не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются последнему, представляют собой оплату труда. Таким образом, материальная помощь, не связанная с результатами труда (например, к юбилею, празднику, в связи с бракосочетанием и т.д.), выплачивается за рамками трудовых отношений. Следовательно, она не облагается страховыми взносами и взносами на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, поскольку не подпадает под нормы ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Существуют многочисленные примеры судебных решений, подтверждающих такой подход, в том числе Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.05.2013 N 17744/12, Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2012 N ВАС-17279/12, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17.05.2013 N А45-24613/2012, от 07.03.2013 N А27-11388/2012, от 23.05.2012 N А27-10596/2011, Поволжского округа от 11.10.2012 N А65-6438/2012, Уральского округа от 03.05.2011 N А07-14014/2010.
Одним из последних судебных решений, принятых в пользу организации, было Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.03.2014 по делу N А56-29412/2013. Суть судебного разбирательства заключалась в том, что управление пенсионного фонда в Выборгском районе Ленинградской области подало жалобу в ФАС на решения нижестоящих судов. Управление пенсионного фонда ссылалось на неправильное применение судебными инстанциями ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», согласно которой объектом обложения страховыми взносами являются все выплаты в пользу работников в рамках трудовых отношений.
Как следует из материалов дела, в ходе выездной проверки организации управлением пенсионного фонда было выявлено нарушение ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», а именно невключение в базу для исчисления страховых взносов следующих видов выплат, произведенных в пользу работников:
— материальной помощи малообеспеченным семьям, вдовам;
— частичной компенсации стоимости стоматологических услуг;
— компенсации стоимости санаторно-курортных и туристических путевок;
— оплаты абонементов в группу здоровья;
— списание задолженности за предоставленные займы.
В ходе судебного разбирательства ФАС Северо-Западного округа определил, что факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует сам по себе о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Таким образом, по мнению суда, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
В целом если учреждение не начислит страховых взносов (взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний) с материальной помощи, не поименованной в ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», то отстаивать свою точку зрения ему, скорее всего, придется в суде. При этом есть примеры судебных решений по данному вопросу, принятые в пользу проверяющих (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10.05.2011 N 17950/10, Постановления ФАС Московского округа от 17.07.2012 N А40-106722/11-47-902, Восточно-Сибирского округа от 21.02.2012 N А19-8178/2011).
Однако более позднее Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.05.2013 N 17744/12 принято в пользу плательщиков взносов и содержит указание на возможность пересмотра ранее принятых судебных решений со схожими фактическими обстоятельствами, поэтому учреждение может рассчитывать на положительный исход дела.
В бухгалтерском учете начисление сумм материальной помощи отражается следующей проводкой: Д-т сч. 40120211 К-т сч. 30211730 — начислена материальная помощь.
В случае налогообложения материальной помощи НДФЛ формируется запись:
Д-т сч. 30211830 К-т сч. 30301730 — удержан НДФЛ с суммы материальной помощи.
Начисление страховых взносов с суммы материальной помощи отражается проводками:
Д-т сч. 40120213 К-т сч. 30310730 — начислены взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии — 22% от облагаемой страховыми взносами суммы матпомощи;
Д-т сч. 40120213 К-т сч. 3030230 — начислены взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 2,9% от суммы матпомощи;
Д-т сч. 40120213 К-т сч. 30307730 — начислены взносы на обязательное медицинское страхование в ФОМС — 5,1% от облагаемой суммы материальной помощи;
Д-т сч. 40120213 К-т сч. 30306730 — начислены взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — 0,2% от размера материальной помощи.
Выплата материальной помощи из кассы учреждения оформляется бухгалтерской записью: Д-т сч. 30211830 К-т сч. 20134610 — выдана из кассы материальная помощь, за минусом удержанной суммы НДФЛ. Одновременно увеличивается забалансовый сч. 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» по коду КОСГУ 211 — отражено выбытие денежных средств из кассы учреждения.
Отметим, что согласно пп. «в» п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и п. 3 ч. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страховые взносы не начисляются на единовременную материальную помощь, если ее выплатили в связи с рождением (усыновлением, удочерением) ребенка его родителям (усыновителям, опекунам) в течение первого года. При этом взносами не облагается сумма не более 50 000 руб. на каждого ребенка.
Названные нормы не предусматривают, что ограничение в размере 50 000 руб. применяется в расчете на обоих родителей, т.е. освобождение от уплаты страховых взносов с материальной помощи одному родителю не зависит от того, получил ли такую же выплату второй. Лимит в 50 000 руб. применяется к каждому из родителей отдельно. Поэтому даже если, например, отец ребенка уже получил необлагаемую материальную помощь в размере не больше 50 000 руб., то на сумму аналогичной материальной помощи, выплаченной матери, страховые взносы начислять также не нужно (Письмо Минтруда России от 20.11.2013 N 17-3/1926). При этом в отношении НДФЛ специалисты финансового ведомства придерживаются противоположной позиции, они считают, что ограничение в 50 000 руб. распространяется на всю сумму материальной помощи в расчете на обоих родителей. То есть если супруг сотрудника уже получил материальную помощь в размере 50 000 руб. в связи с рождением ребенка, то при выплате такой же материальной помощи сотруднику придется удержать НДФЛ независимо от ее размера.
В бюджетных учреждениях при расчете налога на прибыль организаций материальная помощь, оказанная сотрудникам (членам семьи сотрудника, бывшего сотрудника), не учитывается в расходах (п. 1 ст. 252, п. 23 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации). При этом материальной помощью по смыслу ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации признаются выплаты (в том числе и в натуральной форме), которые не связаны с выполнением сотрудником его трудовой функции. Это, в частности, выплаты, направленные на удовлетворение социальных потребностей человека, обусловленных возникновением трудной жизненной ситуации или наступлением определенного события, например стихийного бедствия (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.11.2010 N 4350/10).
В целом материальная помощь прямо поименована в списке расходов, не учитываемых при расчете налога на прибыль (п. 23 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации). А значит, ее нельзя рассматривать как расходы на оплату труда, даже если условия выплаты материальной помощи прописаны в трудовом (коллективном) договоре (Письма Минфина России от 27.08.2009 N 03-03-06/1/549, от 31.07.2009 N 03-03-06/1/504, от 07.05.2009 N 03-03-06/1/309). Аналогичного мнения придерживается ФНС России в отношении материальной помощи, выплачиваемой при увольнении сотрудника в связи с выходом на пенсию. В Письме от 27.04.2010 N ШС-37-3/698@ ФНС России указала, что материальная помощь выдается сотруднику для личных нужд и не является оплатой труда за фактически отработанное время. Такая выплата носит социальный характер и не включается в состав налоговых расходов на основании п. 23 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации.
Однако при соблюдении ряда условий контролирующие ведомства признают возможность учесть материальную помощь в расходах на оплату труда, а именно: в трудовом (коллективном) договоре прописано, что учреждение оказывает сотрудникам материальную помощь, а также материальная помощь связана с выполнением сотрудником его трудовой функции и направлена на повышение заинтересованности в результатах производственной деятельности. Например, в трудовом (коллективном) договоре указано, что материальная помощь к отпуску зависит от размера заработной платы и не выплачивается сотрудникам, у которых имеются дисциплинарные проступки.
По мнению специалистов контролирующих ведомств, такая выплата не признается материальной помощью по смыслу ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации. То есть под действие нормы п. 23 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации, не позволяющей учитывать материальную помощь в составе налоговых расходов, она не подпадает. Следовательно, поскольку перечень расходов на оплату труда открыт, данную выплату можно учесть в составе расходов на оплату труда на основании ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (Письмо Минфина России от 15.05.2012 N 03-03-10/47, которое доведено до сведения налоговых инспекций Письмом ФНС России от 26.06.2012 N ЕД-4-3/10421@). Подтверждает такую позицию и арбитражная практика (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.11.2010 N 4350/10, Определения Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.10.2008 N 13946/08, от 22.09.2008 N 12092/08, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.09.2010 N А39-2814/2009).
При этом, если выплату материальной помощи учреждение будет связывать с результативностью трудовой деятельности сотрудника и включать в расходы в целях расчета налога на прибыль, то такую материальную помощь однозначно необходимо облагать страховыми взносами.
В целом выплата материальной помощи сотрудникам связана с начислением НДФЛ, страховых взносов и расчетом налога на прибыль организаций. И если с НДФЛ налоговая база и льготы, связанные с материальной помощью, практически не вызывают споров, то в отношении страховых взносов позиции контролирующих органов и арбитражных судов часто расходятся. Также есть различные трактовки понятия материальной помощи при расчете налога на прибыль. На практике, облагать страховыми взносами суммы материальной помощи или нет, принимает главный бухгалтер, основываясь на собственном опыте, обоснованности ее начисления и целесообразности арбитражных споров с ПФР.

Список литературы

1. Беспалов М.В. Анализ механизма расчета страховых взносов в 2010 г. // Юрист. 2009. N 12. С. 55 — 61.
2. Беспалов М.В. Общие принципы бухгалтерского учета оплаты труда в бюджетных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. N 6. С. 10 — 13.
3. Беспалов М.В. Особенности бухгалтерского учета денежных средств в автономных, бюджетных и казенных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. N 14. С. 2 — 9.
4. Беспалов М.В. Анализ изменений в системе оплаты труда работников бюджетных учреждений в 2014 г. // Аудит и финансовый анализ. 2014. N 2. С. 8 — 11.
5. Беспалов М.В. Порядок и особенности бухгалтерского учета и налогообложения сумм материальной помощи, выплачиваемой сотрудникам компании // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2010. N 5. С. 14 — 18.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
9. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
10. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
11. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
12. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
13. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

отрасли-права.рф

Как оформить выплату материальной помощи?

Бюджетные учреждения вправе оказывать материальную помощь своим работникам в случае, если это регламентировано действующим законодательством РФ или внутренними локальными нормативными документами. Так, согласно ст. 41 ТК РФ в коллективном договоре устанавливаются обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

  • формы, системы и размеры оплаты труда;
  • выплата пособий, компенсаций;
  • механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
  • занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
  • рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
  • улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
  • соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;
  • экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
  • гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
  • оздоровление и отдых работников и членов их семей;
  • частичная или полная оплата питания работников;
  • другие вопросы, определенные сторонами.

Кроме того, Приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 N 425н "Об утверждении Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений" предусмотрено, что в разделе "Другие вопросы оплаты труда" положения об оплате труда могут быть урегулированы вопросы оказания работникам материальной помощи из фонда оплаты труда.

Учитывая вышеизложенное, внутренними нормативными актами, устанавливающими порядок выплаты работникам бюджетных учреждений материальной помощи, как правило, являются коллективный договор, положение об оплате труда или другие акты, в которых установлен указанный порядок.

Решение о выплате материальной помощи принимается руководителем бюджетного учреждения на основании письменного заявления работника. В заявлении на выплату материальной помощи работнику необходимо указать причины, по которым он нуждается в материальной помощи. К нему нужно приложить подтверждающие документы (копии свидетельств о рождении, о браке, о смерти, справку из милиции о хищении имущества и т.п.) (при их наличии). Отметим, в случае если работник просит оказать ему материальную помощь в связи с тяжелым финансовым положением, никаких документов прилагать к заявлению не нужно. Приведем пример заявления на оказание материальной помощи.

Директору Федерального бюджетного образовательного

учреждения среднего профессионального образования

"N-й автотранспортный техникум"

В.В. Иванову

от водителя административно-хозяйственного отдела

А.В. Петрова

заявление.

Прошу Вас оказать мне материальную помощь в связи с рождением 25.03.2012 моего сына В.А. Петрова.

Приложение: копия свидетельства о рождении II-ТН N 713582.

 02.04.2012 А.В. Петров

Решение о выплате материальной помощи оформляется приказом руководителя. В приказе о выплате материальной помощи целесообразно указать следующие сведения:

  • фамилию, имя, отчество и должность лица, которому будет выплачиваться материальная помощь;
  • причину выдачи материальной помощи (например, тяжелое материальное положением, смерть члена семьи, пожар, стихийное бедствие и т.д.);
  • размер выплачиваемой материальной помощи;
  • срок выплаты материальной помощи;
  • средства, за счет которых выплачивается материальная помощь.

Приведем пример указанного приказа.

Министерство образования Российской Федерации Федеральное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "N-й автотранспортный техникум"

 г. N 6 апреля 2012 г.

Приказ N 235-К

"О выплате материальной помощи"

В соответствии с разд. 9 Положения об оплате труда работников Федерального бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "N-й автотранспортный техникум" приказываю:

Выплатить водителю административно-хозяйственного отдела А.В. Петрову единовременную материальную помощь в размере 5000 руб. в связи с рождением сына В.А. Петрова. Выплату осуществить за счет средств, полученных техникумом от оказания платных образовательных услуг, не позднее 10.04.2012.

Приложение:

  1. заявление А.В. Петрова о выплате материальной помощи;
  2. копия свидетельства о рождении II-ТН N 713582.
 Директор В.В. Иванов

Включается ли материальная помощь в расчет среднего заработка?

В соответствии со ст. 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка) устанавливается единый порядок. При расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале — по 28-е (29-е) число включительно).

Особенности порядка исчисления средней заработной платы, предусмотренного ст. 139 ТК РФ, определяет Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Во исполнение данной нормы Правительством РФ издано Постановление от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" (далее — Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы).

Согласно п. 3 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.). Напомним, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 135 ТК РФ). Таким образом, материальная помощь не входит в систему оплаты труда и, соответственно, не включается в расчет среднего заработка.

Каков порядок налогообложения материальной помощи? Уплачиваются ли с нее страховые взносы?

В данном разделе статьи мы рассмотрим порядок обложения материальной помощи НДФЛ, страховыми взносами и налогом на прибыль.

НДФЛ. Порядок исчисления и уплаты НДФЛ регулируется гл. 23 НК РФ. На основании ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

  • от источников в РФ и (или) за пределами РФ — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;
  • от источников в РФ — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

Перечень доходов от источников в РФ и за пределами РФ представлен в ст. 208 НК РФ.

Согласно ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ. Исключением являются доходы, не облагаемые НДФЛ в силу ст. 217 НК РФ. В соответствии с п. 8 ст. 217 НК РФ в перечень доходов, не подлежащих обложению НДФЛ, включены суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых:

  • налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством, а также налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств, независимо от источника выплаты. Необходимо отметить, что согласно ст. 2 СК РФ к членам семьи относятся супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные);
  • работодателями членам семьи умершего работника, бывшего работника, вышедшего на пенсию, или работнику, бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью члена (членов) его семьи;
  • налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных фондов согласно программам, утверждаемым ежегодно соответствующими органами государственной власти;
  • налогоплательщикам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ, а также являющимся членами семей лиц, погибших в результате террористических актов на территории РФ, независимо от источника выплат;
  • работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, выплачиваемых в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения)), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка. На практике встречаются случаи, когда родители работают в одной организации. В данном случае, по мнению Минфина России, высказанному в Письме от 21.02.2011 N 03-04-06/9-36, не подлежит обложению НДФЛ единовременная материальная помощь при рождении ребенка, предоставляемая в сумме, не превышающей 50 000 руб., одному из родителей по их выбору либо обоим родителям исходя из расчета общей суммы 50 000 руб.

Кроме того, в состав доходов, не подлежащих обложению НДФЛ, включаются суммы материальной помощи, выплачиваемой работникам (бывшим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту), если в совокупности за налоговый период ее размер не превышает 4000 руб. (п. 28 ст. 217 НК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 230 НК РФ бюджетные учреждения обязаны отражать доходы, полученные от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленные физическим лицам налоговые вычеты, исчисленные и удержанные налоги в регистрах налогового учета. Кроме того, учреждения должны представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Указанные сведения должны представляться по форме 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 200_ год". В настоящее время используется форма, приведенная в Приложении 1 к N ММВ-7-3/611@ <1>.

<1> Приказ ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и Рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, Справочников".

В соответствии с Рекомендациями по заполнению формы 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 200_ год", утвержденными Приказом N ММВ-7-3/611@, в разд. 3 справки "Доходы, облагаемые налогом по ставке __%" отражаются сведения о доходах, полученных физическими лицами в денежной и натуральной форме, по месяцам налогового периода. Суммы материальной помощи, выплачиваемой бюджетными учреждениями, также должны быть отражены в этом разделе. При его заполнении необходимо использовать Справочники "Коды доходов" и "Коды вычетов", приведенные в Приложениях 3 и 4 к Приказу N ММВ-7-3/611@. Суммы материальной помощи, оказываемой бюджетными учреждениями своим работникам, а также бывшим своим работникам, вышедшим на пенсию по инвалидности или по возрасту, отражаются по коду доходов 2760, вычет из таких сумм — по коду вычетов 503. Суммы материальной помощи, оказываемой родителям (усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, должны быть отражены по коду доходов 2762, вычеты — по коду вычетов 508.

Страховые взносы. В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее — Закон о страховых взносах) объектом обложения страховыми взносами для работодателя, являющегося их плательщиком, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Согласно п. 3 ст. 8 Закона о страховых взносах плательщики страховых взносов определяют базу для их начисления отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, поименованы в ст. 9 Закона о страховых взносах. В соответствии с пп. 3 п. 1 данной статьи не облагаются страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов:

  • физическим лицам в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;
  • работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
  • работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения)), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка.

Кроме того, не подлежат обложению страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим сотрудникам, не превышающие 4000 руб. на одного сотрудника за расчетный период (пп. 11 п. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах).

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В силу ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее — Федеральный закон N 125-ФЗ) объектами обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. База для начисления страховых взносов определяется как сумма данных выплат и иных вознаграждений, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ.

Как мы видим, объект обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и база для их начисления совпадают с объектом обложения и базой для исчисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, предусмотренными Законом о страховых взносах. Кроме того, в перечне доходов, не облагаемых страховыми взносами от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, приведенном в ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ, указаны те же виды единовременной материальной помощи (пп. 3 и 12 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ).

Налог на прибыль. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль регулируется гл. 25 НК РФ. Объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная бюджетными учреждениями. Прибылью, в свою очередь, являются доходы, полученные от приносящей доход деятельности, уменьшенные на величину произведенных расходов, связанных с ее осуществлением, определяемые в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Согласно п. 23 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм материальной помощи работникам. Таким образом, затраты в виде материальной помощи, предоставляемой бюджетным учреждением своим работникам, не включаются в расходы для целей налогообложения прибыли организаций.

Обратите внимание! В соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 30.11.2010 N ВАС-4350/10 к материальной помощи, не учитываемой в составе расходов согласно п. 23 ст. 270 НК РФ, относятся выплаты, которые не связаны с выполнением физическим лицом его трудовой функции и направлены на удовлетворение его социальных потребностей, обусловленных возникновением трудной жизненной ситуации или наступлением определенного события. К таким событиям, в частности, могут быть отнесены причинение вреда в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством, смерть члена семьи, рождение или усыновление ребенка, тяжелое заболевание и т.п. Выплаты работникам к отпуску, предусмотренные коллективным договором, к вышеуказанным расходам не относятся. Данные суммы входят в систему оплаты труда, их выплата является экономически обоснованной и направленной на осуществление деятельности, приносящей доход. Таким образом, по мнению ВАС РФ, материальная помощь, выплачиваемая работникам к отпуску, если она предусмотрена коллективным договором, может быть учтена в составе расходов по налогу на прибыль. Однако данную позицию учреждению придется отстаивать в суде, поскольку ни финансовое, ни налоговое ведомство ее не разделяют.

Как отразить выплату материальной помощи в бухгалтерском учете?

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н, расходы на выплату материальной помощи относятся на подстатью 211 "Заработная плата" КОСГУ. Учет расчетов по выплате материальной помощи ведется на счете 0 302 11 000 "Расчеты по заработной плате" (п. 256 Инструкции N 157н <2>). Аналитический учет расчетов должен вестись в Журнале операций расчетов по оплате труда (ф. 0504071) в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики.

<2> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Согласно п. 128 Инструкции N 174н <3> суммы начисленной материальной помощи отражаются в Расчетно-платежной ведомости (ф. 0504401) или Расчетной ведомости (ф. 0301010) по дебету счета 0 401 20 211 "Расходы по заработной плате" <4> и кредиту счета 0 302 11 730 "Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате".

<3> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
<4> По мнению автора, поскольку материальная помощь не учитывается при исчислении налога на прибыль, расходы по ее выплате не должны участвовать в формировании фактической себестоимости изготовляемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг.

Выдача материальной помощи из кассы учреждения отражается по дебету счета 0 302 11 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате" и кредиту счета 0 201 34 610 "Выбытия средств из кассы учреждения" (п. 85 Инструкции N 174н).

А.Гусев

К. п. н.,

Эксперт журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Получение патента на изобретение
 
Плата за загрязнение окружающей среды

wiseeconomist.ru


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.