Стратегия инновационного развития


Государственные программы Российской Федерации стали основным инструментом решения важнейших задач социального и экономического развития. Инновации — неотъемлемая часть прогресса экономики любого государства. Поэтому особенно важно изучить стратегию развития экономики России в части инноваций, ее задачи и методы реализации.

Что такое инновация?



Сравнение определений термина «инновация» зарубежными учеными

Опреде-ление термина «иннова-ция»

Автор

Шумпетер

Ла Перье

Витфилд

Друкер

Найт

Лемерль

Джонсон

Харман

Санто

Изменение

+

+

+

+

Результат

+

Процесс

+

+

+

Средство

+

На сегодняшний день существует очень много определений инновации. В таблице приведен сравнительный анализ основных зарубежных теорий, определяющих инновации по-разному. Основателем же учения об инноватике принято считать И. Шумпетера, который, изучая природу изменений, связанных с мезофитпоявлением новых материалов или подходов в жизнедеятельности человека, назвал любые такие изменения инновациями.

Наиболее широко раскрывается понятие инноваций в международных рекомендациях под названием Руководство Осло и Руководство Фраскати. В этих документах, переведенных практически на все языки мира, понятие инновации трактуется как результат деятельности, который в качестве нового/усовершенствованного продукта, технологии или процесса используется на практике.

Инновации приводят к обновлению капитала и включают не только само новшество, но и этапы создания, внедрения и использования новшества для удовлетворения меняющихся человеческих потребностей.

Какими бывают инновации?


Инноватика – молодая, развивающаяся наука, поэтому существует множество направлений их деления на группы. Инновации классифицируют по характеру применения, причинам возникновения, степени влияния на производственный или иной процесс. В основном принято использовать следующую классификацию инноваций:

  1. Продуктовые инновации. Они ориентированы на производство и внедрение новых продуктов. При этом происходит главенствующая роль предложения над спросом в экономическом смысле. Продуктовой инновационностью можно охарактеризовать экономику России в советский период.
  2. Технологические инновации. Их часто называют процессными, так как они направлены на модификацию технологических процессов и повышают эффективность производства. Технологические инновации также часто наиболее прибыльны, так как могут приносить доход при продаже, не теряя при этом полезности для владельца.
  3. Социальные инновации. Это изменения в структуре общества и взаимоотношений в конкретных социальных группах. Они часто внедряются для изменения приоритетов в обществе, например, повышения роли общественно полезной деятельности по сравнению с личными интересами работника.
  4. Управленческие инновации. Включают адресные обновления для менеджмента организации.
  5. Экономические инновации. Оказывают влияние на развитие экономики целого региона или процесс функционирования в рыночных условиях конкретного хозяйствующего субъекта.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации

Закон о планировании развития инноваций в России до 2020 г.

Нормативно-правовая база развития науки и техники начала развиваться задолго до наших дней. Еще в советский период разрабатывались законы о стратегиях экономического развития государства, включающие указания по модернизации важнейших для страны производств. В рамках таких изменений были популярны рационализаторские предложения от работников о повышении эффективности выполнения той или иной операции. Это было достаточно простым и дешевым методом мотивации развития нестандартного подхода людей к своей работе и позволяло без лишних трат бюджета прямо на местах усовершенствовать технологические цепочки, что приносило вполне ощутимый эффект.Стратегия инновационного развития России до 2020 года

Развитие инноваций также нашло свое отражение в нормативных документах, а самым важным из них стала»Стратегия инновационного развития России до 2020 года», 8 декабря 2011 года утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации № 2227-р.

Она призвана существенно изменить структуру экономики нашей страны, поднять на новый уровень технологические и научные аспекты хозяйствования, а также обеспечить возможность российскому образовательному сектору успешно конкурировать с мировыми лидерами в этой сфере.

Цели и задачи


«Стратегия инновационного развития России до 2020 года» предопределяет основные подходы и механизмы модернизации и совершенствования инновационной политики страны. Она содержит ключевые показатели, которых планируется достигнуть к 2020 году. Они могут меняться в зависимости от хода реализации мероприятий, заложенных в стратегии.Государственные программы Российской Федерации

В частности, предусмотрено увеличение количества предприятий промышленности, что приведет к росту экспорта и доли России на международных рынках новых технологий. В качестве индикатора также указывается степень цитирования и объем публикаций российских ученых в международных научных журналах. Развитию патентования и качеству высшего образования также уделяется особое внимание.

Пути реализации

Стратегия инновационного развития Российской Федерации предусматривает следующие мероприятия:

  • Внедрение инновационных технологий в государственные структуры, бюджетные организации.
  • Модернизация кадровой политики в сфере науки, технологий, инноваций и образования.
  • Мотивация и стимулирование инновационного бизнеса.
  • Участие России в мировых инновационных разработках, создание кластеров инноваций.технологические инновации

Стратегия «Инновационная Россия-2020» будет реализовываться с учетом приоритетов технологического развития отдельных регионов страны и эффективной государственной поддержки частного предпринимательства в области новейших разработок.

Основными механизмами реализации этой стратегии стали программы федерального уровня научно-технической направленности, а также региональные долгосрочные и краткосрочные программы развития науки, образования и инноваций.

Риски при реализации

Государственные программы Российской Федерации не всегда достигают поставленных задач. Каковы же риски того, что новая стратегия инновационного развития России до 2020 года окажется несостоятельной?

Во-первых, к негативным последствиям могут привести причины, вызванные внешними факторами:

  • Инфраструктурные изменения.
  • Кадровые перестановки в стратегически важных организациях и государственном аппарате.
  • Финансовая нестабильность экономики.инновационная Россия 2020

Во-вторых, существуют и внутренние риски:

  • Существенные изменения в системе образования, которые подрывают процесс формирования потенциала научных изобретений.
  • Изменение количества ученых фундаментальной и прикладной науки.
  • Резкое сокращение финансирования образовательной отрасли.

«Стратегия инновационного развития России до 2020 года» призвана осуществить настоящий инновационный прорыв отечественной экономики и обеспечить благополучие россиянам на долгие годы вперед. Текущее реформирование образовательной отрасли как раз подтверждает нацеленность российского правительства на этот результат.

fb.ru

www.hjournal.ru

СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

ЗАБОЛОТЬКО АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ,

аспирант кафедры экономических наук, Ярославский Государственный Университет им. П. Г. Демидова,

e-mail: adminis-group@rambler.ru

В статье рассматривается проблема формирования стратегии инновационного развития, состоящая из трех частей: максимальная генерация инноваций, скорость освоения инноваций и создание привлекательного предложения для потребителя инновационного продукта. Предложено создание инновационного сектора экономики как механизма реализации такой стратегии.
нем формируются инновационные процессы, в результате которых создаются инновации как результат инновационного процесса, инновационные продукты как результат процесса инновационного производства и инновационная форма услуг (управление, продвижение и сопровождение инновационного продукта) как результат процесса инновационного менеджмента, инновационного маркетинга и инновационного сопровождения. В результате получаем единую стратегию инновационного развития российской экономики и ее отраслей.

Ключевые слова: стратегия инновационного развития; инновационный сектор экономики; инновация; инновационное производство; инновационный продукт; инновационная форма услуг; инновационные процессы.

INNOVATION STRATEGY

ZABOLOTKO ALEXEY, A.,

post-graduate student, Department of Economics, Yaroslavl State University Demidov P. G., e-mail: adminis-group@rambler.ru

The formation problem of innovation development strategy, which consists of three parts: the maximum generation of innovation, development speed of innovation and the creation of an attractive offer for the consumer product innovation is considered in the paper. The creation of an innovative sector of the economy as a mechanism for implementing such a strategy is proposed. The innovative processes are formed in this sector, they are a precondition for the creation the innovations as a result of the innovative process, innovative products as a result of innovative production, and innovative form of services (management, promotion and support of innovative product) as a result of the innovation management process, marketing and innovation innovative support. The result is a unified innovative development strategy of the Russian economy and its sectors.


Keywords: innovative development strategy; innovative economy; innovation; innovative

production; innovative product; an innovative form of service; innovation processes.

JEL: O31.

Самое главное в инновационном развитии — это выработать его стратегию. В России экономику можно считать многострадальной. Кризис 1990 года, августовский 1998 года, ноябрьский 2008 года выработал у отраслей и

© А. А. Заболотько, 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

предприятий не то, чтобы иммунитет, а, наоборот, неспособность стратегически мыслить и вырабатывать долгосрочные стратегии. Вся деятельность ограничивается краткосрочными проектами и бюджетной помощью. В этом заключается основная проблема безрезультативности программ, нацеленных на инновационное развитие. Необходимо прививать долгосрочный образ экономической мысли в нашей хозяйственной деятельности, т.е. формировать долгосрочную стратегию инновационного развития в виде создания инновационного сектора экономики системно, последовательно и продолжительно. Данный подход должен лечь на плечи не только государства, но и групп инновационных предприятий отрасли и каждого такого предприятия в отдельности, т.е. начать необходимо с долгосрочной стратегии. «Реальный бизнес возможен лишь в том случае, если учитываются длинные технологические и кооперационные связи» (Лисин и Узяков, 2002. С. 12).


Как утверждал Ян Тинберген, «следует помнить, однако, что в отношении научных исследований и разработок время упреждения весьма велико: исследования должны планироваться за долго до того, как понадобятся их результаты» (Тинберген, 1980. С. 61). Таким образом, необходима стратегия инновационного развития, когда уровень государственных интересов в экономике развивается в балансе с социальным уровнем. Далее Я. Тинберген определяет, что новая стратегия развития должна разрабатываться с учетом пяти основных компонентов: удовлетворение потребностей (индивидуальных, коллективных,

материальных, нематериальных), искоренение нищеты (поражающей тех, кто по разным причинам менее приспособлен к участию в производстве), развитие на собственной основе («в развитии страны полностью необходимо использовать силы, творческие способности и мудрость ее граждан, а также ее собственные ресурсы, культурное и природное наследие» (Тинберген, 1980. С. 93)), осуществление общественной власти (приоритеты, устанавливаемые правительством) и пятое, сбалансирование развитие окружающей среды (укрепление собственной основы развития). Данные компоненты стратегии являются краеугольными камнями в развитии любой государственной системы. В части инновационного развития выделим компоненты стратегии, такие как образование, развитие на собственной основе и осуществление общественной власти, т.е. триединство ума, возможностей и законодательной инициативы, которые являются, по мнению автора, основными компонентами инновационности. Поэтому реализация инновационных действий происходит на основе знаний и информации, на собственной основе возможностей, которые проявляются в стремлении организовать инновационное предприятие, достигнуть успеха или вывести отрасли в лидеры рынка. Это все, естественно, происходит с поддержкой государства в рамках законодательства, правил и регламентов. Стратегия инновационного развития будет более эффективной только при диверсификации групп предприятий, рынка и потребителя, т.е. при формировании инновационного сектора экономики. Основная государственная стратегия инновационного развития — это формирование инновационного сектора экономики и поддержка его инновационных процессов, насыщая результатами данных процессов инновационную форму рынка, создавая потребность в них для потребителя таких результатов. Таким образом, задачей стратегии инновационного развития является формирование инновационного сектора экономики.

В данном направлении разрабатывалась стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия — 2020». В ней рассматриваются три варианта инновационной стратегии: «вариант инерционного импортоориентированного технологического развития, …вариант догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспособности, … вариант достижения лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях»1. Но в связи с кризисом 2008 года данную

1 См.: Инновационная Россия-2020 / Минэкономразвития. 2010, ^ 22-23. (http://www.economy.gov.ru/minec/activity/ sections/innovations/doc20101231_016).

стратегию было необходимо скорректировать и появилась «Стратегия-2020: новая модель роста — новая социальная политика». В ней мы уже просматриваем вдумчивое формирование диалектического подхода, выявление основы развития общества, взаимосвязей экономики и социальной политики, т.е. «настоящая Стратегия базируется на двух основаниях — новой модели экономического роста и новой социальной политике»2. Но этого мало, поскольку, реализовывая стратегию инновационного развития в системе политики выравнивания (по Яну Тинбергену), в т.ч. повышение производительности, необходимо сосредоточиться в инновационном секторе экономики на уровне инновационной формы рынка на трех составляющих: получение инноваций, инновационного продукта и инновационной формы услуг, — это и есть основные элементы стратегии инновационного развития. В данном случае мы создаем инновацию и инновационную технологию, формируем инновационное производство, а при помощи инновационных технологий формируем модернизированное производство. Таким образом, во-первых, разделяется квалификация и компетенция, согласно формам рынка, которые классифицируются, как инновационная, модернизированная и стандартная. Во-вторых, мы переносим конкуренцию во внутриотраслевую форму предложения инновационного продукта, т.е. мы заставляем конкурировать сами продукты (инновационные, модернизированные и стандартные) друг с другом между формами рынка. В-третьих, мы создаем предложение инновационного продукта, формируя под него последующий спрос через мультипликацию его через стандартное производство в стандартный продукт. Далее, необходима государственная система регулирования работы с инновациями и инновационным продуктом, помимо рыночных механизмов.

Стратегия инновационного развития делится на три части. Первая часть стратегии инновационного развития экономики — максимальная генерация инноваций, т.е. максимальное количество их создания посредством процесса инновационного в инновационном секторе экономики и заполнение ими уровня инновационной формы рынка, т.е. рынка инноваций.

Данная часть стратегии должна придерживаться следующих целей: эффективная социальная политика, промышленная политика и высокий уровень человеческого капитала. Остальные задачи решаются при решении вышеназванных трех, т.к. при этом, как следствие, возникает сильное государство, растет благосостояние людей, улучшается качество институциональной системы. До тех пор, пока отрасль не сформирует внутри себя необходимость и потребность внедрять инновации и работать с инновационным производством, она не сможет быть лидером, конкурентоспособной и финансово устойчивой.

Например, постоянно проводятся исследования, почему одна стратегия эффективнее другой, почему одни товары на пике продаж, а другие нет, почему одни инновации могут быть внедрены, а другие остаются неиспользованными. Ответ пытались найти «эксперты американской консультационной фирмы «Артур Д. Литтл» в рамках исследовательского проекта под названием «Прорывы». Они пришли к выводу, что истории успехов весьма специфичны. Но помимо технологической и коммерческой новизны новшества объединяло одно важное обстоятельство — создание организационных и экономических условий для их «выращивания», целенаправленное управление процессом нововведений в фирме» (Грачев, Соболевская, Кузин и Стерлин, 1991. С. 50). Поэтому необходимо выработать такую стратегию инновационного развития, чтобы она не отторгалась инновационным предприятием, его коллективом. Чтобы новые идей, предложения, инициативы, поступающие снизу, всегда вписывались в принятую стратегию инновационного развития такого предприятия.

Вторая часть стратегии инновационного развития экономики — скорость

2 См.: Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года "Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика" / Группа. 2012, с. 3. (http://www.2020strategy.ru).

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

освоения инноваций. Инновационная форма рынка, как правило, необходима для того, чтобы быстрее осваивать инновации. Знать какие задачи решать и к каким целям двигаться для достижения результатов. Например, в 1947 году был изобретен транзистор в Bell Laboratories. Все понимали, что он заменит вакуумную лампу, и изделия из него будут компактнее и легче, но никто, ничего не делал, чтобы достичь данного результата. Все в США предполагали, что данная инновация приживется на рынке только к 1970-м годам. Категорическое заблуждение! Надо было просто брать и делать, внедрять, производить. Этим воспользовался Акиа Морито президент Sony, компанию которую никто не знал за пределами Японии, поехал в США и приобрел лицензию на новый транзистор у Bell Labs за смехотворную сумму. Два года спустя Sony выпустила транзисторный приемник, который был легче аналога в пять раз и дешевле в три раза, а через три года в США рынок дешевых радиоприемников принадлежал Sony. Поэтому необходимо, чтобы каждая инновация была быстрее освоена в инновационном производстве и преобразовалась в инновационный продукт.

Третья часть стратегии инновационного развития экономики — создание привлекательного предложения для потребителя инновационного продукта. Какую ценность инновационный продукт создает для потребителя, в чем он полезен. За что потребитель платит, за товар ли или за право им обладать? Необходимо формировать предложение для потребителя, создавая потребность в инновационных продуктах.

Вывод: для реализации стратегии инновационного развития

необходима максимальная генерация инноваций, скорость освоения инноваций и создание привлекательного предложения для потребителя инновационного продукта.

Также необходимо усиливать инновационную стратегию в корпоративном плане. «В существующей системе стратегий выведение на рынок новых продуктов и услуг на основе внедрения продуктовых и технологических инноваций относится к стратегиям роста. Это означает, что в корпоративном плане стратегии инноваций не придается приоритетного значения. Данную стратегию принято отождествлять с производственно-хозяйственным, а не корпоративным менеджментом» (Трифилова, 2005. С. 71). Это необходимо для того, чтобы стратегия инновационного развития предполагала постановку общих задач и целей как для инновационного предприятия, так и для всей группы инновационных предприятий всей отрасли.

В стратегии необходимо среднее и долгосрочное планирование и контроль над выполнением результатов. Цель государственной стратегии инновационного развития — это формирование инновационного сектора экономики со всеми его инновационными процессами: 1. Формирование инновационного процесса во всех производственных, научных, образовательных структурах, т.е. получение инноваций в любом месте, на любом уровне. 2. Формирование процесса инновационного производства на всех производственных предприятиях любых отраслей, т.е. получение инновационного продукта. 3. Формирование процесса инновационного менеджмента, инновационного маркетинга и сопровождения инновационного продукта на инновационной форме рынка, т.е. получение инновационной формы услуг, таких как управление, продвижение и использование инновационного продукта.

Принцип же реализации стратегии инновационного развития один: создание благоприятных условий для решения задач стратегии инновационного развития на государственном, коммерческом и научном уровне. Это изменение структуры потребления, создание единой инновационной инфраструктуры, формирование инновационных производств.

В формировании стратегии инновационного развития необходимо изменять структуру потребления, т.е. формирование инновационного сектора экономики предполагает особую работу с инновациями, прежде всего: 1. Разделить инновации на природного происхождения: использование геотермальной, солнечной энергии,

термоядерной и энергии морских приливов, биоэнергии, геном, гравитация, время, пространство и т.д. На искусственного происхождения: двигатели и механизмы искусственно созданные и работающие при помощи искусственно созданных как приспособлений, так и источников энергии. 2. Создать единую государственную бесплатную базу для самостоятельных национальных разработок и исследований, включая национальную информационную базу инноваций. 3. Создать систему распределения и внедрения в инновационное производство инноваций с предоставлением информации о разработках, исследованиях и конечном продукте (описательная часть) правительственной комиссии по инновациям. Как следствие, создать на каждом производстве экспериментальные цеха и лаборатории за бюджетный счет в части государственной программы инновационного развития: «программа исследований создания инноваций и инновационных производств на каждом производственном инновационном предприятии».

Таким образом, в рамках стратегии инновационного развития создается единая инновационная инфраструктура, единая база исследований и разработок. В инфраструктуру будут входить: 1) все лаборатории и экспериментальные цеха на инновационных предприятиях с государственным финансированием, вошедшие в единую структуру инновационного производства; 2) все государственные и общественные институты, где произошел перевод фундаментальных исследований в область прикладных; 3) все преференции для использования инноваций на частных предприятиях. Это будет достигаться следующими действиями: во-первых,

созданием специальной комиссии для отбора инноваций и внедрением их там, с какого предприятия они пришли или на каком были произведены; во-вторых, подбором и внедрением инноваций, имеющих «повсеместный характер», как для экономики и любого инновационного производства, так и для населения, отдельных индивидуумов; в-третьих, исключением применения так называемых «нулевых» инноваций, не несущих социальную пользу.

В рамках стратегии инновационного развития, относительно инновационного продукта, необходимо больше внимания уделить его получению, т.е. формированию инновационных производств. Поскольку, если мы сосредоточимся на формировании только рынка инноваций, то рискуем не получить конечный результат в виде конечного инновационного продукта. Поскольку с ускоренными тенденциями развития экономики, обмена, заимствований, собственных разработок мы выравниванием и насыщаем уровень рынка инноваций, но не затрагиваем уровень рынка инновационного продукта, где создаются инновационные производства и осваиваются инновации. Таким образом, необходимо обеспечить практическое применение инноваций через инновационное производство, т.е. формировать инновационную форму рынка на ее втором уровне — рынок инновационного продукта (инновационное производство).

В рамках стратегии инновационного развития, относительно отрасли, ей в большей степени необходимо отталкиваться от самого рынка, его инновационной, модернизированной и стандартной форм, чтобы все многообразие хозяйственной деятельности можно было понять, спрогнозировать и воздействовать на него. Потому что инновационный сектор является поставщиком инновационных технологий для модернизированного сектора и поставщиком инновационного продукта для стандартного сектора, что является диффузией и мультипликацией, соответственно, развивая все уровни рынка. «Сегодня рынок уже не реагирует на весьма действенные в прошлом стратегии. Просто стало слишком много товаров, компаний и вообще маркетинговой шумихи» (Райс и Траут, 2001. С. 15). Стратегия инновационного развития предполагает увеличение в отраслях концентрации инноваций и инновационных продуктов. Необходимо сосредоточиться на стратегии формирования внутригосударственной инновационной формы рынка. Сосредоточить в нем инновационные предприятия, убрав границы доступа к информации по инновациям и инновационным технологиям, в части патентов, ноу -хау, свидетельств на полезные модели с государственным регулятором прав на

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

правообладательство. Убрать сертификацию, ГОСТы и регламенты, пока не появится первый инновационный экземпляр, т.е. инновация, с обязательным выкупом по себестоимости данной разработки государством, если она не востребована рынком. Необходимо дать полную амнистию всем тем, кто занимается процессом инновационным, т.е. получением инноваций. В последующих инновационных процессах, таких как — инновационное производство и инновационная форма услуг, следует применять все регламенты, ограничения и законодательные формы. В противном случае, не создав преференцию для создания инноваций, мы ее никогда не получим, т.к. заинтересованность у производителя и предложение потребителю будут отсутствовать. Тогда превращение инновации в стандартный товар массового спроса может не произойти. Возможно, такой как, например, интернет, компьютер, сотовый телефон и т.п. «Для развития производительных сил и подъема российских производств в ближайшее десятилетие необходимо, чтобы российское производство ориентировалось не на экспорт, а на обеспечение внутреннего рынка» (Нигматулин, 2009. С. 29) инновационным продуктом, если продолжить, по мнению автора. И это должно быть инновационное производство, которое использует инновации для создания такого продукта. Подведем итог: единая стратегия инновационного развития российской экономики и ее отраслей — это развитие инновационного сектора экономики, с практическим наполнением его уровней инновационной формы рынка внутри государства, т.е. формированием инноваций, инновационных продуктов и инновационной формы услуг, при повсеместном создании инновационных производств внутри государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Грачев М. В., Соболевская А. А., Кузин Д. В. и Стерлин А. Р. (1991). Капиталистическое управление: уроки 80-х / Под. ред. д. экон. н. А. А. Дынкина. М.: ЭКОНОМИКА, 127 с., с. 50.

Инновационная Россия-2020 / Минэкономразвития. 2010, c. 22-23. (http:// www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20101231_016).

Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года "Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика" / Группа, 2012, с. 3. (http://www.2020strategy.ru).

Лисин В. С. и Узяков М. Н. (2002). Отрасль в системе межотраслевых связей: возможности анализа и прогнозирования: Монография — учеб. пособие. М.: ТЕИС, 215 с., с.12.

Нигматулин Р. И. (2009). Кризис и модернизация России — тринадцать теорем. Московский Комсомолец, 28 августа, с. 29.

Райс Э. и Траут Дж. (2001). Позиционирование: битва за узнаваемость / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Питер, 256 с., с. 15.

Тинберген Я. (1980). Пересмотр международного порядка. М.: Пер. с англ. «Прогресс», с. 61, 93.

Трифилова А. А. (2005). Оценка эффективности инновационного развития предприятия. М.: Финансы и статистика, с. 71.

REFERENCES

Grachev M. V., Sobolevskay A. A., Kuzin D. V. and Sterlin A. R. (1991). Capitalist governance: Lessons 1980 / Ed. by A. A. Dynkin. M: Economics, 127 p., p. 50. (in Russian).

Innovative Russia-2020 / Ministry of Economic Development, pp. 22-23. (http:// www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20101231_016). (in

Russian).

The final report on the expert work results on the issues of social-economic strategy of Russia until 2020 "Strategy 2020: New Growth Model — a new social policy" /

Group, 2012, p. 3. (http://www.2020strategy.ru). (in Russian).

Lisin V. S. and Uzyakov M. N. (2002). Branch in the system of linkages: Opportunities for analysis and forecasting: monograph — textbook. M.: TEIS, 215 p., p. 12. (in Russian).

Nigmatulin R. I. (2009). The crisis and the modernization of Russia — thirteen theorems. Moskovsky Komsomolets, August 28, p. 29. (in Russian).

Rice E. and Trout J. (2001). Positioning: The Battle for recognition / transl. from English Y. N. Kapturevsky. St. Petersburg: Piter, 256 p., p. 15. (in Russian).

Tinbergen J. (1980). Revision of the international order. M.: "Progress", p. 61, 93. (in Russian).

Trifilova A. A. (2005). Evaluating the effectiveness of innovative development company. M.: Finance and Statistics, p. 71. (in Russian).

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №2. 2013

cyberleninka.ru

Инновационные стратегии организации и их функции

В условиях современного рынка ни одно производство не может существовать без изменений, улучшающих его состояние. Чем выше уровень конкуренции данной продукции и услуг, тем более активной должна быть инновационная стратегия предприятий, производящих эту продукцию.

В битве за покупателя любой производитель может:

  • снижать цены;
  • увеличивать ассортимент однотипной продукции;
  • увеличивать разнообразие всей продукции и услуг;
  • увеличивать разнообразие функций традиционно выпускаемой продукции;
  • повышать качество товара;
  • влиять на жизненный цикл товара.

Ориентирование на покупателяВ последнем случае предпринимаются меры по улучшению качества товара, что повышает его востребованность, но может снижать спрос, поскольку чем лучше вещь, тем дольше она служит человеку, тем реже он ее покупает. Можно пойти и по знаменитому китайскому пути тщательно выверенной халтуры, когда вещи заведомо некачественные, но зато очень дешевые.

Китайское экономическое чудо — это реализация инновационной стратегии минимизации затрат на производство товара. Это позволяет сильно снижать цену. Заниженная цена повышает спрос. Короткий жизненный цикл вещей этот спрос еще больше увеличивает. В результате дешевый некачественный товар, который служит своему владельцу крайне плохо и недолго, оказывается востребованным и конкурентоспособным по сравнению с качественным товаром, обладающим высокими потребительскими свойствами.

В том, что китайское экономическое чудо является следствием инновационной стратегии, сомнений не вызывает, ведь для его реализации необходимо было ввести новые производственные циклы, материалы и по-новому организовать весь производственный процесс.

Оценка конкурентоспособностиАнтиподом китайской стратегии является японская стратегия технического прогресса. Инновации позволили японским производителям электроники, автомобилей и бытовой техники захватить свои рыночные ниши за счет высокого качества, разнообразия функций и ассортимента.

Таким образом, стратегия инноваций в современном мире выполняет функции:

  • повышения конкурентоспособности;
  • снижения себестоимости и цены продукта;
  • создания бренда как способа удержания рыночной ниши;
  • повышения устойчивости развития предприятия.

Виды инновационных стратегий и их особенности

Инновационные стратегии оказывают существенное воздействие на судьбу предприятия.

В современных рыночных условиях они являются неотъемлемой частью общих стратегий большинства организаций. По этой причине ученые выделяют много различных видов стратегий.

Инновационные стартегии

  1. Наступательная инновационная стратегия. Сочетает в себе как высокий уровень риска, так и высокую эффективность. Выбор этой стратегии требует больших затрат на прикладные и фундаментальные исследования. Некоторые крупные фирмы тратят деньги как на содержание собственных исследовательских групп, так и на финансирование направлений работы научно-исследовательских организаций, отдельных ученых и изобретателей, а также на постоянную закупку готовых технологий.Высокий риск данной стратегии должен компенсироваться умением быстро развивать новые технологии в производстве, управлении и маркетинге. Такая стратегия может быть реализована преимущественно крупными объединениями и компаниями. Для небольших предприятий наступательная стратегия может быть доступна при условии специализации на небольшом количестве инновационных проектов.
  2. Защитная стратегия инновационного развития. Обладает низким уровнем риска при высоком техническом и технологическом потенциале, а также прочно удерживаемой рыночной нишей. Организации, придерживающиеся такой стратегии, выпускают высококачественную продукцию при стабильно низких издержках. Такие организации поддерживают устойчивое положение в маркетинге и производстве, но отстают в научно-исследовательской и инновационной работе. Это создает риски потери рыночной ниши. Разработка инновационной стратегии защитного характера направлена на снижение этого риска.
  3. Промежуточная стратегия. С ее помощью используются слабые стороны конкурирующих производителей и собственные сильные стороны в условиях отсутствия прямой конфронтации с конкурентами. Чаще всего эту стратегию выбирают небольшие предприятия, имеющие свою рыночную специализацию. Повышение конкурентоспособности определяется тем, что предприятие, используя собственные исследования, выявляет пробелы в рыночной нише своих конкурентов и заполняет ее однотипным товаром имеющим модификационные отличия. Обычно такая стратегия реализуется на рынке наукоемких товаров.
  1. Поглощающая стратегия. Отличительной чертой этой стратегии является использование новых технологий и иных инновационных достижений, разработанных другими научными или научно-производственными организациями. Выбор инновационной стратегии поглощающего характера может быть сделан производителями любого уровня. Ее вынуждены выбирать даже крупные фирмы, обладающие своими исследовательскими структурами, поскольку охватить весь спектр разработок в различных отраслях не в состоянии ни одна организация.
  2. Имитационная стратегия. Практически это вариант поглощающей стратегии, поскольку производитель в этом случае использует доступные для него разработки, выполненные в других организациях с собственными доработками. Обычно эти предприятия имеют давние традиции высокой культуры производства и устойчиво держатся в своей рыночной нише. Такие имитаторы инновационного процесса часто быстро обходят первоначальных новаторов, поскольку используют гибкую политику маневра в постоянно меняющемся рынке.
  3. Разбойничья стратегия. Название данной стратегии не связано с противоправными или этически не корректными действиями. Разбойником предприятие становится тогда, когда его инновационная стратегия направляется на реализацию принципиально новых разработок. Этот новый для рынка и общества товар обрушивает рынок старых товаров и создает большие проблемы их производителям. Ярким примером таких обрушений можно считать появление калькуляторов, вытеснивших арифмометры и счеты, мобильных телефонов, подорвавших монополию телефонов проводных, компьютеров, обрушивших рынок печатных машинок.

Этой стратегией чаще всего пользуются небольшие инновационные организации, которые до сих пор специализировались на выпуске товаров из других областей и ниш. Это организации, рискнувшие радикально изменить свое производство ради выживания и захвата новой ниши. И не их вина в том, что они нечаянно меняют мир.

Типы стратегического инновационного поведения организаций

Формирование инновационной стратегии предприятия зависит, конечно, от воли его руководства и коллектива. Однако не все так просто. Любой субъект принятия решений всегда находится в тисках объективной реальности и лимитирующих факторов. В этих рамках он и пытается принять наиболее оптимальное решение. Действия по принятию решений под давлением объективной реальности принято называть поведением организаций, а любое поведение всегда реализуется по определенным правилам. Эти правила, как оказалось, настолько универсальны для разных систем, что в основу классификации типов стратегического конкурентного инновационного поведения организаций положен биологический подход к классификации конкурентного поведения, разработанный когда-то российским ученым Л.Г. Раменским для экологических систем. Все системы самоорганизуются по сходным программам, в этом плане нет существенной разницы между стратегическим поведением елок, берез, лиственниц, ТНК, сети продуктовых магазинов и маленького кирпичного заводика.Согласно этому универсальному подходу, стратегическое поведение можно подразделить на четыре типа.

Инновационное стратегическое поведение организации

  1. Виолентное. Во всех сложных системах виоленты — это лидеры, обладающие монопольным положением. Их поведенческая стратегия направлена не на завоевание новых ниш, а на уверенное удержание ранее занятых. Это стратегия, характерная для крупных компаний, ТНК, осуществляющих массовое производство. В выборе инновационной стратегии они чаще всего ограничиваются таким видами, как защитная или промежуточная стратегия.
  2. Патиентное. Патиенты — это узко приспособленные части системы. В экономике к ним относятся предприятия, занимающие узкие ниши и часто специализирующиеся на выпуске новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками. Это они могут выбирать разбойничью стратегию и менять мир потребления и производства.
  3. Эксплерентное. Эксплеренты — это виды организмов и организации, которые выживают за счет постоянного перетекания из одних условий в другие. Такие производители часто выходят на рынок с инновационным продуктом, захватывая с его помощью часть рынка, не занятую другими организациями.
  4. Коммутантное. Это особое состояние эксплерентов, которые приспосабливаются к условиям местного рынка, протискиваясь в маленькие ниши, не занятые виолентами и патиентами. Их выигрышная стратегия — это инновационная имитация. Именно она позволяет быстро маневрировать между крупными производителями, осваивая новые услуги и продукты.

Факторы, влияющие на выбор инновационных стратегий в условиях предприятия

Инновационная стратегия предприятия — это комплекс мер и действий, направленный на развитие предприятия, увеличение дохода, стабилизации положения на рынке. Отличие от других стратегий заключается в том, что инновационная стратегия является направлением поиска нового как для производства, так и для управления организацией. Решения о выборе такой стратегии принимаются на основе учета следующих факторов:

  1. Инвестиционных возможностей предприятия.
  2. Положения данной организации на рынке.
  3. Состояния рынка в отношении новой или модифицированной продукции.
  4. Особенностей маркетинговых действий и возможностей по формированию спроса на новую продукцию.

Любые инновационные стратегии содержат определенный риск, который для одного предприятия может быть приемлемым, а для другого недопустимым. Принятие решения — это всегда поиск компромисса между приемлемым и допустимым.

vseobip.ru

Исходные условия разработки СИР-2020

Около пяти с половиной лет назад Минэкономразвития РФ была разработана и запушена стратегия программного развития российских инноваций на период до 2020 года. Документ является руководством к действию не только для федеральных органов власти, но и определяет инновационное развитие регионов и отраслей экономики нашей станы. В разделе оценки состояния и проблем развития инноваций в РФ внимание сосредоточено на последствиях мирового экономического кризиса, начавшегося в 2008 году. Акцент в анализе сделан на периоде с 2005 г. по конец 2011 г. Среди наиболее пострадавших от кризиса отраслей названы:

  • электронная промышленность;
  • космическая отрасль;
  • судостроение;
  • авиастроение.

В документе СИР-2020 практически ничего не сказано о процессе деиндустриализации экономики, начало которой было положено в 1991 году, которая продолжается по настоящий день. Бросается в глаза, что причиной инновационного отставания называется мировой кризис, при этом падение отечественной промышленности (машиностроения, легкой промышленности т.д.), отраслевой науки в ходе приватизационных процессов не получило оценки. Тем не менее, именно эти компоненты народнохозяйственной системы были и остаются фундаментом вышеназванных отраслей высокого передела.

В представленной выше диаграмме динамики одного из универсальных показателей развития промышленности проиллюстрировано, что базис для развития, в том числе наукоемких отраслей, в значительной степени утрачен. Это объективная данность.

Вместе с тем, неоднократно заявлялось, что стратегия инновационного развития России формируется исходя из позиции более высокого уровня, основанной на стратегии экономической безопасности страны. Если же взглянуть на всю совокупность вызовов, стоящих сегодня, то становится очевидным, что вопрос инновационного развития РФ шире и глубже, чем только вопрос тактической и стратегической конкуренции страны на международном рынке разделения труда. Более того, инновационное развитие России не может не рассматриваться вне контекста производственного базиса и научно-технического потенциала.

Проблема производственного потенциала никуда не девается, но она уже не может быть решена методами 30-х годов. И это нужно понимать, тем более в условиях, когда глобальное общество живет в среде совершенно иных вызовов и угроз. В констатационной части II-го раздела стратегии отмечены современные вызовы, требующие ответа инновационной направленности.

  1. Ускорение технологического развития экономики Мира.
  2. Обострение конкуренции за высококвалифицированный персонал и инвестиции инновационного назначения.
  3. Изменение климата.
  4. Старение населения.
  5. Проблемы с продовольственной безопасностью.
  6. Проблемы с системным здравоохранением.

Ключевой проблемой, стоящей на пути инновационной деятельности в России, назван низкий спрос на инновации в экономике, неэффективность его структуры в пользу импорта высокотехнологического оборудования, закупаемого за рубежом. К слову сказать, на специализированной экспозиции ИННОПРОМ-2017 «Металлообработка» доминировали представители японских, германских, австрийских компаний-производителей, что вполне естественно. Означает ли это, что рынок обрабатывающих средств производства нашей страной потерян навсегда? Не будем ли мы вынуждены с гигантскими потерями и напряжением восстанавливать наше машиностроение? Об этом стоит подумать.

Направления развития и сценарии СИР-2020

В конце прошлого раздела статьи мы сформулировали очень важные вопросы, на которые нельзя найти однозначного ответа. Потому что время сейчас совершенного другое, интеграционные процессы в мировом бизнесе иные, специализация по рыночным продуктам стран более зрелая. Нишевой потенциал машиностроения в России останется, скорее всего, как и для любой страны, которая обладает подобными исходными данными (историей, фундаментальной наукой, численностью, образовательным уровнем населения и т.д.). На том же ИННОПРОМе со стороны японских коллег прозвучали следующие цифры по вершинной форме машиностроительной техники – роботам. В 2015 году число промышленных роботов на 10 000 сотрудников, занятых в производственном секторе экономики:

  • в республике Южная Корея составило 531 единицу;
  • в Японии – 305 роботов;
  • в Китае – 49 роботов;
  • в России – 3 робота (отставание от лидера в 177 раз).

В Японии недавно отмечали 50-летие истории роботостроения, а СССР еще в конце 70-х включил в планы 11-ой пятилетки разработку и внедрение промышленных роботов, систем автоматического управления, создание полностью автоматических заводов и цехов. И эти планы выполнялись вплоть до перестройки и начала 90-х годов, то есть мы отставали от передовых стран на 10-15 лет.

Теперь же государственная программа по развитию промышленности даже и близко задач такого рода не формулирует. А стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года определяет несколько локальных направлений, в которых у страны остался потенциал конкурентоспособности и определенные перспективы.

  1. Аэрокосмические технологии.
  2. Биотехнологии, включая биотехнологии промышленных масштабов и фармацевтику.
  3. Фотоника, в том числе развитие лазерных технологий и производства светодиодов.
  4. Ядерная энергетика.
  5. Информационные технологии.
  6. Системы вооружений и военной техники.
  7. Композиционные материалы.

Действительно, концентрация усилий в направлениях, по которым имеется серьезный задел и существует высокая вероятность достичь успеха в глобальной конкуренции, – наиболее верный выбор. Это не исключает в последующем возврата к вопросу инноваций в области традиционных отраслей (машиностроение) и их интенсивный рост на новой технологической платформе. Нашей стране дается, с одной стороны, шанс использовать те немногие сильные позиции, которые еще остались от Советского задела, а с другой, воспользоваться единственным способом технологического прорыва – инновационным типом развития.

В документе СИР-2020 предполагалось, что инновационные технологии в своем развитии могут пойти по одному из тех вероятных сценариев. Первый вариант развития носит название инерционного. С учетом серьезности вызовов, которые нарастают в последние годы, такой сценарий не допустим. Однако пока правительству и специализированным государственным институтам преодолеть инерционность не удается, и инновации в России идут медленно.

Вторым вариантом развития инноваций в России рассматривался догоняющий сценарий развития. Он опирался на идею достижения стратегического успеха за счет локальных отечественных разработок и перевооружение экономики благодаря использованию преимущественно импортных технологий. Однако Запад стремится максимально ограничить доступ нашей промышленности и других отраслей к передовым разработкам из-за политического фактора.

Наконец, самым желанным, но и наиболее трудным, является сценарий достижения подлинного лидерства по основным направлениям науки и технологий. Не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы понимать: нужных предпосылок для реализации данной сценария пока нет ни по финансовому обеспечению, ни по мотивационной модели для бизнеса и науки, ни по идеологии. Естественно, предпочтительным вариантом является некий комбинированный вариант технологии развития, поиск которого идет непрерывно.

Национальная инновационная политика и НИС для целей СИР-2020

Вывод России на инновационный путь развития служит главной целью Стратегии. Достижение этой цели характеризуется набором из 11 синтетических показателей достижения ее результата, который подлежит регулярному мониторингу. Развитие инноваций рассматривается как основной и перспективный драйвер экономического роста страны. Перечень основных задач, вытекающих из цели СИР-2020, представлен далее в схематической форме.

Стратегия развития инноваций определяет инновационную политику государства, которая, в свою очередь, интегрируется во все локальные аспекты социально-экономической политики. Имеются в виду следующие виды государственной политики:

  • техническая;
  • бюджетная;
  • налоговая;
  • в сфере борьбы с коррупцией;
  • в области конкуренции;
  • в сфере госзакупок;
  • в области внешней политики и внешнеэкономической деятельности;
  • региональная и отраслевая политики.

Сегодня очевидно, что многие планы СИР-2020 оказались не выполнены, поэтому очень сложно говорить об этапах Стратегии. Тем не менее, ряд запланированных, развивающих инновационную систему мероприятий реализован, а некоторые индикаторы достигнуты. Об этом мы порассуждаем в отдельном разделе статьи.

Как отмечено выше, особую роль в реализации стратегии играет национальная инновационная политика, основанная на воспроизводстве на новом уровне НИС (национальной инновационной системы). Тем не менее, модель получилась достаточно громоздкая и, судя по всему, не совсем работоспособная. Координаторов и контролеров масса, координационные функции, хотя и расписаны подробно, но ясности понимания того, как конкретно будут поддерживаться технологические платформы (ТП), при прочтении документа не возникает.

Тому же ИЦ «Сколково» придана функция интеграции НИС России в международную инновационную среду, что по факту не произошло. Помимо Минэкономразвития, Минпромторга, Минобрнауки координаторами деятельности ТП назван еще целый ряд министерств и ведомств. Но давайте откровенно: что такое координация? Это безответственное околоуправленческое действие. В отсутствии единого уполномоченного и ответственного органа за реализацию всей стратегии и при множественности координаторов ни о какой эффективности проекта развития инноваций речи вести нельзя. Тем не менее, основные направления инновационной политики в целом в СИР-2020 прописаны достаточно глубоко и взвешенно.

Проблемы реализации стратегии развития инноваций

Наверное, можно согласиться с тезисом, что 5,5 лет тому назад Россия была в каком-то смысле другой страной, которая шла прямой дорогой в фарватере предписанной роли сырьевого придатка Запада. Цены на нефть и лицемерное расположение элит Европы и США создавали иллюзию, что инновационный реванш вполне возможен в рамках либерально-демократической парадигмы развития нашего общества. Сейчас мы все ближе и ближе подходим к отрезвлению национального самосознания. Предпосылки для восстановления экономического потенциала на инновационной платформе очень постепенно, но формируются. А черты нового типа производственных отношений начинают проступать в ткани весьма непростой внешнеполитической и внутриэкономической ситуации.

В 2014 году стало очевидно, что первый этап реализации СИР-2020 во многом не достиг намеченного. Вице-премьер Дворкович А. признал, что инновационная Россия пробуксовывает в своем развитии. Оценка проводилась еще без учета 2014 года, когда возникли известные события с вхождением Крыма в состав России и операции АТО на Донбассе. По заявлению Правительства, инфраструктурные преобразования были выполнены успешно, удельный вес затрат на технологические инновации опередил план (2,2% против 1,95% по плану). Доля инновационных продуктов в общем объеме отгрузки составила в 2013 г. 8,9% против запланированных 7,2%. Но в целом достижения основной массы целевых стратегических индикаторов не произошло (см. диаграмму ниже).

К концу 2016 года наметился ряд позитивных тенденций, позиции России в международных рейтингах инновационной активности стали улучшаться (на 3-5 позиций в индексах GII и GCI, см. диаграмму ниже), изменился тренд динамики показателей на контрольной панели управления. За два последних года улучшилось 12 и ухудшилось 5 показателей из 41-го. Тем не менее, ряд проблем сохранил хронический характер. Современные проблемы инновационного развития России весьма трудно выстроить в единую одноранговую линейку корневых противоречий.

Ключевое текущее затруднение ответственные координаторы развития инноваций в нашей стране (МЭР, ОП, РВК) усматривают в низком уровне включенности крупных компаний в инновационный процесс. Инновационная повестка не входит в режим регулярного стратегического управления ведущих компаний страны. Механизмы ценообразования, особенно в государственных закупках (Гособоронзаказ), не позволяют закладывать экономически обоснованную инновационную составляющую развития продукта. Существующая система отраслевых стандартов и действующая политика финансовой поддержки инноваций, в том числе за счет моделей налогообложения, не выдерживают критики.

Текущие проблемы, связанные с реализацией СИР-2020, достаточно подробно описаны в Национальном докладе об инновациях в России 2016. Очень рекомендую вам ознакомиться с этим документом, тем более что он есть в открытом доступе. Ясная и глубокая позиция, выверенная аргументация, наглядное представление и четкие выводы присутствуют в данном докладе. Разработчики доклада выделяют пять групп признаков современной отсталости России в инновационной сфере.

  1. Наблюдается низкий уровень возврата на инвестиции в НИОКР.
  2. Фундаментальные уровни НИС демонстрируют слабость своей позиции.
  3. Бизнес не воспринимает в должной мере технологии как фактор конкурентоспособности.
  4. Таланты продолжают уезжать («утечка мозгов»).
  5. Бизнес-проекты, выращенные венчурным бизнесом, не видят путей развития внутри страны и покидают ее.

Стратегия, предусматривающая развитие инноваций до 2020 года, в настоящее время подвергается процедуре корректировки и актуализации в направлении ее гармонизации с развивающейся панелью управления инновациями. Идея панели управления со структурированным представлением КПЭ не представляет собой какого-то откровения, практика такого мониторинга широко применяется в мире. И политическая, и социально-экономическая ситуация значительно изменились к 2017 году, поэтому СИР-2020 требует обновления, в том числе по составу показателей, по их целевым значениям и по уровню фокусировки на зонах ответственности. Вероятно, наряду со Стратегией НТР РФ до 2035 года, мы увидим в ближайшем будущем и новую редакцию СИР-2020, которая в большей степени будет представлять собой управленческий, а не декларативный императив.

projectimo.ru


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.