129 фз о государственной регистрации


Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

С 1 января 2016 г. вступают в силу многочисленные поправки в Федеральный закон от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту — Закон №129-ФЗ). Целью внесенных изменений является обеспечение достоверности данных Единого государственного реестра юридических лиц (далее по тексту — ЕГРЮЛ). Проанализируем практические аспекты обновленного Закона №129-ФЗ.

Большая часть внесенных поправок, о которых пойдет речь в настоящей статье, внесена в Закон №129-ФЗ Федеральными законами от 30.03.2015 г. №67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту — Закон №67-ФЗ), от 29.06.2015 г. №209-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов» (далее по тексту — Закон №209-ФЗ) и от 13.07.2015 г. №237-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее по тексту — Закон №237-ФЗ).Прокомментируем основные изменения по порядку.


Содержание государственных реестров

В редакции Закона №129-ФЗ, действовавшей до 13.07.2015 г., в ЕГРЮЛ вносились данные только об адресе юридического лица. Обновленной редакцией Закона №129-ФЗ уточнено, что теперь будут вноситься сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения такого юридического лица.

В чем отличия этих терминов? Обратимся к нормам гражданского законодательства:

 1) Место нахождения организации (п. 2 ст. 54 ГК РФ) — определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования), отражается в уставе юридического лица. Например, г. Москва.

2) Адрес юридического лица (п. 3 ст. 54 ГК РФ) — указывается в ЕГРЮЛ в пределах места нахождения юридического лица.Например, 125047, г. Москва, Оружейный переулок, д.19

На практике возможны ситуации, когда организация меняет адрес внутри одного города (населенного пункта). В этом случае потребуется внесение изменений в ЕГРЮЛ в части нового адреса организации. При этом в устав юридического лица можно не вносить изменения (Письмо ФНС РФ от 31.01.2014 г. №СА-4-14/1645@).


Если же организация принимает решение о смене своего места нахождения (например, переезжает из г.Москвы в г.Магадан), то она обязана представить в налоговую инспекцию заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ, а также решение о смене места нахождения.

Функции нотариусов при государственной регистрации

Нововведением является предоставленная возможность электронного документооборота с налоговыми органами. Так, в Законе №129-ФЗ прописана возможность подачи документов в регистрирующий орган через нотариуса в электронном виде, подписанных электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг (п. 1 ст.9 Закона №129-ФЗ). Таким образом, нотариус может предоставить возможность заявителю избежать «живого» общения с налоговыми органами. На сегодняшний день вид таких электронных документов уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти не установлен.

Проверка достоверности сведений

Несмотря на то, что на налоговые органы возлагается ответственность за регистрацию недостоверных сведений, подаваемых организацией для включения или ранее включенных в ЕГРЮЛ, налогоплательщик по-прежнему должен иметь обоснование выбора контрагента и проявлять должную осмотрительность.


Арбитражная практика последних лет свидетельствует о том, налоговая выгода может быть признана необоснованной при доказанности отсутствия реальности операций, либо осведомленности налогоплательщика об указании контрагентом недостоверных сведений или о подложности представленных документов (Постановление АС Уральского округа от 26.11.2015 г. №А47-2837/2014).

Так, в указанном деле налоговые органы, доказывая нереальность осуществленных налогоплательщиком операций, установили, что деятельность контрагента носила номинальный характер, по адресу регистрации данное общество с момента его государственной регистрации до момента исключения из ЕГРЮЛ не находилось, при этом финансовых, трудовых, технических ресурсов, имущества, транспортных средств, необходимых для выполнения принятых на себя обязательств не имелось.

Начиная с 1 января 2016 г., налоговые органы будут проверять достоверность сведений юридических лиц еще на стадии принятия решения о государственной регистрации. Такая проверка проводится налоговым органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности (в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц).

В п.4.2 ст.9 Закона №129-ФЗ приведен закрытый перечень проверочных мероприятий, включающих в себя:

-изучение документов и сведений, которые имеются в базе налоговых органов, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;


-получение необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

Заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ по специальной форме, которая будет утверждена уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п.6 ст.9 Закона №129-ФЗ).

При этом обоснованность требований заинтересованного лица должны проверить налоговые органы.

-получение справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

-проведение осмотра объектов недвижимости;

-привлечение специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Основания, условия и способы проведения изложенных мероприятий установит уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (п.4.3 ст.9 Закона №129-ФЗ).

В случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, государственная регистрация не может быть осуществлена (п.4.4 ст.9 Закона №129-ФЗ).

В случае сомнений по поводу достоверности представленных сведений, налоговый орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, но не более чем на один месяц.


В этом случае в адрес юридического лица направляется решение налогового органа о приостановлении государственной регистрации, в котором указываются основания приостановления и срок, в течение которого заявителю необходимо представить документы и пояснения. Такой срок не может быть меньше пяти рабочих дней (п.4.4 ст.9 Закона №129-ФЗ).

Решение о государственной регистрации

Первая новация связана с возможностью электронного документооборота с нотариусами. Документы, подтверждающие факт внесения записи в ЕГРЮЛ или факт отказа в государственной регистрации, направляются налоговым органом нотариусу в форме электронных документов.

И уже нотариус выдает документы заявителю на основании удостоверения равнозначности документов на бумажных носителях электронным документам или в форме электронных документов (п.3 ст.11 Закона №129-ФЗ).

Вторая новелла связана с возможностью регистрирующего органа вносить так называемые «черные метки» — запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ.

В каких случаях и в каком порядке налоговыми органами вносятся подобные записи?

Запись о недостоверности содержащихся сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ вносится:

1) на основании заявления физического лица о недостоверности сведений о нем по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п.5 ст.11 Закона №129-ФЗ);


2) на основании проведенных налоговым органом проверочных мероприятий, если по их результатам установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице.

Такая запись вносится, если установлена недостоверность в отношении:

-адреса юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (пп.«в» п.1 ст.5 Закона №129-ФЗ);

-сведений об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью — сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования (пп.«д» п.1 ст.5 Закона №129-ФЗ);

-фамилии, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии (пп.«л» п.1 ст.5 Закона №129-ФЗ).

Алгоритм действий регистрирующего органа при обнаружении недостоверных сведений в ЕГРЮЛ заключается в следующем:


1) юридическому лицу направляется уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений;

2) по истечении тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности сведений регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

«Черная метка» проставляется в случае игнорирования юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.

Таким образом, установлена возможность внесения записи о недостоверности сведений о юридическом лице самим регистрирующим органом без заявлений юридического лица и вынесения судебных актов (Письмо ФНС РФ от 27.03.2015 г. №СА-4-14/5039@). На практике это означает, что если добросовестный налогоплательщик по тем или иным причинам пропустит данный срок, то в ЕГРЮЛ будет внесена запись о недостоверности сведений. Наличие «черной метки», безусловно, осложнит жизнь такому юридическому лицу, поскольку в перечне документов для предоставления контрагенту с целью заключения договора содержится выписка из ЕГРЮЛ.

Процедура смены места нахождения юридического лица

C 1 января 2016 г. изменяется процедура смены места нахождения юридического лица. Пошаговый алгоритм такой процедуры изложен в п.6 ст.17 Закона №129-ФЗ. К заявлению о внесении в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, должно быть приложено данное решение.


1 шаг. В регистрирующий орган по прежнему месту регистрации в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются заявление и соответствующие документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем 50% голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.

Регистрирующий орган («старая» налоговая инспекция) вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ и направляет пакет документов по данному юридическому лицу в регистрирующий орган, находящийся по новому адресу.

2 шаг. По истечении двадцати дней с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, в регистрирующий орган по новому месту нахождению юридического лица, предоставляется соответствующий пакет документов, подтверждающий нахождение организации по новому адресу (например, договор аренды).

С этого периода налоговой инспекцией по новому месту нахождения юридического лица проводится процедура проверки достоверности сведений. Алгоритм действий регистрирующего органа при обнаружении недостоверных сведений изложен выше (при наличии сомнений регистрация может быть приостановлена на срок не более одного месяца).


По истечению указанных сроков государственная регистрация изменения места нахождения юридического лица осуществляется регистрирующим органом по новому месту нахождения юридического лица (п.1 ст.18 Закона №129-ФЗ).

Вводя новые усложненные правила, законодатель сделал исключения для изменения места нахождения юридического лица по домашнему адресу. В прежнем порядке (в недельный срок) регистрируются изменения места нахождения юридического лица, если новым адресом юридического лица будет являться адрес места жительства участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем 50% голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, либо адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Отказ в государственной регистрации

Следует отметить, что на сегодняшний день существует немало судебных баталий по поводу неправомерного отказа налоговых органов в регистрации юридического лица. Практика подобных споров обобщена в Письме ФНС РФ от 01.07.2015 г. №СА-4-14/11453.

Статьей 23 Закона №129-ФЗ приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации. А с 1 января 2016 г. появились новые основания для отказа в государственной регистрации юридического лица.
ежде всего, внесенные дополнения — основания для отказа в регистрации касаются лиц (учредителей (участников) юридического лица либо лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица), задействованных ранее в деятельности юридических лиц, нарушивших законодательство. Такие ограничения применяются, если на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с даты исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.

Так, пп.«ф» п.1 ст.23 Закона №129-ФЗ установлены новые основания для отказа в государственной регистрации юридического лица. Отказ будет применяться в отношении лиц, владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица не менее чем 50 % голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью либо имевших право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, если:

— юридическое лицо на момент его исключения из ЕГРЮЛ имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы РФ либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица;

-юридическое лицо имеет в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений о юридическом лице;

-имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица.

Еще одним основанием для отказа в регистрации юридического лица является несоблюдения установленного законодательством РФ порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных Законом №129-ФЗ в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации (пп.«х» п.1 ст.23 Закона №129-ФЗ).

Решение об отказе в государственной регистрации принимается в срок, предусмотренный для государственной регистрации, т.е. в течение трех дней (п. 3 ст. 23 Закона № 129-ФЗ). Напомним, что ранее такое решение принималось в течение пяти дней.

Ужесточение ответственности за представление недостоверных сведений

Принятие поправок вызвало необходимость ужесточения административной и уголовной ответственности учредителей (участников) юридических лиц.

Усиление административной ответственности

Так, п.4 ст.14.25 КоАП РФ (в редакции Закона №67-ФЗ) предусматривает штраф на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе.

Для повторного деяния предусмотрена дисквалификация должностных лиц на срок от одного года до трех лет (п.5 ст.14.25 КоАП РФ). Данная норма действует с 31.03.2015 г.

Изменение уголовной ответственности. Понятие «подставного лица»

Законом №67-ФЗ изменена уголовная ответственность за регистрацию юридических лиц через подставных лиц. Само понятие «подставное лицо» также претерпело изменение.

Под подставными лицами понимаются лица, которые являются учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица и путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в ЕГРЮЛ, а также лица, которые являются органами управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом (ст.173.1 УК РФ).

Расширив понятие «подставных лиц», законодатель не определил четкие критерии, по которым будет определяться наличие либо отсутствие цели управления юридическим лицом.

Уголовно наказуемым преступлением считается образование (создание, реорганизация) юридического лица и внесение изменений в ЕГРЮЛ через подставных лиц, которое карается штрафом  в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок (п.1 ст.173.1 УК РФ).

Усиливается ответственность за незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица. Так, предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдача доверенности, если эти действия совершены для внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице наказываются штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет (п.1 ст.173.2 УК РФ).

А приобретение документа, удостоверяющего личность, или использование персональных данных, полученных незаконным путем для регистрации юридического лица наказываются штрафом в размере от трехсот до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок (п.2 ст.173.2 УК РФ).

Данная норма также действует с 31.03.2015 г.

Таким образом, предоставление и приобретение документов с целью регистрации юридического лица через подставное лицо в любом случае будет считаться преступлением, за которое предусмотрены реальные сроки лишения свободы.

Но это пока на бумаге. Насколько помогут усиленные меры в пресечении создания фирм-однодневок, покажет время.

Статья актуальна на 17.12.15

www.audit-it.ru

Положения общего характера, изложенные в первой главе

Правила ликвидации бизнеса по законуИзданные высшими инстанциями разрешения и права являются юридической подоплекой для легального функционирования юридических лиц. Проблемы и вопросы юридического и финансового характера, затрагивающие деятельность частного бизнеса, решаются через специальные инстанции и регулируются согласно нормам, которые предписывает закон об ИП.

Собственник юридического лица не имеет законного права принимать значимые решения без одобрения государства. Если же подобное происходит, такое деяние считается преступным. Федеральным уставом сопровождается решение многих вопросов. К таким вопросам относят:

  • основание предприятия (фирмы, компании и т.д.);
  • ликвидацию частного бизнеса;
  • изменение структуры и устава;
  • внесение значимых корректировок в учредительный устав.

Особенности изменения Устава предприятия по законуПроцесс регистрации актов о предпринимательстве осуществляется на основании Гражданского кодекса РФ, данного Федерального закона и всех установленных норм, которые четко обозначены в нем. Согласно этим нормативным документам определяется право физического лица на приобретение или ликвидацию статуса индивидуального предпринимателя. Также настоящий закон определяет возможность прекращения действия определенного юридического лица и возможность реорганизации или изменения внутреннего порядка предприятия.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, действует на основании конституционных правовых и нормативных актов. Данная инстанция является уполномоченным представителем Правительства РФ по вопросам частной предпринимательской деятельности.

Физическое лицо при регистрации юридического лица обязательно вносит пошлину. Характер и размер налога определяются уполномоченными лицами согласно нормам, описанным в ст. 3 настоящего Федерального закона. Налогообложение — один из основополагающих моментов легальной деятельности и функционирования бизнеса.

Содержание и ведение государственных реестров

Содержание и ведение государственных реестровНа федеративном уровне содержатся многие информационные ресурсы. Одним из таких ресурсов является регистрационный реестр данных. Данные о создании, ликвидации юридического лица должны в обязательном порядке заноситься в реестр. Принципы содержания и правила ведения государственных реестров подробно изложены во второй главе данного закона.

При ведении документации подобного рода крайне важно соблюдать единство форм, принципов и методов. Это гарантирует отсутствие несовпадений во всех сферах бизнеса. Отчет перед государством должен быть прозрачным.

Информация об истории функционирования частного бизнеса хранится как в бумажном виде, так и на электронных носителях. На сегодняшний день в приоритете электронный вариант хранения информации. Если случается несоответствие между данными реестра и документацией, то в приоритете всегда документы юридического лица. Этот предотвращает развитие коррупционных процессов и в то же время защищает легальные предприятия.

Информация, хранящаяся в государственном реестре, должна содержать следующие сведения:

Занесение данных о предприятии в реестр

  1. Название предприятия. Название может быть полным или сокращенным. Данные указываются на русском языке. Однако если название прописано на иностранном языке, то в реестр оно заносится также на нем.
  2. Форма правовой организации.
  3. Адрес нахождения юридического лица.
  4. Информация о создании, реорганизации, изменении статута и т.д.
  5. Данные о физических лицах, которыми было учреждено конкретно юридическое лицо.
  6. Заверенные копии документов о легальности ведения бизнеса.
  7. Дата всех внесенных изменений в форму, статут, характер функционирования юридического лица.
  8. Дата и причина ликвидации фирмы или любого другого предприятия, о котором идет речь.

Кроме всего вышеперечисленного, в государственном реестре должна храниться информация о частном предпринимателе. Закон для ИП гласит, что физическое лицо обязано сообщить дату и место своего рождения. В базу данных заносятся сведения о гражданстве, причинах открытия частного предприятия. Также потребуется информация о наличии образования и прохождении специальной подготовки индивидуальных предпринимателей с учетом формы и вида бизнеса.

С чего нужно начинать регистрацию частного бизнеса?

Этапы регистрации ИПДля того чтобы учредить собственное дело, потенциальный заявитель должен подать полный пакет документов в регистрирующий орган. Работники инстанции рассматривают и оформляют заявку. Как правило, срок обработки данных и принятия решения о целесообразности юридического лица длится не больше 5 рабочих дней. Если есть особые обстоятельства, этот срок может продлиться.

Закон об индивидуальных предпринимателях сообщает, что регистрация юридического лица оформляется по месту жительства физического лица, которое осуществляет данную регистрацию. Пакет документов может высылаться как почтой, так и в электронном формате. Если документы высылаются онлайн, то письмо должно содержать подпись.

Предъявлять документы в порядке личного приема может сам заявитель либо его официальный представитель. При этом уполномоченное лицо предъявляет свидетельство о возможности сотрудничества с ним, заверенное нотариально и не вызывающее никаких вопросов с законной точки зрения.

Уполномоченный Правительства РФ дал разрешение на предоставление пакета документов через нотариуса.

Данное физическое лицо является полноправным представителем своего клиента и может отвечать за конфиденциальность и правомерность информации.

Консультация с юристом по регистрации ИПГосударственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется строго по предъявлению всех необходимых документов. Если заявка подается от уполномоченной особы либо от лица нотариуса, то во всех документах должна присутствовать подпись заявителя. Кроме того, при отсутствии самого заявителя его подпись должна сопровождаться нотариальным подтверждением.

Согласно Федеральному закону, регистрирующий орган обязуется хранить и оберегать предоставленную заявителем информацию по всем нормам, обозначенным в конституционных законах РФ. Отклонение от соблюдения правовых норм любой из сторон влечет за собой уголовную ответственность или штраф.

Если индивидуальный предприниматель принимает решение о реорганизации юридического лица, то в течение 3 дней он должен представить регистрирующему органу документы о данной процедуре. Кроме того, к пакету документов должен прилагаться план с подробной информацией о полном проекте реорганизации структуры и ее особенностях.

Как происходит ликвидация юридического лица?

Оформление документов для ликвидации предприятияПринятие решения о ликвидации происходит не всегда от имени индивидуального предприятия. Иногда собственность ликвидируется вследствие незаконных действий или некомпетентности. В любом из вариантов документы о процедуре ликвидации должны быть предоставлены в уполномоченные инстанции по месту регистрации юридического лица в течение 3 дней с момента принятия решения и фиксирования этого в материалах дела.

В реестр учредительного органа заносится информация о том, что началась ликвидация конкретного юридического лица. С этого момента запрещается вносить какие-либо поправки и изменения в устав и форму деятельности предприятия. Индивидуальный предприниматель сообщает о том, что была сформирована комиссия по ликвидации и назначен соответствующий ликвидатор юридического лица.

Обязательным условием является составление ликвидационного баланса и предоставление его уполномоченным органам. Кроме того, если юридическое лицо замешано в судебных разбирательствах или на него написаны иски, то ликвидации откладывается на неопределенный срок до полного решения подобных вопросов.

Для ликвидации предоставляется пакет документов. Они заверяются нотариально, и на них в обязательном порядке должна присутствовать подпись индивидуального предпринимателя, которому принадлежит настоящее юридическое лицо.

Когда заявителю отказывают в государственной регистрации?

В современной юриспруденции выделяют ряд случаев, когда в государственной регистрации индивидуального предпринимателя могут отказать. Данная процедура подчиняется Федеральному закону РФ и действует на основании всех правовых и нормативных актов.

Физическому лицу отказывают в регистрации, если документы представляются в уполномоченные органы в неполном объеме. Форм, предусмотренных Федеральным законом, оказывается недостаточно. Регистрирующему органу нужна дополнительная информация о человеке. Если такие данные не подаются, то регистрация невозможна.

Кроме того, в регистрации отказывают, если документы подают в несоответствующие для этих целей органы и инстанции. Большую роль играет правильность нотариального заверения. Если оно неверно, то документы отправляют на доработку или замену.

На успешность регистрации влияет соответствие наименования юридического лица нормам, обозначенным в соответствующем Федеральном законе. В составе заявленного на регистрацию общества с ограниченной ответственностью должны находиться участники, представляющие его интерес. Если все участники либо единственное физическое лицо покидают общество, то регистрацию провести невозможно.

vseobip.ru

Общие положения

Федеральный Закон 129 о регистрации юр. лиц и ИП был принят 13 июля 2001 года, а одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года. Последние изменения в нем были произведены 30 октября 2017 года. В этом законе 9 глав и 27 статей. Помимо этого в 201 вносились корректировки в ФЗ 220. Подробнее об этом тут:

Краткое содержание закона 129:

  • В первой главе описываются общие положения закона 129. Денежная сумма за государственную пошлину, какие органы имеют право проводить регистрацию, правоотношения сторон и т. д.;
  • Во второй главе прописана информация о государственных реестрах. Их принцип, условия и требования содержания и составления;
  • В г. номер три описаны способы и порядок регистрации лиц. В течение каких сроков это происходит, какие необходимы документы, особенности регистрации и т. д.;
  • В четвертой пишется о том, как должна проходить регистрация создаваемого юридического лица. Правила, условия, требования, нюансы. (О государственной регистрации ИП читайте здесь:);
  • В пятой вся информация о реорганизации, включая список и количество документов для этого, по какому порядку происходит процедура и т. д.;
  • В г. номер шесть пишется о внесении любых изменений в единый государственный реестр. Порядок при внесении изменений, необходимые документы, куда обращаться;
  • Седьмая г. делится на 2 части. В первой оформлена информация о ликвидации юридических лиц, по какому порядку это происходит и в каких случаях возможна. Во второй части оформлена информация о регистрации предпринимателей, порядок, система, способы и в каких случаях возможна;
  • Восьмая глава также делится на 2 части. В первой оформлена информация об отказах на регистрацию и какую ответственность несет лицо регистрирующее и регистрирующееся. Во второй части описано как обжаловать решение о регистрации, форма жалобы, порядок процесса, кем рассматривается и сроки рассмотрения;
  • В заключительной, девятой главе оформлена информация о всех дополнительных положениях, условиях и требованиях закона.

Федеральный Закон 129 принят с целью рассмотреть все вопросы и оформить нюансы регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также помогает гражданам правильно выполнить регистрацию, внести информацию в единый государственный реестр.

Об последних изменениях в ФЗ №416 узнайте по ссылке:

Последние поправки

Последние поправки в ФЗ о государственной регистрации юридических лиц были внесены 30 октября 2017 года. Согласно этой поправке, произошли изменения в списке документов, подаваемых для регистрации, изменения в способах решения органов о государственной регистрации лица, изменился порядок регистрации при реорганизации, ответственность лиц при отказе, форма жалобы и случаи отмены жалобы.

После принятия закона о регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в нем произошло множество изменений, было внесено множество поправок.

Согласно редакции от 23 июня 2006 года, в 5 статье содержится информация о данных, которые вносятся в единый государственный реестр:

  • Полное название фирмы или организации на русском языке и если в учредительных документах название на иностранном языке, то оно тоже вписывается;
  • Правовая форма и форма организации;
  • Адрес местонахождения;
  • Каким образом юридическое лицо появилось, создание или реорганизация;
  • Информация и данные об учредителях и участниках общества, организации и т. д.;
  • Учредительный документ в оригинале или его копия, заверенная у нотариуса;
  • Информация о правопреемстве;
  • Способы ликвидации и прекращения;
  • Уставной капитал, все внесенные денежные суммы и описание примерных трат;
  • Информация о лицах, имеющих право свободно действовать от лица руководителя;
  • Информация о лицензиях;
  • Все идентификационные, регистрационные и другие номера и коды;
  • Дата и информация о страховании.

При регистрации индивидуального предпринимателя вносится еще и личная информация лица.

Много изменений было внесено и в статью 9. В ней оформлен порядок, по которому предоставляются бумаги для регистрации. С изменениями теперь лица могут подавать документы для регистрации при помощи почты и через представителей. Форма и список предоставляемых бумаг регулируется Правительством Российской Федерации. Все бумаги обязательно заверяются нотариусом и при переходе доли или части капитала, заявителем является нотариус, заверявший сделку. Органы обязательно должны выдать заявителю расписку о том, что получили соответствующие документы и обязаны вести учет и держать их в сохранности. Органы имеют право требовать дополнительные виды бумаг при необходимости, но несут ответственность за это.

В 11 ст. описывается и оформлено решение, принимаемое органом о регистрации лица. После принятия решения и внесения информации в единый реестр, органы обязаны выслать заявителю форму, установленную Правительством РФ. В этой форме прописывается информация о согласии или отказе в регистрации, она передается лицу по почте или через многофункциональный центр.

В 12 описан и оформлен список документов и порядок их предоставления при регистрации создаваемого юридического лица. Для того чтобы получить право юридического лица, человек обязан предоставить в соответствующие органы заявление, написанное по специальной форме, созданной и утвержденной Правительством РФ. Также приносится устав или другие учредительные документы организации, фирмы или компании. Обязательно предоставить квитанцию об уплате государственной пошлины.

Для того чтобы внести какие-либо изменения в информацию о юридическом лице в едином реестре или при изменениях устава других учредительных документов, нужно принести определенные бумаги. Список документов указан в 17 ст. Любые изменения в зарегистрированной информации происходят при помощи заявления по специальной форме. Несколько экземпляров учредительных документов или устава, со списком изменений и с новыми редакциями, бумага с оплатой госпошлины, документы из банка России.

В статье номер 21 оформлен список документов для ликвидации юридического лица:

  • Квитанция об оплате госпошлины;
  • Заявление с несколькими копиями;
  • Выписка из Пенсионного фонда Российской Федерации;
  • Информация о настоящем ликвидационном балансе;
  • Если ликвидация происходит по решению арбитражного суда, то нужен соответствующий документ.

По последним изменениям статьи 22, сотрудники не исключают лицо из реестра сразу, так как оно имеет право на обжалование или время, чтобы передумать.

В 23 статье пишется о причинах и способах отказа в государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя. Отказ происходит при предоставлении заявителем неполного пакета документов или ненадлежащих бумаг или при несоблюдении форм официальных документов. Отказ также происходит при подписях ненадлежащих лиц, сведениях о некачественном исполнении требований Федеральных Законов или невыполнении их вообще, получении органом свидетельских показаний против юридических лиц, получении от судебных органов постановлений о запрете создания юридического лица или индивидуального предпринимателя, уведомлениях от кредиторов. Уведомление об отказе пересылается заявителю в течение одного рабочего дня после подачи документов.

lawlinks.ru

Принципы ведения государственного реестра

Все данные, которые касаются организаций, вносятся, согласно ФЗ о регистрации юр. лиц, в соответствующие госреестры. Кроме того, фиксируются такие данные, как местонахождение юр. лица, личность его учредителей и директора, размер уставного капитала и распределение его между учредителями и так далее. Госреестры ведутся в бумажном и электронном виде, причем если в электронной и физической версии реестра есть расхождения, то более точными считаются сведения из бумажного носителя.

ФЗ о государственной регистрации юридических лиц указывает на то, что информация, которая хранится в госреестрах, является общедоступной (кроме данных с ограниченным доступом). Примером закрытых данных может служить информация из паспорта учредителей и директора юр. лица (какой госорган его выдал и когда).

Данные из госреестра могут быть предоставлены в форме выписки, копии документа, который целиком содержится в реестре или в виде справки о том, что запрашиваемая информация отсутствует. Порядок предоставления данных из госреестра и форму таких документов утверждает орган исполнительной власти, определенный Правительством.

ФЗ о государственной регистрации юридических лиц указывает на то, что информация

Кроме того, в тексте статьи седьмой закона о регистрации юридических лиц указано, что любая информация из госреестров на бумажных носителях предоставляется на платной основе, за исключением случаев, прописанных в других законах. В то же время электронную версию реестра можно просматривать бесплатно. Размер оплаты за выдачу тех или иных документов определяет Правительство.

Порядок регистрации юридических лиц

Начиная со статьи восьмой в законе  129 ФЗ О государственной регистрации юридических лиц прописываются правила, определяющие внесение сведений о компаниях в госреестр. Регистрировать юр. лиц имеет право соответствующий исполнительный орган (на сегодняшний день Федеральная Налоговая Служба). Территориально организации должны обращаться в управления ФНС по адресу, на который планируется зарегистрировать фирму.

Сами регистрационные действия, согласно нормам закона о гос. регистрации юридических лиц, не должны занимать более пяти рабочих дней с того момента, как полный пакет документов принят сотрудниками ФНС.

Для внесения информации о новом юр. лице или регистрации изменений, необходимо подготовить соответствующий пакет документов. Подача документов может осуществляться представителем организации лично, почтовым письмом с уведомлением и описью вложения,а также с помощью электронных средств связи при наличии соответствующих электронных подписей. От лица организации документы может подать один из учредителей, директор или другое лицо, имеющее доверенность на осуществление подобных действий от лица компании.

Начиная со статьи восьмой в законе № 129-ФЗ"О государственной регистрации юридических лиц"

Проверив правильность оформления и полноту пакета документов, сотрудник ФНС обязан выдать представителю фирмы расписку о получении документов. В ней он должен указать дату получения и точный перечень полученных документов. Фактически датой регистрации нового юр. лица является дата внесения данных о нем в государственный реестр.

ФЗ о государственной регистрации юридических лиц содержит указание на то, что после внесения данных о юр. лице в реестр, налоговый орган должен выдать представителю компании соответствующий документ. Форму и порядок предоставления такого документа устанавливает Правительство.

На сегодняшний день организациям, прошедшим регистрацию, выдается свидетельство, выписка из госреестра и лист о внесении записи в ЕГРЮЛ.

Внесение изменений в данные о юр. лице, содержащиеся в реестре

Федеральный закон о регистрации юридических лиц прописывает ситуации, когда юридические лица обязаны уведомлять регистрирующий орган о тех или иных изменениях. В частности, речь идет :

  • о смене местонахождения;
  • о смене директора;
  • о внесении изменений в устав;
  • о смене видов экономической деятельности;
  • о смене состава учредителей;
  • о внесении изменений в размеры или структуру уставного капитала и т.п.

При этом, в регистрирующие органы представителем организации подается соответствующая форма, где и указывается, что конкретно необходимо изменить. После подачи соответствующего пакета документов, в течение пяти рабочих дней принимается решение о внесении изменений в реестр, и делаются сами записи.

Когда речь идет о смене адреса юр. лица, то территориальный орган ФНС, где организация была зарегистрирована ранее, вносит в реестр изменения и самостоятельно передает данные в регистрационный орган по новому месту регистрации.

По итогу внесения новых записей в госреестр ФНС уведомляет об этом организацию в письменном виде. В некоторых случаях изменения в учредительных документах набирают силу только после того, как о них внесена соответствующая запись в госреестр.

В случае реорганизации фирмы, как предписывает 129 ФЗ О государственной регистрации юридических лиц, ее должностные лица обязаны не позднее чем через три дня после того, как принято соответствующее решение, уведомить ФНС о начале процедуры реорганизации. При этом в госреестр вносится запись о том, что предприятие реорганизуется.

В случае реорганизации фирмы, как предписывает ФЗ о гос. регистрации юр. лиц

Кроме того, реорганизуемое предприятие обязано уведомлять об изменениях общественность путем публикации  об этом в печатных изданиях. В таких сообщениях ФЗ о регистрации юридических лиц требует указать, какое конкретно предприятие (или предприятия) реорганизуется, а также, как кредиторы могут предъявить свои претензии к нему.

Если из нескольких организаций образуется одна, то регистрацию осуществляет территориальный орган ФНС по месту того предприятия, которое направило уведомление о реорганизации. Сроки и перечень документов для внесения данных о реорганизации в госреестр не отличаются от тех, что установлены для первичной регистрации.

Реорганизация считается оконченной после того, как ФНС зарегистрирует новое предприятие.  В соответствии с нормами закона о регистрации юр. лиц, организации, которые слились, образовывая новое предприятие, считаются ликвидированными.

Ликвидация юридического лица

Закон о государственной регистрации юридических лиц также подробно прописывает процедуру ликвидации организации. Фактически компания ликвидируется тогда, когда из госреестра исключаются записи о ней. Как и в случае с реорганизацией, фирма должна подать в налоговую службу уведомление о том, что начата процедура ликвидации. При этом, к уведомлению должно прилагаться соответствующим образом оформленное решение о ликвидации в письменном виде. Регистратор должен внести в госреестр запись о том, что предприятие ликвидируется.

Если в отношении юр. лица ведутся судебные разбирательства, то ФНС не вносит запись о ликвидации в госреестр до тех пор, пока не будет вынесен судебный вердикт по таким делам.

Также в соответствии с  129 ФЗ О государственной регистрации юридических лиц, если решено провести проверку налогового учета ликвидируемого предприятия, и если по ее результатам начато судебное разбирательство, то регистрирующий орган должен быть уведомлен об этом в течение пяти дней.

Спустя два месяца после публичного сообщения о начале ликвидации юр. лица соответствующая комиссия может подать в ФНС уведомление о том, что предприятие прекратило свою работу. Кроме того, следует подать пакет документов, который приведен в статье девятой закона РФ о регистрации юридических лиц. Менее чем через пять рабочих дней ФНС исключает данное предприятие из госреестра, и тогда оно считается ликвидированным.

При этом, закон о государственной регистрации юр. лиц предусматривает для кредиторов или других заинтересованных лиц возможность в течение двенадцати месяцев, с даты исключения информации о фирме из госреестра, подать в суд иск об отмене ликвидации.

Отказ в регистрации и оспаривание решений регистрирующих органов

В финальной части ФЗ о государственной регистрации юр. лиц речь идет

В финальной части ФЗ о государственной регистрации юр. лиц речь идет о причинах, по которым ФНС может отказать в регистрации фирме, а также о том, как представители юр. лица могут оспорить такое решение. Отказано в регистрации может быть в таких случаях,как:

  • отсутствие в подаваемом пакете одного или нескольких необходимых документов;
  • обращение в другой территориальный орган ФНС;
  • наличие ошибок в оформлении или отсутствие нотариального заверения там, где это необходимо;
  • несоблюдение требований законодательства при составлении устава и других документов юр. лица;
  • несоответствие паспортных данных учредителей и директора.

Если, по мнению регистратора, внести данные о фирме в госреестр нельзя, то юр. лицу будет направлено уведомление с указанием причин, по которым предприятие решено не регистрировать. Данное уведомление может быть вручено представителю фирмы или отправлено в организацию почтой.

Обжаловать отказ или сам факт регистрации может любое лицо, чьи права при этом будут нарушены. Для этого оно должно подать жалобу в вышестоящий территориальный регистрационный орган. Кроме того, жалобу можно подать в федеральные органы ИВ. Если отстоять свои права в вышестоящем регистрационном органе не удалось, заинтересованное лицо может подать соответствующий иск в суд.

129 фз о государственной регистрации

mir-biz.ru

Закон о регистрации юридических лиц и его особенности

Правительственное оформление работы юридических лиц ─ протоколы представителя исполнительного органа РФ, которые выполняются такими путями:

  1. Занесением в реестр материалов о возникновении;
  2. Внесение данных о преобразованиях;
  3. Вписывание материалов о прекращении работы юридического лица;
  4. При возникновении дополнительной информации о лице, она тоже вносится в реестр на законных основаниях.

Действия исполнительного органа власти по установлению законов оформления деятельности включают в себя:

  1. Кодекс для граждан РФ;
  2. Действующий Федеральный закон;
  3. Общие правила юридических актов, которые издаются согласно закону.

Принципы ведения государственного реестра

Начальникам юридических лиц, необходимо знать, что если во время работы фирмы, в документацию, которая была предоставлена при регистрации, были внесены некоторые поправки, то в определенные законодательством сроки, необходимо предоставить сведения органу гос. регистрации. Если это действие не будет выполнено, это обернется немаленьким штрафом.

Данные, касающиеся компании, заносятся в госреестры исходя из ФЗ О регистрации юридических лиц. Вместе с тем вносятся такие сведения:

  • Адрес юридического лица;
  • Организаторы и данные о них;
  • Полная информация о директоре;
  • Распределение акционерного капитала и его размер.

Наиболее безошибочным и буквальным полагается занесение данных на бланк из бумаги, но госреестры осуществляются и при помощи электронного вида записей.

Материалы из госреестра могут выдаваться в виде:

  1. Документа, представляющего собой справку, которая выдается только в том случае, если в реестре отсутствуют запрошенные сведения;
  2. Выписка из данных реестра;
  3. Копия всей документации, которая всецело имеется в реестре по конкретному лицу.

Передача данных и выдача различной документации выполняются только на законных основаниях.

Также этот закон об оформлении деятельности гласит, о платной выдаче любого вида документа. Исключением являются ситуации, которые описаны в других ФЗ. Но, несмотря на это, просмотр сведений в интернете является абсолютно безвозмездным. Сумму оплаты, за услугу передачи запрошенной документации устанавливает действующее правительство.

Регистрация юридических лиц и порядок ее проведения

Существует положение, гласящее о занесении материала о фирмах и компаниях в госреестр, согласно ФЗ 129 начиная с 8 статьи. Проводить оформление деятельности юридического лица уполномочен один орган, такой как налоговая инспекция. Компании должны подавать заявку в ФНС, в соответствии с адресом, где будет располагаться зарегистрированная организация.

Кроме этого, существует ряд правил и обязательств при регистрации:

  1. По закону ФЗ 129 весь процесс оформления деятельности не должен занять больше чем пять суток, с того момента, как вся соответствующая документация была передана инспектору ФНС и принята им;
  2. Для занесения сведений или поправок в реестр необходимо собрать полный пакет соответствующей документации;
  3. Юридическое лицо имеет полное право подать документы при помощи почты, а также, если существуют электронные подписи, воспользоваться интернетом.
  4. Если директор или учредитель будущей компании имеют нотариально заверенную доверенность, то они вправе подать документацию самостоятельно;
  5. После приема всех документов инспектор ФНС обязан выдать на руки лицу организации или его доверенному, соответствующую расписку, в которой он подтверждает получение документации. В ней он обязан перечислить каждый документ, который был им получен с пометкой даты приема;
  6. Правительство устанавливает специальную форму, которая после регистрации выдается юридическому лицу.

Внесение изменений в данные о юридическом лице, содержащиеся в реестре

ФЗ О государственной регистрации юридических лиц требует соблюдения правил при внесении поправок в госреестр и сообщать о них в следующих ситуациях:

  1. Если фирма сменила свое местонахождение;
  2. Произошла смена руководителя, то есть директора;
  3. Нужно внести изменения в акционерный капитал;
  4. Произошла смена сферы ведения бизнеса;
  5. Поменялись партнеры по бизнесу;
  6. Уставной капитал был изменен в структуре и в размерах.

Для подачи заявки на занесение поправок, нужно заполнить бланк, где детально должны быть изложены сведения о том, что именно требует поправок. После этого, в течение 5 суток рассматривается заявка на внесение поправок в госреестр.

ФНС должна уведомить о произведенных поправках то лицо, которое представляет фирму. Осуществление такого действия производится в письменной форме.

Если планируется реорганизация фирмы, то ее представители должны прислать уведомление об этом соответствующим органам в первые дни после начала этой процедуры, так гласит ФЗ 129 о государственном оформлении юридических лиц.

Также организация обязуется опубликовать для общественности заявление о том, что она подверглась преобразованиям. Осуществляется это с указанием названия фирмы, а также при наличии информации о том, каким образом кредитные организации смогут к ним обратиться.

В ситуации если происходит воссоединение нескольких организаций в одну, то оформление лица проходит в ФНС в том районе, где располагается фирма, которая подавала заявку на реорганизацию. Организации, решившие объединиться и создать одну новую фирму, будут ликвидированы.

Ликвидация юридического лица

Все процессы по прекращению деятельности фирмы детально описаны в Законе о государственной регистрации юридических лиц и имеют свои особенности:

  • Как только будут изъяты из реестра все сведения о фирме, она законно будет ликвидирована.
  • Фирма должна подать заявку о том, что начат процесс ликвидации.
  • К заявке прилагается детально изложенное и в соответствующей форме уведомление о принятом решении, написанное от руки.
  • Сотрудник службы обязуется внести запись в госреестр о ликвидационном процессе фирмы.
  • Если предприятие находится под судебными разбирательствами, то налоговая инспекция не заносит поправок в госреестр, до завершения всех этих процессов.
  • Если налоговая инспекция приняла решение произвести проверку по налогообложению и ведению учета, а дело по этому вопросу дошло до суда, то органу регистрации этот факт должен быть донесен на протяжении 5 суток.
  • Существует определенная комиссия, которая по истечении 60 суток после публикации общественности о прекращении деятельности фирмы, подает отчет в ФНС о том, что фирма окончательно больше не работает.
  • В статье 9 закона о государственной регистрации юридических лиц прописан перечень документов, который нужно предоставить.
  • ФНС выделяется 5 дней на то, чтобы убрать все записи из реестра и этим осуществить ликвидацию предприятия.
  • В ряде случаев, таких как судебные разбирательства или иные подобные ситуации, закон ФЗ 129 о гос. регистрации юридических лиц, предусматривает подачу прошений суду об отмене ликвидации фирмы, такое действие, возможно на протяжении года.

Отказ в регистрации и оспаривание решений регистрирующих органов

Довольно часто ФНС отказывает в оформлении деятельности предприятия, но такие действия вполне оспоримые. Отказы случаются вследствие таких ситуаций, как:

  1. В поданном пакете с документацией не хватает нескольких или одной позиций;
  2. Есть исправления или ошибки;
  3. Нет заверения нотариуса на документальных бумагах, требующих этого действия;
  4. Если заявка в ФНС, направлена не по месту территориального нахождения фирмы;
  5. Устав был составлен не в соответствии с действующим законодательством;
  6. Данные паспорта директора и всех учредителей не совпадают с теми, что зафиксированы, в поданной документации.

Если регистратор пришел к заключению на основании той документации, которая была подана отказать в регистрации фирмы, то он должен известить об этом и аргументировать свои действия.

Если права лица были нарушены, то он вправе обжаловать такое решение. Это возможно осуществить, подав жалобное письмо в органы исполнительной власти или непосредственно в организацию оформления деятельности. В случае если ничего не изменилось и ФНС продолжает отказывать в оформлении, то можно оспорить решение в судебном порядке.

Анализ наиболее востребованных статей

Из всего, описанного выше, становится понятно, что самым востребованными в ФЗ 129 о государственной регистрации юридических лиц, становятся статьи с такими номерами:

  1. №4 ─ гласит о правилах управления гос. реестров;
  2. №1 ─ в этой статье речь пойдет об отношениях, которые предполагает этот закон;
  3. №8, глава 3 ─ раскрывает информацию об этапах гос. регистрации, ее периоде и месте проведения;
  4. №9 ─ говорит о пакете нужной документации и правилах его предоставления;
  5. №11 ─ несет сведения о возможных принятых вердиктах соответствующих органов;
  6. №12, глава 4 ─ повествует об образовании государственного юридического лица и необходимых для этой цели документов;
  7. №13.1 ─ содержит всю информацию о реорганизации;
  8. №17 ─ в ней прописаны правила внесения поправок в реестр;
  9. №20 ─ здесь можно получить полную информацию о законном процессе прекращения деятельности предприятия;
  10. №21.1 ─ в этой статье прописаны законные действия касательно удаления пометок из госреестра при ликвидации фирмы.

prostopozvonite.com


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.