Реорганизация путем выделения нового юридического лица

Среди пяти разрешëнных законом форм реорганизации выделение отличается уникальной особенностью — в процессе трансформации не происходит ликвидации ни одной компании. Этот способ можно смело сравнивать с рождением живого существа: «материнская» организация отделяет часть своего имущества, на базе которого возникает новое юрлицо (одно или несколько).

Суть и причины выделения

Выделение называется гражданским законодательством (ст. 57 ГК РФ) в числе способов реорганизации юрлица. Наиболее приближенный к нему способ — разделение.

В процедуру выделения может вступить только одна организация, на выходе же получается как минимум две. Выделиться могут от одной до неограниченного количества компаний.

При этом принципиальное отличие от разделения состоит в том, что «материнская» компания в результате выделения не прекращает своего существования. Она считается реорганизованной с момента госрегистрации возникновения новых компаний, однако не теряет свои основные юридические атрибуты (наименование, ОГРН, ИНН, коды статистики, разрешения и лицензии, договорные отношения с контрагентами).


Нормативное регулирование процедуры реорганизации на сегодняшний день не унифицировано, другими словами — нормы находятся в нескольких различных (в том числе и специализированных) НПА. Так, кроме Гражданского кодекса, при вступлении в процедуру реорганизации любой формы следует руководствоваться: Законом об АО (208-ФЗ), Законом об ООО (14-ФЗ), Законом о госрегистрации ЮЛ и ИП (129-ФЗ), Законом о защите конкуренции (135-ФЗ).

Человечки растягивают части пазла
Основное отличие выделения от разделения состоит в том, что в этом случае «материнская» компания продолжает своё существование

Возможные причины реорганизации способом выделения

Выделение, как и разделение, может служить достижению следующих экономических и управленческих целей:


  • обособление отдельных направлений деятельности организации (упрощение хозяйственных связей, документооборота, управленческой иерархии и т. д.);
  • демонополизация рынка (иногда реорганизацию-деление инициируют уполномоченные госорганы, например, ФАС);
  • урегулирование конфликта интересов собственников (путëм отделения часть учредителей может реализовать собственные отличные от остальных намерения).

Разделение, как альтернативный выделению способ трансформации, предполагает гораздо больший объëм работ, значительные финансовые затраты и полное «обнуление» главных атрибутов компании. Ведь каждое из вновь созданных юрлиц начинает свою деятельность «с чистого листа» — получает ИНН, коды статистики, лицензии и прочее, приняв в качестве «наследства» лишь имущество и обязательства.

Выбирая между способами реорганизации, не следует забывать и о наработанной деловой репутации. Если она положительная и имеется желание еë сохранить — больше подойдёт выделение. Когда, наоборот, поставлена цель избавиться от негативного имиджа, то лучше выбрать разделение.

Обсуждение развития фирмы
Одна из причин выделения компании — внутренние управленческие разногласия

Этапы процедуры выделения


Реорганизация компании, вне зависимости от выбранного способа, включает в себя множество этапов. Каждый из них призван обеспечить соблюдение интересов какой-либо из взаимодействующих с компаниями-участниками процесса группы лиц — учредителями, сотрудниками, контрагентами, госорганами и др.

Состав и последовательность стадий реорганизации-выделения таковы:

  1. Юридическая фиксация волеизъявления собственников бизнеса — проведение заседания уполномоченного уставными документами органа с составлением протокола.
  2. Уведомление о желании трансформироваться налоговой службы и других заинтересованных госорганов.
  3. Опубликование сообщения о реорганизации, еë форме, данных об участниках и условиях подачи требований в специальном издании.
  4. Индивидуальное извещение каждого действующего контрагента.
  5. Предупреждение сотрудников, для которых в результате мероприятия меняется наниматель.
  6. Запрашивание разрешений уполномоченных госорганов — при необходимости.
  7. Проведение инвентаризации и оформление передаточной документации.
  8. Проведение совета участников вновь образуемых (выделяемых) организаций, избрание исполнительных органов, утверждение уставной документации.
  9. Подготовка пакета документов для госрегистрации, оплата госпошлины, нотариальное удостоверение подписи заявителя на заявлении.
  10. Непосредственно госрегистрация.

Процедура реорганизации довольчно длительна и даже несколько непредсказуема в отношении сроков. В зависимости от того, понадобятся ли дополнительные согласования, будут ли заявлены требования кредиторами, продолжительность еë может варьироваться от двух месяцев до года.

Документы
Чтобы успешно пройти процедуру разделения, нужно запастись не только терпением, но и корпоративным хорошим юристом

Собрание собственников делимой компании

Старт процедуре выделения даëт принятие соответствующего решения собственниками делимой организации. Компетентный в разрешении этого вопроса орган определяется в зависимости от организационной формы компании, вступающей в процедуру, числа еë участников. Так, решение может быть:

  • единоличным (в случае если собственник один) или коллегиальным;
  • в ООО подобного рода вопросы отнесены к компетенции совета участников, в АО — совета акционеров.

Протокол заседания должен содержать:

  • сведения о дате, месте проведения заседания, составе его участников;
  • сведения о повестке заседания с обязательным указанием вопроса о реорганизации в форме выделения;
  • описание хода заседания с указанием лиц, поставивших вопрос и сведений о распределении голосов участников;
  • информация об итоговом решении (выбранная форма реорганизации, основные условия, порядок проведения, ответственные должностные лица и прочее).

Протокол заседания (или решение единоличного собственника) подаëтся в составе пакета документов на госрегистрацию трансформации компании.

Образец решения о реорганизации
Вне зависимости от выбранной формы реорганизации протокол собрания составляется по правилам делового протоколирования заседания

Оповещение госорганов о вступлении в процедуру трансформации

Обязательный этап любой разновидности реорганизации — направление извещения о намерении трансформироваться в налоговую инспекцию и страховые фонды (ПФР и ФСС).


После получения оповещения о вступлении в процедуру реорганизации налоговый инспектор заносит информацию об этом в ЕГРЮЛ. В период реорганизации ИФНС вправе провести налоговую проверку реорганизуемой компании. Страховые фонды проведут итоговые взаиморасчёты с реорганизуемой компанией.

Уведомление ФНС составляется по специальной форме — С-09–4, утверждëнной приказом этой службы. Срок направления извещения — пять дней с момента принятия решения о реорганизации.

Образец оповещения ИФНС
ФНС разработала специальную и обязательную к соблюдению форму сообщения о реорганизации (выбранный способ реорганизации значения с точки зрения формы не имеет)

Опубликование данных о выделении и индивидуальное оповещение кредиторов

Любая трансформация компании влечëт за собой изменение размеров активов, что вполне естественно может сказаться на возможности выполнения ею своих финансовых обязательств. Именно поэтому закон предусмотрел надëжный механизм защиты кредиторов — он прописан в ст. 60 ГК.


Каждый кредитор, узнавший о реорганизации своего должника, вправе подать требование о досрочном исполнении обязательства либо о прекращении действия установившего его соглашения с применим всех соответствующих штрафных санкций. Особенно часто таким правом пользуются банки, поэтому ряд условий на такой случай зачастую содержат кредитные договоры.

Публикация объявления о выделении — первый этап соблюдения интересов кредиторов. Предполагается, что именно из публикации они узнают о форме, сроках и порядке трансформации. Объявление подаëтся в специализированное издание — «Вестник госрегистрации ЮЛ» — дважды, с промежутком в месяц.

Пример обращения в издание для размещения публикации
Две публикации о реорганизации должны выйти с промежутком в один месяц

Моментом опубликования последнего объявления определяется начало течения очень важного срока — в течение 30 дней кредиторы могут подавать свои требования. По истечении же этого срока требования считаются не заявленными и все обязательства реорганизуемой компании остаются действовать на прежних условиях, а некоторые из них — переходят в порядке правопреемства к новому юридическому лицу.


Хотя законодательством прямо не предусмотрено индивидуальное оповещение кредиторов, требование об этом может содержаться в условиях договоров, заключëнных с ними. Поэтому, во избежание применения штрафных санкций в дальнейшем, перед вступлением в процедуру реорганизации (выделения) следует внимательно изучить условия всех действующих соглашений, а лучше — персонально оповестить каждого контрагента.

Сообщение контрагенту о грядущей трансформации должно содержать следующие сведения:

  • сообщение о выбранной форме реорганизации (в рассматриваемом случае — выделение);
  • общие данные о компаниях, образующихся в результате выделения, в частности, о той, к которой в порядке правопреемства перейдëт обязательство перед конкретным кредитором;
  • порядок и сроки подачи требования кредитора при его наличии.
Пример уведомления кредиторов о реорганизации
Вне зависимости от формы реорганизации, уведомление кредиторов состоит из одних и тех же элементов

Вступая в процедуру реорганизации, учредителям следует быть готовыми не только к запланированному оттоку капитала. Ведь, если кредиторы заявят свои требования, большой объëм обязательств может потребоваться исполнить неожиданно и досрочно.


Предупреждение коллектива

Смена нанимателя для некоторой части коллектива сотрудников (а ведь именно это и произойдëт в результате выделения) означает изменение существенных условий для каждого из работников, переходящих во вновь создаваемую фирму. В соответствии с трудовым законодательством, о подобного рода переменах работник должен быть оповещëн за месяц. При этом он имеет право либо согласиться дальше работать в новых условиях, либо отказаться.

Уволить работника по собственной инициативе в связи с реорганизацией наниматель не имеет права (ст. 75 ТК РФ).

Если работник отказывается работать во вновь создаваемой компании, он должен быть уволен по истечении срока предупреждения (то есть через месяц) по ст. 77 ТК РФ.

Пример уведомления работников
Уведомить работников о реорганизации следует заблаговременно (не позднее 1 месяца до даты госрегистрации)

Получение согласований


Реорганизация некоторых компаний, вне зависимости от избранной ими формы, невозможна без согласования с уполномоченными госслужбами. К примеру:

  • если в результате трансформации образуется компания с капиталом более 6 млн руб., требуется согласование антимонопольной службы;
  • если реорганизуется финансовая организация, не обойтись без разрешения Банка России;
  • если реорганизации подлежит бюджетное учреждение, потребуется решение Правительства.

Формирование передаточной документации

Единственное основание для передачи прав и обязательств в рамках реорганизации-выделения — это передаточный акт — документ, содержащий перечень переходящих активов и пассивов. Тем не менее составить его «сходу» не получится. Перед этим необходимо провести инвентаризацию и составить разделительный баланс.

Пример разделительного баланса
Разделительный баланс должен содержать сведения о долях, в соответствии с которыми делится имущество «материнской» компании

Инвентаризация — ежегодно проводимое мероприятие, целью которого является сверка документального и фактического наличия имущества и обязательств.

Специалисты рекомендуют приурочить составление передаточной документации к концу отчëтного периода — квартала, полугодия или года.

Форма передаточного акта на сегодняшний день законодательством не регламентирована. Поэтому на практике сложилось два варианта оформления рассматриваемого документа:

  • обычный бухгалтерский баланс;

    Пример бухгалтерского баланса
    К бухгалтерскому балансу, который будет использован в качестве передаточного акта, следует приложить расшифровки — инвентаризационные описи
  • перечень активов и пассивов.

    Пример передаточного акта в виде перечня
    Перечень активов и пассивов должен обязательно содержать информацию об их стоимости

Важное условие составления «беспроблемного» передаточного документа — определение в нëм порядка и условий определения правопреемника для тех обязательств, что в нëм не отражены (или по невнимательности, или из-за того, что возникли позже, чем был составлен акт).

Передаточный документ обязательно утверждается тем органом реорганизуемого юрлица, что принял решение о трансформации.

Проведение собраний собственников вновь создаваемых юрлиц

Перед тем как зарегистрировать новую компанию, необходимо обязательно утвердить еë учредительную документацию (устав), избрать исполнительные органы. Именно в этих целях и проводится собрание учредителей, ведь устав вновь образуемого юрлица — обязательный документ в составе пакета для регистрации реорганизации-выделения.

Подача документов и госрегистрация выделения организации

Перечень документов на госрегистрацию реорганизации возглавляет заявление специальной формы. Так как при выделении ни одна фирма не ликвидируется, а лишь возникают новые, то заявление подаëтся по форме Р12001. Следует отметить, что заявителем по документу должно выступать должностное лицо, имеющее право без доверенности представлять вновь создаваемую компанию (как правило, директор). Его подпись на заявлении заверяется нотариально.

Фотогалерея: заявление Р120001

Присутствие директора обязательно лишь в нотариате, подать документы в налоговую инспекцию может любой представитель компании по доверенности.

Пакет документации на госрегистрацию (кроме заявления) таков:

  • решение о реорганизации (протокол);
  • передаточный документ;
  • учредительная документация, свидетельство о госрегистрации реорганизуемой компании;
  • учредительная документация новых юрлиц;
  • доказательства опубликования объявления о выделении и уведомления контрагентов;
  • разрешения на выделение от уполномоченных госорганов (при необходимости);
  • квитанции или платëжные поручения, подтверждающие оплату госпошлины (4 000 руб. за каждое вновь образуемое юрлицо).

Госрегистрация выделения производится в течение пяти рабочих дней. По истечении этого срока в подразделении ФНС можно забрать документы на новое юридическое лицо, на старое (подвергшееся трансформации) никаких правоустанавливающих документов (например, свидетельств) не выдаëтся.

При выделении завершающая бухгалтерская отчётность не составляется, но оформляется вступительная — на вновь созданную организацию.

Выделение — один из вариантов реорганизации-деления, несколько облегчëнный в сравнении с разделением. Особенностью выделения является отсутствие ликвидации организаций, как обязательного элемента всех остальных разрешëнных законом способов трансформации юрлиц. В остальном выделение происходит по все правилам процедуры реорганизации.

Источник: xn——7kcbekeiftdh9amwkb4d2o.xn--p1ai

Эксперты TaxCoach рассказывают про уникальный инструмент — реорганизацию в форме выделения.

Его «соль» кроется в особенностях правопреемства.

Во-первых, по общему правилу, выделенное юридическое лицо не является правопреемником реорганизуемого по налоговым обязательствам.

Во-вторых, не возникает универсального правопреемства по гражданским требованиям, то есть переход всех прав и всех обязанностей от старой компании к новой не происходит. Решение, что передать, а что оставить принимают участники реорганизуемого юридического лица.

Обе особенности позволяют использовать «выделение» для обособления активов бизнеса, посредством передачи новому субъекту. Важно, что такое обособление не влечёт возникновения налоговых последствий ни у передающей, ни у принимающей стороны.

Кроме того, выделение позволяет разделить профильные и вспомогательные направления в бизнесе по разным юридическим лицам. Это защищает в будущем самостоятельные бизнес-направления от рисков друг друга.

В результате реорганизации создается новое юридическое лицо, которое может применять любую систему налогообложения, в том числе УСН. Таким образом, появляется возможность уплачивать налог с доходов по пониженной ставке.

Полагаем, никого не удивит, что наличие таких приятных бонусов вызывает пристальный интерес контролирующих органов к процедурам выделения.

Восстановление НДС и разумная хозяйственная цель

С данной нормой, в целом, никто не спорит, к самой реорганизации претензий нет. Вопросы возникают по поводу передачи имущества на спец. режим. Налоговые органы видят в таких действиях схему, направленную на получение необоснованной налоговой выгоды в виде необоснованно полученных вычетов по НДС. Основные претензии налоговых органов, преследующие выделение, — это восстановление НДС. Возникают они, как правило, в случае «изъятия» недвижимого имущества у реорганизуемой компании после предоставления ей вычетов по производственным затратам на строительство и последующей передачи такой недвижимости правопреемнику, применяющему УСН. Напомним, Налоговый кодекс в п. 8 ст. 162.1, подп. 2 п. 3 ст. 170 прямо указывает на отсутствие необходимости восстанавливать НДС в такой ситуации.

Суть претензий заключается в том, что вычет прежний владелец получил, а объект в НДС-ной деятельности использовать не стал, а значит с реализации налог не заплатит. Итого — бюджет в убытке. Неудивительно, что налогоплательщикам доначисляют налоги.

Результат оспаривания решения ИФНС в приведённой ситуации во многом зависит от наличия разумной хозяйственной (деловой) цели в действиях налогоплательщика. Если таковая отсутствует, велика вероятность победы инспекции в споре.

Судебная практика даёт следующий, мягко говоря, «сухой», комментарий по поводу деловой цели реорганизации: «целью реорганизации является оптимизация предпринимательской деятельности юридического лица». Очевидно, что данный тезис требует расшифровки. Рассмотрим пример из судебной практики.

Дано: общество строит торгово-развлекательный центр, заявляя при этом вычеты по НДС. По окончанию строительства общество объявляет реорганизацию в форме выделения двух юридических лиц. К правопреемникам, в том числе, переходят права собственности на построенный ТРЦ. При этом, один из правопреемников через 2 месяца переходит на УСН. Здание ТРЦ в дальнейшем сдаётся в аренду третьим лицам без НДС.

Реорганизация в форме выделения (1).png

 

Вывод налогового органа: согласованность действий по последовательной реорганизации юридических лиц в целях уклонения от обязанности по восстановлению НДС в связи с переходом на УСН.

Налогоплательщик вывод опроверг, указав, что реорганизация была направлена на разделение деятельности по направлениям: аренда и эксплуатация и содержание сетей. Важно, что разделение было необходимо, в первую очередь, ввиду того, что деятельность на рынке энергетики подлежит регулированию, а согласование тарифов на передачу энергии требует раздельного учёта затрат по указанному виду деятельности в обществе, что при наличии в том числе учёта по операциям, связанным со строительством торгово-развлекательного центра — было практически невозможно.

Примечательно, что такой довод устроил суды трёх инстанций, в связи с чем налогоплательщику удалось избежать доначисления в размере порядка 24 миллионов рублей, а также уплаты штрафа.

Ошибки реорганизации

Дано: две компании ООО «Хранитель активов» на ОСН и ООО «Операционная компания» на УСН. Первая владеет имуществом — рестораном. Вторая это имущество арендует и использует по назначению. Важно, что само помещение приобретено совсем недавно и в налоговом периоде, предшествовавшем описанным далее событиям, получено возмещение НДС из бюджета. Если декларируемая деловая цель едва уловима, то претензии налоговых органов могут получить поддержку в суде. Снова проиллюстрируем на примере.

У собственников бизнеса возник нехитрый план: перевести активы на УСН, избежав восстановления НДС. Для этого собственник принял решение о реорганизации в форме выделения.

Далее события развивались следующим образом:

(1) Выделение ООО «Промежуток» с передачей ему недвижимости. Напомним, что решение о выделении было принято в следующем квартале после подтверждения вычета по НДС и получение возмещения из бюджета;

(2) После регистрации ООО «Промежуток» применяет ОСН, а вот с 1 января следующего года переходит на УСН. Одновременно такое же заявление подает исходная компания — «Хранитель», которая избавилась от ценного имущества;

(3) Спустя несколько месяцев начинается процедура присоединения ООО «Промежуток» к «Операционной компании» (ресторану).

 

возмещение-ндс.png

Налоговому органу такие действия не понравились. По его мнению, ООО «Промежуток» должен был восстановить НДС. А поскольку к моменту предъявления требования присоединение было завершено, под удар попала Операционная компания.

Рассмотрим ошибки налогоплательщика, которые привели к описанному результату:

Во-первых, реорганизацию объявили сразу после получения вычета по НДС. При этом собственник имущества самостоятельную деятельность не вёл, а значит НДС с реализации в бюджет не уплачивал. Вывод — имущество приобреталось для получения вычета. Очевидно, что допустить такое налоговый орган просто не мог.

Во-вторых, при выделении не был соблюдён баланс распределения прав и обязанностей с правопреемником. В данном случае по разделительному балансу новое Общество получило ресторанный комплекс, а вот какие-либо обязательства к нему не перешли.

В-третьих, деловая цель реорганизации. В данном деле налогоплательщик пытался доказать, что все предпринятые им действия были направлены исключительно на сокращение расходов операционной компании по уплате аренды. В обоснование заявленной деловой цели даже представили аудиторское заключение.

Однако, такая цель на фоне взаимозависимости реорганизуемых субъектов и иных ошибок налогоплательщика суды не устроила.

В-четвёртых, несмотря на то, что дело связано с реорганизацией, претензии налогового органа основаны на следующем шаге — переходе на УСН.

Суды прямо указали, что сама по себе реорганизация не вызывает необходимости восстановить НДС. Однако, цель выделения в данном случае — уклонение от обязанности восстановить НДС в связи с последующим переходом налогоплательщика на спец. режим. Иными словами, налогоплательщик предварительно провёл реорганизацию, чтобы вывести имущество и создать формальную возможность не восстанавливать принятый к вычету налог.

Выводы из дела очевидны. Во избежание неблагоприятных налоговых последствий:

  • нельзя проводить реорганизацию с передачей основных средств сразу же после получения вычетов. Выждите существенный срок. Спустя несколько лет после приобретения имущества, у налогового органа не будет оснований ссылаться на отсутствие намерения вести облагаемую НДС деятельность;

  • нельзя проводить реорганизацию без понятной деловой цели. Не стоит воспринимать выделение как способ возместить НДС и не платить его с деятельности в будущем. Реорганизация в первую очередь служит инструментом оптимизации бизнеса;

  • нельзя переводить реорганизованную компанию на упрощённую систему налогообложения. Несмотря на то, что она уже не владеет имуществом, налоговый орган попросит восстановить НДС;

  • нужно планировать заранее. Не провоцируйте налоговый орган последующим переходом новой компании на УСН. Выделенное юр. лицо должно применять спец. режим с момента создания.

«Добрый» совет

Анализ сложившейся судебной практики позволяет вывести ряд дополнительных правил. Безусловно, решение следовать им или нет — выбор самостоятельный, но мы рекомендуем прислушаться.

Не совершайте резких телодвижений после окончания выделения

Результат реорганизации в форме выделения должен быть самодостаточным и конечным. Если это один из «подготовительных этапов» к чему-то, то деловую цель выделения обосновать не получится.

Например, продажа имущества правоопреемником на УСН сразу после реорганизации поставит справедливый вопрос, что единственной целью выделения была уплата налога при продаже по пониженным ставкам. Намерения вести самостоятельную деятельность не было.

К аналогичному выводу придут налоговая и суд в случае проведения повторной реорганизации после покупки очередного объекта и принятия НДС к вычету. То есть нельзя проводить выделение регулярно.

Правопреемник должен вести самостоятельную деятельность

При этом передача имущества в аренду от выделенной (новой) организации в компанию, из которой она и была выделена — не поможет. Важны другие контрагенты, денежные потоки и наличие сотрудников. Соответственно, если у компании один арендатор и один сотрудник, а арендная плата не выплачивается регулярно, доказать, что всё это дело — реальный бизнес не получится.

Экономическая эффективность реорганизации

Позицию налогоплательщика усилит достижение экономического эффекта от проведенной реорганизации. Например, повышение рентабельности после обособления самостоятельного бизнес-направления. И, напротив, явное ухудшение «экономики» сыграет не в пользу налогоплательщика:

  • после передачи правопреемнику основных средств налогоплательщик берет их в аренду. При этом сумма арендной платы многократно превышает амортизационные отчисления;

  • все расходы по содержанию имущества при этом несет по-прежнему налогоплательщик как арендатор;

  • денежные средства в виде завышенной арендной платы, перечисленные арендодателю, затем вновь перечисляются налогоплательщику (арендатору) или иным взаимозависимым компаниям в виде займов.

В данном деле суд решил, что единственной целью выделения было завышение расходов прежнего собственника в виде арендных платежей. Фактические бизнес-процессы при этом не изменились, компания продолжала пользоваться «своим» имуществом.

Солидарная ответственность «новой» компании

Общее правило устанавливает, что выделенное юридическое лицо не отвечает по обязательствам (в том числе налоговым) компании-предшественника. Однако при выполнении определённых условий между новой и старой организациями возникает солидарная ответственность.

В части налоговых обязательств это: отсутствие возможности заплатить налоги и направленность реорганизации на уклонение от уплаты налогов. В части гражданско-правовой ответственности: передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству либо активы и обязательства распределены несправедливо.

Важно, что для привлечения лица в качестве солидарного должника необходимо обратиться в суд, а значит налоговый орган или иной кредитор должен доказать наличие обозначенных условий.

Налоговые обязательства

Отсутствие возможности заплатить налоги доказывается достаточно просто. В ходе мероприятий по взысканию налоговой задолженности с основного должника, инспекция выявляет «0» на расчётном счёте. После этого выносит постановление о взыскании задолженности за счёт имущества, которое отправляется к судебным приставам — исполнителям. Последние, в свою очередь, устанавливают факт отсутствия у должника имущества, в связи с чем исполнительное производство оканчивается.

Следующая задача — доказать, что реорганизация была направлена на уклонение от уплаты налогов. Для этого инспекция, в частности, может ссылаться на факты выполнения налогоплательщиком действий, направленных на сокрытие денежных средств, за счёт которых можно было погасить долг перед бюджетом. Например, если налогоплательщик, при наличии картотеки на банковском счёте, просит клиентов платить напрямую его контрагентам или в ходе реорганизации все ликвидные активы были переданы правопреемнику.

Важно, что правопреемник может быть привлечен только к оплате налоговых долгов за три года, предшествовавших выделению. Через три года после окончания выделения можно спать спокойно.

Требования прочих кредиторов

Привлечение выделенной компаний к солидарной ответственности по гражданским делам зависит от наличия одного из двух вышеназванных условий. При этом на практике решение вопроса имеет массу особенностей. Вот некоторые выводы из судебной практики:

(1) В части недобросовестного распределения

  • для определения добросовестности распределения активов суды назначают экспертизу, в ходе которой должна быть дана оценка не только формальному разделению активов и пассивов, исходя из данных бухгалтерского баланса и передаточного акта. Данных документов недостаточно. Эксперты должны дать оценку финансовому состоянию юр. лиц, участвовавших в реорганизации, в том числе и на основании оборотно-сальдовых ведомостей, регистров бухгалтерского учёта, договоров с контрагентами и прочих документов;

  • суд исследует, что за активы передавались в ходе реорганизации. Важно, что наличие формальной возможности удовлетворить требования кредиторов не освобождает от привлечения к солидарной ответственности. Иными словами, передать на новую компанию все реально ценные активы и оставить на реорганизуемом юр. лице неликвидный балласт — не получится. Вернее, сделать так, конечно же, можно, но сохранить актив это не поможет;

  • если реорганизованное юр. лицо продолжает деятельность, исполняет (хотя бы частично) свои обязательства перед кредиторами, а передаточный акт распределил активы и обязательства добросовестно и справедливо, суд отказывает в удовлетворении требований о привлечении правопреемника к солидарной ответственности.

Важно подходить к данной особенности разумно, то есть исполнение обязательства должно быть адекватным. Очевидно, что перечисление кредитору 100 рублей раз в месяц картину не изменит.

(2) С невозможностью определения правопреемника по передаточному акту, в целом, всё понятно: если обязательство в акте не фигурирует — отвечают оба. Однако, нюансы есть и в этой части.

Во-первых, к подготовке передаточного акта необходимо подойти скрупулёзно. Так, например, желательно поименовать контрагентов и сделать отсылку на конкретные обязательства, в том числе указать реквизиты договоров и сальдо на период составления акта.

На практике часто встречаются обобщения, например: «…то, что не указано в акте остаётся за реорганизуемым юридическим лицом…». В целом, такое указание допустимо, хотя бы потому что в соответствии с частью 1 ст. 59 ГК РФ передаточный акт должен устанавливать порядок определения правопреемства на случай возникновения, изменения или прекращения обязательств реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты утверждения передаточного акта.

Во-вторых, особняком стоят ситуации, касающиеся обязательств, возникших после реорганизации. В этом случае необходимо проанализировать сущность отношений должника и кредитора.

Так, исполнение обязательств, возникших после реорганизации, но вытекающих из отношений, сложившихся до её начала, могут быть возложены на выделенную (новую) компанию, в случае несправедливого распределения активов и пассивов. Пример такой ситуации — взыскание неустойки по кредитному договору.

С другой стороны, после окончания процедуры выделения и подписания передаточного акта реорганизуемая компания продолжает свою деятельность, в ходе которой самостоятельно принимает решения и вступает в новые отношения с третьими лицами. Соответственно, выделенная компания не может быть правопреемником по обязательствам, возникшим после реорганизации.

В завершение дадим главный совет — не злоупотребляйте. Он касается как применения инструмента в целом, так и использования его отдельных особенностей. Реорганизацию в форме выделения придумали не для оптимизации налогов, и уж тем более это не способ «простить всем, кому должен». В первую очередь — это возможность оптимизировать бизнес, решить предпринимательские задачи.

Повторим типичные ошибки реорганизации, которые позволят налоговому органу или иному кредитору усомниться в искренности намерений:

  • у реорганизуемых компаний отсутствует понятная деловая цель, они сдают все имущество в аренду «обратно»;

  • имущество передаётся сразу же после получения вычета по НДС;

  • реорганизуемая компания переходит на специальный налоговый режим после выделения;

  • новая компания создаётся на общем режиме и переходит на специальный в последствии;

  • правопреемник на УСН продаёт имущество сразу же после реорганизации;

  • резкое увеличение расходов старой компании на аренду имущества у своего же правопреемника;

  • иные факты, в основе которых отсутствует прозрачная экономическая логика, кроме желания снизить налоги.

Источник: www.klerk.ru

Особенности реорганизации путём выделения

В настоящее время в деловых кругах России выделение стало наиболее востребованной формой реорганизации. Дело в том, что её применение является следствием весьма распространённых обстоятельств.

Отмечаются следующие основные причины проведения такой реорганизации:

  1. Возникновение у материнской компании большого долга. В этом случае при создании нового предприятия ему вместе с частью имущественных и других прав также передаются полностью или частично долги. В результате материнская компания продолжает спокойно работать и приносить прибыль.
  2. Возникновение в процессе роста компании узкоспециализированных цехов или филиалов. Отделение этих подразделений в качестве самостоятельных юридических лиц способствует их дальнейшему развитию, ускоряет проведение хозяйственных операций и упрощает бухгалтерский учёт. В этом случае кооперация между юридическими субъектами становится выгоднее, чем сотрудничество филиалов внутри одного юридического лица.
  3. Расширение компании, приводящее к усложнению управления и затрудняющее её дальнейший рост.
  4. Возникновение острых разногласий между собственниками.

Реорганизация путём выделения, в противовес другим способам (за исключением разделения), выполняется не только согласно пожеланиям собственников ООО, но и по решению, принятому налоговой службой, антимонопольным комитетом или судебным органом. Все подобные решения осуществляются исключительно на основе существующего законодательства.

И также коренным отличием этого способа реорганизации является то, что при выделении могут создаваться только юридические лица, принадлежащие к той же организационно-правовой форме, к которой принадлежит материнское предприятие.

Видео: особенности реорганизации в форме выделения

Поэтапное выполнение реорганизации способом выделения

Реорганизация путём создания нового юридического лица при сохранении старого, как и все остальные способы реорганизации, регулируется ст. 51 ФЗ-14 «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 18.02.1998, а также ст. 58 Гражданского кодекса РФ.

Прежде положения по осуществлению отдельных этапов реорганизации не были детализированы. В результате последних изменений в законе №14-ФЗ, вступивших в силу с 01.09.2017, вопросы реорганизации прописаны более тщательно.

Суть введённых поправок:

  • предложения о реорганизации вводятся как учредителями, так и другими уполномоченными органами;
  • невыполнение ответственными лицами общества постановлений других уполномоченных органов о необходимости осуществления реорганизации разрешается рассматривать в судебном порядке;
  • правовым документом для передачи полномочий является только передаточный акт, а представление разделительного баланса не является обязательным;
  • несоответствие устава и других документов положениям законодательства является основанием для признания реорганизации недействительной;
  • кредиторы получают право требовать досрочной уплаты задолженности.

Поправки, касающиеся процесса выделения, заключаются в чёткой формулировке правопреемства, представленной в п. 4 ст. 58 ГК РФ.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

В процессе реорганизации путём выделения можно указать следующие шаги:

  1. Предварительный этап.
  2. Выполнение инвентаризации.
  3. Оформление передаточного акта.
  4. Вынесение вопросов на общее собрание.
  5. Уведомление налоговых органов и кредиторов о начале процесса реорганизации.
  6. Помещение публикации о реорганизации.
  7. Передача в ИФНС пакета документов по проведённой реорганизации.
  8. Проверка документов и получение регистрационных справок.
  9. Заключительный этап.

Предварительный этап

Он состоит в выработке решения о способе реорганизации на уровне исполнительного органа и совета директоров предприятия. Проводятся всесторонние консультации с юристами и по необходимости с налоговой службой и антимонопольным комитетом. На совещаниях и консультациях определяются оптимальные пути осуществления процедуры и назначаются лица, отвечающие за подготовку общего собрания. На предварительном этапе составляются проекты решений.

Общее внеочередное собрание

Общее собрание организовывается исполнительным органом общества, а также по заявлению совета директоров, ревизионной комиссии или по требованию группы учредителей, составляющей не менее чем 1/10 от числа участников (п. 2 ст. 35 закона № 14-ФЗ от 08.02.1998).

Сообщение о намеченных коллегиальных сборах составляется в произвольной форме. Здесь указываются следующие моменты:

  • наименование органа, созывающего собрание, или фамилии участников-инициаторов;
  • время и место проведения собрания;
  • перечень намечаемых вопросов.

Это сообщение обязательно в письменном виде пересылается всем участникам предприятия и заинтересованным компаниям. Список адресатов согласовывается заранее. Желательно при этом, чтобы адресат подтвердил факт получения извещения. В противном случае отсутствующий участник может манипулировать ситуацией и поставить под угрозу правомочность собрания. И также необходимо, чтобы извещение о запланированном мероприятии было сделано не позднее чем за 30 дней до зафиксированной даты его созыва (п.1, ст. 36 ФЗ № 14).

К регистрации участников необходимо отнестись весьма внимательно, так как все вопросы решаются исключительно коллегиально и открытым голосованием. Для утверждения постановления о реорганизации путём выделения нужно иметь все 100% голосов. Для решений по корректировке величины уставного капитала, внесению изменений в устав, распределению долей и в других подобных случаях достаточно, чтобы проголосовали не менее двух третей от числа участников фирмы.

На повестку дня выносятся такие вопросы:

  1. Реорганизация фирмы способом выделения.
  2. Образование нового общества путём выделения из настоящего.
  3. Порядок прохождения реорганизации.
  4. Распределение уставного капитала.
  5. Выбор директора создаваемого предприятия.
  6. Утверждение устава новой фирмы.
  7. Утверждение комиссии по инвентаризации и по выработке передаточного акта.

Все решения оформляются в виде протоколов. Согласно положениям п. 3 ст. 67.1 ГК РФ список лиц, присутствующих на собрании, и принятый протокол заверяются у нотариуса. Однако в новой редакции ГК РФ указывается, что при определённых обстоятельствах можно обойтись без нотариального заверения протокола. Например, если состав участников и текст протокола подписываются всеми участниками или есть технические возможности для установления абсолютной достоверности утверждения решений, то нотариального подтверждения подлинности документов не требуется. И также законным будет считаться удостоверение решений собрания без нотариальной заверки, если такое положение вписано в устав ООО или принято единогласно на общем собрании.

Копии протокола в десятидневный период после даты его утверждения отсылаются всем участникам компании.

Инвентаризация и оформление передаточного акта

Инвентаризационная проверка является обязательным условием реорганизации. Правила её проведения регулируются Методическими указаниями (приказ Минфина РФ № 49 от 13.06.1995).

Время осуществления инвентаризации желательно приурочить к последнему отчётному периоду перед датой извещения налоговых органов о начале реорганизации. На основании инвентаризации составляются списки имущества и перечни финансовых обязательств. Они являются первичными бухгалтерскими документами, на базе которых составляется передаточный акт.

В настоящее время законодательство требует только предоставление передаточного акта, подтверждающего правопреемство. Представление разделительного баланса сейчас необязательно. Однако на практике составлению передаточного акта всегда предшествует кропотливая работа по оформлению разделительного баланса. Стандартного бланка разделительного баланса тоже не установлено, но как промежуточный документ он очень удобен.

Оформление передаточного акта в законе не отрегулировано. Каждое предприятие имеет право утвердить свою форму акта. В то же время содержание передаточного акта чётко регулируется ст. 59 ГК РФ. Согласно этим законодательным документам в нём должны содержаться сведения об активах и пассивах, остающихся в материнской организации и преходящих к создающейся компании или компаниям.

Современная редакция ст. 59 ГК РФ раскрывает правовые аспекты передаточного акта.

Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

В зависимости от количества вновь создаваемых предприятий оформляется количество колонок в передаточном акте. Принцип составления передаточного акта такой же, как и в бухгалтерском отчёте годового баланса. Имущество предприятий (каждое в отдельности и всё вместе) делится на активы и пассивы, суммы которых должны полностью совпадать.

Уведомление налоговой инспекции и кредиторов о начале процесса реорганизации и сообщение в прессу

О начале реорганизации в налоговую инспекцию направляется уведомление на утверждённом ФНС бланке Р12003 (приказ № ММВ-7–6/25@ от 25.01.2012).

Бланк Р12003 разрешается оформлять:

  • от руки чёрными чернилами или чёрной пастой исключительно заглавными буквами;
  • в печатном варианте с применением шрифта Courier New 18 пикселей.

В случае реорганизации способом выделения заполняются:

  1. Титульный лист. Причиной проведения реорганизации в нём указывается выделение, поэтому в пункте 2 проставляется цифра «4».
  2. Лист «А». Здесь приводятся сведения о фирме, подлежащей реорганизации. При выделении запись производится только в пункте 1, где фиксируются номера ОГРН и ИНН, а также название предприятия и его организационно-правовая форма.
  3. Первая страница листа «Б» — подаются сведения о заявителе, который в случае выделения также является реорганизуемой компанией. В пункте 1 этой страницы вносятся реквизиты компании, в пункте 2 — должность лица заполняющего документ (директор, другой сотрудник, уполномоченное лицо). Пункт 3 в случае реорганизации в форме выделения не заполняется, а в пункте 4 указываются данные заполняющего документ человека:
    • Ф. И. О.;
    • место и время рождения;
    • ИНН.
  4. Вторая страница листа «Б», которая, по сути, является продолжением первой страницы. Здесь указываются:
    • паспортные данные заявителя;
    • его адрес;
    • контактные телефоны.
  5. Страница 3 заполняется в присутствии нотариуса. На ней ставится подпись заявителя и один из трёх способов получения документов:
    • на руки от инспектора ИФНС,
    • через доверенную особу,
    • по почте.

Уведомление требуется подать не позднее чем через три дня после утверждения решения о проведении реорганизации. Вместе с ним направляется протокол решения о начале процедуры реорганизации.

В таком же порядке направляются уведомления в Пенсионный фонд и ФСС.

После получения уведомления и сопровождающих его документов региональная налоговая инспекция вносит запись в ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации и сообщает о произведённой записи подателю заявления. Получив извещение об этой записи, компания, от которой отделяется предприятие, обязана опубликовать известие о реорганизации в «Вестнике государственной регистрации». Эту публикацию необходимо повторить через месяц.

В течение пяти дней после вынесения решения общим собранием необходимо сообщить об этом своим кредиторам.

Состав документов на реорганизованное и вновь созданное предприятия для их передачи в ИФНС

На предъявление претензий кредиторов и устранение разногласий законом отводится трёхмесячный период со дня появления публикации о реорганизации в Вестнике. По истечении этого времени предприятие может направлять в налоговую инспекцию документы, которые оформляются в виде двух пакетов:

  1. Документация на регистрацию вновь создаваемого предприятия.
  2. Документы на реорганизуемое в результате выделения предприятие.

В портфель документации для постановки на учёт юридического лица, возникшего в результате выделения, включаются следующие документы:

  • заявление по форме Р12001;
  • устав в двух экземплярах;
  • решение о реорганизации в форме выделения (выписка из протокола собрания);
  • решение об утверждении исполнительного органа нового ООО и утверждении устава;
  • копия платёжного поручения, подтверждающая оплату государственной пошлины;
  • гарантийное письмо, подтверждающее адрес нового общества;
  • передаточный акт;
  • копии двух публикаций в «Вестнике государственной регистрации»;
  • копии квитанций об отправке уведомлений кредиторам;
  • справка из ПФР об отсутствии задолженности.

Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путём реорганизации, заполняется на бланке Р12001 (приложение № 1 к приказу ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7–6/25@).

Заполнение бланка в случае выделения имеет свои особенности:

  1. На странице 1 указываются сведения о создаваемом в результате выделения предприятии. В пункте 3 проставляется цифра «4» — выделение.
  2. На странице 2 в пункте 4 проставляется число участников создаваемого общества.
  3. В листе «Б» помещаются сведения об участнике общества, являющимся юридическим лицом. На каждого такого участника заполняется отдельная страница.
  4. Если среди участников есть физические лица, то на каждого заполняется страница листа «Г».
  5. В листе «Е» указывается доля уставного капитала каждого участника общества.
  6. Лист «Ж» содержит сведения о физическом лице, имеющем право действовать без доверенности от имени общества. Если таких лиц несколько, то на каждого заполняется отдельная страница.
  7. В листе «К» указываются коды экономической деятельности.
  8. Заключительный лист «О» заполняется в присутствии нотариуса. Здесь фиксируется подпись заявителя.

Решение о проведении реорганизации путём выделения составляется в произвольной форме в виде выписки из протокола общего собрания или как решение единственного участника.

Для оформления гарантийного письма единого трафарета не существует. Письмо составляется в произвольной форме, но на фирменном бланке. В этом письме необходимо указать реквизиты арендодателя, а также адрес помещения и его площадь.

Компания, реорганизуемая в результате выделения из неё предприятия, подаёт следующий набор документов:

  • заявление по форме Р13001 об уменьшении уставного капитала;
  • заявление по форме Р14001 об уменьшении номинальной стоимости долей участников;
  • документ об оплате государственной пошлины;
  • отредактированный устав;
  • решение или протокол о внесении изменений в устав.

Форма Р14001 является весьма громоздким документом. Она включает более пятидесяти страниц. Однако в случае распределения доли между участниками общества, в этой форме заполняются только:

  • Первый (титульный) лист.
  • Листы «Д», «В» и «Г», содержащие данные на участников общества. «Д» заполняется на физических лиц. «В» — на юридических лиц-резидентов. «Г» — на иностранных юридических лиц.
  • Лист «З», в котором заполняются сведения о переходе доли к обществу и её распределении между оставшимися участниками.
  • Лист «Р», где помещаются сведения о заявителе.

Оба пакета документов направляются в налоговую инспекцию одновременно.

Заключительный этап

Этот этап начинается с передачи документов в налоговую инспекцию и заканчивается передачей заявителям пакета документов, подтверждающих проведённые изменения. На обработку полученных документов налоговой инспекции по закону отводится пять дней.

После обработки поданных документов ИФНС вносит соответствующие изменения в единый реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Затем она передаёт на руки представителям реорганизованного ООО и вновь созданного общества все регистрационные документы. Если после пятидневного периода документы не были востребованы, то они автоматически посылаются почтой по указанным юридическим адресам.

Реорганизованному в результате выделения обществу выдаются следующие документы:

  • лист записи ЕГРЮЛ;
  • устав ООО (один экземпляр) с отметкой ИФНС.

Созданному в результате выделения обществу вручается следующий пакет документов:

  • свидетельство ОГРН (основной государственный регистрационный номер);
  • свидетельство ИНН;
  • лист записи ЕГРЮЛ;
  • устав с отметкой и печатью налоговой инспекции.

Положительные и отрицательные стороны реорганизации путём выделения

Основным преимуществом от проведения реорганизации в форме выделения, безусловно, является решение проблем, из-за которых и возникла идея провести подобную реорганизацию. Среди них:

  • оптимизация возникших долгов;
  • возникновение новых направлений деятельности, требующих специализации;
  • расширение деятельности, приводящее к громоздкости и затруднениям в управлении разросшимся предприятием;
  • споры между собственниками.

Однако процесс выделения влечёт за собой и возникновение определённых рисков. Основной риск возникает из-за того, что, проводя реорганизацию, общество тем самым привлекает к себе пристальное внимание как налоговых органов, так и кредиторов. Последние могут, опираясь на положения ст. 60 ГК РФ, потребовать досрочной выплаты долгов. При этом кредиторы для возвращения своих денег имеют право на привлечение к солидарной ответственности:

  • реорганизуемое (материнское) предприятие;
  • вновь созданную фирму;
  • ответственных исполнителей реорганизации.

В случае задержки выплаты кредитов виноватыми будут признаны не только реорганизуемое и появившееся предприятия, но и учредители этих организаций.

После проведения реорганизации кредиторы также могут потребовать погашения долговых обязательств в судебном порядке. Повод для такого обращения может возникнуть, если размер чистых активов реорганизуемого общества станет меньше суммы уставного капитала. Тогда кредиторы могут заявить, что проведение реорганизации было намеренно направлено на причинение вреда их финансовым интересам. И в этом случае к ответственности может быть привлечено не только реорганизованное общество, но и вновь созданное предприятие.

Такие действия кредиторов как на стадии реорганизации, так и после её проведения, обязательно привлекут внимание налоговых органов. И хотя проведение налоговых проверок при реорганизации путём выделения не является обязательным, иски кредиторов дадут законный повод для проведения проверок. Следовательно, требуется тщательный анализ положительных моментов и рисков, которые могут возникнуть при реорганизации путём выделения.

Видео: как выбрать подходящий вариант реорганизации выделением

Реорганизация в форме выделения требует проведения сложной и длительной процедуры с привлечением знатоков в области экономики, финансов, бухгалтерии и юриспруденции. Необходим тщательный и профессиональный подход ко всем этапам этого процесса: от подготовки внеочередного общего собрания до внесения изменений в учредительные документы реорганизованного общества и регистрации нового предприятия.

Источник: ozakone.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector