Аудит бухгалтерской финансовой отчетности организации


Когда руководству предприятия необходимо проверить документацию, касаемую его деятельности, на достоверность и соответствие требованиям, указанным в законодательстве, проводится независимая проверка — аудит. Для некоторых компаний это обязательная процедура, проходить которую нужно ежегодно.

Аудиторская деятельность в РФ регулируется ФЗ от 30.12.2008Г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»).

Цели и задачи аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности

Цель данного аудита — сформировать мнение специалиста по аудиту о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности фирмы и, кроме того, выяснить, соответствует ли ведение бухучета нормам законодательства нашей страны.

Выделяют следующие задачи аудита бухотчетности:

  • выяснить, соответствуют ли отчетность и ее показатели нормам законодательства и учетной политике компании;
  • выяснить, насколько полно отражаются в документации все хозяйственные операции;
  • проверить, как организованы и функционируют системы внутреннего контроля компании;
  • проверить, во всех ли формах бухгалтерской отчетности показатели совпадают и соответствуют реальным.

Методы, которыми пользуются специалисты при аудите бухгалтерской отчетности, аналогичны методам аудиты в целом. К ним относятся:

  • фактический контроль (наблюдение, инвентаризация, экспертные оценки);
  • документальный (изучение важных бумаг компании по форме и содержанию);
  • расчетно аналитический (статистические расчеты, экономический анализ).

Какие компании должны проходить аудит обязательно

Аудит бухгалтерской отчетности может быть обязательным и инициативным. Первый может быть только внешним, то есть проводиться независимыми экспертами фирм, специализирующихся на аудите, или индивидуальными аудиторами, не работниками аудируемой компании.

Фирмы, которые должны подвергаться процедуре обязательного аудита, названы в ФЗ от 30.12.2008г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»). К данным предприятиям относятся:

  • компании с организационно-правовой формой ОАО;
  • компании, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам;
  • фирмы с определенным видом деятельности (сюда относятся кредитные, клиринговые, страховые, компании-участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые, СРО, кооперативы, организаторы азартных игр и т.д.);
  • компании, которые имеют объем выручки свыше 400 млн рублей или сумму активов больше 60 млн рублей (за год, предшествующий отчетному) и т.д.

Подробный список можно увидеть в ст. 5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности».

Инициативный аудит может осуществляться в определенных случаях, таких как: кредитование в банках, необходимость принятия участия в тендерах, желание руководителей фирм уменьшить налоговые риски, проверка квалификации бухгалтерского отдела, подготовка отчета для потенциального инвестора.

Порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности

Аудит проходит в несколько этапов:

  1. Традиционно первый этап — это планирование и подготовка к проверке. Аудитор изучает деятельность компании, составляет план работы, запрашивает необходимые документы. На этом же этапе между аудиторской фирмой и объектом проверки заключается договор.
  2. Далее начинается сбор доказательств и анализ данных, полученных для проверки. Изучается список всех запрошенных документов. Если это необходимо, то опрашиваются сотрудники компании, иногда и в письменной форме. Данные группируются, подвергаются систематизации. Аудитор делает заключение о достоверности бухгалтерской отчетности.
  3. Руководителю аудируемой компании сообщается заключение — мнение о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности. Формируется и выдается на руки заключение аудитора, что и является непосредственной целью проверки. Кроме того, некоторые фирмы составляют аудиторский отчет, где в подробностях описывают ход проверки, все выявленные недочеты и другую информацию, которая может пригодиться руководству проверяемой компании для улучшения качества работы бухгалтерского отдела.

Какие документы проверяют

В ходе проверки аудиторы запрашивают большой список документов, в который входят:


  • бухотчетность (к ней относятся 2 важных бумаги: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах компании, но они сопровождаются массой других документов — последние указаны ниже);
  • налоговые декларации;
  • первичная документация;
  • уставные документы;
  • разрешения, лицензии и многое другое.

Проверяется, правильно ли заполнены бумаги, соответствуют ли они утвержденным формам, соблюдены ли сроки подачи (деклараций), заверены ли документы подписями главного бухгалтера и руководителя и т.д.

К СВЕДЕНИЮ! Если проводится аудит по спецзаданию, то в такой ситуации проверяется только та документация, которая относится к конкретной задаче.

Результат

Итак, в конце проверки компания получает отчет и аудиторское заключение. Форма, в которой будет предоставляться информация, а также ее получатели, должны быть прописаны заранее в договоре с аудиторской фирмой. Отчет, он же письменная информация, — документ конфиденциальный. Как правило, он содержит следующую информацию:

  • методы, которыми аудитор пользуется при проверке;
  • рекомендации по изменениям в учетной политике, которые могут повлиять на финансовую отчетность организации;
  • предложения по корректировке отчетности компании;
  • другие моменты, на которые руководителю организации нужно обратить внимание (сюда можно отнести ошибки в ведении внутреннего контроля, ситуации необоснованных действий руководства).

В отчете прописываются выявленные нарушения и возможные варианты их исправлений. Как правило, это оформляется в виде сводной таблицы.

ВНИМАНИЕ! К отчету должны быть обязательно приложены копии бухгалтерской отчетности за текущий год и самое главное — заключение аудитора.

Заключение аудитора

Это официальный документ, который содержит мнение эксперта-аудитора о достоверности бухотчетности проверяемой компании. Именно его следует предоставлять в органы статистики вместе с бухгалтерской отчетностью.

О структуре и информации, которая должна быть внесена в заключение аудитора, подробно написано в ст. 6 ФЗ №307, упомянутого ранее.

Коротко о том, что должен содержать документ:

  • название «Аудиторское заключение»;
  • сведения о том, кому адресован документ (акционеры АО, участники ООО и т.д.);
  • информацию об аудируемом лице;
  • информацию об аудиторе, проводящем проверку;
  • список документов (бухотчетности), который проверялся аудитором, с обозначением срока, когда они были составлены;
  • мнение аудитора о достоверности информации, указанной в проверенных документах;
  • результаты проверки;
  • дату, когда было составлено заключение.

Заключение может предоставляться только тому лицу, с кем был заключен договор.

Типичные ошибки и нарушения

Приведем список распространенных нарушений, которые могут быть выявлены в течение проверки:

  • расходы и доходы отражены неправильно;
  • реквизиты бухгалтерской отчетности заполнены неверно или не полностью;
  • неверно рассчитаны суммы налогов;
  • показатели разных форм отчетности противоречат другу;
  • размер уставного капитала отличается от того, что прописан в уставе;
  • арифметические ошибки при расчетах;
  • формальное проведение инвентаризации, проведение ее с ошибками и др.

Ответственность за непроведение

Хозяйствующие субъекты, перечисленные ранее, должны проходить процедуру аудита бухгалтерской отчетности каждый год, а также направлять заключение в органы статистики. Сдача заключения должна осуществляться вместе со сдачей отчетности. Если не получается отправить документ в срок, то можно предоставить его в течение 10 дней со дня выдачи, но не позже 31 декабря того года, который идет за отчетным. Об этом сказано в ФЗ от 06.12.2011 №402 (закон «О бухучете»), а именно во 2 его статье.

Помимо этого, на протяжении 3 рабочих дней с даты выдачи заключения компания обязана внести информацию об итогах проведенного аудита в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц.

Сам факт непроведения аудита не влечет за собой наказание. Административная ответственность наступает в случаях, описанных ниже. Наказание возможно только для тех организаций, которые обязаны проходить обязательный аудит бухгалтерской отчетности.


Инициатор штрафа Причина Статья Штраф
ФНС При выездной проверке обнаружилось отсутствие аудиторского заключения на протяжении необходимых сроков хранения (от 5 лет). Ч.1. ст. 15.11 КоАП РФ От 5 до 10 тыс. рублей для должностных лиц.
Росстат Если в данный орган на протяжении необходимого периода не было предоставлено аудиторское заключение. 19.7 КоАП РФ От 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3 тыс. рублей до 5 тыс. рублей — для юрлиц.
Банк России В течение необходимого срока на сайте АО не было выложено аудиторское заключение. Ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ От 30 тыс. до 50 тыс. рублей или отстранение от работы на 1-2 года для должностных лиц. Для юрлиц — от 700 тыс. до 1 млн рублей.

Сумма штрафа может быть снижена по решению суда, если имели место какие-либо исключительные обстоятельства, повлекшие за собой административное правонарушение.

assistentus.ru

Понятие аудита и ключевые характеристики данной процедуры


Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия — процедура, в ходе которой выявляются ошибки составления бухгалтерских документов, проверяется точность отражения в них обязательных финансовых показателей, активов и обязательств. Для многих компаний и предпринимателей такие проверки являются требованием закона.

Важно понимать, что аудит — это независимая проверка, а значит для неё необходимо приглашать специалистов из профильных аудиторных компаний. Иногда различают так называемую «внутреннюю» разновидность аудита, когда проверка происходит внутри компании силами штатных сотрудников.

Но очевидно, что даже квалифицированный бухгалтер не в состоянии адекватно и объективно проверить собственную работу. Более того, он может быть заинтересован в сокрытии допущенных нарушений. По этой причине проведение аудита предпочтительнее доверить профильной и не заинтересованной в фальсификациях независимой компании.

Для чего проводят проверки

Главная цель аудита — объективная оценка законности, правильного ведения бухгалтерии компании, а также точности отражения в ней всех финансовых показателей. Для этого специалисты последовательно решают следующие задачи:

  1. Проверка бухгалтерской отчетности, регулярности и корректности ведения всей предписанной законом документации.
  2. Анализ полноты отображения всех необходимых положений, в том числе затрат, прибыли и финансовых результатов работы компании.
  3. Выявление финансового резерва, объёма заёмных средств и поиск путей лучшего применения денег.

Законодательная база

Главным законодательным актом, на которой основывается работа аудиторов, является федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года. Термин «аудит» раскрыт в статье 7 указанного акта. Кроме того, в тексте закона можно узнать, что аудит является обязательным, когда выполняется ряд юридически предписанных условий.

С текстом этого закона обязательно нужно ознакомиться всем предпринимателям и бизнесменам, которые сталкиваются с необходимостью проводить данную процедуру. В конце 2017 года в федеральный закон были внесены изменения. Помимо этого акта, порядок проведения проверок регламентируют федеральные стандарты деятельности аудиторов, отдельные нормы законодательства и правила профессиональных аккредитованных сообществ.

Какие организации обязаны проходить аудит

Предпринимателю или владельцу фирмы важно знать, подлежит ли его бизнес обязательной проверке финансовой отчетности организации. Чтобы выяснить данное обстоятельство, нужно обратиться к 5 статье указанного выше федерального закона. Статья довольно объёма и содержит очень подробный перечень направлений. Например, все государственные корпорации обязаны проходить данную процедуру ежегодно. Относительно частных фирм и компаний можно резюмировать, что только несколько разновидностей подлежит обязательному аудиту:


  • Разновидности АО (ОАО, ЗАО, ПАО).
  • Кредитные организации (в том числе микрофинансовые).
  • НПФ (негосударственные пенсионные фонды).
  • Жилищные накопительные кооперативы.
  • Организаторы азартных игр.
  • Объединение туроператоров и отдельные туроператоры, работающие в сфере выездного туризма.
  • Политические партии.
  • Саморегулируемые организации (НКО, объединяющие предпринимателей в определённой отрасли производства).
  • Инвестиционные фонды.
  • Страховые фонды.

Кроме того, аудит будет обязателен, если компания не относится к указанным выше категориям, но объём её выручки за прошлый год превысил 400 миллионов рублей или ценные бумаги фирмы оказались допущены к организованным торгам.

Для большинства компаний, подлежащих обязательным ежегодным проверкам, предусмотрена публичность бухгалтерской отчетности. Так называют опубликование финансовых показателей организации в средствах массовой информации или отдельным тиражом.

Нюанс состоит в том, что публикация признаётся законной только когда подготовлена по итогам аудиторской проверки. Законодательство требует обязательной публикации в печатных изданиях (газетах или журналах) или распространения буклетов и брошюр. Публикации отчёта в интернете недостаточно.


Такие компании обязаны ежегодно проходит аудит, по контракту, заключенному с профильной фирмой, отобранной по результатам открытого конкурса. Для компаний, не попадающих под указанные в данной статье характеристики, законом не предусмотрен обязательный аудит.

Однако круг организаций, нуждающихся в аудите, не ограничивается перечисленными категориями. Проведение аудита полезно большинству предприятий, например, чтобы оценить качество работы бухгалтеров, выявить возможные нарушения и скорректировать подход к финансовой политике.

Разновидности аудита

Есть несколько подходов к классификации аудита. Например, зачастую выделяют «внешний» и «внутренний» аудит. Данная формулировка в строгом смысле не является корректной. Под «внешним» при таком подходе понимается аудит, выполняемый привлечённой независимой компанией.

«Внутренний» — это скорее проверка внутри фирмы, организованная собственными силами. Нет гарантии, что в её результате будут выявлены ошибки и действительные нарушения, так как проверяющая сторона вполне может быть заинтересована в подделке результатов анализа документации.

Также аудит часто разделяют на:

  1. Специальный. Цель — исследование конкретных документов или вопросов деятельности, соблюдения компанией предписанных законом процедур.
  2. Аудит финансовой отчётности. Это масштабный анализ всего объёма финансовых документов компании за отчётный период, например, годовой бухгалтерской отчетности.

Часто в качестве критерия классификации выступает регулярность. Например, выделяют «первоначальный» аудит — первый для компании — и «согласованный» — проводящийся регулярно. В экономической литературе можно встретить и иное деление аудиторских процедур.

Отдельно стоит выделить такое направление проверок как «экспресс аудит». Так называют быстрый и выборочный анализ документов, поводом для которого часто становятся какие-либо экстренные обстоятельства. Например, неожиданно возникшая кризисная ситуация в компании или появившиеся у собственника подозрения в нарушениях работы фирмы.

Методика экспресс аудита предполагает устную беседу с ответственным лицом компании (как правило, с главным бухгалтером) и выборочную проверку документов. Этот способ достаточно хорош для оперативного поиска нарушений и недочётов, но не даёт комплексного представления о состоянии фирмы.

Какие документы нужно подготовить для аудиторской проверки

Список документации, которую будут изучать проверяющие специалисты, весьма обширен. К обязательному минимуму относятся:

  • уставные документы компании, в том числе учредительный договор (при наличии);
  • выписка о внесении в ЕГРЮЛ;
  • свидетельство о постановке на учёт в налоговой службе;
  • лицензии и сертификаты;
  • сведения о банковских счетах;
  • налоговая и бухгалтерская отчётность за анализируемый период;
  • договоры с контрагентами;
  • акты, накладные, карточки учёта средств;
  • штатное расписание и документы отдела кадров;
  • расчёты по распределению косвенных расходов;
  • регистры налогового учёта;
  • аудиторский отчёт за предыдущий период (при наличии).

Из каких этапов состоит аудит

Проверка бухгалтерской и финансовой отчётности занимает продолжительное время. Как правило, вся процедура длится не менее 1 недели, а в случае, если объемы продаж компании достигают 100 миллионов рублей — работа аудиторов займёт 3-4 недели.

Аудит включает следующие этапы:

  1. Подготовка планирование. На данном этапе формируется состав аудиторской группы, с проверяемой стороной согласуется порядок работы, решаются организационные вопросы, определяются задачи и разрабатывается план проверки. Стоит знать, что в случае самой первой или особо сложной проверки в состав группы нередко включают юриста.
    Его задача — оценить учредительные документы организации, заключенные контракты и договоры, оценить порядок утвержденных внутри компании процедур (например, аукционов). Также юрист принимает участие в составлении итогового отчёта по результатам всей проверки.
  2. Непосредственно проверка документации. Специалисты работают с бумагами, а также взаимодействуют с главным бухгалтером и отдельными работниками, ответственными за те или иные направления работы. Аудиторы вправе задавать устные вопросы и направлять письменные запросы.
    Аналогичное право есть и у проверяемой стороны: аудиторам можно задавать вопросы на протяжении всего времени работы, как устно, так и в письменной форме.
  3. Подведение итогов, составление отчёта и направление его руководству проверявшейся организации. Традиционно аудиторские фирмы готовят два документа: аудиторское заключение и пояснительную записку, где характеризуются все значимые материалы проведенной проверки. Ошибки и недочеты, указанные в пояснительной записке подлежат оперативному расследованию, анализу и устранению.

Если в ходе исследования не выявлено никаких нарушений, а компания шла навстречу проверяющим специалистам, предоставляя все необходимые бумаги и отвечая на все запросы, аудиторы выдают безусловное положительное заключение с положительным мнением.

В аналогичной ситуации, когда недочетов не найдено, но отсутствовал какой-либо документ или не поступи ответ на запрос, компания может получить положительное заключение с мнением, не являющимся безоговорочно положительным или с отказом от выражения мнения.

Однако проверка может пройти не так гладко, и как вариант, организация получит отрицательное заключение. В случае, когда какое-либо нарушение в работе компании будет указано в отчёте или пояснительной записке, но не будет устранено компанией до следующей проверки, руководитель фирмы рискует получить отрицательное аудиторское заключение и штрафные санкции со стороны контролирующих органов.

Сколько стоит проведение аудита

Стоимость проведения независимой оценки бухгалтерской и финансовой отчётности напрямую зависит от вида проверки (полная или специальная) и масштаба компании (чем больше документации предстоит оценить специалистам, тем больше придётся заплатить). Цена на аудит начинается от 50 тысяч и может доходить до нескольких миллионов рублей.

Некоторые компании оценивают стоимость проверки в аудиторских часах, то есть цена напрямую будет зависеть от времени, которое специалисты проработают с документами фирмы. Цены за час варьируются в границах от 2000 до 10000 рублей. Некоторые организации привлекают клиентов более низкими ценами (вплоть до 200 рублей за час), однако необходимо проверить, не мошенничество ли это.

biztolk.ru

Тот факт, что аудиторское заключение теперь не входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, не отменяет ни обязательность проведения аудита для определенных организаций, ни их обязанность публиковать аудиторское заключение вместе с опубликованием самой бухгалтерской (финансовой) отчетности, если такое опубликование является обязательным (ч. 10 ст. 13 Закона N 402-ФЗ). Представлять аудиторское заключение вместе с бухгалтерской (финансовой) отчетностью в органы государственной статистики и в налоговые органы с 1 января 2013 г. не требуется.

Нормативные документы:

  1. ФЗ от 6.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

  2. Положение по ведению БУ и БО в РФ, № 34-н.

  3. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

  4. Приказ Минфина РФ «О формах БО организаций» от 02.07.10 г. № 66н.

Новшеством Закона N 402-ФЗ являются включенные в него положения о внутреннем контроле, организуемом экономическими субъектами в обязательном порядке. Причем объектом контроля должно быть не только ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, но и сами факты хозяйственной жизни экономического субъекта.

Аудит бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

      1. Аудит Баланса организации;

      2. Аудит отчета о Финансовых результатах;

      3. Аудит остальных форм отчетности (отчета о движении дс, о движении капитала, пояснительная записка)

Цель проверки — выражение мнения о достоверности отчетности организации.

Задачи:

  • проверка полноты, состава и содержания отчетных форм;

  • проверка своевременности формирования форм отчетности;

  • проверка адекватности, идентичности отображения одинаковых показателей в разных отчетных формах;

  • проверка взаимосвязи различных показателей фхд организации в ее отчетных формах.

        1. Аудит бухгалтерского баланса.

На основе его можно проанализировать финансовое положение организации.

В ходе аудита анализируют статьи актива и пассива бухгалтерского баланса и смотрят их увязку с данными предыдущих отчетных периодов, чтобы убедиться в непрерывности баланса и ведении бухучета в организации. По текущему балансу необходимо провести сверку данных с аналитическим учетом, чтобы выразить мнение о достоверности его статей, сверить данные баланса с данными по результатам инвентаризации. Отдельно учитываются заключительные обороты(закрытие счетов), чтобы подтвердить непрерывность финансового результата по сравнению с предыдущим годом. В помощь привлекаются акты службы внутреннего контроля, по проверкам Доходов иРасходов и других показателей финансово-хозяйственной деятельности.

По балансу аудиторы должны убедиться:

  • в его достоверности, правильности, полноте и своевременности;

  • в непрерывности баланса;

  • финансовый результат деятельности учитывается исходя из результатов предыдущей деятельности(заключительные обороты);

  • ОС и НМА отражены в балансе по их остаточной стоимости;

  • приобретенное оборудование, требующее монтажа и незавершенное строительство отражается в балансе по фактическим затратам инвесторов;

  • вложения в цб отражаются за минусом средств резерва, созданного под их обесценение;

  • затраты по НЗП, а также отгруженная продукция отражаются в учете в соответствие с Учетной Политикой организации;

  • ДЗ и КЗ отражаются в учете отдельно, как краткосрочная или долгосрочная задолженности;

  • сальдо по Активным/Пассивным счетам по расчетам с Дебиторами и Кредиторами должны быть представлены в активе баланса по тем счетам, где сальдо дебетовое, и в пассиве, где сальдо кредитовое;

  • УК отражен в балансе, в сумме, соответствующей уставу организации, или приложению к нему;

  • проследить соответствие между отдельными данными баланса и Отчета о Финансовых результатах.

        1. Аудит Отчета о Финансовых результатах.

Отчет очень важен для всех пользователей, т.к. характеризует формирование организацией финансовых результатов.

Перед тем, как приступить к аудиту, аудиторы:

  • знакомятся с УП организации (какие Доходы и Расходы связаны с основной, а какие с неосновной деятельностью);

  • сверяют данные, полученные при проверке с данными Оборотно-Сальдовой Ведомости, Главной книгой, бухгалтерских журналов и другими документами аналитического учета.

Доходы иРасходы являются существенными, если подлежат обособленному отражению по показателю Выручка.

Затраты на производство и оказание услуг должны отражаться по показателюСс, данные в этот показатель должны попасть из следующих счетов:

43 «ГП», 20 «»Основное производство», 41 счет «Товары».

Коммерческие расходы — отражаются издержки обращения, т. е. Затраты, связанные со сбытом ГП, посредники, пошлины и тд. Данные операционных расходов за минусом НДС.

Проверяется также исходя из данной формы правильность начисления налога на прибыль, на основании этой формы определяют также показания рентабельности и делают выводы по эффективности такой деятельности.

Типичные ошибки.

  • Неправильное отнесение насубсчета учета ДиР, неправильное исчисление ДиР в целом;

  • неправильное начисление налога на прибыль;

  • распределение ЧП по субсчетам идет не в соответствие с решениями общих собраний участников, а также документами по формированию внутренних фондов и резервов;

  • несоблюдение сроков;

  • неправильное отражение сумм по авансовым платежам по налогу на прибыль.

        1. Отчет об изменении Денежных Средств.

В отчете о движении денежных средств аудиторы проверяют данные о средствах организации на счетах, а также в кассе, проверяют достоверность путем сверки данных аналитического учета (при расчетах безналичным путем (банк) проверяют – платежные поручения, платежные требования, аккредитивы, инкассо, банковские ордера; при наличных расчетах(касса) — ПКО,РКО, объявление на взнос наличными, денежные чеки).

Данные о движении ДС сопоставляются с данными баланса на предмет идентичности отражения в этих 2х документах одинаковых данных по кассе и расчетным счетам организации. По данным этого отчета и первичных документов проверяется своевременность и полнота отражения в данном отчете о движении ДС операций по рс в банках и операции по кассе. По данным этого отчета аудиторы могут судить о финансовых возможностях организации по поддержанию производства, а также об инвестиционных возможностях организации.

        1. Отчет об изменении капитала.

Аудиторы прежде всего обращают внимание на величину Чистых Активов организации, которые не должны быть меньше Уставного Капитала. Если ЧА меньше УК, то тогда аудиторы выражают сомнение в том, что организация сможет в ближайшем финансовом году непрерывно продолжать деятельность. В этом случае дается модифицированное заключение, в котором при наличии достоверных форм отчетности выражается сомнение и обращается внимание, что организация вряд ли сможет получать прибыль, которая ей необходима для деятельности, в результате чего она может разориться.

Далее обращают внимание на величину стоимости имущества при переоценке, т. к. в аудиторской практике известны частые ошибки проверяемых организаций, связанные с неверным определением новой стоимости имущества при переоценке, в тех случаях, если трудно выяснить рыночную стоимость этого имущества. На этот случай организация должна приглашать эксперта-оценщика, но во избежание дополнительных расходов организации часто этого не делают. В отчете об изменении капитала должны быть учтены положительные и отрицательные курсовые разницы, связанные с принадлежащими организации цб.

        1. Пояснительная записка.

В ней обычно отражаются сведения по тем сторонам фхд организации, которые явно показаны в отчетных формах(пример: сведения о реорганизации, перепрофилировании, финансовый кризис, форс-мажоры, дополнительные расшифровки по поводу отдельных статей форм отчетности, отдельных строк в приложении этих форм).

Аудиторы должны проверить достоверность отражения сведений в записке, путем сверки данных аналитического с синтетическим учетом. Проверить необходимость отражения той информации, которая дала организация. Выразить мнение и дать рекомендации.

studfiles.net

Виды бухгалтерской отчетности

Теперь рассмотрим, какие виды бухгалтерской отчетности существуют. В зависимости от полноты информации и сроков документы можно разделить на следующие виды:

1. Внутренние документы (предназначены для использования только внутри организации или предприятия).
2. Внешние документы (предназначены для предоставления проверяющим органам, а также потенциальным инвесторам, клиентам или заинтересованным вкладчикам).
3. Годовые отчеты (содержат информацию о финансовом состоянии и хозяйственной деятельности организации за календарный год).
4. Промежуточные отчеты (содержат информацию о каком-либо периоде в течение календарного года — за месяц, квартал, неделю).
5. Частная отчетность (содержит сведения о работе отдельного участка или отдела предприятия мли организации).
6. Общая отчетность (содержит данные о работе организации в целом).

Следует отметить, что аудиторская проверка бухгалтерской отчетности может быть направлена на изучение отдельных документов (например, по отдельной отрасли или за какой-то конкретный период времени). Ежегодный аудит бухгалтерской отчетности организации подразумевает проверку всех документов предприятия.

Формы бухгалтерской отчетности

В основном бухгалтерские документы ведут на бланках. Образцы таких бланков обычно имеют унифицированную форму. Другие документы внутри организации могут быть заполнены на бланках, которые были разработаны с учетом особенностей предприятия.

В состав общих отчетов, передаваемых на аудиторскую проверку, входят такие документы, как:

  • отчет о финансовых результатах организации;
  • бухгалтерский баланс предприятия;
  • отчет об изменениях капитала;
  • отчет о движении денежных средств.

Обратите внимание, что к вышеперечисленным документам могут быть дополнительно предоставлены пояснительные записки или отчеты.

Суть аудиторской проверки бухгалтерской финансовой отчетности

Аудиторская проверка финансовой бухгалтерской отчетности состоит в тщательном изучении всех данных. Аудитор проводит сверку соответствия результатов хозяйственной и финансовой деятельности предприятия (организации) нормам действующего законодательства РФ. Кроме того, аудиторская проверка бухгалтерской отчетности должна подтвердить достоверность сведений, содержащихся в документах.

Проверяющий отчетность аудитор, в своей деятельности руководствуется утвержденными процедурами проведения проверки в соответствии с нормами Налогового и Гражданского кодекса и Положениями и рекомендациями Минфина РФ. Аудиторы, которые проводят проверку бухгалтерской финансовой отчетности организации, обязательно должны придерживаться Кодекса профессиональной этики аудиторов.

Уведомление о предстоящей проверке

Как мы уже выяснили, суть аудиторской проверки бухгалтерской отчетности состоит в выявлении соответствия ведения документов нормам закона. Перед проведением аудита организации должно прийти уведомление о предстоящей проверке, если только проверка не является внеплановой. В уведомлении указывается, к чему именно следует готовиться, и как долго будет длиться аудиторская проверка бухгалтерской отчетности.

Внеплановая проверка предприятия может быть проведена в случае расследования какого-либо серьезного правонарушения.

В ходе аудиторской проверки финансовой отчетности, проверяющий обычно изучает:

1. Содержание и состав форм бухгалтерской документации.
2. Соответствие различных показателей из разных отчетов.
3. Взаимоувязку показателей бухгалтерской финансовой отчетности.
4. Корректность и правильность оценивания статей отчетности.
5. Корректность и правильность формирования сводной отчетности.

Виды аудиторских проверок

Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности может быть:

  • обязательной (ежегодной);
  • по инициативе руководителя организации (предприятия).

Во втором случае аудиторская проверка, инициированная директором предприятия, может быть направлена на то, чтобы в ходе нее выявить недобросовестного сотрудника или для перестраховки. В такой ситуации аудит отчетности может быть выборочным. Проверяющий будет просматривать не все документы, а лишь часть из них (например, промежуточные отчеты).

Методы проведения проверки аудитором

Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности организации может быть проведена несколькими методами, а именно:

1. Метод дедукции

Проверяющий сначала проверяет содержание отчетной бухгалтерской документации, а после этого — сведения аналитического и синтетического учета. Затем аудитор обрабатывает первичные документы.

2. Метод индукции

Аудитор вначале проверяет первичные документы, а потом — затем регистры учета. Далее он проверяет финансовую отчетность организации.

В целом, в процессе сбора аудиторских доказательств, проверяющий может использовать разнообразные процедуры и методы. К наиболее часто применяемым методам аудита относится арифметическая проверка точности бухгалтерских записей (и других документов). Аудитор в ходе проведения проверки может самостоятельно проводить необходимые пересчеты.

Этапы аудиторской проверки

Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности проходит в три этапа:

1. Организация и планирование аудита

На этом этапе проверки аудиторской фирме приходит приглашение с просьбой провести проверку организации или предприятия. Аудиторская фирма знакомится с предприятием и его деятельностью. После этого фирмой разрабатывается план и программа будущей проверки. Кроме того, оформляется специальный документ, в котором прописываются права и обязанности клиента и аудитора в ходе проведения проверки. Посл. этого заключают договор о проведении аудита.

2. Сбор доказательств проверяющим

На данном этапе проводят специальные проверки с целью выявления искажений в бухгалтерской отчетной документации. Для выявления применяют отчет об убытках и прибылях, бухгалтерский баланс и статистическую отчетность, включая кассовые книги и журнал-ордер. Помимо этого, на втором этапе проверки изучают результаты проведенных инвентаризаций и уставные документы организации.

3. Завершение проверки

Все собранные аудитором в ходе проверки сведения группируются и систематизируются. После чего полученные данные проверяющий сообщает руководителю организации. о проверку заключение аудитора, в котором он высказывает свое мнение о достоверности бухгалтерской отчетности предприятия.

Выявление нарушений в ходе проверки

В процессе поверки бухгалтерской отчетности предприятия, аудитор может вывить ряд нарушений, например:

  • инвентаризация была проведена формально, а не фактически;
  • при подсчете показателей (их округлении) были обнаружены ошибки;
  • формы отчетности не имеют связи между собой;
  • обнаружена скрытая информация о депозитах (вкладах);
  • неверно отражены доходы и убытки;
  • уставный капитал не соответствует заявленной в документах сумме.

Кроме того, аудитор может выявить факт неверного раскрытия управленческих расходов или ошибочный расчет налога на прибыль.

my-biz.ru

Основная цель аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности — это проверка соответствия составленных форм отчетности экономиче­ского субъекта, приложений к ним и пояснений, а также всех расчетов, деклараций, справок законодательным и нормативным документам.

Объектом аудиторской проверки является бухгалтерская отчет­ность, представляющая единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйствен­ной деятельности, составленная на основе данных бухгалтерского уче­та по установленным формам. Все отчетные формы, входящие в состав бухгалтерской отчетности, взаимосвязаны, поскольку отражают одни и те же хозяйственные операции и события в деятельности организа­ции в разных аспектах.

Информационная база, используемая аудитором при проверке бухгалтерской отчетности, включает: основные нормативные докумен­ты, регулирующие вопросы формирования показателей бухгалтерской отчетности; приказ об учетной политике организации; регистры синте­тического и аналитического учета по отдельным объектам бухгалтер­ского учета; инвентаризационные описи и акты инвентаризации по ре­зультатам годовой инвентаризации.

При этом в первую очередь нужно проверить отчетность на со­ответствие Федеральному закону «О бухгалтерском учете». Для этого аудитору необходимо проверить:

• обеспечивает ли главный бухгалтер соответствие осуществля­емых хозяйственных операций законодательству, ведет ли он контроль за движением имущества и выполнением обязательств;

• как поступает главный бухгалтер при возникновении разно­гласий с руководителем организации по осуществлению отдельных хозяйственных операций, документы по которым могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организа­ции;

• составляются ли для контроля и упорядочения обработки дан­ных о хозяйственных операциях сводные учетные документы на осно­ве первичных учетных документов;

• соблюдается ли порядок хранения первичных документов, ре­гистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в соответ­ствии с правилами организации государственного архивного дела.

Во вторую очередь аудитору следует проверить отчетность на соответствие Положению по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), которое устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской от­четности экономических субъектов и не применяется при формирова­нии отчетности для внутренних целей, отчетности, составляемой для статистического наблюдения, представления банку и т.д., если в пра­вилах подготовки такой отчетности не предусматривается использова­ние Положения.

Настоящее Положение применяется Министерством финансов Российской Федерации при установлении: типовых форм бухгалтер­ской отчетности и инструкции о порядке составления отчетности; уп­рощенного порядка формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организа­ций; особенностей формирования сводной бухгалтерской отчетности; особенностей формирования бухгалтерской отчетности в случаях ре­организации или ликвидации организации; особенностей формирова­ния бухгалтерской отчетности страховыми организациями, негосудар­ственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и иными организациями сферы финансового по­средничества; порядка публикации бухгалтерской отчетности.

При формировании бухгалтерской отчетности организацией долж­на быть обеспечена нейтральность содержащейся в ней информации. Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели всех филиалов, представительств и иных подразделений.

В ней не допускается зачет между статьями активов и пассивов, прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими Положениями по бухгалтерскому учету.

Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые долж­ны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обя­зательств.

В третью очередь аудитор должен проверить налоговые декла­рации экономического субъекта на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации, в соответствии с которым необходимо учи­тывать следующее:

• налогоплательщик обязан представлять налоговую деклара­цию по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщи­ком в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы;

• налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика;

• налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчис­лением и уплатой налогов;

• налоговая декларация представляется в установленные зако­нодательством о налогах и сборах сроки;

• при обнаружении в налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно и ошибок, приводящих к за­нижению суммы налога, налогоплательщик обязан внести необходи­мые дополнения и изменения в налоговую декларацию.

При аудите годовой отчетности аудитор проверяет также квар­тальную отчетность. Проверка должна проводиться по двум направле­ниям:

1) проверка взаимоувязки показателей отчетности между собой по всем формам отчетности;

2) проверка правильности заполнения форм отчетности на осно­вании Главной книги и других регистров бухгалтерского учета.

Проверка по первому направлению осуществляется на основе специальных разработочных таблиц взаимоувязки показателей отчет­ности, например, взаимосвязь показателей между формой № 1 «Бух­галтерский баланс» и формой № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и т.д. на основе нормативных документов, утверждаемых Минфином России.

Проверка по второму направлению осуществляется по каждой форме бухгалтерской отчетности раздельно путем сопоставления по­казателей из соответствующей формы отчетности с остатками и оборо­тами по счетам Главной книги или другого аналогичного регистра бух­галтерского учета.

При проверке бухгалтерской отчетности аудитор должен обра­тить внимание на соблюдение правил по составлению и заполнению отчетных форм. Например, в бухгалтерской отчетности не должно быть пустых, не содержащих показателей строк, а в строках и статьях разде­лов должны быть проставлены коды.

При проверке баланса (форма № 1) необходимо обратить вни­мание на выполнение требований, содержащихся в приказе Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н. Например, при составлении годовой отчетности данные по статьям «Резервный капитал» и «Нераспреде­ленная прибыль (непокрытый убыток)» показываются с учетом рас­смотрения деятельности организации за отчетный год, принятых ре­шений о распределении прибыли, о покрытии убытков, о выплате дивидендов и т.д. Убытки должны отражаться в балансе в той части, которая осталась не погашенной за счет полученной прибыли.

Проверку показателей бухгалтерского баланса целесообразно начинать с процедуры арифметических подсчетов итогов по группам статей, разделам и валюты баланса по активу и пассиву, а также сверки полученных результатов с данными, указанными в бухгалтерском уче­те организации. В ходе проверки бухгалтерского баланса необходимо проверить соблюдение требования непротиворечивости, в частности, наличие тождества показателей граф «На начало отчетного года» и «На конец отчетного периода» предыдущего года.

Организация, которая вносит изменения в данные вступитель­ного баланса, должна соблюдать следующие правила:

• числовые показатели отражаются в бухгалтерской отчетности в сравнении с соответствующими данными за предыдущий год;

• изменения, относящиеся к прошлым периодам, отражаются только во вступительном балансе, никакие корректировочные записи в бухгалтерский учет как прошлого, так и отчетного года не вносятся.

Причины внесения изменений в учетную политику должны быть раскрыты в пояснениях к бухгалтерской отчетности. В частности, не­обходимо указать, были ли пересчитаны соответствующие данные за прошлые годы. В случае их корректировки указать, как были оценены последствия (в денежном выражении) и какие изменения внесены во вступительный баланс.

Для подтверждения статей бухгалтерского баланса использует­ся процедура сверки тождественности показателей баланса и Главной книги. При проведении такого сопоставления используются данные соответствующих регистров аналитического учета. При выявлении от­клонений устанавливается их причина.

Аудитор может использовать и такой прием, как составление аль­тернативного баланса по данным Главной книги и сопоставление его показателей с данными бухгалтерского баланса, подготовленного орга­низацией. Это позволяет выявить отклонения по отдельным статьям.

Одной из важных процедур является проверка взаимоувязки показателей отчетных форм. С этой целью сверяются показатели бух­галтерского баланса с данными других отчетных форм. Данные бух­галтерского баланса используются для анализа имущественного и фи­нансового положения организации.

Раздел «Внеоборотные активы». При проверке аудитор должен обратить внимание на правильный бухгалтерский учет результатов НИОКР. Если НИОКР подлежат правовой охране и зарегистрирова­ны (запатентованы) в установленном порядке, то расходы на проведе­ние этих работ формируют объект нематериальных активов. Если по­лучены такие результаты НИОКР, которые согласно законодательству не подлежат правовой охране либо подлежат регистрации, но не заре­гистрированы, то расходы на проведение данных работ не приводят к возникновению нематериального актива. Сложность состоит в том, что учет нематериальных активов и расходов на НИОКР во многом

совпадает. И те и другие входят в состав внеоборотных активов, учи­тываются на одном и том же счете 04 «Нематериальные активы» и по­падают на него со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». По­этому расходы на НИОКР следует обязательно учитывать на отдельном субсчете счета 04.

По строке 110 баланса отражаются только нематериальные ак­тивы, причем не по первоначальной, а по остаточной стоимости (за минусом начисленной амортизации). Сумма расходов на НИОКР, ко­торая числится на счете 04, должна отражаться по строке 150 «Прочие внеоборотные активы». Если расходы на НИОКР представляют собой значительную величину, то они выделяются отдельной строкой.

По строкам 140 и 250 необходимо проверить, учитываются ли предоставленные займы в соответствии с нормами ПБУ 19/02. Сумма займов показывается в балансе с учетом процентов, причитающихся к получению по условиям договора. В этом существенное отличие пра­вил отражения процентов по займам в бухгалтерском и налоговом учете. В конце года должны быть начислены проценты по правилам налогового учета. Но прежде чем начислять проценты по займу в бухгалтерском уче­те и отражать их в балансе, нужно проверить, в какой срок предусмотре­но начисление процентов по договору займа. Кроме того, при проверке строки 250 необходимо обратить внимание, что раньше (в прежней фор­ме баланса) в составе краткосрочных финансовых вложений отражались затраты организации по выкупу собственных акций у акционеров. Те­перь выкупленные акции отражаются в отдельной строке, причем не в активе, а в пассиве баланса — в разделе «Капитал и резервы».

В новой форме баланса в конце раздела «Внеоборотные активы» появилась строка 145 «Отложенные налоговые активы» (требования ПБУ 18/02). По этой строке отражается сальдо по счету 09. Величина отложенных налоговых активов у многих организаций будет незначи­тельной. По количественному признаку существенности этот показа­тель вряд ли пройдет как существенный, но в любом случае он являет­ся существенным по своему характеру. Поэтому отложенные налоговые активы обязательно нужно отражать в балансе отдельной строкой, а не включать в состав прочих внеоборотных активов.

Раздел «Оборотные активы». По строке 210 раздела «Оборот­ные активы» необходимо проверить, входят ли в состав расшифровки показателя этой строки остатки незавершенного производства (НЗП). Сумма НЗП должна быть подтверждена соответствующими расчета­ми. Способ расчета НЗП в бухгалтерском учете организация устанав­ливает самостоятельно по выбранной методике, которая должна быть обоснована и закреплена в учетной политике. Расчет НЗП в целях на­логового учетаустановлен главой 25 НК РФ. Как правило, сумма НЗП в налоговом учете намного меньше аналогичного показателя, исчислен­ного по правилам бухгалтерского учета, из-за различного состава пря­мых расходов, участвующих в расчете НЗП.

Одной из ошибок организаций является то, что при стремлении сблизить бухгалтерский и налоговый учет состав прямых затрат в бух­галтерском учете сводится к набору прямых затрат, предусмотренному в налоговом учете. Это приводит к неправильному формированию се­бестоимости продукции, работ, услуг организации и к искажению фи­нансового результата. Другая ошибка заключается в том, что расчет остатков НЗП осуществляется не ежемесячно, а на конец отчетного периода (как в бухгалтерском, так и в налоговом учете). Необходимость ежемесячного расчета НЗП вытекает из требования ежемесячно фор­мировать себестоимость продукции, продаж, работ, услуг. Как показы­вает практика, сумма НЗП, рассчитанного за каждый месяц квартала, отличается от суммы НЗП, исчисленной один раз по итогам квартала. При расчете НЗП ежеквартально (в привязке к периоду сдачи отчет­ности) искажается сумма списанных затрат и остатков НЗП и, как след­ствие,— себестоимость продукции (работ, услуг).

Аудитор обязан удостовериться, что дебиторская задолженность в бухгалтерской отчетности расшифрована полностью по своему со­ставу. Дебиторская задолженность, по которой созданы резервы по со­мнительным долгам, должна быть показана за минусом образованного резерва. Организация может дать расшифровку либо непосредственно в балансе, либо в приложениях к балансу, либо в пояснениях. Оставить эту статью баланса без расшифровки организация не вправе, так как в этом случае ставится под сомнение полнота и достоверность бухгал­терской отчетности.

Данные по счетам расчетов в балансе приводятся в развернутом виде: если имеется дебетовое сальдо, то в активе; если имеется креди­товое сальдо,то в пассиве.

По строке 260 баланса аудитору необходимо обратить внимание на депозитные вклады, отражаемые по субсчету 3 «Депозитные счета» счета 55 «Специальные счета в банках».

Раздел «Капитал и резервы». В новой форме баланса после стро­ки 410 введена дополнительная строка 411 «Собственные акции, вы­купленные у акционеров». Она заполняется, если в бухгалтерском уче­те организации было отражено движение на счете 81 «Собственные акции (доли)». По дебету этого счета отражается выкуп акций (долей) у акционеров (участников) общества, а по кредиту — их выбытие (пе­редача, продажа, аннулирование). В балансе отражается дебетовое саль­до по счету 81. Это активный счет, и при отражении в пассиве баланса остатка по дебету этого счета он приобретает отрицательное значение. Поэтому в балансе по строке 411 проставляются скобки.

По строке 470 показывается сумма нераспределенной прибыли или непокрытого убытка организации. Аудитор должен убедиться, что показатель нераспределенной прибыли формируется после распреде­ления прибыли, полученной за отчетный год. Иными словами, при за­крытии (реформации) балансадолжно быть отражено направление при­были в резервный капитал и на выплату дивидендов учредителям. Аналитика по счету 84 должна быть организована таким образом, что­бы можно было видеть использованную и неиспользованную части чи­стой прибыли.

Разделы «Долгосрочные обязательства» и «Краткосрочные обязательства». При проверке остатков по строке 510 (так же как и по строке 610) аудитор должен убедиться, что займы и кредиты учитыва­ются в соответствии с нормами ПБУ 19/02 (должны быть отражены суммы процентов за пользование займом или кредитом, причитающих­ся к уплате на конец отчетного периода).

В раздел «Долгосрочные обязательства» введена новая стро­ка 515. Она предназначена для отражения сумм отложенных налоговых обязательств, исчисленных в соответствии с требованиями ПБУ 18/02. Это — сальдо по кредиту счета 77. Данный показатель свидетельствует о том, что у организации есть отложенные на будущие периоды обяза­тельства перед бюджетом по налогу на прибыль. Их сумма обязатель­но должна быть отражена в балансе, даже если она окажется ниже ус­тановленного уровня существенности.

При отражении задолженности перед работниками организации по начисленной, но невыплаченной заработной плате организации иногда совершают ошибку, включая сюда задолженность перед подотчетными лицами, которые потратили на нужды организации собственные деньги. Такую задолженность не следует показывать вместе с заработной пла­той, ее лучше отразить отдельно (в составе прочей кредиторской за­долженности или отдельной строкой).

При проверке остатков задолженности организации по налогам и сборам перед бюджетом и государственными внебюджетными фон­дами аудитор должен проверить, отражены ли на счетах учета расчетов с бюджетом по соответствующему налогу (на отдельных субсчетах) подлежащие уплате штрафы и пени по налогам (сборам). В балансе суммы начисленных штрафов и пеней должны быть отражены в той же строке, где указана сумма налогов и сборов, подлежащих уплате в бюд­жет (внебюджетный фонд).

В новой форме баланса нет специальной строки для отражения сумм авансов, полученных от покупателей и заказчиков. Поскольку этот показатель является существенным по своему характеру, кредиторскую задолженность перед покупателями целесообразно отражать в балансе отдельной строкой.

При проверке строки 630 баланса аудитор должен убедиться, что в ней отражены только суммы задолженности перед учредителями (учас­тниками) общества по выплате доходов (дивидендов, процентов по акци­ям, облигациям). При заполнении строки 630 организации иногдадопуска- ют ошибку, показывая по этой строке сумму процентов, причитающихся учредителю по договору займа. Задолженность по займу, полученному от учредителя, должна отражаться не по строке 630, а в составе задолженно­сти по займам: по строке 510 (если заем долгосрочный) или по строке 610 (если заем краткосрочный). Сумма процентов, причитающихся учреди­телю по договору займа, является его доходом. Но эта сумма должна быть показана вместе с суммой основного долга по заемным средствам.

Поскольку создание резервов организации в соответствии с нор­мативными актами по бухгалтерскому учету тесно связано с формиро­ванием финансовых результатов, аудитор при проверке остатков по строке 650 баланса должен ознакомиться с актами инвентаризации и пе­реоценки резервов.

Если проверяемая организация решила не формировать резер­вы, она должна внести соответствующие изменения в учетную полити­ку и в конце отчетного года новые резервы не создавать. В этом случае неиспользованные суммы резервов, по которым не образуется перехо­дящих остатков, должны быть списаны на финансовые результаты в конце отчетного года. А суммы неиспользованных средств по резер­вам, по которым в соответствии с нормами бухгалтерского учета остат­ки не списываются, а переходят на следующий год, списываются не в конце отчетного года, а только в следующем году.

При заполнении справочного раздела баланса организации часто допускают ошибку: не показывают на забалансовом счете 001 основ­ные средства, взятые организацией в аренду.

Аудиторская проверка отчета о прибылях и убытках (фор­ма № 2). Отчет о прибылях и убытках характеризует порядок формиро­вания финансового результата финансово-хозяйственной деятельности организации. Перед началом проверки аудитор должен ознакомиться с положениями учетной политики организации, касающимися поряд­ка признания доходов в качестве доходов от обычных видов деятель­ности, в соответствии с п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «До­ходы организации» (ПБУ 9/99).

Аудитору следует проверить арифметические подсчеты. Для под­тверждения достоверности и точности определения показателей отчет­ной формы производится сверка тождественности показателей графы 3 «За отчетный год» с данными Главной книги и регистров аналитического учета по счетам учета доходов и расходов. Графа 4 заполняется на основа­нии данных графы 3 за предыдущий год. Если данные за аналогичный период предыдущего года не сопоставимы с данными за отчетный период, то данные предыдущего года подлежат корректировке исходя из измене­ний учетной политики, законодательных и иных нормативных актов. Ис­правительные записи в бухгалтерском учете при этом не составляются.

Если в балансе показывается финансово-экономическое состоя­ние организации на конец отчетного периода, то в форме № 2 показыва­ются финансовые результаты за конкретный отчетный период. Баланс непрерывен в течение всего периода жизнедеятельности организации, а форма № 2 каждый год формируется заново. Поэтому в форме № 2 отражаются не остатки по счетам 09 и 77, а итоги по оборотам этих сче­тов за отчетный период. В отчете о прибылях и убытках отражается разница между начисленными и списанными отложенными налоговы­ми активами и обязательствами. А именно: по строке «Отложенные на­логовые активы» показывается разница между дебетовым оборотом счета 09 и кредитовым оборотом по этому счету за отчетный период, а по строке «Отложенные налоговые обязательства» — разница между кредитовым и дебетовым оборотами по счету 77.

Текущий налог на прибыль — последний показатель, участву­ющий в расчете чистой прибыли (убытка) организации. В форме № 2 следует отражать всю сумму налога на прибыль, начисленного за от­четный (налоговый) период. Этот показатель должен равняться сумме налога на прибыль, начисленного по налоговой декларации за данный период, а также сумме налога на прибыль, сформированной в бухгал­терском учете на счете 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» в соответствии с требованиями ПБУ 18/02.

Данные отчета о прибылях и убытках используются для анализа финансовых результатов.

Аудиторская проверка отчета об изменениях капитала (фор­ма № 3). В форме № 3 произошли существенные изменения. В ней по­казаны источники финансирования организации по структуре капита­ла. В форме № 3 можно отразить изменение резервов и капитала организации за отчетный и прошлый годы. Так выполняется требова­ние п. 10 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчет­ность организации» ПБУ 4/99 о приведении показателей минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному.

Если данные за период, предшествующий отчетному, не сопоста­вимы с данными за отчетный период, то они корректируются. Поэтому отдельно показывается влияние на показатели изменений в учетной по­литике организации. Такжерасшифровывается влияние переоценки объек­тов основных средств и иностранной валюты на размер капитала органи­зации. В форме № 3 теперь можно проследить изменение каждой составляющей капитала в промежутке между 31 декабря и 1 января.

Весьма ценными для акционеров и инвесторов являются показан­ные в новой форме № 3 данные о чистой прибыли и выплаченных диви­дендах за два года, результат хозяйственной деятельности и его влияние на величину собственного капитала хозяйствующего субъекта.

Аудиторская проверка отчета о движении денежных средств (форма № 4). Проверяя форму № 4, аудитор (как и организация) дол­жен руководствоваться определениями текущей, инвестиционной и фи­нансовой деятельности, которые даны в п. 15 Указаний, утвержденных приказом № 67н. Данные должны характеризовать изменения в фи­нансовом положении организации по каждому виду этой деятель­ности. Сведения в форме № 4 о движении денежных средств приводятся за отчетный и предыдущий годы. Расшифровка источников и направле­ний выплат детализируется организацией самостоятельно.

Аудиторская проверка приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5). Структура нематериальных активов приведена в соответ­ствии с ПБУ 14/2000. В разделе «Основные средства» дополнительно приводятся показатели о переданных и полученных в аренду объектах, а также об основных средствах, принятых в эксплуатацию и находящихся на государственной регистрации, изменениях стоимости объектов в ре­зультате достройки, дооборудования, реконструкции и частичной лик­видации. Состав финансовых вложений организаций в разделе «Фи­нансовые вложения» детализирован в соответствии с ПБУ 19/02.

В разделе «Дебиторская и кредиторская задолженность» сокра­щено количество раскрываемой информации (только остатки на нача­ло и конец отчетного периода без оборотов и выделения просроченных долгов, объема возникших и погашенных обязательств). Перечень де­биторов и кредиторов изъят. Однако состав каждой задолженности должен быть детализирован — авансы, расчеты с покупателями и по­ставщиками, займы, кредиты и др. Раздел «Обеспечения» детализиро­ван по видам полученных и выданных обеспечений, а также по имуще­ству, находящемуся в залоге.

Аудиторская проверка раскрытия информации об аффилиро­ванных лицах. В соответствии с п. 27 ПБУ 4/99 для полного раскры­тия информации о деятельности организации необходимо представить сведения об аффилированных лицах. Аудитор должен установить пе­речень аффилированных лиц (в соответствии с нормами Положения по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» (ПБУ 11/2000) и проверить порядок ведения учета аффилированных лиц. К подлежащей раскрытию информации относятся данные об опера­циях между организацией и аффилированными лицами по приобрете­нию и продаже товаров, работ, услуг; арендных отношениях (получении и передаче имущества в аренду), финансовых операциях (предоставле­нии и получении займов), предоставлении и получении гарантий и за­логов и других операциях.

Если в отчетном периоде организация проводила указанные выше операции с аффилированными лицами, то по каждому аффили­рованному лицу проверяют полноту раскрытия информации, в частно­сти: характер отношений (контроль или оказание значительного влияния); виды операций с ним; объем операций каждого вида (в абсолютном или относительном выражении); стоимостные показатели по не завершен­ным на конец отчетного периода операциям; метод, использованный при определении цен по каждому виду операций с ним.

Для получения доказательства полноты и правильности раскры­тия информации по операциям с аффилированными лицами необхо­димо проанализировать наиболее крупные сделки. Аудитор может за­просить у лица, являющегося аффилированным, подтверждение целей, условий и денежных сумм операций и на основании полученных све­дений сделать вывод о достоверности информации.

Аудиторская проверка основных показателей деятельности организации и анализ финансового положения и финансовых резуль­татов. При проверке пояснений аудитор особое внимание уделяет ана­литическому разделу, в котором приводятся показатели, оценивающие имущественное и финансовое положение организации (платежеспособ­ность, ликвидность, финансовая устойчивость), а также результаты финансово-хозяйственной деятельности организации (деловая и ин­вестиционная активность, эффективность деятельности). Аудитор про­веряет правильность исчисления показателей, приведенных в анали­тическом разделе пояснений, и сопоставляет указанные показатели с результатами анализа.

На основе анализа финансового состояния организации и резуль­татов ее деятельности аудиторская организация формирует мнение о приемлемости в отношении проверяемой организации принципа не­прерывности деятельности, что означает способность организации про­должать деятельность и выполнять свои обязательства в течение как минимум 12 месяцев, следующих за отчетным периодом.

Существенность ошибок в бухгалтерском учете, обнаруженных аудитором в процессе проверки. В ряде случаев бухгалтеры могут быть не согласны с выводами аудиторов и имеют право отстаивать свое мне­ние. Аудитор в соответствии с действующим порядком не несет ника­кой ответственности за достоверность бухгалтерской отчетности. Он несет ответственность исключительно за мнение о бухгалтерской от­четности, которое он выражает в аудиторском заключении. А то, что был проведен аудит, ни в коей мере не снимает с руководства организа­ции ответственность за достоверность отчетности.

Если организация не согласна с мнением аудитора о состоянии уче­та, то она не обязана вносить исправления в учет. Другими словами, мне­ние аудитора не должно превалировать над мнением организации, несу­щей ответственность за достоверность отчетности. Однако если аудитор посчитает предлагаемые исправления существенными, а они не будут вне­сены, он не только имеет право, но обязан рассмотреть вопрос о выдаче заключения, отличного от безусловно положительного. Таким образом, и мнение аудируемого лица не должно превалировать над мнением ауди­тора, несущего ответственность за верность заключения.

Ответственность за нарушение правил ведения бухгалтерско­го учета и представления бухгалтерской отчетности. Административ­ная ответственность возлагается на должностных лиц организации и ус­тановлена ст. 15.11 КоАП РФ. На должностных лиц может быть наложен административный штраф в размере от 20 до 30 минималь­ных размеров оплаты труда. Данные санкции могут быть наложены при следующих правонарушениях:

• грубое нарушение порядка и сроков хранения учетных до­кументов;

• грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.

Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:

• искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%;

• искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской от­четности не менее чем на 10%.

Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об админист­ративном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения, т.е. с даты подписания отчетности, со­держащей искажения.

Налоговая ответственность устанавливается согласно ст. 120 НК РФ. Определены санкции за грубое нарушение правил учета доходов

и расходов и объектов налогообложения, под которым понимается от­сутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в те­чение календарного года) несвоевременное или неправильное отраже­ние на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных опе­раций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Ответственность по этой статье может быть применена к орга­низации, даже если ошибки в бухгалтерском учете не привели к недо­плате налогов. Кроме того, такая ответственность не применима к еди­ничным ошибкам и ошибкам в методологии бухгалтерского учета.

textbook.news


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.