Аудит бухгалтерской финансовой отчетности


Во избежание модификации финансово-экономических показателей, предоставленных в бухгалтерских регистрах, с целью удовлетворения личных потребностей исполнителя или для подтверждения истинности и фактичности отчетных сведений, в организациях периодически санкционируются аудиторские мероприятия. В чем цель аудита бухгалтерской финансовой отчетности, разберемся далее.

Суть аудиторской проверки

Аудит бухгалтерской финансовой отчетности — это контрольные процедуры, проводимые независимой аудиторской компанией и направленные на проверку отчетов бухгалтерии о результатах финансово-хозяйственной деятельности организации на предмет их полноты, достоверности и соблюдения норм законности.

АБФО удовлетворяет информационные потребности нескольких групп заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности:

  • для ответственного лица (исполнителя, аудируемого) это возможность более детально изучить исполняемые им регистры с учетом всех рекомендаций и корректировок, приведенных экспертным специалистом (аудитором), для дальнейшего предупреждения и пресечения ошибок и неточностей;

  • для руководства/собственника предприятия проверка позволяет в полной мере оценить трудовую деятельность работников бухгалтерии, их компетентность, полномочность и квалифицированность;
  • для прочих пользователей бухотчетности это практическая информация о достоверности представленных к проверке отчетов, которая позволяет сделать выводы об эффективности и продуктивности финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

АБФО проводится ежегодно следующими предприятиями (ч. 2 ст. 5 № 307-ФЗ):

  • АО;
  • кредитными организациями;
  • страховыми компаниями;
  • НПФ или управляющим им учреждением;
  • профессиональными участниками рынка ЦБ.

Для бюджетных (казенных) учреждений и некоммерческих организаций, равно как и для предприятий, не указанных в списке, представленном выше, АБФО проводится только если:

  • организация формирует консолидированную бухотчетность. Исключение — государственные внебюджетные фонды;
  • совокупная выручка за период, предшествующий отчетному, превысила 400 млн руб., а итоговая сумма в балансе аналогичного периода составила более 60 млн руб. Исключение — сельскохозяйственные кооперативы и союзы, а также ГУП и МУП;
  • это утверждено действующим федеральным законодательством;
  • учредитель (наблюдательный совет) автономного учреждения санкционировал проверку.

Зачем проводится аудит отчетности

Основная цель аудита бухгалтерской отчетности устанавливается п. 3 ст. 1 № 307-ФЗ от 30.12.2008 и п. 2 Федерального стандарта аудиторской деятельности № 1, утвержденного ПП РФ № 696 от 23.09.2002.

Ключевая цель АБФО определяется следующим образом: это выражение мнения о достоверности отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству Российской Федерации.

В процессе аудиторской проверки, выполняемой для достижения основной цели АБФО, специалисты-аудиторы обязаны соблюдать принципы независимости, профессионального скептицизма, а также оставаться честными, объективными и непредвзятыми.

gosuchetnik.ru

В настоящее время всё большое значение при вложении денежных средств в развитие экономического субъекта, стала играть бухгалтерской финансовой данного субъекта. Она должна быть прозрачной, достоверной и вызывать доверие у инвесторов.

Роль бухгалтерской отчетности невозможно переоценить, так как именно с помощью нее можно оценить стабильность развития экономического субъекта, финансовую устойчивость, имущественное и финансовое положение. Поэтому аудит бухгалтерской отчетности, приобретает всё большую значимость, так как отчетность проверенная аудиторами вызывает большее доверие.


Маловероятно, что какой либо банк предоставит кредит клиенту, не имеющему проверенную аудиторами бухгалтерскую отчетность, так же как и ни один инвестор не будет иметь дело с организацией, отчеты которой за ряд лет не проверены аудитором.

Также следует отметить, что аудит бухгалтерской финансовой отчетности не только оценивает ее достоверность, но также поможет выявить ошибки допущенные при составлении отчетности.

Под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

В Российском законодательстве, регулирующем аудиторскую деятельность, в частности с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательства Российской Федерации[1]

Для реализации данной цели необходимо выполнение следующих задач:

1.     Проверить состав и содержание форм бухгалтерской отчетности;

2.     Оценить соответствие отчетности данным синтетического и аналитического учета;

3.     Подтвердить соответствие оформленных бухгалтерских операций действующему законодательству;


4.     Подтвердить достоверность показателей отчетности;

5.     Проверить правильность оценки статей отчетности;

6.     Провести взаимоувязку показателей.

7.     Предложить внести (при необходимости) изменения в формы отчетности на основе оценки количественного влияния на ее показатели существенных отклонений, выявленных в процессе аудита;

Порядок проверки на соответствие предполагает проведение анализа соблюдения отчетности организации следующим актом:

1.     Федеральному закону № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. «О бухгалтерской учете»;

2.     Положению по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;

3.     Налоговому кодексу РФ;

Соответствие Федеральному закону № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. «О бухгалтерской учете»

Главный бухгалтер любой организации обязан обеспечивать соответствие всех совершенных хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, осуществлять контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по оформлению хозяйственных операций, представления в бухгалтерию сведений обязательны для всех работников организации.

Без подписи главного бухгалтера денежные расчетные документы считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.


Аудитор проверяет наличие подписи главного бухгалтера во всех документах, где обязательна ее подпись.

В случае разногласий между руководителем и главным бухгалтером по осуществлению хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя, который несет полную ответственность за все совершаемые операции.

Во всех организациях должны быть первичные документы, на основании которых заполняются учетные регистры.

Годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность включает следующие формы:

1.      Бухгалтерский баланс;

2.      Отчет финансовых результатах;

3.      Отчет об изменениях капитала;

4.      Отчет о движении денежных средств;

5.      Приложения к бухгалтерскому балансу;

6.      Отчет о целевом использовании средств;

7.      Итоговая часть аудиторского заключения [2]

Соответствие Положению по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»

Аудитор проверяет состав, содержание и порядок формирования бухгалтерской отчетности, устанавливает соответствие применяемых форм типовым формам и соблюдение Инструкции о порядке составления отчетности. Выясняет раскрыты ли в пояснениях следующие данные:


1)     наличие отдельных видов нематериальных активов, отдельных видов основных средств, арендованных основных средств;

2)     наличие финансовых вложений;

3)     наличие изменений в капитале;

4)     чрезвычайные факты хозяйственной деятельности

Аудитор также проверяет правила оценки отдельных статей отчетности и наличие их подтверждения результатами инвентаризации активов и обязательств

Соответствие Налоговому кодексу РФ

Аудитор проверяет следующие моменты:

1)            каждый налогоплательщик обязан представлять налоговую декларацию по каждому отдельному налогу в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика по установленной форме;

2)            качество составления налоговой декларации;

3)            наличие всех реквизитов в налоговой декларации;

4)            соблюдение сроков предоставления налоговой декларации;

Изучая состав и содержание форм бухгалтерской отчетности предприятия, аудитор выясняет их соответствие требованиям нормативных документов (наличие всех установленных форм, полноту их заполнения, присутствие необходимых реквизитов), осуществляет арифметический контроль и проверяет их взаимосвязь. Увязка показателей предполагает соответствие значений одинаковых показателей, отраженных в различных формах отчетности.


При анализе достоверности показателей отчетности аудитору следует изучить результаты инвентаризации, проводимой перед составлением годового отчета. Все расхождения с данными бухгалтерского учета, а также все ошибки и нарушения, выявленные в ходе инвентаризации, должны быть исправлены и отражены в соответствующих учетных регистрах до представления годового отчета. Суммы статей баланса по расчетам с финансовыми, налоговыми органами должны быть согласованы с ними и тождественны. Целесообразно проконтролировать соответствие данных по всем отчетам Главной книги показателям форм бухгалтерской отчетности [5]

Проверяя правильность оценки статей отчетности, аудитор должен удостовериться в соблюдении следующих принципиальных положений при ее составлении:

—          отражение в отчетности стоимости имущества и обязательств предприятия должно производиться в рублях;

—          оценка имущества и обязательств должна осуществляться путем суммирования произведенных расходов;

—          зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков не допускается (кроме случаев, специально оговоренных в нормативных документах);


—          отражение в балансе числовых показателей должно осуществляться в нетто-оценке, т. е. за вычетом регулирующих величин;

—          методики формирования показателей отчетности должны соответствовать требованиям нормативных документов. При наличии отклонений их следует раскрыть в пояснительной записке с указанием причин и количественных влияния этих отклонений на формируемые показатели отчетности [4].

В результате аудита могут быть выявлены следующие ошибки:

—          неполное заполнение реквизитов отчетности;

—          нераскрыты в отчетности существенные показатели;

—          показатели отчетности не подвержены результатам инвентаризации;

—          существует несопоставимость данных отчетности с данными предыдущей отчетности;

—          отсутствует взаимоувязка некоторых форм отчетности;

—          недостаточное пояснения отчетности.


Таким образом, аудит бухгалтерской финансовой отчетности, является неотъемлемым элементом рыночной экономики, помогая экономически субъектам находить новые источники финансирования и предотвращать возможные ошибки при ведение бухгалтерского учета.

Литература:

1.         Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». [Электронный ресурс] — Режим доступа -http://base.garant.ru/12123860/

2.         Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» 402-ФЗ от 06.12.2011г. [Электронный ресурс]: // КонсультантПлюс: [сайт информ.-правовой компании].

3.         Кибиткин А. И. Финансовый анализ: риски, кредитоспособность, инвестиции: учебник / А. И. Кибиткин, Н. М. Рапницкая.-М.: Академия Естествознания- 2013.

4.         Рябова М. А. Аудит: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / М. А. Рябова, Н. А. Богданова. — Ульяновск: УлГТУ, 2009.-199 с.

moluch.ru

Сущность аудита финансовой отчетности

Финансовая отчетность — это концентрированный набор показателей, характеризующих работу конкретного субъекта хозяйствования за определенный промежуток времени. На ее основе проводятся разнообразные виды экономического и финансового анализа, а также принимаются управленческие решения. Чем достовернее отчетная информация, тем полезнее она для пользователей и тем выше степень эффективности принятых на ее основе решений.


Об алгоритмах применения отчетных данных для анализа читайте в материалах:

  • «Методика анализа бухгалтерского баланса предприятия»;
  • «Особенности анализа консолидированной отчетности».

Чтобы у пользователей отчетности не возникало сомнений по поводу качества представленной в отчетности информации, а у ее составителей отсутствовал соблазн в модификации этих данных для своих целей, требуется независимая оценка достоверности финансовой отчетности.

Реализовать данную задачу позволяет аудит — набор специальных проверочных мероприятий, в результате которых независимые специалисты выражают в установленной форме мнение о степени достоверности представленных в отчетности данных.

Аудит финансовой отчетности - сущность, цели и задачи

Аудит дает возможность:

  • аудируемому лицу — увидеть свой учет изнутри глазами специалистов-профессионалов, получить необходимые рекомендации и откорректировать выявленные искажения, устранить ошибки;
  • руководству и собственникам аудируемого лица — оценить работу учетного персонала и компании в целом и сделать соответствующие оргвыводы;
  • иным пользователям отчетности — получить квалифицированную профессиональную оценку достоверности отчетности, на основе которой можно принимать эффективные решения.

О том, какого рода решения собственников могут зависеть от данных отчетности, читайте в статье «Решение о выплате дивидендов ООО — образец и приказ».

Цель аудита бухгалтерской отчетности

Цель аудита бухгалтерской отчетности расшифрована в 2 нормативно-правовых актах (НПА):

  • законе «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (п. 3 ст. 1);
  • федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», утвержденном постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (п. 2).

Формулируется она так: выражение мнения о достоверности отчетности и соответствии порядка ведения бухучета законодательству РФ.

В процессе выполнения действий по достижению основной цели аудита аудиторы обязаны:

  • соблюдать независимость;
  • применять профессиональный скептицизм;
  • следовать этическим принципам (честности, объективности и др.).

Об основных этапах аудита расскажет материал «Порядок проведения аудита бухгалтерского баланса».

Независимость и профессиональный скептицизм при аудите финансовой отчетности

Соблюдению принципа независимости в аудиторской среде придается особое значение. Этому аспекту отведены как отдельные статьи ряда НПА, так и целиком посвященные вопросам независимости аудиторов документы, например:

  • ст. 8 закона № 307-ФЗ;
  • правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, одобренные Советом по аудиторской деятельности (протокол от 20.09.2012 № 6);
  • кодексы этики и независимости аудиторов РФ и отдельных саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов;
  • разделы внутренних аудиторских стандартов.

Если существует угроза независимости и надлежащие меры предосторожности для их устранения не могут быть приняты (или не существуют), аудитор обязан отказаться от задания (прекратить его выполнение).

От аудитора требуется:

  • быть независимым от аудируемого лица в течение проведения аудиторской проверки и периода, охватываемого проверяемой отчетностью;
  • отражать в рабочих документах свои выводы о соблюдении независимости;
  • осуществлять иные действия исходя из требований, установленных НПА.

Понятие «профессиональный скептицизм» относится к разряду специальных аудиторских терминов и заключается в следующем:

  • аудитор обязан критически оценивать весомость полученных в ходе аудита доказательств;
  • внимательному изучению подлежат аудиторские доказательства, противоречащие информации, полученной из других источников (каким-либо документам или заявлениям руководства), либо ставящие под сомнение достоверность таких документов и заявлений;
  • при планировании аудиторских процедур и подготовке выводов по результатам аудита важно:
    • не оставить без внимания подозрительные обстоятельства;
    • не сделать неоправданных обобщений;
    • не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур (в т. ч. при оценке результатов аудита).

Аудит финансовой отчетности - сущность, цели и задачи

В процессе аудита:

  • аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, однако и не может оценивать его как безоговорочно честное;
  • заявления руководства (письменные и устные) не заменяют необходимости в получении достаточных надлежащих аудиторских доказательств.

Руководству аудируемого лица, а также специалистам, непосредственно обеспечивающим аудиторов необходимой информацией (готовящим и предоставляющим документы, оформляющим пояснения и ответы на запросы), важно правильно понимать содержание терминов «независимость» и «профессиональный скептицизм» — это позволит им адекватно реагировать на проводимые аудитором процедуры и запрашиваемые им пояснения в ходе аудита отчетности.

Дополнительные требования к аудитору

Профессия аудитора обладает особой отличительной чертой — аудитор обязан действовать в общественных интересах, а не ограничиваться исключительно удовлетворением потребностей своих клиентов или аудиторской компании.

Такая «общественная» ответственность требует от аудитора соблюдения норм профессиональной этики.

Помимо соблюдения принципа независимости и применения профессионального скептицизма аудитор должен соответствовать совокупности следующих требований:

  • быть честным — действовать открыто и честно во всех профессиональных и деловых отношениях, справедливо вести дела и быть правдивым;
  • обеспечивать объективность — не допускать, чтобы предвзятость, конфликт интересов либо другие лица влияли на объективность его профессиональных суждений;
  • быть профессионально компетентным и исполнять свои обязанности с должной тщательностью — постоянно поддерживать знания и навыки на уровне, обеспечивающем предоставление квалифицированных профессиональных услуг (основанных на новейших достижениях практики и законодательстве), а также при оказании профессиональных услуг действовать добросовестно в соответствии с профстандартами;
  • не нарушать требование конфиденциальности — не использовать полученную в ходе аудита конфиденциальную информацию для получения им или третьими лицами каких-либо преимуществ, а также не разглашать такую информацию;
  • обеспечивать профессиональное поведение — исполнять требования НПА и избегать действий, дискредитирующих аудиторскую профессию.

Аудит финансовой отчетности - сущность, цели и задачи

О том, должны ли соблюдать кодекс профессиональной этики специалисты бухгалтерских служб, читайте в статье «Должностная инструкция заместителя главного бухгалтера».

Основные задачи аудита финансовой отчетности

Для достижения основной цели аудита, описанной в первом разделе нашего материала, важно решить следующие задачи:

  • получить при проведении аудита независимую и достоверную исходную информацию о финансовой деятельности аудируемого лица;
  • сформировать на основе полученных аудиторских доказательств выводы о достоверности финансовой отчетности аудируемого лица;
  • изложить в отдельном документе выявленные замечания и рекомендации по их исправлению;
  • сформулировать аудиторское заключение, соответствующее фактическому уровню достоверности проверенной отчетности с учетом нормативных требований и понятное для пользователей;
  • иные задачи (обозначенные в договоре и задании на аудит).

О задачах иных контрольных мероприятий читайте в материале «Финансовый контроль: понятие, значение и задачи».

Оформление результатов аудита

Оформление результатов аудита финансовой отчетности является многооперационной процедурой, включающей:

  • оформление комплекта рабочих документов аудитора по проверке и иных необходимых бумаг (в соответствии с требованиями федеральных и внутрифирменных аудиторских стандартов и правил);
  • формулирование текста аудиторского заключения и письменной информации руководству и собственникам аудируемого лица по результатам аудита;

Аудит финансовой отчетности - сущность, цели и задачи

Рабочие документы аудитора хранятся в аудиторской компании и подвергаются контролю качества со стороны СРО и Росфиннадзора (если аудит проводился в отношении отчетности особо значимых хозяйствующих субъектов).

Предоставление руководству и собственникам письменной информации, содержащей замечания и рекомендации аудитора, — отдельная процедура, регламентируемая специальным аудиторским стандартом, в котором обозначены требования к:

  • установлению аудитором надлежащих получателей такой информации;
  • содержательной части информации;
  • срокам и форме ее представления.

Аудиторское заключение (АЗ) — завершающе-обобщающий документ, составляемый в соответствии с федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД) 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности» (утвержден приказом Минфина РФ от 20.05. 2010 № 46н), определяющим требования:

  • к форме и содержанию АЗ;
  • алгоритмам подписания и представления заключения;
  • схеме выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

О том, имеет ли место взаимодействие аудиторов и налоговиков в отношении данных аудита, читайте в материале «Налоговики получат доступ к данным аудита».

Итоги

Аудит — общественно значимая и многосоставная процедура, направленная на подтверждение независимыми специалистами достоверности финансовой отчетности аудируемого лица. К специалистам, ее проводящим, как и к самому процессу, предъявляются определенные требования, выполнение которых позволяет считать процедуру аудита осуществленной с соблюдением установленных правил.

nalog-nalog.ru

Цели бухгалтерского аудита

Если в случае проведения обязательного аудита его цель прозрачна и предопределена Международным стандартом аудита МСА 200, применяемым с 1 января 2017 года, а также Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 1, то при инициативном аудите бухгалтерской отчетности компании могут преследовать различные цели в зависимости от потребностей бизнеса:

  • проверка состояния учета и его достоверности при смене бухгалтера;
  • привлечение инвесторов;
  • банковское кредитование;
  • участие в тендерах;
  • минимизация налоговых рисков.

Когда проводится аудит

Аудит может быть не только обязательным или инициативным, но также внешним или внутренним. Для проведения внешнего аудита приглашаются независимые специалисты из аудиторских компаний или индивидуальные аудиторы. При внутреннем аудите процедура проводится собственными силами фирмы — штатными аудиторами. Однако в последнем случае сложно представить, как на практике будет реализован важнейший принцип проведения аудиторской проверки — принцип независимости.

Поэтому обязательный аудит может быть исключительно внешним, а инициативный — как внутренним, так и внешним. Очевидно, чтобы аудиторское заключение вызывало доверие у всех внешних заинтересованных лиц, в особенности инвесторов, кредиторов, страховщиков, потенциальных партнеров, не имеет никакого смысла проводить внутреннюю аудиторскую проверку — она может быть оправдана только в очень специфических случаях, когда единственными пользователями информации будут собственники и руководство. А, например, в налоговых органах внутреннее заключение не будет иметь никакой юридической силы.

Но вернемся к случаям, в которых проводится обязательный аудит, закрепленный на законодательном уровне, а также к ситуациям, при которых прибегают к инициативному аудиту.

Случаи проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, прописанные в многочисленных нормативных правовых актах, не являются постоянной величиной, а в нашей стране — имеют тенденцию к росту. Так, согласно статистике, их общее количество в 2013–2016 гг. составляло:

  1. 57 случаев — в 2013 году[1];
  2. 56 случаев — в 2014 году[2];
  3. 60 случаев — в 2015 году[3];
  4. 69 случаев — в 2016 году[4].

На текущий момент обязательный аудит бухгалтерской отчетности проводится для:

  1. Организаций, имеющих определенные финансовые показатели:
    • с балансовым объемом выручки 400 млн рублей или со стоимостью активов за предшествующий период — 60 млн рублей;
    • представляющих и раскрывающих сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
  2. Организаций, осуществляющих определенный вид деятельности:
    • компаний (помимо АО), ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
    • профессиональных участников РЦБ или организаторов торговли на товарном (финансовом) рынке (вне зависимости от ОПФ — для бирж, торговых систем, брокерских, дилерских, депозитарных, управляющих компаний или ведущих деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг);
    • кредитных организаций (в том числе, для головных кредитных организаций банковской группы (холдингов) и бюро кредитных историй);
    • клиринговых (процессинговых) организаций;
    • микрофинансовых компаний;
    • страховых компаний (в том числе, для обществ взаимного страхования и профессиональных объединений страховщиков);
    • организаторов азартных игр (операторов лотерей);
    • кооперативов (кредитных — с численностью свыше 2тыс. человек или кооперативов второго уровня, а также жилищных накопительных кооперативов и девелоперов, привлекающих средства долевого участия);
    • саморегулируемых организаций (СРО);
    • некоммерческих организаций (с целевым капиталом свыше 20 млн рублей; организаций — получателей дохода от целевого капитала в размере более 5 млн рублей за отчетный период или УК по доверительному управлению целевым капиталом балансовой стоимостью свыше 45 млн рублей; иностранных агентов; политических партий с объемом пожертвований или расходов свыше 60 млн рублей или с государственным финансированием).
  3. Организационно-правовых форм организаций:
    • акционерных обществ;
    • государственных корпораций и компаний;
    • ФГУП, состоящих в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года № 2176-р (в последней редакции от 30 января 2017 года);
    • фондов (включая управляющие компании и депозитарии фондов);
    • публично-правовых компаний.
  4. Организаций, деятельность которых регулируется отдельными законодательными актами (таких как Центробанк России, Агентство по страхованию вкладов (АСВ), Российский научный фонд (РНФ) и пр.).

Ситуации, при которых востребован инициативный аудит, достаточно разнообразны, но все они вызваны производственной необходимостью либо иными мотивами и потребностями собственника. К слову, инициативный аудит может быть проведен как по всему бухгалтерскому учету в целом, так и по отдельному его участку по заданию заказчика.

Независимо от требования законодательства компании могут инициировать проверки самостоятельно. Основной причиной является участие предприятий в тендерах и кредитование в банках, для которых часто требуется подтвержденная аудиторской организацией бухгалтерская отчетность. Также нельзя не отметить желание собственников минимизировать налоговые риски и размер доначислений, пеней и штрафов, с чем, несомненно, поможет аудиторская проверка.

Другим поводом к проведению инициативного аудита нередко служит необходимость подтвердить квалификацию бухгалтерии и достоверность данных финансовой отчетности — в рамках системы внутреннего контроля (СВК) либо при смене главного бухгалтера и передаче дел новому сотруднику. В последнем случае проверка особенно важна, чтобы избежать ранее допущенных ошибок в учете уже новым главбухом.

Среди ситуаций, в которых компании инициируют аудит, — привлечение новых инвесторов (акционеров), а также подготовка к слиянию/поглощению или продаже бизнеса. В данном случае проверка поможет оценить текущее финансовое состояние компании, наличие у нее активов и всех существенных рисков для потенциально заинтересованных лиц.

Ответственность за непроведение обязательного аудита

Какие обязательства и ответственность законодательно закреплены в отношении представления и опубликования данных о результате проведения обязательного аудита?

В перечисленных выше случаях организации обязаны проводить аудит ежегодно и сдавать аудиторское заключение в орган статистики одновременно со сдачей бухгалтерской финансовой отчетности. Если по каким-то причинам в срок сделать этого не получается, то необходимо сдать заключение в течение 10 рабочих дней с даты выдачи аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным. Это требование закреплено в части 2 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и дополнительно разъясняется в Приложении к письму Минфина России от 29 января 2014 года № 07-04-18/01.

Механизм обеспечения публичности результатов обязательного аудита бухгалтерской отчетности сформирован положениями недавно введенной части 6 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и пункта 9 статьи 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Об этом также говорится в информационном сообщении Минфина России от 6 июля 2016 года № ИС-аудит-4 «Об обязательном аудите».

Однако, несмотря на это, данное обязательство аудируемых лиц — включать сведения об аудиторском заключении в Единый федеральный реестр — никак не отражено в приказе Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 года № 178, по крайней мере — в его последней редакции от 23 июля 2015 года. А ведь этот приказ как раз и утверждает Порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Внесение данных в Единый федеральный реестр осуществляется в личном кабинете на портале www.fedresurs.ru при наличии ЭЦП и специализированного ПО либо при помощи нотариальных услуг, которые в этом отношении регулируются статьей 86 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», утвержденных ВС РФ 11 февраля 1993 года № 4462-1.

Кроме того, в соответствии с пунктами 71.3 и 71.4 «Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утвержденного Банком России 30 декабря 2014 года № 454-П, и статьей 92 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» финансовая отчетность АО, подлежащая обязательному аудиту, раскрывается посредством опубликования ее текста вместе с аудиторским заключением в интернете — не позднее 3 дней с даты составления аудиторского заключения или с даты истечения установленного российским законодательством срока представления бухгалтерской отчетности. Исключение составляют случаи, изложенные в статье 92.1 Федерального закона № 208-ФЗ и статье 30.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

При этом представлять аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку его форма не включена в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, что было засвидетельствовано в письме Минфина России от 30 января 2013 года № 03-02-07/1/1724.

Интересно, что российским законодательством на настоящий момент предусмотрена административная ответственность не за сам факт непроведения обязательного аудита, а за:

  • отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от 5 лет), если этот факт выявлен ИФНС в процессе выездной проверки — за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету должностное лицо может быть оштрафовано по части 1 статьи 15.11 КоАП РФ в размере от 5 до 10 тыс. рублей (см. также информационное сообщение Минфина России от 7 апреля 2016 года № ИС-учет-1);
  • непредставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок — мировыми судьями может быть наложен штраф в соответствии со статьей 19.7 КоАП РФ в размере от 300 до 500 рублей (для должностных лиц) и от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (для юридических лиц), при этом дополнительно — за представление в неполном составе бухгалтерской отчетности (см. письмо Росстата от 16 февраля 2016 года № 13-13-2/28-СМИ);
  • неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленный срок, как того требует Центробанк, — по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ такое правонарушение наказывается в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей или в виде дисквалификации на срок 1–2 года (для должностных лиц), а также от 700 тыс. до 1 млн рублей (для организаций).
  • невнесение сведений о результатах обязательного аудита или несвоевременное их внесение в Единый федеральный реестр — это правонарушение предусматривает штраф в размере от 5 тыс. до 50 тыс. рублей в соответствии с пунктами 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ.

Кто проводит бухгалтерский аудит

Проводить аудиторские проверки могут как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы. Разберемся, в чем их отличие:

  • Аудиторская организация — коммерческая компания, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов, имеющая в штате квалифицированных аттестованных аудиторов, которые, в свою очередь, также состоят в саморегулируемых организациях аудиторов.
  • Индивидуальный аудитор — индивидуальный предприниматель, имеющий квалификационный аттестат аудитора и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Все аудиторы должны проходить ежегодное повышение квалификации и являться членами СРО аудиторов как физические лица.

Основное отличие состоит в том, что индивидуальные аудиторы согласно законодательству могут проводить аудит не всех компаний. Например, индивидуальный аудитор не имеет права проверок акционерных обществ и компаний, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам.

Как уже упоминалось, главным принципом при проведении аудита бухгалтерской отчетности является независимость. Для этого необходимо соблюдать следующее:

  • аудиторы не должны являться сотрудниками или собственниками аудируемого лица;
  • не должны являться близкими родственниками собственников или сотрудников;
  • аудитор или аудиторская компания не должны проводить восстановление бухгалтерского учета в проверяемой компании.

Подходя к вопросу выбора аудиторской организации, следует руководствоваться своими пожеланиями к качеству проверки, а также финансовыми возможностями. Если вы обладаете ограниченным бюджетом, но компания попадает под обязательный аудит, можно выбрать индивидуального аудитора или небольшую аудиторскую компанию, соответствующую вашим критериям. Если же целью является проведение качественной проверки бухгалтерской отчетности и получение реальной помощи по ее улучшению, устранению недостатков и минимизации рисков, то к выбору аудитора следует подойти серьезно. Главными аргументами, конечно, должны являться членство компании в саморегулируемой организации аудиторов (это можно проверить самостоятельно на официальном сайте СРО), репутация компании на рынке и наличие рекомендаций.

Какие документы проверяют аудиторы

Независимо от того является аудит обязательным или инициативным, аудиторы проверяют внушительный перечень документов, который определен законодательством. В него входят как бухгалтерская (финансовая) отчетность, налоговые декларации, так и уставные документы, различные лицензии, разрешения, первичная бухгалтерская документация, хозяйственные договоры, акты взаимозачетов, инвентаризационные описи и многое другое. В данном случае аудиторы смотрят тот объем документов, который попадает под выборку, поскольку «классическая» аудиторская проверка не является сплошной.

Также существует такое понятие, как аудит по специальному заданию. В этом случае аудиторы проверяют и анализируют только те документы, которые относятся к проверяемому участку и на их основе выражают мнение о достоверности этого участка согласно заданию.

Если вы хотите провести сплошную аудиторскую проверку, то это возможно, и аудиторам придется проверять все документы. Здесь следует отметить, что это весьма затратная по объему труда и времени, а потому — дорогостоящая процедура, но она действительно выполняет отстройку идеальной системы бухгалтерского учета в компании.

По итогам «классического» аудита можно получить целостное представление о том, соответствует ли учет требованиям законодательства или нет, однако не стоит забывать, что выборочная проверка не может охватить все аспекты учета. Наиболее опытные и квалифицированные аудиторы видят полную картину состояния бухгалтерского учета даже при выборочной проверке, поэтому стоит уделять особое внимание выбору аудиторской организации.

Порядок проведения, этапы и результаты аудита

Аудиторская деятельность регулируется Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ. Он охватывает такие вопросы, как порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности, требования к аудиторам и оформлению аудиторских заключений, кодекс профессиональной этики, членство в СРО, права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц, а также меры дисциплинарного воздействия на аудиторов за нарушения профессиональных стандартов. Положениям именно этого документа в первую очередь должны следовать аудиторы и аудируемые компании при проведении проверок бухгалтерской отчетности.

Сроки проводимых проверок могут быть различны в зависимости от того, проводится ли аудит в обязательном порядке или инициативном и является ли он сплошным или выборочным. Самый пик сезона проведения аудита приходится на февраль–март в силу того, что годовая бухгалтерская отчетность сдается в ФНС России в течение 90 дней после окончания отчетного периода. Сроки проведения инициативного аудита полностью зависят от желания аудируемого лица.

Рассмотрим этапы проведения аудиторской проверки:

  1. Подготовка к аудиту (этап планирования). Этот этап условно можно разделить на два. Вначале аудитор формирует план проверки, определяет необходимое для нее время, аудиторскую группу и направляет письма-запросы. Далее, при «выходе на проект», составляются план работы по участкам бухгалтерского учета и участникам аудиторской группы, программа аудита, запрашиваются документы.
  2. Сбор и анализ данных (проведение аудита). На этом этапе проверяются первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, соответствие отражения операций в регистрах требованиям законодательства, уставные документы, учетная политика компании, достоверность расчетов и прочие существенные разделы, а также осуществляется сбор аудиторских доказательств для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.
  3. Формирование и выдача аудиторского заключения. На основании произведенной на втором этапе проверки и собранных доказательств анализируются все существенные факты хозяйственной деятельности, формируется мнение о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности организации и выдается аудиторское заключение.

Получение аудиторского заключения, безусловно, главная цель проверки. Выдаваемые по результатам аудиторской проверки заключения можно разделить на два типа:

  1. Немодифицированное аудиторское заключение — выдается в случае, если бухгалтерская отчетность во всех существенных отношениях достоверно отражает факты хозяйственной деятельности и финансовое положение аудируемого лица;
  2. Модифицированное аудиторское заключение — представляется заказчику, если бухгалтерская отчетность содержит существенные искажения или аудитор вовсе не может подтвердить данные отчетности.

Стоит отметить, что информация, полученная в ходе аудиторской проверки, является коммерческой тайной и не подлежит разглашению третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Многие аудиторские организации вместе с аудиторским заключением выдают аудиторский отчет, в котором содержится подробная информация о проведенной проверке, выявленных недочетах, а также рекомендации по их устранению. Данный документ имеет особую ценность именно для самой компании, так как приносит реальную пользу: улучшение качества учета, устранение ошибок и их дальнейшее недопущение.

www.aif.ru

Что нужно знать ↑

Аудит это независимая проверка бухгалтерской финансовой отчетности. Аудит бухгалтерской отчетности может быть обязательным и инициативным. Зависит это от инициатора поверки.

Проведение обязательного аудита предусматривается раз в год. Он не может быть отменен, поскольку предусмотрен нормами законодательства.

Как правило, объектами обязательного аудита выступают акционерные общества и иные организации, официально публикующие финансовую отчетность, предприятия под повышенным госконтролем и ликвидируемые организации.

Что касается инициативного аудита, то таковой проводится по желанию руководства предприятия, учредителей или акционеров.

Цель такой проверки в получении оперативных данных о текущем состоянии дел. По итогам инициативного аудита принимаются важные управленческие решения.

При этом в процессе инициативного аудита может проверяться лишь часть документов, например, только промежуточная отчетность или отраслевая. То есть проводится выборочный аудит.

Также различать следует аудит комплексный и сплошной. В первом случае проверке подлежит весь имеющийся объем документации, но за отдельный период. При сплошном аудите просматриваются все документы за несколько отчетных лет.

Необходимые термины

Непосредственно под бухгалтерской отчетностью подразумевается всего два основных документа. Это отчет о финансовых результатах и бухгалтерский баланс.

Но эти документы сопровождаются немалым количеством пояснительной, сопроводительной и подтверждающей документации. Например, детальные отчеты, пояснительные записки, приложения и прочее.

Аудит бухгалтерской отчетности это проверка, проводимая независимыми экспертами с целью подтверждения достоверности итоговых показателей и соответствия их законодательным требованиям.

Результатом аудита становится выражение мнения аудитора о степени достоверности бухотчетности предприятия. На макроэкономическом уровне аудиторская проверка являет собой неотъемлемый элемент рыночной структуры.

Потребность функционирования оного определена такими нюансами:

Результаты бухгалтерской отчетности Применяются заинтересованными пользователями при принятии решений
Финансовая отчетность Может искажаться в силу отдельных факторов
Достоверность бухгалтерской отчетности Не может быть обеспечена автоматически по причине потенциальной пристрастности составителей
Степень достоверности отчетности Не может оцениваться заинтересованными пользователями самостоятельно. Обусловлено это отсутствием доступа ко всему объему учетной или иной информации, сложности и многочисленности хозопераций

Какова его роль?

Цели бухгалтерского аудита предприятия отличаются большим разнообразием. Они могут меняться зависимо от вида аудиторской проверки и целей, преследуемых инициаторами аудита.

К основным можно причислить следующие:

  • контроль собственников организации;
  • своевременная выправка ошибок бухгалтерского учета;
  • определение дополнительных источников для развития бизнеса;
  • исполнение законодательных требований.

Проверка инициируется собственниками предприятия, когда требуется проконтролировать действия менеджмента или отдельных работников.

В процессе проверки аудиторы выявляют возможные хищения либо искусственное увеличение финансовых результатов в целях получения поощрения со стороны руководства.

Может проводиться аудит в преддверии плановых или неплановых проверок со стороны контролирующих органов. В этом случае целью аудита становится выявление и исправление бухгалтерских ошибок до обнаружения таковых проверяющими.

В принципе контролирующими органами проводится такая же аудиторская проверка, но за обнаруженные нарушения они накладывают солидные штрафы.

Потому стоимость услуг независимых аудиторов все же меньше, чем оплата государственных штрафов. В штате аудиторских фирм, как правило, находятся высококвалифицированные специалисты.

Они способны выявить неиспользуемые резервы или новые источники финансирования. Услуги таких специалистов особо актуальны для небольших фирм, которые не могут позволить себе содержать сотрудников узкой направленности.

Отдельные предприятия обязаны публиковать свою финансовую отчетность в силу специфики осуществляемой деятельности. Поэтому для них обязателен аудит для подтверждения достоверности отчетности.

При этом финансовая отчетность проверяется на предмет соответствия фактического состояния и положенных норм. В процессе аудита бухгалтерской отчетности собираются уместные и достаточные аудиторские доказательства.

Таковые дозволяют сделать выводы о достоверности данных, отсутствии нарушений, соответствии законодательным требованиям.

Вместе с тем даже положительное аудиторское заключение не может являться гарантией жизнеспособности предприятия в будущем и последующей эффективности его деятельности.

Это оценка финансовых результатов на текущий момент. Кроме того аудиторы не могут гарантировать отсутствие иных обстоятельств, влияющих на бухгалтерскую отчетность, кроме изложенных в заключении.

Действующие нормативы

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 «Об аудиторской деятельности» проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности надлежит:

  • страховым компаниям;
  • банкам;
  • биржам;
  • акционерным обществам;
  • предприятиям с годовой выручкой более четырехсот миллионов рублей;
  • организациям, сумма активов баланса которого за отчетный год превысила шестьдесят миллионов рублей.

В процессе аудиторской проверки аудиторы руководствуются утвержденными стандартами проверки учетных данных и Кодексом профессиональной этики аудиторов.

Помимо того проверяющие руководствуются такими нормативами как:

  1. Гражданский и Налоговый кодексы РФ;
  2. Положение по ведению бухучета и отчетности, утвержденное Приказом Минфина №34н от 29.07.1998;
  3. Положение «Бухотчетность организаций», ратифицированное Приказом Минфина №43н от 6.07.1999;
  4. Приказ Минфина №66н от 2.07.2010 «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;
  5. Методические рекомендации по составлению и предоставлению сводной бухотчетности, принятые Минфином.

Как проводится аудит бухгалтерской финансовой отчетности ↑

В процессе аудиторской проверки изучению подлежит вся отчетная документация.

В частности исследуется:

  • состав форм финансовой отчетности и их содержание;
  • соответствие показателей разных отчетов;
  • взаимосвязь показателей;
  • правильность оценки статей отчетности;
  • надлежащее формирование сводной отчетности.

При проверке форм бухотчетности изучается не только соответствие учрежденным типовым образцам и правильность заполнения, но содержимое проверяется также и на достоверность.

В частности подлежат проверке:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о финансовых результатах;
  • отчет об изменениях капитала;
  • отчет о движении денежных средств;
  • приложение к бухгалтерскому балансу;
  • пояснительная записка.

Порядок проведения

Процесс аудиторской проверки состоит из нескольких этапов:

  • Планирование и подготовка аудита.
  • Аудиторская проверка.
  • Составление аудиторского заключения.

Перед проверкой аудиторская фирма, или индивидуальный аудитор, должна тщательно ознакомиться с финансовой и хозяйственной деятельностью предприятия.

Нужно получение достаточного количества информации об уровне организации финансового учета и процессов внутреннего аудита.

Руководствуясь этими данными аудитор составляет план работы, оценивает объем будущей проверки, определяет стоимость аудита и согласует все параметры с заказчиком.

При аудите проверяется правильность ведения бухучета и соответствие законодательным нормам. Не существует единой методики проверки. Выбирая метод, аудиторы исходят из индивидуальных особенностей предприятия.

По завершении проверки составляется аудиторское заключение. Оное является официальным документом и за его достоверность ответственность лежит всецело на аудиторе.

Какой-то аналитической информации заключение не содержит, в нем лишь отражено мнение проверяющего о достоверности или недостоверности отчетности.

Детальная информация об итогах проверки содержится в отчете, который аудитор предоставляет заказчику вместе с заключением. В отчете детально указаны все выявленные нарушения и ошибки, а также даны рекомендации по устранению оных.

Можно ли заказать услуги

Выбор аудитора осуществляет непосредственно само предприятие. Каких-то особых требований со стороны государства на этот счет не имеется.

Единственный нюанс, что некоторые организации в силу своей деятельности вправе выбирать аудитора исключительно посредством открытого конкурса. В остальном организации ничем не ограничены.

При выборе аудитора следует руководствоваться такими основными критериями как:

Членство аудитора в СРО и наличие записи о нем в государственном реестре аудиторов Согласно закону аудитор может осуществлять свою деятельность только после внесения надлежащей записи в госреестр
Независимость и незаинтересованность аудитора То есть аудитор или члены аудиторской фирмы не должны являться учредителями предприятия, занимать в нем какие-то должности. Также не подойдет аудитор, который вел или восстанавливал учет предприятия в три предыдущих года. При нарушении принципа независимости аудиторское заключение признается недействительным и аннулируется
Квалификация сотрудников и качество услуг Оценить данные критерии можно по наличию квалификационных аттестатов у сотрудников аудиторской фирмы и конечно, положительной деловой репутации
Стоимость услуг Слишком низкая цена не может соответствовать качеству. Стоит оценивать адекватность цены услуги исходя из объема проверки, ее специфики, сроков проведения и известности аудиторской фирмы

Заказывая аудиторские услуги, заказчик может ознакомиться с применяемыми методиками, но не вправе заставлять аудитора менять принятые решения.

Перед началом проверки должно заключить договор. Порядок его заключения регламентирован Федеральным стандартом аудиторской деятельности №12 «Согласование условий аудита».

Кроме того в договоре следует отразить все значимые моменты – стоимость услуг, сроки проверки, объем работы, права и обязанности сторон.

Какова стоимость процедуры

Аудиторы, оценивают свои услуги исходя их количества затраченных на проверку часов и квалификации проверяющих сотрудников.

Учитывается также количество операций и объем документов, сложность бизнеса, рыночные цены, условия профобъединений.

Точная стоимость услуг законодательно не определена. В целом это зависит от платежеспособности клиента, его умении вести переговоры и целей проверки.

Стоит отметить, что услуги раскрученных «брендов» стоят в разы дороже мнения менее популярных коллег. Заключение от известного аудитора может понадобиться при необходимости произвести впечатление на инвесторов, банки или учредителей.

В этом случае расходы на аудит становятся своеобразными инвестициями. Для обычной проверки можно воспользоваться услугами аудитора, не столь известного, но имеющего хорошую репутацию в бизнес-среде.

Средняя стоимость таких услуг варьируется от девяноста до трехсот тысяч рублей, что зависит от объема выручки за проверяемый период.

Слишком низкая цена за услугу должна насторожить клиента, поскольку существует риск получить некачественную работу. Тем не менее, сэкономить на аудите можно если:

Заказать аудит в летнее время Когда аудиторские проверки проводятся не часто, а отсутствие ажиотажа снижает стоимость услуги
Четко определить задачу аудитора Что уменьшит объем работы. Можно предложить помощь штатного бухгалтера
Можно пригласить аудитора из провинции Где цены на услуги меньше, даже с учетом командировочных. Нужно помнить, что не все хорошие специалисты живут исключительно в больших городах
При проведении инициативного аудита Можно отказаться от официального аудиторского заключения. Выводы можно сделать и на основании аудиторского отчета, а цена при этом существенно уменьшится
Можно обратиться к специалисту лично Минуя аудиторские фирмы. Как правило, услуги отдельного консультанта стоят на порядок дешевле, чем сотрудничество с фирмой

На примере предприятия

Найти в Интернете настоящее аудиторское заключение либо отчет аудитора в полной версии вряд ли возможно. Обусловлено это конфиденциальностью некоторой информации.

Даже публикуемое заключение предоставляется на всеобщее обозрение лишь в той части, где отсутствует секретная информация.

В качестве аудита на примере предприятия можно привести следующий вариант. На предприятии «ХХХ» была проведена аудиторская проверка.

Целью аудиторской проверки являлась проверка результативности системы менеджмента, выявление и оценка несоответствий в сопутствующих документах, выявление и оценка несоответствий в работе персонала.

По результатам проверки было выявлено три несоответствия и два замечания. Основанием для проведения проверки стал приказ гендиректора. Аудит проводился в соответствии с намеченной программой.

Все несоответствия и замечания были детально расписаны. Определены причины нарушений. Предоставлены рекомендации по устранению ошибок.

Сделаны выводы об общем состоянии дел на предприятии. В качестве приложений к отчету приложены программа аудита, протоколы отклонений, замечания. Отчет заверен подписями аудиторов.

Нюансы при экспресс-проверке ↑

Экспресс-аудит бухгалтерской отчетности являет собой поверхностный анализ. Он направлен на изучение отдельных документов и формирование мнение об их достоверности и соответствии нормам.

Такой аудит включает в себя такие процедуры как:

  • обзорный анализ деятельности;
  • проверка учредительной документации;
  • оценка документооборота;
  • оценка потенциальных рисков;
  • выборочный аудит документов;
  • анализ порядка составления отчетности.

Благодаря тому, что экспресс-проверка осуществляется в сжатые сроки наиболее простыми методами, трудозатраты значительно сокращаются.

При таком аудите первичная документация не изучается максимально подробно, проводится только общий ее анализ. К особенностям экспресс-аудита следует отнести:

  • возможность проверки отчетности с минимумом затрат;
  • необходимость привлечения высококвалифицированных специалистов, способных быстро выявить ошибки и неточности;
  • выборочность проверки и возможность аудита отдельных отраслей или направлений;
  • сжатые сроки проверки (до пяти дней);
  • минимальное вмешательство в работу бухгалтерии;
  • доступная цена на услуги;
  • возможность быстрого получения информации.

Необходимость в экспресс-проверке может возникать в преддверии смены руководителя или бухгалтера, для проверки применяемой системы учета, оценки налоговых рисков, разработке стратегии по восстановлению бухгалтерского учета, в преддверии налоговой проверки.

Результатом такой проверки становится составление письменного отчета. В нем освещаются аспекты анализа деятельности и достоверности отчетности, рекомендации по устранению допущенных ошибок, степень налоговых рисков.

В целом бухгалтерский аудит отчетности предприятия целесообразен не только с точки зрения соблюдения законодательных норм.

Регулярные проверки помогают избежать значимых ошибок в управлении, повысить доходность бизнеса и получить уверенность в правильности осуществления производственных процессов.

buhonline24.ru


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.