Лицензия на дополнительное образование детей и взрослых

В соответствии с ч. 1 ст. 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Работа кружков, секций в общеобразовательной организации за рамками соответствующего федерального государственного образовательного стандарта является дополнительным образованием  – видом образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.


В соответствии с ч. 1 ст. 75 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам подлежит лицензированию.

При этом согласно ч. 4 ст. 91 Федерального закона № 273-ФЗ в приложении к лицензии не перечисляются конкретные виды дополнительных общеобразовательных программ с указанием направленности, а указываются сведения в целом о подвиде дополнительного образования, которым согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ является «дополнительное образование детей и взрослых».

273-фз.рф

Дополнительное образование


Лицензия на дополнительное образование детей и взрослых

Различают несколько видов образовательных программ. Они отличны друг от друга, как по составу, так и по требованиям, выдвигающимся к учащимся гражданам.

Под дополнительным образованием подразумевают учебный процесс, в ходе которого лицо совершенствует ранее приобретенные навыки и знания, повышает деловые качества либо проходит переквалификацию для осуществления деятельности в другой сфере.

Условием для прохождения учебного процесса является наличие документа, свидетельствующего о получении начального, среднего или высшего образования. То есть, лицо не получает абсолютно новые знания, а совершенствует уже имеющиеся, получает дополнительные навыки в уже знакомой сфере.

В большинстве случаев за предоставление подобных услуг приходится платить. То есть, государство не оплачивает получение ее гражданами дополнительного образования. Однако в некоторых случаях заинтересованность в этом высказывают работодатели.

Если юридическому лицу выгодно иметь сотрудника с высокой квалификацией, оно может само оплатить его обучение. Заинтересованность в дополнительном образовании есть также у тех граждан, которые изначально получили не ту специальность, по причине отсутствия доступа к обучению необходимой профессии.

Лицензия на дополнительное образование детей и взрослых

Выделяют следующие виды дополнительного образования:


  1. Переподготовка. Особенность данной формы – получение новой квалификации. Отличие от стандартных учебных программ, преподаваемых в высших учебных заведениях – акцент только на тех предметах, которые необходимы для трудовой деятельности. Благодаря этому, минимальная длительность курсов – двести пятьдесят часов (в ВУЗах на получение специальности уходит от трех лет и более).
  2. Повышение квалификации. В большинстве случаев заказываются определенными предприятиями. Необходимы для увеличения знаний работников в определенной сфере, обучению их новым навыкам. Минимальная длительность курса – шестнадцать часов. Возможно обучение без отрыва от работы.
  3. Стажировка. Практические занятия на производстве, позволяющие усилить имеющиеся навыки и получить новые.

Важно! После завершения обучения, учащиеся получают сертификаты, дипломы и удостоверения, которые свидетельствуют о получении новой квалификации.

Эти документы позволяют подтвердить полученные знания и навыки. Поскольку на законодательном уровне ко всем учебным заведениям, которые после обучения выдают аттестаты, выдвигается требование по получению лицензии, лицензирование дополнительного профессионального образования является обязательным.

Когда нужно получать лицензию


Лицензия на дополнительное образование детей и взрослыхЛицензию на образовательную деятельность необходимо получать в том случае, если после обучения граждане будут проходить аттестацию, по итогам которой им будет выдан документ об окончании обучения (сертификат/диплом/удостоверение).

В таком случае наличие документа подтверждает квалификацию работника, его услугами будут пользоваться предприниматели. Поскольку обучение происходит по установленным в государстве программам, для гарантии соответствия знаний полученному документу образовательные учреждения должны получать лицензии.

Получать лицензию на образовательную деятельность не нужно предприятиям, которые по окончании учебного процесса не выдают каких-либо официальных документов, подтверждающих квалификацию. То есть, заниматься лицензированием не нужно, если гражданин будет проходить простую стажировку либо ему будет зачитана разовая лекция. Кроме того, можно не лицензировать профессиональную подготовку, проходящую индивидуально. Однако зарегистрировать данный вид деятельности необходимо, в противном случае можно получить штраф.

Штрафные санкции за образовательную деятельность без получения лицензии

Обучение без получения лицензии на повышение квалификации наказуемо. Данная сфера регулируется Административным и Уголовным кодексами. Наказания разные, в зависимости от регистрации виновника.

Административная ответственность прописана в статьях 14.1 и 19.20 КоАП РФ. Первая статья регулирует коммерческую деятельность, вторая – некоммерческую.

Лицензия на дополнительное образование детей и взрослых

В соответствии с этими нормативными актами физическое лицо может получить следующие штрафы:


  1. До 2 500 рублей за коммерческую образовательную деятельность без лицензии.
  2. До 1 000 р., если обучение производится на безвозмездной основе.

Для должностных лиц штрафы за организацию учебного процесса без получения лицензии на образовательную деятельность более высокие:

  • до пяти тысяч рублей при платном обучении;
  • до пятидесяти тысяч, если имеет место обучение без получения прибыли.

Наибольшие штрафы прописаны для предприятий. Если обучение осуществляется на платной основе, размер санкции составит от сорока до 50 тысяч рублей. Если же обучение платное, то штраф увеличивается до 170 – 250 тысяч рублей. Для индивидуальных предпринимателей предусмотрен штраф в размере не более 40 тысяч рублей.

Если государству или населению в процессе обучения без лицензии был нанесен ущерб, вступают в действие 76.1 и 171 статьи Уголовного кодекса. В соответствии с ними, виновник может заплатить штраф в размере до 300 тысяч рублей, сесть в тюрьму на срок до пяти лет. Также в качестве наказания могут быть использованы принудительные работы (не больше пяти лет).

Особенности лицензии


Лицензия на дополнительное образование детей и взрослыхЛицензия на доп. образование не отличается от документов, которые выдаются другим видам образовательных учреждений.

Она имеет вид листа бумаги в формате «А4». На лицевой стороне документа указывается регистрационный номер бумаги, полное название лица, которому она выдана.

В обязательном порядке указывается орган, выдавший документ, и срок, на протяжении которого он будет действовать. Основные отличия от других документов заключаются в приложении.

В согласии с ФЗ под номером 273, в приложении указывается вид образовательной деятельности, ее уровень. В этом же документе указывается конкретный адрес расположения офиса, в котором происходят занятия.

Если учреждение имеет несколько филиалов – указывается адрес каждого из них.

Внимание! Без приложения лицензия считается недействительной.

Порядок получения документа

Для получения лицензии сначала нужно собрать необходимые документы и обратиться в Рособрнадзор либо региональный орган, занимающихся выдачей лицензий. Первый вариант подходит для учреждений федерального значения и филиалов иностранных организаций. В остальных случаях для открытия учреждения, занимающегося дополнительным образованием, необходимо обращаться в органы местной власти.

С момента подачи документов до даты выдачи лицензии может пройти не более 45 дней. За это время сотрудники лицензирующего органа проверят документы и вынесут решение по заявке. Наиболее сложный этап в получении лицензии на дополнительное образование – сбор необходимой документации. Чтобы собрать все бумаги, придется обратиться в несколько государственных служб (СЭС, ФНС).


Лицензия на дополнительное образование детей и взрослыхПотребуется собрать следующие документы для лицензирования образовательной деятельности:

  1. Заявление.
  2. Устав.
  3. ИНН, ОГРН.
  4. Документы, свидетельствующие о наличии у лица права на использование помещений.
  5. Справки из СЭС (о пригодности помещения).
  6. Квитанция.
  7. Заключение из пожарного надзора.

Под квитанцией подразумевается документ об уплате государственной пошлины. Ее размер – 7 500 рублей. Если документы подаются третьим лицом, необходимо подготовить нотариально заверенную доверенность.

Требования к помещению

Лицензия на дополнительное образование детей и взрослыхПеред тем как получить лицензию на обучение, необходимо позаботиться о подходящем для этого помещении. Оно может быть собственностью предприятия, но допускаются также отношения аренды.

Обязательным является оснащение помещения всеми средствами безопасности (пожарными сигнализациями, системами кондиционирования, освещения).

Для проведения учебного процесса помещение должно быть оснащено гардеробом, мебелью, оргтехникой, всем другим необходимым оборудованием.


Площадь должна быть рассчитана таким образом, чтобы на каждого ученика приходилось не менее 2,5 кв.м. Если планируется устроить пункт питания, необходимо получить справки из Роспотребнадзора.

Обязательными являются справки из СЭС и пожарной службы, которые подтвердят безопасность помещений.

Требования к сотрудникам

Определенные требования также выдвигаются и к педагогическому составу. Сотрудники учреждения, преподающие отдельные предметы, должны иметь достаточную квалификацию для проведения подобной деятельности. Важно подбирать педагогический состав таким образом, чтобы предприятие могло в полной мере реализовать выбранную им образовательную программу.

Справка! Квалификация педагогов подтверждается дипломами об успешном завершении учебных заведений по соответствующей специальности.

Заключение

Таким образом, для предоставления населению дополнительного образования необходимо сначала получить лицензию на дополнительное образование. Для этого следует позаботиться о помещении, штате, справках из контролирующих органов.

Лицензия нужна в том случае, если после завершения обучения учащимся представляются документы, свидетельствующие о получении ими определенной квалификации. Образовательная деятельность без лицензии наказуема.


prava.expert

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» предусмотрено лицензионное требование к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности: «наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам».

В соответствии со ст. 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Для должности «преподава.


бразовательном учреждении не менее 1 года» либо «при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук — без предъявления требований к стажу работы».

Для должности «преподаватель» приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» установлены следующие квалификационные требования: «высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы» либо «высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы».

Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы (п. 9 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н).

В соответствии со ст. 107 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации признаются иностранное образование и (или) иностранная квалификация, подпадающие под действие международных договоров о взаимном признании, а также полученные в иностранных образовательных организациях, перечень которых с указанием соответствия получаемых в них образования и (или) квалификации образованию и (или) квалификации, полученным в Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации1. В случае, если иностранное образование и (или) иностранная квалификация не соответствуют указанным условиям, признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)  на основе экспертизы2.

Таким образом, работник по должности «преподаватель иностранного языка», имеющий иностранное образование (диплом бакалавра колледжа США) и удостоверение о повышении квалификации в Российской Федерации, соответствует требованиям законодательства (лицензионным требованиям) при соблюдении одного из условий:

— имеется высшее или среднее профессиональное образование, полученное в образовательной организации из Перечня, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2015 № 2777-р, и отвечающее квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, а также дополнительное профессиональное образование, что подтверждается наличием удостоверения о повышении квалификации;

— имеется свидетельство о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации (может быть получено в Рособрнадзоре), отвечающего квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, а также дополнительное профессиональное образование, что подтверждается наличием удостоверения о повышении квалификации;

— имеется решение аттестационной комиссии образовательной организации о рекомендации работодателю заключить трудовой договор с преподавателем, не соответствующим квалификационным требованиям (в порядке исключения из общих правил с обоснованием данного решения).

_____________________

1 Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2015 № 2777-р «Об утверждении перечня иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемых в Российской Федерации»

2 Приказ Минобрнауки России от 24.12.2013 № 139 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве»

19.12.2015 • Эксперты Ладнушкина Н.М., Фёклин С.И. • Постоянная ссылка: http://mosobrnadzor.ru/licensing/faq/27#27

mosobrnadzor.ru

Нормативные акты, определяющие перечень документов для оформления лицензии на образовательную деятельность

Основные требования и условия получения лицензии на образовательную деятельность, включая перечень необходимых для этого документов, содержатся в следующих нормативных актах:

  • Закон №273-ФЗ «Об образовании в РФ», датированный 29.12.2012 года;
  • Закон №99-ФЗ «О лицензировании…», изданный 04.05.2011 года;
  • Постановление Правительства России №966, подписанное 28.10.2013 года.

Необходимо отметить, что оба указанных Федеральных закона разработаны и введены в действие относительно недавно. Это свидетельствует о том, что именно в последнее время была существенно изменена законодательная база, регулирующая рассматриваемую деятельность.

По сути, с начала 2013 года действуют новые правила оказания образовательных услуг, которые затем были скорректированы вышедшим несколько позднее Постановлением российского кабмина. Именно в нем подробно описаны основные требования, предъявляемые к организациям, которые планируют оказывать услуги в сфере дополнительного образования, и перечень документов, необходимый для получения ими лицензии на образовательную деятельность.

Необходимые условия и документы на лицензирование дополнительного образования

Для того чтобы иметь возможность оказания услуг по дополнительному образованию, необходимо выполнить два основных условия:

  1. Пройти регистрацию в качестве некоммерческой организации.
  2. Подготовить перечень необходимых документов и получить лицензию на образовательную деятельность.

Вполне логично рассмотреть каждое из указанных условий отдельно.

Регистрация некоммерческой организации

Действующее законодательство допускает оказание услуг в сфере дополнительного образования только со стороны некоммерческих организаций (НКО). НКО представляет собой юридическое лицо, созданное не с целью получения прибыли (как коммерческая организация), а имеющее задачу реализовать какую-либо социальную функцию, связанную с образованием (как в рассматриваемом случае), культурой, здравоохранением, охраной правопорядка или другими подобными целями. Данное требование, предъявляемое к учреждению, планирующему оказание услуг по дополнительному образованию, объясняется тем, что именно этот вид образовательной деятельности наиболее ориентирован на удовлетворение нематериальных потребностей человека, относящихся, главным образом, к духовной сфере.

Наиболее распространенными видами НКО являются:

  • общественная или религиозная организация;
  • некоммерческое партнерство;
  • общественный фонд;
  • государственная корпорация;
  • бюджетное учреждение;
  • автономная некоммерческая организация.

Именно две последних организационно-правовых формы наиболее часто применяются в тех случаях, когда осуществляется оказание услуг по дополнительному образованию.

Перечень документов, необходимых для лицензирования дополнительного образования

Одно из основных требований, обязательных для выполнения при получении образовательной лицензии – это подготовка документов, перечень которых содержится в указанных выше нормативных актах. Они подаются в соответствующий орган при министерстве образования РФ, а именно Федеральную службу по надзору (Рособрнадзор). Список документов четко показывает, какие требования предъявляются к организации, для получения лицензии на образовательную деятельность.

Заявление на получение лицензии. Форма бланка заявления, которое подается в Рособрнадзор, определяется территориальными органами Минобразования на основе общих правил и требований, содержащихся в указанных в первом разделе статьи федеральных законодательных документах. Бланк заявления и образец его заполнения выглядят следующим образом.

Заполнение заявления не представляет особой сложности. Практически все данные, необходимые для этого, содержатся в прилагаемых документах на получение образовательной лицензии, перечисленных ниже. Особое внимание следует обратить на указание всех программ дополнительного образования, которые организация планирует оказывать. Только в этом случае подобная деятельность становится легальной.

Заполнение заявления на предоставление образовательной лицензии

Обязательным условием рассмотрения заявления и приложенных к нему документов является оплата государственной пошлины. Указание о ее осуществлении обязательно должно содержаться в заявлении. Кроме того, необходимо также разместить возможные варианты связи с руководителем соискателя или ответственным лицом. Это может понадобиться при возникновении вопросов или необходимости доработать список представленных документов.

Заполнение заявления на предоставление образовательной лицензии

Уставные документы организации и свидетельства о регистрации и постановке на учет. Данный документы входят в стандартный пакет, который оформляется практически всегда, как при получении каких-либо лицензий или разрешений, так и при регистрации сделок и других подобных операциях, производимых юридическим лицом. При этом необходимо учесть, что документы должны быть в виде нотариально заверенных копий.

Свидетельство о праве собственности или аренде учебных помещений.

Учебные планы и программы. Данные документы должны соответствовать ведомственным требованиям, быть утверждены руководителем. Кроме того, обычно также указываются их сроки, продолжительность и преподаватели, для каждого из которых указываются сведения о квалификации (с приложением копий дипломов) и предыдущей трудовой деятельности (данные подтверждаются копиями трудовых книжек).

Документы, подтверждающие соответствие требованиям законодательства для получения образовательной лицензии:

  • справка о материально-технической оснащенности;
  • санитарное заключение о пригодности помещения (выдается Роспотребнадзором);
  • справка о наличии необходимых условий для организации питания учащихся и сотрудников образовательного учреждения, а также охраны их здоровья (если это необходимо);
  • заключение органов Госпожнадора.

Документы, подтверждающие оплату государственной пошлины.

Опись всех представленных документов.

После получения указанного перечня документов, территориальный орган Рособрнадзора в течение 60 дней обязан либо выдать лицензию на ведение образовательной деятельности, либо направить соискателю мотивированный отказ.

центрконсалт.рф

ЛицензированиеВ соответствии со ст.91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(далее – Закон об образовании) лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

 

Согласно действующему законодательству образование подразделяется на следующие виды (ч. 2 ст. 10 Закона об образовании):

а) общее образование направлено на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования (п. 11 ст. 2 Закона об образовании);

б) профессиональное образование направлено на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности (п. 12 ст. 2 Закона об образовании);

в) профессиональное обучение направлено на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий) (п. 13 ст. 2 Закона об образовании);

г) дополнительное образование направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (п. 14 ст. 2 Закона об образовании).

Общее и профессиональное образование реализуются по нескольким уровням (п. 3 ст. 10 Закона об образовании).

Уровни общего образования, закрепленные в Законе об образовании (ч. 4 ст. 10 данного Закона):

— дошкольное образование;

— начальное общее образование;

— основное общее образование;

— среднее общее образование.

Уровни профессионального образования, закрепленные в Законе об образовании (ч. 5 ст. 10 данного Закона):

— среднее профессиональное образование;

— высшее образование — бакалавриат;

— высшее образование — специалитет, магистратура;

— высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя следующие подвиды:

— дополнительное образование детей и взрослых;

— дополнительное профессиональное образование.

С 9 февраля 2014 г. лицензия на осуществление образовательной деятельности и приложение к ней должны выдаваться в форме, которая утверждена Приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1320 «Об утверждении формы лицензии на осуществление образовательной деятельности, формы приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности и технических требований к указанным документам».

В новой форме приложения к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения.

Таким образом, в приложении к лицензии не указываются сведения об особенностях реализации программ общего образования (углубленное изучение предметов, наличие программ для детей с ограниченными возможностями здоровья), сведения о дополнительных образовательных программах и основных программах профессионального обучения.

Дополнительные общеобразовательные программы, содержащие направленность дополнительного образования, указание на виды спорта и искусства, дополнительные профессиональные программы в приложении к лицензии указываются как соответствующие подвиды дополнительного образования.

При наличии в приложении к лицензии сведений о соответствующих подвидах дополнительного образования (дополнительное профессиональное обучение, дополнительное образование детей и взрослых) лицензировать новые программы не требуется.

Информация о программах профессионального обучения (код профессии или должности служащего, наименование профессии или должности служащего, разряд, срок реализации программы) в приложении к лицензии будет зафиксирована как «профессиональное обучение». При наличии в приложении к лицензии записи о профессиональном обучении лицензирование новых программ также не требуется.

В связи с тем, что в новом приложении к лицензии не указываются адреса мест осуществления образовательной деятельностипо дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, лицензирование новых адресов осуществления образовательной деятельности по этим программам также не требуется.

Обращаем внимание, что реализация вышеназванных новых программи использование адресов, не требующих дополнительного лицензирования, возможно только при создании условий, соответствующих всем лицензионным требованиям, установленных п. 6 ПостановленияПравительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности».

При переоформлении лицензии по любым основаниям приложение к лицензии подлежит приведению в соответствие новой форме.

www.uo-gub.ru

Добрый день, коллеги! Близится начало учебного года, и, как грибы после дождя, активизируются проекты, направленные на организацию досуга и обучения подрастающего поколения.

О том, что такое образовательная лицензия, с какими сложностями связано ее получение – не раз уже писали на Регфоруме, а вопросы, нужна ли лицензия в том или конкретном случае – раз за разом становятся поводами для дискуссий на профессиональных форумах, включая наш.

Наибольшие сложности, представляется, вызывают истории, связанные с организацией деятельности, которая по своей сути наиболее близка к дополнительному образованию детей и взрослых.

Почему я написала выше «наиболее близка…», а не «является…»? Потому что, как кажется (и о чем пойдет речь ниже), нередко сложно определиться, что же перед нами: дополнительное образование, досуг или просветительская деятельность, – в то же время от ответа на этот вопрос многое зависит.

Согласно действующей редакции Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ; далее – Закон об образовании):

Образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ, а образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

В соответствии со статьей 91 Закона об образовании образовательная деятельность подлежит лицензированию, при этом нет необходимости получать лицензию индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность непосредственно.

Помимо ИП-одиночек «повезло» частным организациям, осуществляющим образовательную деятельность, без получения ими лицензий в соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково» (см. Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»).

Приведенные выше положения законодательства, касающиеся необходимости лицензирования, можно толковать двояко. Первый вариант восприятия: если организация осуществляет определенную деятельность просветительской направленности, не имея образовательной программы, не выдавая по окончанию курса документов об образовании и т.п., то требования о лицензировании на нее не распространяются.

При таком подходе мы, по сути, живем «старыми» категориями, вытекающими из Закона об образовании до внесения в него изменений в 2014, если мне память не изменяет, году.

Другое толкование норм Закона об образовании диктует гораздо более строгое отношение к организациям, осуществляющим деятельность в рассматриваемой сфере, и сводится к тому, что если деятельность так или иначе связана с образованием, обучением, то она подлежит лицензированию в обязательном порядке. И то, что у той или иной организации нет образовательной программы со всей ее атрибутикой в виде учебных планов, программ и прочего ужаса – это не палочка-выручалочка от необходимости получения лицензии на образование, а наоборот – недоработка конкретного юридического лица.

При таком понимании требований законодательства под «Дамокловым мечом» риска ответственности за образовательную деятельность без лицензии находятся все организации, у которых среди видов деятельности есть образовательные ОКВЭД (например, 85.41 – Образование дополнительное детей и взрослых; 85.42.9 – Деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки), а также те, у которых этих ОКВЭД нет, но название включает, допустим, слова «Школа», «Образовательный центр» и т.п.

Боюсь, в сфере тенденций последних лет по «бескошмарному» выводу из тени всего, что можно оттуда легко вывести, последнее толкование должно быть концептуально ближе проверяющим и контролирующим органам.

На практике, однако, осуществляет деятельность внушительное количество секций, клубов, центров развития и т.п., для которых получение образовательной лицензии весьма трудоемко, проблематично, а то и невозможно.

Да и интуитивно не всегда понятно, нужна ли лицензия в случае, скажем, деятельности детского кружка оригами (рисования, лепки, авиамоделирования, робототехники, секции игры в шашки/хоккей на траве/кёрлинг и т.п. и т.д. по интересам).

Когда мой ребенок вышел после занятия с бумажным журавлем в руках – это он обучился? Или просто хорошо провел время?

А если он у меня раз в неделю месяц через два ходит лениво пинать мяч в компании сверстников под присмотром тренера – это он у меня дополнительно образовывается в области спорта? Или просто играет себе в удовольствие?

К сожалению, ни Закон об образовании, ни ведомственные акты четкой грани не проводят.

Показательной, как мне кажется, является ситуация с Политехническим музеем, который в 2016 г. был привлечен к ответственности за организацию образовательных кружков без лицензии, но позднее добился отмены штрафа в судебном порядке (Московский городской суд, дело № 7-4312/2017).

Изначально музею был назначен штраф в размере 185 тысяч рублей за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ).

Надо отметить, что много лет кружки Политеха никого из проверяющих не интересовали, но потом произошла некая конфликтная ситуация с одним конкретным ребенком в одном конкретном кружке, родители подняли шум, «прокуратура открыла глаза», и далее понеслось.

Отменяя штраф, судья Московского городского суда указал:

regforum.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector