Образовательные услуги без лицензии


С 2013 года коммерческие организации и ИП получили право оказывать услуги в сфере образования наравне с некоммерческими организациями. Услуги в области образования лицензируются. Ранее мы расмотрели полный перечень лицензируемых видов деятельности 2020 года, в этой статье расскажем, как получить лицензию на образовательную.

Кому нужна лицензия

Для начала выясним, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется. В постановлении Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966, утвердившего положение о лицензировании образовательной деятельности, указана только одна такая возможность. Лицензия не нужна, если услуги оказывает лично индивидуальный предприниматель. Это услуги репетиторов, частных учителей, студий, кружков и т.д., где занятия ведет сам предприниматель, имеющий соответствующее образование и стаж работы.


В предыдущей редакции положение о лицензировании образовательной деятельности допускало еще одну возможность работать без лицензии – если по итогам обучения не проводилась итоговая аттестация и не выдавался документ об образовании. Проводить без лицензии тренинги, семинары, лекции, о прохождении которых не выдаются подтверждающие документы, можно и теперь, но такая деятельность не называется образовательной, а культурной или досуговой.

Перечень услуг, для которых нужна лицензия, включает в себя такие виды образования: дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее, дополнительное общеобразовательное, дополнительное профессиональное и образование религиозного персонала религиозных организаций.

Получение лицензии на образовательную деятельность – сложный и длительный процесс. Только рассмотрение документов и принятие решения о выдачи лицензии или об отказе в выдаче занимает 60 дней. А до этого надо подготовить ещё ряд разрешений других государственных органов и разработать собственные образовательные программы. И всё же, бизнес в сфере образования можно назвать доходным, поэтому если вы хотите заниматься этим направлением, то надо один раз пройти процедуру лицензирования.

Лицензия выдаётся бессрочно, и если вы не будете её переоформлять, то обращаться к чиновникам по этому вопросу уже не придётся.

Лицензионные требования

Положение о лицензировании устанавливает в 2020 году следующие требования к соискателям:


  • собственное или арендованное здание (помещение), соответствующее заявленным образовательным программам;
  • санитарно-эпидемиологическое заключение на это помещение;
  • материально-техническое обеспечение образовательной деятельности в соответствии с требованиями федеральных стандартов;
  • соблюдение условий охраны здоровья обучающихся;
  • собственные разработанные образовательные программы;
  • печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы по этим программам;
  • штатные или привлеченные по гражданско-правовому договору педагогические работники, имеющие профессиональное образование и стаж работы.

Полный перечень требований, в зависимости от типа образования, смотрите в тексте Постановления.

В нормативных актах, регулирующих лицензирование образовательной деятельности, не совсем чётко рассмотрен вопрос об организационно-правовой форме лицензиата. В законе об образовании № 273-ФЗ даётся следующее понятие образовательной организации: «некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности». Понятие «организация, осуществляющая обучение» означает юридическое лицо, которое ведёт эту деятельность в качестве дополнительной.

Далее приводится ещё одно толкование: «организации, осуществляющие образовательную деятельность», под которыми понимают:

  • образовательные организации;
  • организации, осуществляющие обучение;
  • индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность.

Документы для получения лицензии

Соискатель лицензии должен документально подтвердить, что им созданы все необходимые условия для оказания услуг в сфере образования. Для этого соберите такой пакет документов:

  • заявление о предоставлении лицензии;
  • документ, подтверждающий право пользования помещением (копия свидетельства о праве собственности, договора аренды или субаренды);
  • копия устава ООО или копия свидетельства о регистрации ИП;
  • копия листа записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • копия свидетельства о налоговом учете ООО или ИП;
  • копии заключений СЭС и Госпожнадзора о соответствии помещения необходимым требованиям;
  • справка об условиях для функционирования электронной информационно-образовательной среды;
  • справка о печатных и электронных ресурсах;
  • справка о педагогических работниках;
  • справка об утверждении образовательных программ;
  • справка об условиях для получения образования обучающимися с ОВЗ;
  • справка о материально-техническом обеспечении;
  • подтверждение оплаты госпошлины на сумму 7500 рублей;
  • опись документов.

Формы справок доступны на сайте Минобразования.

Пакет документов для получения образовательной лицензии

Порядок получения лицензии

Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Рособрнадзор и региональные исполнительные органы. В Рособрандзор надо обращаться, если планируется открытие:


  • высшего учебного заведения;
  • организации федерального значения;
  • российской организации, расположенной за пределами РФ;
  • иностранной организации на территории России.

Записаться на приём в Рособрандзор можно онлайн на официальном сайте.

Получение образовательной лицензии на сайте Рособрнадзора

В остальных случаях обращайтесь в региональные государственные органы, имеющие право выдавать лицензии. Контакты этих учреждений опубликованы на сайте Рособрандзора, чтобы найти их, выберите свой регион на интерактивной карте.

Региональные органы для получения образовательной лицензии

Порядок получения образовательный лицензии состоит из следующих шагов:


  1. Изучите СНиП и СанПин для вашего направления обучения.
  2. Подготовьте помещение и оборудуйте его согласно требованиям и стандартам.
  3. Получите на помещение заключение СЭС и пожарной инспекции.
  4. Разработайте и утвердите образовательные программы.
  5. Убедитесь, что педагоги вашей организации имеют необходимые документы об образовании, квалификации, стаже работы.
  6. Приобретите мебель, оборудование, технику, учебную литературу, методические пособия для проведения занятий.
  7. Оплатите госпошлину на выдачу лицензии.
  8. Подайте документы в лицензирующий орган.

Документы принимаются по описи, если в них обнаружены недостатки, то они возвращаются соискателю на доработку (сроком до 30 дней). После этого начинается этап проверки достоверности поданных сведений, причем, не только документальной, но и с выездом на место. В течение 60 дней с даты регистрации заявления чиновники выдают разрешение или отказ в получении лицензии.

Что будет, если работать без лицензии

За предоставление услуг образования без лицензии предусмотрена административная, налоговая и уголовная ответственность. Суммы штрафов могут достигать 500 тысяч рублей, а срок лишения свободы – до пяти лет. Конечно, такое суровое наказание применяется крайне редко, когда работа без лицензии причинила крупный ущерб или был получен доход в крупном размере.

Кроме этого, оказание услуг без лицензии снижает конкурентность образовательной организации:

  • нет льгот при участии в аукционе на право аренды муниципальной недвижимости;
  • не признаётся документ о получении образования или повышения квалификации;
  • обучающиеся в нелицензированной организации не могут получить налоговый вычет по затратам на обучение;
  • серьёзные рекламные источники не принимают объявлений таких организаций.

Советуем посмотреть интересное видео, в котором рассмотрен порядок лицензирования образовательной деятельности.

Источник: www.regberry.ru

Суть спора

Прокурор возбудил дело в отношении Учебного центра вычислительной техники по части 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и обратился в суд с заявлением о привлечении его к административной ответственности.

Обществу вменялось осуществление образовательной деятельности без лицензии.

Решение суда

Однако суд отказал в данном иске. И вот почему.

В соответствии с подпунктом 40 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, которую ведут негосударственные образовательные учреждения, находящиеся на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.


То, что лицензированию подлежит именно образовательная деятельность, было прописано и в пункте 2 статьи 33.1 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (он действовал в период рассмотрения спора).

Аналогичная норма прописана в пункте 1 статьи 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (действует с 1 сентября 2013 года).

Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее — Положение) утверждено постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. № 174.

Пунктом 1 этого Положения определено, что оно устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений, научных организаций, иных организаций, структурные подразделения которых осуществляют реализацию образовательных программ профессиональной подготовки.

При этом в соответствии с пунктом 4 Положения не подлежат лицензированию:

— образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании;

— деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, проводимая без реализации образовательных программ;


— индивидуальная трудовая педагогическая деятельность.

Из указанного следует, что образовательная деятельность, подлежащая лицензированию, должна сопровождаться итоговой аттестацией и выдачей документа об образовании.

В данном случае, оценив устав общества, договоры на оказание услуг в области дополнительного образования, соглашения о договорной стоимости обучения, сертификаты, суд пришел к выводу о том, что ни одно из этих доказательств не подтверждает факт осуществления обществом образовательной деятельности по образовательным программам.

Фактически общество ведет деятельность по оказанию возмездных услуг обучения иностранным языкам, компьютерной подготовке, а также подготовке к ЕГЭ и др.

Использование обществом отдельных элементов образовательной деятельности само по себе не относит его деятельность к той, что требует обязательного лицензирования.

Доказательств того, что предоставляемые обществом услуги сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей итоговых документов, подтверждающих получение соответствующего образования или повышение квалификации, прокурор также не представил.

Таким образом, суд указал, что получать лицензию обществу в данном случае не нужно.

Опубликовано в журнале «Учет в сфере образования» № 10, октябрь 2013 г.

Источник: www.klerk.ru


Как поступить организации, осуществляющей образовательную деятельность на основе лицензии, если действие старой лицензии заканчивается, а новая вступает в силу лишь через один-два месяца? Оплату за обучение получаем в виде аванса за 4—9 месяцев обучения. Можно ли оказывать образовательные услуги в перерыве между действиями лицензий? Можно ли производить текущие расходы — услуги связи, оплату труда и т.п.?

Н.Ю. Казанкова,
вопрос с сайта www.eg-online.ru

Согласно п. 6 ст. 33 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» (в редакции от 17.07.2009, далее — Закон № 3266-1) право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 277. В пункте 21 Положения установлено, что решение лицензирующего органа о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в срок не позднее 60 дней с даты регистрации и принятия к рассмотрению заявления и оформляется распорядительным актом лицензирующего органа.

Лицензия выдается на срок, не превышающий шесть лет.

Лицензия на новый срок выдается лицензиату в порядке, установленном Положением для ее получения. Заявление и прилагаемые к нему документы направляются в лицензирующий орган не менее чем за 60 дней до окончания срока действия ранее выданной лицензии (п. 29 Положения).


Таким образом, Положением установлен достаточный срок подачи документов для переоформления лицензии, чтобы у образовательного учреждения не возникало перерыва между лицензиями.

С нарушением или без?

Ведение образовательной деятельности без лицензии — нарушение, за которое образовательные учреждения несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 46 Положения). При оказании платных образовательных услуг без лицензии образовательное учреждение и его должностные лица могут быть привлечены
к административному штрафу по п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Согласно п. 5 ст. 33 Закона № 3266-1 права юридического лица у образовательного учреждения в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной его уставом и направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента регистрации образовательного учреждения. Следовательно, осуществление образовательным учреждением текущих платежей до получения новой лицензии не будет являться нарушением законодательства РФ.

Важно отметить, что нарушением законодательства будет как раз неначисление работникам заработной платы.

Если организация в нарушение требований Положения будет оказывать образовательные услуги в безлицензионный период, она обязана оплачивать фактический труд преподавателей и других работников. Если организация не будет оказывать образовательные услуги в безлицензионный период, большинство работников не будут иметь возможности работать. Это простой.

В силу ст. 157 Трудового кодекса РФ время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника. Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.

Налог на прибыль: расходы не пропадут

По мнению Минфина России, выраженному в письме от 15.10.2008 № 03-03-06/4/71, расходы в виде выплат работникам организации за время простоя как по вине работодателя, так и по причинам, не зависящим от работодателя и работника, могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций.

Согласно подп. 3 и 4 п. 2 ст. 265 НК РФ потери (убытки) от простоев по внутрипроизводственным причинам и не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам приравниваются к внереализационным расходам. Именно по этим основаниям следует учитывать некоторые текущие расходы в период простоя без лицензии. Речь идет о тех расходах, которые не могут быть связаны с будущими доходами, например об оплате времени простоя работникам.

Текущие расходы, не связанные с будущими доходами (например, расходы на рекламу), а также текущие расходы, осуществленные при условии оказания услуг в безлицензионный период, по нашему мнению, можно в целях налогообложения прибыли учитывать в обычном порядке. Конечно, при условии, что они соответствуют критериям п. 1 ст. 252 НК РФ. Ведь налоговым периодом по налогу на прибыль признается год. Текущие расходы безлицензионного периода относятся к годовой налоговой базе, рассчитываемой нарастающим итогом.

НДС: возможны проблемы

Организация, оказывающая услуги в безлицензионный период, в отношении их не сможет применять льготу по НДС.

В силу подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождается от обложения НДС реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений. Согласно п. 6 ст. 149 НК РФ перечисленные в этой статье операции не подлежат налогообложению при наличии у осуществляющих их налогоплательщиков соответствующих лицензий на ведение деятельности, лицензируемой по законодательству РФ.

Источник: www.eg-online.ru

В 2020 году самому известному российскому фонду поддержки новых технологий и инноваций «Сколково» исполняется 10 лет. Какие блага дает бизнесмену статус резидента «Сколково»? Как стать резидентом инновационного центра? Реализация проекта создания и обеспечения функционирования «Сколково» осуществляется в целях развития исследовательской деятельности и коммерциализации ее результатов. То есть такой инновационный центр должен создать благоприятную среду для реализации новых идей как давно существующих компаний, так и начинающих бизнесменов («поддержка стартапов»). В инновационный центр стремятся попасть и самые передовые крупные бизнесы: Сибур, «Сбербанк», Boeing и пр. Проект «Сколково» реализуется не только на территории инновационного центра в Москве, но и по всей стране. Резидентами Фонда являются более 2 тысяч стартапов и 55% из них находятся за пределами Московского региона. Участники проекта «Сколково» должны работать над созданием конкурентоспособных наукоемких разработок мирового уровня в приоритетных направлениях. На сегодняшний день в рамках проекта «Сколково» созданы пять Кластеров, разрабатывающих инновационные проекты. Это кластеры информационных, биомедицинских, энергоэффективных, ядерных и космических технологий. Итак, в инновационном фонде пять Кластеров и, соответственно, все проекты, претендующие на статус резидента «Сколково», так или иначе должны быть связаны с этими отраслями. Команда Кластера развивает стратегические направления информационных технологий — от поисковых систем до облачных вычислений.  Сама же деятельность Кластера сосредоточена, в первую очередь, на развитии следующих стратегических направлений: Исследования и разработки для развития ИТ. Например: — Создание новых систем поиска, распознавания и обработки аудио, видео и графической информации, -Разработка новых высокопроизводительных систем вычислений и хранения данных. Приложения и новые технологии использования ИТ. Например: — создание технологий цифровой безопасности, — разработка новых систем повышения эффективности  производственных и бизнес процессов. Команда Кластера поддерживают и развивают инновации в области биомедицинских технологий.  Деятельность Кластера Биомед сосредоточена на развитии следующих стратегических направлений: 1. Медицинские технологии в области разработки оборудования и лекарственных средств. 2. Биотехнологии в сельском хозяйстве и промышленности. Например: -Генетика и селекция, -промышленная биотехнология, -пищевые технологии, — создание высокотехнологичных косметических продуктов. Команда Кластера поддерживает и развивает инновационные разработки, связанные с внедрением прорывных технологических решений в области производства и эффективного использования энергоресурсов. То есть речь идет о повышении эффективности нефтегазовой отрасли, электроэнергетики, сокращение энергопотребления в промышленности, на транспорте, в секторе ЖКХ. Деятельность Кластера Энерготех сосредоточена на развитии: -технологий для электроэнергетики и транспорта, -технологий для нефтегазового сектора, -энергоэффективных технологий для промышленности, -городских технологий. Команда Кластера поддерживают и развивают применения технологий, изначально вышедших из ядерной науки, и используемых, прежде всего, при создании и модификации новых материалов, в приборостроении и электронике, в ядерной медицине, в сельском хозяйстве, в проектировании и инжиниринге сложных технологических систем. Деятельность Кластера Ядертех сосредоточена на развитии технологий: -использующих разработки ядерной науки, -применения излучения и электромагнитных полей, -создания, модификации и аттестации материалов, -проектирования, конструирования, моделирования и инжиниринга сложных технологических объектов и систем. Команда Кластера занимаются космическими проектами и развитием телекоммуникационных технологий. То есть затрагивается множество сфер деятельности — от космического туризма до систем спутниковой навигации. Деятельность Кластера Космос обеспечивает поиск, привлечение, отбор и поддержку малых инновационных компаний по пяти приоритетным направлениям деятельности: -космические технологии, -навигационные и ….. Смотрите в материале, подготовленном Управляющим партнером компании «РосКо — Консалтинг и аудит» Аленой Талаш. Читайте: https://rosco.su/press/chto-daet-rezidentstvo-v-skolkovo-1-chast/ Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России «РосКо». Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Канал на YouTube — https://www.youtube.com/c/RosCoConsultingaudit/ Facebook — https://www.facebook.com/roscoaudit/ ЯндексДзен — https://zen.yandex.ru/id/5b84df3fa459c800a93104a0 Instagram — https://www.instagram.com/rosco.consulting/ https://rosco.su/

Источник: rosco.su


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.