Непредоставление налоговой декларации


Кто вправе устанавливать сроки представления налоговых деклараций?

Ответ на этот вопрос представляется достаточно очевидным. Установление сроков представления налоговых деклараций находится в исключительной компетенции законодателя. Тем не менее, МНС России нередко присваивало себе данное право. В первую очередь, об этом свидетельствует установление Инструкцией МНС России от 04.04.2000 № 59 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды» сроков представления в налоговые органы деклараций по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов, налога с владельцев транспортных средств и налога на пользователей автомобильных дорог. Еще один пример подобного нормотворчества — письмо Минприроды России, Минфина России и Госналогслужбы России от 03.03.1993 № 04-15/61-638, 19, ВГ-6-02/10, возложившее на природопользователей обязанность ежеквартально представлять налоговым органам расчеты платы за загрязнение окружающей природной среды (неналоговый статус этого платежа в данном случае принципиального значения не имеет).


Едва ли следует удивляться тому, что налоговые органы привлекали налогоплательщиков и их должностных лиц к налоговой и административной ответственности за несоблюдение сроков представления деклараций (расчетов), не задумываясь над законностью установления этих сроков ведомственными правовыми актами. Не проявил должной принципиальности и Минюст России, зарегистрировавший оба ведомственных акта.

К сожалению, подобная практика не получила должной и единой оценки со стороны арбитражных судов. Во многих случаях арбитражные суды выносили решения о взыскании с налогоплательщиков налоговых санкций за непредставление в налоговые органы деклараций (расчетов) в сроки, установленные МНС России. Трудно сказать, почему при разрешении споров игнорировалось содержание статьи 119 НК РФ, предусматривающей ответственность за непредставление налоговой декларации в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. Достойно сожаления и то, что Высший Арбитражный Суд РФ не высказал свою позицию по столь важному вопросу.

В связи с этим трудно переоценить значение Определения от 10.07.2003 № 316-О, вынесенного Конституционным Судом РФ, в котором содержится исчерпывающая оценка попыткам подменить ведомственными правовыми актами законодательство о налогах и сборах: «… Пункт 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей ответственность за непредставление налоговой декларации, не может рассматриваться как основание для привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение предписаний, содержащихся в ведомственном правовом акте.»


Несмотря на то, что в Определении КС РФ речь идет о декларации по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов, данный судебный акт носит универсальный характер и применим ко всем подобным случаям незаконного ведомственного нормотворчества. Из платежей, упомянутых выше, ныне сохраняет свое действие только плата за загрязнение окружающей среды. Не вдаваясь подробно в связанные с ней проблемы, заметим, что Определение КС РФ от 10.07.2003 № 316-О дает абсолютно четкий ответ, по крайней мере, на один вопрос — о представлении налоговым и природоохранным органам расчетов платы.

Заключение

Изложенное выше отражает только часть проблем, связанных с применением юридической ответственности за нарушение сроков представления налоговых деклараций. Нет сомнений в том, что и статья 119 НК РФ, и статья 15.5 КоАП РФ нуждаются в серьезных изменениях. Однако до внесения необходимых поправок в законодательство налогоплательщикам и их должностным лицам еще долгое время предстоит сталкиваться с указанными статьями в их нынешнем виде. Учитывая, что наложение административных штрафов и взыскание налоговых санкций находится в компетенции судов (арбитражных судов), налогоплательщикам и их должностным лицам следует активнее отстаивать свои интересы и не торопиться уплачивать штрафы в добровольном порядке.


Источник: buh.ru

НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Чиякина Наталья Геннадьевна, адъюнкт заочной формы обучения Академии экономической

безопасности МВД России на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Академия экономической безопасности МВД России

Аннотация. В статье содержится рассуждение о таком противоправном деянии как непредставление (несвоевременное представление) налоговой декларации и об установлении ответственности за нарушение данной нормы по Налоговому кодексу РФ (статья 119 НК РФ). Также имеется анализ ранее действующих правовых актов, в которых содержались нормы об ответственности за непредставление налоговой декларации, какие недостатки и неточности существуют в действующем законодательстве по этому вопросу. В статье рассматривается позиция налоговых органов относительно непредставления налоговых документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов и размера штрафа за данное нарушение. В статье приведены примеры возможных ошибок при заполнении налоговых деклараций и причин несвоевременного представления деклараций.

Ключевые слова: налоги, налоговая декларация. налоговая ответственность

TAX RESPONSIBILITY FOR FAILURE TO GIVE THE TAX DECLARATION


CHiyakina Nataliya Gennadievna, adjunct Academy to economic safety MVD Russia

Annotation. Given article contains the reasoning on such illegal act as failure to give (untimely representation) tax declaration and establishment of a liability of infringement of the given norm under the Tax Code of Russian Federation (item 119 TC of Russian Federation). Also it contains analysis of previous operating legal acts, which contained norms about responsibility for failure to give tax declaration, lacks and discrepancies which exist in the current legislation on this question. And also the position of tax departments about failure to give tax documents, which are necessary for calculation and payment of taxes and size of penalty for given infringement. In article there are examples of possible errors during process of filling the tax declarations and the reasons of untimely representation of declarations.

Налоговый кодекс РФ предусматривает ряд налоговых правонарушений, детально определяя их признаки. Среди налоговых правонарушений называются нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, непредставление налоговой дек-

ларации и иных документов, неуплата или неполная уплата сумм налога, невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов, неправомерное несообщение сведений налоговому органу и др.

Одним из наиболее распространенных противоправных деяний является непредставление налоговой декларации (или предоставление с нарушением установленных сроков), ответственность за которое предусмотрена ст.
9 НК РФ, где установлены размеры штрафов в зависимости от того, сколько времени прошло после установленного срока подачи налоговой декларации. Так, просрочка до 180 дней влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 рублей. Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня1.

Казалось бы, все понятно: если имеется факт непредставления или несвоевременного представления налоговой декларации, то налогоплательщик обязан выплатить соответствующий штраф. Однако, к определению его размера налоговые органы и плательщики подходят по-разному. А поскольку налоговые санкции взыскиваются только в судебном порядке (ст. 114 НК РФ), то размер штрафа зависит от того, как ст. 119 НК РФ будет истолкована судом.

При рассмотрении дел арбитражные суды стремятся к тому, чтобы различные судебные инстанции единообразно применяли нормы права. Фактически постановления кассационных судов становятся образцом, помогающим арбитражным судам первой и апелляционной инстанций разрешать аналогичные споры. Но в отношении применения ст. 119 НК РФ единой практики применения не сложилось, и толкования данной статьи кассационными инстанциями федеральных арбитражных судов различных округов бывают диаметрально противоположными. Что же вкладывал в эту норму законодатель? Попытаемся разобраться.


Налоговые органы полагают, что размер штрафа, налагаемого согласно ст. 119 НК РФ, зависит от указанной в несвоевременно поданной налоговой декларации суммы налога. Значит, если налоговая

1 Действующая редакция ст. 119 НК РФ введена в действие 17 августа 1999 года Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ.

декларация представлена налогоплательщиком позже установленного срока, то для расчета суммы штрафа значение имеет лишь число, стоящее в строке «к уплате». И неважно, не ошибся ли налогоплательщик в расчетах, не занизил ли сознательно сумму: следует просто вычислить, чему равны 5 % суммы налога, проставленной в декларации, за каждый полный или неполный месяц непредставления налоговой декларации. Полученный результат — это и есть размер штрафа по ст. 119 НК РФ.

Применим ли такой подход на практике? Рассмотрим примеры.

1. Предположим, налогоплательщик не успевает вовремя сдать налоговую декларацию и, чтобы избежать штрафа по ст. 119 НК РФ, в строке налоговой декларации «к уплате» вместо реальной цифры (суммы налога) ставит цифру «0» (ноль). Если встать на позицию налоговых органов, то с налогоплательщика следует взыскать штраф в размере 5 % от нуля, т.е. ноль рублей.


2. Налогоплательщик может вообще не представить налоговым органам соответствующую налоговую декларацию. В этом случае, если следовать упомянутому подходу, налогоплательщика нельзя привлечь к ответственности: раз нет декларации, в которой отражена сумма налога к уплате (доплате), невозможно исчислить штраф.

3. Пусть налогоплательщик сдал налоговую декларацию, из которой следует, что сумма налога составляет 100 рублей. Однако, в результате сбоя компьютера или ошибки оператора (бухгалтера) в строке «к уплате» появилась сумма 1 000 000 000 руб. Если согласиться с мнением налоговых органов, штраф придется исчислять исходя именно из нее. Ситуация еще более усложняется в случае представления налоговой декларации не на бланках, отпечатанных на бумаге, а в иной форме.

4. Возможна и ситуация, когда налогоплательщиком в результате ошибки не заполнена строка налоговой декларации, отражающая фактически внесенные суммы в счет предстоящих платежей.

Статья 81 НК РФ предусматривает обязанность налогоплательщика внести необходимые изменения и дополнения в налоговую декларацию при обнаружении им не отраженных или не полностью отраженных вначале сведений. Кроме того, налоговые органы при выявлении ошибок в заполнении документов (в том числе и налоговых деклараций) или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, обязаны сообщить об этом налогоплательщику и потребовать внести соответствующие исправления в установленный срок (ст. 88 НК РФ). Отсюда вывод: во избежание ошибок (в том числе взыскания штрафа в размере большем, чем следует) расчет штрафа по ст. 119 НК РФ должен осуществляться налоговыми органами на основе проверенных (уточненных) данных налоговой декларации.


Предложенная налоговыми органами трактовка ст. 119 НК РФ позволяет недобросовестному налогоплательщику уйти от ответственности, а добросовестный налогоплательщик за ошибки при заполнении налоговой декларации может быть привлечен к ответственности. Представляется, такое толкование противоречит смыслу, заложенному законодателем в ст. 119 НК.

Следует обратить внимание на следующее обстоятельство: в процессе применения ст. 119 НК РФ налоговые органы игнорируют принцип, закрепленный в ст. 3 НК РФ. А п. 7 той же статьи гласит: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Плательщик налога (сбора) не должен нести ответственность из-за возможного двойного толкования правовых норм, устанавливающих его обязанности по уплате налога или сбора. Полагаем, что данное утверждение справедливо и по отношению к нормам о взыскании штрафов.

Толкуя ст. 119 НК РФ, налоговые органы делают акцент на словах «на основе этой декларации».
взгляд Я.М. Каганцова, суть нормы заложена в обороте «суммы налога, подлежащей уплате (доплате)», т.е. здесь речь идет о суммах, которые подлежат уплате в будущем (а не в прошлом) по отношению к сроку подачи налоговой декларации. Не может быть начислен штраф на сумму налога, уже уплаченную к сроку представления налоговой декларации (когда в налоговой декларации не предусмотрено отражение текущих, в том числе авансовых, взносов), а также на ту сумму, которую лицо не обязано платить (например, если по ошибке указало большую сумму налога, чем следует)2.

Налоговые органы утверждают, что некоторые ситуации разрешимы лишь при применении их подхода: когда сумма налога оказывается равной нулю, но нарушен срок сдачи декларации. Например, налогоплательщик, имеющий переплату по соответствующему налогу на год (квартал, месяц) вперед, несвоевременно представляет налоговую декларацию; или налогоплательщик несвоевременно подал налоговую декларацию, в которой сумма налога равна нулю либо имеет отрицательное значение (например, при возмещении налога на добавленную стоимость из бюджета).

Представляется, здесь нет противоречия. В статья 23 НК РФ закреплено: налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать. Факт переплаты налога не может служить основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности подавать налоговую декларацию и

2 Каганцов Я.М. Исчисление штрафа за непредставле-


ние налоговой декларации // Законодательство, 2001.

№ 7. С. 19.

ответственности за несвоевременное ее представление. Следовательно, опоздавший с подачей декларации налогоплательщик должен быть привлечен к ответственности. Вопрос возникает только о размере штрафа. Существует мнение, согласно которому в данном случае он будет составлять 100 рублей — это минимальная величина штрафа, указанная в санкции п. 1 ст. 119 НК РФ. Однако в п. 2 ст. 119 НК РФ минимальный размер штрафа не предусмотрен. Таким образом, вопрос о размере штрафа при отсутствии сумм налога к уплате остается открытым. А.В. Брызгалин полагает, что при просрочке представления декларации по налогу, по которой у налогоплательщика была переплата, основания для применения санкций по ст. 119 НК РФ отсутствуют3.

При определении размера штрафа также возникнут проблемы, если налогоплательщик, несвоевременно представивший к уплате (доплате) налоговую декларацию с неверно указанными (заниженными) суммами налога, игнорирует требование налоговых органов внести в порядке ст. 88 НК РФ соответствующие исправления. Исходя из какой суммы налога следует рассчитывать штраф? Если брать за основу первоначально указанную (заниженную), то это позволит уменьшить ответственность недобросовестного налогоплательщика. Использовать же фактически подлежащую уплате сумму налога можно лишь при расширительном толковании ст. 119 НК РФ, так как в этом случае штраф будет взыскан с налогоплательщика не на основе суммы, указанной в налоговой декларации, а исходя из иных данных.

Постановления кассационной инстанции вступают в силу с момента принятия и обжалованию не подлежат (ст. 177 АПК РФ4), единого мнения по поводу толкования ст. 119 НК РФ не выработано. Разрешить ситуацию может только Высший Арбитражный Суд РФ. А поскольку дела о привлечении налогоплательщиков к ответственности по ст. 119 НК РФ подведомственны как арбитражным судам, так и судам общей юрисдикции, было бы целесообразно издать совместное постановление пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ с разъяснениями. Так, дела о привлечении к ответственности по ст. 119 НК РФ налогопла-тельщиков-юридических лиц подведомственны арбитражным судам, а дела, по которым налогоплательщиком является физическое лицо — судам общей юрисдикции.

Чтобы уяснить позицию законодателя по данному вопросу, проанализируем ранее действовавшее законодательство. Ведь и до принятия НК РФ нало-

3 Брызгалин А.В. Ответственность за налоговые правонарушения : острые вопросы правоприменительной

практики // Хозяйство и право, 2001. № 3. С. 95.

4 Арбитражный процессуальный кодекс РФ от

24.07.2002 года № 95-ФЗ // Российская газета, №

137, 27.07.2002.

гоплательщики были обязаны подавать налоговые декларации (расчеты), а за их непредставление нарушители привлекались к ответственности. В соответствии со ст. 13 ранее действовавшего Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» за непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления и уплаты налога, налогоплательщик подвергался штрафу «в размере 10 % причитавшихся к уплате по очередному сроку сумм налога». Срок очередного платежа по отношению к документу, который был несвоевременно представлен в налоговый орган, определяется инструкцией по конкретному виду налога. Размер платежа по очередному сроку следует определять по конкретному виду налога в зависимости от месячных или квартальных платежей с учетом сумм налога, подлежащих доплате по расчету этого вида налога за отчетный период, за который несвоевременно представлены налоговому органу соответствующие документы (бухгалтерские балансы, расчеты по видам налога и др.). Превышение фактических платежей налога над причитающимися бюджету по расчету не учитываются5. Следует заметить, что санкция, предусмотренная в ст. 13 ранее действовавшего Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», является весьма жесткой, финансово ощутимой для налогоплательщика. Размер штрафа не зависит ни от продолжительности просрочки в представлении документов (в том числе налоговой декларации), ни от того обстоятельства, что налогоплательщик по налоговой декларации может не иметь сумм к уплате (доплате). В проект НК РФ в редакции 1997 года были включены две нормы об ответственности налогоплательщика за непредставление налоговой декларации: ст. 274 и 2756. Статья 274 «Нарушение порядка представления налоговой декларации» предусматривала ответственность за нарушение срока представления декларации в виде штрафа в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате на основании декларации, за каждый просроченный месяц, но не более 25 % суммы налога. Статья 275 «Уклонение от подачи налоговой декларации» устанавливала ответственность за непредставление налоговой декларации в течение 180 дней или более одного года. Размер штрафа — 50 % и 100 % суммы налога (в зависимости от срока непредставления декларации), но не менее 100 (200) минимальных размеров оплаты труда.

В результате работы над проектом приведенные нормы были изменены. В соответствии с принятой Государственной Думой 16 июля 1998 года частью

5 Смирнов В.А. Финансовые санкции за нарушения налогового законодательства. — М.: МЦФЗР, 1998. С.29.

6 Осетрова Н.И. Система ответственности за налого-

вые нарушения // Налоговый вестник, 1997. № 9. С.

50 .

первой НК РФ налогоплательщика можно было привлечь к ответственности за нарушения, связанные с налоговыми декларациями (сроками подачи, порядком составления), по трем статьям: 119, 120 (ч.4), 121.

Согласно ч. 4 ст. 120 НК РФ, нарушение правил составления налоговой декларации, выразившееся в несвоевременном или неправильном отражении налогоплательщиком в декларации доходов и расходов, источников доходов, исчисленной суммы налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога, влекло взыскание штрафа в размере 3000 рублей. В силу ст. 121 НК РФ нарушение правил составления налоговой декларации налогоплательщиком (неотражение или неполное отражение, а равно ошибки, приводящие к занижению сумм налогов, подлежащих уплате) влекло взыскание штрафа в размере 5000 руб. Федеральным законом от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ7 п. 4 ст. 120 и ст. 121 исключены из НК РФ. Таким образом, в настоящее время законодательство о налогах и сборах не предусматривает ответственности за нарушение правил составления налоговой декларации8. Это является очень важным обстоятельством, позволяющим установить позицию законодателя при исчислении штрафа по ст. 119 НК РФ. Поскольку законодатель исключил ответственность налогоплательщиков за ошибки, допущенные им при составлении налоговой декларации, то и при применении ответственности по ст. 119 НК РФ в основу расчета штрафа не может быть положена декларация, составленная с ошибками (описками, другими неточностями), ведущими к увеличению ответственности лица.

Что касается ст. 119 НК РФ, то первоначально в ней была предусмотрена ответственность за непредставление налоговой декларации в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, в налоговый орган по месту учета (при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 119) в виде штрафа в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации за каждый полный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 25 % указанной суммы. По пункту 2 статьи 119 НК РФ налогоплательщик должен был привлекаться к ответственности за непредставление налоговой декларации в налоговый орган по истечении 180 дней с установленного законодательством о налогах срока ее представления. Однако, из-за несоответствия содержаний санкции и диспозиции п. 2 ст. 119 НК РФ, возникшей ввиду опечатки в тексте, налогоплательщик не мог быть привлечен к ответственности по п. 2 ст. 119 НК РФ.

Следует заметить, что ответственность налогоплательщиков по п. 1 ст. 119 НК РФ в редакции

7 Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть первую налогового кодекса РФ» / / СЗ

РФ. 12.07.1999. № 28. Ст. 3487.

8 Комментарий изменений к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / под

ред. А.В. Брызгалина. — М.: Аналитика-пресс, 1999.

С. 202.

Федерального закона от 9 июля 1999 года ужесточена по сравнению с прежней редакцией. В новой редакции ст. 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление налоговой декларации за каждый полный или неполный месяц. Ранее налогоплательщики привлекались к ответственности за непредставление (несвоевременное представление) налоговой декларации только за каждый полный месяц просрочки. Фактически представление налоговой декларации с просрочкой до одного месяца не являлось налоговым правонарушением, т.к. за данное нарушение Налоговым кодексом не была предусмотрена ответственность. Кроме того, в новой редакции ст. 119 НК РФ увеличен максимальный размер штрафа с 25 до 30 % суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации.

Статья 80 НК РФ гласит: налоговая декларация представляется в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. В статье 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации к указанному моменту. Где же должны быть определены сроки подачи декларации? В соответствии со ст. 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах; законов и иных правовых актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации; нормативных правовых актов о налогах и сборах представительных органов местного самоуправления.

Следует заметить, что сроки представления налоговых деклараций по некоторым налогам закреплены инструкциями Федеральной налоговой службы Российской Федерации, которые являются нормативными актами органа исполнительной власти и не могут изменять и дополнять законодательство о налогах и сборах. Следовательно, налогоплательщики не могут быть привлечены к ответственности по ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление налоговых деклараций, срок представления которых не установлен законодательством о налогах и сборах.

В статье 119 НК РФ речь идет об ответственности налогоплательщиков за несвоевременное представление налоговых деклараций. По ряду налогов налогоплательщики сдают налоговым органам расчеты, которые по своей сути являются налоговыми декларациями9. Представляется, что различное наименование одного и того же документа не соответствует принципу ясности (понятности) актов законодательства о налогах и сборах. Полагаем, что в дальнейшем законодателю и налоговым органам (в случае разработки форм налоговых деклараций в порядке, предусмотренном в п. 3. ст. 81 НК РФ) следует придерживаться терминологии,

9 Каганцов Я.М. Исчисление штрафа за непредставление налоговой декларации // Законодательство, 2001. № 7. С. 17.

используемой непосредственно в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Налоговый Кодекс установил налоговые санкции, являющиеся мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Они предусмотрены в виде денежных взысканий (штрафов), выраженных в разных формах и размерах: в твердых денежных суммах (от 50 рублей до 15 тыс. рублей) и в процентах к определенным суммам (от 5 до 40 %). Например, неуплата или неполная уплата налога в результате занижения налоговой базы влечет штраф в размере 20 % неуплаченной суммы налога. За те же деяния, совершенные умышленно, применяется штраф в размере 40 %.

В ряде случаев Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность взыскания штрафов в процентном отношении к полученным плательщиком доходам, сумма налога, подлежащим уплате в бюджет. Так, в случае нарушения налогоплательщиком установленного кодексом срока представления в налоговый орган сведений об открытии и закрытии счета в каком-либо банке, если это повлекло неуплату налогов, влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от общей суммы денежных средств, поступивших на счет за период задержки представления или не представления сведений об открытии этого счета (п. 2 ст. 118 НК РФ).

Итак, налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, который он обязан уплачивать.

Обязанность по представлению налоговой декларации считается исполненной надлежащим образом только при условии ее представления в соответствующий налоговый орган в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.

Статья 119 НК РФ состоит из двух частей, различие между которыми проводится по продолжительности просрочки представления налогоплательщиком налоговой декларации. Не освобождает налогоплательщика от ответственности по ст. 119 НК РФ уплата налога по просроченной декларации. Однако данный факт может учитываться в качестве смягчающего обстоятельства.

Санкция, применяемая к правонарушителям по ст. 119 НК выражена в виде штрафа и носит компенсационный характер. Размер штрафа зависит от суммы налога, которая могла быть взыскана с налогоплательщика по непредставленной в срок декларации. В основу расчета штрафа не может быть положена декларация, составленная с ошибками, ведущими к увеличению ответственности лица.

Дела о привлечении к ответственности по ст. 119 НК РФ налогоплательщиков-юридических лиц подведомственны арбитражным судам, а дела, по которым налогоплательщиком является физическое лицо — судам общей юрисдикции.

В новой редакции ст. 119 ответственность налогоплательщиков ужесточена, увеличен размер штрафа с 25 до 30 % суммы налога, подлежащей уплате по декларации. Ужесточение законодателем ответственности за непредставление (несвоевременное представление) налоговых деклараций свидетельствует о массовых нарушениях налогоплательщиками сроков представления налоговых деклараций.

Список используемой литературы:

Нормативные акты:

1 Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 года № 95-ФЗ // Российская газета, № 137, 27.07.2002; СЗ РФ, 10.04.2006, № 15, ст. 1643.

2 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ // СЗ РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3824; СЗ РФ, 01.01.2007, № 1 (ч. 1), ст. 31.

3 Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть первую налогового кодекса РФ» // СЗ РФ. 12.07.1999. № 28. Ст. 3487.

Периодическая литература:

1 Брызгалин А.В. Ответственность за налоговые правонарушения: острые вопросы правоприменительной практики // Хозяйство и право, 2001. № 3.

2 Каганцов Я.М. Исчисление штрафа за непредставление налоговой декларации // Законодательство, 2001. № 7.

3 Осетрова Н.И. Система ответственности за налоговые нарушения // Налоговый вестник, 1997. № 9.

4 Смирнов В.А. Финансовые санкции за нарушения налогового законодательства. — М.: МЦФЗР, 1998.

Учебная литература:

1 Комментарий изменений к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / под ред. А.В. Брызгалина. -М.: Аналитика-Пресс, 1999. — 441 с.

2 Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой, части второй (постатейный), с практическими разъяснениями и постатейными материалами. Действующая редакция 2007 года. Изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 года / под ред. А.Б. Борисова. — М.: Книжный мир, 2007. — 1360 с.

Рецензия

Автор взял для исследования на настоящий момент актуальную тему, так как непредставление (несвоевременное представление) налоговой декларации является наиболее массовым нарушением среди налогоплательщиков.

В статье рассматривается порядок представления налоговой декларации, возможные ошибки при подаче налоговой декларации, различные подходы к определению размера штрафа налоговыми органами, налогоплательщиками и судом за непредставление (несвоевременное представление) налоговой декларации.

Положительным моментом работы является выводы автора о том, что в основу расчета штрафа по статье 119 НК РФ не может быть положена декларация, составленная с ошибками, ведущими к увеличению ответственности лица. Ценным практическим материалом являются рассуждения автора по поводу определения сроков подачи декларации, в результате которых был сделан следующий вывод: сроки представления налоговых деклараций должны быть установлены законодательством о налогах и сборах и не могут быть закреплены в Инструкциях ФНС России, которые не могут изменять и дополнять законодательство о налогах и сборах. Особого внимания заслуживает позиция автора в отношении подведомственности дел о привлечении к ответственности налогоплательщика по статье 119 НК РФ: дела о привлечении к ответственности налогоплательщиков- юридических лиц рассматривают арбитражные суды, а дела, по которым налогоплательщиком является физическое лицо- суды общей юрисдикции

Выполненная работа отличается четкостью и ясностью изложения, логическим построением текста. Дана убедительная характеристика и оценка значимости исследуемой проблемы с точки зрения ее влияния на налоговую систему РФ. Автор приводит примеры, которые встречаются в реальной жизни, отмечает недостатки и неточности в действующем законодательстве. При написании данной работы грамотно была использована литература по налогообложению.

В целом, работа Чиякиной Н.Г. носит самостоятельный характер, содержит выводы и заключения автора по каждому поставленному вопросу. Проведенный автором анализ ранее действующих нормативных правовых актов в данной области свидетельствует о глубокой работе над проблемой.

Представленная работа на достаточном уровне теоретическом и практическом уровне, отвечает предъявляемым ВАК требованиям и заслуживает положительной оценки.

Рецензент профессор, доктор юридических наук

Ручкина Г. Ф.

Источник: cyberleninka.ru

Если по итогам декларации у Вас нет налога к уплате

Если Вы не подали в срок «нулевую» декларацию (декларацию, в которой вычеты полностью покрыли Ваш доход или дохода не было изначально), то:

  1. налоговые органы будут требовать предоставление декларации чтобы подтвердить, что у Вас действительно нет налога к уплате)
  2. Вам грозит штраф в 1000 рублей (ст. 119 НК РФ).

Пример: в 2018 году Лапин А.К. купил автомобиль стоимостью 400 тыс. рублей, в 2019 году он его продал за 300 тыс. рублей. По итогу сделки он не получил дохода (продажа меньше покупки), подтверждающие документы в наличии, поэтому налог Лапин А.К. платить не должен. Но машина принадлежала ему менее трех лет, значит он в любом случае должен подать декларацию 3-НДФЛ в налоговый орган. Если он не сделает этого в срок до 30 апреля 2020 года, налоговая инспекция пришлет ему уведомление с требованием подать декларацию, а также Лапин А.К. должен будет заплатить штраф в размере 1000 рублей.

В случае неподачи декларации Вы можете столкнуться с проблемами при взаимодействии с налоговыми органами. Из налоговой инспекции будут приходить уведомления о просроченной обязанности, а при Вашем обращении в налоговую инспекцию за получением справок или оформлением вычета налоговики обязательно напомнят о невыполненной обязанности. В результате, прежде чем предоставить необходимые документы/вычет, попросят подать декларацию и заплатить штраф.

Если по итогам декларации у Вас есть налог к уплате

Если по итогам декларации у Вас есть налог к уплате, но Вы не подали декларацию, то:

1. По статье 119 Налогового кодекса РФ («Непредставление налоговой декларации») Вам грозит штраф в размере 5% от суммы налога за каждый месяц просрочки (начиная с 1 мая), но не более 30% от общей суммы.

2. Если Вы не подали декларацию, а также не заплатили налог до 15 июля, то Вам грозит штраф в размере 20% от суммы налога по статье 122 Налогового Кодекса РФ («Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)»).

Здесь важно отметить, что этот штраф может быть применен, только если налоговая инспекция обнаружила неуплату налога. Если до уведомления налогового органа Вы обнаружили ее сами, оплатили налог и пени, то налоговый орган не вправе применить к Вам этот штраф.

Заметка: эта же статья налогового кодекса может повлечь за собой штраф в в размере 40% от суммы налога (вместо 20%), если неуплата была совершенна умышленно. Однако на практике доказать умышленность неуплаты налоговому органу будет довольно сложно.

Обратите внимание, что данный штраф может быть выписан, только если налоговый орган сам обнаружил, что Вы не подали декларацию. Если Вы подали декларацию и оплатили налог и пени раньше, чем он прислал Вам уведомление, штраф за сокрытие доходов он выписать не имеет права.

3. Если Вы не подали декларацию, а также не заплатили налог до 15 июля, то Вы также должны будете заплатить пени по налогу на доходы в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый просроченный день (после 15 июля).

4. В случае если Вы должны были заплатить налог в размере более 900 тыс. руб. (например, продали квартиру, полученную в наследство), но не подали декларацию и не уплатили налог до 15 Июля, то Вы можете также подпасть под действие статьи 198 Уголовного Кодекса РФ (Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица).

Источник: verni-nalog.ru

Отчетность по итогам прошедшего периода

Выделяют перечень налогов, документы по которым нужно сдавать не только в конце строго установленного периода подачи отчетов, но и в последних числах месяца или квартала. Например, декларация по налогу на прибыль.

Сдать налоговый отчет можно в 2 вариантах. Например:

  1. Через электронную почту. Форму можно скачать с сайта Федеральной Налоговой Службы (Программа Декларация). Сформировав личный кабинет, можно получить понятные подсказки, которые помогут избежать ошибок при заполнении документа. Удобство этого варианта заключается в том, что программа в автоматическом режиме переносит в декларацию данные о плательщике, а также информацию о его доходах. Дабы иметь возможность пользоваться этой услугой, необходимо наличие электроцифровой подписи. Оформить ее можно на этом же сайте во вкладке «Получить электронную подпись».
  2. В бумажном варианте. Документ подается непосредственно по месту налогового учета, которое находится по адресу прописки или постоянного проживания гражданина, по почте либо через доверенное лицо. В случае передачи по почте дата сдачи документа будет днем отправки письма.

Специалисты рекомендуют воспользоваться первым вариантом. Он наиболее удобный, быстрый и не дает возможности совершить ошибку.

Несвоевременная сдача декларации

Чаще всего налог на доход насчитывается и взимается в автоматическом порядке. Но иногда возникает необходимость самостоятельно высчитать сумму, указать ее в налоговом документе и уплатить до определенной даты.

К таким случаям относится продажа недвижимого имущества либо транспортного средства на протяжении отчетного года, при условии, что они пребывали в собственности гражданина 3 года (автомобиль) и 5 лет (недвижимость). Это также получение дорогостоящих подарков и сдача недвижимости в аренду. Подавать налоговую декларацию о доходах должны также практикующие нотариусы и адвокаты, ИП.

Существует срок, не позже которого нужно подать данные налоговой декларации. Это 30 апреля поточного года.

Непредоставление декларации

Несвоеременная подача НД ведет за собой не только административную, но и уголовную ответственность.

Отсутствие на протяжении налогового периода дохода не освобождает от необходимости подачи декларации. Сроки предоставления нулевой декларации такие же, как и стандартной.

Правовые последствия непредоставления отчетности, штраф

За отсутствие или не вовремя предоставленную НД, налогоплательщик подвергается правовому наказанию. Это может быть:

  1. Административная ответственность. Накладываются штрафные взыскания в размере 5% от суммы неуплаченного налога за каждый просроченный месяц. Следует обратить внимание на то, что размер штрафа не должен превышать 30%, и быть меньше 1 тыс. руб.
  2. Ограничение возможности использования счетами. Руководитель налоговой инспекции имеет возможность остановить проведение всех операций на банковских или электронных счетах, принадлежащих организации или частному предпринимателю. Такое ограничение можно наложить на 10 день просрочки подачи отчета.
  3. Уголовная. Применяется  в случае неуплаты налога в крупном размере (срок просрочки подачи декларации на протяжении 3 лет на сумму более 2 млн. руб). Такой вид ответственности накладывается не только при непредоставлении декларации, но и в случае предоставления неправдивых документов, подтверждающих деятельность организации или предпринимателя. Уголовная ответственность может быть в пределах 1-2 лет принудительных работ, а также лишения возможности занимать определенную должность на протяжении 24 месяцев. Не исключена также возможность лишения свободны от 6 месяцев до 2 лет. Если налогоплательщик впервые нарушил установленные Законодательством сроки подачи налоговой декларации, он может быть освобожден от уголовной ответственности, при условии уплаты всей задолженности и штрафов.

Дабы избежать ответственности за неподачу НД, рекомендуется строго придерживаться установленных сроков.

Если декларацию подали, но не заплатили вовремя налог

Сроки подачи налоговой декларации не означают, что именно в этот день необходимо произвести оплату. Это можно выполнить до 16 июля текущего года включительно.

В случае, когда не были нарушены сроки подачи декларации, но уплаты не последовало, величина штрафа поднимается до 20% от общей суммы налога. В данном случае налогоплательщик обязан уплатить пеню, которая насчитывается за каждый день неплатежа.

Если неуплата налога выполняется умышленно, размер штрафа может быть увеличен до 40%. Об умышленности противоправного деяния может свидетельствовать скрытие истинной суммы налога или указание в декларации выдуманных расходов.

Как рассчитывается сумма штрафа?

Нередко возникает такая ситуация, когда налог был рассчитан и выплачен, а сама декларация не была подана, налогоплательщик облагается штрафом, размер которого не меньше 1 тыс. руб.

Если же НД не была подана, и оплата не прошла, налогоплательщик обязан уплатить штраф, сумма которого составляет 5% от размера налога за каждый просроченный месяц платежа.

При этом следует обратить внимание на то, что сумма штрафной санкции не должна быть больше 30% от размера задолженности и меньше 1 тыс. руб.

Примеры расчета штрафа за непредоставление декларации

Пример 1: Открытое акционерное общество «Пегас» функционирует по общей системе налогообложения. Предприятие не подало своевременно декларацию и задержало уплату налога на 4 месяца и 16 дней. Сумма налога составляет 115 тыс. руб.

В данном случае штраф будет высчитываться не за 4 месяца, а за 5, так как учитываются не только полные, но и неполные месяцы просрочки. Итого размер штрафа составит 28 тыс. 750 руб.

Пример 2: Предприятие «Витязь» задержало выплату налога на прибыль на 7 месяцев и 2 дня. Сумма неуплаченного налога составляет 565 тыс. руб. Размер штрафа будет начисляться за 8 полных месяцев. При определении размера штрафа показатель выше допустимой нормы и составляет 40%. Поэтому размер штрафной санкции будет не 20, а 30%. Общая сумма штрафа будет 169 тыс. 500 руб.

Для расчета суммы штрафа можно воспользоваться онлайн калькулятором, который находится на сайте ФНС. С его помощью можно быстро и просто рассчитать размер будущего штрафа самостоятельно.

Как заплатить штраф?

Платить штраф может сам налогоплательщик либо его доверенное лицо. Известно несколько вариантов уплаты задолженности:

  1. В отделении любого банка при наличии квитанции на оплату.
  2. Через личный кабинет, созданный на сайте Федеральной налоговой службы.

Если на протяжении 10 дней задолженность не будет погашена, налоговая инспекция посылает должнику предупреждение, в котором указан крайний срок оплаты долга.

По истечении 6 месяцев, если никакой реакции со стороны налогоплательщика не последовало, подается исковое заявление в суд.

Возможно ли снизить сумму штрафа? В каких случаях?

У каждого должника есть возможность уменьшить сумму штрафа за неуплату налога. Для этого можно в кратчайшие сроки подать в налоговую нулевую декларацию. После ее погашения подать уточненную декларацию, в которой указать уже реальную сумму налога. При этом не стоит забывать о размере штрафа, который будет насчитываться за время просрочки.

Специалисты рекомендуют сначала дождаться оповещения от налоговой инспекции о наложении штрафа, а только после этого подавать уточненную декларацию.

Срок давности за налоговые нарушения

Налогоплательщик может избежать наказания в том случае, если со дня совершения нарушения и до дня вынесения решения об ответственности прошло 3 года.

Если от начала действия задолженности прошло больше 6 месяцев, инспекторы налоговой составляют акт, в котором указывается сумма долга и время его обязательного погашения. По истечении указанного срока, инспекция передает дело в суд, который принимает решение о принудительном взимании долга.

Уклонение от налогов

Известно несколько вариантов уклонения от выплаты. Среди них можно выделить такие:

  1. Скрытие реальной суммы дохода.
  2. Указание в налоговой декларации расходов, не имевших места, что автоматически уменьшает размер налога.
  3. Оформление сделки с компанией-однодневкой либо оффшорными предприятиями, что приводит к незаконному обороту средств.  

Это является уголовно наказуемым преступлением.

Что грозит за уклонение от налогов?

Наказание за это преступление зависит от суммы налога, который был скрыт от уплаты. Например, если сумма крупная (больше 600 тыс. руб.) налогоплательщик может быть лишен свободы на 2 года, или обложен штрафом от 100 до 300 тыс. руб.

Если же размер задолженности особо крупный, гражданин может быть оштрафован на сумму от 200 до 500 тыс. руб. либо лишен свободы на 6 лет.

В том случае, если налогоплательщик впервые нарушил Закон, он освобождается от уголовной ответственности, при условии, что он полностью уплатил все налоги, штрафы и пеню по их задолженности.

На видео рассказано о 3-х случаях, когда можно не спешить с подачей НД, и штрафа за это не будет

Источник: posobie.help

Способы представления налоговых деклараций

Налоговая декларация — это официальное заявление налогоплательщика, которое содержит сведения об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, о сумме налога, подлежащего уплате, и о других данных, служащих основанием для исчисления налога.

Своевременное представление налоговых деклараций — одна из самых главных обязанностей налогоплательщиков, и данная процедура регламентирована ст. 80 НК РФ.

Существует два варианта представления налоговых деклараций: на бумажном носителе; в электронной форме.

Налоговая декларация может быть представлена по установленной форме на бумажном носителе. При этом налогоплательщик может представить отчетность в ИФНС лично или через уполномоченного представителя.

Подать налоговую декларацию может как лично руководитель организации (предприниматель) или бухгалтер, так и уполномоченный представитель организации (предпринимателя).

Датой подачи налоговых деклараций законным или уполномоченным представителем организации считается дата фактического представления их в налоговый орган на бумажных носителях.

Для сдачи отчетности необязательно лично приходить в ИФНС, можно направить ее по почте.

Направляя отчетность почтовым отправлением, необходимо убедиться, что приложена опись вложения.

При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления.

Представление деклараций в электронной форме осуществляется по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи через операторов электронного документооборота.

ТКС — это система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде.

Преимущества данного способа пред­ставления:

нет необходимости приходить в налоговые органы, так как отчетность в любое время суток может быть отправлена из офиса налогоплательщика (экономия временных затрат); не требуется дублирования сдаваемых документов на бумажных носителях; сокращение количества технических ошибок (отчетность формируется в утвержденном формате с использованием средств выходного контроля, посредством которого проверяется правильность заполнения полей форм отчетности); оперативность обновления форматов представления отчетности (при изменении форм налоговой и (или) бухгалтерской отчетности или введении новых форм отчетности до срока представления отчетности налогоплательщик получает возможность обновить версии форматов в электронном виде); гарантия подтверждения доставки документов (возможность в течение суток получить подтверждение выполнения обязательств налогоплательщиком, а также в оперативном режиме посмотреть свою личную карточку, таким образом, нет необходимости ждать актов сверки); защита отчетности, представляемой в электронной форме по ТКС, от просмотра и корректировки третьими лицами; возможность получения в электронном виде справки о состоянии расчетов с бюджетом, выписки операций по расчетам с бюджетом, перечень налоговой и бухгалтерской отчетности, представленной в налоговую инспекцию, акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, актуальные разъяснения ФНС России по налоговому законодательству, а также направить запрос информационного характера в налоговые органы.

Представление отчетности в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи в рамках проводимого ФНС России пилотного проекта может осуществляться через сайт: https://www.nalog.ru

В отдельных случаях налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме:

если среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек; если создана (в том числе реорганизована) организация с численностью работников, превышающая 100 человек; если такая обязанность предусмотрена применительно к конкретному налогу (с 1.01.2014 г. данная обязанность действует в отношении налога на добавленную стоимость).

Исчисление штрафа за непредставление декларации

Ответственность за непредставление налоговой декларации установлена ст. 119 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. Однако согласно предыдущей редакции указанного положения, действовавшей до 1.01.2014 г., сумма штрафа исчислялась исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации.

При этом словосочетание «неуплаченная сумма налога» интерпретировалось в правоприменительной практике неоднозначно. Словосочетание трактовалось как: «не уплаченная на день вынесения решения», «не уплаченная на день принятия акта», «не уплаченная на дату представления декларации», «не уплаченная в срок», что вызывало разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Позиция, согласно которой при расчете штрафа необходимо учитывать сумму налога, не уплаченную в установленный законодательством срок, высказывалась, в частности, в письмах Минфина России от 21.10.10 г. № 03-02-07/1479, от 29.04.11 г. № 03-02-08/48.

Иное мнение, согласно которому при несоблюдении срока подачи декларации штраф по ст. 119 НК РФ подлежит исчислению исходя из суммы, не уплаченной на момент вынесения решения, излагалось, например, в письме ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@ (в настоящее время утратившем силу согласно письму ФНС России от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945).

Однозначная позиция по рассматриваемому вопросу не была выработана и в судебной практике (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.11 г. № 09АП-29306/2011-АК).

Вместе с тем по вопросу применения п. 1 ст. 119 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1.01.2014 г.) в п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что размер неуплаченной суммы налога надлежит определять на момент истечения срока, установленного положениями НК РФ для уплаты соответствующего налога.

Как указано в письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», разъяснения, представленные в п. 18 данного постановления Пленума ВАС РФ, фактически указывают на необходимость формального подхода к определению факта совершения правонарушения и на необходимость привлечения к ответственности при наличии неуплаченной суммы налога на момент истечения срока уплаты вне зависимости от факта последующей уплаты налога.

Неоднозначность толкования нормы устранена с 1.01.2014 г. посредством вступления в силу Федерального закона от 28.06.13 г. № 134-ФЗ, которым в п. 1 ст. 119 НК РФ словосочетание «не уплаченной суммы налога» заменено словосочетанием «не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога».

На устранение неоднозначности толкования п. 1 ст. 119 НК РФ при исчислении налоговым органом суммы штрафа также указала ФНС России посредством направления письма от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945 «О признании утратившим силу Письма ФНС России от 26.11.2010 № ШС-37-7/16376@».

В письме Минфина России от 14.08.15 г. № 03-02-08/47033 отмечено, что ст. 119 НК РФ установлены максимальный штраф в зависимости от неуплаченной суммы налога и минимальный штраф в фиксированной сумме, которая не ставится в зависимость от суммы неуплаченного налога.

В п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный ст. 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере — 1000 руб.

Минимальный размер штрафа, предусмотренный ст. 119 НК РФ, был увеличен со 100 до 1000 руб. Федеральным законом от 27.07.10 г. № 229-ФЗ.

В связи с изложенным финансовое ведомство заключило, что п. 1 ст. 119 НК РФ не содержит противоречий в том числе относительно установленных размеров штрафов.

Ответственность за непредставление расчета авансового платежа

В п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 разъяснено, что из положений п. 3 ст. 58 НК РФ вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, т. е. предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода.

Соответственно из взаимосвязанного толкования указанной нормы и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.

В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

Отметим, что ответственность за непредставление таких документов установлена ст. 126 НК РФ.

В письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 разъяснено, что поскольку из взаимосвязанного толкования п. 3 ст. 58 НК РФ и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода, то установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

При этом ст. 119 НК РФ не охватываются такие нарушения, как представление налоговой декларации в бумажной форме в ситуации, когда требовалось представление декларации в электронном виде.

Ответственность за нарушение формата представления декларации

Статьей 119.1 НК РФ установлено, что несоблюдение установленного порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме влечет взыскание штрафа в размере 200 руб.

Ответственность, установленная ст. 119.1 НК РФ, применяется в случае, если форма (формат) налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ. При этом отказать в данном случае в принятии налоговой декларации налоговый орган не вправе.

Применение одновременно ответственности, установленной ст. 119 и 119.1 НК РФ, возможно только при нарушении срока представления налоговой декларации и способа ее представления (письмо ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@).

Как разъяснено в письме ФНС России от 11.04.14 г. № ЕД-4-15/6831, для целей ст. 119.1 НК РФ под порядком представления налоговой декларации понимается способ представления налоговой декларации.

Так, представление налоговой декларации по НДС на бумажном носителе с 1 января 2014 г. не предусмотрено. За несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронной форме предусмотрена ответственность по ст. 119.1 НК РФ. Ответственность, установленная данной статьей, применяется в случае, если форма налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ.

Аналогичная позиция изложена в письме Управления ФНС России по г. Москве от 12.03.14 г. № 24–15/022540.

https://www.nalog.ru

 

В отдельных случаях налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме:

если среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек; если создана (в том числе реорганизована) организация с численностью работников, превышающая 100 человек; если такая обязанность предусмотрена применительно к конкретному налогу (с 1.01.2014 г. данная обязанность действует в отношении налога на добавленную стоимость).

Исчисление штрафа за непредставление декларации

Ответственность за непредставление налоговой декларации установлена ст. 119 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. Однако согласно предыдущей редакции указанного положения, действовавшей до 1.01.2014 г., сумма штрафа исчислялась исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации.

При этом словосочетание «неуплаченная сумма налога» интерпретировалось в правоприменительной практике неоднозначно. Словосочетание трактовалось как: «не уплаченная на день вынесения решения», «не уплаченная на день принятия акта», «не уплаченная на дату представления декларации», «не уплаченная в срок», что вызывало разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Позиция, согласно которой при расчете штрафа необходимо учитывать сумму налога, не уплаченную в установленный законодательством срок, высказывалась, в частности, в письмах Минфина России от 21.10.10 г. № 03-02-07/1479, от 29.04.11 г. № 03-02-08/48.

Иное мнение, согласно которому при несоблюдении срока подачи декларации штраф по ст. 119 НК РФ подлежит исчислению исходя из суммы, не уплаченной на момент вынесения решения, излагалось, например, в письме ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@ (в настоящее время утратившем силу согласно письму ФНС России от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945).

Однозначная позиция по рассматриваемому вопросу не была выработана и в судебной практике (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.11 г. № 09АП-29306/2011-АК).

Вместе с тем по вопросу применения п. 1 ст. 119 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1.01.2014 г.) в п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что размер неуплаченной суммы налога надлежит определять на момент истечения срока, установленного положениями НК РФ для уплаты соответствующего налога.

Как указано в письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», разъяснения, представленные в п. 18 данного постановления Пленума ВАС РФ, фактически указывают на необходимость формального подхода к определению факта совершения правонарушения и на необходимость привлечения к ответственности при наличии неуплаченной суммы налога на момент истечения срока уплаты вне зависимости от факта последующей уплаты налога.

Неоднозначность толкования нормы устранена с 1.01.2014 г. посредством вступления в силу Федерального закона от 28.06.13 г. № 134-ФЗ, которым в п. 1 ст. 119 НК РФ словосочетание «не уплаченной суммы налога» заменено словосочетанием «не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога».

На устранение неоднозначности толкования п. 1 ст. 119 НК РФ при исчислении налоговым органом суммы штрафа также указала ФНС России посредством направления письма от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945 «О признании утратившим силу Письма ФНС России от 26.11.2010 № ШС-37-7/16376@».

В письме Минфина России от 14.08.15 г. № 03-02-08/47033 отмечено, что ст. 119 НК РФ установлены максимальный штраф в зависимости от неуплаченной суммы налога и минимальный штраф в фиксированной сумме, которая не ставится в зависимость от суммы неуплаченного налога.

В п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный ст. 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере — 1000 руб.

Минимальный размер штрафа, предусмотренный ст. 119 НК РФ, был увеличен со 100 до 1000 руб. Федеральным законом от 27.07.10 г. № 229-ФЗ.

В связи с изложенным финансовое ведомство заключило, что п. 1 ст. 119 НК РФ не содержит противоречий в том числе относительно установленных размеров штрафов.

Ответственность за непредставление расчета авансового платежа

В п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 разъяснено, что из положений п. 3 ст. 58 НК РФ вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, т. е. предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода.

Соответственно из взаимосвязанного толкования указанной нормы и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.

В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

Отметим, что ответственность за непредставление таких документов установлена ст. 126 НК РФ.

В письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 разъяснено, что поскольку из взаимосвязанного толкования п. 3 ст. 58 НК РФ и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода, то установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

При этом ст. 119 НК РФ не охватываются такие нарушения, как представление налоговой декларации в бумажной форме в ситуации, когда требовалось представление декларации в электронном виде.

Ответственность за нарушение формата представления декларации

Статьей 119.1 НК РФ установлено, что несоблюдение установленного порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме влечет взыскание штрафа в размере 200 руб.

Ответственность, установленная ст. 119.1 НК РФ, применяется в случае, если форма (формат) налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ. При этом отказать в данном случае в принятии налоговой декларации налоговый орган не вправе.

Применение одновременно ответственности, установленной ст. 119 и 119.1 НК РФ, возможно только при нарушении срока представления налоговой декларации и способа ее представления (письмо ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@).

Как разъяснено в письме ФНС России от 11.04.14 г. № ЕД-4-15/6831, для целей ст. 119.1 НК РФ под порядком представления налоговой декларации понимается способ представления налоговой декларации.

Так, представление налоговой декларации по НДС на бумажном носителе с 1 января 2014 г. не предусмотрено. За несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронной форме предусмотрена ответственность по ст. 119.1 НК РФ. Ответственность, установленная данной статьей, применяется в случае, если форма налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ.

Аналогичная позиция изложена в письме Управления ФНС России по г. Москве от 12.03.14 г. № 24–15/022540.

Источник: www.klerk.ru


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.