Нормы декларации


Разъяснение

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Декларативные нормы права — это правовые нормы, которые содержат правовые принципы, цели и задачи.

Пример

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. (ст. 2 Конституции Российской Федерации).

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. (п. 2 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации)

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. (ч. 1 ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации)

Пример из судебной практики

Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» (ред. от 14.02.2010) устанавливал норму (п. 2 ст. 46):


"Оператор связи обязан создавать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам связи, предназначенным для работы с пользователями услугами связи, в том числе к местам оказания услуг связи и местам их оплаты на объектах связи."

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.06.2010 по делу N А22-2693/2009 отметил:

«Пункт 2 статьи 46 Закона о связи направлен на социальную защиту инвалидов и обеспечение для них возможностей пользоваться услугами связи наряду с другими гражданами. На оператора связи возлагается обязанность создавать условия для реализации инвалидами своих прав на услуги связи путем обеспечения доступа к местам оказания услуг связи и местам их оплаты на объектах связи. Данная норма по своей сути декларативна и без ее детализации в других нормативных правовых актах не реализуется, поскольку текст Закона не дает представления, что следует понимать под созданием условий для беспрепятственного доступа и каковы критерии, по которым можно определить достаточность созданных условий (наличие специальных съездов, близость к остановкам общественного транспорта, ширина проходов и т.д.).»

 

Среди декларативных норм выделяют:

Нормы-принципы — нормы права, которые содержат руководящие начала, принципы, которые выступают критериями правомерности участников регулируемых отношений и определяют содержание правового регулирования.

09.10.2018

Дополнительно


Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства

taxslov.ru

Двусторонность нормы права означает

Наиболее распространенным является мнение, что содержание правоотношений образуют

Из предложенных ответов выберите наиболее точный. Санкция представляет собой элемент нормы права, предусматривающий

По направленности неблагоприятных последствий различают следующие виды санкций

Из предложенных ответов выберите наиболее точный. Казуальные диспозиции

A) перечисляют конкретные предписываемые или запрещенные действия

B) ограничивают поведение строго определœенными рамками

C) подробно характеризуют правила поведения, перечисляют их наиболее важные отличительные признаки

D) предусматривают определœенные типы поведения, не конкретизируя детали

268. Предмет правового регулирования – это

A) способ воздействия на общественные отношения

B) правовые нормы, относящиеся к какой-либо отрасли права

C) установленные и обеспечиваемые государством общеобязательные правила поведения

D) определœенный круг качественно однородных общественных отношений, которые регулируются соответствующей группой юридических норм


269. Из предложенных ответов выберите наиболее точный. Метод правового регулирования – это

A) возложение обязанности совершить определœенные действия

B) способы и приемы правового воздействия на общественные отношения

C) дозволение и запрещение совершения определœенных действий

D) способ властного воздействия на участников общественных отношений

A) негативные и позитивные

B) личные и имущественные

C) определœенные и неопределœенные

D) правовосстановительные и правоотрицающие

A) меру наказания за нарушение нормы права

B) меры, направленные на восстановление нарушенных прав

C) неблагоприятные последствия личного или имущественного характера

D) правовые последствия, которые должны наступить для субъекта реализации нормы права

A) правоспособность и дееспособность

B) субъективные права и юридические обязанности

C) субъекты права

D) деликтоспособность

273. В каких формах выражается право?

A) в лаконичной и казуальной

B) во внутренней и внешней

C) в уникальной и особенной

D) в хаотичной и беспорядочной

A) в любой норме права есть диспозиция и санкция

B) норма права регулирует двусторонние отношения

C) нормы права определяют поведение субъектов и одновременно регулируют общественные отношения.


D) норма права предоставляет одним субъектам права, а на других возлагает обязанность

A) содержат формулировки законодательных определœений

B) закрепляют правовые принципы, цели, задачи

C) предоставляют субъектам возможность совершать определœенные действия, влекущие юридические последствия

D) возлагают на субъекта обязанность совершать определœенные действия

276. По характеру предписаний институты права делятся на:

A) отраслевые и межотраслевые

B) регулятивные и охранительные

C) частные и публичные

D) материальные и процессуальные

referatwork.ru

Конституционное право как отрасль права прежде всего представляет собой большой и разнообразный массив правовых норм. Это не просто совокупность норм, а внутренне организованная система.

Первичные элементы этой системы – правовые нормы выстраиваются во взаимосвязанные между собой группы, образуя институты и подотрасли, а их реализация порождает правоотношения с определенным составом участников или субъектов конституционных правоотношений.

Первичный элемент отрасли конституционного права – ее нормы.

Нормы конституционного права в самом общем виденормы права, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли.


Нормам конституционного права характерны все признаки юридических норм, присущие данному виду правил поведения и характерные для любой отрасли права, т.е. безотносительно их отраслевой принадлежности.

Такие качества называются общими признаками нормы права:

— общеобязательность;

— установление государством;

— обеспечение реализации с помощью системы государственных гарантий;

— защита специальными государственно-правовыми средствами, в том числе путем принуждения и т.д.

Наряду с общими чертами нормам конституционного права присущ ряд специфических признаков, предопределяемых характером предмета конституционного права.

1. Нормы конституционного права отличаются от норм других отраслей права по степени важности.

Они обладают особой значимостью и регулируют наиболее важные общественные отношения, относящиеся по своей природе к публичным. Среди них особо выделяются такие фундаментальные сущностные отношения как основы государственного и общественного строя, основы взаимоотношений личности и государства.

2. Нормы конституционного права выделяются по содержанию и субъектам.

Регулируя широкой круг общественных отношений, они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются. Иначе говоря, субъекты конституционно-правовых отношений являются одновременно сторонами гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и иных отношений.


3. Нормы конституционного права имеют особенность по источникам, в которых они закрепляются.

Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой в системе источников права, — в Конституции РФ. Нормы конституционного права содержатся в таких специфических актах, как декларации, постановления Конституционного Суда РФ и т.д.

4. Нормы конституционного права имеют особенности по их юридической силе.

Речь идет о высшей юридической силе значительной части норм конституционного права – тех, что содержатся в Конституции РФ, а также об особой юридической силе постановлений Конституционного Суда РФ, стоящих над всеми другими видами правовых актов, за исключением Конституции РФ.

5. Особенностью значительной части конституционно-правовых норм является учредительный характер их предписаний.

В данном случае подразумевается прежде всего то качество конституционно-правовых норм, содержащихся в Основном законе государства, как их первичность.

Они, во-первых, закрепляют тип государственного и общественного строя, во-вторых, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют систему права и формы основных правовых актов, принятия их принятии и опубликования, государственное устройство, систему государственной власти и компетенцию государственных органов и т.д.


6. По степени обязательности специфика конституционно-правовых норм состоит в сочетании императивного (повелительного) характера правового регулирования вместе с дозволительным, который широко используется в конституционном праве при определении и регулировании прав и свобод человека и гражданина.

7. Нормы конституционного права имеют особенности структуры.

Для большинства конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция. Как правило, норма конституционного права содержит только гипотезу и диспозицию, либо только диспозицию. Только в отдельных случаях можно встретить все три элемента, включая санкцию.

Как правило, санкции в отношении нарушения диспозиции нормы конституционного права содержатся в нормах других отраслей права. На этот счет в конституционно-правовой норме, как правило, делается отсылка (например, ч. 3 ст. 41 Конституции РФ «сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом).

8. В отношении норм конституционного права действует особый механизм их реализации.


Особенность выражается в том, что для многих конституционно-правовых норм реализации подразумевает возникновение не конкретных правоотношений, а особого вида отношений общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов РФ в составе РФ).

Общий характер норм конституционного права обусловливает такую особенность механизма их реализации, как издание на их основе других нормативных правовых актов. Отсюда среди норм конституционного права можно встретить немало отсылочных норм (например, чрезвычайное положение на всей территории РФ и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законов (ч. 2 ст. 56 Конституции РФ).

9. Особенность конституционно-правовых норм может быть выделена и с точки зрения специфики субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены.

Такими особыми субъектами являются народ, государство, нации и народности, составные части России – субъекты РФ, муниципальные образования, представительные (законодательные) органы государственной власти.

10. В качестве еще одной значительной особенности следует отметить тесную связь норм права с нормами нравственности.

Здесь необходимо принимать во внимание гуманистическую направленность конституционно-правового регулирования. Среди наиболее ярко выраженных совпадений норм нравственности и юридических норм можно назвать положения Преамбулы и с. 21 и 59 Конституции.


Статья 21 устанавливает, что «достоинство личности охраняется государством». В данном случае нравственная категория получает конституционно-правовую защиту.

В ч. 1. ст. 59 Конституции РФ не только обязанностью, но и долгом гражданина РФ называется защита нашего Отечества.

11. Нормы конституционного права отличаются своеобразием (особенностью видов).

КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ

Конституционно-правовые нормы могут быть подразделены по различным основаниям:

1. В зависимости от того, какие функции, цели правового регулирования они обеспечивают.

Первичным является деление норм права на:

регулятивные – учреждают общественные, государственные институты (например, систему государственных органов), закрепляют права, обязанности людей, полномочия государственных органов, должностных лиц. Они устанавливают порядок осуществления прав и несения обязанностей.

охранительные – устанавливают меры конституционно-правового принуждения, в том числе и ответственности (роспуск парламента, отрешение от должности президента и т.д.).

Регулятивные нормы делятся на нормы специализированные:


— общие;

— дефинитивные;

— нормы-принципы;

— нормы-цели;

— нормы-гарантии;

— коллизионные;

— оперативные;

Общие нормы — фиксируют в обобщенном виде элементы регулируемых отношений (например, условия правосубъектности – ст. 60 Конституции устанавливает, что российский гражданин может самостоятельность в полном объеме осуществлять свои права и обязанности с 18 лет).

Дефинитивные нормы – вводят определения базовых правовых терминов. Так, ст. 94 Конституции устанавливает, что Федеральное Собрание – парламенте РФ – является представительным и законодательным органом РФ.

Нормы-принципы, нормы-цели – устанавливают исходные для конституционного права, иных отраслей права ценности, направления и способы деятельности. (Основными принципами деятельности Конституционного Суда РФ являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон).

Принцип разделения властей (ст. 10), принципы федеративного устройства РФ (ст. 5).

Гарантийные нормы – направлены на обеспечение гражданских прав, нормальной деятельности органов власти (ч. 4 ст. 109 Конституции РФ предусматривает, что Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации).

Коллизионные нормы – указывают на нормы, подлежащие применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений, определении компетенции органов государственной власти. (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора).

Оперативные нормы – направлены на введение, отмену, изменение содержания других норм (предписания п. 1 Раздела второго Конституции РФ «Конституция РФ вступает в силу со дня официального опубликования по результатам всенародного голосования).

2. По методу правового регулирования, т.е. по приемам м способам правового воздействия на соответствующие общественные отношения, нормы конституционного права подразделяются на:

управомочивающие –наделяют субъектов правоотношений юридическими благами, т.е. определяют права и свободы, полномочия и условия их реализации (например, каждый в РФ имеет право на свободу и личную неприкосновенность ст. 22 Конституции РФ).

обязывающие – принуждают к осуществлению определенных действий или бездействия (например, обязанность каждого платить установленные налоги и сборы ст. 57 Конституции РФ).

Особенность конституционно-правовых норм выражается в том, что обязывающие нормы могут быть обращены и к более абстрактным субъектам права, например, к государству, нации (например, в соответствии со ст. 2 Конституции «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»).

— запрещающие — нормы устанавливают запреты, т.е. предписывают воздерживаться от определенных действий (бездействия), определяют факты, которые служат препятствием для применения норм права (например, согласно ч. 4 ст. 3 Конституции «никто не может присваивать власть в Российской Федерации»).

3. По юридической природе и степени обязательности предписаний нормы могут быть:

императивные – когда в них повелительно предписывается правили поведения (например, в соответствии со ст. 87 и 88 Конституции РФ Президент РФ обязан незамедлительно сообщать палатам Федерального Собрания о введении военного или чрезвычайного положения по предусмотренным конституционным нормам основаниям).

— диспозитивные как правило, формулируется таким образом, что предоставляется возможность выбора того или иного поведения (ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции если Государственная Дума дважды выражает недоверие Правительству РФ, то Президент РФ соответственно принимает решение об отставке Правительства или распускает Государственную Думу).

4. По функциональному назначению в механизме правового регулирования конституционно-правовые нормы делятся:

— материальные – регулируют содержание правил поведения (действия или бездействия), т.е. отвечают на вопрос, что можно или нужно делать или не делать.

— процессуальные определяют формы и процедуры реализации правил поведения и отвечают на вопрос: как можно или нужно действовать или бездействовать (например, порядок принятия федеральных законов, порядок роспуска Государственной Думы, ст. 100, 101, 104-109 Конституции РФ).

5. По времени своего действия конституционно-правовые нормы подразделяются на:

— постоянные – не ограничены сроком своего действия (ст. 2 Конституции РФ);

— временные – нормы, в которых указан срок их действия (заключительные и переходные положения);

— исключительныедействуют на случай чрезвычайных обстоятельств и приостанавливают на определенное время действие отдельных постоянных норм (например, при введении военного или чрезвычайного положения).

6. По территории действия нормы конституционного права разграничиваются на те, которые действуют:

— в масштабах всей страны – общенациональные, общегосударственные;

— на территории отдельных субъектов – региональные;

— на территории местного самоуправления (муниципального образования) – муниципальные или местные.

В юридической литературе (И.А. Конюхова) приводятся иные виды:

1) нормы – декларации – которые получают закрепление в Преамбуле Конституции РФ (например, ст. 1 Конституции РФ – норма-декларация – РФ- Россия – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления).

Ст. 2 в виде нормы-декларации провозглашает высшей ценностью права и свободы человека.

2) нормы-разъяснения – направлены на раскрытие сущности и основного содержания регулируемых отношений, объекта, предмета, субъекта права.

Например, в ст. 1 Конституции РФ содержится норма-разъяснение о том, что понятия «Российская Федерация» и «Россия» — равнозначны. Такие нормы редко встречаются в конституционном праве и, как правило, отражают специфические, чаще всего, исторические, культурные, национальные особенности развитие страны.

3) Конституция РФ содержит и такой редкий вид норм, как дескриптивные нормы. Так, ст. 65 Конституции РФ описывает структуру или состав России как Федерации.

4) нормы-символы, как правило, употребляются в сочетании с нормами-дефинициями (например, ФКЗ «О Государственном флаге», «О Государственном гербе» и «О Государственном гимне» (от 25 декабря 2000 г.).

studopedia.ru

Парламенты Украины и Польши осудили советскую, нацистскую и российскую агрессию

Отмечая нашу нерушимую преданность фундаментальным принципам международного права и совместной защите национального суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ каждой из наших стран; Совместно и одновременно принимаем настоящую Декларацию памяти и солидарности, чтобы отдать дань уважения миллионам жертв, которые понесли наши народы во время Второй мировой войны, и осудить внешних агрессоров, которые пытались уничтожить нашу независимость.

Портал Юристъ — Ваш успех в учебе и работе!

Основанием для отнесения нормы права к той или иной отрасли является не столько ее источник, сколько предмет регулирования.

Поэтому многие нормы конституционного права содержатся не только в конституциях (основных законах) страны, но и в национальном законодательстве, и в иных актах.

Копституционно-правовьши нормами являются установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения и составляющие однородную группу.

6. По способу воздействия на субъекты права различаются: управомочивающие (дозволяющие), обязывающие и запрещающие. Управомочивающие (дозволяющие) нормы – это все нормы, закрепляющие предметы ведения и полномочия РФ и ее субъектов, компетенцию государственных органов и должностных лиц (Президента, Совета Федерации, Государственной Думы и др.), права и свободы человека и гражданина.

Специалисты считают, что к управомочивающим относятся и конституционные нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п.

Эстония: таможенные правила

Таможенные правила Эстонии в целом соответствуют другим странам Евросоюза. Особенностью является наличие пассажирской и таможенной деклараций. Предоставление первой, например, необходимо при наличии некоммерческого товара стоимостью 300 евро, а второй – при ввозе в качестве товара транспортного средства.

Особое внимание следует уделить нормам провоза лекарственных препаратов.

Импортированный в багаже пассажира приобретенный для личного пользования товар (кроме алкоголя, табачных изделий и топлива) освобожден от обложения таможенной пошлиной, налогом с оборота и акцизом, если общая стоимость его на одно лицо не превышает 300 евро, а для авиа- и морских пассажиров 430 евро.

НОРМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА это

НОРМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА — признаваемые, устанавливаемые или санкционированные государственной властью принципы и предписания (нормы), выраженные в Конституции или получившие юридическое оформление (закрепление) в иных правовых актах (законах, нормативных договорах, декларациях и др.), являющихся источниками конституционного права.

Н.к.п. закрепляют правовое положение субъектов конституционного права (основные права, свободы, обязанности граждан и их объединений), устанавливают конституционную компетенцию органов государственной власти, правовые процедуры ее осуществления, закрепляют конституционно-правовые формы и средства разрешения конституционных споров и др.

Нормы декларации в рф

Со спецификой конституционных правоотношений неразрыв­но связана и специфика конституционно-правовых .

Ряд этих норм представляет собой нормы-декларации . Но большинство из них содержит конкретные обще­обязательные правила поведения и предполагает или прямо ука­зывает на возможность принудительного обеспечения (см. норма права ). В них час­то можно выделить обычные структурные элементы всякой пра­вовой: гипотезу, диспозицию и санкцию.

Классификация норм права, т. е. подразделение на виды, способствует более глубокому их познанию, выявлению у них каких-то специфических, особенных признаков, отличающих их друг от друга. Классификация норм права может быть осу­ществлена по разным признакам, основаниям: а) по предмету правового регулирования, т.

е. в зависи­мости от регулируемых отношений нормы права подразделя­ются на отрасли: нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного и т.

Наряду с общими признаками, свойственными любым правовым нормам (универсальный, неперсонифицированный характер, волевой характер, формальная определенность, обеспеченность силой государства, и др.), конституционно­правовые нормы обладают рядом отличительных признаков.

Конституционно-правовые нормы (прежде всего нормы Конституции РФ носят учредительный характер, в том числе для других отраслей российского права.

Принимая во внимание .

что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и принимая во внимание .

что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и принимая во внимание .

ruslanhasanov.ru

Штрафные (карательные)

Правовосстановительные

Данную структуру юридической нормы обычно называют логической. Ее можно выразить через следующую формулу: “если (гипотеза), то (диспозиция), иначе (санкция)”. Ряд авторов считает, что текстуальное выражение нормы права не содержит всех трех элементов. Например, большинство уголовно-правовых норм состоят, по их мнению, из гипотезы и санкции, а многие гражданско-правовые нормы состоят из гипотезы и диспозиции. Это неверно, в данном случае структура нормы права также трехчлена, она устанавливается путем определенных логических операций, когда некоторые элементы не пишутся, но предполагаются либо находятся в других статьях нормативно-правового акта. Например, диспозицией уголовно-правовых норм является запрет совершать определенные действия, санкцией – неблагоприятные последствия, возникающие за совершение этих действий, а гипотезой чаще всего выступают условия, характеризующие субъекта: возраст, вменяемость, должностной статус и др.

В зависимости от разных критериев нормы права могут быть распределены по различным классификационным группам.

По отраслям права или по предмету правового регулирования: конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.д.

По методу правового регулирования:

1. Императивные, содержащие властные категоричные предписания, строго обязательные, не допускающие отступлений (например, многие нормы конституционного права, административного права, уголовного права);

2. Диспозитивныепозволяют сторонам самим договорится, действовать по своему усмотрению
Диспозитивная норма действует лишь постольку, поскольку стороны не установили своим соглашением иных условий своего поведения (многие нормы гражданского права). Например, статья 472 ГК РФ. Срок годности товара 2. Товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности, если иное не предусмотрено договором.

3. Поощрительныеустанавливают поощрение за правомерное поведение, стимулируют социально полезное поведение (нормы о государственных наградах, премиях, почетных званиях и т.д.).

4. Рекомендательныепредлагают наиболее предпочтительный, желательный для государства и общества вариант поведения, но не настаивают на нем.

По функциям в механизме правового регулирования:

1. Исходные (отправные, учредительные, первичные) определяют начала, основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления, принципы, методы, закрепляют правовые категории и понятия; имеют наиболее общий характер. Они подразделяются: а) нормы-начала – это конституционные положения, закрепляющие основы общественного и государственного строя; б) нормы-дефиниции – это предписания, содержащие правовые понятия, категории (например, ст. 14 УК РФ содержит понятие преступления); в) нормы-принципы–это предписания, выражающие и закрепляющие принципы права (например, ст. 3 Конституции РФ содержит принцип демократизма); г) нормы-декларации – это положения программного характера (например, ст. 1 Конституции РФ называет Россию демократическим государством. Это программа на будущее.); д) коллизионные нормы – это нормы, устраняющие возникающие противоречия между правовыми предписаниями. (Например, при заключении договора аренды, французский арендодатель и российский арендатор не определили самостоятельно право, которое будет регулировать их отношения, вытекающие из этого договора (автономия воли). В случае возникновения спора, суд или иной правоприменительный орган, в условиях отсутствия материального международно-правового регулирования по этим вопросам, будет вынужден обратиться к коллизионным нормам, на основании которых он и определит будет применяться российское или французское право. А уже нормы российского либо французского права будут регулировать отношение по существу. Таким образом, коллизионные нормы сами по себе лишены регулятивного воздействия, их функция состоит в формировании коллизионного механизма регулирования); е) оперативные нормы– это нормы, которые устанавливают даты вступления нормативно-правового акта в силу, прекращения его действия (ст. 1 ФЗ «О введении в действие части 1 ГК РФ»).



2. Нормы – правила поведения– это нормы непосредственного регулирования общественных отношений, с помощью закрепления конкретных правил поведения; это те нормы, которые определяют права и обязанности субъектов; условия реализации этих прав и обязанностей. Эти нормы составляют основную массу норм права.

В свою очередь нормы-правила поведения по функциям права и роли в системе права делятся на регулятивные и охранительные.

1. Регулятивные нормы — это нормы, регулирующие нормальное нужное обществу активное поведение, предоставляющие права и обязанности участникам правовых отношений.

2. Охранительные нормы –это нормы, вступающие в действие в связи с совершением правонарушения и устанавливающие меры юридической ответственности и другие принудительные меры для защиты субъективных прав (например, норма уголовного кодекса об ответственности за убийство).

По характеру содержащихся в них предписанийнормы права делятся:

1. Управомочивающие –это нормы, предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий (например, норма, предоставляющая право распоряжаться своим имуществом, подавать иск в суд).

2. Обязывающие– это нормы, содержащие обязанность совершения определенных положительных действий (например, норма, возлагающая обязанность по уплате налогов). За отказ от обязанности устанавливается юридическая ответственность.

3. Запрещающие– это нормы, устанавливающие запрет на совершение определенных действий. Такими нормами являются все нормы особенной части УК РФ.

В зависимости от характера регулируемых отношений нормы права делятся:

1. Материальные, регулирующие различные сферы общественной жизни: экономические, политические, социальные, идеологические и др. (например, нормы конституционного права, административного права, гражданского права, уголовного права и т.д.).

2. Процессуальныесодержат правила, устанавливающие процедуру применения материальных норм(например, нормы гражданского процессуального права, уголовного процессуального права). Они не имеют экономического, политического, идеологического, социального содержания, их содержание сугубо юридическое.

По времени действия нормы права делятся:

1. Постоянные.Сроких действия не установлен. Таковы большинство норм права. Содержатся в законах.

2. Временныепринимаются на определенный срок. Окончание срока их действия устанавливается либо путем указания на конкретную дату (нормы бюджетов) либо связывается с исчезновением обстоятельств, для регулирования которых она была принята (чрезвычайное положение).

По месту действия:

1. Общегосударственныедействуют на всей территории государства (это могут быть федеральные нормы);

2. Нормы ограниченного действия— на части территории государства (например, в субъектах федерации);

3. Локальные нормыдействуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур (например, Устав ННГУ).

По юридической силе:

1. Основные,то есть нормы законов, устанавливающие общие правила;

2. Производные,то есть нормы подзаконных актов, конкретизирующие эти общие правила;

По кругу лиц:

1. Нормы права (общие), распространяющиеся на всех, кто попадает под их действие;

2. Нормы права (специальные), распространяющиеся на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, пенсионеров, работников Крайнего Севера, студентов и др.

 

По субъектам правотворчества:

1. нормы, принятые государственными органами(например, парламентом);

2. нормы, принятые негосударственными органами(например, народом на референдуме);

В зависимости от характера отрасли:

1. Публично-правовые нормы(нормы конституционного, административного права, уголовного права);

2. Частно-правовые нормы(нормы гражданского права, семейного права).

 

studopedia.su

Ключевые признаки

Правовая норма обладает общим характером. Это означает, что она не адресуется какому-либо конкретному субъекту. К примеру, если в норме говорится о должностном лице, то она распространяется на любого служащего. Установленная модель регулирует действия лица. Нора обращается к воле субъекта, его сознанию, поведению, но не к желаниям, настроению или эмоциям. Для утвержденной модели главной целью выступает внешнее проявление внутренних порывов субъектов. Правовая норма наделена общеобязательным характером. Ее должны исполнять все граждане и организации. Норма признана государством, гарантирующим ее реализацию посредством принудительной властной силы. Правила регламентируют общественные отношения публично, официально и открыто. При этом любая норма рассчитана на многократное применение. Она используется в течение всего времени своего действия. Правовые нормы присутствуют в законах и иных юридических актах. Они предусматривают определенную ответственность лиц в случае неисполнения ими установленных правил.

Классификация

Дифференциация норм проводится по самым разным признакам. В зависимости от субъектов, устанавливающих их, выделяют модели, исходящие от государства и от гражданского общества. Первые – нормы, утверждаемые уполномоченными представительными, исполнительными структурами, а также судебными органами (в странах, где имеют место соответствующие прецеденты). Во втором случае модели поведения устанавливаются населением определенного административного образования или всего государства. Например, 12.12.1993 всенародным референдумом была утверждена Конституция России. Классификация правил проводится также в зависимости от их социального значения и роли в юридической системе. По этим признакам выделяют:

  1. Учредительные модели. Их называют также нормами-принципами.
  2. Регулятивные правила. Они определяют поведение субъектов.
  3. Охранительные модели. Они направлены на обеспечение порядка в обществе.
  4. Декларативные нормы. Примеры таких положений довольно распространены в законодательстве. Так, соответствующие модели присутствуют во всех действующих кодексах (УК, ГК, ЗК и пр.).
  5. Обеспечительные нормы. Они выступают как гарантии тех или иных юридических возможностей.
  6. Дефинитивные нормы. Они используются для определения различных юридических категорий.
  7. Оперативные нормы. Эти положения представляют собой меры реагирования на какие-либо события.
  8. Коллизионные модели.

Декларативные нормы, примеры которых будут приведены далее, как правило, включают в себя положения, обладающие программным характером. Они определяют функции и задачи регулирования конкретных видов отношений. Декларативная норма права – это юридическая конструкция, содержащая объявление. Так, во второй части 1 статьи Основного Закона указано, что названия Россия и Российская Федерация являются равнозначными.

Декларативные нормы в Конституции РФ: примеры

Положения Основного Закона – общеобязательные, формально-определенные, абстрактные модели. Они устанавливаются и охраняются государством. Декларативные нормы Конституции РФ ориентированы на регулирование отношений в обществе посредством утверждения юридических возможностей и обязанностей лиц, участвующих в них. Положения Основного Закона считаются базовыми моделями, которые конкретизируются и раскрываются в других актах. Какие существуют декларативные нормы права? Примеры таких положений присутствуют в части Основного Закона, устанавливающей юридические возможности граждан. Их можно рассматривать как определенные структурированные свойства бытия личности, отражающие ее свободу. Декларативные нормы в Конституции РФ устанавливают свободу слова, собраний и объединений, возможность каждого человека получить образование, иметь собственность, соцобеспечение, жилье.

Свойства положений

Декларативные нормы в Конституции обладают признаками, характерными для прочих видов правил. Вместе с тем в них выделяют и специфические качества, присущие только им. Общим свойством считается нормативность. Она указывает на то, что положения, закрепленные в Основном Законе, являются правилами, образцами поведения субъектов, на которых они направлены. Любая декларативная правовая норма абстрактна. То есть, она ориентирована на неограниченный круг субъектов и может использоваться многократно. Как и другие юридические правила, декларативные нормы являются обязательными для всех лиц.

Специфические черты

Декларативные (целевые) нормы обладают особенной юридической природой. Существует ряд признаков, в которых она выражается. В первую очередь положения Основного Закона направлены на особый круг общественных взаимодействий. Они выступают предметом конституционно-правового регулирования. Установочные положения присутствуют в разных источниках. Однако самым главным из них является Конституция. Немаловажное значение имеет и учредительный характер положений. Декларативные нормы закрепляют и оформляют ключевые социально-политические институты. В первую очередь они регулируют непосредственно сам процесс создания моделей поведения. Данный признак считается самым характерным для конституционных норм. Стоит также обратить внимание на разнообразие положений Основного Закона. Декларативные нормы охватывают все ключевые сферы деятельности граждан и юрлиц в государстве. Они устанавливают приемлемые модели взаимодействия населения и власти.

Права человека

Они гармонично вписаны во взаимодействия граждан и государства. При этом они оказывают влияние на межличностные отношения, социальные связи каждого индивида. Соблюдение прав людей во всем мире гарантирует Декларация ООН, принятая в 1948 г. Этот документ – результат многолетней работы. Декларативные нормы, закрепляющие основные юридические возможности индивида, стали возникать еще в Средневековье. В то время они были представлены в виде допустимых стандартов, моделей поведения. В 18 в. понятие прав было оформлено в конституциях многих стран. Юридические возможности субъектов – это сравнительно небольшой комплекс ценностей, регулирующих, обычно отношения по вертикали «человек-власть». Каждый индивид наделяется определенными правами. Они не зависят ни от гражданства, ни от социального статуса, ни от вероисповедания, ни от других обстоятельств. Права человека обладают естественным происхождением. Индивид получает их при рождении. При этом декларативные нормы устанавливают, что личные права человека являются неотчуждаемыми.

Разновидности

Права человека можно классифицировать на:

  1. Политические. К ним относят свободу слова, собраний, возможность создавать объединения.
  2. Культурные. Среди них право на образование, свободное творчество и пр.
  3. Социально-экономические. В эту группу включены права на частную собственность, социальное обеспечение, жилище.

Все они отражены в Основном Законе и конкретизирующих его юридических актах.

Механизмы защиты

Декларативные нормы, закрепляющие личные неимущественные и имущественные права, предусматривают возможность применения мер ответственности к лицам, нарушающим эти положения. Механизмы защиты могут иметь самый разный характер. Так, законодательство предусматривает политические, юридические меры. Кроме этого, для обеспечения защиты прав могут организовываться общественные акции. Охрана юридических возможностей может осуществляться во внутригосударственных структурах. Например, в случае нарушения декларативной нормы, фиксирующей неприкосновенность жилища, потерпевший может обратиться в суд. Аналогичная возможность есть у субъекта при ущемлении и других его интересов, гарантированных государством. Кроме того, защита прав может осуществляться и в международных инстанциях.

Содержание исходных положений

Декларативные нормы формируют базу законодательства. На практике выделяют исходные (основополагающие) и экономические положения. Первые обладают самым общим характером. Одно из таких положений уже упоминалось выше. Оно предусматривает, что права принадлежат человеку с момента рождения. Ни государство, ни общество, ни другие граждане не могут посягать на них. Стоит сказать, что общепризнанные в международном сообществе права должны реализовываться и в случаях, когда они не закрепляются внутригосударственным законом или нарушаются. Юридические возможности, закрепленные на межгосударственном уровне, обладают приоритетом перед национальными юридическими конструкциями.

Равенство перед законом и судом

Это еще одна важнейшая декларативная норма. Она не допускает никакой дискриминации по каким-либо признакам (полу, вероисповеданию, социальному статусу и пр.). На первый взгляд, можно посчитать, что применение требования не вызывает никаких проблем. Однако на практике не все так просто. Так, например, в отечественном законодательстве задекларировано, что женщины могут рассчитывать на получение пенсии по старости с 55 лет, а мужчины – с 60. По своей природе, несомненно, люди не равны. Этот факт вполне очевиден, и он лежит в основе общества. Люди имеют разный пол, возраст, умственные способности, талант, здоровье и так далее. Естественные различия не могут быть устранены полностью. Правовая система учитывает фактические отличия людей, предоставляя им равенство в процедурах, исходных возможностях. Безусловно, при одинаковых условиях более здоровый, сильный человек сможет добиться большего. Это, в свою очередь, может привести к социальным противоречиям. Поскольку полностью устранить природные отличия невозможно, для людей устанавливается соответствующий объем прав. Увеличение его для отдельных категорий вполне возможен. Тем самым государство уравнивает слабых и сильных представителей населения. В этом, собственно, выражается дифференциация нормативного регулирования. Из сказанного следует, что равенство перед судом и законом не означает тождественности юридических возможностей всех людей. Изначальный уровень одинаков. Но далее допускаются разнообразные льготы и послабления для наименее защищенных лиц.

Неограниченность юридических возможностей

Декларативные нормы устанавливают права, которые не могут быть ущемлены никем ни при каких обстоятельствах. Несомненно, отсутствие ограничений привело бы к катастрофическим последствиям для общества. В этой связи отечественное законодательство устанавливает два основных условия для реализации субъектами их юридических возможностей. В первую очередь, используя свои права, лицо не должно ущемлять интересы окружающих. Кроме этого, реализация юридических возможностей не должна быть направлена на антиобщественные действия. Запрещено насильственное изменение государственного строя, пропаганда войны, разжигание религиозной, национальной, расовой ненависти и пр.

Дети

Это наименее защищенная категория лиц во всем мире. В этой связи декларативные нормы в международном праве, а также в национальных законодательствах в первую очередь направлены на охрану интересов и свобод детей. Основной их тезис заключается в том, что человечество должно дать ребенку все лучшее, что оно имеет. Здесь необходимо отметить особую роль декларативных норм в международном праве. В свое время документ, принятый в 1948 г. ООН, оказал большое влияние на политику и деятельность в отдельных государствах. В Декларации содержался призыв ко всем родителям, неправительственным организациям, местным и государственным властям признать права и свободы ребенка. Документ был ратифицирован практически всеми странами мира. Декларативные нормы, фиксирующие права ребенка на международном уровне, были конкретизированы в национальных законодательствах, уставах специализированных учреждений и организаций, занимающихся проблемами благополучия несовершеннолетних.

Экономические положения

Эти декларативные нормы касаются трудовой деятельности, имущественного статуса, а также социального обеспечения населения. Одно из ключевых положений регулирует частную собственность. Каждый человек вправе иметь, распоряжаться, владеть и использовать имущество. Эта возможность может реализовываться субъектом индивидуально или совместно с другими людьми. Здесь достаточно четко просматривается процедурное равенство и вероятное имущественное неравенство. Потенциальные возможности у всех одинаковые. Однако реальные результаты показывают, что статус людей очень различен. Законодательство декларирует равноправие возможностей, но не обеспечивает уравнительность результатов. Каждый человек свободен в выборе своей профессии, работы, рода занятий. Он вправе рассчитывать на безопасные, здоровые условия своей деятельности. В отечественном законодательстве устанавливается равная возможность для каждого получить работу. Однако на практике далеко не все люди заняты на предприятиях. Для защиты безработных государство разрабатывает специальные программы, предполагающие разные меры поддержки населения. На нетрудоспособных граждан распространяются положения, регулирующие социальное обеспечение. К таким лицам в первую очередь относят несовершеннолетних, инвалидов, а также людей преклонного возраста.

fb.ru


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.