Расшифровка осв 1


Может быть, сейчас это кажется невероятным, но мир однажды уже стоял на пороге атомной катастрофы. В октябре 1962 года противоречия между СССР и США, когда американское ядерное оружие было размещено в Турции, а советское — на Кубе, вполне могли привести к реальному военному конфликту. Но тогда стороны достигли компромисса.

Уже в следующем, 1963 году, между Советским Союзом, Соединенными Штатами и Великобританией был заключен договор о запрещении испытаний ядерного оружия в воздухе, космическом пространстве и под водой. Постепенно к политическим руководителям противоборствующих блоков приходило осознание бессмысленности дальнейшей гонки вооружений. Так, в 1967 году министр обороны США Роберт Макнамара публично признал, что Советский Союз останется способен уничтожить США даже после первого американского атомного удара. Советские руководители также пришли к выводу о необходимости мирного сосуществования стран с различными социально-экономическими системами.
1971 году официальная газета ЦК КПСС «Правда» писала: «Мы исходим из того, что улучшение отношений между СССР и США возможно. Наша принципиальная линия в отношении капиталистических стран, в том числе США, состоит в том, чтобы последовательно и полно осуществлять на практике принципы мирного сосуществования; развивать взаимовыгодные связи, а с теми государствами, которые готовы к этому, сотрудничать на поприще укрепления мира, придавая максимально устойчивый характер взаимоотношениям с ними».

США сделали попытку договориться с Советским Союзом при президенте Ричарде Никсоне. Первая встреча советской и американской делегаций началась 17 ноября 1969 года в столице Финляндии. Обсуждения были непростыми, переговоры еще несколько раз проходили в Хельсинки и Вене. Поиск взаимоприемлемых решений шел вокруг двух вопросов: ограничения количества «дальнобойных» баллистических ракет и «замораживания» создания новых средств противоракетной обороны. В результате в Москве 26 мая 1972 года было подписано два документа: договор об ограничении систем противоракетной обороны и «Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений» (известное как «ОСВ-1»).

Одно время в ходе переговоров обсуждали даже полное запрещение противоракетных систем, однако в итоге сошлись на том, чтобы оставить возможность ввода в строй противоракет, которые были на стадии строительства.


Ограничения были наложены и на систему ПВО. В соответствии с договоренностями, СССР и США не стали создавать системы противовоздушный щит по периметру своих границ. Стороны могли иметь не более двух территориальных группировок ПВО, каждая из которых предполагала не более 100 зенитных ракет. Ограничивал договор количество и точки размещения радиолокационных станций. В 1974 году был подписан дополнительный протокол к договору по ПРО, по которому СССР и США могли развертывать не две, а только одну систему противоракетной обороны.

С принятием договора ОСВ-1 нельзя было увеличивать общее число пусковых установок наземных баллистических ракет и ракет, установленных на подлодках, а также само количество подводных ракетоносцев. Соглашение не позволяло создавать новые шахтные пусковые установки баллистических ракет. Вместе с тем договор разрешал окончить строительство уже находящихся в производстве подлодок и ракетных шахт. Поэтому СССР смог, не нарушая условий договора, достроить 62 подводные лодки, которые были способны нести до 740 ракет.

Хотя к концу 1970-х годов советско-американские отношения испортились, договор ОСВ-1 сыграл важную роль в обеспечении мира, стал базой для дальнейших договоренностей по ограничению вооружений. Этот договор можно считать победой советской дипломатии, поскольку его заключение позволило сберечь ресурсы страны в гонке ядерных вооружений.

Противостояние в космосе — блеф США Далее в рубрике Противостояние в космосе — блеф СШАВашингтон стремится втянуть Россию в новую разорительную космическую гонку

rusplt.ru


Похожие:


1. Государственные структуры, занятые разработкой и принятием в РФ внешнеполитических решений, их функциональное взаимодействие Для анализа эффективности icon 1. Государственные структуры, занятые разработкой и принятием в РФ…
Государственные структуры, занятые разработкой и принятием в РФ внешнеполитических решений, их функциональное взаимодействие
1. Государственные структуры, занятые разработкой и принятием в РФ внешнеполитических решений, их функциональное взаимодействие Для анализа эффективности icon 1. Государственные структуры, занятые разработкой и принятием в РФ…
Государственные структуры, занятые разработкой и принятием в РФ внешнеполитических решений, их функциональное взаимодействие

1. Государственные структуры, занятые разработкой и принятием в РФ внешнеполитических решений, их функциональное взаимодействие Для анализа эффективности icon
Государственные структуры, занятые разработкой и принятием в РФ внешнеполитических…
1. Государственные структуры, занятые разработкой и принятием в РФ внешнеполитических решений, их функциональное взаимодействие Для анализа эффективности icon 1. Государственные структуры, занятые разработкой и принятием в РФ…
Государственные структуры, занятые разработкой и принятием в РФ внешнеполитических решений, их функциональное взаимодействие
1. Государственные структуры, занятые разработкой и принятием в РФ внешнеполитических решений, их функциональное взаимодействие Для анализа эффективности icon Государственные структуры, занятые разработкой и принятием в РФ внешнеполитических…
1. Государственные структуры, занятые разработкой и принятием в РФ внешнеполитических решений, их функциональное взаимодействие Для анализа эффективности icon 1Государственные структуры, занятые разработкой и принятием в РФ…
Тического механизма, способность разработать и реализовать обоснованную и взвешенную политику, учитывающую в разумной степени устремления…
1. Государственные структуры, занятые разработкой и принятием в РФ внешнеполитических решений, их функциональное взаимодействие Для анализа эффективности icon Дисциплина «Процесс принятия внешнеполитических решений в Российской Федерации» Вопросы к зачету
Исторические предпосылки становления теоретических взглядов на принятие политических решений
1. Государственные структуры, занятые разработкой и принятием в РФ внешнеполитических решений, их функциональное взаимодействие Для анализа эффективности icon Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 25. 00….
Программа затрагивает также проблемы изучения международного разделения труда, вопросы экономико-географического анализа отраслей…

1. Государственные структуры, занятые разработкой и принятием в РФ внешнеполитических решений, их функциональное взаимодействие Для анализа эффективности icon
Принятие решений
Чтобы оказать вам помощь в этом, ниже мы рассмотрим типы решений, принимаемых управляющими, используемые способы, научные методы…
1. Государственные структуры, занятые разработкой и принятием в РФ внешнеполитических решений, их функциональное взаимодействие Для анализа эффективности icon Финансовая деятельность предприятия и ее планирование 3 Понятие анализа…
Теоретико-методологические основы анализа эффективности финансовой деятельности предприятия 3

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:

Школьные материалы

litcey.ru

Предпосылки и концепция «достаточности» в СССР

Если говорить о предпосылках и причинах того, почему произошло первое подписание договора ОСВ-1, то здесь необходимо упомянуть про концепцию «достаточности» в ядерном вооружении.
нный термин неоднозначно воспринимался на Западе, но этот факт совсем не влиял на поведение советской стороны. На XXVI съезде КПСС была озвучена наша официальная ядерная концепция. Суть ее в том, что СССР и США имеют равновесие, которое объективно служит сохранением мира, и на вооружении имеется достаточное количество ядерных боеголовок, которые распределены равномерно между Ракетными войсками стратегического назначения, ВМФ и ВВС. Никакого превосходства в количественном отношении над американцами нам не нужно. Фактически руководство СССР объявило о том, что никакой гонки вооружения больше не будет. Еще Н. Хрущев в свое время заявлял Д. Кеннеди о том, что для нашей страны не имеет значения то, сколько раз США может ее уничтожить — восемь или девять. Нам достаточно знать то, что СССР может уничтожить США хотя бы один раз. Фактически это и есть вся суть «концепции достаточности», которую оформили на съезде партии уже официально.

осв 1 и осв 2

Позиция США

Соединенные Штаты относились к этому иначе: они с нежеланием шли на подписание договора ОСВ-1. Причина кроется во внутриполитической борьбе: в США соревнуются две партии на выборах. Одна всегда должна критиковать другую. В шестидесятых годах прошлого века Демократическая партия была солидарна с советской стороной и сделала так, чтобы новый срок республиканец Никсон начал свое правление с вопроса об ограничении вооружений.
я нового президента эта была серьезная головоломка, так как он на протяжении всей предвыборной кампании критиковал возможный ядерный паритет СССР и США. Он всё время заявлял о том, что нужно добиваться тотального превосходства в вооружениях над нашей страной. Этим и воспользовались проигравшие демократы, подложив «свинью» под кресло нового президента.

Никсон попал в патовую ситуацию: с одной стороны, он раскритиковал идею паритета СССР и США, был сторонником ядерного количественного превосходства. А с другой стороны, наращивание гонки вооружения в одностороннем порядке — при официальном объявлении СССР об ограничении численности своего ядерного вооружения — подрывало имидж Штатов как «силы добра», которая борется с «Империей зла». Получается то, что стороны меняются ролями в глазах всего западного капиталистического мира. В этой связи Никсону пришлось идти на уступки и согласиться на подписание договора ОСВ-1.

ядерное оружие ссср

Концепция США при Никсоне

Заявить о том, что США и СССР подписывают новые договоры, и устанавливается паритет, естественно, президент от Республиканской партии не мог. Именно поэтому и была выбрана «стратегия достаточности» и в США. Т.е. для избирателей она являлась чем-то между концепцией тотального превосходства и концепцией ядерного паритета. На самом деле, эта точка зрения вовсе не популистская: США действительно обладали большим запасом ядерного вооружения, чем СССР.


Показательна реплика заместителя министра обороны Д. Паккарда: «Достаточность означает лишь то, что это слово удобно употреблять в выступлениях. Кроме этого она ничего не значит». Скорее всего, президент Никсон расценивал «концепцию достаточности» как некий компромисс между своей предвыборной программой и политикой предшествующих до него демократов.

Принципы по развитию американских стратегических сил

Итак, администрация Никсона объявила о «концепции достаточности». Официально были предложены следующие принципы:

  1. Поддержание достаточного числа стратегических вооружений для ответного удара даже после «внезапной ядерной атаки».
  2. Устранение любого стимула для «внезапной атаки».
  3. Лишение возможности предполагаемого противника возможности нанести ущерб США больше, чем могут нанести ущерб Соединенные Штаты в ответном ударе.
  4. Обеспечения защиты США от ядерных ударов.

Как и всегда бывает в американской дипломатии, этот проект можно «подогнать», как для «концепции достаточности», так и для доктрины «тотального превосходства», так как четких планов и конкретных цифр в ней не предусмотрено. Многие военные эксперты заявили, что любая сторона может посчитать эту концепцию так, как ей вздумается, и будет права. Однако прямой отказ от тотального превосходства уже некий прогресс политики США, без которого абсолютно невозможным становится подписание договора ОСВ-1.


ссср и сша

Проблема противоракетной обороны

Вся суть американской политики проявилась при обсуждении противоракетных систем. Дело в том, что СССР ушел вперед по технологиям противоракетной обороны. Мы научились на 23 года раньше американцев сбивать ядерные ракеты неядерными ракетами за счет кинетической энергии от взрыва тротилового эквивалента. Фактически у нас был безопасный щит, который позволял не взрывать на нашей территории ядерных боеголовок. Американцы же могли сбивать ядерные ракеты только другими ядерными ракетами с меньшей мощностью. В любом случае избежать ядерного взрыва на территории США не получалось. Поэтому американцы настояли на отказе от создания системы ПРО при обсуждении ОСВ-1 и ОСВ-2.

США объясняли отказ от развития ПРО тем, что якобы нет смысла ограничивать гонку наступательных вооружений, если не запретить гонку оборонительных. По словам американцев, продолжение развитие ПРО советской стороной дестабилизирует установившееся деликатное равновесие между двумя сверхдержавами. В этом вопросе США как будто забыли о своем превосходстве в наступательных вооружениях и о предвыборных обещаниях Никсона.

Советская сторона категорически была против такого подхода, справедливо заявляя о том, что развитие обороны – это морально, а развитие нападения – безнравственно. К тому же, американцам предложили решить вопрос о сокращении наступательных вооружений, также справедливо заявляя то, что у США было по ним преимущество.

снв 1

Развертывание американских ПРО – угроза предстоящих соглашений

В 1967 году Администрация США в одностороннем порядке развертывает свою систему противоракетной обороны. Они объясняли это тем, что система не направлена против СССР, а имела своей целью нейтрализовать угрозу КНР. Последняя и вовсе имела к тому времени лишь номинальное ядерное оружие, которое никак не могло угрожать США. Удивительным образом история повторяется с противоракетной обороной США в Восточной Европе, которая направлена якобы против Ирана, хотя он не угрожает ни США, ни странам Восточной Европы. Военные специалисты отмечали тогда, как и отмечают сейчас то, что целью американцев является наша страна.

К 1972 году Правительство и министерство обороны США уже не могли себя оправдывать перед антимилитаристскими силами в западном мире. Ядерный запас США увеличивался, оружие совершенствовалось, а никаких предпосылок для этого не наблюдалось. Наша страна назло американцам вела дружелюбную политику, соглашаясь на любые соглашения – незадолго до этого всё же было подписано соглашение об ограничении развития системы ПРО.

Визит Никсона в СССР и подписание договоров

В мае 1972 года состоялся исторический визит Никсона в Москву. Предварительный договор об ограничении стратегических вооружений был подписан 29 мая 1972 года. Он назывался «Основа взаимодействия между СССР и США». Обе стороны признали, что мирное сосуществование обеих великих держав является единственной приемлемой основой взаимоотношений. Также обе страны взяли на себя ответственность по предотвращению локальных конфликтов, взяли на себя обязанность проявлять сдержанность и решать разногласия мирными средствами.

В мае также был подписан другой договор – «Договор об ограничении систем противоракетной обороны». Стороны должны были выбрать определенные участки на своей территории, на которых будут расположены объекты ПРО. СССР оградил Москву от ядерных атак. США – несколько объектов с ядерным оружием.

ядерный запас сша

Подписание договора ОСВ-1: дата, основные положения

ОСВ-1 – это совокупность договоренностей между Америкой и СССР с 1969 по 1972 год. Всё началось в Хельсинки. И многие считали, что он так и останется в проекте. Однако всё же состоялось подписание советско-американского договора ОСВ-1 Никсоном в Москве в 1972 году. Ядерное оружие СССР и США с этого времени строго фиксировалось. Рост количества боеголовок запрещался. Также вводился мораторий на испытание ядерного оружия в СССР, но это не значило, что наша страна готова была отказаться от продолжения работы по развитию ядерной энергетики вооружения.

В это время Советский Союз развертывал до 200 новых ракет. У США было 1054 Межконтинентальных баллистических ракет, 656 ракет на подводных лодках. Ядерное оружие СССР и Соединенных Штатов с этого времени оставалось неизменным. Однако американцы брали на вооружение новый тип ракет – РГЧ (ракеты с разделяющимися частями). Особенность их в том, что номинально это одна ракета, но она поражает несколько стратегических объектов.

подписание советско американского договора осв 1

ОСВ-2

ОСВ-1 и ОСВ-2 – это единая система договоров. Второй являлся логическим продолжением первого. Отличие лишь было в том, что ОСВ-2 – единый договор, подписанный 18 июня 1979 года в Вене на встрече Л. Брежнева и Д. Картера.

Основные положения

ОСВ-2 ограничивал количество стратегических носителей до 2400 штук. Обе стороны также договаривались уменьшать этот объем. Только 1320 единиц могли быть оснащены боеголовками с заданным объектом поражения. В это количество входили все разновидности ядерного вооружения. Помимо этого ограничения коснулись количества боезарядов, которые могли быть развернуты на стратегических носителях: кораблях, самолетах, подводных лодках.

ОСВ-2 запрещал и ввод в эксплуатацию новых ракетных шахт, ограничивал модернизацию. Каждая из сторон, например, могла развернуть не более одной новой межконтинентальной баллистической ракеты, которая могла быть оснащена 10 боезарядами.

ОСВ-2 не был ратифицирован в США, так как Советский Союз ввел свои войска в Афганистан. Однако неофициальный договор соблюдали обе стороны.

подписание договора осв 1 дата

СНВ-1 и СНВ-2

История ограничительных договоров на ОСВ-2 не закончилась. 31 июля 1991 года в Москве был подписан Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательный вооружений Советского Союза и США (Договор СНВ-1). Это один из последних договоров СССР, подписанный М. Горбачевым. Срок его действия составлял 15 лет. Цель договора – сокращение вооружения до 30 процентов от всех имеющихся сил ядерного вооружения. Исключение лишь было сделано для морских крылатых ракет с дальностью свыше 600 км. Это и неудивительно: США располагали огромным количеством таких ракет, а у нашей страны их не было совсем.

После распада СССР необходимо было вновь переподписать договор уже с Россией, так как возник риск того, что наша страна не будет исполнять условия СНВ-1. В январе 1993 года был подписан новый договор – СНВ-2 Б. Ельциным и Дж. Бушем. В 2002 году наша страна вышла из договора в ответ на то, что США вышли из договора по ПРО. В 2009 году Д. Медведев и Б. Обама в Женеве вели переговоры о новом договоре по СНВ, однако республиканский американский Конгресс блокировал все инициативы демократа Б. Обамы в этом вопросе. Официальная формулировка конгрессменов – «США опасаются «жульничества» со стороны России по исполнению договора».

договор об ограничении стратегических вооружений

СНВ-3

В 2010 году президенты России и США подписали новый договор. Каждая сторона по нему может иметь не более 1 550 единиц ядерных боезарядов. Число стратегических носителей не должно превышать более 800 единиц. Этот договор ратифицировали обе стороны.

fb.ru

Договоры ОСВ-1 и ОСВ-2, основные положения и условия, в которых они были заключены

Читайте также:

С середины 1960-х годов СССР и США приступили к консультациям с целью дать старт двусторонним переговорам по ОСВ, которые начались в ноябре 1969 в Хельсинки. К этому времени сложился примерный паритет в области стратегических вооружений что нашло отражение в заключаемых договоренностях. Они строились на основе принципа равенства и одинаковой безопасности. Благоприятным был фон переговоров – период ослабленной напряженности или разрядки. Генсек ЦК КПСС Брежнев и президент США Никсон согласились тогда придерживаться мирного сосуществования в отношениях между государствами.

В рамках этих переговоров были подписаны 26 мая 1972г.

· Договор об ограничении систем ПРО (Сведение к минимуму разрешенных районов развертывания ПРОна территории страны)

· ОСВ-1 = Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения СНВ, подписанные в Москве (Количество соетских и американских МБР и БРПЛ замораживалось.По этому договору нам не запрещалось продолжать начатое строительство шахт, чтобы догнать США, а запрет действовал только на строительство новых.)

С этого момента в обиход вошло понимание того, что в интересах стратегической стабильности меры по ограничению и сокращению СНВ должны сопровождаться отсутствием гонки в области ПРО.

Это соглашение не затрагивало количество ядерных боезарядов. Речь шла только о носителях. Это соглашение было рассчитано на 5 лет с небольшим продлением, пока в 1979 году не был подписан ОСВ-2.

Гонка вооружений шла на качественное совершенствование. К тому времени началось строительство систем с разделяющимися боеголовками. На место старых ракет ставились ракеты с такими разделяющимися частями и никак не регулировались ОСВ-1. Это было невозможно контролировать. Заблаговременно началась подготовка к заключению нового договора.

Переговоры шли медленно, когда менялась американская администрация. В 1974 году, после встречи наших лидеров во Владивостоке, когда была достигнута договоренность о параметрах нового соглашения :

1. Впервые на высоком уровне были установлены первые числовые потолки по стратегическим вооружениям (не просто остановить развертывание, как в первом договоре)

a. Разрешено иметь не более 2400 носителей СНВ, включая стратегические бомбардировщики, которые не были включены в СНВ-1

2. Использован принцип матрешки . когда 1 потолок включался в другой. В рамках потолка в 2400 носителей, из которых 1320 носителей с разделяющимися боеголовками

Началось развитие крылатых ракет. которым не нужны особые установки, которые можно устанавливать на всех трех компонентам. И по сложившимся представлениям, это не соответствовало Стратегическим вооружениям, имея дальность не более 3000 км. НО при установке оных на передовых рубежах, они принимали стратегический характер. Вследствие этого заключение договора откладывалось.

В США к власти пришел Картер (как Горбачев в СССР) – фермер, с новым мышлением – его очень сильно критиковали Американцы. Его приход позволил добиться определенных сдвигов.

1979 – подписание договора ОСВ-2, Ограничивалась качественная гонка вооружение (Потолки по носителям с целым рядом подуровней)

a. 1320 штук с разделяющимися частями

b. Стратегические бомбардировщики приравнивались к ракетам дальнего радиуса

c. Иметь только 1 тип легкого носителя дальнего действия

d. Жесткие ограничения на количества боеголовок для каждого типа ракет

e. Выработаны точные определения в отношении того, что считать новым типом ракет

Введены жесткие правила проведения испытаний нового вооружения, чтобы их можно было контролировать с помощью национальных технических средств

Договор так и не был ратифицирован: Мы ввели войска в Афганистан – началась критика и игнорирование СССР в мире + Жесткая критика договора в конгрессе США. С такими подходами администрации Картера не хотели считаться консервативные сенаторы. Они и сейчас хотят оставлять возможности совершенствование ВС США – например, чтобы не ограничивать крылатые ракеты

Однако договор полностью соблюдался нашими странами до 1986 года. когда США начали оснащение стратегических бомбардировщиков крылатыми ракетами и вышли за рамки потолков. Были перепалки.

Договор о нераспространении ядерного оружия. Проблемы продления

Преломление негативных тенденций на пути ядерного разоружения

Прежде всего следует объективно оценить тот опыт, который приобрел мир в условиях действия Договора о нераспространении ядерного оружия. Для этого необходим беспристрастный ретроспективный анализ.

Фундаментальными принципами Договора можно считать следующие: он запрещает государствам — обладателям ядерного оружия передавать его кому бы то ни было, помогать другим странам производить или приобретать его обязывает государства, не располагающие ядерным оружием, не производить, не приобретать и не принимать какую-либо помощь в производстве ядерного оружия, а также поставить всю свою ядерную деятельность под контроль Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Эти принципы в основном претворены в жизнь.

Эксперты СВР считают момент вступления в действие ДНЯО отправной точкой начала ядерного разоружения. Такой вывод может показаться парадоксальным, так как вступление Договора в действие не прекратило количественного и качественного наращивания боевых ядерных систем. В то же время сама готовность ядерных держав к подписанию широкомасштабного ДНЯО обозначила перелом устрашающей глобальной тенденции ядерного вооружения. Пик ядерной конфронтации, выразившийся в Карибском кризисе, явственно поставил мир на грань ядерной катастрофы и подвел человечество к той черте, за которой неуемная гонка ядерных вооружений теряла какой-либо политический, экономический и военный смысл. Трансформация сознания авторов этой гонки, проходившая медленно и мучительно, нашла свое отражение в отказе от доктрины ядерного превосходства , затем в переходе от ядерного сдерживания к принципу разумной достаточности .

Естественно, этот процесс в силу сохранявшейся инерции и взаимного недоверия не мог идти быстро и гладко. Однако не случайно, что уже через два года после вступления в силу ДНЯО СССР и США предприняли первый шаг к обузданию гонки ядерных вооружений. В 1972 году в Москве было подписано Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). В 1979 году две супердержавы сделали второй серьезный шаг в данном направлении, подписав Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2). В этих документах прямо указывалось, что обе стороны учитывают свои обязательства по статье VI ДНЯО. И хотя Договор ОСВ-2 так и не вступил в силу, тем не менее, он сыграл определенную позитивную роль в сдерживании гонки ядерных вооружений, а также стал своеобразным фундаментом для подготовки последующих соглашений в данной области.

Уменьшению ядерной опасности способствовали и другие двусторонние советско-американские договоренности 70-х годов, к которым в первую очередь относятся: Договор об ограничении противоракетной обороны (1972 г.), Соглашение о предотвращении ядерной войны (1973 г.), договоры об ограничении подземных испытаний ядерного оружия (1974 г.) и о подземных ядерных взрывах в мирных целях (1976 г.).

Вместе с тем необходимо признать, что приблизительно до середины 80-х годов действия ядерных держав по прекращению гонки ядерных вооружений были недостаточно эффективными. В течение всех этих лет наблюдался неуклонный рост их суммарного ядерного арсенала. Достигнутые соглашения лишь вводили некоторые потолки для будущих уровней вооружений и в определенной степени уменьшали темпы наращивания отдельных элементов ядерного потенциала. По-видимому, в условиях продолжавшейся в тот период холодной войны это был максимум возможного. Но, что важно подчеркнуть, определенные ограничители стремления прекратить гонку ядерных вооружений, сами по себе не вытекали ни из недостатков ДНЯО, ни тем более из характера этого Договора.

Качественно новый шаг был сделан СССР и США в 1987 году в результате подписания Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (Договор по РСМД). В отличие от Соглашения ОСВ-1 и Договора ОСВ-2 в нем было предусмотрено уничтожение конкретных видов ядерных вооружений. В результате его выполнения были уничтожены все советские и американские баллистические и крылатые ракеты наземного базирования с дальностью от 500 до 5500 км.

Договор по РСМД перевел действия ядерных держав из плоскости ограничения гонки ядерных вооружений в плоскость реального ядерного разоружения. Радикальные шаги в этой области были предприняты СССР (Россией) и США в начале 90-х годов. Подписанные в 1991 и 1993 годах договоры об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (Договоры СНВ-1 и СНВ-2) предусматривают снижение более чем в три раза уровней стратегических ядерных вооружений обеих сторон. Ниже приводится график динамики стратегических ядерных арсеналов этих стран.

Начиная с 1991 года СССР (Россия) и США в одностороннем порядке осуществляют программы сокращения своих тактических ядерных вооружений. Предполагается, что к концу текущего десятилетия арсеналы тактического ядерного оружия двух стран значительно уменьшатся. Однако уже сейчас это сокращение тактических ядерных вооружений (с учетом ранее реализованного Договора по РСМД) сделало неядерными ряд европейских стран.

В связи с этим перед военно-промышленными комплексами как России, так и США встала серьезная проблема ликвидации ядерных боезарядов. В США, например, действует только одно предприятие по их демонтажу. Его мощности позволяют демонтировать ежегодно не более 2000 единиц боезарядов, что не отвечает имеющимся потребностям. Россия же, хотя и обладает большими техническими возможностями по демонтажу, испытывает недостаток в соответствующих помещениях для складирования и специальных контейнерах для транспортировки. В целях преодоления отмеченных трудностей обе стороны наладили сотрудничество в проработке различных аспектов процесса ликвидации ядерного оружия.

Вероятно, уже в самое ближайшее время в повестку дня международных переговоров будет включен вопрос о выработке договоренностей как по дальнейшему сокращению стратегических ядерных вооружений России и США, так и по подключению к процессу ядерного разоружения других стран ядерной пятерки . Благоприятную предпосылку к этому создает прекращение программ по отдельным видам тактических ядерных вооружений европейскими странами НАТО. Великобритания уже частично сократила свой тактический ядерный арсенал. Франция остановила программу создания тактических ракет Гадес , а также сняла с вооружения ракетную систему Плутон .

Развитие позитивных тенденций мы видим и в начале переговоров о заключении Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), и в добровольном отказе четырех ядерных держав (за исключение Китая) от проведения ядерных взрывов, в подготовке к переговорам о прекращении производства расщепляющихся материалов для целей оружия и других взрывных устройств, в консультациях о предоставлении неядерным государствам гарантий безопасности от применения ядерного оружия.

Таким образом, заложенная с вступлением в силу ДНЯО и наблюдавшаяся в течение длительного периода его действия негативная тенденция наращивания ядерных вооружений наконец-то переломлена. Началось, пусть еще медленное, но движение вспять. В целом можно констатировать, что ядерные страны реально выполняют взятые на себя основные обязательства по статье VI ДНЯО в части прекращения гонки ядерных вооружений, политического, научно-технического, военного и географического сужения сферы расползания военных ядерных технологий, ограничения ядерных амбиций отдельных стран. Не будь этого международного инструмента, уровень ядерной напряженности между великими державами был бы гораздо выше.

Изменение количества стратегических ядерных боезарядов двух стран, России и США показан на графике.

Источники: http://studopedia.org/9-27938.html, http://svr.gov.ru/material/4-1.htm

Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

informatik-m.ru

С середины 1960-х годов СССР и США приступили к консультациям с целью дать старт двусторонним переговорам по ОСВ, которые начались в ноябре 1969 в Хельсинки. К этому времени сложился примерный паритет в области стратегических вооружений что нашло отражение в заключаемых договоренностях. Они строились на основе принципа равенства и одинаковой безопасности. Благоприятным был фон переговоров – период ослабленной напряженности или разрядки. Генсек ЦК КПСС Брежнев и президент США Никсон согласились тогда придерживаться мирного сосуществования в отношениях между государствами.

В рамках этих переговоров были подписаны 26 мая 1972г.

· Договор об ограничении систем ПРО (Сведение к минимуму разрешенных районов развертывания ПРОна территории страны)

· ОСВ-1 = Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения СНВ, подписанные в Москве (Количество соетских и американских МБР и БРПЛ замораживалось.По этому договору нам не запрещалось продолжать начатое строительство шахт, чтобы догнать США, а запрет действовал только на строительство новых.)

С этого момента в обиход вошло понимание того, что в интересах стратегической стабильности меры по ограничению и сокращению СНВ должны сопровождаться отсутствием гонки в области ПРО.

Это соглашение не затрагивало количество ядерных боезарядов. Речь шла только о носителях. Это соглашение было рассчитано на 5 лет с небольшим продлением, пока в 1979 году не был подписан ОСВ-2.

Гонка вооружений шла на качественное совершенствование. К тому времени началось строительство систем с разделяющимися боеголовками. На место старых ракет ставились ракеты с такими разделяющимися частями и никак не регулировались ОСВ-1. Это было невозможно контролировать. Заблаговременно началась подготовка к заключению нового договора.

Переговоры шли медленно, когда менялась американская администрация. В 1974 году, после встречи наших лидеров во Владивостоке, когда была достигнута договоренность о параметрах нового соглашения:

1. Впервые на высоком уровне были установлены первые числовые потолки по стратегическим вооружениям (не просто остановить развертывание, как в первом договоре)

a. Разрешено иметь не более 2400 носителей СНВ, включая стратегические бомбардировщики, которые не были включены в СНВ-1

2. Использован принцип матрешки, когда 1 потолок включался в другой. В рамках потолка в 2400 носителей, из которых 1320 носителей с разделяющимися боеголовками

Началось развитие крылатых ракет, которым не нужны особые установки, которые можно устанавливать на всех трех компонентам. И по сложившимся представлениям, это не соответствовало Стратегическим вооружениям, имея дальность не более 3000 км. НО при установке оных на передовых рубежах, они принимали стратегический характер. Вследствие этого заключение договора откладывалось.

В США к власти пришел Картер (как Горбачев в СССР) – фермер, с новым мышлением – его очень сильно критиковали Американцы. Его приход позволил добиться определенных сдвигов.

1979 – подписание договора ОСВ-2, Ограничивалась качественная гонка вооружение (Потолки по носителям с целым рядом подуровней)

a. 1320 штук с разделяющимися частями

b. Стратегические бомбардировщики приравнивались к ракетам дальнего радиуса

c. Иметь только 1 тип легкого носителя дальнего действия

d. Жесткие ограничения на количества боеголовок для каждого типа ракет

e. Выработаны точные определения в отношении того, что считать новым типом ракет

Введены жесткие правила проведения испытаний нового вооружения, чтобы их можно было контролировать с помощью национальных технических средств

Договор так и не был ратифицирован:Мы ввели войска в Афганистан – началась критика и игнорирование СССР в мире + Жесткая критика договора в конгрессе США. С такими подходами администрации Картера не хотели считаться консервативные сенаторы. Они и сейчас хотят оставлять возможности совершенствование ВС США – например, чтобы не ограничивать крылатые ракеты

Однако договор полностью соблюдался нашими странами до 1986 года, когда США начали оснащение стратегических бомбардировщиков крылатыми ракетами и вышли за рамки потолков. Были перепалки.

studopedia.org

ОСВ-I

ОСВ—I — общепринятое название первого Договора об ограничении стратегических вооружений. Этот договор ограничивал количество баллистических ракет и пусковых установок обеих сторон на том уровне, на котором они находились в тот момент. Договор также предусматривал принятие на вооружение новых баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках, строго в том количестве, в котором были ранее списаны устаревшие баллистические ракеты наземного базирования.

Стратегические ядерные силы Советского Союза и Соединённых Штатов изменились в характере в конце 60-ых. Советская программа предусматривала развертывание тяжёлых баллистических ракет наземного базирования и ввод в строй новых ракетных подводных крейсеров. С 1968 СССР ежегодно развертывал до 200 новых ракет. Количество же ракет, которыми располагали США (1054 МБР, 656 БРПЛ), с 1967 оставался неизменным. Однако увеличивалось число ракет с разделяющимися головными частями (РГЧ). Одно из положений договора требовало от обеих сторон ограничить число участков, защищенных системами ПРО до одного. Советский Союз развернул такую систему вокруг Москвы в 1966, а США — вокруг двенадцати пусковых установок в 1967.

Переговоры продолжались с 17 ноября 1969 до мая 1972. За это время было проведено несколько встреч в Хельсинки и Вене. Долгое время переговоры не давали результатов и заходили в тупик, но в мае 1971 года было подписано предварительное соглашение по ПРО. Переговоры закончились 26 мая 1972 в Москве подписанием Договора по ПРО и Временного соглашения между Соединенными Штатами Америки и Союзом Советских Социалистических Республик об определённых мерах относительно ограничения стратегического наступательного вооружения.

ОСВ-II

Переговоры по подписанию договора ОСВ-II с целью ограничить производство ядерного оружия продолжались с 1972 по 1979. По сути это являлось продолжением переговоров по ОСВ-I.

Соглашение по ограничению количества пусковых установок было достигнуто в Вене 18 июня 1979. Также вводилось ограничение на размещение ядерного оружия в космосе (орбитальные ракеты Р-36орб). Договор был подписан Леонидом Ильичом Брежневым и Джимми Картером. Через полгода после подписания договора СССР ввёл Ограниченный воинский контингент в Афганистан, а договор так и не был ратифицирован Сенатом США. Тем не менее его положения соблюдались обеими сторонами.

Дальнейшие переговоры привели к подписанию договора о «Сокращении наступательных вооружений» и о «Запрещении испытаний ядерного оружия». В 2002 году президенты Путин и Буш подписали Договор о СНП, последний из серии договоров по ядерному разоружению.

Историческое значение

Ядерная гонка, ставшая главным атрибутом холодной войны, била по экономике обеих сверхдержав. Хотя ядерное оружие ни разу не было пущено в ход сверхдержавами против друг-друга, наращивание ядерного арсенала затрачивало столь крупные средства, что могло в конечном счёте привести к финансовому краху обеих стран. Подписание договоров, ограничивающих гонку вооружения, спасало экономики США и СССР.

Ссылки

  • Стратегические ядерные силы Российской Федерации — Состав, количество, динамика уничтожения
  • Текст Договора ОСВ-1
  • Текст Договора ОСВ-2

dic.academic.ru


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.