Уполномоченный по делам предпринимателей

С самого начала

Родился Титов Борис Юрьевич зимой в 1960 году 24 декабря в Москве. Его отец в то время занимал должность сотрудника Министерства внешней торговли Советского Союза. Когда мальчику исполнилось 6 лет, их семья отправилась в Новую Зеландию, так как туда был на несколько лет командирован глава семейства по рабочим делам. Школьная учёба Бориса началась именно там и продолжалась до 10-летнего возраста. После возвращения, окончив начальное обучение уже в России, молодой человек поступил в высшее учебное заведение МГИМО, которое успешно окончил в 1983 году.

Род Титовых по отцовской линии имеет дворянские корни. Дед Бориса Юрьевича был медиком и работал главврачом. Ну а прадед по материнской линии – крепкий оренбургский казак.

Борис Титов. Биография деятельности

С 1983 по 1989 гг. молодой человек проработал во внешнеторговом объединении «Союзнефтеэкспорт». А в 1989 году Борис был назначен на пост начальника департамента химии на совместном с голландцами предприятии «Юралс», где руководил до 1991 г. В этом самом 91 году Титов создаёт торгово-инвестиционную компанию Solvalub LTD по производству продукции нефте- и газохимии, и становится её исполнительным директором. С 1996 по 1999 гг. он становится руководителем и работает на посту президента дочерней компании SVL — ОАО «Интерхимпром». С 2000 по 2001 гг. возглавляет пост председателя Объединенного правления «Интерхимпром». Борис Титов является человеком активной жизненной позиции. Это и видно по фактам его деловой биографии. Успешный старт задал хороший подъём его карьерному росту.Уполномоченный по делам предпринимателей«>

Личная жизнь

Борис очень любит путешествия, он свободно владеет английским и испанским языками, благодаря чему в любой стране не имеет никаких сложностей с коммуникацией.

Кроме поездок по миру, по душе ему пришлись занятия дайвингом и сквошем, чему он с удовольствием отдаёт периодически своё свободное время. Увлекается яхтами, серьёзно интересуется судовождением. Семейное положение Бориса – женат. Его супруга Елена — директор Всероссийского московского музея декоративно-прикладного искусства. В средствах массовой информации, где ныне часто можно слышать имя Борис Титов, жена его также бывает представлена ещё и в качестве руководителя Фонда развития российского стекла. В семье Титовых двое детей: дочь Мария (1992 г.) и сын Павел (1984 г.). Неоднократно Борис, как успешный бизнесмен, упоминался в числе российских миллиардеров.

Уполномоченный по делам предпринимателей«>

Профессиональный опыт и динамичный рост

Тем временем карьера Бориса Титова продолжает идти в гору. Накопленный опыт позволяет ему в течение года находится на посту президента ЗАО «Агрохимическая корпорация «Азот». Примерно с этих же лет началась биография Титова как политика. Он стал руководителем Фонда развития промышленности по производству минеральных удобрений. Уже в те годы Борис Титов обзавёлся частным самолётом. В тот же 2000-й год бизнесмен был зачислен в штат руководства российского Союза промышленников. Ну а через 4 года Борис возглавил «Деловую Россию» и был принят в состав Общественной палаты.

Под руководством Титова компания в 2006 году начала осваивать новое направление — инвестирование в винное производство, для чего была приобретена торговая марка «Абрау-Дюрсо». И здесь накопленный опыт позволил дать делу успешный ход: уже через 8 лет расширившееся производство вышло на отличный результат в виде увеличения реализации винной продукции «Абрау-Дюрсо» в пятикратном размере.

Талант предпринимателя

Далее в бизнесе Борис Титов перешёл на новый уровень развития настолько, что в 2006 году его финансовое состояние оценили в 1,03 $ млрд. Не стояла на месте и политическая карьера. Уже примерно через год известного предпринимателя избрали в Высший совет партии «Единой России», а ещё года через три Титов Борис Юрьевич вошёл в состав руководства партии «Правое дело».

2010 год ознаменовался избранием Бориса Титова главой Совета Союза российских виноградарей и виноделов. Одновременно с этим бизнесмен приобретает у мирового производителя шампанских вин марки Moet & Chandon старинное и вполне добротное винодельческое хозяйство Chateau d’Avize. Обошлась такая покупка в сумму около десяти миллионов долларов.Уполномоченный по делам предпринимателей«>

Предпринимательская хватка замечена и оценена

В 2012-ом Борис Титов избран бизнес-омбудсменом. Его не только заметили, но и запомнили многие, благодаря его инициативной деятельности, направленной на защиту прав класса российских предпринимателей.

Особенно яркой сочли амнистию для бизнесменов (2013 год), под которую повезло попасть 2466 человекам. Но, конечно же, уделять должное внимание всем делам с такой занятостью просто невозможно. И потому из-за вступления Бориса на пост пришлось несколько отойти от управления бизнесом. В результате руководящая деятельность по «Абрау-Дюрсо» перешла к сыну Павлу.

Доходы от широкого бизнеса

Как известно из декларированных доходов Бориса Титова, годовая выручка от винных предприятий составляет 150 миллионов долларов. Имеется и дополнительный доход от расположенного рядом отеля. Число желающих отдохнуть в прекрасном месте с видом на озеро доходит до 130 тысяч человек ежегодно. И это только основной актив, помимо которого, у семьи Титовых есть птицефабрика в городе Ржеве и плюс ещё офисный центр в Москве.Уполномоченный по делам предпринимателей«>

Как появилась «Партия Роста»

Борис, возглавив высший совет демократической партии РФ, называющейся «Гражданская сила», приступил к созданию новой правовой структуры в России. Это его детище пресса оценила как «кремлёвский проект». Тем не менее, ноябрь того года принёс роспуск «Гражданской силы» и Союза правых сил, в результате чего была учреждена новая партия Титова Бориса Юрьевича «Правое дело».

На съезде были утверждены трое её сопредседателей: Леонид Гозман, сам Борис Титов и журналист Георгий Бовт. Ну а в 2016 году Борис Юрьевич стал главой партии «Правое дело». В последствие переименованная она стала называться «Партия Роста».

За время своей работы Титов был не раз награждён за свою оперативную работу. 25 августа 2008 Указом Президента РФ ему был присвоен Орден «За заслуги перед Отечеством», в 2010 году — медаль Столыпина, (высшая награда Правительства РФ) и в году 2015 предприниматель получил орден Почёта.

Деятельность на посту

В чём же состояла деятельность Бориса Юрьевича в качестве бизнес-омбудсмена? Борис Титов, уполномоченный при Президенте, координировал вопросы, связанные с проверками и, как правило, с имущественными правами. Как он сам пояснял средствам массовой информации, их команда делает всё, что от них зависит для того, чтобы решались не только системные проблемы, но и рассматривался каждый отдельный случай.

Будучи уполномоченным по защите прав предпринимателей, Титов часто проводил совещания с бизнесменами из разных областей страны. На таких собраниях обсуждались общие для всех, касающиеся транспортных перевозок, частной фармацевтики и медицины, процедуры закупок и прочие.

Уполномоченный по делам предпринимателей«>

Опыт, наработанный личной практикой

Когда у Бориса Титова спрашивают, почему именно он был назначен омбудсменом по делам предпринимателей России, ответ его расставляет все точки над «і». Он говорит, что их партия не впервые занимается этой проблемой. Ещё с момента её основания их группа активно вставала на защиту прав отечественных предпринимателей, воспринимая их как своих соратников и коллег.

Не раз представителям новой организации приходилось надоедать президенту, (в то время он был премьер-министром), относительно проблем отдельных предпринимателей. И в некоторых отдельных случаях вышеупомянутому члену правительства приходилось вмешиваться.

Назревшее решение

И тогда, чуть более года назад, уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов со своей командой пришли к выводу, что в правозащитной сфере необходима организация системной работы. После созревшего решения был создан Центр общественных процедур, называющийся «Бизнес против коррупции».

Здесь ведут борьбу за права предпринимателей и бизнесменов сразу по двум наиважнейшим направлениям. В первую очередь это обеспечение защиты конкретных людей, попавших в жернова уголовного преследования. А второе столь же важное дело – это устранение лазеек в законодательстве, которые используют коррупционеры и прочие недобросовестные чиновники, и конечно же, последующая разработка более совершенных пунктов законодательства по данным вопросам.Уполномоченный по делам предпринимателей«>

Представители на местах

Борис Титов считает, что в каждом регионе и области страны должен работать свой омбудсмен. Это будут соответственно несколько отличающиеся, но, тем не менее, беспрецедентные полномочия. Такие представители также будут иметь право подавать заявления в суды от своего имени и прекращать действия определённых государственных актов. Это очень важный этап в работе новой партии.

Кстати, сейчас для того, чтобы обратиться за защитой от неправомерных действий, не обязательно ехать в столицу, так как и в сети Интернет имеется «приемная» Бориса Титова. Сайты, на которых можно оставить заявление или жалобу, называются «Бизнес-Омбудсмен», «Лица власти», «Рапси» и это только одни из наиболее известных.

Почему это важно

Давая интервью прессе, Борис Юрьевич, объяснил свою позицию российским гражданам. По его словам их деятельность для государства может показаться далеко не самой главной. Ведь они оказывают помощь отдельным предпринимателям, и это самые обычные люди, а не те, кто на виду и на слуху, и кого принято считать создающими экономическую мощь страны. Их помощь направлена на бизнесменов регионов, создавших предприятия малого и среднего звена, и которые действительно являются платформой экономики страны. Пока что их не так уж и много, и часто причиной тому служит то, что их сильно обижают. И потому главное направлением в работе этого деятеля — это защита предпринимателей, особенно в тех случаях, когда у них пытаются или, тем более, уже отобрали бизнес чиновники. В общем, на защиту могут рассчитывать бизнесмены, чьи права незаслуженно попирают, и даже сажают при этом этих людей в тюрьмы.Уполномоченный по делам предпринимателей«>

Современное сегодня

Раньше, что ни для кого не является секретом, недобросовестные чиновники предпринимателей преследовали ради взяток, ну а сегодня их аппетиты столь возросли, что своей целью они ставят захват бизнеса полностью, для этого они и стараются постоянно его атаковать.

Работу свою партия Титова будет вести и с иностранными инвесторами, и с крупными компаниями. В их планы также входит внесение некоторых изменений в законодательство. Команда планирует осуществлять контроль и в налоговой, и в тарифной сфере и, кроме этого, курировать порядок выделения земель. И по каждому из перечисленных направлений будет произведено назначение общественных омбудсменов.

Заключение

Борис Юрьевич Титов – состоявшийся успешный бизнесмен и политик, который не на словах, а на собственном опыте испытал, какие препоны могут иногда вставать на пути среднего и малого бизнеса. И не зря на должность уполномоченного при президенте РФ по правам предпринимателей был выбран именно он. Ведь Борис Титов — человек деятельный и целеустремлённый, успешный бизнесмен, сумевший выйти в миллиардеры.

www.syl.ru

Институт уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (далее – Уполномоченный) создан во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике«.

Уполномоченный по делам предпринимателейПотребность в нем продиктована тем, что зачастую субъекты предпринимательской деятельности (далее – предприниматели) не в силах самостоятельно разрешить ситуации, связанные с нарушением их прав и законных интересов, особенно в тех случаях, когда имеют место административные барьеры, бюрократическое давление, коррупционные проявления со стороны органов государственной власти и их должностных лиц.

Впервые должность Уполномоченного была учреждена Указом Президента РФ от 22 июня 2012 г. № 879 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей«, а назначен на нее Борис Титов. С целью закрепления правового статуса уполномоченного и детального регулирования его деятельности Минэкономразвития России был разработан, а в последствии принят Госдумой и подписан Президентом РФ Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации«, который вступил в силу 8 мая 2013 года (далее – закон об уполномоченных).

На данный момент, уполномоченный является федеральным государственным гражданским служащим Администрации Президента РФ1, назначаемым главой государства с учетом мнения предпринимательского сообщества. Финансовое обеспечение его деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета. Однако планируется, что с 1 января 2015 года Уполномоченный и его рабочий аппарат получат статус государственного органа, обеспечивающего гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав государственными и муниципальными органами и должностными лицами (ч. 2 ст. 1 закона об уполномоченных).

Справка

Уполномоченным назначается лицо, являющееся гражданином России, не моложе 30 лет, имеющее высшее образование, назначаемой Президентом РФ сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может занимать указанную должность более чем два срока подряд. Его полномочия также могут быть досрочно прекращены по решению главы государства.

Уполномоченный не вправе быть членом Совета Федерации, депутатом Госдумы, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.

Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня назначения на должность. В своей деятельности Уполномоченный не может руководствоваться решениями политической партии или иного общественного объединения, членом которого он состоит (ст. 1 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации«).

Помимо этого, каждый регион России имеет право учреждать должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ (далее – региональные уполномоченные) для решения соответствующих проблем на локальном уровне. Правовое положение, основные задачи и компетенция регионального уполномоченного, а также порядок его назначения устанавливаются специальным законом субъекта РФ. Кандидатура такого должностного лица согласовывается с Уполномоченным и предпринимательским сообществом.


Общая компетенция Уполномоченного

В компетенцию Уполномоченного входит как защита прав и законных интересов как российских и иностранных предпринимателей на территории России, так и российских предпринимателей на территориях иностранных государств. Для этих целей он также осуществляет контроль за деятельностью федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Помимо этого, Уполномоченный содействует развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов предпринимателей, взаимодействует с предпринимательским сообществом, участвует в формировании и реализации государственной политики в соответствующей сфере.

Порядок рассмотрения жалоб Уполномоченным

Обращения Уполномоченный рассматривает в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации«, но с учетом особенностей, установленных законом об уполномоченных. Напомним, что по общему правилу письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации.

Жалоба может быть направлена как в письменном виде (в том числе, в ходе личного приема), так и в электронном виде. В последнем случае необходимо заполнить специальную форму и направить ее по адресу priem@ombudsmanbiz.ru2. Решение о принятии жалобы к рассмотрению или об отказе в этом принимается Уполномоченным в течение в течение 10 дней со дня ее поступления (заявитель уведомляется о принятом решении в течение трех дней). При этом отказ в принятии жалобы должен быть мотивирован, т. е. содержать хотя бы одно из следующих оснований (ч. 3 ст. 4 закона об уполномоченных):

  • текст жалобы, направленной в письменной форме, не поддается прочтению;
  • в жалобе содержится только тот вопрос, на который заявителю многократно давались Уполномоченным ответы по существу в письменной форме в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые обстоятельства по этому вопросу;
  • ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Цитата

Уполномоченный по делам предпринимателей

Борис Титов, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей

«За последний год в институт Уполномоченного поступило более 4,5 тысяч. 2 тысячи – в адрес федерального уполномоченного, 2,5 тысячи в адрес региональных уполномоченных. Более 1 тыс. обращений связано с уголовным преследованием бизнеса. Остальные связаны с административными проблемами. Тематика самая разная от налогов до таможни, от ЖКХ и до экологии»

Фото: бизнес-омбудсмен.рф

В случае принятия жалобы к рассмотрению, Уполномоченный уведомляет заявителя о результатах реализации мер по восстановлению его нарушенных прав и законных интересов с периодичностью не реже одного раза в два месяца. Стоит отметить, что на официальном сайте Уполномоченного опубликован подробный порядок подачи и рассмотрения жалоб и принятия решений по ним, утвержденный во исполнение ст. 11 закона об уполномоченных.

Полномочия Уполномоченного в ходе рассмотрения жалобы

Уполномоченный наделен достаточно широким спектром инструментов для разрешения обращений предпринимателей, в том числе и рядом властных полномочий. В частности, входе рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе (ч. 1 ст. 5 закона об уполномоченных):

  1. Запрашивать и получать от органов государственной власти и местного самоуправления и у должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы (в частности, в законодательстве прямо прописано право уполномоченных бесплатно получать информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, а также сведения и документы из ЕГРЮЛ и ЕГРИП3).
  2. Беспрепятственно посещать органы государственной власти и местного самоуправления при предъявлении служебного удостоверения.
  3. Без специального разрешения посещать места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы в целях защиты прав предпринимателей. Речь идет о предпринимателях, подозреваемых, обвиняемых или осужденных по делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 159-159.6, 160 и 165 УК РФ (если они совершены в сфере предпринимательской деятельности), а также статьями 171-172, 173.1-174.1, 176-178, 180, 181, 183, 185, 185.2-185.4, 190-199.2 УК РФ. Стоит также отметить, что предложения, заявления и жалобы подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, адресованные уполномоченным не подлежат цензуре и направляются адресату в запечатанном пакете (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений«).
  4. Принимать участие в выездной проверке, проводимой в отношении заявителя (и с его письменного согласия) в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля. Корреспондирующая норма о праве юридического лица и индивидуального предпринимателя привлекать Уполномоченным к участию в проверке закреплено также в п. 5 ст. 21 Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля«.
  5. Выносить подлежащие немедленному исполнению предписания о приостановлении действия ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, нарушающих права и законные интересы предпринимателей. Данное право может быть реализовано только при условии одновременного обжалования Уполномоченным такого документа в судебном порядке. При этом его действие приостанавливается только на срок до вступления в законную силу соответствующего судебного акта, который будет вынесен по итогам рассмотрения заявления уполномоченного. Об исполнении вышеупомянутого предписания исполнительно-распорядительные органы или должностные лица местного самоуправления обязаны сообщить Уполномоченному в трехдневный срок, а представительные органы местного самоуправления – не позднее трех дней со дня принятия ими решения (ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации«).
  6. Привлекать экспертов, способных оказать содействие в их полном, всестороннем и объективном рассмотрении жалоб предпринимателей. Стоит отметить, что помимо права Уполномоченного на совершение указанных выше действий, установлена прямая обязанность руководителей и иных должностных лица органов государственной власти и местного самоуправления (ч. 2 ст. 5 закона об уполномоченных): обеспечить прием Уполномоченного; направить ответ в письменной форме на его обращение; предоставить запрашиваемые им сведения, документы и материалы.

Данные действия должны быть совершены в срок, не превышающий 15 дней со дня получения соответствующего обращения от Уполномоченного. Ответ на его обращение направляется за подписью должностного лица, которому оно непосредственно было адресовано.

В жалобе в обязательном порядке указывается, какие именно права субъекта предпринимательской деятельности нарушены, субъект, нарушивший эти права, нарушенные нормы материального и процессуального права, обстоятельства, при которых произошло нарушение, действия, которые, по мнению заявителя, могут привести к восстановлению нарушенного права, или устранению последствий нарушения, действия, предпринятые субъектом предпринимательской деятельности самостоятельно для защиты прав.

Если заявитель обращается к Уполномоченному с просьбой о совершении отдельных процессуальных действий в рамках гражданского, арбитражного, административного, или уголовного процесса, в жалобе должны быть указаны уважительные причины, объективно препятствующие заявителю и (или) субъекту предпринимательской деятельности, в интересах которого выступает заявитель, самостоятельно совершить такие процессуальные действия и приложены подтверждающие это документы.

(п. 2.2 Порядка подачи и рассмотрения жалоб, принятия решений по ним Уполномоченным (утв. Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей 6 июня 2013 г.)).

Действия Уполномоченного по итогам рассмотрения жалобы

Законом об уполномоченных определен закрытый перечень действий, одно или несколько из которых Уполномоченный обязан совершить по итогам рассмотрения жалобы предпринимателя (ч. 5 ст. 4 закона об уполномоченных):

  1. Разъяснить заявителю вопросы, касающиеся его прав и законных интересов, в том числе форм и способов их защиты, предусмотренных законодательством РФ.
  2. Передать жалобу в орган государственной власти, местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу. При этом Уполномоченный не имеет права направлять жалобу на рассмотрение должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется (п. 2 ч. 5 ст. 4 закона об уполномоченных).
  3. Направить заключение с указанием мер по восстановлению прав и соблюдению законных интересов предпринимателей в орган государственной власти, местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых усматриваются соответствующие нарушения. Тем не менее, обязанность указанных субъектов исполнять данное заключение законодательством не установлена.
  4. Обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) госорганов, органов местного самоуправления, должностных лиц, а также иных органов и организаций, если они наделены отдельными государственными или иными публичными полномочиями (см. гл. 24 АПК РФ, глава 25 ГПК РФ). Исключение составляют органы прокуратуры, Следственного комитета РФ, органов судебной власти. При этом реализовать указанное право уполномоченный имеет только в том случае, если оспариваемый акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону, иному нормативному правовому акту, нарушают права и законные интересы предпринимателей в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, либо создают иные препятствия для осуществления указанной деятельности.
  5. Обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов других лиц, в том числе групп лиц, являющихся предпринимателями (см. ст. 225.10 АПК РФ);
  6. Обжаловать вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, принятые в отношении заявителя.
  7. Направить обращения о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов предпринимателей, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в органы государственной власти, местного самоуправления, иные органы, организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

Информация о результатах рассмотрения жалоб субъектов предпринимательской деятельности подлежит размещению (опубликованию) на официальном сайте Уполномоченного в сети «Интернет». Необходимым условием является обезличивание персональных данных.

Ненормативным правовым актом признается акт государственного органа, органа местного самоуправления, уполномоченного должностного лица, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретного лица.
(Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2013 № 06АП-1288/2013 по делу № А37-3453/2012).

Ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного

В целях пресечения попыток воспрепятствовать осуществлению Уполномоченным его законных прав и обязанностей введена административная ответственность (ст. 17.2.2 КоАП РФ). Согласно ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ соответствующие дела рассматриваются судом. Так, вмешательство в деятельность уполномоченного с целью повлиять на его решения влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тыс. до 2 тыс. руб.

Если должностное лицо не исполнило законные требования Уполномоченного либо воспрепятствовало его деятельности в иной форме – оно может быть оштрафовано на сумму от 2 тыс. до 3 тыс. руб.

В случае несоблюдения должностными лицами установленных сроков предоставления Уполномоченному информации (документов, материалов, ответов на обращения) штраф составит от 1 тыс. до 2 тыс. руб. Наконец, повторное совершение в течение года любого из упомянутых правонарушений влечет дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года. При этом стоит отметить, что ответственность за воспрепятствование деятельности региональных уполномоченных в КоАП РФ не закреплена и может устанавливаться нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

Другие права и обязанности Уполномоченного

Уполномоченный вправе назначать общественных представителей, действующих на общественных началах, которые осуществляют представительские и экспертные функции.

Также он может создавать экспертные, консультативные и общественные советы, рабочие группы и иные совещательные органы, действующие на общественных началах, и привлекать для участия в их деятельности представителей органов государственной власти, местного самоуправления, предпринимательского сообщества, общественных организаций. Кроме того, Уполномоченный вправе создавать общественные приемные, оказывающие предпринимателям консультативную помощь по вопросам, относящимся к его компетенции (ст. 7 закона об уполномоченных).

«Именно потому, что обращения связаны практически со всеми отраслями экономики, мы создали институт общественных омбудсменов, которые на безвозмездных началах рассматривают обращения, каждый по своей сфере. На данный момент таких общественных омбудсменов при уполномоченном – 27 человек», – пояснил Борис Титов.

Отдельный блок прав Уполномоченного связан с его деятельностью как эксперта, который имеет право обращаться к различным государственным и муниципальным органам с законодательными и иными инициативами, связанными с защитой прав и законных интересов предпринимателей (ст. 6 закона об уполномоченных). Такие предложения могут выдвигаться Уполномоченным, в частности, по итогам рассмотрения и обобщения обращений предпринимателей (абз. 2 п. 2.1 Порядка рассмотрения обращений Уполномоченным).

Например, Уполномоченный имеет право направлять предложения о принятии (изменении, признании утратившими силу) нормативных правовых актов, относящихся к сфере его деятельности, Президенту РФ, членам Совета Федерации, депутатам Госдумы, в Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, иные органы государственной власти и местного самоуправления. Также он может давать заключения на проекты нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы предпринимателей. Такие заключения являются обязательными для рассмотрения Правительством РФ, федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления (срок ответа Уполномоченному – 30 дней со дня получения).

Также Уполномоченный может направлять Президенту РФ:

  • мотивированные предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и законных интересов предпринимателей до решения этого вопроса соответствующим судом.
  • мотивированные предложения об отмене постановлений и распоряжений Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФфедеральным законам и указам Президента РФ.

Если федеральным органом исполнительной власти принят нормативный акт, необоснованно затрудняющий ведение предпринимательской деятельности, то Уполномоченный имеет право направить в Правительство РФ мотивированные предложения об отмене (приостановлении действия) как всего документа, так и его отдельных положений. Аналогичные предложения Уполномоченный может направлять в отношении нормативных актов региональных органов исполнительной власти – высшему должностному лицу субъекта РФ, но только в случае, если соответствующие полномочия предусмотрены конституцией (уставом) субъекта РФ.

Наконец, Уполномоченный вправе направлять органам и лицам, имеющим право на обращение в Конституционный Суд РФ мотивированные предложения об обращении в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии нормативных актов Конституции РФ(п. 7 ст. 6 закона об уполномоченных).

При этом по окончании каждого календарного года Уполномоченный представляет доклад Президенту РФ о результатах своей деятельности, который также подлежит размещению на официальном сайте Уполномоченного в интернете и официальному опубликованию в «Российской газете».

Цитата

Уполномоченный по делам предпринимателей

Борис Титов, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей

Кончено же главным наше достижение – проведение амнистии по экономическим статьям УК. Она еще не закончена, но уже сейчас более 1300 предпринимателей воспользовались своим правом на амнистию. Кроме изменения к лучшему судеб конкретных людей, эта амнистия еще и очень громкий и сигнал нашим правоохранительным органам: бизнесмены – важная и полезная для государства часть нашего общества. Считаю, что в перспективе мы сможем отойти от обвинительного уклона в отношении бизнеса. Не стоит забывать, что главная задача, поставленная Президентом России Владимиром Путиным перед институтом бизнес-омбудсмена – добиться решения хозяйственных споров исключительно в гражданско-правовом поле.

Фото: бизнес-омбудсмен.рф

Наиболее значимые инициативы Уполномоченного

Одной из наиболее заметных инициатив Уполномоченного стала подготовка совместно с депутатами Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 июля 2013 г. № 2559-6 ГД «Об объявлении амнистии» (далее – постановление). Документ предусматривает освобождение от уголовного наказания и снятие судимости с лиц, впервые осужденных за преступления в сфере предпринимательской деятельности (в том числе, если обвинительный приговор еще не вступил в силу).

В том числе, речь идет об условно осужденных, осужденных, отбывание наказания которым отсрочено, условно-досрочно освобожденных от оставшейся неотбытой части наказания, а также осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.

Также данные лица будут освобождены от дополнительных видов наказаний, не исполненных на день вступления в силу постановления, за исключением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Наряду с этим, документом предусматривается прекращение уголовных дел о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности в упомянутой сфере, находящиеся в производстве органов дознания, предварительного следствия и суда, о преступлениях, совершенных до вступления в силу постановления.

При этом амнистия распространяется только на осужденных, которые выполнили обязательства по возврату имущества и (или) возмещению убытков потерпевшим до окончания срока исполнения постановления. Кроме того, амнистия (за исключением ее части, связанной с прекращением производства по делам) не распространяется на осужденных:

  • совершивших преступления, предусмотренные указанными статьями, перечисленными в совокупности с другими преступлениями, предусмотренными УК РФ;
  • ранее осуждавшихся за умышленные преступления и вновь осужденных к лишению свободы за умышленные преступления;
  • ранее освобождавшихся от наказания в порядке помилования или в соответствии с актом об амнистии и вновь совершивших умышленное преступление.

Перечень составов преступления, на которые распространяется действие амнистии, является закрытым и включает в себя: ст. 146, ст. 147, ст. 159.1, ст. 159.4, ст. 171, ст. 171.1, ч. 1 ст. 172, ст. 173.1, ст. 173.2, ст. 174, ст. 174.1, ст. 176, ст. 177, ч. 1 и ч. 2 ст. 178, ст. 180, ст. 181, ст. 191, ст. 192, ст. 193, ч. 1, ч. 2, п. «а» ч. 3 ст. 194, ст. 195, ст. 196, ст. 197, ст. 198, ст. 199, ст. 199.1, ст. 199.2 УК РФ. Амнистия закончится 3 января 2014 года.

Также Уполномоченный выступает за сохранение действующих оснований для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях, а именно – только на основании материалов, направленных налоговыми органами (ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ, п. 3 ст. 32 НК РФ). Напомним, что ранее Президентом РФ в Госдуму был внесен законопроект, который предусматривает возможность возбуждения уголовных дел правоохранительными органами по ст. 198-199.2 УК РФ в общем порядке – без участия налоговиков4.

Преюдиция – признание судом, прокурором, следователем или дознавателем доказанными обстоятельств, установленных ранее вступившим в законную силу судебным актом, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства (см. ст. 90 УПК РФ, ст. 69 АПК РФ, ст.62 ГПК РФ).

Медиация – способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимого посредника) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Процедура медиации применяться при возникновении спора как до обращения в суд или третейский суд, так и после начала судебного разбирательства или третейского разбирательства (ст. п. 2 ст. 2, ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации«).

Причем механизм, предлагаемый главой государства, уже действовал ранее, но был отменен с целью снижения коррупционного давления на бизнес5. По мнению Уполномоченного, нынешний порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях доказал свою эффективность и привел к существенному сокращению фактов необоснованного уголовного преследования предпринимателей. В то же время, его пересмотр приведет к возобновлению негативной практики использования уголовного преследования по налоговым преступлениям в коррупционных целях.

В связи с этим Уполномоченный совместно с руководителями «ОПОРЫ России», Торгово-промышленная палаты, Российского союза промышленников и предпринимателей и «Деловой России» направили обращение Президенту РФ о проведении дополнительных консультаций с представителями предпринимательского сообщества и правоохранительных органов о целесообразности изменения порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям.

Помимо этого, Уполномоченный выступил с рядом других предложений. Например, в ходе рабочей встречи 13 ноября текущего года с Председателем Правительства РФ он предложил распространить правила страхования вкладов физических лиц в банках на индивидуальных предпринимателей. По его данная мера коснется порядка 3 млн человек и не создаст большой нагрузки на бюджет, но при этом позволит поддержать малый бизнес.

«Весной этого года мне поступило обращение от индивидуальной предпринимательницы из Омска, чьи вклады сгорели в обанкротившемся банке. Получается, что их вклады практически не защищены. Поэтому я и выступил с идей изменить этот порядок и отдельно страховать в АСВ вклады индивидуальных предпринимателей. Эта инициатива, к слову, встретила полную поддержку со стороны самого Агентства, а сейчас Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев дал указание детально ее проработать», – комментирует свою инициативу Борис Титов.

Кроме того, Уполномоченный поддерживает инициативу об объединении ВС РФ и ВАС РФ. «Это решит проблему преюдиции, когда суды общей юрисдикции игнорируют решения арбитражных судов», – считает он6. Также Уполномоченный активно выступает за развитие института медиации (формирование единого перечня профессиональных медиаторов), введение арбитражных судов присяжных, реформирование системы третейских судов, в частности, создание третейского суда на базе Торгово-промышленной палаты РФ.7

Цитата

Уполномоченный по делам предпринимателей

Борис Титов, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей

«Сейчас уполномоченные по защите прав предпринимателей приступили к работе в 70 субъектах Федерации. Проблема в том, что часть из них пока действует на общественных началах, что при желании дает повод органам исполнительной власти рассматривать их обращения в том же порядке, что и обращения граждан. Но вскоре эта ситуация должна быть решена и официальные назначения состоятся во всех регионах. Так же полноценной работе региональных уполномоченных будет способствовать принятие региональных законов регулирующих их деятельность и определяющих их полномочия».

Фото: бизнес-омбудсмен.рф

Как рассматривают жалобы предпринимателей региональные уполномоченные?

Региональный уполномоченный осуществляет свою деятельность строго в границах территории соответствующего субъекта РФ. Исходя из этого, он рассматривает жалобы предпринимателей не только зарегистрированных в данном регионе, но и тех, чьи права и законные интересы были нарушены на его территории (ч.1, ч. 2 ст. 9 закона об уполномоченных).

Предприниматели могут направить жалобу региональному уполномоченному на решения или действия (бездействие) органов государственной власти субъекта РФ, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте РФ, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, нарушающие права и законные интересы предпринимателей (ч. 1 ст. 10 закона об уполномоченных).

Направление жалобы по одному и тому же вопросу уполномоченным, осуществляющим свою деятельность в разных субъектах РФ, не допускается. В случае, если после принятия жалобы к рассмотрению региональным будет установлено, что аналогичная жалоба уже рассматривается уполномоченным в другом субъекте РФ, жалоба оставляется без дальнейшего рассмотрения и возвращается обратившемуся с ней субъекту предпринимательской деятельности. Подробный порядок рассмотрения жалоб региональными уполномоченными определяется законами конкретных субъектов РФ8 (ч. 1 ст. 10 закона об уполномоченных).

Права регионального уполномоченного при рассмотрении жалоб, установленные федеральным законодательством, совпадают с правами Уполномоченного (за исключением возможности беспрепятственно проходить в государственные органы и муниципальные по предъявлению служебного удостоверения). При этом, например, их право без специального разрешения посещать места содержания под стражей и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, непосредственно в законе об уполномоченных не прописаны. Однако они закреплены в упомянутых выше специализированных нормативных актах наравне с аналогичными правами Уполномоченного. Детальное же регулирование деятельности региональных уполномоченных осуществляется каждым субъектом РФ по-своему.

Региональные уполномоченные по окончании календарного года обязаны направлять Уполномоченному информацию о результатах своей деятельности с оценкой условий осуществления предпринимательской деятельности в регионе и предложениями о совершенствовании правового положения предпринимателей.


Особенности участия Уполномоченного и региональных уполномоченных в арбитражном процессе и административном производстве

При обращении в арбитражные суды федеральный и региональный уполномоченные, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца. Кроме того, Уполномоченный вправе вступить в дело на стороне истца или ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований. Также он может обжаловать вступившие в законную силу судебные акты, пользуясь статусом лица, не участвовавшего в деле, о правах и обязанностях которого арбитражный суд принял судебный акт (ст. 53.1,ст. 42 АПК РФ).

Защитник – лицо, осуществляющее защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых или лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, и оказывающее им юридическую помощь соответственно при производстве по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (ч.1 ст. 49 УПК РФ, ч.1 ст. 25.5 КоАП РФ).

По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности, Уполномоченный может быть допущен к участию в деле в качестве защитника (ст. 25.5.1 КоАП РФ). В таком качестве он имеет право вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами (ст. 25.5 КоАП РФ). При этом стоит отметить, что для региональных уполномоченных право выступать в качестве защитника не предусмотрено.

Кроме того, Уполномоченный или региональный уполномоченный по определению или постановлению суда на основании ходатайства обвиняемого могут быть допущены в качестве защитника в уголовном процессе наряду с адвокатом, а при производстве у мирового судьи и вместо адвоката (ч. 2 ст. ст. 49 УПК РФ).

http://www.garant.ru

lawedication.com

Уполномоченный по делам предпринимателейИнститут уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (далее – Уполномоченный) создан во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». Потребность в нем продиктована тем, что зачастую субъекты предпринимательской деятельности (далее – предприниматели) не в силах самостоятельно разрешить ситуации, связанные с нарушением их прав и законных интересов, особенно в тех случаях, когда имеют место административные барьеры, бюрократическое давление, коррупционные проявления со стороны органов государственной власти и их должностных лиц.

Впервые должность Уполномоченного была учреждена Указом Президента РФ от 22 июня 2012 г. № 879 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей», а назначен на нее Борис Титов. С целью закрепления правового статуса уполномоченного и детального регулирования его деятельности Минэкономразвития России был разработан, а в последствии принят Госдумой и подписан Президентом РФ Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации», который вступил в силу 8 мая 2013 года (далее – закон об уполномоченных).  

На данный момент, уполномоченный является федеральным государственным гражданским служащим Администрации Президента РФ1, назначаемым главой государства с учетом мнения предпринимательского сообщества. Финансовое обеспечение его деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета. Однако планируется, что с 1 января 2015 года Уполномоченный и его рабочий аппарат получат статус государственного органа, обеспечивающего гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав государственными и муниципальными органами и должностными лицами (ч. 2 ст. 1 закона об уполномоченных).

Справка

Уполномоченным назначается лицо, являющееся гражданином России, не моложе 30 лет, имеющее высшее образование, назначаемой Президентом РФ сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может занимать указанную должность более чем два срока подряд. Его полномочия также могут быть досрочно прекращены по решению главы государства.

Уполномоченный не вправе быть членом Совета Федерации, депутатом Госдумы, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.

Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня назначения на должность. В своей деятельности Уполномоченный не может руководствоваться решениями политической партии или иного общественного объединения, членом которого он состоит (ст. 1 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации»).

Помимо этого, каждый регион России имеет право учреждать должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ (далее – региональные уполномоченные) для решения соответствующих проблем на локальном уровне. Правовое положение, основные задачи и компетенция регионального уполномоченного, а также порядок его назначения устанавливаются специальным законом субъекта РФ. Кандидатура такого должностного лица согласовывается с Уполномоченным и предпринимательским сообществом.


Общая компетенция Уполномоченного

В компетенцию Уполномоченного входит защита прав и законных интересов как российских и иностранных предпринимателей на территории России, так и российских предпринимателей на территориях иностранных государств. Для этих целей он также осуществляет контроль за деятельностью федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Помимо этого, Уполномоченный содействует развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов предпринимателей, взаимодействует с предпринимательским сообществом, участвует в формировании и реализации государственной политики в соответствующей сфере. 

 

Порядок рассмотрения жалоб Уполномоченным

Обращения Уполномоченный рассматривает в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», но с учетом особенностей, установленных законом об уполномоченных. Напомним, что по общему правилу письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. 

Жалоба может быть направлена как в письменном виде (в том числе, в ходе личного приема), так и в электронном виде. В последнем случае необходимо заполнить специальную форму и направить ее по адресу priem@ombudsmanbiz.ru2. Решение о принятии жалобы к рассмотрению или об отказе в этом принимается Уполномоченным в течение в течение 10 дней со дня ее поступления (заявитель уведомляется о принятом решении в течение трех дней). При этом отказ в принятии жалобы должен быть мотивирован, т. е. содержать хотя бы одно из следующих оснований (ч. 3 ст. 4 закона об уполномоченных):

  • текст жалобы, направленной в письменной форме, не поддается прочтению;
  • в жалобе содержится только тот вопрос, на который заявителю многократно давались Уполномоченным ответы по существу в письменной форме в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые обстоятельства по этому вопросу;
  • ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Цитата

Уполномоченный по делам предпринимателей

Борис Титов, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей

«За последний год в институт Уполномоченного поступило более 4,5 тысяч обращений. 2 тысячи – в адрес федерального уполномоченного, 2,5 тысячи в адрес региональных уполномоченных. Более 1 тыс. обращений связано с уголовным преследованием бизнеса. Остальные связаны с административными проблемами. Тематика самая разная от налогов до таможни, от ЖКХ и до экологии».

Фото: бизнес-омбудсмен.СЂС„

В случае принятия жалобы к рассмотрению, Уполномоченный уведомляет заявителя о результатах реализации мер по восстановлению его нарушенных прав и законных интересов с периодичностью не реже одного раза в два месяца. Стоит отметить, что на официальном сайте Уполномоченного опубликован подробный порядок подачи и рассмотрения жалоб и принятия решений по ним, утвержденный во исполнение ст. 11 закона об уполномоченных.

 

Полномочия Уполномоченного в ходе рассмотрения жалобы

Уполномоченный наделен достаточно широким спектром инструментов для разрешения обращений предпринимателей, в том числе и рядом властных полномочий. В частности, входе рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе (ч. 1 ст. 5 закона об уполномоченных):

  1. Запрашивать и получать от органов государственной власти и местного самоуправления и у должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы (в частности, в законодательстве прямо прописано право уполномоченных бесплатно получать информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, а также сведения и документы из ЕГРЮЛ и ЕГРИП3).
  2. Беспрепятственно посещать органы государственной власти и местного самоуправления при предъявлении служебного удостоверения.
  3. Без специального разрешения посещать места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы в целях защиты прав предпринимателей. Речь идет о предпринимателях, подозреваемых, обвиняемых или осужденных по делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 159-159.6, 160 и 165 УК РФ (если они совершены в сфере предпринимательской деятельности), а также статьями 171-172, 173.1-174.1, 176-178, 180, 181, 183, 185, 185.2-185.4, 190-199.2 УК РФ. Стоит также отметить, что предложения, заявления и жалобы подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, адресованные уполномоченным не подлежат цензуре и направляются адресату в запечатанном пакете (ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).
  4. Принимать участие в выездной проверке, проводимой в отношении заявителя (и с его письменного согласия) в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля. Корреспондирующая норма о праве юридического лица и индивидуального предпринимателя привлекать Уполномоченным к участию в проверке закреплено также в п. 5 ст. 21 Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
  5. Ненормативным правовым актом признается акт государственного органа, органа местного самоуправления, уполномоченного должностного лица, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретного лица.
    (Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2013 № 06АП-1288/2013 по делу № А37-3453/2012).

  6. Выносить подлежащие немедленному исполнению предписания о приостановлении действия ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, нарушающих права и законные интересы предпринимателей. Данное право может быть реализовано только при условии одновременного обжалования Уполномоченным такого документа в судебном порядке. При этом его действие приостанавливается только на срок до вступления в законную силу соответствующего судебного акта, который будет вынесен по итогам рассмотрения заявления уполномоченного. Об исполнении вышеупомянутого предписания исполнительно-распорядительные органы или должностные лица местного самоуправления обязаны сообщить Уполномоченному в трехдневный срок, а представительные органы местного самоуправления – не позднее трех дней со дня принятия ими решения (ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
  7. Привлекать экспертов, способных оказать содействие в их полном, всестороннем и объективном рассмотрении жалоб предпринимателей. Стоит отметить, что помимо права Уполномоченного на совершение указанных выше действий, установлена прямая обязанность руководителей и иных должностных лица органов государственной власти и местного самоуправления (ч. 2 ст. 5 закона об уполномоченных): обеспечить прием Уполномоченного; направить ответ в письменной форме на его обращение; п редоставить запрашиваемые им сведения, документы и материалы.

Данные действия должны быть совершены в срок, не превышающий 15 дней со дня получения соответствующего обращения от Уполномоченного. Ответ на его обращение направляется за подписью должностного лица, которому оно непосредственно было адресовано.

В жалобе в обязательном порядке указывается, какие именно права субъекта предпринимательской деятельности нарушены, субъект, нарушивший эти права, нарушенные нормы материального и процессуального права, обстоятельства, при которых произошло нарушение, действия, которые, по мнению заявителя, могут привести к восстановлению нарушенного права, или устранению последствий нарушения, действия, предпринятые субъектом предпринимательской деятельности самостоятельно для защиты прав. 

Если заявитель обращается к Уполномоченному с просьбой о совершении отдельных процессуальных действий в рамках гражданского, арбитражного, административного, или уголовного процесса, в жалобе должны быть указаны уважительные причины, объективно препятствующие заявителю и (или) субъекту предпринимательской деятельности, в интересах которого выступает заявитель, самостоятельно совершить такие процессуальные действия и приложены подтверждающие это документы.   

(п. 2.2 Порядка подачи и рассмотрения жалоб, принятия решений по ним Уполномоченным (утв. Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей 6 июня 2013 г.).

 

Действия Уполномоченного по итогам рассмотрения жалобы

Законом об уполномоченных определен закрытый перечень действий, одно или несколько из которых Уполномоченный обязан совершить по итогам рассмотрения жалобы предпринимателя (ч. 5 ст. 4 закона об уполномоченных):

  1. Разъяснить заявителю вопросы, касающиеся его прав и законных интересов, в том числе форм и способов их защиты, предусмотренных законодательством РФ.
  2. Передать жалобу в орган государственной власти, местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу. При этом Уполномоченный не имеет права направлять жалобу на рассмотрение должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется (п. 2 ч. 5 ст. 4 закона об уполномоченных).
  3. Направить заключение с указанием мер по восстановлению прав и соблюдению законных интересов предпринимателей в орган государственной власти, местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых усматриваются соответствующие нарушения. Тем не менее, обязанность указанных субъектов исполнять данное заключение законодательством не установлена.
  4. Обратиться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) госорганов, органов местного самоуправления, должностных лиц, а также иных органов и организаций, если они наделены отдельными государственными или иными публичными полномочиями (см. гл. 24 АПК РФ, глава 25 ГПК РФ). Исключение составляют органы прокуратуры, Следственного комитета РФ, органов судебной власти. При этом реализовать указанное право уполномоченный имеет только в том случае, если оспариваемый акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону, иному нормативному правовому акту, нарушают права и законные интересы предпринимателей в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, либо создают иные препятствия для осуществления указанной деятельности.
  5. Обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов других лиц, в том числе групп лиц, являющихся предпринимателями (см. ст. 225.10 АПК РФ);
  6. Обжаловать вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, принятые в отношении заявителя.
  7. Направить обращения о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов предпринимателей, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в органы государственной власти, местного самоуправления, иные органы, организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

Информация о результатах рассмотрения жалоб субъектов предпринимательской деятельности подлежит размещению (опубликованию) на официальном сайте Уполномоченного в сети «Интернет». Необходимым условием является обезличивание персональных данных.

 

Ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного

В целях пресечения попыток воспрепятствовать осуществлению Уполномоченным его законных прав и обязанностей введена административная ответственность (ст. 17.2.2 КоАП РФ). Согласно ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ соответствующие дела рассматриваются судом. Так, вмешательство в деятельность уполномоченного с целью повлиять на его решения влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тыс. до 2 тыс. руб.

Если должностное лицо не исполнило законные требования Уполномоченного либо воспрепятствовало его деятельности в иной форме – оно может быть оштрафовано на сумму от 2 тыс. до 3 тыс. руб.

В случае несоблюдения должностными лицами установленных сроков предоставления Уполномоченному информации (документов, материалов, ответов на обращения) штраф составит от 1 тыс. до 2 тыс. руб. Наконец, повторное совершение в течение года любого из упомянутых правонарушений влечет дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года. При этом стоит отметить, что ответственность за воспрепятствование деятельности региональных уполномоченных в КоАП РФ не закреплена и может устанавливаться нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

 

Другие права и обязанности Уполномоченного

Уполномоченный вправе назначать общественных представителей, действующих на общественных началах, которые осуществляют представительские и экспертные функции.

Также он может создавать экспертные, консультативные и общественные советы, рабочие группы и иные совещательные органы, действующие на общественных началах, и привлекать для участия в их деятельности представителей органов государственной власти, местного самоуправления, предпринимательского сообщества, общественных организаций. Кроме того, Уполномоченный вправе создавать общественные приемные, оказывающие предпринимателям консультативную помощь по вопросам, относящимся к его компетенции (ст. 7 закона об уполномоченных).

«Именно потому, что обращения связаны практически со всеми отраслями экономики, мы создали институт общественных омбудсменов, которые на безвозмездных началах рассматривают обращения, каждый по своей сфере. На данный момент таких общественных омбудсменов при уполномоченном – 27 человек», – пояснил Борис Титов.

Отдельный блок прав Уполномоченного связан с его деятельностью как эксперта, который имеет право обращаться к различным государственным и муниципальным органам с законодательными и иными инициативами, связанными с защитой прав и законных интересов предпринимателей (ст. 6 закона об уполномоченных). Такие предложения могут выдвигаться Уполномоченным, в частности, по итогам рассмотрения и обобщения обращений предпринимателей (абз. 2 п. 2.1 Порядка рассмотрения обращений Уполномоченным).

Например, Уполномоченный имеет право направлять предложения о принятии (изменении, признании утратившими силу) нормативных правовых актов, относящихся к сфере его деятельности, Президенту РФ, членам Совета Федерации, депутатам Госдумы, в Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, иные органы государственной власти и местного самоуправления. Также он может давать заключения на проекты нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы предпринимателей. Такие заключения являются обязательными для рассмотрения Правительством РФ, федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления (срок ответа Уполномоченному – 30 дней со дня получения).

Также Уполномоченный может направлять Президенту РФ:

  • мотивированные предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и законных интересов предпринимателей до решения этого вопроса соответствующим судом.
  • мотивированные предложения об отмене постановлений и распоряжений Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ федеральным законам и указам Президента РФ.

Если федеральным органом исполнительной власти принят нормативный акт, необоснованно затрудняющий ведение предпринимательской деятельности, то Уполномоченный имеет право направить в Правительство РФ мотивированные предложения об отмене (приостановлении действия) как всего документа, так и его отдельных положений. Аналогичные предложения Уполномоченный может направлять в отношении нормативных актов региональных органов исполнительной власти – высшему должностному лицу субъекта РФ, но только в случае, если соответствующие полномочия предусмотрены конституцией (уставом) субъекта РФ.

Наконец, Уполномоченный вправе направлять органам и лицам, имеющим право на обращение в Конституционный Суд РФ мотивированные предложения об обращении в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии нормативных актов Конституции РФ (п. 7 ст. 6 закона об уполномоченных).

При этом по окончании каждого календарного года Уполномоченный представляет доклад Президенту РФ о результатах своей деятельности, который также подлежит размещению на официальном сайте Уполномоченного в интернете и официальному опубликованию в «Российской газете».

 

Цитата

Уполномоченный по делам предпринимателей

Борис Титов, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей

Кончено же, главное наше достижение – проведение амнистии по экономическим статьям УК РФ. Она еще не закончена, но уже сейчас более 1300 предпринимателей воспользовались своим правом на амнистию. Кроме изменения к лучшему судеб конкретных людей, эта амнистия еще и очень громкий и сигнал нашим правоохранительным органам: бизнесмены – важная и полезная для государства часть нашего общества. Считаю, что в перспективе мы сможем отойти от обвинительного уклона в отношении бизнеса. Не стоит забывать, что главная задача, поставленная Президентом РФ Владимиром Путиным перед институтом бизнес-омбудсмена – добиться решения хозяйственных споров исключительно в гражданско-правовом поле.

Фото: бизнес-омбудсмен.СЂС„

Наиболее значимые инициативы Уполномоченного

Одной из наиболее заметных инициатив Уполномоченного стала подготовка совместно с депутатами Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 2 июля 2013 г. № 2559-6 ГД «Об объявлении амнистии» (далее – постановление). Документ предусматривает освобождение от уголовного наказания и снятие судимости с лиц, впервые осужденных за преступления в сфере предпринимательской деятельности (в том числе, если обвинительный приговор еще не вступил в силу).

В том числе, речь идет об условно осужденных, осужденных, отбывание наказания которым отсрочено, условно-досрочно освобожденных от оставшейся неотбытой части наказания, а также осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.

Также данные лица будут освобождены от дополнительных видов наказаний, не исполненных на день вступления в силу постановления, за исключением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Наряду с этим, документом предусматривается прекращение уголовных дел о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности в упомянутой сфере, находящиеся в производстве органов дознания, предварительного следствия и суда, о преступлениях, совершенных до вступления в силу постановления.

При этом амнистия распространяется только на осужденных, которые выполнили обязательства по возврату имущества и (или) возмещению убытков потерпевшим до окончания срока исполнения постановления. Кроме того, амнистия (за исключением ее части, связанной с прекращением производства по делам) не распространяется на осужденных:

  • совершивших преступления, предусмотренные указанными статьями, перечисленными в совокупности с другими преступлениями, предусмотренными УК РФ;
  • ранее осуждавшихся за умышленные преступления и вновь осужденных к лишению свободы за умышленные преступления;
  • ранее освобождавшихся от наказания в порядке помилования или в соответствии с актом об амнистии и вновь совершивших умышленное преступление.

Перечень составов преступления, на которые распространяется действие амнистии, является закрытым и включает в себя: ст. 146, ст. 147, ст. 159.1, ст. 159.4, ст. 171, ст. 171.1, ч. 1 ст. 172, ст. 173.1, ст. 173.2, ст. 174, ст. 174.1, ст. 176, ст. 177, ч. 1 и ч. 2 ст. 178, ст. 180, ст. 181, ст. 191, ст. 192, ст. 193, ч. 1, ч. 2, п. «а» ч. 3 ст. 194, ст. 195, ст. 196, ст. 197, ст. 198, ст. 199, ст. 199.1, ст. 199.2 УК РФ. Амнистия закончится 3 января 2014 года.

Также Уполномоченный выступает за сохранение действующих оснований для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях, а именно – только на основании материалов, направленных налоговыми органами (ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ, п. 3 ст. 32 НК РФ). Напомним, что ранее Президентом РФ в Госдуму был внесен законопроект, который предусматривает возможность возбуждения уголовных дел правоохранительными органами по ст. 198-199.2 УК РФ в общем порядке – без участия налоговиков4.

Преюдиция – признание судом, прокурором, следователем или дознавателем доказанными обстоятельств, установленных ранее вступившим в законную силу судебным актом, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства (см. ст. 90 УПК РФ, ст. 69 АПК РФ, ст.62 ГПК РФ).

Медиация – способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимого посредника) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Процедура медиации применяться при возникновении спора как до обращения в суд или третейский суд, так и после начала судебного разбирательства или третейского разбирательства (ст. п. 2 ст. 2, ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации»).

Причем механизм, предлагаемый главой государства, уже действовал ранее, но был отменен с целью снижения коррупционного давления на бизнес5. По мнению Уполномоченного, нынешний порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях доказал свою эффективность и привел к существенному сокращению фактов необоснованного уголовного преследования предпринимателей. В то же время, его пересмотр приведет к возобновлению негативной практики использования уголовного преследования по налоговым преступлениям в коррупционных целях.

В связи с этим Уполномоченный совместно с руководителями «ОПОРЫ России», Торгово-промышленная палаты, Российского союза промышленников и предпринимателей и «Деловой России» направили обращение Президенту Р Р¤ о проведении дополнительных консультаций с представителями предпринимательского сообщества и правоохранительных органов о целесообразности изменения порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям.

Помимо этого, Уполномоченный выступил с рядом других предложений. Например, в ходе рабочей встречи 13 ноября текущего года с Председателем Правительства РФ он предложил распространить правила страхования вкладов физических лиц в банках на индивидуальных предпринимателей. По его данная мера коснется порядка 3 млн человек и не создаст большой нагрузки на бюджет, но при этом позволит поддержать малый бизнес.

«Весной этого года мне поступило обращение от индивидуальной предпринимательницы из Омска, чьи вклады сгорели в обанкротившемся банке. Получается, что их вклады практически не защищены. Поэтому я и выступил с идей изменить этот порядок и отдельно страховать в АСВ вклады индивидуальных предпринимателей. Эта инициатива, к слову, встретила полную поддержку со стороны самого агентства, а сейчас Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев дал указание детально ее проработать», – комментирует свою инициативу Борис Титов.

Кроме того, Уполномоченный поддерживает инициативу об объединении ВС РФ и ВАС РФ. «Это решит проблему преюдиции, когда суды общей юрисдикции игнорируют решения арбитражных судов», – считает он6. Также Уполномоченный активно выступает за развитие института медиации (формирование единого перечня профессиональных медиаторов), введение арбитражных судов присяжных, реформирование системы третейских судов, в частности, создание третейского суда на базе Торгово-промышленной палаты РФ.7

 

Цитата

Уполномоченный по делам предпринимателей

Борис Титов, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей

«Сейчас уполномоченные по защите прав предпринимателей приступили к работе в 70 субъектах РФ. Проблема в том, что часть из них пока действует на общественных началах, что при желании дает повод органам исполнительной власти рассматривать их обращения в том же порядке, что и обращения граждан. Но вскоре эта ситуация должна быть решена и официальные назначения состоятся во всех регионах. Так же полноценной работе региональных уполномоченных будет способствовать принятие региональных законов регулирующих их деятельность и определяющих их полномочия».

Фото: бизнес-омбудсмен.СЂС„

Как рассматривают жалобы предпринимателей региональные уполномоченные?

Региональный уполномоченный осуществляет свою деятельность строго в границах территории соответствующего субъекта РФ. Исходя из этого, он рассматривает жалобы предпринимателей не только зарегистрированных в данном регионе, но и тех, чьи права и законные интересы были нарушены на его территории (ч.1, ч. 2 ст. 9 закона об уполномоченных).

Предприниматели могут направить жалобу региональному уполномоченному на решения или действия (бездействие) органов государственной власти субъекта РФ, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте РФ, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, нарушающие права и законные интересы предпринимателей (ч. 1 ст. 10 закона об уполномоченных).

Направление жалобы по одному и тому же вопросу уполномоченным, осуществляющим свою деятельность в разных субъектах РФ, не допускается. В случае, если после принятия жалобы к рассмотрению региональным будет установлено, что аналогичная жалоба уже рассматривается уполномоченным в другом субъекте РФ, жалоба оставляется без дальнейшего рассмотрения и возвращается обратившемуся с ней субъекту предпринимательской деятельности. Подробный порядок рассмотрения жалоб региональными уполномоченными определяется законами конкретных субъектов РФ8 (ч. 1 ст. 10 закона об уполномоченных).

Права регионального уполномоченного при рассмотрении жалоб, установленные федеральным законодательством, совпадают с правами Уполномоченного (за исключением возможности беспрепятственно проходить в государственные органы и муниципальные по предъявлению служебного удостоверения). При этом, например, их право без специального разрешения посещать места содержания под стражей и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, непосредственно в законе об уполномоченных не прописаны. Однако они закреплены в упомянутых выше специализированных нормативных актах наравне с аналогичными правами Уполномоченного. Детальное же регулирование деятельности региональных уполномоченных осуществляется каждым субъектом РФ по-своему.

Региональные уполномоченные по окончании календарного года обязаны направлять Уполномоченному информацию о результатах своей деятельности с оценкой условий осуществления предпринимательской деятельности в регионе и предложениями о совершенствовании правового положения предпринимателей.


Особенности участия Уполномоченного и региональных уполномоченных в арбитражном, уголовном процессе и административном производстве

При обращении в арбитражные суды федеральный и региональный уполномоченные, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца. Кроме того, Уполномоченный вправе вступить в дело на стороне истца или ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований. Также он может обжаловать вступившие в законную силу судебные акты, пользуясь статусом лица, не участвовавшего в деле, о правах и обязанностях которого арбитражный суд принял судебный акт (ст. 53.1, ст. 42 АПК РФ).

Защитник – лицо, осуществляющее защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых или лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, и оказывающее им юридическую помощь соответственно при производстве по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (ч.1 ст. 49 УПК РФ, ч.1 ст. 25.5 КоАП РФ).

По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности, Уполномоченный может быть допущен к участию в деле в качестве защитника (ст. 25.5.1 КоАП РФ). В таком качестве он имеет право вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами (ст. 25.5 КоАП РФ). При этом стоит отметить, что для региональных уполномоченных право выступать в качестве защитника не предусмотрено.

Кроме того, Уполномоченный или региональный уполномоченный по определению или постановлению суда на основании ходатайства обвиняемого могут быть допущены в качестве защитника в уголовном процессе наряду с адвокатом, а при производстве у мирового судьи и вместо адвоката (в порядке ч. 2 ст. 49 УПК РФ).

 

Новости по теме:

  • Роспотребнадзор и Уполномоченный по защите прав предпринимателей подписали соглашение о сотрудничестве – ИА «ГАРАНТ», 2 августа 2013 г.
  • ВАС РФ и Уполномоченный по защите прав предпринимателей подготовят законопроект об арбитражных судах присяжных – ИА «ГАРАНТ», 28 мая 2013 г.
  • Уполномоченный по защите прав предпринимателей предлагает пересмотреть структуру налоговой нагрузки на бизнес – ИА «ГАРАНТ», 24 мая 2013 г.
  • Уполномоченный по защите прав предпринимателей и МВД России подписали соглашение о сотрудничестве – ИА «ГАРАНТ», 18 февраля 2013 г.
  • Уполномоченный по защите прав предпринимателей не должен лоббировать интересы бизнеса – ИА «ГАРАНТ», 12 октября 2012 г.

Исследование:

Результаты опроса: Как, на ваш взгляд, отразится на климате предпринимательской деятельности работа уполномоченных по правам предпринимателей?

 

_______________________

1 Подробнее см. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы (утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574).
2 Информация размещена на официальном сайте Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
3 См. абз. 10 п. 2 статьи 8 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; п. 2 ст. 7 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
4 Текст законопроекта № 357559-6 размещен на официальном сайте Госдумы.
5 См. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 407-ФЗ «О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
6 Информация опубликована на официальном сайте Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
7 Информация опубликована на официальном сайте Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
8 См., например, Закон г. Москвы от 30 октября 2013 г. № 56 «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве»; Закон Республики Марий Эл от 18 октября 2013 г. № 36-З «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Марий Эл»; Закон Кировской области от 18 октября 2013 г. № 335-ЗО «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Кировской области»; Закон Удмуртской Республики от 7 октября 2013 г. № 56-РЗ «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике» и др.

www.garant.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.