Недостоверные сведения это


Центр
структурирования бизнеса и налоговой безопасности
taxCOACH

Не так давно мы писали о том, что налоговым органам предоставили дополнительные основания для чистки ЕГРЮЛ от брошенных компаний. Одним из них стало внесение записи о недостоверности сведений о месте нахождения или единоличном исполнительном органе.

Вносить подобные записи налоговая вправе с 1 января 2016 г., именно тогда в силу вступили изменения в ФЗ «О госрегистрации юридических лиц …». Кажется, что законодатель создал эффективный инструмент, который, если и не сведёт на нет использование массовых адресов и номинальных руководителей юридических лиц, то затруднит определённо. В первую очередь, эти меры направлены на исключение из реестра компаний-однодневок и, как следствие, снижение возможностей их использования в налоговой оптимизации. Однако и добросовестным организациям он может создать сложности. Разбираем как появляются такие записи, в чём их опасность и что с этим делать.

1. Начнем с последствий


Во-первых, пока запись о недостоверности не будет удалена, провести регистрацию, касающуюся других данных, будет невозможно.

Во-вторых, если запись о недостоверности сведений фигурирует в реестре более шести месяцев, налоговым органом может быть принято решение об исключении такой компании из ЕГРЮЛ. Напомним, что в этом случае появляется возможность привлечь контролирующее лицо к субсидиарной ответственности в упрощённом порядке (то есть без банкротства).

В-третьих, запись о недостоверности несёт существенные репутационные риски. Навряд ли кто-то захочет работать с компанией, имеющей признаки однодневки.

2. Проверки

Записи о недостоверности появляются в рамках проведения ИФНС проверок информации о юридических лицах. Делятся они на два вида:

  1. проверка сведений при подаче документов на госрегистрацию;

  2. проверка сведений, которые уже содержаться в ЕГРЮЛ.

Первый вид проводится в течение срока, отведённого на госрегистрацию (создания компании, внесения изменений в сведения о ней). При этом его течение могут приостановить (продлить) на 1 месяц.

Оснований для проведения такой проверки масса, в том числе, если:

     а) поступили возражения заинтересованного лица, по поводу регистрации;


     б) что-то не так с адресом (адрес более 5 юр. лиц, объект недвижимости разрушен и т.д.);

в) есть признаки того, что от компании «избавляются» через реорганизацию (присоединение и т.п.).

Перечисленное выше считается основанием для проведения проверки, формально. На практике же наличие указанных признаков почти всегда означает отказ в регистрации.

Если проверка пройдёт «неудачно», в лучшем случае в регистрации откажут, в худшем -руководителя еще и привлекут к административной ответственности в виде штрафа от 5 000 до 10 000 руб. (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ). Если проверку не удастся пройти повторно, есть риск получить дисквалификацию (ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ).

Второй вид проверок интересней, поскольку именно в результате их проведения в ЕГРЮЛ и появляются записи о недостоверности сведений. Законодатель предусмотрел всего два основания для проверки (зато какие!):

     а) в инспекцию поступило заявление заинтересованного лица о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ;

б) ИФНС имеет иную информацию о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ.

Напомним:

  • состав правонарушения в данном случае заключается в предоставлении в налоговую документов, содержащих недостоверные сведения. Таким образом, если по результатам проверки будет вынесен отказ в регистрации, у налоговой есть все основания привлечь руководителя к ответственности.

  • дисквалификация подразумевает под собой ограничение права лица занимать должности в исполнительном органе компании, входить в совет директоров, осуществлять иное управление юридическим лицом. Часто, такие последствия недопустимы для реального собственника/руководителя бизнеса. Ограничение могут установить на три года.


Проверить наличие дисквалификации можно здесь — https://service.nalog.ru/disqualified.do и вот здесь — https://service.nalog.ru/disfind.do

Чтобы не попадать в эти списки — выбираем адрес для компании с осторожностью и избегаем использования явно номинальных лиц.

Другими словами, налоговая проводит проверки по своему усмотрению, найти основание при таких формулировках — не проблема.

3. Как выбирают кого проверять?

ФНС России 3 августа 2016 г. выпустила два письма № ГД-4-14/14127 и № ГД-4-14/14126, в которых поручила территориальным налоговым органам вести работу по выявлению юридических лиц, сведения о которых недостоверны. В письмах ФНС указала на признаки, свидетельствующие о недостоверности данных. Признаки различаются, в зависимости от даты регистрации юр лица:


до 1 августа 2016 г.

после 1 августа 2016 г.

Одинаковый руководитель

более чем у 50 юр лиц

более чем у 5 юр лиц

Одинаковая управляющая компания

более чем у 50 юр лиц

более чем у 20 юр лиц

Одинаковый участник

более чем у 50 юр лиц

более чем у 10 юр лиц

Одинаковый адрес

более чем у 50 юр лиц

более чем у 10 юр лиц

Дисквалифицированный руководитель

+

+

Руководитель числится мёртвым

+

+

Получить указанные сведения не составит особого труда. Первые четыре категории берём из ЕГРЮЛ. По дисквалифицированным есть отдельный реестр. Что касается смерти, то не зря же ведение единой системы ЗАГС с 1 января 2018 года передают ФНС.

4. Мероприятия проверки

В рамках проверки, ИФНС вправе проводить следующие мероприятия: 

  • изучать имеющиеся документы и сведения, получать объяснения от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проверки;

  • получать справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки;

  • проводить осмотр объектов недвижимости;

  • привлекать специалистов или экспертов.


Первое мероприятие не имеет какой-то специфики, заключается оно в изучении документов регистрационного дела компании, а также заявлений заинтересованных лиц. Повлиять на это проверяемый вряд ли сможет.

Второе мероприятие, по сути, представляет опрос. Для этих целей ИФНС может вызвать любое лицо, потенциально владеющее информацией. Рекомендуем не игнорировать подобные вызовы и по возможности являться (направлять адекватных представителей).

В рамках третьего мероприятия ИФНС по межведомственным канал связи запрашивает любую необходимую информацию (например из Росреестра или ЗАГСа). Так что, указывать «неживое» лицо или несуществующее здание не стоит. Кроме этого, информация может быть запрошена у нотариуса и других юридических лиц.

Осмотр объекта недвижимости, пожалуй, самое интересное мероприятие проверки. Дело в том, что для его проведения даже не требуется присутствие представителей проверяемого лица. Достаточно привлечь двух понятых или записывать осмотр на видео. Подписи понятых ставятся в протоколе осмотра, а если велась видеозапись, в акте осмотра делается соответствующая отметка.


Формы акта и протокола официально не утверждены, однако в письме ФНС, о котором мы говорили ранее, имеется рекомендуемая форма протокола осмотра объекта недвижимости, который заменяет собой и акт.

Эксперта или специалиста привлекают в тех случаях, когда инспектору, в рамках проверки, требуются познания в науке, технике и т.п. Привлечённый эксперт должен быть незаинтересован в исходе дела. О привлечении такого лица делается специальная отметка в протоколе, фиксирующем результат мероприятия. В действительности, о фактах привлечения специалистов в рассматриваемых видах проверок нам пока не известно.

5. Итоги проверки. Действия проверяемого

Если по окончанию проверочных мероприятий ИФНС придёт к выводу, что сведения в ЕГРЮЛ недостоверны, в адрес юридического лица, а также руководителю и участникам, будет направлено письмо с предложением внести достоверные сведения или представить документы, свидетельствующие, что налоговый орган ошибается. Срок для этого — 30 дней. В противном случае в ЕГРЮЛ как раз и будет внесена запись о недостоверности сведений.

Получив письмо по поводу недостоверности адреса, необходимо направить в налоговый орган доказательства, опровергающие вывод инспекции:

  • копии документов, подтверждающих право находиться по указанному в ЕГРЮЛ адресу, например, копии договора аренды, свидетельства о праве собственности и т.п.;

  • копии документов, подтверждающих получение почтовой корреспонденции. Это могут быть письма из ФСС и ПФР (их, как правило, направляют почтой), письма от контрагентов. Желательно, кроме самих вложений предоставить копии почтовых конвертов.


Если претензии касаются недостоверных данных о руководителе и/или участнике, необходимо понять, что послужило основанием для проведения проверки и какие мероприятия выполнил налоговый орган. Рекомендуем связаться с инспекцией и уточнить эту информацию. В зависимости от полученных данных предпринимаем конкретные меры.

В случае ошибки, например, полный тёзка собственника вдруг стал массовым руководителем или участником, или у ИФНС появилась информация что он умер, посетите инспекцию и дайте соответствующие пояснения. Если руководителя компании дисквалифицировали без его ведома или он вдруг написал заявление о том, что директором не является, в первую очередь нужно разобраться с этими вопросами. Например, понять из-за чего произошла дисквалификация можно, заглянув в реестр https://service.nalog.ru/disqualified.do. В нём указаны: статья КоАП, из-за которой произошла дисквалификация; наименование органа, составившего протокол; ФИО судьи, вынесшего постановление.

www.audit-it.ru

Что грозит за фальсификацию доказательств в гражданском процессе?


№ 5951. 3.12.2012. 2.

Постановление Пленума Верховного суда РФ от 27 декабря 2007 года № 51 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» // «Российская газета», N 4, 12.01.2008.

3.
2954.( Доступ из СПС «КонсультантПлюс») 4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г., № 195- ФЗ // «Российская газета», N 256, 31.12.2001, 5.

Заведомо ложные и недостоверные сведения в мошенничестве в сфере кредитования

В ходе рассмотрения гражданского дела иногда встречаются ситуации, когда одна из сторон конфликта прибегает к недозволенным методам для получения выгодного для себя решения суда.
Одним из таких методов может являться фальсификация доказательств, используемых в деле.

Что касается собственно фальсификации в гражданском судопроизводстве, то намного уместнее употреблять термин «уголовно наказуемое деяние», чем просто «недозволенный метод».

Чтобы говорить о предоставлении ложных доказательств или искажении фактов по гражданскому делу следует иметь представление, что собственно представляют собой сами доказательства.

В ходе судебного рассмотрения стороны конфликта предоставляют для рассмотрения факты, материальные вещи, сведения о каких-либо событиях, одним словом, любые подтверждения своей правоты.


Предоставление суду заведомо ложных сведений

В таком случае для определения виновности важно знать был ли предварительный сговор между лицом, являющимся стороной дела, и его законным представителем. Юристы сайта bukva-zakona.com обращают ваше внимание на следующий нюанс, касающийся фальсификации доказательств.
Не будет считаться фальсификацией намеренное предоставление ложного экспертного заключения или неверный (неточный) перевод с иностранного языка, даже если действия повлекли за собой неправомерное принятие судебного решения.

Такие действия попадают под действие совершенно другой статьи УК РФ.

Определить, сфабрикованное доказательство представлено суду или нет можно несколькими способами.
Одним из самых действенных является сопоставление сведений из разных источников.

Если информация из одного из них противоречит остальным, можно заподозрить наличие фальсификата.

Затем попросите, чтобы судья выдал вам талон-уведомление о принятии сообщения о преступлении, сошлитесь на Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г.
N 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений».
У Вас есть ответ на этот вопрос? Вы можете его оставить, нажав на кнопку Ответить Похожие вопросы Можно ли привлечь к уголовной ответственности за нанесение тяжких телесных повреждений.


Драка была совершенна в мае, а в августе сделана операция, гиматома в голове.

Можно ли привлечь к уголовной ответственности за порчу имущества безработного, который совершил ДТП в пьяном виде, к тому же лишенный на тот момент водительских прав.

Можно ли привлечь к уголовной ответственности по ст.315 руководителя предприятия.

Предоставление заведомо недостоверных сведений в суд

Бывают ситуации, когда свидетели пересказывают информацию из третьих уст, в данном случае, указать на то, что имеют место заведомо ложные свидетельства невозможно, так как фактически, свидетель не имел возможности знать, что такие сведения не являются достоверными. В тоже время нужно сказать о том, что в настоящий момент предоставление сведений, которые не являются правдивыми, и человек знает о том, что данные сведения не правдивые, но предоставляет их суду, зная, что они могут повлиять на решение суда, то формируется возможность использовать наказание за лжесвидетельство. То есть, становится вполне очевидным тот факт, что фальсификация доказательств является недопустимой, так как фактически, именно данный аспект имеет неоспоримо негативный нюанс для судопроизводства.

Ответственность за предоставление в суд подложных документов

Тем не менее, судебная практика показывает, что чаще всего используется наказание в виде ограничения свободы, то есть, фактически, устанавливается условный срок.

Так что, нужно крайне внимательно относиться к той информации, которую вы предоставляете в суде.

АВТОР СТАТЬИ: Ярова Нина Валерьевна Год рождения: 1984Страна/Город: Россия / ТулаОбразование: Высшее юридическоеи высшее филологическоеВУЗ: ТулГУМесто работы: Сервис «Правовед»Должность: Юрист-консультантСемейное положение: замужемО себе: Имею опыт работы в государственных и коммерческих структурах.

В настоящее время работаю на дому: пишу статьи, консультирую людей по телефону. Работа на дому позволила мне наконец-то заняться написанием своей кандидатской диссертации.

Истина в суде: недостоверные сведения в счетах-фактурах

Следующим шагом должна стать подача заявления в органы полиции по факту использования фальсифицированных доказательств в гражданском суде. К нему следует приобщить результаты экспертиз, свидетельские показания и другие подтверждения использования сфабрикованных доказательств. Обращение в полицию обусловлено тем, что начало уголовного производства по отношению к лицам, сфальсифицировавшим доказательства, в компетенцию гражданских судов не входит.
УК РФ (3 квартал 2014 г.) Железнодорожного районного суда г. Барнаула недостоверные сведения могут изначально не быть ложными, но при определенных условиях ( о которых заемщику известно) могут приводить кредитора к ошибочным представлениям о фактическом финансовом положении заемщика. Например, заемщик представляет подлинную справку 2-НДФЛ, трудовую книгу, но умалчивает о своих других обязательствах. Однако единообразное понимание в науке уголовного права ложных и недостоверных сведений в составе преступления, предусмотренного ст. 159.1 УК РФ, отсутствует. Семенчук В.В., Швец А.В. не отграничивают ложные сведения от недостоверных [8]. Александрова И.А. отмечает, что использование ложные сведений свидетельствует о большей злонамеренности мошенника, нежели недостоверных данных [9]. Шеслер А.

В суде представляют недостоверные сведения это

Комментарий к Уголовному кодексу РФ 13-е издание, переработанное и дополненное / под ред. В.М. Лебедева. Москва, 2013. (Доступ из СПС «КонсультантПлюс») 6. Серков П.П., Михалева Н.В. Судебная практика по делам об административных правонарушениях / под ред.

П.П. Серкова. М.: НОРМА, 2008. 63 с. 7 .Ожегов С.И. Словарь русского языка /под ред.

Н.Ю. Шведовой. Москва, 1981.С. 415 8. Семенчук В.В., Швец А.В.

Проблемы квалификации мошенничества в сфере кредитной сфере в свете последних изменений в уголовном законодательстве) //СПС Консультант плюс. 9. Александрова И.А. Новое уголовное законодательство о мошенничестве // Юридическая наука и практика. Вестник Нижегородской академии МВД России-2013-№21-с. 54-62 10. Шеслер А. Мошенничество: проблемы реализации законодательных новелл.
Чем убедительнее будут такие подтверждения, тем больше вероятность того, что суд примет приемлемый вердикт.

Именно эти подтверждения своей правоты и называются доказательствами и на основе их рассмотрения суд примет решение.

В ходе подготовки к гражданскому процессу у некоторых недобросовестных граждан может возникнуть желание увеличить свои шансы на выигрыш путём предоставления суду доказательств заведомо ложных, сфальсифицированных.

Расчёт в данном случае прост – дела гражданское, а не уголовное, поэтому особо присматриваться к предоставляемой информации никто не будет.

Тем более что иногда такие сведения проверить довольно сложно.

Таким категориям граждан наш портал bukva-zakona.com напоминает, что, во-первых, предоставление сфальсифицированных доказательств суду (даже гражданскому) является уголовно наказуемым.

aval48.ru

Как появляется пометка о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ

В реестре только три вида сведений могут стать недостоверными: адрес компании, сведения об учредителях и директоре (п. 18 приложения 1 к приказу ФНС России от 11.02.16 № ММВ-7-14/72@). Причем отметка может появиться и у компаний, которые в срок сдают отчеты и платят налоги.

Сведения могут стать недостоверными двумя способами: либо их такими сделают инспекторы, либо заинтересованное лицо сообщить об этом в налоговую. Налоговики вправе проверять, находится ли компания по юридическому адресу или нет. Если они придут по адресу, а фирму не обнаружат, в реестре появится отметка. Инспекторы могут решить, что адрес недостоверный, если налогоплательщик не получает письма от них. Инспекторы делают недостоверным массовый адрес. Но часто массовыми становятся адреса бизнес-центров. Налоговики считают адрес недостоверным, если в ЕГРЮЛ написаны только улица и номер дома (см., как бесплатно получить выписку из ЕГРЮЛ).

 Заинтересованным лицом может быть бывший директор или собственник помещения. Допустим, и после увольнения в реестре руководителем до сих пор числится бывший директор. Физическое лицо может сообщить об этом в налоговую, и инспекторы поставят отметку. Другой вариант – собственник помещения, который компания указала как юридический адрес, расскажет инспекторам, что он не давал согласия делать его здание юридическим адресом компании.

Инспекторы высылают компании уведомления, если они в реестре ставят пометку о недостоверности (п. 6 ст. 11 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ). В нем налоговики попросят исправить информацию. После уведомления у компании есть 30 календарных дней, чтобы изменить данные или подтвердить их достоверность (п. 6 ст. 11 закона № 129-ФЗ).

Ответственность за недостоверные сведения в ЕГРЮЛ

Если вы получили такое «письмо счастья», то не игнорируйте его. За недостоверные сведения налоговики вправе оштрафовать директора на 10 тыс. рублей, а за повторное нарушение — дисквалифицировать на год (п. 5 ст. 14.25 КоАП РФ). Через 30 дней после уведомления инспекторы внесут отметку о недостоверности в ЕГРЮЛ и через шесть месяцев ликвидируют компанию. Раньше, чтобы исключить компанию с недостоверным адресом из реестра, налоговики обращались в суд (п. 2 ст. 25 Закона №129-ФЗ).

Компании не стоит ждать письма от налоговиков и хотя бы раз в месяц проверять сведения о себе в ЕГРЮЛ. Делать это можно прямо из офиса. Электронную выписку можно получить бесплатно на сайте nalog.ru через сервисы «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» и «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП <…>». Если информация недостоверна, то в строке «Дополнительные сведения» будет написано «Сведения недостоверны».

В выписке будет стоять дата, когда в реестре появилась пометка о недостоверности. Через полгода от этой даты инспекторы исключат компанию из реестра.

Как исправить недостоверные сведения в ЕГРЮЛ

Вначале налоговики принимают решение об исключении компании из ЕГРЮЛ. В течение трех дней они публикуют его в журнале «Вестник государственной регистрации». У компании будет три месяца, чтобы заявить о том, что она не согласна с ликвидацией. По истечении этого срока, если все заинтересованные лица проигнорируют информацию, инспекторы исключат компанию из реестра.

Появление такой метки негативно для компании. Ведь ее видит не только она сама, но и все ее контрагенты. А значит, есть риск, что контрагенты могут отказаться сотрудничать с недостоверной организацией.Порядок исправления недостоверных сведений зависит от того, какая информация оказалась неверной (кстати, проверить контрагента можно здесь >>).

Недостоверные сведения об адресе юридического лица

Если налоговики признали адрес недостоверным из-за его неполноты (есть только улица и дом), то требуется его дополнить. Первым делом внесите изменения в договор аренды – запишите номер комнаты, помещения и т. д.

При изменении или дополнении адреса в ЕГРЮЛ в инспекцию подайте заявление по форме Р14001. Если потребуется вносить изменения в устав, то подайте заявление по форме Р13001.

Возможна ситуация, что инспекторы по ошибке признали адрес недостоверным. Чтобы исправить ошибку напишите письмо в свободной форме. К нему приложите копии документов, которые подтвердят вашу правоту (см. также новые правила изменения юридического адреса для организаций: изменения законодательства, сложности и препятствия, рекомендации).

Недостоверные сведения о директоре в ЕГРЮЛ

Инспекторы подозревают руководителя в недостоверности, если он управляет большим количеством компаний. То есть является номинальным руководителем.  В свободной форме сообщите налоговикам, что директор действительно занимает должности во всех компаниях. Приложите к письму приказ о назначении, договоры, которые он подписыва.

Сведения об учредителе в ЕГРЮЛ

Граждане вправе участвовать в любом количестве компаний. Если инспекторы решили, что учредитель номинальный, направьте объяснения в свободной форме.

Закон не устанавливает срок, в течение которого инспекторы уберут сведения о недостоверности. Инспекторы обещают сделать это в течение 15 рабочий дней. Максимальный срок для рассмотрения письменных обращений у инспекторов — 30 календарных дней. Если записи не исправят, подайте жалобу в УФНС.

fd.ru

Комментарий к Ст. 285.3 УК РФ

1. Федеральным законом от 01.07.2010 N 147-ФЗ УК дополнен ст. 285.3, устанавливающей ответственность за внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений.

Данное преступление отнесено законодателем к преступлениям против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

2. Комментируемой статьей предусмотрены альтернативно два предмета преступления. Первым предметом преступления выступают единые государственные реестры, которые представляют собой федеральные информационные ресурсы. Характер единых государственных реестров, их содержание, порядок и субъект ведения реестров устанавливаются на законодательном уровне и конкретизируются в соответствующих постановлениях Правительства РФ. В этой связи для установления предмета рассматриваемого преступления в каждом конкретном случае на основе нормативных правовых актов необходимо устанавливать, относится ли тот или иной документ к категории единых государственных реестров.

Например, ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 29.12.2012) <1> установлено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
———————————
<1> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431; 2003. N 26. Ст. 2565; N 50. Ст. 4855; N 52 (ч. 1). Ст. 5037; 2004. N 45. Ст. 4377; 2005. N 27. Ст. 2722; 2007. N 7. Ст. 834; N 30. Ст. 3754; N 49. Ст. 6079; 2008. N 18. Ст. 1942; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 44. Ст. 4981; 2009. N 1. Ст. 19, 20, 23; N 29. Ст. 3642; N 52 (ч. 1). Ст. 6428; 2010. N 21. Ст. 2526; N 31. Ст. 4196; N 49. Ст. 6409; N 52 (ч. 1). Ст. 7002; N 29. Ст. 3880; РГ. 2011. N 159; СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 5). Ст. 7061; 2012. N 14. Ст. 1553; N 31. Ст. 4322.

Государственные реестры ведутся на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственных реестров.

Ведение указанных выше государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с комментируемой статьей предмет преступления будет иметь место только в том случае, когда государственный реестр предусмотрен законодательством РФ.

Вторым предметом преступления являются документы, на основании которых были внесены запись или изменение в единые государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством РФ.

Таким образом, законодатель указывает на два обязательных признака второго предмета преступления. Документы, о которых идет речь в комментируемой статье, должны являться основанием внесения записей в единые государственные реестры, и эти документы должны подлежать обязательному хранению на основании законодательства РФ.

Рассмотрим вопрос о втором предмете преступления опять же на примере регистрации юридических лиц. В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» к числу документов, представляемых, например, при государственной регистрации создаваемого юридического лица, относятся:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии) и другие документы.

В соответствии с ч. 4 ст. 5 указанного Закона записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации, т.е. на основании документов, перечисленных выше.

И наконец, ч. 3 ст. 5 этого же Закона установлено, что порядок и сроки хранения регистрирующим органом содержащихся в государственных реестрах документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти <1>.
———————————
<1> См.: Постановление Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439» (в ред. от 22.12.2011) // СЗ РФ. 2003. N 43. Ст. 4238; 2004. N 10. Ст. 864; 2005. N 51. Ст. 5546; 2010. N 11. Ст. 1224; 2012. N 1. Ст. 136.

Таким образом, перечисленные выше документы являются основанием внесения записей в Единый государственный реестр и подлежат обязательному хранению, что установлено законодательством РФ. Эти обстоятельства позволяют отнести данные документы к предмету преступления, предусмотренному комментируемой статьей. Аналогично должен решаться вопрос и в отношении иных документов.

Говоря о втором предмете преступления, следует обратить внимание и на то обстоятельство, что закон говорит о документах как предмете преступления только в том случае, если на их основании были внесены запись или изменение в Единый государственный реестр. А если такие записи не производились? В этом случае буквальное толкование закона позволяет говорить об отсутствии предмета преступления.

3. Объективная сторона преступления выражается в действии, но ее содержание будет различаться в зависимости от того, что является предметом преступления.

Что касается Единого государственного реестра, то объективная сторона преступления может заключаться только во внесении в него заведомо недостоверных сведений. Характер сведений, подлежащих внесению в Единый государственный реестр, является разным в зависимости от вида реестра. Так, в государственный реестр юридических лиц включаются сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а именно полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке; организационно-правовая форма; адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица; способ образования юридического лица (создание или реорганизация); сведения об учредителях (участниках) юридического лица и т.д.

Недостоверные сведения — это сведения, полностью или частично не соответствующие действительности, искажающие ее. Внесение таких сведений в Единый государственный реестр может быть осуществлено как на первоначальном этапе внесения сведений в реестр, так и на последующем этапе — дополнения или изменения ранее внесенных сведений.

В тех случаях, когда предметом преступления выступают документы, на основании которых были внесены запись или изменение в Единый государственный реестр, объективная сторона преступления выражается в уничтожении или подлоге документов.

Под уничтожением документов следует понимать любое действие, результатом которого будет являться приведение документа в полную негодность (сожжение, воздействие кислотой и т.п. действия). Уничтоженный документ не подлежит восстановлению и не может использоваться в качестве документа.

Подлог является обобщающим понятием, включающим в себя как внесение в документ заведомо ложных сведений, так и внесение в документ исправлений, искажающих его действительное содержание.

Внесение в документ заведомо ложных сведений имеет место в случае, когда в подлинный по своей форме документ (т.е. сохраняющий все внешние реквизиты) вносятся не соответствующие действительности сведения (так называемый интеллектуальный подлог). Также данное деяние может выражаться в нанесении на документ ложных реквизитов, например проставление даты, не соответствующей фактической дате составления документа, либо в подделке подписи на документе.

Внесение в документ исправлений, искажающих его действительное содержание, — это подчистка, дописка подлинного текста, совершение иных действий, в результате которых меняется содержание, информативная нагрузка документа (материальный подлог).

4. Тот факт, что законодатель, как отмечалось выше, поместил комментируемую статью в главу о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, позволяет говорить о том, что рассматриваемые действия (внесение заведомо ложных сведений, уничтожение, подлог) должны обладать связью со служебными полномочиями виновного лица и осуществляться именно в связи со служебными обязанностями. Отсутствие этой связи будет означать и отсутствие рассматриваемого состава преступления. В таком случае действия виновного при наличии соответствующих обстоятельств могут быть квалифицированы, например, по ст. 327 УК РФ.

5. Состав преступления, предусмотренного комментируемой статьей, является формальным. Преступление окончено с момента совершения действий, указанных в диспозиции нормы.

6. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуется виной в виде прямого умысла. Указание законодателя на заведомость знания виновным необходимых обстоятельств означает наличие точного знания недостоверности соответствующих сведений.

7. Субъект преступления — специальный. Субъектом внесения заведомо недостоверных сведений в Единый государственный реестр может быть только должностное лицо, а субъектом уничтожения или подлога документов может быть как должностное лицо, так и государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами.

8. Частью 2 комментируемой статьи установлена более строгая ответственность за рассмотренные деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору. Понятие группы лиц по предварительному сговору приведено в ч. 2 ст. 35 УК. Применительно же к составу преступления, предусмотренному комментируемой статьей, следует обратить внимание на наличие специального субъекта. С позиции формы соучастия это означает, что группу лиц могут образовать лишь субъекты, обладающие определенными признаками. Так, группу лиц применительно к внесению заведомо недостоверных сведений в Единый государственный реестр могут образовать лишь должностные лица, а группу лиц применительно к уничтожению или подлогу документов — государственные или муниципальные служащие, которые могут быть как должностными, так и не должностными лицами.

9. Особо квалифицированный состав образует любое из рассмотренных деяний, если оно повлекло тяжкие последствия. Понятие тяжких последствий относится к категории оценочных. Их наличие должно определяться в каждом конкретном случае.

Под тяжкими последствиями как квалифицирующим признаком преступления, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, следует, например, понимать такие последствия совершения преступления, как нарушение деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.

stykrf.ru

Что считается недостоверными сведениями

Недостоверными сведениями об организации признается любая информация, не соответствующая действительности:

  • Юридический адрес, по которому ООО в реальности не находится;
  • Руководитель, который уволен и уже не имеет соответствующих полномочий;
  • Неактуальный состав участников;
  • Размер уставного капитала и соотношение долей в нем, которые не подтверждаются бухгалтерскими данными и др.

В таких ситуациях недостоверность сведений в ЕГРЮЛ связана с нарушением срока внесений соответствующих изменений. Обычно причиной этого является бездействие руководителя, который должен своевременно подавать специальные формы для регистрации изменений.

 Правда, обвинять руководителя в нарушении своих должностных обязанностей не всегда правильно, если запись о недостоверности сведений внесена в связи с юридическим адресом. Здесь налоговики часто бывают необъективными, о чем мы расскажем ниже.

Кроме информации, которую ООО просто не внесло вовремя в реестр, недостоверными сведениями признаются массовый учредитель, руководитель, адрес. Критерии для признания массовости разработала ФНС, и они для юридических лиц таковы:

  • Для созданных до 01.08.2016 — если учредитель, руководитель, адрес имеет отношение к более чем 50 организациям;
  • Для созданных после 01.08.2016 – если учредитель или адрес имеют отношение к более чем 10 организациям, а руководитель управляет более чем 5 компаниями.

Для признания недостоверными содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, имеющему один из таких признаков массовости, никаких доказательств не требуется. Налоговики просто обнаруживают такое ООО по количественному признаку и вносят запись о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ.

В свое время, в начале 2000-х годов, ФНС допустила регистрацию сотен тысяч компаний-однодневок. Тогда еще не действовал механизм субсидиарной ответственности, и учредители рисковали всего лишь суммой минимального уставного капитала ООО. Естественно, что этим активно пользовались для создания налоговых схем, обналичивания денег, ухода от налогов, обмана партнеров.

Сейчас налоговые органы спешно наводят порядок в реестре юридических лиц. Количество исключенных из него организаций в связи с недостоверными сведениями достигает сотен тысяч, и еще больше стоят в очереди на исключение.

Это, разумеется, правильно, однако под удар также стали попадать действующие фирмы, которые реально заняты бизнесом, создают рабочие места и платят налоги. Любое ООО сейчас рискует получить письмо о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ. Чаще всего причиной этого становится информация об адресе общества.

В чем проблема юридического адреса ООО

Даже если вы не нашли свой юридический адрес в реестре массовых адресов, успокаиваться рано. Результаты проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице могут стать неприятным сюрпризом даже для ООО, много лет находящемуся в собственном помещении.

Причина заключается в толковании понятия юридического адреса, указанном в статье 54 ГК РФ. Согласно этим нормам адресом организации признается место нахождения единоличного исполнительного органа (руководитель, директор, управляющий, президент).

Проверяя достоверность сведений в ЕГРЮЛ об юридическом лице, налоговый орган зачастую трактует это понятие буквально – если директор находится в офисе, то сведения об адресе достоверны. Если же нет, то организация по этому адресу не находится.

Причем, сообщать о факте проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице налоговики не обязаны. Более того, визит в офис организации вообще не обязателен. Достаточно того, чтобы отправленное из инспекции письмо вернулось обратно как неполученное, или по стационарному офисному телефону не ответили на звонок. Это трактуется как отсутствие связи с организацией по заявленному юридическому адресу.

Кроме того, статья 9 (4.2) закона от 08.08.01 № 129-ФЗ позволяет проверять информацию об обществе и делать выводы в случае возникновения любых сомнений со стороны ФНС. Какими могут быть эти сомнения, можно только догадываться, потому что в уведомлении про недостоверность содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице налоговая инспекция это не указывает.

Высший Административный суд уже пробовал внести ясность в этот вопрос, указав в Постановлении Пленума от 30.07.2013 г. № 61, что «…адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица отражается в едином государственном реестре юридических лиц для целей осуществления связи с юридическим лицом».

Исходя из этого, если связь с организацией по юридическому адресу имеется, то директору совсем необязательно находиться на рабочем месте неотлучно. Увы, но налоговые органы с этим не согласны, в результате метку о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ получает легально действующее ООО.

Как узнать о достоверности сведений ЕГРЮЛ

Информация из реестра зарегистрированных юридических лиц является публичной. Полную выписку из ЕГРЮЛ можно получить только в налоговой инспекции за плату.

Но есть и более простой вариант – онлайн-сервис Федеральной налоговой службы, который выдает большинство данных об организации бесплатно. Для этого надо ввести в форму поиска один из кодов (ИНН/ОГРН) или наименование компании. Рекомендуем участникам и руководителя периодически проверять по своему ООО записи из ЕГРЮЛ в целях снижения бизнес-рисков. Этот же сервис можно использовать для проверки контрагентов.

А эта база данных ФНС предназначена для получения информации о физических лицах, являющихся массовыми участниками или руководителями.

Что делать, если в ЕГРЮЛ вы нашли себя в числе таких лиц в отношении организаций, в которых на самом деле не принимали никакого участия? Как правило, это результат мошеннических действий, использование паспортных данных без согласия физлица, подделка подписи.

В таком случае в налоговую инспекцию подается форма Р34001. Это заявление физического лица (фл) о том, что в отношении него внесены недостоверные сведения в государственный реестр. После получения такого заявления ИФНС в краткий срок проводит проверку и исключение из ЕГРЮЛ такой информации.

Как изменить сведения в реестре на достоверные

Если в ЕГРЮЛ сведения недостоверны, и вы обнаружили это самостоятельно, то надо незамедлительно изменить их на верные. Для этого в инспекцию подается одна из форм:

  • Р14001 – для информации, не изменяющей устав;
  • Р13001 – для сведений, включенных в устав.

Но часто уведомление представить в течение 30 дней достоверные сведения об организации направляют сами налоговики, и обычно это касается юридического адреса.

Выше мы уже писали, что обвинение в недостоверности адреса может не иметь под собой реальных оснований. В таком случае доказательствами достоверности контактов ООО может служить:

  • Договор аренды или пользования помещением;
  • Свидетельство о праве собственности на недвижимость;
  • Фотографии офиса с работающими сотрудниками;
  • Письма, полученные от госорганов и контрагентов;
  • Реклама и любые другие факты, доказывающие нахождение компании по этому адресу.
 Представлять такие объяснения лучше не почтой, а при личном визите к своему инспектору или начальнику ИФНС. В некоторых случаях юридический адрес придется даже сменить. Если же ваши пояснения не убедят налоговые органы, то в реестр вносится запись о недостоверности сведений.

Последствия внесения записи о недостоверности

Чем грозит получение из ЕГРЮЛ в отношении организации метки о недостоверности сведений о ней? Возможных негативных последствий несколько:

  1. Прекращение сотрудничества с партнерами, которые не смогут подтвердить расходы по сделкам, совершенным с такой компанией.
  2. Блокировка расчетного счета ООО по письму от налоговой инспекции в банк.
  3. Высокий риск проведения выездной налоговой проверки.
  4. Исключение из ЕГРЮЛ после того, как запись о недостоверности провисит там больше шести месяцев.
  5. Запрет для участника с долей свыше 50% и директора в течение трех лет создавать или руководить новыми организациями.

Таким образом, контроль сведений об организации в реестре и своевременное реагирование на запись о недостоверности обязателен для каждой компании, ведущей реальный бизнес.
Теперь вы знаете, что недостоверные сведения в ЕГРЮЛ помогут нажить немало проблем, и что ответственность юридического лица оценивается в хорошую копеечку. Подпишитесь на наши новости, чтобы узнать о работе малого бизнеса в РФ больше: никакого спама, только анонсы новых статей:

Введите Ваш e-mail:   

otkryt-ooo.ru

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за представление страхователем недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5% от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в ПФР за последние три месяца отчетного периода, за который представлены недостоверные сведения о застрахованных лицах. С января 2016 года в НК РФ введена ст. 126.1, которая также стала карать налоговых агентов штрафом в 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения. Однако и в этот раз законодатель не расшифровал понятие «недостоверные сведения». На практике это позволяет контролирующим органам налагать на организации штрафы, которые иначе как бессмысленными и беспощадными не назовешь.

Мягкий знак, вылившийся в твердую сумму

К примеру, ЗАО направило в ПФР сведения о начисленных и об уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и о страховом стаже застрахованного лица по форме СЗВ-6-4, в которых допустило ошибку в отчестве одного работника. В отправленном файле было написано «Игоревич», в то время как в базе ПФР работник числился как «Игорьевич».
За это ПФР оштрафовал ЗАО на 417458 руб. 67 коп.
Хорошо, что ЗАО обратилось в арбитражный суд. Там представителям ПФР и напомнили, что в п. 16 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79 сформулирована позиция, согласно которой размер штрафа, подлежащего взысканию за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены недостоверные сведения.
Управление ПФР рассчитало штраф, исходя из суммы начисленных страховых взносов в ПФР по всему обществу в целом. Между тем штраф должен быть исчислен от суммы страховых взносов за сотрудника общества с неправильно указанным отчеством за последние три месяца отчетного периода.
Примененный ПФР подход при исчислении штрафа не отражает позиции законодателя, обеспечивающей индивидуализацию мер ответственности. В ином случае, когда производится расчет штрафа исходя из общей суммы страховых взносов, уплачиваемых страхователем, размер ответственности фактически зависит не от тяжести совершаемого правонарушения, а от численности работников.
Данная правовая позиция поддержана судебной практикой, в частности Постановлением ФАС ПО от 13.09.2012 N А65-5196/2012.
В результате ЗАО отделалось штрафом в 100 руб. (решение АС Самарской области от 27.05.2015 N А55-1032/2015).

Бесконечный перечень недостоверностей

В подавляющем числе случаев суды соглашаются с трактовкой ПФР относительно недостоверности сведений. К примеру, АС Самарской области в решении от 27.05.2015 N А55-1032/2015 признал, что недостоверными сведениями является указание нулевого значения для страховой части пенсии для лиц моложе 1968 года рождения.
Нельзя указывать фонд оплаты труда работника свыше максимального размера выплат, на которые начисляются взносы.
АС Орловской области в решении от 22.01.2016 N А48-7618/2015 признал, что штраф положен за искажение сведений о страховом стаже работников, неотражение льготного периода работы, неверное указание кода условий труда, дающего право на льготное пенсионное обеспечение.
Ситуацию со штрафами усугубило и то, что действующая до 1 января 2015 года ст. 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах…» предполагала установление обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершение правонарушения, причем перечень смягчающих обстоятельств носил открытый характер.
С принятием Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ указанная статья Закона N 212-ФЗ утратила силу, а его ст. 39 «Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки» подверглась изменениям, по смыслу которых выявляются только обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения (п. 4 ч. 6 ст. 39). Выявлять же обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, и учитывать их при назначении наказания руководитель органа контроля за уплатой страховых взносов не должен, в связи с чем и суд по буквальному смыслу названных законоположений при проверке законности и обоснованности решения о привлечении к ответственности также не может учесть такие обстоятельства и снизить размер назначенного наказания. Соответствующие изменения внесены положениями подп. «а» п. 22 и п. 24 ст. 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ.
Вместе с тем Постановлением КС РФ от 19.01.2016 N 2-П подп. «а» п. 22 и п. 24 ст. 5 Закона N 188-ФЗ как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом N 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.
Одновременно в данном Постановлении КС РФ указано, что в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П, и с учетом особой роли суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом N 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке.
Если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
АС Тамбовской области в решении от 16.03.2016 N А64-6774/2015 учел, что представление в ПФР детским садом недостоверных сведений в отношении стажа работников не привело к каким-либо материальным последствиям, учреждением были внесены соответствующие исправления в сведения персонифицированного учета. Также суд учел правовой статус и порядок финансирования муниципального бюджетного образовательного учреждения. Исходя из принципов справедливости и соразмерности при назначении наказания размер штрафа был снижен в десять раз.

Кто не успел, тот не опоздал

Пунктами 34, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н) установлено, что в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом ПФР предусмотрено представление корректирующих сведений.
Для этого установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня получения страхователем уведомления ПФР об устранении имеющихся расхождений.
ООО в двухнедельный срок с корректировками не уложилось.
Однако 17 ААС в Постановлении от 17.05.2016 N А60-458/2016 установил, что ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ не предусматривает ответственности за нарушение срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах, а также за отказ в представлении подобных сведений.
В соответствии с Определением ВАС РФ от 28.05.2012 N ВАС-6350/2010 представление корректирующих индивидуальных сведений с нарушением установленного срока не образует состава правонарушения.

Хотя и неполно, зато достоверно

Много споров возникло из-за ситуации, когда представители ПФР в ходе проверки доначисляют страховые взносы на какие-либо выплаты, произведенные работникам. Так, ООО были начислены взносы на сумму пособия по временной нетрудоспособности, которую ФСС не принял к зачету.
При этом ПФР заявил, что страхователь на момент представления сведений в ПФР обладал всеми необходимыми сведениями и документами (больничными листами) для правильного исчисления страховых взносов, в связи с чем представил в ПФР заведомо недостоверные сведения, тем самым занизив базу для исчисления страховых взносов.
Однако большинство судов с таким подходом не соглашаются.
Страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
В то же время обязанности страхователя по представлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон N 27-ФЗ не предусматривает.
При указанных обстоятельствах оснований для привлечения страхователя к ответственности по ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ у ПФР не имеется.
Признание Пенсионным фондом каких-либо сумм объектом обложения страховыми взносами образует состав правонарушения по ст. 47 Закона N 212-ФЗ и не образует состава по ст. 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку данные суммы не учитывались страховщиком в качестве дохода работников, не включались им в базу обложения страховыми взносами.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 N 7828/12, от 14.05.2013 N 17744/12, Определениях ВС РФ от 06.02.2015 N 310-КГ14-7893 и от 16.02.2015 N 310-КГ14-8303.

отрасли-права.рф


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.