Финансовое стимулирование это

Похожие главы из других работ:

Таким образом, проведенный анализ показал, что в Российской Федерации наблюдается рост расходов по всем видам источников финансирования, направленных на совершенствование системы здравоохранения, поддержку института семьи и стимулирование рождаемости. Однако проблемы высокого уровня смертности и низ

Список литературы 1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (в ред. от 27.05.2011). 2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ в сети Интернет http:// www.gks.ru. 3. Александров И.М…

2.3 Мониторинг и стимулирование выполнения бизнес-плана

Стимулирование — это обеспечение действий сотрудников фирмы по выполнению плана…

1.1.1 Субъекты малого предпринимательства

Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений)…

1.1.4 Государственная поддержка малого предпринимательства, согласно Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства».

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям: — формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; — создание льготных условий использования субъектами малого…

2. Развитие малого предпринимательства

По данным Госкомстата России количество малых предприятий по состоянию на 01.10.06 г. (далее — МП) составило 880,6 тыс., что на 4,5% выше соответствующего показателя прошлого года, а также превысило уровень, характерный для периода…

Налоговое стимулирование малого бизнеса в зарубежных странах

Развитые страны Запада придают большое значение развитию малого бизнеса, достигая в этом деле исключительных результатов, не сопоставимых с российскими. Так в развитых странах Евросоюза более 90 % частных фирм — малые и средние…

3.1 Налоговое стимулирование охраны природопользования в развитых странах

Во многих странах мира действуют системы экономического стимулирования природоохранной деятельности в виде платежей за загрязнение окружающей среды, экологических налогов и их сочетания…

1.3 Стимулирование создания малых форм хозяйствования , как стратегическое направление развития АПК

За время проведения рыночных реформ КФХ и МФХ стали неотъемлемой частью сельского хозяйства…

1.3 Налогообложение малого предпринимательства в РФ

Упрощенная система налогообложения устанавливает свои элементы налогообложения, а также критерии определения налогоплательщиков, которые имеют право ее применять. Данная система регулируется в соответствии с главой 26…

Глава 2. Текущее финансовое планирование и финансовое прогнозирование

1.2 Система оплаты труда, стимулирование и социальные льготы на предприятии

В ООО «Нефтепромсервис» труд работников оплачивается по сдельно-повременной и повременно — премиальной форме оплаты труда…

2. Финансовое прогнозирование и финансовое планирование

Прогнозирование показателей финансового плана При составлении финансового плана, как правило, изначально прогнозируются показатели оперативного плана и отчета о прибылях и убытках…

1.2 Сущность предпринимательства

Предпринимательство (предпринимательская деятельность) всегда являлась одним из важнейших предметов экономической науки, поскольку именно предприниматель является главным действующим лицом рыночного хозяйства…

2.3.3 Кадровая политика и стимулирование работников

Правильно подобранное руководство и рабочая группа является основной составляющей частью успеха. Именно от людей, составляющих организацию, зависит, будет ли предприятие процветать или закроется, не просуществовав и года…

1.3 Правовое регулирование предпринимательства

Вопрос о правовых основах государственного регулирования предпринимательства не может быть раскрыт без характеристики содержания принципов осуществления такой политики…

fin.bobrodobro.ru

Финансовые стимулы — экономические рычаги,

действие которых связано с материальными интере-

сами субъектов хозяйствования. При стимулировании

качественной стороны финансы используют в общест-

венном производстве в направлении обеспечения

экономических интересов, стимулов. При этом преоб-

ладает качественное стимулирование экономики.

Выделяют группы финансовых стимулов:

1) финансовые стимулы, которые позволяют

обеспечить выбор наиболее эффективных на-

правлений инвестирования ресурсов в общест-

венное производство. В этой связи важно пра-

вильно разработать целевые программы и обеспечить

их достаточными ресурсами (с помощью бюджета).

При выборе основных направлений инвестирования

средств большое внимание уделяется показателям

финансоемкости и финансоотдачи. Они являются кри-

териями для выработки целевых программ. При этом

важным резервом роста финансовых ресурсов вы-

ступает улучшенная воспроизводственная структура

финансовых ресурсов стоимости общественного про-

дукта. Так как основным источником финансовых ре-

сурсов является добавочный капитал (прибыль), то

чем выше доля прибыли в стоимости общественного

продукта, тем выше резервы роста финансовых ре-

сурсов;

2) использование специальных поощрительных

фондов;

3) финансовые стимулы, связанные с бюджетны-

ми методами интенсификации производства.

Бюджетные стимулы действуют в форме льгот по на-

логам, полного или частичного освобождения от от-

дельных налогов. Стимулирующий характер системы

бюджетного финансирования состоит в поддержке

высокоэффективных или социально значимых проек-

тов. Стимулирующее значение имеет и система фи-

нансовых льгот и санкций. Льготы могут предостав-

ляться для финансирования мероприятий по разви-

тию новых высокотехнологичных производств,

развития НТП, проведения природоохранных меро-

приятий. Система санкций может применяться за на-

рушение договорных условий, расчетной и финансо-

вой дисциплины. Проводя активную финансовую

политику, государство может использовать бюджет-

ные доходы и расходы для стимулирования производ-

ства. Чтобы бюджетные доходы превратились в бюд-

жетные стимулы, нужно, чтобы каждый вид платежа

выполнял не только фискальную, но и стимулирующую

функцию;

4) специальные финансовые льготы и санкции.

Большое значение имеет выработка финансового

механизма для выполнения финансовой политики. Учет

условий в процессе проведения финансовой политики

требует выявления соответствующих приемов и мето-

дов, необходимых для реализации поставленных задач,

связанных с социальным обеспечением, регулировани-

ем налогов, развитием научно-технического прогресса,

решением проблем производственного процесса, обес-

печение финансовыми ресурсами целевых программ,

развитие хозяйства всех регионов. Реализация финан-

совой политики осуществляется с помощью финансо-

вого механизма. Финансовый механизм включает в себя

виды, формы и методы организации финансовых отно-

шений и способы их количественного определения. Мно-

жество финансовых взаимосвязей предопределяет раз-

личные формы и методы организации.

finances.social

По мере развития рыночных отношений в нашей стране возрастает роль экономического стимулирования, осуществляемого с помощью различных стоимостных рычагов. В их составе важное место принадлежит финансам, обладающим в силу распределительной природы большими возможностями воздействия на факторы производства и весь воспроизводственный процесс в целом.

Финансовое стимулирование является одним из методов регулирования народнохозяйственных пропорций и развития общественного производства. Для того чтобы влиять на воспроизводственный процесс, любой финансовый стимул должен быть органично увязан с производственной деятельностью предприятий. Именно здесь, в низовом звене хозяйствования, создается общественный продукт и национальный доход, для обеспечения максимального роста которых как раз и формируются финансовые стимулы.

Финансовые стимулы – это такие организационные формы финансовых отношений, с помощью которых можно влиять на материальные интересы субъектов хозяйствования.

В составе финансовых стимулов развития производства и повышения его эффективности можно выделить:

— эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов;

— поощрительные фонды;

— бюджетные стимулы интенсификации производства;

— финансовые льготы и санкции.

Для того чтобы непосредственно и эффективно воздействовать на производство, важно выбрать и обеспечить наиболее эффективные направления вложения финансовых ресурсов, т.е. предусматривать инвестирование средств на расширение возможностей выпуска продуктов с высокой финансовой отдачей, развитие новых технологий, совершенствование воспроизводственной, отраслевой, территориальной структуры общественного производства, повышение профессионального уровня трудовых ресурсов.

Важное значение в экономическом стимулировании имеет система формирования и использования хозяйствующими субъектами специальных поощрительных фондов – материального поощрения, социального развития и др. Они образуются на предприятиях и призваны побуждать работающих к более эффективному труду, заинтересовывать их в улучшении конечных результатов деятельности, росте производства и повышении его эффективности. Достигается это с помощью специального подбора источников образования фондов стимулирования, особого порядка и принципов их формирования и использования.

Важную роль в развитии производства и повышения эффективности играют бюджетные стимулы. Их особенностью в отличии от других стимулов является то, что субъектом стимулирования является государство. В качестве экономических стимулов могут выступать как система платежей предприятий в бюджет (налогообложение предприятий), так и система бюджетного финансирования. Система платежей предприятий в бюджет основана на тесной увязке фискального, регулирующего и стимулирующего назначения разных видов налогов. Стимулирующее воздействие на условия хозяйствования бюджетного финансирования осуществляется посредством использования особых принципов финансирования, применения разных форм и методов предоставления субъектам хозяйствования бюджетных ассигнований. Именно с помощью принципов, форм и методов финансирования государство влияет на режим расходования средств в народном хозяйстве.

Важная роль в развитии экономики принадлежит системе финансовых льгот и санкций. Финансовые льготы расширяют возможности эффективного инвестирования денежных ресурсов в производство, благодаря чему создаются более благоприятные условия для его роста и совершенствования. Это обусловлено тем, что налоговые льготы, сокращая налоговую нагрузку на предприятии, позволяют высвободить дополнительные финансовые ресурсы. Санкции же усиливают материальную ответственность субъектов хозяйствования за конечные результаты деятельности, нарушение требований договорной, расчетной и финансовой дисциплины. Система финансовых льгот и санкций повышает заинтересованность сторон по договору в укреплении их отношений и повышении двусторонней ответственности за выполнение условий по поставкам продукции.

studfiles.net

Так кредит рассматривается, как:

1. взаимоотношения между кредитором и заемщиком;

2. возвратное движение стоимости;

3. движение платежных средств на началах возвратности;

4. движение ссуженной стоимости;

5. движение ссудного капитала;

6. размещение и использование ресурсов на началах возвратности и др. Преимущества этих и других определений состоит в том, что каждое из них охватывает ту или иную сторону сущности кредита. Недостаток их заключается в том, что каждое из них в известной степени является ограниченным, не выражает всей сущности данной экономической категории.

Рассмотрев сущность таких категорий, как финансы и кредит, необходимо выделить общие черты присущие обеим категориям, а также рассмотреть их основные отличительные моменты.

Общие черты, присущие обеим категориям (перераспределение стоимости), говорят об их близости, но вместе с тем характер их функционирования существенно различается.

Финансы и кредит как экономические категории тесно взаимосвязаны. Кредит, в чистом виде понимаемый как банковский кредит, не зависит от государства. Его роль в воспроизводственном процессе определена как способ покрытия временного разрыва между доходами и расходами, способ покрытия потребностей на модернизацию производства, пополнение оборотного капитала и т.д. Но в то же время кредит — это важнейшая форма покрытия дефицита бюджета и бюджетного кассового разрыва (когда необходимы услуги банков для покрытия расходов бюджета до поступления очередных доходов). В свою очередь, если бюджетные средства хранятся на счетах коммерческих банков, то это важнейший ссудный источник для банков. Кредитование отличается от финансирования своей возвратностью и платностью. В то же время в обоих случаях это движение денежных средств. И кредит, и финансы не выходят за рамки денежных отношений (даже товарный кредит имеет денежную основу и форму). В отдельных государствах кредитное регулирование со стороны государства приобретает форму, делающую взаимозависимость финансов и кредита еще более тесной [9, С. 27].

Наличие общих черт у финансов и кредита предопределяет их тесную взаимосвязь и взаимодействие в перераспределительном процессе. Особенно ярко это проявляется в комплексном использовании финансовых и кредитных ресурсов. Как для предприятий (в случае недостатка финансовых ресурсов для нормального осуществления производственного процесса и расширения производства, привлекаются банковские кредиты), так и для кредитных учреждений (временно свободные финансовые ресурсы предприятий и хозяйственных организаций хранятся на счетах в банках, что позволяет использовать их в качестве кредитных средств для удовлетворения потребностей расширенного воспроизводства, в рамках народного хозяйства в целом) [14, Гл.5].

Так же, общим для финансов и кредита является то, что и в том и в другом случае происходит движение стоимости в ее денежной форме. Однако характер и содержание этого движения различны. Кредит в отличие от финансов функционирует на возвратной основе (любая ссуда должна быть возвращена кредитору по окончании строго установленного срока).

Возвратность как специфическая черта, присущая только кредиту, обусловливает отличия в характере, источниках и направлениях использования кредитных ресурсов по сравнению с финансовыми ресурсами.

По характеру: кредитные ресурсы выражают «разорванное» во времени движение стоимости от кредитора к заемщику и обратно; финансовые — формирование и использование централизованных и децентрализованных фондов.

По мнениям учёных: источником финансовых ресурсов государства являются национальный доход, часть национального богатства, общегосударственные резервы. Финансовые ресурсы формируются из доходов и накоплений, образующихся на стадии стоимостного перераспределения. Источник кредитных ресурсов — временно свободные денежные средства предприятий, учреждений, организаций, органов государственного управления и населения.

Кредитные ресурсы предоставляются заемщикам на определенный срок на условиях возвратности и платности; финансовые бесплатно и без оговаривания условий их возвращения. И, в отличие от финансов кредит имеет более тесную связь с денежным оборотом: с его помощью удовлетворяются потребности субъектов хозяйствования в платежных средствах, необходимых для обращения; происходит регулирование находящихся в обороте денежных средств.

Функционирование финансов способствует созданию и росту кредитных ресурсов; функционирование кредита, в свою очередь, позволяет формировать финансовые ресурсы в распоряжении субъектов хозяйствования и государства, в том числе через финансовый рынок [14, Гл.5].

Взаимосвязь финансов и кредита ярко проявляется в банковском проценте, непосредственно связанном с существованием и функционированием кредита. Платность кредита приводит к тому, что банк за предоставление ссуды взимает процент или, наоборот, уплачивает его хозяйственным организациям, предоставившим свои свободные средства ему во временное пользование. В свою очередь источником выплаты процентов за использование привлеченных средств является доход банка; его формирование и использование опосредуется финансовыми отношениями.

Тесная взаимосвязь этих двух экономических категорий, действующих на стадии стоимостного перераспределения, вызывает необходимость их комплексного использования в системе хозяйствования.

Граница между финансовыми и кредитными отношениями отличается большой подвижностью, хотя и обозначается достаточно четко в каждом конкретном акте движения денежной формы стоимости. Обладая самостоятельностью, эти отношения функционируют, предполагая и, дополняя друг друга. Они настолько тесно взаимосвязаны, что могут быть определены как финансово-кредитные отношения, а формы и методы их использования в процессе управления экономикой — как финансово-кредитный механизм.

Так как на сегодняшний день нет единого определения финансов и кредита, то невозможно дать и единого определения финансово-кредитному механизму. Отсутствие единой, твердо устоявшейся точки зрения на ряд вопросов имеющих непосредственное отношение к этой проблеме (дискуссии по вопросам сущности, принципов, функций финансов), не позволяют дать единого определения финансово-кредитного механизма.

В условиях развития рыночных отношений особое место среди функций финансов занимает стимулирующее. Раньше даже в специальной справочной литературе эта функция не упоминалась [15].

Главным компонентом механизма действия финансово-кредитного стимула выступает связь между объектом стимулирования и формами материального поощрения. Большое значение имеет не только правильный выбор объекта стимулирования, но и формы материального поощрения. Последняя должна быть ощутимой для субъекта стимулирования, способствовать реализации экономического интереса предприятия. Формами материального поощрения являются налоговые льготы, финансовые санкции, определенные способы формирования бюджетных доходов, создание специальных фондов. Они должны способствовать развитию перспективных отраслей производства, обеспечению договорной дисциплины, привлечению инвестиций, повышению конкурентоспособности рабочей силы, а также росту валового внутреннего продукта, что, в свою очередь, обуславливает улучшение благосостояния населения [17].

Стимулирование в финансово-кредитном механизме выражается в использовании финансовых стимулов для повышения эффективности производственного и торгового процессов.

Стимул (лат. Stimulus буквально — остроконечная палка, которой погоняли  животных) — это побуждение к действию, побудительная причина. Финансовые стимулы воздействуют как на трудовую деятельность отдельного работника (его инициативу творческую активность и  производственную дисциплину и т. п.), так и на эффективность  производственного и торгового процессов (получение чистой  прибыли, т. е, прибыли, остающейся в распоряжении хозяйствующего субъекта, доходов от вложения капитала, снижение стоимости заемного капитала и др.)

Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется различными методами:

  • через эффективное вложение финансовых ресурсов;

  • создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);

  • использование бюджетных стимулов (представление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);

  • использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т.п.).

Вообще, отношения с финансово-кредитной системой многообразны. Прежде всего, это отношения с бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами, связанные с перечислением налогов и отчислений, а также отношения с учреждениями инфраструктуры финансового рынка (кредитными организациями, страховыми компаниями, фондовыми и валютными биржами, инвестиционными фондами и компаниями и т.п.).

Кредитное стимулирование функционирует через кредитный механизм, представляющий собой:

  • систему связей по аккумуляции и мобилизации денежных капиталов между кредитными институтами и различными секторами экономики;

  • отношения, связанные с перераспределением денежного капитала между самими кредитными институтами в рамках действующего рынка капитала;

  • отношения между кредитными институтами и иностранными клиентами.

Кредитный механизм включает в себя также все аспекты ссудной, инвестиционной, учредительской, посреднической, перераспределительной деятельности кредитной системы в лице ее институтов.

Выделяют следующие виды кредитов.

  1. Банковский кредит предоставляется банками и другими кредитно-финансовыми институтами юридическим лицам, населению, государству, иностранным клиентам в виде денежных ссуд. Банковский кредит превышает границы коммерческого кредита по направлению, срокам, размерам и имеет более широкую сферу применения. Замена коммерческого векселя банковским делает этот кредит более эластичным, расширяет его масштабы, повышает обеспеченность. Банковский кредит носит двойственный характер: он может выступать как ссуда капитала для функционирующих предприятий, компаний либо в виде ссуды денег, т. е. как платежное средство при уплате долгов. По мере развития и расширения кредитной системы увеличиваются темпы роста банковского кредита. В настоящее время существует несколько форм банковского кредита.

  2. Государственный кредит — кредитные институты государства кредитуют различные секторы экономики. Во втором случае государство заимствует денежные средства у банков и других кредитно-финансовых институтов на рынке капиталов для финансирования бюджетного дефицита и государственного долга. При этом, кроме кредитных институтов, государственные облигации покупают население, юридические лица, т. е. различные предприятия и компании. Применительно к данной работе значим только первый случай.

  3. Ссудный кредит.

  4. Коммерческий кредит предоставляется одним функционирующим предприятием другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием такого кредита является вексель, оплачиваемый через коммерческий банк. Особенность коммерческого кредита состоит в том, что ссудный капитал здесь сливается с промышленным. Главная цель такого кредита — ускорить процесс реализации товаров и заключенной в них прибыли. Процент по коммерческому кредиту, входящий в цену товара и сумму векселя, как правило, ниже, чем по банковскому кредиту. Размеры коммерческого кредита ограничиваются величиной резервных капиталов, которыми располагают промышленные и торговые компании.

  5. Потребительский кредит, как правило, предоставляется торговыми компаниями, банками и специализированными кредитно-финансовыми институтами для приобретения населением товаров и услуг с рассрочкой платежа. Обычно с помощью такого кредита реализуются товары длительного пользования. Срок кредита — до года, процент — от 10 до 25.В случае неуплаты по нему имущество изымается кредитором.

works.doklad.ru

ФИНАНСОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИКЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

стимулирование, осуществляемое при помощи таких экономических категорий, как финансы, цена, кредит, денежное довольствие и заработная плата. Наиболее эффективным его инструментом являются финансы, поскольку использование распределит. функции финансов способствует формированию соотв. целевых фондов ден. средств, из к-рых осуществляется стимулирование: определ. направлений деятельности Вооруженных Сил (боевой подготовки, материально-технич. обеспечения, хоз. деятельности войск и сил флота, удовлетворения потребностей личного состава); развития и совершенствования соотв. структурных элементов военной организации (видов Вооруженных Сил, родов войск, военных округов, объединений, соединений и воинских частей); укрепления финанс. дисциплины (путем возможного отзыва выделенных ден. средств и их аннулирования, приостановления финансирования и др.). Использование Ф.с. позволяет усиливать материальную заинтересованность военнослужащих в достижении высоких показателей в боевой подготовке, воспитании личного состава и укреплении воинской дисциплины, обеспечении экономного и целесообразного использования гос. средств, выделяемых на нужды обороны. Стимулирование ценой может использоваться путем предоставления пр-тиям, производящим для МО РФ товары и оказывающим ему услуги, определенных льгот (по аренде производств. площадей, оборудования и т.д.), в силу чего они обязываются поставлять МО РФ товары (услуги) по пониженным ценам. Ф.с. может осуществляться путем предоставления Банком России МО РФ, его унитарным пр-тиям беспроцентных кредитов или кредитов по пониженным ставкам на развитие отд. отраслей, направлений деятельности Вооруженных Сил. В стимулировании воинского труда ведущую роль играет система денежного довольствия военнослужащих, призванная обеспечить поддержание высокой боевой готовности воинских частей и экипажей кораблей, повышение боевого мастерства и профессион. подготовки военнослужащих, стимулирование длительной и безупречной службы в Вооруженных Силах и службы в особых условиях, сохранность и надежную эксплуатацию вооружения и военной техники и др. Кроме того, существуют спец. премиальные фонды ден. средств, выплачиваемые как за счет сметы МО РФ, так и за счет внебюджетных источников. Среди финанс. источников по смете МО РФ, кроме фонда ден. довольствия военнослужащих и заработной платы гражданского персонала, наибольшее значение в стимулировании деятельности военнослужащих и гражданского персонала имеет наградной фонд. В соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ в отношении военнослужащих и в соответствии с Кодексом законов о труде РФ в отношении гражданского персонала применяется такой вид поощрения, как награждение ценными подарками и деньгами. Поощрение военнослужащих и гражданского персонала производится путем награждения их ценными подарками (в т.ч. именными), подарками или деньгами (ден. премией) за счет и в пределах ден. средств, выдел. в установл. порядке по бюджетной статье «Наградной фонд» сметы МО РФ. Для этого вышестоящие командиры и начальники ежегодно утверждают план распределения по подчин. им войскам выдел. в их распоряжение ден. средств по наградному фонду. Решение о поощрении военнослужащих (гражданского персонала) оформляется приказом командира воинской части. В приказах о поощрении ценными подарками или деньгами указывают достижения, послужившие основанием для принятия решения о награждении, наименование и стоимость ценного (в т.ч. именного) подарка, размер ден. награды (ден. премии). Командиры воинских частей, к-рым предоставлено право поощрения подчин. военнослужащих и гражданского персонала, при принятии решения о награждении обязаны исходить из стоимости вручаемого ценного подарка или суммы денег, к-рая не должна превышать: для командира полка (командира корабля 1-го ранга) – 5 МРОТ, для командира дивизии – 8, для командира корпуса (командира эскадры) – 10; для командующего армией (командующего флотилией) – 12, для командующего войсками округа (флотом) – 15, для главнокомандующего видом Вооруженных Сил РФ – 20 МРОТ. В основе материального стимулирования гражданского персонала лежат: выплаты, входящие в систему заработной платы, в т.ч. премии за осн. результаты деятельности (за месяц, квартал); установление стимулирующих надбавок (за выполнение особо важных (срочных) работ на срок их проведения, за особый режим работы); выплаты вознаграждения по результатам работы за год. Порядок и условия премирования (категории работников, подлежащих премированию, периодичность выплаты и размеры премий, показатели премирования, условия, при к-рых работники не представляются к премированию) устанавливаются коллективным договором или положением о премировании, утверждаемым командиром воинской части по согласованию с выборным профсоюзным органом, исходя из конкретных условий и задач, стоящих перед воинской частью (подразделением). Основанием для выплаты премий, надбавок, вознаграждения по итогам работы за год является приказ командира воинской части с указанием конкретного размера этих выплат каждому работнику. Размер премий, надбавок стимулирующего характера, вознаграждений по итогам работы за год и материальной помощи, выплачиваемых отд. работнику, не должен превышать 6-месячный фонд заработной платы. Использование на эти цели средств из фонда заработной платы, получ. от высвобожд. численности работников, по вакантным должностям, за период болезни работников, нахождения в отпусках по уходу за ребенком без сохранения заработной платы, не допускается. Командир воинской части по согласованию с выборным профсоюзным органом ежегодно утверждает фонд материального стимулирования и материальной помощи (в размере не более 6-месячного фонда заработной платы) и организует ежемесячный учет его использования. Гражданскому персоналу выплачивается также единоврем. ден. вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года в размере 2 должностных окладов (тарифных ставок). К военнослужащим и гражданскому персоналу Вооруженных Сил, кроме стимулирующих выплат, входящих в фонд ден. довольствия военнослужащих и заработной платы гражданского персонала, а также наградного фонда, могут применяться др. выплаты: за счет сметы МО РФ (напр., премии за экономию горючего и жидкого топлива, за регенерацию отработ. масел, за изобретения и рационализаторские предложения, за экономию твердого топлива и газа); за счет внебюджетных средств (на премирование личного состава, участвующего в работе подсобного хоз-ва, за сбор и сдачу вторичного сырья, в т.ч. шин, бумаги, масел, нефтепродуктов, драгоц. металлов в ломе и отходах, лома черных, цветных металлов, отработ. аккумуляторов и т.д.).

Источник: Финансово-кредитный энциклопедический словарь

vocable.ru

Статья посвящена финансам хозяйствующих субъектов, механизмам мотивации производственного стимулирования. В статье раскрываются общие финансовые понятия, практическое применение финансовых механизмов стимулирования.

Финансы – это система денежных отношений в обществе, связанная с формированием и использованием денежных фондов при обороте денежных средств. Финансы хозяйствующих субъектов – составная часть единой системы финансов [1].

Финансы предприятий (организаций) – хозяйствующих субъектов представляют собой финансовые отношения, выраженные в денежной форме, возникающие при образовании, распределении и использовании денежных фондов и накоплений в процессе производства и реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг.

Финансовые отношения хозяйствующих субъектов характеризуются исключительным многообразием и группируются по следующим направлениям:

  • финансовые отношения, связанные с учреждением хозяйствующего субъекта, формированием его уставного капитала или уставного фонда, являющихся основным источником образования его активов и имущества при осуществлении уставной деятельности на первоначальном этапе;
  • финансовые отношения, связанные с производством и реализацией продукции, товаров и услуг, осуществлением многочисленных и разнообразных хозяйственных взаимосвязей с поставщиками и покупателями продукции;
  • финансовые отношения в связи с уплатой налогов и сборов, других платежей в бюджеты разных уровней и в государственные внебюджетные фонды, по поводу предоставления налоговых льгот, получения бюджетных средств;
  • финансовые отношения с банковскими организациями по поводу расчетно-кассового обслуживания, кредитования, оказания иных банковских услуг;
  • финансовые отношения с работниками организации, его инвесторами, собственниками по поводу оплаты труда, выплаты дивидендов по акциям и процентов по облигациям, иного использования доходов;
  • финансовые отношения, связанные с эмиссией и размещением ценных бумаг, долевым участием в осуществлении совместной деятельности с другими хозяйствующими субъектами;
  • финансовые отношения со страховыми организациями по поводу уплаты страховых взносов при страховании различных видов рисков в процессе осуществления хозяйственной деятельности и получения страхового возмещения при наступлении страхового случая; 
  • финансовые отношения по поводу перераспределения доходов и накоплений в связи с деятельностью организации в качестве интегрированного участника ассоциации, союза и т.п. [2].

Перечисленные виды финансовых отношений характеризуют содержание финансов хозяйствующих субъектов. Являясь едиными по сущности, в своем содержании они отражают реальные хозяйственные отношения, которые складываются в процессе их хозяйственной деятельности.

Функционирование финансов хозяйствующих субъектов обеспечивается применением соответствующего финансового механизма, который включает различные виды, формы и методы организации их финансовых отношений. В составе данного механизма важнейшими элементами являются принципы организации финансов хозяйствующих субъектов, организационно-правовые формы осуществления их деятельности, формы и методы изъятия части доходов в бюджет и внебюджетные фонды, организации кредитования, деятельности на финансовом рынке, страхования рисков и т.д.

Финансовый механизм состоит из взаимосвязанных блоков, способствующих организации, планированию и стимулированию использования финансовых ресурсов:

  • финансовые прогнозы, планы и балансы;
  • финансовые показатели;
  • финансовые нормы и нормативы;
  • нормативы распределения финансовых ресурсов;
  • фонды финансового обеспечения воспроизводства и стимулирования;
  • организация управления финансами, законодательные и нормативные акты, регулирующие финансовые отношения;
  • финансовый контроль [3].

Финансовый механизм воздействия на экономику представляет собой совокупность методов, рычагов, стимулов и санкций, используемых хозяйствующими субъектами в целях стимулирования производства, финансирования научно-технического прогресса, создания системы страховой защиты участников общественного воспроизводства.

Стимулирование в финансовом механизме выражается в использовании финансовых стимулов для повышения эффективности производственного и торгового процессов.

Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется следующими методами:

  • через эффективное вложение финансовых ресурсов;
  • через создание поощрительных фондов;
  • через использование бюджетных стимулов;
  • через использование финансовых санкций.

Роль финансов в функционировании экономических систем заключается в следующем:

  • финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства;
  • финансовое регулирование экономических и социальных процессов (заемные средства);
  • финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов (привлеченные или отвлеченные средства).

Роль финансов как экономической категории заключается в стимулировании производства, а также они выступают в роли инструмента, воздействующего на хозяйственный процесс – это происходит за счет распределения и управления финансами. В условиях, когда предприятия (организации) ведут свою финансово-хозяйственную деятельность на принципах хозяйственного расчета и самофинансирования, они имеют большую свободу в распределении доходов и прибыли. Государство лишь с помощью косвенных методов (налогов, сборов, тарифов, пошлин) может регулировать соотношение средств, используемых предприятиями на накопление и потребление.

Финансы используются и как инструмент экономического стимулирования, т.е. регулирования пропорций в производстве и распределения общественного продукта. В составе финансовых стимулов можно выделить рациональное направление инвестиционных средств, создание поощрительных фондов, использование бюджетных средств на развитие производства, установление финансовых льгот или применение финансовых санкций. Применяется широкий спектр финансовых отношений   между государством и хозяйствующими субъектами. Таким образом, финансовые отношения охватывают существенные стороны повседневной экономической жизни хозяйствующих субъектов.

Необходимость выполнения финансовых планов требует стимулирования их реализации. В условиях рыночной экономики преобладают экономические методы стимулирования. Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется различными методами:

  • через эффективное вложение финансовых ресурсов;
  • создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);
  • использование бюджетных стимулов (предоставление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);
  • использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т.п.) [4].

Контрольная функция финансов хозяйствующих субъектов играет важную роль в экономике предприятия: нельзя хозяйствовать без учета и контроля. Финансы, наряду с другими экономическими рычагами, играют важную роль в процессе управления экономикой, стимулирования роста производства и обеспечения необходимого контроля за рациональным использованием трудовых, материальных, природных и денежных ресурсов. Денежный контроль осуществляется не только внутри хозяйствующих субъектов, но и при его взаимоотношениях с другими субъектами, вышестоящими организациями и финансово-кредитными учреждениями. Внутри предприятия контролируются количество и качество труда, образование и использование основных, оборотных и поощрительных фондов. Во взаимоотношениях между хозяйствующими субъектами контроль происходит при оплате поставляемых товаров, оказанных услуг и выполненных работ, соблюдении договорных условий. При взаимодействии с финансовыми и кредитными органами контроль осуществляется при выполнении обязательств перед бюджетом, при получении и возврате банковских ссуд.

Хозяйствующий субъект, как правило, ставит своей целью получение прибыли, но не всегда ее извлекает. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства и оценивающим хозяйственную деятельность предприятия (оценочная функция). Прибыль оказывает стимулирующее воздействие на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия (стимулирующая функция). Прибыль является источником формирования бюджетных ресурсов и внебюджетных фондов (фискальная функция). Итак, наличие чистой прибыли, создающей стимулирующие условия хозяйственного развития предприятия при переходе к рынку, является важным фактором дальнейшего укрепления и расширения предпринимательской деятельности.

Финансы хозяйствующих субъектов играют важную роль в обеспечении устойчивого развития как отдельных субъектов, так и всего государства в целом.

 

ЛИТЕРАТУРA 

  1. Мельников В.Д. Основы финансов: учебник. – Алматы: LEM, 2005. – 560 с.
  2. Финансы хозяйствующих субъектов города Алматы: статистический сборник; под ред. Б. Каргулова.–  Астана: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2011. – 120 с.
  3. Ершов М.В. Валютно-финансовые механизмы в современном мире. – М.: Экономика, 2000. – 319 с.
  4. Задорожная А.Н. Финансы организации (предприятия): учебно-методический комплекс. – М.: Московский институт экономики, менеджмента и права. Центр дистанционных образовательных технологий (МИЭМП), 2010. – 200 с.

articlekz.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.