Должности педагогических работников


"Ответы на актуальные вопросы о профессиональных стандартах" (приложение к письму Общероссийского Профсоюза образования от 10.03.2017 N 122)

<*> Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 N 678. — См. Официальные документы в образовании. — 2013. — N 25. — С. 65 — 68. — Ред.

Приказ МИД России от 09.03.2017 N 3695 Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федерального государственного автономного учреждения и федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства иностранных дел Российской Федерации, по виду экономической деятельности "Образование


4. Штатное расписание образовательного учреждения утверждается руководителем образовательного учреждения и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) образовательного учреждения с учетом номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4381).

"Методические указания по заполнению формы "Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации, реализующей программы среднего профессионального образования, за 2016 г. (форма N СПО-Мониторинг)" (утв. Минобрнауки России 05.04.2017 N ЛО-47/06вн)

Отнесение работников к определенной категории руководящих работников, педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала производится в соответствии с Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций (утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 N 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»), с Приложением к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».


Постановление Правительства РФ от 07.04.2017 N 419 "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. N 466"

1. Педагогические работники, должности которых указаны в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей, осуществляющие обучение по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеразвивающим программам, за исключением должностей педагогических работников, указанных в пункте 5 настоящего раздела

Приказ Минобрнауки России от 09.11.2016 N 1387 О порядке и сроках представления образовательными организациями высшего образования, подведомственными Министерству образования и науки Российской Федерации, являющимися получателями грантов Президента Российской Федерации в области культуры и искусства, отчета о целевом использовании бюджетных ассигнований, выделенных для предоставления грантов Президента Российской Федерации в области культуры и искусства, и о результатах творческой деятельности

Педагогические работники, отнесенные к профессорско-преподавательскому составу и иные педагогические работники в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г.
678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4381) (конкретный перечень устанавливается локальным актом образовательной организации высшего образования, подведомственной Министерству образования и науки Российской Федерации, являющейся получателем гранта) <1>

Приказ ФСБ России от 27.08.2015 N 499 (ред. от 12.09.2016) Об утверждении квалификационных требований к уровню образования и стажу, необходимым для исполнения должностных обязанностей сотрудниками, назначаемыми на воинские должности профессорско-преподавательского состава образовательных организаций ФСБ России

<6> Согласно номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4381), для института, являющегося структурным подразделением образовательной организации.

Приказ Росстата от 01.09.2016 N 471 "Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных организаций"


Отнесение работников к определенной категории руководящих работников, педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала производится в соответствии с Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций (утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 N 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»), с Приложением к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Приказ Росстата от 17.08.2016 N 429 (ред. от 08.09.2017) "Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций, осуществляющих подготовку по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования"


Отнесение работников к определенной категории руководящих работников, педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала производится в соответствии с Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций (утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 N 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»), с Приложением к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Приказ Росстата от 10.08.2016 N 409 (ред. от 19.08.2016) "Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам и организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения"

Отнесение работников к определенной категории руководящих работников, профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного персонала производится в соответствии с Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций (утв.
становлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»), с Приложением к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования».

<Письмо> Минобрнауки России от 15.08.2016 N 07-3446 "О направлении информации"

Должности педагогических работников предусмотрены в разделе I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678.

legalacts.ru

Основные положения раздела КХД работников образовательных учреждений

КХД – основа для разработки любой должностной инструкции. В данном разделе содержатся:


  1. Перечень обязанностей работников образования по каждой конкретной должности;
  2. Уровень компетенции и необходимые знания;
  3. Права специалистов и служащих;
  4. Особенности организации труда для конкретных образовательных учреждений.

Девушка за ноутбуком

При необходимости увеличения эффективности труда, список должностных обязанностей может быть дополнен без необходимости повышения квалификации работником.

В п.9 КХД отмечается, что аттестационной комиссией может быть выдвинуто предложение о назначение лиц на должность не соответствующей его уровню подготовки при качественном выполнении должностных обязанностей в полном объеме.

В чём заключается особенность педагогической деятельности

Социальная значимость педагога определят особенности его деятельности. Схему работы можно определить как «человек человеку». Объектом здесь будет являться ученик, причем поведение объекта деятельности постоянно меняется.


Переоценить труд педагога сложно, ведь они закладывают основы в головы молодых школьников и студентов. Поэтому отличительной особенностью педагогической деятельности является и повышенная ответственность. В этой профессии, как ни в какой другой необходима нацеленность на результат. Философ Платон описывал деятельность педагога, сравнивая ее с работой башмачника.

Если башмачник будет плохим мастером своего дела, то у людей будет лишь некачественная обувь, плохая работа педагога станет причиной нескольких поколений глупых и необразованных людей. Также можно отметить, что при всей своей направленности на предоставление компетентных знаний и умений, преподаватель – это еще и социальный работник.

Можно смело заявить, что основными особенностями работы педагога являются: усиленная социальная направленность, ответственность перед обществом, нацеленность на результат, творческий подход, высокий уровень занятости, связанный с постоянной необходимостью повышения уровня мастерства, общение с молодежью и личностный рост.

Квалификационные характеристики должностей работников образования

Должностные обязанности:

  1. Организовывать обучение и воспитание учащихся, основываясь на специфике предмета и особенностей психологического и физического развития обучающихся. Отстаивать новые образовательные программы, методы и приемы, внедрение которых не противоречит федеральным образовательным стандартам.

  2. Формировать культурный образ личности, преподносить основы социального и морального облика гражданина.
  3. Оценивать результативность обучающихся по предмету.
  4. Соблюдать нормы поведения, уважать права и свободу, человеческое достоинство обучающихся.
  5. Следить за дисциплиной, посещаемостью и моральным обликом учащихся, не посягая на их честь и репутацию
  6. Обеспечивать безопасность обучающихся во время образовательного процесса, соблюдать правила пожарной и охрану труда.
  7. Участвовать в педагогических советах или иных собраниях учреждения. Вносить предложения по улучшению и модернизации учебного процесса в меру своей компетентности.
  8. Поддерживать обратную связь с родителями учащихся или лицами, выполняющими эту роль.

Что необходимо запомнить

Конкретные нормативные документы или специфические знания разрабатываются для каждого работника образовательной сферы отдельно, соответственно занимаемой должности.

Из общих необходимых знаний можно выделить следующие:

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании».
  2. Конвенцию о правах ребенка.

  3. Достаточные знания в педагогике, психологии, социологии и общетеоретических дисциплинах, чтобы корректно и квалифицированно решать вопросы, связанные с педагогическими, организационными и методическими задачами.
  4. Расписание занятий по своему профилю и поставленные учебные задачи.
  5. Современные тенденции в процессе педагогики, культуре, искусству согласно профилю.
  6. Правила пожарной безопасности и охраны труда.
  7. Основные нормативные акты в рамках компетенции.

Требования к квалификации

В требования к квалификации педагогических работников указаны критерии, по которым необходимо рассматривать возможность получения и повышения категории педагогов.

Требования соответствуют Типовому положению об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации. Работникам преподавательского состава необходимо иметь высшее профессиональное образование.

Уровни должностей работников образования

Должности руководителей

Руководитель образовательного учреждения осуществляет контроль над учреждением, основываясь на нормативно-правовых актах, уставе и федеральным законам. Он обеспечивает учебно-воспитательную деятельность и административно-производственную работу.

Регулирует реализацию стандарта обучения и отвечает за контингент набираемых обучающихся. Так же на нем лежит ответственность за формирование должностных инструкций и соблюдений норм и требований к учебному процессу.

Должности педагогических работников

Работники педагогических должностей несут ответственность за знания, передаваемые молодому поколению. Отвечают за моральный облик учащихся, а также обязаны своевременно осуществлять проверку знаний. Также отвечают за безопасность во время учебного процесса.

Коллектив

Педагоги должны следить за вверенным им инвентарем и производить плановые проверки. К ним относятся следующие профессии:

  • Учитель.
  • Преподаватель.
  • Педагог-организатор.
  • Социальный педагог.
  • Учитель-дефектолог и учитель-логопед (логопед).
  • Педагог-психолог.
  • Воспитатель, в том числе заведующий.
  • Работник библиотеки.
  • Старший вожатый.
  • Педагог дополнительного образования, в том числе заведующий.
  • Музыкальный руководитель.
  • Руководитель физического воспитания.
  • Методисты.
  • Инструктор-методист, в том числе заведующий.
  • Трудовой инспектор.
  • Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности.
  • Тренер-преподаватель, в том числе заведующий.
  • Мастер производственного обучения.

Должности учебно-вспомогательного персонала

Учебно-вспомогательный персонал часто может не иметь необходимой квалификации, но это не приветствуется в большинстве педагогический учреждений. Для них характерны пониженные требования к образованию.

Часто на такие должности нанимают стажеров или студентов с неоконченным высшим образованием.

  • Дежурный по режиму, в том числе заведующий.
  • Вожатый.
  • Помощник воспитателя.
  • Младший воспитатель.
  • Секретарь учебной части.
  • Диспетчер образовательного учреждения.

Квалификационные характеристики должностей работников образования: примеры

Должность руководителя:

Руководитель образовательного учреждения (директор, заведующий, начальник).

ДО: Осуществляет непосредственное управление учреждением образования в соответствии с действующим законодательством РФ.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее образование по направлениям «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом». Стаж работы в педагогической сфере или на руководящих должностях не мене 5 лет.

Должность педагогического работника:

Учитель.

ДО: Обучает и воспитывает учащихся, принимая во внимание их психолого-физиологические особенности и специфику предмета, который преподается. Занимается формирование культуры личности, социализацией учащихся.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее или среднее образование, направление «Образование и педагогика» либо, образование соответствующее специфике преподаваемого предмета. Требований к стажу нет.

Должность учебно-вспомогательного персонала:

Вожатый.

ДО: Участвует в работе по развитию детского коллектива в различных учреждениях. Работает с детьми разного возраста, в учреждениях оздоровления и образования.

ДЗ: Законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, Конвенцию о правах ребенка. Основы психологии и педагогики. Специфику работы с детьми.

ТК: Среднее полное (общее) образование, специальная подготовка в области образования и педагогики. Требований к стажу нет.

homeurist.com

В соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Номенклатура
должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций
(утв. постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678)

I. Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

1. Должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу

Ассистент

Декан факультета

Начальник факультета

Директор института

Начальник института

Доцент

Заведующий кафедрой

Начальник кафедры

Заместитель начальника кафедры

Профессор

Преподаватель

Старший преподаватель

2. Должности иных педагогических работников

Воспитатель

Инструктор-методист

Инструктор по труду

Инструктор по физической культуре

Концертмейстер

Логопед

Мастер производственного обучения

Методист

Музыкальный руководитель

Педагог дополнительного образования

Педагог-библиотекарь

Педагог-организатор

Педагог-психолог

Преподаватель

Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности

Руководитель физического воспитания

Социальный педагог

Старший вожатый

Старший воспитатель

Старший инструктор-методист

Старший методист

Старший педагог дополнительного образования

Старший тренер-преподаватель

Тренер-преподаватель

Тьютор

Учитель

Учитель-дефектолог

Учитель-логопед

II. Должности руководителей образовательных организаций

1. Должности руководителей

Ректор

Директор

Заведующий

Начальник

Президент

2. Должности заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, иные должности руководителей

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника)

Руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения

Первый проректор

Проректор

Помощник ректора

Помощник проректора

Руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики

Советник при ректорате

Старший мастер

Ученый секретарь совета образовательной организации

Ученый секретарь совета факультета (института)

Примечания: 1. К должностям педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и должностям руководителей образовательных организаций относятся соответственно участвующие в образовательной деятельности директора институтов, начальники институтов, ученые секретари советов институтов, являющихся структурными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2. Наименование должности "логопед" предусмотрено для организаций сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

3. Должность "преподаватель", предусмотренная в подразделе 1 раздела I настоящего документа, относится к должностям профессорско-преподавательского состава в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ. Должность "преподаватель", предусмотренная в подразделе 2 раздела I настоящего документа, относится к должностям иных педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования.

4. Должность "тьютор" предусмотрена для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования.

5. Должность "президент" предусмотрена только для образовательных организаций высшего образования.

6. Должности "начальник факультета", "начальник института", "начальник кафедры" и "заместитель начальника кафедры" предусмотрены только для образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

www.garant.ru

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2017
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
II. ДОЛЖНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
  Руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения
  Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения
  Руководитель (заведующий, начальник, директор, управляющий) структурного подразделения
  Старший мастер
III. ДОЛЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
  Учитель
  Преподаватель
  Педагог-организатор
  Социальный педагог
  Учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед)
  Педагог-психолог
  Воспитатель (включая старшего)
  Тьютор
  Педагог-библиотекарь
  Старший вожатый
  Педагог дополнительного образования (включая старшего)
  Музыкальный руководитель
  Концертмейстер
  Руководитель физического воспитания
  Инструктор по физической культуре
  Методист (включая старшего)
  Инструктор-методист (включая старшего)
  Инструктор по труду
  Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности
  Тренер-преподаватель (включая старшего)
  Мастер производственного обучения
IV. ДОЛЖНОСТИ УЧЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ПЕРСОНАЛА
  Дежурный по режиму (включая старшего)
  Вожатый
  Помощник воспитателя
  Младший воспитатель
  Секретарь учебной части
  Диспетчер образовательного учреждения

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

2. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" ЕКС состоит из четырех разделов: I — "Общие положения", II — "Должности руководителей", III — "Должности педагогических работников", IV — "Должности учебно-вспомогательного персонала".

3. Квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов или служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

4. Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: "Должностные обязанности", "Должен знать" и "Требования к квалификации".

В разделе "Должностные обязанности" содержится перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по должностям служащих.

В разделе "Должен знать" содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе "Требования к квалификации" определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы.

5. При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников.

6. В целях совершенствования организации и повышения эффективности труда работников учреждения возможно расширение круга их обязанностей по сравнению с установленными соответствующей квалификационной характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.

7. При разработке должностных инструкций по должностям работников, относящимся к общеотраслевым должностям служащих, а также по должностям работников, свойственным другим видам экономической деятельности (медицинские работники, работники культуры: художественные руководители, дирижеры, режиссеры, балетмейстеры, хормейстеры, работники библиотек и др.), применяются квалификационные характеристики, предусмотренные для соответствующих должностей служащих с уточнением перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях.

8. Должностное наименование "старший" применяется при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность "старшего" может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.

9. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

bizlog.ru

Работа с основными документами

Номенклатура должностей педработников оформляется приказом руководителя, а запись производится в трудовой книжке принятого сотрудника. В том случае, если производятся изменения в должности, они также подтверждаются документально.

Список для сотрудников

Правительство РФ утвердило номенклатуру должностей педагогических работников, а также их основные обязанности. К таким сотрудникам относятся:

  • воспитатель;
  • инструктор по физкультуре;
  • по труду;
  • методист;
  • мастер производственного обучения;
  • концертмейстер;
  • музыкальный работник;
  • логопед;
  • педагог-психолог;
  • организатор;
  • библиотекарь;
  • педагог доп. образования;
  • преподаватель основ безопасности жизнедеятельности;
  • тьютор;
  • учитель.

В постановлении об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций специальность «логопед» предусматривается для тех организаций социального обслуживании и здравоохранения, которые проводят образовательную деятельность в дополнительном порядке.

Должность «тьютор» предусматривается для организаций, которые осуществляют педагогическую работу.

Руководящие должности

Рассуждая о том, как утверждается номенклатура должностей педагогических работников организаций, о должностях, остановимся на руководящих позициях. Таких как:

  • заведующий;
  • ректор;
  • начальник;
  • директор;
  • президент.

Помимо основных руководителей, утверждена номенклатура должностей педработников, в которой указаны их заместители. А именно:

  • проректор;
  • руководитель производственной практики;
  • помощник ректора;
  • старший мастер;
  • куратор производственной практики.

Кем утверждается номенклатура должностей педагогических работников? Например, должность «президент» существует в системе высшего образования, назначение подтверждается приказом ректора.

Должность «начальник кафедры» предусматривается лишь в тех образовательных учреждениях, которые реализуют программы в сфере обороны, безопасности, правопорядка.

Важные сведения

Кем утверждается номенклатура должностей педагогических работников? Постановление разработано Минобрнауки РФ в соответствии с законом об образовании.

В этом документе указан перечень специальностей, определены должностные обязанности специалистов.

Мы уже выяснили, кем утверждается номенклатура должностей педагогических работников, теперь остановимся на особенностях некоторых педагогических должностей.

Тьютор

Назначает такого специалиста директор школы (высшего заведения) на учебный год. У тьютора должно быть профессиональное высшее образование по направлению подготовки «педагогика», а также стаж работы не менее двух лет. Подчиняется такой специалист заместителю директора по УВР, курирующему тьюторскую деятельность.

Выяснив, кем утверждается номенклатура должностей педагогических работников, остановимся на должностных правах и обязанностях тьютора.

Обязанности:

  • организация процесса индивидуальной деятельности с обучающимися по выявлению, развитию, углублению познавательных интересов;
  • индивидуальное сопровождение талантливых школьников (студентов) в предпрофильном и профильном обучении;
  • взаимодействие с родителями (законными представителями) с целью корректировки индивидуального учебного плана, привлечения к научно-исследовательской деятельности;
  • консультации для всех участников образовательного процесса, касающиеся развития компетенций, коррекции универсальных учебных навыков;
  • владение современными педагогическими и информационными технологиями, позволяющими усовершенствовать УУН.

Тьютор помогает своим подопечным искать информацию для саморазвития, обеспечивает индивидуальные образовательные траектории для каждого школьника (студента).

Данный специалист сопровождает процедуру формирования личности обучающихся, дает им возможность оценить свои успехи и неудачи, найти способ выстраивания последующей траектории развития.

Именно тьютор определяет методику и перечень ориентационных и предметных курсов, ведет консультационную и информационную деятельность, подбирает оптимальный вариант структуры для реализации замыслов.

Требования к тьюторам

Такая должность появилась в отечественной системе образования после того, как в дошкольном, школьном, а также высшем образования РФ были введены федеральные образовательные стандарты второго поколения. Какие требования предъявляются к этой должности?

Данный специалист проводит систематические мониторинги, направленные на анализ качества УУН, выявление путей решения проблем. Поэтому он должен владеть нормативными документами, касающимися организации образовательной системы в РФ:

  • Конвенцией о правах ребенка;
  • Конституцией РФ.

В должные обязанности тьютора входит знание детской, социальной, возрастной психологии, индивидуальных особенностей подростков, школьной гигиены.

Эта педагогическая должность предполагает владение технологией развивающего, дифференцированного, продуктивного, компетентностного подходов.

После модернизации отечественного среднего и высшего образования должность тьютора появилась не только в бюджетных учреждениях высшего звена, но и в средних школах.

Важные аспекты

Любая педагогическая специальность, входящая в перечень должностей, существующих в образовательных учреждениях разных ступеней обучения, предполагает владение претендентами основами трудового, административного права, знание и соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, правил пожарной безопасности и охраны труда.

Каждый педагогический работник обязан владеть информационными технологиями, уметь пользоваться браузерами, электронной почтой, мультимедийным оборудованием, таблицами, текстовыми редакторами.

Преподаватель

Эту должность относят к педагогическим работникам профессорско-преподавательского состава. Такие специалисты осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным программам высшего образования. Преподаватели должны иметь высшее педагогическое образование, стаж работы по специальности не менее трех лет.

Среди основных должностных обязанностей, предъявляемых к таким специалистам, помимо образования, в инструкции уделяется особое внимание владению претендентами современными информационными технологиями.

Особое внимание уделяется уровню профессиональной компетенции преподавателей средних и высших учебных заведений. Для этого представители данной педагогической должности обязаны проходить курсы профессиональной подготовки (не реже одного раза в четыре года).

Заключение

Представители всех педагогических должностей могут представлять руководству образовательного учреждения свои предложения, касающиеся улучшения образовательного процесса.

Любой сотрудник может требовать от руководящего состава информацию, касающуюся исполнения им должностных обязанностей.

Помимо прав, у любой педагогической должности есть и определенная ответственность. Например, в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения обязанностей, которые предусмотрены инструкцией, сотрудник наказывается согласно трудовому законодательству РФ.

Ответственность предполагается в случае предоставления руководителю ложной информации, нарушения сроков подачи отчетов, педагогической и профессиональной этики. Серьезная ответственность предполагается у всех представителей педагогических должностей в тех случаях, когда из-за их действий жизни и здоровью участников образовательного процесса будет грозить серьезная опасность.

businessman.ru

Что такое Единый квалификационный справочник должностей?

Исходя из положений ст. 143 Трудового кодекса РФ присвоение работникам тарифных разрядов и тарификация работ, осуществляется учитывая требования единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС).

Квалификационные характеристики педагогических работников в 2017 году

ЕКС включает в себя квалификационные характеристики должностей, расшифровки должностных обязанностей и требований к квалификационным уровням и уровню знаний руководителей, специалистов и служащих (Постановление Правительства РФ от 31.10.2002 №787).

Интересующий нас раздел ЕКС – Квалификационные характеристики должностей работников в сфере образования в 2018 году (далее — КХД), имеющий второе название — Единый квалификационный справочник должностей работников образования, был принят Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 года №761н. На данный момент, КХД применяется в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 №448н.

Основные положения раздела КХД

Актуальную версию раздела КХД квалификационного справочника должностей можно скачать здесь.

Квалификационный справочник должностей работников образовательных учреждений принятый по приказу №761н разработан для помощи в решении вопросов, относящихся к регуляции трудовых отношений, созданию действующей, эффективной системы руководства и управления персоналом учреждений и организаций образования, независимо от формы их собственности или организационно правовой формы.

КХД является базовым документом при разработке должностных инструкций, так как в нем содержится основной перечень должностных обязанностей работников образования, в нем учтены все особенности организации труда и уровни компетенции. В данном разделе также закреплены права и обязанности по каждой, конкретной должности.

При составлении должностных инструкций с использованием КХД, допускается возможность уточнения перечня работ по конкретному образовательному учреждению, с учетом особенностей и свойств каждой должности, а также разработка дополнительных требований к специальной подготовке работников.

Для увеличения эффективности труда, допускается расширение должностных обязанностей работника, по сравнению с квалификационными характеристиками указанными в КХД. Такое расширение происходит за счет добавления обязанностей из смежных должностей. Их выполнение не должно требовать расширение квалификационного уровня и прохождение специальной подготовки.

В соответствии с п.9 КХД, лица, которые выполняют должностные обязанности с соответствующим качеством и в полном объеме, но при этом не имеющие достаточного уровня подготовки или стажа работы, могут быть назначены на фактически занимаемые ими должности, в порядке исключения, по рекомендациям аттестационной комиссии.

Квалификационные характеристики педагогических работников в 2017 году

Из чего состоит квалификационная характеристика?

Квалификационная характеристика по каждой должности, включает в себя 3 раздела:

  • Должностные обязанности (ДО) – содержится перечень основных трудовых функций, полностью или частично вверенных работнику на занимаемой им должности. При совмещении обязанностей из разных должностей, необходимо руководствоваться принципом однородности и взаимосвязанности работ;
  • Должен знать (ДЗ) – содержатся требования, предъявляемые работнику по объему знаний методологии, законодательства и специальных знаний, необходимых для эффективного осуществления должностных обязанностей;
  • Требования к квалификации (ТК) – определяются требования к уровням профессиональной подготовки и стажу работы.

yconsult.ru


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.