Квотирование рабочих мест для несовершеннолетних


Квотируемые рабочие места (резервирование) являются необходимым условием существования всякой фирмы с количеством работающих более 35 человек вне зависимости от его организационно-правовой формы или типа собственности.

Справочные положения о значении термина «квотируемое рабочее место»

В сегодняшней ситуации даже вполне здоровому взрослому человеку непросто найти работу. Что тогда говорить об инвалидах или о молодых людях, ещё не достигших восемнадцати лет? Для них приём на работу и получение хоть какого-нибудь места для работы, нередко становится очень сложной проблемой.

Для поддержки особых социальных групп с трудоустройством и обеспечения им человеческих условий существования, принято несколько законов. Одним из основных законодательных документов, защищающих право на труд для уязвимых социальных групп населения, является закон РФ от 19.04.1991 N 1032–1 с учётом корректировок от 09.03.2016 и от 11.10.2016 «О занятости населения в Российской Федерации».


Основным месседжем этого документа является гарантия, предоставляемая государство на специальные квотируемые рабочие места для определённых уязвимых слоёв населения. Положениями этого закона обозначенным группам граждан устанавливается определённая квота имеющихся мест, то есть самое меньшее число рабочих должностей, которые эти предприятия должны для них обеспечить.

Согласно трудовому законодательству, рабочие места для граждан, представляющих наиболее уязвимые социальные групп населения, резервируются на фирмах имеющих 35 и более работников.

Социальные категории граждан, для которых организуется бронирование рабочих мест в 2017 году

Самая существенная помощь в общероссийском масштабе в сфере обязательного резервирования рабочих мест оказывается инвалидам. Исключительно для граждан с инвалидностью существует общероссийский закон № 181-ФЗ, который обязует работодателей возложена бронировать для лиц с ограниченными возможностямиопределённое число мест.

Иные группы населения, имеющие право на резервирование рабочих мест, определены на региональных уровнях. Правда, до пятнадцатого года такое резервирование мест в общефедеральном масштабе предусматривалось также и для иностранных рабочих (закон № 115-ФЗ от 25.07.2002), но в 2016 году в этот закон были внесены изменения. Статья №8 этого закона, где ранее были выписаны эти квоты, в новой редакции заменена положениями, описывающими процедуру их оформления на работу (закон № 129-ФЗ от 01.05.2016).


Таким образом, в настоящее время, кроме инвалидов, на квотное распределение в границах отдельных регионов имеют следующие группы граждан:

  • несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет;
  • дети-сироты;
  • бывшие заключённые;
  • выпускники исправительных учебных заведений закрытого типа;
  • молодые специалисты с начальным или средним профобразованием в возрасте до 20 лет;
  • дети из неполных семей;
  • дети из многодетных и малообеспеченных семей;
  • пенсионеры по старости;
  • ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС;
  • матеря одиночки.

Для всех этих социальных слоёв населения, кроме лиц с ограниченными возможностями, различные льготы и в том числе привилегии по резервированию предоставляются в разных регионах по-разному и в разной степени.

Расчёт рабочих мест, подлежащих резервированию


Общероссийским законом «О социальной защите инвалидов» число мест, подлежащих резервированию для работы лиц с ограниченными возможностями, строго регламентировано. В соответствии с этим законом при среднесписочном числе работников предприятия от 35 до 100 человек на нём должны быть предусмотрены места для лиц с ограниченными возможностями по квоте в количестве 3% от числа всего коллектива.

Из этого следует что, когда на предприятии числится 35 трудящихся, то в обязательном порядке одно место резервируется для инвалида, а если в штатном расписании 70 человек, то таких квотных места должно быть два. Соответственно, при количестве работающих 100 человек для инвалидов оставляется три места.

Для компаний со штатным расписанием более 100 работников обязательным является бронирование мест для лиц с ограниченными возможностями в количестве от 2 до 4%. Таким образом, если предприятие располагает даже двумя тысячами мест, то для него законом регламентрируется наличие не менее 40–80 мест для инвалидов и приравненных к ним особ.

Программа квотирования

С целью координации и контроля над соблюдением норм по квотам для инвалидов и молодёжи, а также для помощи предприятиям, использующим труд инвалидов создана программа квотирования рабочих мест.


Эта программа реализуется через региональные центры квотирования. Для участия в этой программе фирма в месячный срок после государственной регистрации должна встать на учёт в региональный центр квотирования. В местах, где отсутствуют специализированные центры квотирования вопросами учёта трудоустройства инвалидов занимаются центры занятости населения.

Для участия в программе и регистрации в центрах квотирования представляются такие документы:

  • — копия свидетельства о государственной регистрации;
  • — копии устава / Положения, учредительного договора (для ассоциации или союза) / решения собственника (для учреждения);
  • -копия свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе;
  • -информационное письмо органов государственной статистики об учёте в ЕГРПО (Единый государственный регистр предприятий и организаций);
  • — данные о среднесписочной численности работников на день установления квот (форма П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», если работодатель не сдаёт форму в органы статистики, то он представляет письмо за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенное печатью).

Каждый квартал до 15 числа следующего за отчётным периодом месяца фирма должна представлять в Центр квотирования специальное приложение по форме №1, аккумулирующее сведения о состоянии с резервированными по квоте рабочими местами. Бланк этого документального отчёта по резервированию утверждён Комитетом общественных связей Москвы в приказе № 137 от 08.06.2005.

Бланк отчётности №1 –квотирование

Права работодателей в сфере резервирования рабочих мест

Зачисление человека с инвалидностью или гражданина из другой льготной группы на забронированную должность не происходит автоматически. Работник претендующий на резервируемое место должен иметь соответствующие профессиональные знания и навыки. Руководитель предприятия имеет законное основание отказать в предоставлении бронируемого места, если претендент не докажет свою компетентность. При отказе зачислить кандидата на работу должностное лицо должно информировать об этом центр квотирования с документальным объяснением причины отказа.

Вторым основным правом в этой сфере является право на информацию. Работодатель осуществляет это право путём запросов в центры занятости, центры квотирования мест для лиц с ограниченными возможностями и в любые другие компетентные государственные органы.

Обязанности работодателей

В трёхмесячный период с даты постановки предприятия на учёт, фирма должна представить списки зарезервированных рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями и других граждан льготных категорий.

На протяжении всего периода деятельности предприятия в центр квотирования должны представляться точные и своевременные данные:


  • — о количестве и наименованиях, зарезервированных по программе рабочих мест, — ежемесячно;
  • — об увольнении сотрудников, занимающих зарезервированные по квотам места — на протяжении пяти дней со дня увольнения;
  • — обо всех переменах в составе бронируемых на предприятии мест, включающих изменение специализаций и необходимого уровня профессионализма — на протяжении десяти дней со времени документальной фиксации этих изменений;
  • — о ликвидации льготных производственных должностей — на протяжении десяти дней со дня объявления.

Неукоснительной обязанностью предпринимателя при освобождении подлежащих квоте рабочих мест является их дальнейшее бронирование для инвалидов и других обладающих правом на льготы граждан.

Для инвалидов и льготников других категорий на предприятии должны быть обеспечены соответствующие их статусу льготников условия. На рабочих местах поддерживаются санитарно-технические нормы, учитывающие программу реабилитации для работников-инвалидов.

В перечень условий для льготников, занимающих квотируемые места, входят такие обязательные нормы:


  • — для инвалидов первой и второй групп рабочий день составляет не более 35 часов в неделю. Причём заработная плата таким лицам выплачивается в обычном размере, как за стандартный рабочий день;
  • — для инвалидов не допускается работа ночью (с десяти часов вечера до шести часов утра). Если работник хочет сам работать в ночное время, то он должен написать соответствующее заявление о своём добровольном желании трудиться ночью. Работодатель может удовлетворить это заявление, если в медицинских документах инвалида нет специальной записи, запрещающей ему работать в ночное время;
  • — для инвалидов-колясочников необходимо устанавливать специальные пандусы;
  • -для инвалидов, страдающих недостатком слуха, необходимо предусмотреть вместо звуковых сигналов соответствующие надписи или световые табло;
  • — для немых необходимо создать возможность общаться письменно или другим способом;
  • — для работников, страдающих слабоумием или другими нарушениями интеллектуального развития, необходимо предусмотреть постоянный контроль и помощь со стороны специально приставленных для этого сотрудников;

  • — для инвалидов запрещается работа в сверхурочное время, в том числе в выходные или праздничные дни. Если инвалид всё же не хочет отказываться от работы в такое время, то он должен написать заявление, в котором указать, что согласен работать добровольно, без принуждения со стороны администрации предприятия;
  • — для инвалидов время переработки не должно составлять более чем четыре часа за двухдневный период и 120 часов за год;
  • — для инвалидов в любое время года по их заявлению, подкреплённому справкой о состоянии здоровья, предоставляется неоплачиваемый шестидесятидневный отпуск.

Другие категории работников, для которых создаются квотируемые рабместа также требуют особых условий труда, хотя и не в таком объёме, как инвалиды.

Так, льготные условия, предоставляемые статьями № 267, 268 и 270 ТК РФ для несовершеннолетних, выглядят следующим образом:

  • — даётся отпуск на 31 день вне зависимости от сезона;
  • — запрещается посылать в служебные командировки;
  • — запрещается сверхурочный труд, так же как и работать в ночное время, в выходные и праздничные дни;
  • -для подростков возрастом от 14 до 16 лет продолжительность работы ограничивается пятью часами в день и 24 часами в неделю;

  • — для несовершеннолетней молодёжи возрастом от 16 до 18 лет допускается работать не более семи часов в день и тридцати пяти часов в неделю;
  • — для юношей и девушек, совмещающих работу с учёбой, рабочий день предусматривается не более 2,5 часов в сутки при возрасте до 16 лет и не более 4 часа в течение суток при возрасте от 16 до 18 лет;
  • — запрещается увольнение работников этой категории без утверждения в Государственной инспекции труда и Комиссии по делам несовершеннолетних.

Законодательством предусмотрены определённые условия для трудовой деятельности также для прочих социальных групп, имеющих право претендовать на бронирование рабмест по специальной квоте, но эти условия не так существенны и многочисленны, как для инвалидов и несовершеннолетних.

Штрафные санкции, предусмотренные за нарушения в сфере бронирования рабочих мест по квотам

Центр квотирования обладает полномочиями проводить контроль по исполнению предприятиями установленных законом квот рабочих мест для инвалидов и молодых людей возрастом до 18 лет. В рамках такого контроля Центр квотирования проводит периодическую ревизию правильного ведения и достоверности наличной документации по резервированию на предприятии.

При обнаружении во время таких ревизий финансовых или иных нарушений, законодательством (ст.5.27 ТК РФ) предусмотрены штрафные санкции:


  • — административный штраф на должностных лиц в размере 5–10 минимальных заработных плат;
  • — административный штраф на юридических лиц в размере 300–500 минимальных заработных плат;
  • — приостановление деятельности предприятия на период до 90 суток;
  • — дисквалификация должностной особы в случае повторного нарушения на период от одного года до трёх лет.

Квотирование рабочих мест для слабозащищённых слоёв населения, к которым в первую очередь относятся инвалиды и несовершеннолетние, относится к одной из самых сложных проблем для работодателей.

Расчёты по предоставлению квот на рабочие места, необходимые документы, порядок и сроки их представления, а также другие аспекты сферы квотирования рабочих мест требуют пристального внимания и всестороннего изучения.

ipshnik.com

В чем суть квотирования?

Суть квотирования заключается в том, что руководство компании выделяет установленное количество квот (рабочих мест) для определённой законом категории граждан. Квотирование – обязанность работодателя. В этих целях администрация должна создать специальное рабочее место и выделить его для трудоустройства направленных по квоте лиц.

Количество мест, которое должен работодатель создать и выделить по квоте, зависит от численности работников в компании.

Трудовые отношения в случаях приёма по квоте возникают на основании ст. 16 ТК РФ. Заключение трудовых договоров происходит после направления льготников на работу уполномоченными на это органами в счет выделенной квоты.

Что значит квотируемое рабочее место

Это место — вакансия, должность, специально созданная и зарезервированная для лиц, которым установлена квота.

Для какой категории граждан

Законом от 19.04.1991 N 1032-1 о занятости населения определены основные направления госполитики в области оказания поддержки занятости населения. Тут же определены мероприятия, направленные на помощь гражданам, которые могут испытать трудности в поиске работы. К ним отнесены:

  • инвалиды;
  • лица, освобождённые из учреждений, исполняющих наказание;
  • лица предпенсионного возраста (к ним отнесены те, кому до трудовой пенсии по старости осталось 2 года);
  • несовершеннолетние (лица в возрасте от 14 до 18 лет);
  • вынужденные переселенцы и беженцы;
  • многодетные и одинокие родители, которые воспитывают несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;
  • лица, уволенные с военной службы;
  • граждане от 18 до 20 лет со средним профобразованием, ищущие работу в первый раз;
  • лица, пострадавшие вследствие радиационных аварий (Чернобыльской и других катастроф).

В силу этого закона государство предоставляет дополнительные гарантии лицам, для кого устроиться на работу сложно. Такая поддержка оказывается, в том числе, и путём установления квоты для приема на работу инвалидов.

Региональным законодательством квота может распространяться не только на инвалидов, но и на других лиц, нуждающихся в содействии занятости, перечисленных выше

Квоты для инвалидов

Закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ о социальной защите инвалидов возлагает на работодателя обязанность:

  • разработать и утвердить локальные нормативные акты, в которых содержатся сведения о квотируемых рабочих местах;
  • создавать рабочие места и выделять их для приёма инвалидов.

Для определения размера квоты нужно рассчитать численность и среднесписочную численность работающих лиц.

Квоты инвалидам
(устанавливаются субъектами РФ)
Численность работников Квота
(в % от среднесписочной численности работников)
более 100 от 2 до 4 %
не менее чем 35 и не более чем 100 не выше 3 %

В среднесписочную численность сотрудников не включаются кадры, условия труда которых отнесены к опасным и (или) вредным условиям труда (что должно быть подтверждено аттестацией рабочих мест или специальной оценкой).

От соблюдения обязательного квотирования освобождаются общественные объединения инвалидов и созданные ими компании, в том числе общества и хозяйственные товарищества, если их уставный капитал состоит из вклада этого объединения.

Количество квот должно быть установлено законодательством конкретного субъекта РФ.

Извещение службы занятости

Работодатели, помимо создания рабочих мест, обязаны и извещать органы службы занятости о том, что компания исполнила обязанность по квотированию рабочих мест. Согласно части 3 статьи 25 Закона о занятости населения работодатели каждый месяц обязаны направлять указанным службам информацию о созданных по квоте рабочих местах. Помимо сведений о созданных рабочих местах, необходимо информировать и о локальных нормативных актах, содержащих сведения о выполнении квоты. Все эти сведения предоставляются по утверждённым формам.

glavkniga.ru

Центр квотирования

После прохождения процедуры регистрации в ФНС и постановки на налоговый учет новосозданные организации должны поставить в известность «Центр квотирования рабочих мест».

В дальнейшем при ведении деятельности предприятие обязано отправлять в начале каждого отчетного периода данные о среднесписочной численности работников, а также данные о наличии вакансий, созданных для незащищенных слоев населения.

Как правило, квота устанавливается в диапазоне от 2 до 4 % от численности штата на фирме.

При расчете квоты не учитываются рабочие места, признанные вредными или опасными.

Квотирование рабочих мест для инвалидов

Больше всего в наличии квоты нуждаются инвалиды. Эта социальная гарантия предоставляется людям с ограниченными возможностями на федеральном уровне.

Чтобы воспользоваться возможностью трудоустройства по квоте на рабочие места для инвалидов, необходимо обратиться в центр занятости с документами, подтверждающими наличие права на квоту. После принятия на работу порядок оформления происходит по стандартным правилам.

Работодатель не может отказать инвалиду в трудоустройстве, если он пришел на собеседование по квоте. В случае неправомерного отказа в оформлении организация и руководитель могут быть привлечены к административной ответственности.

Более подробно о квотировании рабочих мест для инвалидов — см. в нашей отдельной статье

Квотирование рабочих мест для несовершеннолетних

Не только инвалиды могут воспользоваться резервом. Квотирование рабочих мест доступно также и другим категориям граждан. По региональному законодательству ими могут быть:

  • дети от 14 лет;
  • воспитанники детских домов;
  • дети из неполных, многодетных или малообеспеченных семей и т.д.

Перечисленные несовершеннолетние лица обычно не привлекают работодателей в качестве сотрудников. Квотирование помогает таким соискателям трудоустроится и зарабатывать на жизнь.

Количество рабочих мест по такой квоте зависит от норм, принятых в конкретном муниципальном образовании. Для уточнения, кто относится к льготной социальной категории и предоставляются ли квоты, нужно обращаться в администрацию субъектов РФ.

z-motiv.ru

    Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в Республике Бурятия для обеспечения дополнительных гарантий занятости несовершеннолетних граждан (молодежи в возрасте до 18 лет).
    1.Квота — минимальное количество рабочих мест для определенных настоящим Законом категорий граждан (при среднесписочной численности работников организаций до 100 человек в абсолютных единицах, свыше 100 человек — в процентах, без учета численности лиц, работающих по совместительству), которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, с учетом количества рабочих мест, где уже работают граждане указанных категорий.
    2.Квотирование рабочих мест — выделение рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан в соответствии с установленной квотой.
    1.Организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенным на территории Республики Бурятия, численность работников в которых составляет свыше 15 человек, устанавливаются квоты для приема на работу несовершеннолетних граждан, указанных в статье 3 настоящего Закона.
    1.1.Организациям со штатной численностью менее 15 человек квотное рабочее место для трудоустройства несовершеннолетних граждан устанавливается по заявлению работодателя об установлении квоты, направленному в уполномоченный орган.
    1.2.Квота не устанавливается для:
    а) органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений;
    б) организаций, находящихся в стадии банкротства;
    в) общественных и религиозных организаций (объединений).
    Квота не может распространяться на рабочие места, где труд несовершеннолетних запрещен или условия труда не соответствуют нормам и требованиям законодательства Российской Федерации.
    2.Размер квоты для трудоустройства несовершеннолетних граждан устанавливается организации в размере до 3 процентов от среднесписочной численности ее работников (но не менее 1 рабочего места).
    3.Квота для обязательного трудоустройства несовершеннолетних граждан устанавливается организации на период не менее 1 года.
    4.Для каждой организации в пределах установленной квоты для приема на работу несовершеннолетних граждан уполномоченным Правительством Республики Бурятия государственным органом (далее — уполномоченный орган) устанавливается минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан.
    5.Создание квотируемых рабочих мест осуществляется по согласованию с работодателями органами службы занятости населения на основании договоров, заключаемых между ними в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Бурятия.
    6.Об установлении квот работодатель информируется уполномоченным органом не позднее 1 месяца до начала их введения.
    1.Квота устанавливается в отношении несовершеннолетних граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
    2.К категории несовершеннолетних граждан, для которых осуществляется квотирование рабочих мест, относятся:
    а) выпускники детских домов;
    б) дети-сироты;
    в) дети, оставшиеся без попечения родителей или их законных представителей;
    г) несовершеннолетние, освобожденные из воспитательных колоний или окончившие специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
    д) несовершеннолетние, состоящие на учете в органах внутренних дел;
    е) дети из семей, в которых оба родителя признаны в установленном порядке безработными;
    ж) дети из малообеспеченных и (или) многодетных семей;
    з) дети одинокой матери (отца);
    и) дети из семьи, потерявшей кормильца;
    к) дети беженцев и вынужденных переселенцев;
    л) — м) утратили силу с 1 января 2008 года.
    3.С учетом ситуации, складывающейся на рынке труда Республики Бурятия, органы местного самоуправления в Республике Бурятия могут устанавливать квоты для несовершеннолетних граждан, не предусмотренных данным Законом, особо нуждающихся в социальной защите.
    Финансирование квотирования рабочих мест по решению уполномоченного органа осуществляется за счет республиканского бюджета и иных средств, не запрещенных законодательством. Установленные органами местного самоуправления в Республике Бурятия дополнительные квоты финансируются из местных бюджетов.
    1.Работодатели вправе:
    а) запрашивать и получать от органов службы занятости населения информацию (сведения), необходимую при создании квотируемых рабочих мест;
    б) самостоятельно трудоустраивать в счет установленных квот лиц, для которых настоящим Законом вводится квотирование рабочих мест;
    в) по согласованию с органами службы занятости населения в счет установленных им квот использовать на договорных условиях рабочие места в других организациях.
    2.Работодатели обязаны:
    а) ежемесячно представлять в органы службы занятости населения информацию о выполнении квот для приема на работу несовершеннолетних граждан или невозможности выполнения установленной квоты;
    б) информировать в случае увольнения работников с квотируемых рабочих мест органы службы занятости населения в течение 3 рабочих дней с момента принятия приказа об увольнении.
    За нарушение настоящего Закона работодатели несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
    Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2004 года.
    Президент Республики Бурятия
    Л.В.ПОТАПОВ
    г. Улан-Удэ
    10 июня 2003 года
    N 327-III

infocourt.ru

«Кадровый вопрос», 2014, N 2

КВОТИРОВАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ

Вопрос трудоустройства зачастую оборачивается серьезной проблемой даже для здорового человека. Что уж говорить о людях с ограниченными возможностями — инвалидах. В представленном материале мы поговорим о квотировании рабочих мест — эффективном механизме, обеспечивающем защиту от безработицы лиц с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда.

Итак, квота — это минимальное число рабочих мест для особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы граждан (в процентах от среднесписочной численности работников организации), которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации. В счет квоты включаются и рабочие места, на которых уже работают граждане указанной категории.

Квотирование рабочих мест — установление квоты в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности для приема на работу для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Квотирование рабочих мест производится в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости граждан.

В соответствии со ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), определяющей основания возникновения трудовых отношений, трудовые отношения могут возникать в результате направления на работу уполномоченными законом органами работников в счет установленной квоты.

Нормативным актом, устанавливающим правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, является Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон РФ N 1032-1).

На основании ст. 5 названного Закона государственная политика в области содействия занятости населения, в частности, направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы:

— инвалидов;

— лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

— несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;

— лиц предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую);

— беженцев и вынужденных переселенцев;

— граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

— одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;

— граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;

— граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые.

В силу ст. 13 Закона РФ N 1032-1 государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в частности, путем установления квоты для приема на работу инвалидов.

При этом квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон N 181-ФЗ).

Согласно указанному Закону, а именно ст. 21, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников.

Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Конкретный размер квоты устанавливается законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации.

Например, в г. Санкт-Петербурге отношения по установлению квоты для приема на работу инвалидов регулируются Законом г. Санкт-Петербурга от 27 мая 2003 г. N 280-25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге». Согласно данному Закону для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2,5% к среднесписочной численности работников. А в Ленинградской области правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест для инвалидов определены Областным законом Ленинградской области от 15 октября 2003 г. N 74-оз «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ленинградской области». В силу названного Закона организациям, расположенным на территории Ленинградской области, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 3% к среднесписочной численности работников.

Примечание. Обратите внимание, что организации должны не только выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов. Кроме этого, они обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Этого требует ст. 25 Закона РФ N 1032-1.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов (ст. 22 Закона N 181-ФЗ).

Обратите внимание! За неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов установлена административная ответственность.

Согласно ст. 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) штраф за данное административное нарушение, а также за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты составляет для должностных лиц от 5000 до 10 000 руб.

Необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного согласно этой же статье влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 руб.

А ст. 19.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ст. 6.16, ч. 4 ст. 14.28, ст. ст. 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.8 КоАП РФ. Это нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

— на должностных лиц — от 300 до 500 руб.;

— на юридических лиц — от 3000 до 5000 руб.

Аналогичное наказание будет применено за представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.

Далее рассмотрим порядок квотирования рабочих мест на основе Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. N 90 «О квотировании рабочих мест» (далее — Закон N 90) и Положения о квотировании рабочих мест в г. Москве, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 4 августа 2009 г. N 742-ПП (далее — Положение N 742-ПП). Но прежде отметим, что деятельность работодателей г. Москвы в части квотирования рабочих мест координирует Департамент труда и занятости населения г. Москвы, на что указывает Положение N 742-ПП.

Квотирование рабочих мест согласно ст. 2 Закона N 90 осуществляется, в частности, для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации.

Работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют в г. Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств.

Выполнением квоты для приема на работу (далее — квота) инвалидов считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней.

Итак, согласно п. 2.1 Положения N 742-ПП работодатели в месячный срок после государственной регистрации в налоговых органах должны встать на учет в Государственном казенном учреждении г. Москвы «Центр квотирования рабочих мест» (далее — Центр квотирования).

Отсутствие факта постановки на учет в Центре квотирования не освобождает работодателей от исполнения обязанностей, возложенных на них Законом N 90.

При постановке на учет в Центре квотирования работодатели должны предъявить сведения и нотариально удостоверенные документы, указанные в п. 2.2 Положения N 742-ПП.

При постановке на учет работодателю присваивается регистрационный номер, который указывается при сдаче статистической отчетности.

Работодатели вправе представить указанные документы по собственной инициативе.

Обратите внимание, что обо всех изменениях регистрационных данных работодатель должен уведомить Центр квотирования, в случае смены места постановки на учет работодателя в налоговых органах работодателю необходимо пройти перерегистрацию в Центре квотирования, а в случае ликвидации организации — сняться с учета, что установлено п. 2.3 Положения N 742-ПП.

Постановка на учет, перерегистрация и снятие с учета осуществляются бесплатно (п. 2.3 Положения N 742-ПП).

На основании ч. 2 ст. 4 Закона N 90, п. 2.6 Положения N 742-ПП работодатели должны создать или выделить рабочие места, в частности, для трудоустройства инвалидов. Причем создать или выделить рабочие места работодатели должны в соответствии с установленной квотой.

Обратите внимание! В силу ст. 3 Закона N 90 работодателям, осуществляющим деятельность на территории г. Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4% от среднесписочной численности работников: 2% — для трудоустройства инвалидов и 2% — для трудоустройства категорий молодежи, указанных в ч. 1 ст. 2 Закона N 90.

При этом работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории г. Москвы. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения.

В случае если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2% от среднесписочной численности работников, количество квотируемых рабочих мест в отношении категорий молодежи, указанных в ч. 1 ст. 2 Закона N 90, уменьшается на соответствующую величину.

Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане-инвалиды.

Согласно ч. 3 ст. 4 Закона N 90, п. 2.7 Положения N 742-ПП трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений уполномоченных органов исполнительной власти г. Москвы в области занятости населения и социальной защиты населения, а также общественных организаций инвалидов и молодежи.

В силу ч. 4 ст. 4 Закона N 90, п. 2.9 Положения N 742-ПП работодатели, подпадающие под условия квотирования, обязаны ежеквартально до 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Центр квотирования сведения о выполнении установленной квоты. Указанные сведения работодатели должны представить по форме N 1-квотирование, утвержденной Приказом ДТиЗН г. Москвы от 1 марта 2012 г. N 119 «Об организации региональной статистической отчетности в области квотирования рабочих мест для инвалидов и молодежи».

Примечание. Обратите внимание, что Центр квотирования готовит сводные статистические и другие отчеты о выполнении работодателями установленных квот, а также предложения по вопросам квотирования рабочих мест для Департамента труда и занятости населения г. Москвы, координирующего работу по квотированию рабочих мест в г. Москве (п. 2.10 Положения N 742-ПП).

Статистические отчеты, подготовленные Центром квотирования, предложения заинтересованных органов исполнительной власти г. Москвы, общественных и других объединений представляются в Департамент труда и занятости населения г. Москвы, координирующий работу по квотированию рабочих мест в г. Москве (п. 2.11 Положения N 742-ПП).

Центр квотирования по поручению Департамента труда и занятости населения г. Москвы, координирующего работу по квотированию рабочих мест в г. Москве, осуществляет контроль, в частности, за трудоустройством инвалидов на квотируемые рабочие места (п. 2.12 Положения N 742-ПП).

В случае невыполнения обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест на работодателя может быть наложено административное взыскание в соответствии с Кодексом г. Москвы об административных правонарушениях.

Так, на основании ст. 2.2 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» невыполнение работодателем установленной законодательством г. Москвы обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 руб.;

— на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб.

Сумма административных штрафов подлежит зачислению в бюджет г. Москвы либо в бюджеты внутригородских муниципальных образований в г. Москве в порядке, установленном законом г. Москвы о бюджете г. Москвы на соответствующий финансовый год.

Отметим, что Закон г. Москвы N 45 (как следует из преамбулы к данному Закону) устанавливает административную ответственность по вопросам, не отнесенным КоАП РФ к ведению Российской Федерации, в том числе за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами г. Москвы, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в г. Москве.

О. Берг

Эксперт журнала

Подписано в печать 10.02.2014

hr-portal.ru

Что значит термин «квотируемое рабочее место»

Заметка. Законом «О занятости населения в РФ» № 1032–1 от 19.04.1991 года предусмотрена обязанность государства обеспечивать занятость граждан, в силу объективных причин испытывающих сложности с трудоустройством.

http://sovetnik.consultant.ru/rabota/chto_takoe_kvotiruemoe_rabochee_mesto/

Квотируемое рабочее место — это место, на которое могут претендовать в данной организации только граждане, которые относятся к особой социальной категории, например, инвалиды. Это введено для того, чтобы у таких категорий людей появилась реальная возможность устроиться на работу. Иметь хотя бы одно квотируемое место обязаны все работодатели, у которых число работников превышает хотя бы 35 человек. Ниже представлены социальные категории помимо инвалидов, для которых предусмотрены данные рабочие места:

  • малолетние работники от 14 до 18 лет;
  • работники. которые были сиротами в детстве;
  • работники, которые в прошлом сидели в тюрьме;
  • работники, которые окончили закрытие коррекционные заведения;
  • молодые специалисты до 20 лет, которые впервые устраиваются на работу.

Как рассчитывается количество квотируемых рабомест на предприятии? По закону, если на предприятии трудоустроено от 35 до 100 человек. то количество квотируемых мест не может быть более 3%. Если устроено более 100 человек, то этот показатель может разниться от 2% до 4%.

Права и обязанности работодателей относительно квотирования

Компании или ИП нужно обязательно в течение месяца после регистрации в налоговой встать на учет в Центре квотирования рабочих мест. Это является обязанностью, за нарушение которой предусмотрен штраф. Для этого вам потребуется несколько документов:

  • Копия свидетельства государственной регистрации.
  • Копия устава.
  • Копия свидетельства о постановке на учёт в налоговой.
  • Информационное письмо об учёте в Едином государственном регистре.
  • Данные о количестве сотрудников в штате.

Ответственность за нарушение норм

За нарушение квотирования предусмотрены некоторые штрафы:

  1. Если предприятие, в котором работает более 35 человек, на устраивает никого на квотируемое рабочее место, то оно обязано ежемесячно перечислять за каждого неустроенного работника плату в размере прожиточного минимума, а отчитываться по ней ежеквартально.
  2. В случае правонарушений в области трудовой сферы по отношению к квотируемому работнику работодатель уплачивает штраф в размере от 500 до 5000 рублей.
  3. Если работодатель откажет в трудоустройстве на квотируемое место инвалиду, то он может попасть на штраф в размере от 2000 до 3000 рублей.

Квотируемое рабочее место — это рабочее место, на которое могут претендовать в данной организации только граждане, которые относятся к особой социальной категории, например, инвалиды. Это введено для того, чтобы у таких категорий людей появилась реальная возможность устроиться на рабочее место. По закону, если на предприятии трудоустроено от 35 до 100 человек. то количество квотируемых мест не может быть более 3%. Если устроено более 100 человек, то этот показатель может разниться от 2% до 4%.

sb-advice.com


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.