ИЗМЕНЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ДОЛЖНОСТЯМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДОПУСК К АТТЕСТАЦИИ
pdf-версия статьи
О.А. Дмитриева, |
Аннотация. Статья адресована сотрудникам отделов кадров, председателям и членам аттестационных комиссий учреждений образования. Автор поясняет содержание изменений в квалификационных требованиях к должностям специалистов, занятых в образовании, и их влияние получение педагогическими работниками допуска к аттестации.
Ключевые слова:аттестация, аттестация педагогических работников, квалификационные требования.
Квалификационные требования к должностям специалистов, занятых в образовании, предусмотрены Единым квалификационным справочником должностей служащих (ЕКСД), занятых в образовании (вып. 28), утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 53.
Общие правила присвоения специалистам квалификационных категорий определены Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (далее ‒ Общие положения).
В соответствии с п. 18 Общих положений к аттестации допускаются специалисты, имеющие предусмотренные квалификационными характеристиками образование и стаж работы по соответствующим должностям.
Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 утверждена Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) (далее – Инструкция). Инструкция определяет условия присвоения квалификационных категорий педагогическим работникам.
Для всех должностей педагогических работников, по которым в соответствии с ЕКСД предусмотрено категорирование, Инструкцией установлены обязательные условия, не противоречащие Общим положениям:
соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
наличие стажа работы (за исключением случаев, установленных Инструкцией);
усвоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством.
Ранее квалификационные требования в квалификационных характеристиках должностей педагогических работников были сформулированы на основании Общегосударственных классификаторов Республики Беларусь ОКРБ 011-2001, ОКРБ 011-2009, в результате чего в ЕКСД имелись пробелы, препятствовавшие занятию должностей педагогических работников и присвоению квалификационных категорий лицам, имеющим высшее образование и квалификацию «Преподаватель», среднее специальное образование и квалификацию «Учитель» и др.
Так, например, к должности «Преподаватель» предъявлялись следующие квалификационные требования: высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой учебной дисциплины и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование».
В то же время квалификация «Преподаватель» присваивается в профилях образования: «Гуманитарные науки», «Естественные науки», «Искусство и дизайн», «Экологические науки», «Физическая культура».
К должности «Учитель» предъявлялись следующие квалификационные требования: высшее (среднее специальное) образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» или высшее (среднее специальное) образование и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» без предъявления требований к стажу работы.
Но квалификация «Учитель» присваивалась ранее либо присваивается также по профилям «Искусство и дизайн», «Гуманитарные науки».
Квалификационные требования, например, к должностям «Музыкальный руководитель», «Аккомпаниатор», «Концертмейстер» не коррелировали с вышеназванными классификаторами, не учитывали возможности занятия этих должностей специалистами с профессиональным музыкальным образованием. Такие же пробелы имели место и в отношении должностей «Педагог-психолог», «Педагог социальный».
Эта проблема уже освещалась на страницах журнала «Мастерство online» [1].
С целью расширения круга лиц, претендующих на занятие должностей педагогических работников и на присвоение квалификационных категорий, квалификационные требования к должностям педагогических работников изложены в новой редакции и утверждены постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.10.2017 № 50.
В новой редакции квалификационных требований используется термин «образование, соответствующее педагогической деятельности».
Согласно пункту 1 статьи 50 Кодекса Республики Беларусь об образовании, под педагогической деятельностью понимается реализация содержания образовательных программ, программ воспитания, осуществление научно-методического обеспечения образования и (или) осуществление руководства образовательной деятельностью учреждения образования, его структурных подразделений.
Под образованием, соответствующим педагогической деятельности по таким должностям, как:
директор (начальник, заведующий),
директор (заведующий) филиала,
заведующий общежитием в учреждении общего среднего образования,
заведующий отделением,
заведующий ресурсным центром,
заведующий учебно-консультационным пунктом,
заведующий учебно-методическим кабинетом,
заместитель директора (начальника, заведующего) по основной деятельности (учебной, воспитательной, учебно-воспитательной, учебно-методической, учебно-производственной работе, производственному обучению),
заместитель директора по работе с иностранными обучающимися,
заместитель директора по режиму,
начальник управления (отдела) по воспитательной работе с молодежью,
начальник учебно-методического управления (части, отдела),
воспитатель,
методист,
педагог-организатор,
преподаватель,
учитель,
следует понимать образование (высшее, среднее специальное) с присвоением квалификации «Учитель», «Преподаватель», «Педагог»;
мастер производственного обучения, старший мастер ‒ высшее образование по профилю «Педагогика. Профессиональное образование», высшее инженерно-педагогическое образование либо среднее специальное образование по специальности (специализации) «Профессиональное обучение», среднее специальное образование с присвоением квалификации «мастер производственного обучения»;
педагог-психолог ‒ высшее образование с присвоением квалификации по специальности «Психолог» или «Педагог-психолог»;
педагог социальный ‒ высшее образование с присвоением квалификации «Социальный педагог» или «Педагог социальный»;
аккомпаниатор, музыкальный руководитель ‒ высшее, среднее специальное образование по специальностям (направлениям образования), связанным с музыкальным искусством.
Рассмотрим конкретные примеры.
Квалификационные требования квалификационной характеристики должности «Преподаватель» в новой редакции ЕКСД изложены следующим образом:
«Высшее образование, соответствующее педагогической деятельности или высшее образование, соответствующее учебному предмету (учебной дисциплине) и переподготовка по профилям “Педагогика”, “Педагогика. Профессиональное образование” без предъявления требований к стажу работы».
Образованием, соответствующим квалификационным требованиям по должности «Преподаватель», теперь является:
высшее образование с присвоением одной из таких квалификаций, как «Учитель», «Преподаватель», «Педагог»,
или
высшее образование, соответствующее учебному предмету (учебной дисциплине) и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование».
Квалификационные требования квалификационной характеристики должности «Мастер производственного обучения учреждения образования» в новой редакции ЕКСД изложены следующим образом:
«Высшее (среднее специальное образование), соответствующее педагогической деятельности, или …»
Образованием, соответствующим квалификационным требованиям по должности «Мастер производственного обучения учреждения образования», теперь является:
высшее образование по профилю «Педагогика. Профессиональное образование»,
высшее инженерно-педагогическое образование,
среднее специальное образование по специальности (специализации) «Профессиональное обучение»,
среднее специальное образование с присвоением квалификации «мастер производственного обучения»,
высшее (среднее специальное) образование … и переподготовка по специальности «Профессиональное обучение».
Таким образом, некоторые педагогические работники, которым ранее было отказано в допуске к аттестации на присвоение квалификационной категории в связи с несоответствием полученного образования квалификационным требованиям, с 01.11.2017 могут претендовать на присвоение квалификационных категорий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Беляева, О.А. Актуальные вопросы аттестации педагогических работников системы образования [Электронный ресурс] / О.А. Беляева, О.А. Дмитриева // Мастерство online. 2016. № 4(8). Режим доступа : http://ripo.unibel.by/index.php?id=591. Дата доступа : 23.10.2017.
2. Единый квалификационный справочник должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании». Вып. 28 : [утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты от 28.04.2001 № 53 (в ред. от 03.10.2017 № 50)].
3. Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования) : [утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь 22.08.2012 № 101 (в ред. от 11.05.2017 №46)].
4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 02.06.2009 № 36 «Об утверждении и введении в действие общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации» (в ред. от 01.08.2016 № 72).
5. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (в ред. от 30.06.2014 № 54) «Об утверждении Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих».
Библиографическая ссылка
О.А. Дмитриева Изменение квалификационных требований к должностям педагогических работников и их влияние на допуск к аттестации // Мастерство online [Электронный ресурс]. – 2017. – 4(13).
Режим доступа: http://ripo.unibel.by/index.php?id=3097
Дата доступа: 15 Ноября 2018
ripo.unibel.by
Общие положения документа
Действующий в настоящее время справочник утвержден приказом Mинистерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н г.
Раздел «Общие положения» позволяет получить следующую информацию:
- Для чего создан настоящий документ. Здесь вы найдете информацию о том, что «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (КХД) ЕКС позволяют урегулировать трудовые отношения и обеспечить качественный менеджмент в разного рода образовательных учреждениях, составить должностные инструкции и прочие нормативные документы для педагогической организации.
- Что включает в себя квалификационная характеристика должности:
- должностные обязанности;
- что работник должен знать;
- какие требования предъявляются к квалификации.
Детальная проработка нормативных документов очень полезна, в частности, тщательно продуманный перечень должностных обязанностей сможет защитить руководителя от возможных трудовых споров.
Примечательно, что при наличии четких требований к квалификации для каждой из профессий, в ЕКС обозначено, что сотрудник который не имеет специальной профессиональной подготовки, либо подтвержденного стажа работы, но имеющий необходимый практический опыт при качественном и полном выполнении трудовых функций может быть назначен на соответствующую должность.
Руководителям следует обратить внимание на этот пункт, так как это существенно поможет сформировать кадровый резерв внутри действующего коллектива. Вопрос о недостаточном профессиональном уровне сотрудника всегда можно решить, отправив его на необходимые курсы.
Основные положения раздела КХД
Основные положения этого документа представляют собой трехуровневый классификатор должностей:
- Руководители.
- Педагогические работники.
- Учебно-вспомогательный персонал.
Внутри каждой категории прописаны определенные должности с четким указанием должностных обязанностей, что данное лицо должно знать, требования к квалификации.
Далее рассмотрим более подробно каждое из трех направлений этой классификации.
Должности руководителей
Здесь следует выделить:
- Руководитель (директор, заведующий, начальник). Должностные обязанности включают в себя все, что связано с выполнением общего руководства учреждением, основанном на соблюдении требований Законодательства и обеспечением административно-хозяйственно деятельности учреждения. Должен знать руководитель образовательного учреждения все, что связано с законодательной базой, регламентирующей образовательную деятельность, а также принципы психологии детского развития, педагогику, основы физиологии ребенка. Требования к квалификации стандартно указывают на необходимость высшего образования и знании основ менеджмента.
- Заместитель руководителя в большей степени нацелен на осуществление оперативного контроля, поэтому обязанности связаны с планированием процесса, оперативным контролем.
- Руководитель структурного подразделения в рамках образовательного учреждения осуществляет руководство лабораторией, кабинетом, секцией. Его обязанности связаны напрямую с осуществлением текущего планирования и контроля, а также с перспективным планированием.
- Старший мастер отвечает за осуществление руководства практическими занятиями. Его обязанности напрямую связаны с обеспечением эффективности этого процесса.
Далее в списке КХД следуют должности педагогических работников. Их следует относить к категории специалистов:
- Учитель. Должностные обязанности напрямую связаны с осуществлением функций обучения и воспитания. Учитель должен знать законы, которые регламентируют образовательную деятельность, а также детскую педагогику, психологию, физиологию. Требования к квалификации: здесь следует отметить отсутствие обязательного требования к наличию высшего образования, но сделан упор на необходимость педагогического, либо образования в той области, которая соответствует преподаваемому предмету.
- Преподаватель. По сравнению с учителем, упор при описании должностных обязанностей сделан на необходимость организации самостоятельной работы учащихся.
- Педагог-организатор. Данный специалист должен содействовать развитию личности учащегося, его талантов.
- При описании обязанностей социального педагога сделан упор на осуществление воспитательной функции в рамках микросреды. Следует отметить, что социальный педагог занимается выявлением конфликтных ситуаций хотя традиционно мы воспринимаем это как работу психолога.
- Должностные обязанности тьютора направлены на выстраивание индивидуальной работы с учащимися по выявлению и развитию их познавательных интересов.
- Старший вожатый занимается развитием воспитанников с учетом принципа добровольности и интересов.
- Педагог дополнительного образования развивает творческие способности, творческую деятельность учащихся.
- Музыкальный руководитель занимается развитием музыкальных и способностей, эстетического восприятия.
При желании можно более подробно прочитать об остальных КХД в ЕКС, где представлен полный реестр должностей категории педагогических работников.
Должности учебно-вспомогательного персонала
К данной категории следует относить служащих, чья деятельность не связана напрямую с осуществлением функций обучения и воспитания, но способствует успешному осуществлению этой задачи.
Например, это младший воспитатель, помощник воспитателя и т.д.
В заключении следует сказать, что ЕКС, равно как и тарифно-квалификационный справочник (для рабочих должностей) позволяет систематизировать профессиональную деятельность работников и существенно облегчает управление персоналом.
Смотрите практическое видео о том, как заполнить справочник должностей:
sovetnik.guru
Что такое Единый квалификационный справочник должностей?
Исходя из положений ст. 143 Трудового кодекса РФ присвоение работникам тарифных разрядов и тарификация работ, осуществляется учитывая требования единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС).
ЕКС включает в себя квалификационные характеристики должностей, расшифровки должностных обязанностей и требований к квалификационным уровням и уровню знаний руководителей, специалистов и служащих (Постановление Правительства РФ от 31.10.2002 №787).
Интересующий нас раздел ЕКС – Квалификационные характеристики должностей работников в сфере образования в 2018 году (далее — КХД), имеющий второе название — Единый квалификационный справочник должностей работников образования, был принят Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 года №761н. На данный момент, КХД применяется в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 №448н.
Основные положения раздела КХД
Актуальную версию раздела КХД квалификационного справочника должностей можно скачать здесь.
Квалификационный справочник должностей работников образовательных учреждений принятый по приказу №761н разработан для помощи в решении вопросов, относящихся к регуляции трудовых отношений, созданию действующей, эффективной системы руководства и управления персоналом учреждений и организаций образования, независимо от формы их собственности или организационно правовой формы.
КХД является базовым документом при разработке должностных инструкций, так как в нем содержится основной перечень должностных обязанностей работников образования, в нем учтены все особенности организации труда и уровни компетенции. В данном разделе также закреплены права и обязанности по каждой, конкретной должности.
При составлении должностных инструкций с использованием КХД, допускается возможность уточнения перечня работ по конкретному образовательному учреждению, с учетом особенностей и свойств каждой должности, а также разработка дополнительных требований к специальной подготовке работников.
Для увеличения эффективности труда, допускается расширение должностных обязанностей работника, по сравнению с квалификационными характеристиками указанными в КХД. Такое расширение происходит за счет добавления обязанностей из смежных должностей. Их выполнение не должно требовать расширение квалификационного уровня и прохождение специальной подготовки.
В соответствии с п.9 КХД, лица, которые выполняют должностные обязанности с соответствующим качеством и в полном объеме, но при этом не имеющие достаточного уровня подготовки или стажа работы, могут быть назначены на фактически занимаемые ими должности, в порядке исключения, по рекомендациям аттестационной комиссии.
Из чего состоит квалификационная характеристика?
Квалификационная характеристика по каждой должности, включает в себя 3 раздела:
- Должностные обязанности (ДО) – содержится перечень основных трудовых функций, полностью или частично вверенных работнику на занимаемой им должности. При совмещении обязанностей из разных должностей, необходимо руководствоваться принципом однородности и взаимосвязанности работ;
- Должен знать (ДЗ) – содержатся требования, предъявляемые работнику по объему знаний методологии, законодательства и специальных знаний, необходимых для эффективного осуществления должностных обязанностей;
- Требования к квалификации (ТК) – определяются требования к уровням профессиональной подготовки и стажу работы.
yconsult.ru
Право вести образовательную деятельность
Основная особенность педагогической деятельности — ее высокая социальная значимость, ответственность и особенно психологические нагрузки, с которыми ежедневно связана работа педагогов. В связи с этим законодательством предусмотрены дополнительные требования к сотрудникам данной сферы деятельности. Данные условия отражены в 331 статье ТК. В случае если работник им не соответствует, ему можно обоснованно дать отказ в приеме на работу в образовательное учреждение. Рассмотрим более подробно, какие же требования предъявляются к работникам сферы образования.
Первым и основным условием является наличие соответствующего образования, определяется Положениями об учреждениях образования различных типов, в частности:
- сотрудники дошкольного образования — обязательно высшего, среднее профессиональное образование.
- сотрудники учебных заведений для детей дошкольного и младшего школьного возраста — требуется необходимая профессионально-педагогическая квалификация, которая бы соответствовала данным квалификационной характеристики должности и требованиям к специальности,
- сотрудники общеобразовательных учреждений — обязаны иметь требуемую профессионально-педагогическую квалификацию, которая бы соответствовала тарифно-квалификационной характеристике по должности и специальности,
- сотрудникам учебного заведения среднего профессионального и высшего образования — нужно иметь высшее проф. образование,
- сотрудники дополнительного образования детей — обязательно — высшее или среднее проф. образование, кроме того, сотрудник должен отвечать требованиям квалификационных характеристик к должности.
Конкретизируются общие требования к работникам образования и дополняются требованиями к стажу работы, определенной квалификации согласно Единому квалификационному справочнику.
В данном справочнике раздел, посвященный работникам образования обозначен как «Квалификационные характеристики должностей работников образования». В данном разделе определено помимо определенного проф. образования, четкие требования к профилю получаемой специальности. Например, преподаватель обязан иметь направления «Образование и педагогика». Кроме этого, возможно наличие профильного другого образования в необходимой области знания. К примеру, психологу нужно получить образование — «Педагог-психолог».
Квалификация и уровень образования определяются на основе документа государственного образца, то есть аттестатов, дипломов либо других документов об образовании. Разделение высшего образования на специалистов, бакалавров и магистров не учитывается.
Квалификационные характеристики должностей
Данные характеристики являются базой при разработке должностных инструкций. В конкретных случаях они могут уточняться, изменяться в зависимости от конкретных условий и определенного учебного заведения. Рассмотрим более подробно основные должности, предусмотренные вышеупомянутым справочником.
Руководитель учебного заведения
Обязанности: руководство учреждением в соответствии с Уставом и НПА, ответственность за образовательную, административную и хозяйственную деятельность, обеспечение реализации государственного федерального стандарта, формирование контингентов воспитанников и обеспечение охраны их жизни и здоровья, определение целей, задач и стратегии развития образовательного учреждения, планирование работы и обеспечение соответствия результатов работу установленным стандартам, разработка и внедрение программ, учебных планов, программ дисциплин.
Функции: распоряжение бюджетными средствами и обеспечение эффективности их использования, утверждение структуры образовательного учреждения и штатного расписания, подбор кадров, утверждение внутренних нормативных актов, представление учреждения в различных органах и структурах и другие.
Знания: направления развития образования в стране, НПА, связанные с образовательной деятельностью, педагогика, психология, основы физиологии, современные педагогические методики, конфликтология, основы работы с офисными программами, основы социологии, экономики, административное, гражданское, бюджетное, трудовое, налоговое законодательства, основы менеджмента, и другое.
Образование: Высшее образование по специальности «государственное и муниципальное управление», «управление персоналом», «менеджмент» и стаж педагогической деятельности более 5 лет.
Заместитель руководителя
К заместителю предъявляется также достаточно широкий перечень требований в профессиональном плане.
Обязанности: организация планирования деятельности учреждения сферы образования, координация работы учителей, преподавателей и других сотрудников учреждения, разработка учебной и другой документации, обеспечение внедрения новых методов и методик образовательной деятельности, контроль за уровнем и качеством образования и оценка его результатов.
Функции: организация подготовки экзаменов, координация взаимодействия между теоретической и практической работой организация учебной, воспитательной, культурной работы учреждения, контроль за учебной нагрузкой, составление расписаний, работа с отчетной документацией, участие в кадровой работе, меры по оснащению учебного заведения современными технологиями, необходимым оборудованием, средствами обучения, контроль за качеством медицинского обслуживания в учреждении, осуществление руководства хозяйственной деятельностью, контроль за эффективным расходованием средств, меры по расширению самостоятельности учреждения, анализ и оценка финансовых результатов работы и разработка мер по повышению ее эффективности, контроль за выполнением обязательств, подготовка отчета учредителю, руководство работами по благоустройству территории и координация работы всех подчиненных служб.
Знания: направления развития образования, законодательство в сфере образования, педагогика, психология, основы физиологии, методы управления образовательным процессом, педагогические технологии обучения, методы убеждения, конфликтология, текстовые редакторы, основы социологии, экономики, административное, гражданское, трудовое, налоговое и бюджетное законодательство, основы менеджмента.
Образование: высшее, специальность «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом», «Менеджмент», стаж педагогической либо руководящей работы не менее 5 лет.
Руководитель структурного подразделения
В целом требования, аналогичны выше описанной должности. Основная функция — руководство деятельностью структурного подразделения. Квалификационные требования — высшее образование по соответствующему профилю подразделения и стаж работы по специальности — не менее 3 лет.
Старший мастер
Обязанности: руководство занятиями по проф. обучению, работы по проведению проф. ориентации учащихся, руководит работой мастеров производственного обучения, подготовка оборудования и другого оснащения занятий, обеспечение овладения учащимися методами труда, технологией и техникой производства.
Функции: контроль за уровнем подготовки учащихся, организация деятельности учреждения, участие в заключение дополнительных договоров, участие в работе комиссий, семинаров, проф. развитие учащихся.
Знания: развитие образования в РФ, законодательство в сфере образования, педагогика, психология, основы физиологии, методы управления образовательной системой, педагогические теории и подходы, конфликтология, основы права, экологии, экономики, трудовое, административное право, текстовые редакторы.
Образование: высшее образование по профилю обучения, стаж не менее 2 лет.
Далее рассмотрим должности непосредственно педагогических работников, и особое внимание уделим требования, предъявляемые к соискателям на данную должность.
Учитель
В классификаторе приведен широкий перечень должностных обязанностей, включая области знаний, которые необходимы учителю. Основные требования, предъявляемые к квалификации: высшее либо среднее профессиональное образование «Образование и педагогика» либо в области соответствующего предмета, без предъявления требований к стажу работы.
Преподаватель
Данная должность в целом аналогична должности учителя, требования к соискателям предъявляются аналогичные. Отличие лишь в программах обучения и учебном заведении.
Педагог-организатор
Основной функцией является проведение учебных занятий, воспитательных и иных мероприятий, организация работы детских секций, кружков и других объединений.
Необходимые знания и навыки аналогичны предыдущим должностям.
Социальный педагог
Осуществляет мероприятия по образованию, развитию, воспитанию и социальной поддержке личности. Организует всевозможные виды социально значимой работы воспитанников. Необходимо высшее либо среднее профессиональное образование «Социальная педагогика», «Образование и педагогика», требований к стажу — нет.
Кроме того, в справочнике подробно рассматриваются следующие должности:
- учитель-дефектолог;
- педагог-психолог;
- воспитатель;
- тьютор (индивидуальная работы с учащимися по развитию их познавательных интересов; координация поиска информации учащимися для самообразования);
- старший вожатый;
- педагог-библиотекарь;
- педагог дополнительного образования;
- концертмейстер;
- музыкальный руководитель;
- инструктор по труду;
- методист;
- руководитель физического воспитания;
- инструктор-методист;
- преподаватель-организатор ОБЖ;
- тренер-преподаватель;
- мастер производственного обучения.
В справочнике приведены также должности учебно-вспомогательного персонала различных образовательных учреждений:
- вожатый,
- дежурный по режиму,
- помощник воспитателя,
- секретарь учебной части,
- младший воспитатель,
- диспетчер образовательного учреждения.
Подводя итог важно отметить, что к сотрудникам сферы образования предъявляется достаточно широкий перечень требований. В условиях современного реформирования системы образования очень важно наличие действительно действующих критериев по отбору персонала, так как именно от действующих сотрудников и их квалификации зависит дальнейшее развитие знаний и уровень образования в стране в целом.
ipshnik.com
Учитель |
|
Образование |
ВПО, СПО по направлению подготовки «Образование и педагогика», или ВПО, СПО в области, соответствующей преподаваемому предмету, или любое ВПО, СПО и ДПО по направлению деятельности в образовательном учреждении |
Дополнительное требование |
Отсутствует |
Воспитатель |
|
Образование |
ВПО, СПО по направлению подготовки «Образование и педагогика» или любое ВПО, СПО и ДПО по направлению подготовки «Образование и педагогика» |
Дополнительное требование |
Отсутствует |
Педагог-организатор |
|
Образование |
ВПО, СПО по направлению подготовки «Образование и педагогика» или ВПО, СПО в области, соответствующей профилю работы |
Дополнительное требование |
Отсутствует |
Социальный педагог |
|
Образование |
ВПО, СПО по направлению подготовки «Образование и педагогика» или ВПО, СПО по направлению подготовки «Социальная педагогика» |
Дополнительное требование |
Отсутствует |
Учитель-дефектолог |
|
Образование |
ВПО в области дефектологии |
Дополнительное требование |
Отсутствует |
Учитель-логопед |
|
Образование |
ВПО в области дефектологии |
Дополнительное требование |
Отсутствует |
Педагог-психолог |
|
Образование |
ВПО, СПО по направлению подготовки «Педагогика и психология» или любое ВПО, СПО и ДПО по направлению подготовки «Педагогика и психология» |
Дополнительное требование |
Отсутствует |
Старший воспитатель |
|
Образование |
ВПО по направлению подготовки «Образование и педагогика» |
Дополнительное требование |
Стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет |
Тьютор |
|
Образование |
ВПО по направлению подготовки «Образование и педагогика» |
Дополнительное требование |
Стаж педагогической работы не менее 2 лет |
Педагог-библиотекарь |
|
Образование |
ВПО педагогическое или ВПО библиотечное |
Дополнительное требование |
Отсутствует |
Старший вожатый |
|
Образование |
Любое ВПО, СПО |
Дополнительное требование |
Отсутствует |
Педагог дополнительного образования |
|
Образование |
ВПО, СПО в области, соответствующей профилю клубного или иного детского объединения (кружка, секции, студии), или ВПО, СПО и ДПО по направлению «Образование и педагогика» |
Дополнительное требование |
Отсутствует |
Старший педагог дополнительного образования |
|
Образование |
Любое ВПО |
Дополнительное требование |
Стаж педагогической работы не менее 2 лет |
Музыкальный руководитель |
|
Образование |
ВПО, СПО по направлению подготовки «Образование и педагогика» |
Дополнительное требование |
Профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте |
Концертмейстер |
|
Образование |
ВПО, СПО музыкальное |
Дополнительное требование |
Профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте |
Инструктор по физической культуре |
|
Образование |
ВПО, СПО в области физкультуры и спорта или ВПО, СПО и ДПО в области физкультуры и спорта, доврачебной помощи |
Дополнительное требование |
Отсутствует |
Методист |
|
Образование |
Любое ВПО |
Дополнительное требование |
Стаж работы по специальности не менее 2 лет |
Старший методист |
|
Образование |
Любое ВПО |
Дополнительное требование |
Стаж работы в должности методиста не менее 2 лет |
Инструктор-методист |
|
Образование |
ВПО в области физкультуры и спорта или ВПО по направлению подготовки «Образование и педагогика» и ДПО в области физкультуры и спорта |
Дополнительное требование |
Отсутствует |
Старший инструктор-методист |
|
Образование |
ВПО в области физкультуры и спорта |
Дополнительное требование |
Стаж работы в должности методиста или инструктора-методиста не менее 2 лет |
Инструктор по труду |
|
Образование |
Любое ВПО, СПО |
Дополнительное требование |
Отсутствует |
Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности |
|
Образование |
Любые ВПО и ПП по направлению подготовки «Образование и педагогика», или любые ВПО и ПП по направлению подготовки «Гражданская оборона», или любое СПО по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы по специальности не менее 3 лет, или любое СПО по направлению подготовки «Гражданская оборона» и стаж работы по специальности не менее 3 лет, или СПО военное и ДПО в области образования и педагогики и стаж работы по специальности не менее 3 лет |
Дополнительное требование |
Отсутствует |
Тренер-преподаватель |
|
Образование |
ВПО, СПО в области физкультуры и спорта или ВПО, СПО и ДПО в области физкультуры и спорта |
Дополнительное требование |
Отсутствует |
Старший тренер-преподаватель |
|
Образование |
ВПО в области физкультуры и спорта |
Дополнительное требование |
Стаж работы по специальности не менее 2 лет |
Мастер производственного обучения |
|
Образование |
ВПО, СПО в области, соответствующей профилю обучения и ДПО по направлению подготовки «Образование и педагогика» |
Дополнительное требование |
Отсутствует |
урок.рф