Квалификационные требования к педагогическим работникам


ИЗМЕНЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ДОЛЖНОСТЯМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДОПУСК К АТТЕСТАЦИИ

pdf-версия статьиКвалификационные требования к педагогическим работникам

Квалификационные требования к педагогическим работникам

О.А. Дмитриева,
главный специалист управления кадровой политики Министерства образования Республики Беларусь

Аннотация. Статья адресована сотрудникам отделов кадров, председателям и членам аттестационных комиссий учреждений образования. Автор поясняет содержание изменений в квалификационных требованиях к должностям специалистов, занятых в образовании, и их влияние получение педагогическими работниками допуска к аттестации.


Ключевые слова:аттестация, аттестация педагогических работников, квалификационные требования.

 

Квалификационные требования к должностям специалистов, занятых в образовании, предусмотрены Единым квалификационным справочником должностей служащих (ЕКСД), занятых в образовании (вып. 28), утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 53.

Общие правила присвоения специалистам квалификационных категорий определены Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (далее ‒ Общие положения).

В соответствии с п. 18 Общих положений к аттестации допускаются специалисты, имеющие предусмотренные квалификационными характеристиками образование и стаж работы по соответствующим должностям.

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 утверждена Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) (далее – Инструкция). Инструкция определяет условия присвоения квалификационных категорий педагогическим работникам.


Для всех должностей педагогических работников, по которым в соответствии с ЕКСД предусмотрено категорирование, Инструкцией установлены обязательные условия, не противоречащие Общим положениям:

соответствие полученного образования квалификационным требованиям;

наличие стажа работы (за исключением случаев, установленных Инструкцией);

усвоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством.

Ранее квалификационные требования в квалификационных характеристиках должностей педагогических работников были сформулированы на основании Общегосударственных классификаторов Республики Беларусь ОКРБ 011-2001, ОКРБ 011-2009, в результате чего в ЕКСД имелись пробелы, препятствовавшие занятию должностей педагогических работников и присвоению квалификационных категорий лицам, имеющим высшее образование и квалификацию «Преподаватель», среднее специальное образование и квалификацию «Учитель» и др.

Так, например, к должности «Преподаватель» предъявлялись следующие квалификационные требования: высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой учебной дисциплины и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование».


В то же время квалификация «Преподаватель» присваивается в профилях образования: «Гуманитарные науки», «Естественные науки», «Искусство и дизайн», «Экологические науки», «Физическая культура».

К должности «Учитель» предъявлялись следующие квалификационные требования: высшее (среднее специальное) образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» или высшее (среднее специальное) образование и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» без предъявления требований к стажу работы.

Но квалификация «Учитель» присваивалась ранее либо присваивается также по профилям «Искусство и дизайн», «Гуманитарные науки».

Квалификационные требования, например, к должностям «Музыкальный руководитель», «Аккомпаниатор», «Концертмейстер» не коррелировали с вышеназванными классификаторами, не учитывали возможности занятия этих должностей специалистами с профессиональным музыкальным образованием. Такие же пробелы имели место и в отношении должностей «Педагог-психолог», «Педагог социальный».

Эта проблема уже освещалась на страницах журнала «Мастерство online» [1].

С целью расширения круга лиц, претендующих на занятие должностей педагогических работников и на присвоение квалификационных категорий, квалификационные требования к должностям педагогических работников изложены в новой редакции и утверждены постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.10.2017 № 50.


В новой редакции квалификационных требований используется термин «образование, соответствующее педагогической деятельности».

Согласно пункту 1 статьи 50 Кодекса Республики Беларусь об образовании, под педагогической деятельностью понимается реализация содержания образовательных программ, программ воспитания, осуществление научно-методического обеспечения образования и (или) осуществление руководства образовательной деятельностью учреждения образования, его структурных подразделений.

Под образованием, соответствующим педагогической деятельности по таким должностям, как:

директор (начальник, заведующий),

директор (заведующий) филиала,

заведующий общежитием в учреждении общего среднего образования,

заведующий отделением,

заведующий ресурсным центром,

заведующий учебно-консультационным пунктом,

заведующий учебно-методическим кабинетом,

заместитель директора (начальника, заведующего) по основной деятельности (учебной, воспитательной, учебно-воспитательной, учебно-мето­дической, учебно-производственной работе, производственному обучению),


заместитель директора по работе с иностранными обучающимися,

заместитель директора по режиму,

начальник управления (отдела) по воспитательной работе с молодежью,

начальник учебно-методического управления (части, отдела),

воспитатель,

методист,

педагог-организатор,

преподаватель,

учитель,

следует понимать образование (высшее, среднее специальное) с присвоением квалификации «Учитель», «Преподаватель», «Педагог»;

мастер производственного обучения, старший мастер ‒ высшее образование по профилю «Педагогика. Профессиональное образование», высшее инженерно-педагогическое образование либо среднее специальное образование по специальности (специализации) «Профессиональное обучение», среднее специальное образование с присвоением квалификации «мастер производственного обучения»;

педагог-психолог ‒ высшее образование с присвоением квалификации по специальности «Психолог» или «Педагог-психолог»;


педагог социальный ‒ высшее образование с присвоением квалификации «Социальный педагог» или «Педагог социальный»;

аккомпаниатор, музыкальный руководитель ‒ высшее, среднее специальное образование по специальностям (направлениям образования), связанным с музыкальным искусством.

Рассмотрим конкретные примеры.

Квалификационные требования квалификационной характеристики должности «Преподаватель» в новой редакции ЕКСД изложены следующим образом:

«Высшее образование, соответствующее педагогической деятельности или высшее образование, соответствующее учебному предмету (учебной дисциплине) и переподготовка по профилям “Педагогика”, “Педагогика. Профессиональное образование” без предъявления требований к стажу работы».

Образованием, соответствующим квалификационным требованиям по должности «Преподаватель», теперь является:

высшее образование с присвоением одной из таких квалификаций, как «Учитель», «Преподаватель», «Педагог»,

или

высшее образование, соответствующее учебному предмету (учебной дисциплине) и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование».


Квалификационные требования квалификационной характеристики должности «Мастер производственного обучения учреждения образования» в новой редакции ЕКСД изложены следующим образом:

«Высшее (среднее специальное образование), соответствующее педагогической деятельности, или …»

Образованием, соответствующим квалификационным требованиям по должности «Мастер производственного обучения учреждения образования», теперь является:

высшее образование по профилю «Педагогика. Профессиональное образование»,

высшее инженерно-педагогическое образование,

среднее специальное образование по специальности (специализации) «Профессиональное обучение»,

среднее специальное образование с присвоением квалификации «мастер производственного обучения»,

высшее (среднее специальное) образование … и переподготовка по специальности «Профессиональное обучение».

Таким образом, некоторые педагогические работники, которым ранее было отказано в допуске к аттестации на присвоение квалификационной категории в связи с несоответствием полученного образования квалификационным требованиям, с 01.11.2017 могут претендовать на присвоение квалификационных категорий.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Беляева, О.А. Актуальные вопросы аттестации педагогических работников системы образования [Электронный ресурс] / О.А. Беляева, О.А. Дмитриева // Мастерство online. 2016. № 4(8). Режим доступа : http://ripo.unibel.by/index.php?id=591. Дата доступа : 23.10.2017.

2. Единый квалификационный справочник должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании». Вып. 28 : [утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты от 28.04.2001 № 53 (в ред. от 03.10.2017 № 50)].

3. Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования) : [утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь 22.08.2012 № 101 (в ред. от 11.05.2017 №46)].

4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 02.06.2009 № 36 «Об утверждении и введении в действие общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации» (в ред. от 01.08.2016 № 72).

5. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (в ред. от 30.06.2014 № 54) «Об утверждении Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих».



Библиографическая ссылка

О.А. Дмитриева Изменение квалификационных требований к должностям педагогических работников и их влияние на допуск к аттестации // Мастерство online [Электронный ресурс]. – 2017. – 4(13).
Режим доступа: http://ripo.unibel.by/index.php?id=3097
Дата доступа: 15 Ноября 2018

ripo.unibel.by

Общие положения документа

Квалификационные требования к педагогическим работникамДействующий в настоящее время справочник утвержден приказом Mинистерства  здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н г.

Раздел «Общие положения» позволяет получить следующую информацию:

  1. Для чего создан настоящий документ. Здесь вы найдете информацию о том, что «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (КХД) ЕКС позволяют урегулировать трудовые отношения и обеспечить качественный менеджмент в разного рода образовательных учреждениях, составить должностные инструкции и прочие нормативные документы для педагогической организации.
  2. Что включает в себя квалификационная характеристика должности:
    • должностные обязанности;
    • что работник должен знать;
    • какие требования предъявляются к квалификации.

Детальная проработка нормативных документов очень полезна,  в частности, тщательно продуманный перечень должностных обязанностей сможет защитить руководителя от возможных трудовых споров.

Примечательно, что при наличии четких требований к квалификации для каждой из профессий, в ЕКС обозначено, что сотрудник который не имеет специальной профессиональной подготовки, либо подтвержденного стажа работы, но имеющий необходимый практический опыт при качественном и полном выполнении трудовых функций может быть назначен на  соответствующую должность.

Руководителям следует обратить внимание на этот пункт, так как это существенно поможет   сформировать кадровый резерв внутри действующего коллектива. Вопрос о недостаточном профессиональном уровне сотрудника всегда можно решить, отправив его на необходимые курсы.

Основные положения раздела КХД

Квалификационные требования к педагогическим работникамОсновные положения этого документа представляют собой трехуровневый классификатор должностей:

  1. Руководители.
  2. Педагогические работники.
  3. Учебно-вспомогательный персонал.

Внутри каждой категории прописаны определенные должности с четким указанием должностных обязанностей, что данное лицо должно знать, требования к квалификации.

Далее рассмотрим более подробно каждое из трех направлений этой классификации.

Должности руководителей

Квалификационные требования к педагогическим работникамЗдесь следует выделить:

  1. Руководитель (директор, заведующий, начальник). Должностные обязанности включают в себя все, что связано с выполнением общего руководства учреждением, основанном на соблюдении требований Законодательства и обеспечением административно-хозяйственно деятельности учреждения. Должен знать руководитель образовательного учреждения все, что связано с законодательной базой, регламентирующей образовательную деятельность, а также принципы психологии детского развития, педагогику, основы физиологии ребенка. Требования к квалификации стандартно указывают на необходимость высшего образования и знании основ менеджмента.
  2. Заместитель руководителя в большей степени нацелен на осуществление оперативного контроля, поэтому обязанности связаны с планированием процесса, оперативным контролем.
  3. Руководитель структурного подразделения в рамках образовательного учреждения осуществляет руководство лабораторией, кабинетом, секцией. Его обязанности связаны напрямую с осуществлением текущего планирования и контроля, а также с перспективным планированием.
  4. Старший мастер отвечает за осуществление руководства практическими занятиями. Его обязанности напрямую связаны с обеспечением эффективности этого процесса.

Квалификационные требования к педагогическим работникамДалее в списке КХД следуют должности педагогических работников. Их следует относить к категории специалистов:

  1. Учитель. Должностные обязанности напрямую связаны с осуществлением функций обучения и воспитания. Учитель должен знать законы, которые регламентируют образовательную деятельность, а также детскую педагогику, психологию, физиологию. Требования к квалификации: здесь следует отметить отсутствие обязательного требования к наличию высшего образования, но сделан упор на необходимость педагогического, либо образования в той области, которая соответствует преподаваемому предмету.
  2. Преподаватель. По сравнению с учителем, упор при описании должностных обязанностей сделан на необходимость организации самостоятельной работы учащихся.
  3. Педагог-организатор. Данный специалист должен содействовать развитию личности учащегося, его талантов.
  4. При описании обязанностей социального педагога сделан упор на осуществление воспитательной функции в рамках микросреды. Следует отметить, что  социальный педагог занимается выявлением конфликтных ситуаций хотя традиционно мы воспринимаем это как работу психолога.
  5. Должностные обязанности тьютора направлены на выстраивание индивидуальной работы с учащимися по выявлению и развитию их познавательных интересов.
  6. Старший вожатый занимается развитием воспитанников с учетом принципа добровольности и интересов.
  7. Педагог дополнительного образования развивает творческие способности, творческую деятельность учащихся.
  8. Музыкальный руководитель занимается развитием музыкальных и способностей, эстетического восприятия.

При желании можно более подробно прочитать об остальных КХД в ЕКС, где представлен полный реестр должностей категории педагогических работников.

Должности учебно-вспомогательного персонала

Квалификационные требования к педагогическим работникамК данной категории следует относить служащих, чья деятельность не связана напрямую с осуществлением функций обучения и воспитания, но способствует успешному осуществлению этой задачи.

Например, это младший воспитатель, помощник воспитателя и т.д.

В заключении следует сказать, что ЕКС, равно как и тарифно-квалификационный справочник (для рабочих должностей) позволяет систематизировать профессиональную деятельность работников и существенно облегчает управление персоналом.

Смотрите практическое видео о том, как заполнить справочник должностей:

sovetnik.guru

Что такое Единый квалификационный справочник должностей?

Исходя из положений ст. 143 Трудового кодекса РФ присвоение работникам тарифных разрядов и тарификация работ, осуществляется учитывая требования единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС).

Квалификационные характеристики педагогических работников в 2017 году

ЕКС включает в себя квалификационные характеристики должностей, расшифровки должностных обязанностей и требований к квалификационным уровням и уровню знаний руководителей, специалистов и служащих (Постановление Правительства РФ от 31.10.2002 №787).

Интересующий нас раздел ЕКС – Квалификационные характеристики должностей работников в сфере образования в 2018 году (далее — КХД), имеющий второе название — Единый квалификационный справочник должностей работников образования, был принят Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 года №761н. На данный момент, КХД применяется в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 №448н.

Основные положения раздела КХД

Актуальную версию раздела КХД квалификационного справочника должностей можно скачать здесь.

Квалификационный справочник должностей работников образовательных учреждений принятый по приказу №761н разработан для помощи в решении вопросов, относящихся к регуляции трудовых отношений, созданию действующей, эффективной системы руководства и управления персоналом учреждений и организаций образования, независимо от формы их собственности или организационно правовой формы.

КХД является базовым документом при разработке должностных инструкций, так как в нем содержится основной перечень должностных обязанностей работников образования, в нем учтены все особенности организации труда и уровни компетенции. В данном разделе также закреплены права и обязанности по каждой, конкретной должности.

При составлении должностных инструкций с использованием КХД, допускается возможность уточнения перечня работ по конкретному образовательному учреждению, с учетом особенностей и свойств каждой должности, а также разработка дополнительных требований к специальной подготовке работников.

Для увеличения эффективности труда, допускается расширение должностных обязанностей работника, по сравнению с квалификационными характеристиками указанными в КХД. Такое расширение происходит за счет добавления обязанностей из смежных должностей. Их выполнение не должно требовать расширение квалификационного уровня и прохождение специальной подготовки.

В соответствии с п.9 КХД, лица, которые выполняют должностные обязанности с соответствующим качеством и в полном объеме, но при этом не имеющие достаточного уровня подготовки или стажа работы, могут быть назначены на фактически занимаемые ими должности, в порядке исключения, по рекомендациям аттестационной комиссии.

Квалификационные характеристики педагогических работников в 2017 году

Из чего состоит квалификационная характеристика?

Квалификационная характеристика по каждой должности, включает в себя 3 раздела:

  • Должностные обязанности (ДО) – содержится перечень основных трудовых функций, полностью или частично вверенных работнику на занимаемой им должности. При совмещении обязанностей из разных должностей, необходимо руководствоваться принципом однородности и взаимосвязанности работ;
  • Должен знать (ДЗ) – содержатся требования, предъявляемые работнику по объему знаний методологии, законодательства и специальных знаний, необходимых для эффективного осуществления должностных обязанностей;
  • Требования к квалификации (ТК) – определяются требования к уровням профессиональной подготовки и стажу работы.

yconsult.ru

Право вести образовательную деятельность

Основная особенность педагогической деятельности — ее высокая социальная значимость, ответственность и особенно психологические нагрузки, с которыми ежедневно связана работа педагогов. В связи с этим законодательством предусмотрены дополнительные требования к сотрудникам данной сферы деятельности. Данные условия отражены в 331 статье ТК. В случае если работник им не соответствует, ему можно обоснованно дать отказ в приеме на работу в образовательное учреждение. Рассмотрим более подробно, какие же требования предъявляются к работникам сферы образования.

Первым и основным условием является наличие соответствующего образования, определяется Положениями об учреждениях образования различных типов, в частности:

  • сотрудники дошкольного образования — обязательно высшего, среднее профессиональное образование.
  • сотрудники учебных заведений для детей дошкольного и младшего школьного возраста — требуется необходимая профессионально-педагогическая квалификация, которая бы соответствовала данным квалификационной характеристики должности и требованиям к специальности,
  • сотрудники общеобразовательных учреждений — обязаны иметь требуемую профессионально-педагогическую квалификацию, которая бы соответствовала тарифно-квалификационной характеристике по должности и специальности,
  • сотрудникам учебного заведения среднего профессионального и высшего образования — нужно иметь высшее проф. образование,
  • сотрудники дополнительного образования детей — обязательно — высшее или среднее проф. образование, кроме того, сотрудник должен отвечать требованиям квалификационных характеристик к должности.

Конкретизируются общие требования к работникам образования и дополняются требованиями к стажу работы, определенной квалификации согласно Единому квалификационному справочнику.

В данном справочнике раздел, посвященный работникам образования обозначен как «Квалификационные характеристики должностей работников образования». В данном разделе определено помимо определенного проф. образования, четкие требования к профилю получаемой специальности. Например, преподаватель обязан иметь направления «Образование и педагогика». Кроме этого, возможно наличие профильного другого образования в необходимой области знания. К примеру, психологу нужно получить образование — «Педагог-психолог».

Квалификация и уровень образования определяются на основе документа государственного образца, то есть аттестатов, дипломов либо других документов об образовании. Разделение высшего образования на специалистов, бакалавров и магистров не учитывается.

Квалификационные характеристики должностей

Данные характеристики являются базой при разработке должностных инструкций. В конкретных случаях они могут уточняться, изменяться в зависимости от конкретных условий и определенного учебного заведения. Рассмотрим более подробно основные должности, предусмотренные вышеупомянутым справочником.

Руководитель учебного заведения

Обязанности: руководство учреждением в соответствии с Уставом и НПА, ответственность за образовательную, административную и хозяйственную деятельность, обеспечение реализации государственного федерального стандарта, формирование контингентов воспитанников и обеспечение охраны их жизни и здоровья, определение целей, задач и стратегии развития образовательного учреждения, планирование работы и обеспечение соответствия результатов работу установленным стандартам, разработка и внедрение программ, учебных планов, программ дисциплин.

Квалификационные характеристики

Функции: распоряжение бюджетными средствами и обеспечение эффективности их использования, утверждение структуры образовательного учреждения и штатного расписания, подбор кадров, утверждение внутренних нормативных актов, представление учреждения в различных органах и структурах и другие.

Знания: направления развития образования в стране, НПА, связанные с образовательной деятельностью, педагогика, психология, основы физиологии, современные педагогические методики, конфликтология, основы работы с офисными программами, основы социологии, экономики, административное, гражданское, бюджетное, трудовое, налоговое законодательства, основы менеджмента, и другое.

Образование: Высшее образование по специальности «государственное и муниципальное управление», «управление персоналом», «менеджмент» и стаж педагогической деятельности более 5 лет.

Заместитель руководителя

К заместителю предъявляется также достаточно широкий перечень требований в профессиональном плане.

Обязанности: организация планирования деятельности учреждения сферы образования, координация работы учителей, преподавателей и других сотрудников учреждения, разработка учебной и другой документации, обеспечение внедрения новых методов и методик образовательной деятельности, контроль за уровнем и качеством образования и оценка его результатов.

Функции: организация подготовки экзаменов, координация взаимодействия между теоретической и практической работой организация учебной, воспитательной, культурной работы учреждения, контроль за учебной нагрузкой, составление расписаний, работа с отчетной документацией, участие в кадровой работе, меры по оснащению учебного заведения современными технологиями, необходимым оборудованием, средствами обучения, контроль за качеством медицинского обслуживания в учреждении, осуществление руководства хозяйственной деятельностью, контроль за эффективным расходованием средств, меры по расширению самостоятельности учреждения, анализ и оценка финансовых результатов работы и разработка мер по повышению ее эффективности, контроль за выполнением обязательств, подготовка отчета учредителю, руководство работами по благоустройству территории и координация работы всех подчиненных служб.

Знания: направления развития образования, законодательство в сфере образования, педагогика, психология, основы физиологии, методы управления образовательным процессом, педагогические технологии обучения, методы убеждения, конфликтология, текстовые редакторы, основы социологии, экономики, административное, гражданское, трудовое, налоговое и бюджетное законодательство, основы менеджмента.

Образование: высшее, специальность «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом», «Менеджмент», стаж педагогической либо руководящей работы не менее 5 лет.

Руководитель структурного подразделения

В целом требования, аналогичны выше описанной должности. Основная функция — руководство деятельностью структурного подразделения. Квалификационные требования — высшее образование по соответствующему профилю подразделения и стаж работы по специальности — не менее 3 лет.

Старший мастер

Обязанности: руководство занятиями по проф. обучению, работы по проведению проф. ориентации учащихся, руководит работой мастеров производственного обучения, подготовка оборудования и другого оснащения занятий, обеспечение овладения учащимися методами труда, технологией и техникой производства.

Характеристики педагогов

Функции: контроль за уровнем подготовки учащихся, организация деятельности учреждения, участие в заключение дополнительных договоров, участие в работе комиссий, семинаров, проф. развитие учащихся.

Знания: развитие образования в РФ, законодательство в сфере образования, педагогика, психология, основы физиологии, методы управления образовательной системой, педагогические теории и подходы, конфликтология, основы права, экологии, экономики, трудовое, административное право, текстовые редакторы.

Образование: высшее образование по профилю обучения, стаж не менее 2 лет.

Далее рассмотрим должности непосредственно педагогических работников, и особое внимание уделим требования, предъявляемые к соискателям на данную должность.

Учитель

В классификаторе приведен широкий перечень должностных обязанностей, включая области знаний, которые необходимы учителю. Основные требования, предъявляемые к квалификации: высшее либо среднее профессиональное образование «Образование и педагогика» либо в области соответствующего предмета, без предъявления требований к стажу работы.

Преподаватель

Данная должность в целом аналогична должности учителя, требования к соискателям предъявляются аналогичные. Отличие лишь в программах обучения и учебном заведении.

Педагог-организатор

Основной функцией является проведение учебных занятий, воспитательных и иных мероприятий, организация работы детских секций, кружков и других объединений.

Необходимые знания и навыки аналогичны предыдущим должностям.

Социальный педагог

Осуществляет мероприятия по образованию, развитию, воспитанию и социальной поддержке личности. Организует всевозможные виды социально значимой работы воспитанников. Необходимо высшее либо среднее профессиональное образование «Социальная педагогика», «Образование и педагогика», требований к стажу — нет.

Кроме того, в справочнике подробно рассматриваются следующие должности:

  • учитель-дефектолог;
  • педагог-психолог;
  • воспитатель;
  • тьютор (индивидуальная работы с учащимися по развитию их познавательных интересов; координация поиска информации учащимися для самообразования);
  • старший вожатый;
  • педагог-библиотекарь;
  • педагог дополнительного образования;
  • концертмейстер;
  • музыкальный руководитель;
  • инструктор по труду;
  • методист;
  • руководитель физического воспитания;
  • инструктор-методист;
  • преподаватель-организатор ОБЖ;
  • тренер-преподаватель;
  • мастер производственного обучения.

В справочнике приведены также должности учебно-вспомогательного персонала различных образовательных учреждений:

  • вожатый,
  • дежурный по режиму,
  • помощник воспитателя,
  • секретарь учебной части,
  • младший воспитатель,
  • диспетчер образовательного учреждения.

Подводя итог важно отметить, что к сотрудникам сферы образования предъявляется достаточно широкий перечень требований. В условиях современного реформирования системы образования очень важно наличие действительно действующих критериев по отбору персонала, так как именно от действующих сотрудников и их квалификации зависит дальнейшее развитие знаний и уровень образования в стране в целом.

ipshnik.com

Учитель

Образование

ВПО, СПО по направлению подготовки «Образование и педагогика»,

или

ВПО, СПО в области, соответствующей преподаваемому предмету,

или

любое ВПО, СПО и ДПО по направлению деятельности в образовательном учреждении

Дополнительное требование

Отсутствует

Воспитатель

Образование

ВПО, СПО по направлению подготовки «Образование и педагогика»

или

любое ВПО, СПО и ДПО по направлению подготовки «Образование и педагогика»

Дополнительное требование

Отсутствует

Педагог-организатор

Образование

ВПО, СПО по направлению подготовки «Образование и педагогика»

или

ВПО, СПО в области, соответствующей профилю работы

Дополнительное требование

Отсутствует

Социальный педагог

Образование

ВПО, СПО по направлению подготовки «Образование и педагогика»

или

ВПО, СПО по направлению подготовки «Социальная педагогика»

Дополнительное требование

Отсутствует

Учитель-дефектолог

Образование

ВПО в области дефектологии

Дополнительное требование

Отсутствует

Учитель-логопед

Образование

ВПО в области дефектологии

Дополнительное требование

Отсутствует

Педагог-психолог

Образование

ВПО, СПО по направлению подготовки «Педагогика и психология»

или

любое ВПО, СПО и ДПО по направлению подготовки «Педагогика и психология»

Дополнительное требование

Отсутствует

Старший воспитатель

Образование

ВПО по направлению подготовки «Образование и педагогика»

Дополнительное требование

Стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет

Тьютор

Образование

ВПО по направлению подготовки «Образование и педагогика»

Дополнительное требование

Стаж педагогической работы не менее 2 лет

Педагог-библиотекарь

Образование

ВПО педагогическое

или

ВПО библиотечное

Дополнительное требование

Отсутствует

Старший вожатый

Образование

Любое ВПО, СПО

Дополнительное требование

Отсутствует

Педагог дополнительного образования

Образование

ВПО, СПО в области, соответствующей профилю клубного или иного детского объединения (кружка, секции, студии),

или

ВПО, СПО и ДПО по направлению «Образование и педагогика»

Дополнительное требование

Отсутствует

Старший педагог дополнительного образования

Образование

Любое ВПО

Дополнительное требование

Стаж педагогической работы не менее 2 лет

Музыкальный руководитель

Образование

ВПО, СПО по направлению подготовки «Образование и педагогика»

Дополнительное требование

Профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте

Концертмейстер

Образование

ВПО, СПО музыкальное

Дополнительное требование

Профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте

Инструктор по физической культуре

Образование

ВПО, СПО в области физкультуры и спорта

или

ВПО, СПО и ДПО в области физкультуры и спорта, доврачебной помощи

Дополнительное требование

Отсутствует

Методист

Образование

Любое ВПО

Дополнительное требование

Стаж работы по специальности не менее 2 лет

Старший методист

Образование

Любое ВПО

Дополнительное требование

Стаж работы в должности методиста не менее 2 лет

Инструктор-методист

Образование

ВПО в области физкультуры и спорта

или

ВПО по направлению подготовки «Образование и педагогика» и ДПО в области физкультуры и спорта

Дополнительное требование

Отсутствует

Старший инструктор-методист

Образование

ВПО в области физкультуры и спорта

Дополнительное требование

Стаж работы в должности методиста или инструктора-методиста не менее 2 лет

Инструктор по труду

Образование

Любое ВПО, СПО

Дополнительное требование

Отсутствует

Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности

Образование

Любые ВПО и ПП по направлению подготовки «Образование и педагогика»,

или

любые ВПО и ПП по направлению подготовки «Гражданская оборона»,

или

любое СПО по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы по специальности не менее 3 лет,

или

любое СПО по направлению подготовки «Гражданская оборона» и стаж работы по специальности не менее 3 лет,

или

СПО военное и ДПО в области образования и педагогики и стаж работы по специальности не менее 3 лет

Дополнительное требование

Отсутствует

Тренер-преподаватель

Образование

ВПО, СПО в области физкультуры и спорта

или

ВПО, СПО и ДПО в области физкультуры и спорта

Дополнительное требование

Отсутствует

Старший тренер-преподаватель

Образование

ВПО в области физкультуры и спорта

Дополнительное требование

Стаж работы по специальности не менее 2 лет

Мастер производственного обучения

Образование

ВПО, СПО в области, соответствующей профилю обучения и ДПО по направлению подготовки «Образование и педагогика»

Дополнительное требование

Отсутствует

урок.рф


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.