Оформление иностранных граждан на работу


Общие положения о приеме иностранных граждан на работу

До вступления в силу Федерального закона от 25.07.2002№115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»1 порядок привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы устанавливался Указом Президента РФ от 16.12.1993№2146. После 01.11.2002, до принятия всех подзаконных актов, предусмотренных Федеральным законом «Об иностранцах », касающихся регулирования трудовых отношений с участием иностранных граждан , порядок, установленный Указом, применяется в части, не противоречащей Федеральному закону и международным договорам Российской Федерации. В настоящее время часть норм названного Указа Президента РФ не применяется, поскольку вступило в силу Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.12.2002 № 941.


Условимся, что под приемом на работу иностранных граждан понимается заключение с иностранным гражданином трудового или гражданско-правового договора (на выполнение работ, оказание услуг).

Порядок приема иностранного гражданина на работу зависит от того, какой статус он имеет в Российской Федерации.

Если организация нуждается в каком-либо конкретном специалисте, являющемся иностранным гражданином, первое, что ей необходимо выяснить, является ли указанный гражданин законно пребывающим в Российской Федерации вообще, а также каким именно документом подтверждено его право на пребывание в Российской Федерации.

Сразу же отметим, что Федеральным законом «Об иностранцах» предусмотрены жесткие ограничения прав иностранных граждан на занятие определенными видами деятельности, а также прав занимать определенные должности (статья 14). Например, иностранный гражданин не может находиться на государственной или муниципальной службе или быть командиром воздушного судна. Также запрещено принимать иностранных граждан на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ (подпункт 5 пункта 1 статьи 14). Перечень таких организаций и объектов утвержден постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 № 755.


Кроме этого, организации, желающей принять иностранного гражданина на работу, необходимо учитывать, что посещение иностранными гражданами территорий и объектов с ограниченным доступом возможно только при наличии специального разрешения (пункт 1 статьи 11 Федерального закона). Поэтому если организация планирует, что привлекаемые ею иностранцы будут работать на указанных территориях и объектах, то ей необходимо заранее согласовать с Федеральной службой безопасности, возможно ли будет получение такого специального разрешения на приемлемый срок. Перечень территорий, объектов и организаций с регламентированным посещением для иностранных граждан утвержден постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 № 754.

С отдельными государствами у Российской Федерации существуют международные соглашения о трудовой деятельности граждан. Согласно статье 3 Федерального закона «Об иностранцах», если международным договором предусмотрены иные правила, чем те, что установлены российским национальным законодательством, то применяются правила международного договора.

Принимая иностранного гражданина на работу, необходимо выяснить, не заключен ли Российской Федерацией соответствующий международный договор с государством, гражданином которого является принимаемый иностранный гражданин. Следует отметить, что международный договор может содержать положения, касающиеся как процедуры приема на работу, так и содержания трудового договора.

Прием на работу граждан Республики Беларусь


Ранее уже отмечалось , что в настоящий момент действует Договор о создании Союзного Государства, заключенный между Российской Федерацией и Республикой Беларусь 08.12.1999 (далее — Договор о Союзном Государстве)2. С момента вступления в силу указанного Договора прекратил свое действие Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии от 02.04.1996. Однако правовые акты, принятые в рамках Сообщества России и Белоруссии до заключения Договора о Союзном Государстве, продолжают действовать в части, не противоречащей ему.

Так, например, к таким правовым актам относится Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4, которым установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования и привлечения иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации не применяется, а следовательно, граждане Республики Беларусь осуществляют трудовую деятельность на территории Российской Федерации в том же порядке, что и российские граждане.

Прием на работу иностранных граждан,

временно пребывающих на территории Российской Федерации

Согласно Федеральному закону «Об иностранцах» иностранный работник — это иностранный гражданин, временно пребывающий и работающий на территории Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора (на выполнение работ, оказание услуг). И в дальнейшем иностранными работниками мы будем называть принимаемых или принятых на работу иностранных граждан, имеющих статус временно пребывающих на территории Российской Федерации.


Отметим, что до вступления в силу Федерального закона иностранные работники могли привлекаться на работу по гражданско-правовому договору на основаниях и в порядке, установленных для граждан Российской Федерации, а в отношении трудовых договоров устанавливался специальный порядок привлечения иностранной рабочей силы (пункт 1 Положения о привлечении и использовании в Российской Федераций иностранной рабочей силы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.12.1993 № 2146).

Организация вправе принимать на работу временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан только в случае наличия у нее разрешения на привлечение и использование иностранных работников. При этом иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации как по трудовому, так и по гражданско-правовому договору только при наличии у него разрешения на работу (пункт 4 статьи 13 Федерального закона; постановление Правительства РФ от 30.12.2002 № 941).

Проанализируем порядок приема на работу указанной категории иностранных граждан.

Прием на работу граждан, временно прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. Для приема иностранного работника на работу организации необходимо:

  1. Иметь положительное заключение территориального органа службы занятости о целесообразности привлечения иностранных работников (пункт 3 статьи 18 Федерального закона). Для его получения следует обратиться в территориальный орган службы занятости (отдел, комитет, комиссия) того субъекта Российской Федерации, в котором осуществляется деятельность организации и где планируется использовать труд иностранцев, а также представить:

  • сведения об организации;
  • сведения о количестве иностранных работников;
  • сведения о деятельности иностранных работников и их профессиях (должностях);
  • информацию, необходимую для обоснования необходимости привлечения иностранных работников.

Вопрос о целесообразности привлечении иностранных работников решается, исходя из того, обращалась ли ранее организация в службу занятости с заявкой на российских работников соответствующей квалификации. О невозможности удовлетворения такой заявки желательно получить письменное подтверждение и представить его при обращении за заключением о целесообразности привлечения иностранных работников.

  1. Иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников (подпункт 1 пункта 8 статьи 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ). Такое разрешение выдается федеральным органом внутренних дел или его территориальными органами при наличии положительного заключения соответствующего территориального органа федеральной службы занятости. Порядок его выдачи, а также выдачи разрешений на работу должен быть утвержден Правительством РФ. До этого в части, не противоречащей Федеральному закону «Об иностранцах» , будут применяться правила, установленные Положением о привлечении и использовании в Российской Федераций иностранной рабочей силы (Указ Президента РФ от 16.12.1993 № 2146). Скорее всего, разрешения, выданные до утверждения нового порядка, будут действовать до истечения указанного в них срока.

Для получения разрешений нужно представить следующие документы:

  • заявление о выдаче разрешения;
  • заключение о целесообразности привлечения иностранных работников;
  • проект договора или иной документ, подтверждающий предварительную договоренность с иностранным гражданином о намерении и об условиях его приема на раб7оту;
  • учредительные документы;
  • свидетельство о государственной регистрации организации;
  • сведения о привлекаемых иностранных работниках.

Разрешение или отказ в его выдаче должны быть получены не позднее 30 дней, а в некоторых случаях — 45 дней. Разрешение выдается на срок до 1 года и может быть продлено по просьбе организации, привлекаю щей иностранных работников. Оно не может быть передано другим организациям, а иностранные работники не могут быть переведены на работу в другие организации.

В выданном разрешении указываются:

  • наименование органа, выдавшего разрешение;
  • наименование и адрес организации -работодателя;
  • сведения о государственной регистрации организации-работодателя;
  • территория, на которой действует разрешение;
  • численность привлекаемых работников;
  • срок действия разрешения.

Если организация заявила, что иностранные работники привлекаются для работы на определенной территории, то использовать труд указанных работников на других территориях она не может.

Отказ в выдаче разрешения должен быть направлен организации в течение 5 дней с момента принятия соответствующего решения об отказе; причем он должен быть мотивированным. Причиной отказа может послужить, например, невыполнение организацией условия обеспечения иностранным работникам заработной платы на уровне не ниже средней, сложившейся в организации, и социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

В случае прекращения организацией своей хозяйственной деятельности или осуществления мероприятий по сокращению численности или штата работников выданное разрешение теряет силу независимо от окончания срока, на который оно выдано.

  1. Внести на специальный счет, открываемый федеральным органом внутренних дел, средства, необходимые для обеспечения выезда иностранного работника за пределы Российской Федерации (пункт 5 статьи 18 Федерального закона «Об иностранцах»). После представления доказательств выезда иностранного работника из Российской Федерации по истечении срока действия договора, внесенные на счет денежные средства возвращаются организации.
    случае же нарушения иностранным работником или организацией законодательства о положении иностранных граждан в Российской Федерации и (или) порядка привлечения и использования иностранных работников в Российской Федерации иностранный работник будет выдворен за пределы России за счет депонированных организацией средств. Порядок внесения средств, необходимых для обеспечения выезда иностранных работников из Российской Федерации, а также порядок их возврата организации в ближайшем будущем должен быть установлен Правительством РФ.
  2. Обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу (подпункт 2 пункта 8 статьи 18 Федерального закона «Об иностранцах»). Порядок выдачи иностранным гражданам разрешения на работу и перечень документов, предоставляемых организацией для выдачи иностранному гражданину указанного разрешения, утверждены постановлением Правительства РФ от 30.12.2002 № 941 и определены в Положении о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу3.

Согласно указанному документу разрешение на работу выдается работодателю для каждого иностранного работника. Для его получения работодатель подает в территориальный орган внутренних дел заявление, в котором указываются следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество и дата рождения иностранного гражданина;

б) гражданство или государство постоянного (преимущественного) проживания иностранного гражданина;


в) адрес постоянного места жительства иностранного гражданина;

г) период осуществления иностранным гражданином трудовой или предпринимательской деятельности;

д) сведения о наличии разрешения на работу с предъявлением подлинника (если работодателем является иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя);

е) вид деятельности;

ж) место работы;

з) сведения о работодателе;

и) сведения о наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников;

к) сведения об условиях привлечения и использования иностранного работника.

Вместе с заявлением заявитель представляет цветную фотографию иностранного гражданина размером 30 x 40 мм и следующие документы:

а) копия свидетельства (сертификата) специалиста о признании документа о профессиональном образовании, полученном иностранным работником в иностранном государстве, или об эквивалентности такого документа российскому диплому о профессиональном образовании (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации требуется наличие указанных документов);

б) копия свидетельства о регистрации иностранного гражданина в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя;

в) копия специального разрешения на въезд иностранного гражданина на территорию, на посещение организации или объекта, предусмотренных перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 № 754.


При подаче заявления заявитель предъявляет документ, удостоверяющий личность заявителя, и документ, удостоверяющий личность иностранного работника (его копию), которые должны иметь срок действия не менее 6 месяцев.

В разрешении на работу указываются сведения о владельце (фамилия, имя, отчество, дата рождения, гражданство или государство постоянного (преимущественного) проживания), сведения о периоде трудовой или предпринимательской деятельности и при необходимости — иная информация. На разрешении на работу помещается цветная фотография иностранного гражданина. Разрешение подписывается руководителем территориально го органа внутренних дел, принявшего решение о выдаче разрешения на работу, или уполномоченным им должностным лицом и заверяется печатью этого органа.

В пункте 9 статьи 19 Федерального закона перечислены возможные основания отказа в выдаче иностранному гражданину разрешения на работу.

  1. Проконтролировать, чтобы иностранный работник, был зарегистрирован в территориальном органе внутренних дел по месту осуществления им трудовой деятельности в течение 3-х дней со дня его прибытия к месту работы (подпункт 3 пункта 8 статьи 18 Федерального закона «Об иностранцах»). Иностранный работник на время действия заключенного с ним договора может проживать на жилой площади по своему выбору или же на жилой площади, предоставленной ему организацией-работодателем. Для регистрации иностранного работника необходимо, чтобы он лично или через нанимающую его организацию подал в территориальный орган внутренних дел следующие документы:
  • заявление о регистрации по месту пребывания;
  • документ, являющийся основанием для временного проживания иностранно го работника в жилом помещении (такими документами являются договор найма (поднайма), договор социального найма жилого помещения или заявление организации-работодателя о регистрации на жилой площади, предоставленной организацией);
  • документ, удостоверяющий личность иностранного работника;
  • миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде в Российскую Федерацию.

Организация должна быть заинтересована в том, чтобы иностранный работник был зарегистрирован, так как нарушение порядка временного пребывания в Российской Федерации может повлечь аннулирование выданного ему разрешения на работу (пункт 7 статьи 18 Федерального закона «Об иностранцах»), а также его административное выдворение из Российской Федерации (статья 18.8 КоАП РФ).

Прием на работу граждан, временно прибывших в Российскую Федерацию на основании визы. В целом, порядок приема данной категории иностранных граждан такой же, как для приема на работу прибывших в Российскую Федерации в порядке, не требующем оформления визы, за исключением некоторых моментов.

Для того, чтобы принять на работу гражданина государства, с которым у Российской Федерации установлен визовый режим, организации после действий, описанных в предыдущем разделе в пунктах 1—3, необходимо получить на имя каждого привлекаемого иностранного работника приглашение на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности. Указанные приглашения выдаются федеральным органом внутренних дел или его территориальным органом по ходатайству о выдаче приглашений, поданному организацией, желающей принять на работу иностранцев, в соответствующий орган (пункт 2 статьи 18 Федерального закона «Об иностранцах»). Порядок оформления и выдачи приглашений установлен Положением об оформлении приглашения в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.10.1998 № 1142.

Кроме этого, для получения приглашения на въезд иностранного гражданина с целью осуществления трудовой деятельности организация одновременно с ходатайством о его выдаче должна подать в орган, выдающий приглашения, разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а также документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для привлекаемого иностранного работника. Разрешение на работу в Российской Федерации и приглашение на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, в совокупности с другими необходимыми документами, служат основанием для оформления иностранным гражданам российских виз, а в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, — основанием для въезда в Россию без визы.

Здесь необходимо сделать замечание, касающееся иностранных граждан, прибывших из государств, с которыми у Российской Федерации установлен безвизовый режим поездки граждан. Международным договором или федеральным законом, может быть предусмотрено, что въезд в Россию иностранных граждан осуществляется на основании приглашения юридического или физического лица. В этом случае для оформления приема на работу иностранного работника организация должна будет оформить приглашение.

Ввиду того, что действующее на сегодняшний день законодательство не содержит ограничительных положений, при соблюдении условий порядка участия иностранных граждан в трудовых отношениях, установленных Федеральным законом «Об иностранцах», иностранный работник может быть принят на работу вне зависимости от того, по какой именно визе он прибыл в Российскую Федерацию.

При совершении действий, описанных в пункте 5 предыдущего раздела, необходимо учитывать, что иностранным гражданам, прибывшим до 01.11.2002 на основании визы, как уже было сказано ранее, не требуется обращаться в органы внутренних дел с заявлением о выдаче им миграционной карты.

В заключение необходимо отметить несколько общих моментов, касающихся иностранных работников, прибывших в Российскую Федерацию как на основании визы, так и в порядке, не требующем получения визы.

Одновременно с вышеперечисленными действиями организация, привлекающая и использующая труд иностранных работников, должна в течение 10 дней уведомить налоговый орган по месту своего учета (подпункт 4 пункта 8 статьи 19 Федерального закона «Об иностранцах»):

  • о подаче ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности;
  • о прибытии иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания;
  • о получении иностранным гражданином разрешения на работу;
  • о заключении с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора (на выполнение работ, оказание услуг);
  • о приостановлении действия или аннулировании разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • о приостановлении действия или аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.

Также ей следует направлять в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным и работника ми условий трудового договора или гражданско-правового договора, а также о досрочном расторжении таких договоров. Помимо этого, организация обязана уведомлять органы внутренних дел о самовольном оставлении иностранными работниками места работы или места пребывания.

Оформление и выдача документов, необходимых для приема иностранных работников на работу, оплачивается государственной пошлиной в размерах, установленных Законом РФ от 09.12.1991 № 2005-I «О государственной пошлине» (с изм. на 25.07.2002):

  • за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина с целью осуществления трудовой деятельности в размере 200 рублей за каждого гражданина, на имя которого выдается приглашение на въезд в Российскую Федерацию;
  • за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников в размере 3000 рублей за каждого привлекаемого иностранного работника;
  • за выдачу иностранному гражданину разрешения на работу в размере 1000 рублей.

Прием на работу иностранных граждан,

постоянно проживающих на территории Российской Федерации

Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации (имеющие действительный вид на жительство в Российской Федерации) принимаются на работу в порядке и на условиях, предусмотренных для российских граждан (подпункт 1 пункта 4 статьи 13 Федерального закона «Об иностранцах»).

Организации, принимающей на работу проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина, необходимо удостовериться, что у него имеется непросроченный вид на жительство в Российской Федерации (выдается сроком на 5 лет и может быть продлен неограниченное количество раз).

При заключении гражданско-правового договора с постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином рекомендуется заключать договор на срок, не превышающий срок действия вида на жительство, а затем, в случае необходимости, продлевать его действие.

Если иностранный гражданин работает в организации на основании трудового договора, то необходимо учитывать, что установленные российским трудовым законодательством правила распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан (статья 11 Трудового кодекса РФ). Однако трудовым законодатель ством не предусмотрено такое основание прекращения трудового договора, как истечение срока действия документов, подтверждающих разрешение на проживание иностранного гражданина в России. Не установлен такой случай и Федеральным законом «Об иностранцах». Поэтому организации, принимающей на работу постоянно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина, представляется целесообразным заключить с ним срочный трудовой договор на срок до окончания действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а затем, в случае, если иностранный гражданин предоставит вид на жительство, продлить срок действия трудового договора.

Прием на работу иностранных граждан,

временно проживающих на территории Российской Федерации

Иностранные граждане, временно проживающие на территории Российской Федерации (имеющие действительное разрешение на временное проживание в России) принимаются на работу в порядке и на условиях, предусмотренных для российских граждан с одним ограничением: временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность только в пределах того субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание (подпункт 2 пункта 4 статьи 13, пункт 5 статьи 13 Федерального закона «Об иностранцах»).

Таким образом, организации, принимающей на работу проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина, достаточно удостовериться, что у нанимаемого работника имеется непросроченное разрешение на временное проживание в том же субъекте Российской Федерации, в котором организация осуществляет свою деятельность (такое разрешение выдается сроком на 3 года).

Необходимо заметить, что Федеральным законом «Об иностранцах» не предусмотрено продление разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Это значит, что иностранный гражданин, временно проживающий в Российской Федерации, после окончания срока действия разрешения на временное проживание должен покинуть ее пределы, если ему не выдано разрешение на постоянное проживание в Российской Федерации — вид на жительство. Если по окончании срока действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации иностранный гражданин не представил вид на жительство, организация должна расторгнуть заключенный с ним договор, так как в противном случае она будет привлечена к ответственности за нарушение правил использования иностранной рабочей силы.

Все сказанное о заключении договоров с иностранными гражданами, постоянно проживающими в Российской Федерации, справедливо и для случаев заключения договоров с временно проживающими иностранными гражданами.

Прием на работу иностранных граждан, обладающих особым статусом

Напомним, что к иностранным гражданам с особым статусом относятся граждане:

  • ходатайствующие о признании их беженцами;
  • официально признанные беженцами;
  • получившие временное убежище.

Как уже отмечалось, сказать на настоящий момент с полной ясностью, каким статусом в соответствии с Федеральным законом «Об иностранцах» обладают перечисленные выше категории граждан после 01.11.2002, затруднительно. Федеральный закон не содержит положений об указанных группах лиц, в том числе и прямого указания на то, каков порядок осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

Если подойти формально, иностранные граждане с особым статусом подпадают под определение иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации, и тогда к ним должен применяться соответствующий порядок приема на работу. Однако правовой режим их пребывания и проживания в Российской Федерации, определенный Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах» (с изм. на 07.11.2000), не соответствует порядку временного пребывания иностранных граждан. В первую очередь это касается допустимых сроков пребывания, а также документов, удостоверяющих личность гражданина. С другой стороны, иностранные граждане, обладающие особым статусом, фактически являются временно проживающими на территории Российской Федерации. Анализ, а также сопоставление положений Федерального закона «Об иностранцах» и Федерального закона «О беженцах», показывают, что их правовое положение согласуется с правовым положением иностранных граждан, временно проживающих на территории Российской Федерации. Если законодатель предполагал, что правой режим пребывания в Российской Федерации иностранных граждан с особым статусом подпадает под действие правового режима временного проживания, то к ним применяется порядок приема на работу иностранных граждан, временно проживающих на территории Российской Федерации.

Однако сейчас, пока не приняты все документы, разъясняющие применение Федерального закона «Об иностранцах», сказать со всей определенностью, что имел в виду законодатель, не представляется возможным.

 

1 Далее по тексту — Федеральный закон «Об иностранцах».

2 См. «КП» № 1, 2003 (стр. 6).

3 См. раздел Новости КП № 2, 2003 год

 

Автор: Ю. Павлова, юрист

Источник: Кадры предприятия №2 / 2003

трудоустройство иностранных граждан в рфприем на работу граждан белоруссииприем на работуприем на работу гражданина белоруссиикак оформить ветерана трудаприглашение на работуприём на работуразрешение на работу для граждан белоруссиикак принять на работу гражданина белоруссиипринять на работу гражданина белоруссииоформление мигрантов на работу

hr-portal.ru

Оформление визовых и безвизовых иностранцев на работу

Если въезд иностранца на территорию РФ подтверждается визой, то он приехал из страны с визовым режимом. Срок его пребывания равняется сроку действия визы. В случае если у иностранца на руках миграционная карта, то для въезда к нам виза ему не требуется. В этом случае срок его пребывания по общему правилу составляет не более 90 дней. По окончании этих сроков иностранцы обязаны покинуть страну, если сроки не продлены в установленном ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ порядке.

Виза и миграционная карта потребуются иностранцу для оформления трудового договора.

Иностранный гражданин, въехавший в страну по визе, обязан оформить разрешение на работу; при безвизовом режиме оформляется патент на работу.

Работать по разрешению на работу или патенту иностранец может только на той территории России, где был оформлен данный документ.

Иностранные граждане Евразийского экономического союза (ЕАЭС): Казахстана, Беларуси, Армении, Киргизии — не оформляют ни патент, ни разрешение на работу, а либо встают в течение 7 дней на миграционный учет по месту пребывания, либо регистрируются по месту жительства (при наличии документа для такой регистрации). При приеме на работу они представляют работодателю те же документы, что и граждане РФ (за исключением документов о воинском учете).

Работодатель для устройства визового иностранца на работу должен оформить в территориальных органах в сфере миграции (в настоящее время – это МВД РФ) ходатайство на выдачу приглашения для въезда иностранца в РФ, а также подать заявление и получить разрешение об использовании и привлечении труда иностранных граждан.

Оформление временно и постоянно проживающих в РФ иностранцев

Разрешение на временное проживание выдается территориальными органами ФМС иностранному гражданину сроком на 3 года. При этом такой иностранец ограничен в праве на изменение без согласия миграционной службы места жительства в пределах субъекта РФ. Это означает для него, что работать такой иностранец может только на территории того субъекта, который выдал ему разрешение на временное проживание.

Вид на жительство выдается территориальными органами миграционной службы иностранному гражданину сроком на 5 лет и может быть продлен неограниченное количество раз.

Иностранные граждане, проживающие временно или постоянно на территории РФ, не оформляют разрешение на работу (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

Трудоустройство и заключение трудового договора с такими иностранцами происходят в общем порядке, аналогичном оформлению граждан России.

Работодателю не требуется ни уведомления территориальных органов о принятии иностранного гражданина, имеющего статус постоянного (временного) пребывания, ни получения разрешения на привлечение и использование труда иностранных граждан.

Какие документы нужны для трудоустройства иностранцев на работу

Список документов, предъявляемых иностранным гражданином работодателю, расширен по сравнению с перечнем документов при трудоустройстве российских граждан (ст. ст. 65, 327.3 ТК РФ) и включает в себя:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • при наличии — трудовую книжку;
  • страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, предусмотренных законом (если иностранец оформляется на работу впервые, свидетельство ему оформляет работодатель);
  • для временно пребывающего иностранца (визового, безвизового) полис добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ, или договор о предоставлении платных медицинских услуг;
  • для визового временно пребывающего иностранца разрешение на работу, для безвизового иностранца – патент;
  • в установленных законом случаях документы воинского учета;
  • документы об образовании;
  • в установленных случаях справку о наличии (отсутствии) судимости;
  • разрешение на временное проживание;
  • вид на жительство для постоянно проживающих иностранцев.

На работодателя распространяется общий запрет на требование у иностранного гражданина иных дополнительных документов, не предусмотренных законом (ч. 3 ст. 65 ТК РФ).

Иностранные документы должны быть легализованы в РФ в установленном порядке, переведены на русский язык и нотариально заверены с проставлением апостиля.

Все иностранные граждане должны иметь документ, подтверждающий владение русским языком, знание истории России и основ законодательства РФ, необходимый для представления при обращении за получением (продлением) разрешения на работу или патента, разрешения на временное проживание, вида на жительство (ст. 15.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

glavkniga.ru

Статус иностранного гражданина

Первым делом вы должны выяснить статус иностранного гражданина. Порядок оформления на работу вашего будущего сотрудника зависит именно от этого. Всего статусов три:

  • временно пребывающие на территории РФ. К этой категории относятся иностранные граждане, которые работают по визе или миграционной карте;
  • временно проживающие в России. Это те иностранцы, у которых есть разрешение на временное проживание в стране, выдаваемое сроком до 3 лет;
  • постоянно проживающие в России иностранные граждане, у которых есть вид на жительство, выдаваемый сроком на 5 лет (документ может продлеваться по мере необходимости).

Прием на работу иностранца с видом на жительство

Иностранного гражданина, у которого есть вид на жительство, принимают на работу точно так же, как и гражданина России. Дополнительных разрешений в данном случае не требуется, однако работодателю нужно внимательно отнестись к проверке срока действия ВНЖ.

Кроме того, принимая на работу, такого иностранца, вы должны в трехдневный срок уведомить территориальное отделение МВД России о заключении трудового договора. Это правило установлено пунктом 8 статьи 13 закона о правовом положении иностранцев. И никаких исключений для постоянно проживающих иностранцев не предусмотрено.

Прием на работу иностранного гражданина с разрешением на временное проживание в России

Прием иностранца, имеющего разрешение на временное проживание в России, производится по аналогии с приемом гражданина иностранного государства, имеющего здесь ВНЖ. Однако тут стоит отметить, что свой статус временно проживающего такой работник должен ежегодно подтверждать в миграционной службе.

Прием на работу временно пребывающих иностранных граждан

Именно эта категории иностранцев относится, согласно пункту 1 статьи 2 закона о правовом положении иностранных граждан, к иностранным работникам. Порядок приема их на работу будет зависеть от того, нужна ли иностранцу виза для въезда на территорию России или нет.

Прием на работу временно пребывающего визового иностранца

Чтобы принять на работу временного пребывающего визового иностранца, нужно выполнить некоторый ряд действий:

  • направить заявку о потребности в специалистах в службу занятости, чтобы государственные органы подтвердили целесообразность привлечения иностранных работников;
  • подать в миграционную службу заявление на получение разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • уплатить госпошлину, которая составляет 10 000 рублей за каждого иностранного работника;
  • подать в территориальное отделение ФМС России ходатайство о выдаче приглашения на въезд иностранному гражданину.

В течение 20 рабочих дней после этого вам должны будут выдать приглашение, за которое нужно будет уплатить государственнуй пошлину размером 800 рублей.

После этого вам нужно будет обратиться в ГУВМ МВД России за разрешением на работу для иностранца. Вам нужно будет составить пакет документов, который в обязательном порядке должен включать заявление, фотографию иноземца, копию паспорта. Также при этом потребуется уплатить госпошлину – 3 500 рублей.

После этого вы сможете уведомить миграционную службу о прибытии иностранца (сделать это нужно в срок до 3 дней) и заключить с ним трудовой договор.

Прием на работу временно пребывающего безвизового иностранца

Для того чтобы принять на работу иностранца, у которого нет визы, вам не нужно будет получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Однако самому иностранцу в этом случае потребуется патент для работы в России.

Форма патента утверждена приказом ФМС России от 8 декабря 2014 года № 638. Стоимость разрешения на работу рассчитывается с учетом региона трудовой деятельности и срока.

Иностранные граждане, устроившиеся на работу по патенту, могут трудоустраиваться только в тех регионах, где он выдан. При этом нужно учитывать, что без визы такой работник может работать в одной компании не более двух лет подряд. По истечении же этого срока иностранному гражданину придётся выехать с территории РФ и снова въехать. Только потом он в уполномоченное ведомство за получением нового патента в качестве вновь прибывшего иностранца.

Для того чтобы оформить патент, иностранцу (или его доверенному лицу) необходимо обратиться с заявлением и полным пакетом документов-приложений к нему в ГУВМ МВД России. После проверки предоставленных сведений просителю будет выдан разрешительный документ. Обязательными условиями действительности патента признаны оплата взносов и законность пребывания в стране.

Полученный патент может быть продлен, но озаботиться этим вопросом нужно будет не менее чем за 10 суток до окончания действия документа. Основанием увеличения периода выступает ходатайство работодателя.

Если же срок патента истек, то договор с иностранным сотрудником должен быть расторгнут или же такой сотрудник должен быть временно отстранен от выполнения служебных обязанностей.

Иностранцам, которые временно или постоянно проживают в России, получать патент не нужно.

Без оформления каких-либо дополнительных разрешительных документов в нашей стране могут трудиться  граждане стран СНГ (Беларуси, Армении, Киргизии и Казахстана). Это предусмотрено Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. Патент на работу требуется гражданам Абхазии, Азербайджана, Узбекистана, Украины.

Патентное правило не касается граждан ДНР, даже временно пребывающих, поскольку данная категория соискателей имеет статус беженцев и, в соответствии с законодательством, покупать патент не должна.

Особенности заключения трудовых договоров с иностранцами в 2018 году

Постановлением Правительства РФ № 1467 от 4 декабря 2017 года были введены ограничения на привлечение иностранных работников в некоторых отраслях экономики в 2018 году. Таким образом, действие документа, регулировавшего предельно допустимый удельный вес сотрудников-мигрантов в штате организаций в минувшие годы, было продлено.

Так, например, удельный вес иностранцев в штате организаций сухопутного пассажирского транспорта в 2018 году снижен на 2% и составляет 28% от общей штатной численности персонала (30% — в 2017 году), в штате организаций в области спорта остался без изменений.

Сравнительная таблица ограничений по удельному весу иностранных граждан в штате российских компаний (в %).

Направление экономической деятельности организации 2017 год 2018 год
Выращивание овощей (исключение составляют некоторые регионы страны) 50 (за исключением некоторых регионов) 50 (за исключением некоторых регионов)
Розничная торговля в нестационарных объектах и на территории рынка 0 0
Розничная реализация лекарств через специализированную сеть – аптеки 0 0
Торговля в розницу любыми товарами без привязки к конкретной стационарной точке 0 0
Прочий сухопутный пассажирский транспорт 30 28
Розничная торговля табачными изделиями через специализированные торговые объекты 15 15
Розничная реализация алкогольных напитков в стационарных объектах 15 15
Автомобильный грузовой транспорт 30 28
Прочая деятельность в сфере спорта 25 25

По-прежнему не допускается трудоустройство иностранных граждан в таких отраслях экономики страны, как

  • розничная реализация медикаментов через аптечную сеть;
  • торговля в розницу на рынках и через нестационарные торговые павильоны, точки;
  • любая розничная торговая деятельность без привязки к конкретному адресу места на рынке, магазина или палатки.

Штрафы

Если работодатель пренебрег правилами приема на работу иностранцев, то в отношении его могут быть применены санкции в виде административного штрафа, размер которого будет зависеть от правового статуса нарушителя.

Если работодатель не подает уведомление в МВД или нарушает сроки подачи или форму подачи уведомления, то в городах федерального значения, таких как Москва и область, также как Петербург и Ленобласть, на него накладывается штраф в размере

  • от 5 000 до 7 000 рублей на граждан Российской Федерации (физические лица);
  • от 35 000 до 70 000 рублей на должностные лица;
  • от 400 000 до 1 000 000 рублей на юридические лица.

Также в качестве наказания возможно приостановление деятельность организации на срок от 14 до 90 суток. Как вы понимаете, не в ваших интересах игнорировать установленные государством правила.

inostr

www.fingramota.org

Оформление иностранного работника из дальнего зарубежья в представительство иностранной компании

Компании, заинтересованные в высококлассном специалисте мирового уровня для внедрения передового зарубежного опыта, чаще всего прибегают к найму опытных иностранцев из дальнего зарубежья. Миграционное законодательство РФ предусматривает оформление иностранных граждан на работу двумя способами:

  1. В рамках квот на привлечение иностранных работников в России.
  2. В качестве высококвалифицированных специалистов.

Каждый из способов имеет свои особенности и преимущества, рассмотрим их.

В соответствии со ст. 55 ГК РФ Представительство не является юридическим лицом, соответственно работодателем в трудовых договорах выступает головная организация.

Трудовой договор с главой представительства, как правило, заключает руководитель головной организации или уполномоченное им лицо по доверенности.

Трудовые договоры с работниками представительства подписывает, как правило, руководитель головной организации или глава представительства по доверенности.

Заключать трудовые договоры с иностранными работниками представительство от имени головной компании может:

  1. В пределах численности иностранных работников, согласованной при аккредитации.
  2. При наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
  3. При наличии разрешений на работу у иностранных работников.

Рассмотрим оформление иностранца на работу в 2017 году, каждый шаг в оформлении иностранного работника в представительство или филиал иностранной компании.

Шаг 1. Оформить разрешение на привлечение иностранных сотрудников

Без этого разрешения невозможно принять на работу иностранных граждан, временно пребывающих в РФ на основании визы.

Для оформления разрешения необходимо заплатить госпошлину в размере 10 000 руб. на каждого работника и подать пакет документов:

  • заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • копии учредительных документов (для юридических лиц) либо копию документа, удостоверяющего личность (для ИП);
  • проект трудового договора, соответствующий законодательству РФ и международным договорам, участником которых является Россия (другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников).

Разрешение на привлечение оформляется в отделении МВД России на 1 год. Срок оформления составляет 30 дней.

Шаг 2. Оформить приглашения и разрешения на работу

После того как разрешение на привлечение иностранных сотрудников на руках, нужно оформить приглашение на въезд в Россию для получения визы и разрешение на работу – каждому сотруднику.

Для этого в миграционную службу надо подать следующие документы:

  1. ходатайство на русском языке;
  2. документ, удостоверяющий личность работодателя (приглашающей стороны);
  3. копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
  4. гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя обязательств по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашаемого иностранного гражданина на период его пребывания в России;
  5. документы для оформления разрешения на работу (подаются на каждого иностранного работника одновременно с ходатайством о выдаче приглашения на въезд):
    • заявление о выдаче разрешения на работу (по установленной форме);
    • цветное фото работника 30 х 40;
    • копия удостоверения личности;
    • копия документа иностранца о его образовании;
    • справки, подтверждающие отсутствие ВИЧ и других заболеваний;
    • квитанция оплаченной госпошлины.

Шаг 3. Уведомить территориальное управление по вопросам миграции о прибытии иностранца и его приеме

После выполнения этих формальностей можно приступать к заключению договоров с иностранными гражданами и оформлять их на работу.

Шаг 4. Заключить трудовой договор (или договор ГПХ)

Трудовой договор должен обязательно включать следующие положения:

  1. Реквизиты документа, на основании которого осуществляется трудовая деятельность (разрешение на работу/патент/разрешение на временное проживание/вид на жительство).
  2. Реквизиты полиса/договора ДМС.

При приеме на работу иностранные граждане должны предоставить практически те же документы, что и российские.

Для оформления трудового договора следует запросить с работника следующие документы:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • миграционная карта, виза;
  • один из обязательных разрешительных документов, на основании которых осуществляется трудовая деятельность:
    1. Разрешение на работу или патент;
    2. Разрешение на временное проживание;
    3. Вид на жительство.
  • трудовая книжка (если ее нет, то компании необходимо завести её);
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Если это первое место работы у иностранца, то вы, как работодатель, должны оформить страховое свидетельство;
  • договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ (для временно пребывающих иностранцев). Этот документ не нужен, если работодатель заключил с медицинской организацией договор о предоставлении работнику-иностранцу платных медуслуг;
  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Документы воинского учета у иностранных граждан не требуются. При заключении гражданско-правового договора (подряда или на оказание услуг) запрашиваются те же самые документы, кроме трудовой книжки.

Привлечение к работе иностранцев в статусе ВКС

Высококвалифицированный специалист – иностранный работник, отвечающий следующим требованиям:

  1. Имеет опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности (оценивает сам работодатель);
  2. Вознаграждение по трудовому или гражданско-правовому договору составляет не менее 167 тысяч рублей в месяц.

Преимущества приема на работу иностранца в статусе ВКС:

  1. Компании не требуется разрешение на привлечения и использование иностранных работников.
  2. На привлечение высококвалифицированных специалистов не распространяются квоты на разрешения на работу.
  3. Срок действия разрешения на работу, а также рабочей визы ВКС ограничен тремя годами, тогда как для простых иностранных работников – одним годом.
  4. Высококвалифицированный специалист может осуществлять трудовую деятельность в нескольких регионах РФ, указанных в разрешении на работу, тогда как в случае с обычным иностранцем разрешением на работу требуется оформлять в каждом субъекте РФ отдельно.
  5. Высококвалифицированный специалист при указании в трудовом договоре разъездного характера работы может находиться в служебной командировке в любом регионе РФ неограниченное количество времени (обычный иностранный работник – лишь 10 дней в году при условии, что он занимает одну из руководящих позиций, а если в его трудовом договоре прописан разъездной характер работы, суммарно не превышающий 40 дней в году).
  6. Высококвалифицированный специалист освобожден от обязанности постановки на миграционный учет по месту пребывания на срок до 90 дней со дня въезда в РФ и на срок до 30 дней в случае передвижения по территории РФ (обычные иностранные работники – в течение 7 рабочих дней).
  7. Срок рассмотрения документов на оформление разрешения на работу, а также приглашения для получения рабочей визы для высококвалифицированного специалиста составляет порядка 15 рабочих дней (для обычных иностранных работников порядка 3,5 месяцев).

Прием на работу иностранцев из ближнего зарубежья

Иностранцы из ближнего зарубежья (Украина, Молдова, Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан) пользуются упрощенным режимом привлечения к трудовой деятельности:

  1. Компании не нужно получать разрешение на использование иностранной рабочей силы;
  2. Компании не нужно проходить процедуру получения разрешения на работу для иностранца, так как иностранец обязан сделать это лично. Вместо разрешения на работу иностранцы получают патент, а обратиться за его получением они обязаны в течение 30 дней со дня въезда в РФ.

Прием на работу граждан из ЕАЭС

Гражданам из стран Евразийского экономического союза (Беларусь, Армения, Казахстан, Кыргызстан) и вовсе не нужно разрешительных документов, а срок постановки на учет по месту пребывания продлен с 7 рабочих до 30 календарных дней, для граждан Республики Беларусь – 90 календарных дней. Срок пребывания в РФ таких граждан определяется сроком действия трудового договора, а значит работодатель (если он является принимающей стороной) обязан продлять регистрацию таких граждан только один раз в год.

ТОП-8 кадровых вопросов для представительств и филиалов иностранных компаний

Вопрос 1: Требуется ли все локальные нормативные акты (приказы, инструкции, положения) в представительстве оформлять на 2-х языках: русском и языке страны представительства?
Ответ: Не требуется. Кадровые документы могут быть оформлены только на русском языке.

Вопрос 2: Контракты с сотрудниками представительства заключены в стране происхождения иностранной организации. Требуется ли заключать с ними трудовые договоры в РФ или достаточно заверить перевод иностранных контрактов на русский язык?
Ответ: Трудовые договоры с сотрудниками представительства должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством РФ. В случае перевода иностранных договоров на русский язык, могут быть не в полной мере соблюдены все требования российского трудового законодательства. Рекомендуем заключить новые договоры на территории РФ. Наши специалисты помогут составить трудовые договоры с иностранными сотрудниками с учетом специфики российского законодательства.

Вопрос 3: Надо ли заводить иностранным сотрудникам представительства российские трудовые книжки?
Ответ: Да, надо. Трудовые книжки необходимо вести на всех работников (кроме совместителей), проработавших не менее 5 дней. Представительство обязано закупить необходимое количество бланков трудовых книжек и вести их учет, хранение и оформление в соответствии с законодательством.

Вопрос 4: В трудовые книжки можно ставить печать представительства?
Ответ: Да, в трудовых книжках должна стоять печать представительства. Она ставится на первом листе (при первичном оформлении трудовой книжки) и при увольнении.

Вопрос 5: Требуется ли получить на иностранных сотрудников представительства страховое пенсионное свидетельство (СНИЛС) и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)? Кто должен обратиться за этими документами в ПФР и ИФНС?
Ответ: Да, на иностранных сотрудников представительства необходимо оформить СНИЛС и ИНН. При этом пенсионное свидетельство обязано оформить представительство. ИНН иностранный работник должен получить самостоятельно в налоговой инспекции.

Вопрос 6: Требуется ли представительству уведомлять ФМС (МВД) и в каких случаях?
Ответ: Да, необходимо уведомлять МВД о заключении и расторжении трудового договора с иностранным сотрудником в течение трех рабочих дней; о прибытии в место пребывания в течение семи рабочих дней; об обязательствах по выплате вознаграждения высококвалифицированным специалистом один раз в квартал.

Вопрос 7: Если иностранный сотрудник представительства временно уезжает в основную компанию, будет ли это считаться командировкой?
Ответ: Да, выезд работника в основную компанию необходимо оформлять как командировку в соответствии с российским законодательством. Наши эксперты помогут грамотно оформить кадровые документы по командировке сотрудников и рассчитать заработную плату с учетом командировочных выплат.

Вопрос 8: Какие еще подводные камни могут быть с точки зрения кадрового учета в представительстве?
Ответ: Трудовые отношения иностранных работников с представительством регламентируются трудовым законодательством России. Поэтому кадровый учет в представительстве принципиально ничем не отличается от кадрового учета российской организации. Ведение кадровых документов по иностранным сотрудникам представительства происходит в том же порядке и в том же объеме, что и по российским работникам. «Подводные камни» в кадровом учете часто встречаются в вопросах соблюдение норм и правил Федерального Закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Более того, с июля 2017 года вступят в силу изменения к Закону 152-ФЗ. Об особенностях ведения кадрового делопроизводства в части Закона «О защите персональных данных» мы готовы будем рассказать на встрече, в случае необходимости.

***

Компании часто возлагают обязанности по оформлению и учету иностранных сотрудников бухгалтерам, специалистам по кадрам, а то и вовсе офис-менеджерам, не подозревая, сколько особенностей и подводных камней таит в себе миграционное законодательство, а ответственность за его нарушение может даже пошатнуть бизнес (верхняя планка штрафа – 1 млн руб.). Поэтому стоит задуматься о качественных, но дорогостоящих курсах по обучению специалистов азам миграционного учета, а лучше всего – доверить оформление и кадровое сопровождение иностранцев в компании профессионалам.

1c-wiseadvice.ru


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.