Фз о защите прав предпринимателей


  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3. Принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
    • Статья 4. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор)
    • Статья 5. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор)
    • Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль
    • Статья 7. Взаимодействие органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при организации и проведении проверок

    • Статья 8. Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности
    • Статья 8.1. Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)
    • Статья 8.2. Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами
    • Статья 8.3. Организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями
  • Глава 2. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль
    • Статья 9. Организация и проведение плановой проверки
    • Статья 10. Организация и проведение внеплановой проверки
    • Статья 11. Документарная проверка
    • Статья 12. Выездная проверка
    • Статья 13. Срок проведения проверки
    • Статья 13.1. Режим постоянного государственного контроля (надзора)
    • Статья 13.2. Плановые (рейдовые) осмотры
    • Статья 13.3. Единый реестр проверок
    • Статья 14. Порядок организации проверки
    • Статья 15. Ограничения при проведении проверки
    • Статья 16. Порядок оформления результатов проверки
    • Статья 16.1. Контрольная закупка
    • Статья 17. Меры, принимаемые должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки

    • Статья 18. Обязанности должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки
    • Статья 19. Ответственность органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверки
    • Статья 20. Недействительность результатов проверки, проведенной с грубым нарушением требований настоящего Федерального закона
  • Глава 3. Права юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защита их прав
    • Статья 21. Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки
    • Статья 22. Право юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
    • Статья 23. Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
    • Статья 24. Общественная защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
    • Статья 25. Ответственность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за нарушение настоящего Федерального закона
  • Глава 4. Заключительные положения

    • Статья 26. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
    • Статья 26.1. Особенности организации и проведения в 2016 — 2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства
    • Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона

www.consultant.ru

В чем преимущество ФЗ 294

Данный закон дает бизнесменам мощный инструмент для защиты собственного бизнеса от произвола чиновников и позволяет доказать свою невиновность в судебных органах. Даже если ходе контрольного рейда были выявлены нарушения, наказания не случится.

Судебная практика показывает, что можно оспорить выводы проверяющих органов в следующих случаях:

  • бизнесмен не был вовремя предупрежден о проверке;
  • его проверяют чаще, чем положено, без серьезных на то оснований;
  • внеплановые мероприятия без обоснований;
  • проверка проводилась без санкции уполномоченных на то органов;
  • превышение полномочий, например Росалкогольрегулирование начало исследовать взаимоотношения
  • предпринимателя с пенсионным фондом;
  • несвоевременное вручение документа с результатами визита.

Закон о защите прав предпринимателей при проведении проверок впервые ограничил права бюрократов.

Однако есть целый список случае, в которых он не действует. Например, в случае чрезвычайных обстоятельств или при проведении оперативно – розыскных мероприятий. Всего этот список насчитывает порядка 40 пунктов. В основном они касаются предпринимательства в сфере финансов.

Особо стоит отметить, что в 2014 году был принят федеральный закон №307, который вывел из под действия ФЗ-294 деятельность компаний, которые зарабатывают на распространении информации во всемирной паутине.

Плановые мероприятия

Сейчас контролирующие органы в своей деятельности основываются на плановости проверок по трехлетнему графику. Даже в случае необходимости внепланового визита осуществляется защита прав предпринимателей в России, поскольку есть только три основания для экстренного визита:

  1. Чрезвычайная ситуация.
  2. Обращении граждан о нарушении их прав.
  3. Контроля за выполнением ранее выданного предписания.

Все эти случаи имеют вполне логичное обоснование, и направлены на исполнение законности.

Первое исключение

В тех случаях, когда деятельность предприятия наносит вред, госорганы обязаны вмешаться. Если фабрика сбрасывает отходы в реку, или от пищевой продукции происходит массовое отравление людей. Когда недобросовестный застройщик вырубает деревья, не стоит ждать трех лет.


Конечно, некоторые из этих действий связаны с коррупционной составляющей и подкупом чиновников, однако запрет проверок приведет к откровенному беспределу.

Второе исключение

Например, в случает отказа поменять бракованное изделие, или при некачественном ремонте бытовой техники, гражданин имеет право обратиться в контролирующую организацию. А она обязана принять меры, чтобы не допустить повторения таких ситуаций. Права и обязанности предпринимателей не должны ущемлять права простого человека.

Однако есть интересный момент. Обращение гражданина не может быть анонимным. Если невозможно установить личность жалобщика, внеплановая проверка проводиться не может.

Третье исключение

Если после проведения плановой проверки выявлены нарушения, то контролирующий орган обязан удостовериться в их ликвидации. Поэтому госслужащий обязан проконтролировать исполнение предписания. При этом он не имеет права выискивать иные нарушения, которые не были выявлены ранее.

Кроме того, проверка может осуществляться документарно, без выезда на место осуществления предпринимательской деятельности. Например, многие нарушения не требуют присутствия контролера, чтобы убедиться в их ликвидации.

Основные концепции закона

Согласно статье 3 вводятся новые принципы взаимодействия государства и бизнеса, которые основываются на презумпции добросовестности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Теперь чиновнику нужно доказать, что произошло правонарушение. Ранее бизнесмену приходилось доказывать, что он ничего не нарушил, по крайней мере на практике это было так.


Были разграничены обязанности между государственными и муниципальными органами. Один и тот же вид деятельности не может быть регулируем разными органами. Это упразднило невыполнимость отдельных нормативных актов, когда изданные разными ведомствами распоряжения противоречат друг другу.

В пятой главе закона разделяются полномочия между госорганами и муниципальными властями. Кроме того, они обязаны информировать друг друга о будущих действиях, делиться результатами. Важно и то, что открывается информация о проведенных проверках, что позволяет бизнесмену прогнозировать активность работы в этом регионе и избежать возможных осложнений.

Уведомительный порядок

Этим же нормативным актов вводится понятие открытости информации для субъекта предпринимательской деятельности. Теперь он заранее знает, когда к нему нагрянут гости. Еще одно новшество 294 закона – уведомительный порядок для 36 видов деятельности. В дальнейшем к ним добавилось еще 3.

Однако стоит учесть, что осуществление деятельности без постановки в известность государственных органов влечет за собой наказание, предусмотренное законами РФ.

Рискоориентированность

При планировании проверок государственная власть и муниципальные органы обязаны рассчитывать риски, которые несет обществу предпринимательская деятельность.

Так, производство взрывоопасных веществ и ядохимикатов обладает потенциально большей опасностью, чем ателье по пошиву одежды. Значит они требуют больше внимания. Нормативы по рискам устанавливаются Правительством РФ. Им же устанавливается порядок проведения проверок в соответствии с этими нормативами.

Документарная проверка – основные правила


При отсутствии необходимости выезда на место деятельность юридического лица или ИП может быть изучена документарно. В этом случае проверяющий орган запрашивает вся необходимую документацию, которая заверяется руководством компании. Контролер не имеет права требовать их нотариального заверения.

Если пакет документов недостаточен, или есть сомнения с их достоверности, инспектор вправе запросить дополнительную информацию повторно. Она заверяется печатью и личной подписью руководителя.

Если же и в этом случае нет уверенности в законности деятельности, обнаружены ошибки, неточности или расхождения, руководитель обязан пояснить ситуацию в письменном виде.

Все на выезд

Когда оказывается невозможно документарным путем оценить работу бизнеса, к нему могут нагрянуть гости. Но с предъявлением соответствующих удостоверений и иных бумаг, в противном случае бизнесмен имеет право не пустить таких гостей даже на порог.

Исключением является случай экстренной ситуации, тогда санкция прокурора может быть предоставлена в течение 24 часов. При этом прокурор может и не разрешить проверку, тогда проверяющие обращаются к нем повторно. Если и повторное обращение не принесло результата, итоги проверки отменяются.

Что помогает кроме ФЗ-294


Не только 294 закон помогает предпринимателю отстоять свои права. Существуют внесудебные формы защиты прав предпринимателей – нотариальная, третейский суд и рассмотрение претензий в особом порядке.

Нотариус имеет право действовать от имени государства, в третейском суде рассматриваются дела по обоюдному решению сторон обратиться именно сюда. Претензионный порядок помогает решить ряд проблем, которые оговорены в соответствующих законах.

Права предпринимателя на имущество ничем не отличаются от прав других субъектов государства, что приписано в Гражданском кодексе. Конечно, чиновник не может отобрать у гражданина единственное жилье или личные вещи даже в судебном порядке, в отличие от имущества компании. Но купля – продажа и отчуждение собственности не могут происходить без соблюдения законов РФ и ее Конституции. Поскольку каждый бизнес – это тоже чье-то имущество.

Что будет предусмотрено дальше

На данный момент прошло много времени после принятия 294 Закона. Произошли изменения в экономической и общественной жизни, которые привели к принятию многочисленных поправок.

На данный момент на рассмотрении законодательных органов находится новый закон о государственном и муниципальном контроле, который по планам вступит в действие в 2017 году. В нем будут прописаны новые способы и формы защиты прав предпринимателей, более соответствующие наступившей эпохе.


vashbiznesplan.ru

ФЗ 294 о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Основным назначением этого закона является регулирование отношений между государственными уполномоченными органами и индивидуальными предпринимателями или организациями в ходе в проведения проверок (как ФЗ 167 регулирует осуществление страховых выплат пенсионерам). Положения акта указывают на то, что при проведении проверок, вне зависимости от их характера, обе стороны имеют определенные права и несут обязанности. Именно в этом и заключается юридический смысл закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Также читайте о последних изменениях в законе о мошенничестве: нова/я редакция ст 159 УК РФ тут:

Плюс, в новой редакции ФЗ урегулирован полный порядок проведения проверок (как плановых так и внеплановых), в частности в следующих моментах:

— изменена процедура документарной проверки;

— порядок оформления итогов проверок;

— надзор, учет, регламент;

— права ИП и ЮЛ в процессе проверок стали расширенными.

Помимо этого акта, документов регулирующих данный процесс нет. Поэтому рекомендуем ознакомиться с текстом с последними комментариями на сайтах «Консультант+» или «Гарант».

ФЗ 294 о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в последней редакции с последними изменениями.


Краткое содержание и изменения

Что касается последних изменений 294 федерального закона  о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относительно деятельности государственных органов, то главным новшеством является конечно расширение предмета проводимых проверок. Теперь в него входят и объекты культурного наследия, которым пользуются организации или граждане в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Об этом говорит 10 статья настоящего закона.

Если говорить в более общем смысле, то уполномоченный государственный орган (административный, муниципальный или исполнительный) при наличии достаточных оснований может организовать проверку деятельности субъекта. Принимать подобное решение должны служащие, к которым поступили данные о возможных нарушениях. Это касается именно внеплановой проверки.

Относительно плановых (рейдовых) мероприятий можно отметить, что таковые проводятся по определенному графику, с обязательным предупреждением субъекта (ст. 13.2 часть 1). Порядок и основание их проведения могут дополняться также и некоторыми региональными актами. К примеру, налоговые акции (сроки, распоряжение о начале и т.д.) обычно устанавливаются на региональном уровне. Закон 294 ФЗ с последними изменениями содержится на выше указанных тематических ресурсах.

ФЗ 294 журнал учета проверок юридического лица

Помимо выше описанного, данный ФЗ 294 о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей также обязывает субъектов вести журнал учета проверок. Это правило распространяется на всех независимо от формы организации. Форма журнала периодически утверждается Правительством России. При фиксации информации следует указывать следующие элементы: дата, номер, обнаруженные и задокументированные нарушения, номер предписания и т.д. В конце уполномоченное лицо должно проставить свою подпись.

ФЗ 294 разъяснения и комментарии

«ФЗ 294 о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» действующая редакция гласит, что большинство специалистов совершенно обосновано полагают, что изменение некоторых положений привело к своеобразному выравниванию статуса сторон правоотношения. Глава 3 (ФЗ защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) лишний раз подчеркивает это суждение. Т.е. у предпринимателей появилось намного больше прав и возможностей их применения по сравнению с прошлым порядком. При этом, деятельность органов стала более регламентированной, т.к. каждое действие (постановление, уведомление и т.д.) имеет свой строгий порядок. Официальный комментарий к закону пока не подготовлен, но можно найти тексты для старой редакции.

ФЗ 294 разъяснения и комментарии можно скачать по ссылке.

Ответственность за нарушение

Ответственность за нарушение несут именно грубые нарушения, которые допускает субъект в ходе проверки, либо если чинятся препятствия к проведению таковой. Ответственность в данном случае может иметь неоднородный характер, вплоть до уголовного наказания.

Судебная практика

Однозначно что-либо сказать по данному поводу невозможно, т.к. процент решений суда в пользу одной сторон примерно одинаковый. В большинстве случаев на стороне государственного регулирования оказываются Роспотребнадзор или прокуратура (прокурорская). Реже, такие органы как полиция, МЧС и пр.

atc-assist.ru

Статья 8.2. Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами

1. В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.

2. В целях профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля:

1) обеспечивают размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;

2) осуществляют информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля подготавливают и распространяют комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;

3) обеспечивают регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора), муниципального контроля и размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;

4) выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с частями 5 — 7 настоящей статьи, если иной порядок не установлен федеральным законом.

3. Федеральным законом, положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и осуществления отдельных видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля может быть предусмотрено осуществление органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля специальных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение причинения вреда, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4. Правительство Российской Федерации вправе определить общие требования к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

5. При условии, что иное не установлено федеральным законом, при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение и входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало угрозу указанных последствий, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля объявляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и предлагают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

6. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, не может содержать требования предоставления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов, за исключением сведений о принятых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

7. Порядок составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, порядок уведомления об исполнении такого предостережения определяются Правительством Российской Федерации.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.