Органы роспотребнадзора


Роспотребнадзор — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — представляет собой федеральную службу, осуществляющую санитарно-эпидемиологический контроль и иные схожие функции.

Функции, возложенные на Роспотребнадзор и изложенные в Положении о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляются как непосредственно, так и через территориальные органы. Также служба взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, прочими организациями.

Ключевыми документами, которыми руководствуется служба, являются Федеральный закон № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
Закон РФ о защите прав потребителей, Постановление Правительства РФ № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».


Свой теперешний вид служба приобрела в 2004 году, сменив существовавшую с 1993 года Государственную инспекцию по торговле, контролю качества товаров и защите прав потребителей. История же службы в целом начинается с 1922 года, когда был принят Декрет СНК РСФСР «О санитарных органах Республики», после чего стали открываться санитарно-эпидемиологические станции.

Руководство деятельностью Роспотребнадзора возложено на Председателя Правительства РФ, во главе находится руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — Главный государственный санитарный врач РФ Анна Попова, занимающая эту должность с апреля 2014 года (с октября 2013 исполняла обязанности руководителя). В состав руководства службы также входят три заместителя руководителя.

Что касается структуры Роспотребнадзора, её составляют Центральный аппарат, объединяющий руководство, помощников, пресс-службу и ряд Управлений, а также подчиняющиеся ему Управления Роспотребнадзора по субъектам РФ, Центры гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ, Научно-исследовательские институты, Противочумные учреждения, а также Санэпидемслужбы министерств и ведомств.

Общее число сотрудников Роспотребнадзора составляет около 110 тысяч специалистов. Предельная численность работников Центрального аппарата составляет 238 единиц, территориальных органов — порядка 20000.


Служба в Роспотребнадзоре, являющаяся частью государственной гражданской службы, представлена пятью группами, в которых установлены классные чины. Это высшая (действительные государственные советники РФ 1-3 классов), главная (государственные советники РФ 1-3 классов), ведущая (советники государственной гражданской службы РФ 1-3 классов), старшая (референты государственной гражданской службы РФ 1-3 классов) и младшая (секретари государственной гражданской службы РФ 1-3 классов) группы.

Подобно другим федеральным службам Роспотребнадзор имеет собственную символику, объединяющую эмблему, флаг и вымпел.

Эмблема представляет собой двуглавого орла, держащего щит, в поле которого размещён прямой равноконечный контурный крест, в центре которого представлен посох Асклепия — древнегреческого бога медицины и врачевания. Флаг Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — полотнище жёлтого цвета, на которое нанесены изображение эмблемы службы, а также Государственный флаг России, расположенный в крыже. Вымпел выполнен в виде прямоугольного флага желтого цвета с изображением малой эмблемы службы с двумя сужающимися косицами цветов Государственного флага РФ.

Штаб-квартира Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека находится в Москве по адресу Вадковский переулок, дом 18, строение 5 и 7.

Являясь федеральной службой, Роспотребнадзор имеет собственный официальный сайт, на котором изложена общая информация о данной службе, представлены сведения, касающиеся её деятельности.
есь же собраны документы, так или иначе касающиеся деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. На официальном веб-ресурсе также можно ознакомиться с перечнем государственных услуг, информацией о контроле и надзоре. Здесь же отображена информация, связанная с обращениями граждан, представлена нормативно-правовая база, размещена иная полезная информация.

rospotrebnadzora.ru

Функции Роспотребнадзора

Функциональные обязанности Роспотребнадзора регламентированы положением № 322 от 30.06.2005 года, утвержденным постановлением Правительства РФ.

Надзорная деятельность Роспотребнадзора разнообразна, и имеет ряд направлений, включающих в себя функции других надзорных органов и ведомств. И так что такое Роспотребнадзор и чем он занимается. Вот список основных направлений его деятельности.

  • Сан-эпидем надзор;
  • Надзор за соблюдением прав потребителей;
  • Санитарный мониторинг, гигиенический мониторинг;
  • Выдача санитарно-эпидемиологических заключений;
  • Аттестация работников непосредственно контактирующих с пищевыми продуктами;
  • Координацию деятельности других территориальных подразделений;
  • Ведение различных учетов и сбор статистических данных.

Что именно контролирует Роспотребнадзор

Так как у Роспотребнадзора весьма обширное количество полномочий, он имеет право контролировать и проверять все производственные и обслуживающие, учебные и воспитательные предприятия и компании с формой организации, как юридического лица, так и частных предпринимателей (ИП).

Из общей массы проверок, наибольшую часть занимают проверки предприятий и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере обслуживания населения, в частности тех, кто имеет отношение к продуктам питания, медицинским препаратам или оказывает какие-либо услуги. Так же особенно тщательным проверкам подвергаются детские учреждения, как дошкольные, так и образовательные.

Какие бывают проверки

Исходя из того, что такое Роспотребнадзор и чем он занимается, можно сделать вывод, что основная его функция именно в проведении проверок и контроле своевременного устранения недостатков и различных нарушений, выявленных в ходе их проф. деятельности. Проверки этого органа, как и у других подобных надзорных органов, бывают двух видов: плановые и внеплановые, которые в свою очередь могут быть выездными и документарными.

Плановые проверки не могут проводиться хаотично и просто по желанию представителя этого органа. Во всех подразделениях Роспотребнадзора имеется план, утвержденный прокуратурой района, согласно которого проводятся все плановые проверки.
дзорный орган осуществляет проверки в строгом соблюдении с этим планом, и не может провести ее раньше или позже указанного в нем срока. Любой предприниматель может просмотреть этот план, посетив два сайта, где он опубликован, это сайт самого органа и сайт прокуратуры. В плане указана вся информация об объектах проверок, лиц, в отношении которых планируются мероприятия по контролю, датах и сроках, в течение которых будет проводиться мероприятие по контролю.

Перед проверкой, предприниматель или руководитель организации или предприятия в обязательном порядке должны быть уведомлены о приближающемся мероприятии по контролю. Это делается не менее чем за трое суток до дня проверки. Извещение может быть вручено лично представителем надзорного органа или направлено заказным письмом с уведомлением о вручении.

По факту периодичности проведения плановых мероприятий контроля, хочется отметить, что согласно Российскому законодательству, плановые проверки должны быть сделаны надзорными органами не раньше как через 3 года после фактического образования и регистрации юридического лица, или начала непосредственного ведения предпринимательской деятельности или со дня окончания проведения предыдущей проверки.

Внеплановые проверки проводятся в трех случаях:

  • Первый и самый основной – после истечения срока, указанного в выданном ранее предписании по устранению нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки, по каждому пункту может быть отдельная дата.

  • Второй, по письменному заявлению или обращению от граждан о фактах нарушений, ставших им известными и представляющих какую-либо угрозу. Хочется отметить, что анонимные сообщения, а так же сообщения в которых не указаны конкретные нарушения надзорными органами не рассматриваются. Проверки делаются только тех сообщений, в которых обращается внимание на нарушения, создающие угрозу здоровью или жизни граждан, окружающему растительному и животному миру историческим объектам, ну, и конечно, национальной безопасности. Эти проверки в обязательном порядке согласовываются с прокуратурой района, иначе она будет являться незаконной.
  • И третий случай, это непосредственно при выявлении случаев нарушений прав потребителей.

Выездная проверка это мероприятие, при котором должностное лицо Роспотребнадзора выезжает на объект надзора и осуществляет полную проверку объекта, начиная от необходимой для этого предприятия документации, заканчивая осмотром всего объекта, помещений, оборудования, а так же прилегающей к объекту территории.

При документарной проверке, просматривается только необходимая для контроля документация которую индивидуальный предприниматель или представитель юр. лица или предприятия сам предоставляет в орган надзора. При такой проверке лицу, проводящему проверку, можно проводить различные исследования документации, а так же продукции предприятия. Эта проверка может перерасти в выездную, но только в том случае если будут выявлены серьезные нарушения.

Проведение мероприятия по контролю проверки


Перед непосредственным проведением проверки должностное лицо, проводящее мероприятие по контролю, обязано предъявить Вам свое служебное удостоверение вместе с распоряжением о проведении мероприятий по контролю (проверке). На распоряжении должна быть подпись руководителя территориального подразделения Роспотребнадзора. В тексте распоряжения в обязательном порядке должны быть указаны сведения о периоде проводимого мероприятия по контролю, адреса объектов, где будет проводиться проверка и данные представителей Роспотребнадзора, которые непосредственно будут проводить проверку. Инспектора не указанные в распоряжении проверку проводить не имеют права.

Максимальный срок проверки 20 дней. Этот срок может быть продлен, но только по письменному распоряжению руководства Роспотребнадзора, и только в определенных случаях. Если подобные мероприятия считаются необходимыми, то предприниматель или руководитель предприятия уведомляется об этом в письменной форме. Проверка малого предприятия осуществляется в течение не более 50 часов, проверка микропредприятия не более 15.

Вообще продолжительность проверки одного юридического лица рассчитывается сложением затраченного надзорными органами времени (в часах) на сам процесс проверки, которая проводится только в рабочие дни и строго в рабочие часы, выходные дни в учет не берутся и в эти дни проверки не осуществляются.


Объект проверки Роспотребнадзора

Основная масса проверок осуществляется на основании поступивших заявлений от населения о ставших известным им нарушениях в работе предприятий.

При проверке предприятий, на которые поступила жалоба, надзорный орган устанавливает следующее:

  1. договора сотрудников и правильность заполнения трудовых книжек;
  2. медицинские книжки;
  3. квалификация рабочих (документы об образовании, специализации);
  4. наличие и ведение журналов (предусмотрено 134-фз ст.9);
  5. сертификаты на продукцию и акцизы на ней;
  6. контрольно-кассовые машины;
  7. проводит обследование помещений и подобное.

Надзорный орган имеет право проводить так называемые «контрольные» закупки, изымать образцы и брать пробы товаров для исследования. В помещениях инспектор Роспотребнадзора проводит визуальный осмотр. Дверные проемы и окна должны соответствовать установленным нормам и стандартам.

Все помещения должны соответствовать проектной документации, которая составлялась исходя из численности работников предприятия. Потому что согласно СанПин на одного работника отводится определенное количество рабочей площади помещения, и она в обязательном порядке должна быть соблюдена. Так же при проверке уделяется внимание вентиляции помещений.

Документация проверяемая Роспотребнадзором


  • Требуемые на предприятии вывески;
  • прейскуранты цен;
  • уголки потребителей;
  • документы, подтверждающие право собственности или аренду помещений;
  • договора, заключенные с другими предприятиями по вывозу отходов, проведения дезинфекции и т.п.;
  • устава предприятия, ИНН;
  • журналы учета санитарных проверок;
  • лицензии на осуществление предпринимательской деятельности.

Требования к документам не везде одинаковы и могут различаться, это зависит от региона, где проводится проверка.

Окончание проверки

По окончании Роспотребнадзором проверочных действий, составляется заключение, в котором указываются все выявленные нарушения, и вручается ИП или представителю предприятия предписание, где так же указываются нарушения и сроки по их устранению.

После истечения сроков указанных в предписании надзорным органом проводятся внеплановые проверки, и если нарушения не устранены виновное лицо привлекается к административной ответственности. В этом случае составляется административный протокол за совершение правонарушения предусмотренного ч.1 ст.19.14 Административного кодекса РФ, который впоследствии отправляется на рассмотрение в мировой суд.

Если нарушение серьезное, и может угрожать жизни и здоровью людей, инспектором может быть принято решение о приостановке деятельности. Срок приостановки по решению суда может достигать 90 суток.


При возникновении угрозы распространения каких-либо инфекционных заболеваний, кроме штрафных санкций к правонарушителю может быть применена такая мера как лишение свободы, но это только по решению судебных органов.

В целом можно сказать, что штрафные санкции, налагаемые Роспотребнадзором, как правило, составляют от 20000 до 200000 рублей.

Вне компетенции Роспотребнадзора

  1. Проводить какую-либо проверку без должностных лиц или представителей того юридического лица в отношении которого проверка проводится. Конечно же, такая проверка может быть проведена, но это только в том случае, если имеется угроза здоровью и жизни граждан, представителям фауны и флоры, государственной безопасности или при техногенных катастрофах.
  2. Изымать оригиналы документации.
  3. Проводить проверку объектов и документации, не являющейся объектом проверки.
  4. Превышать срок проведения мероприятия по контролю.
  5. Изымать пробы или образцы продукции для проведения исследований, сверх стандартных норм и без оформления нужных документов;
  6. Выдавать предписания относительно проведения за счет поверяемых контрольных мероприятий.

b2bmaster.ru

Обязанности Роспотребнадзора

Федеральная служба обязана проверять все физические и юридические лица, которые производят, продают или перепродают различные экономические блага для населения нашей страны, и все товары, попадающие на внутренние рынки государства из других стран.

Учреждение осуществляет плановые документарные и выездные проверки организаций и индивидуальных предпринимателей. Это текущий контроль над соблюдением необходимых санитарных правил на потребительском рынке. Плановые проводятся раз в 3 года (для медицинских организаций — раз в 2 года), их график ежегодно публикуется на сайте прокуратуры каждого субъекта России, то есть каждый проверяемый может узнать, в какое время ждать представителей Роспотребнадзора. К тому же проверяющие должны уведомить организацию или ИП о проверке за 3 дня до ее наступления.

При документарных проверках сверке подвергаются только документы, которые можно запросить у юридических и физических лиц без выхода на их территорию. При выездных контролю подвергаются рабочие места, документы, работники и т.д.

Проверка документов РоспотребнадзоромНо существуют и внеплановые проверки. Они проводятся на основании заявлений потребителей или государственных органов о том, что производитель и/или поставщик благ нарушает утвержденные санитарные нормативы. О такой проверке тоже необходимо уведомлять, но уже не за 3 дня до ее проведения, а за сутки. Если в результате нарушений норм и правил организациями и ИП был причинен вред здоровью людей, то уведомлять проверяемых не нужно. Основные задачи такой проверки — застать нарушителей врасплох и не дать им «замести следы».

Подать заявление в учреждение с просьбой проверить какую-либо организацию или ИП можно любым доступным способом: лично, по обычной и электронной почте, по интернету, по факсу. Каждое заявление подлежит регистрации. Документ составляется только в письменном виде, в нем указывается информация о заявителе и нарушителе, какое нарушение и когда было совершено. На основании этого обращения сотрудники федеральной службы обязаны провести проверку лица, на которого поступила жалоба, в случае обнаружения нарушений принять меры по их устранению, наказать нарушителя, дать письменный ответ заявителю, через некоторое время проверить, исправило ли виновное лицо все свои ошибки.

Функции Роспотребнадзора России

В первую очередь надзору подлежат все организации и индивидуальные предприниматели, которые оказывают услуги в сфере общественного питания, то есть кафе, закусочные, буфеты, рестораны и т.д. Предприятия, занимающиеся реализацией продуктов питания и напитков. Это супермаркеты, маленькие магазины, киоски и ларьки, булочные и т.п. все организации, оказывающие медицинские услуги (больницы, лаборатории, поликлиники, родильные дома, частные клиники, санатории). Федеральная служба также проверяет управляющие организации сферы ЖКХ, хостелы, гостиницы, прачечные, химчистки, аптеки, бани, бассейны, сауны и т.д.

Основные функции:

Санитарная проверка учреждений

  • защита прав граждан, приобретающих работы, товары, услуги на территории РФ;
  • контроль над соблюдением эпидемиологических и санитарных правил и нормативов со стороны производителей и продавцов благ населению;
  • проведение проверок физических и юридических лиц;
  • организация контрольных пунктов для проверки импортных товаров;
  • изучение вирусов и бактерий;
  • введение и прекращение карантина в случае надобности;
  • профилактика инфекций;
  • выявление причин и принятие всевозможных мер для устранения эпидемий;
  • разработка предложений по улучшению благосостояния и здоровья населения;
  • лицензирование некоторых видов деятельности;
  • регистрация товаров, впервые ввозимых в Россию, и товаров, которые несут возможную опасность для здоровья человека.

Все функции направлены на защиту здоровья населения России.

Права Роспотребнадзора

Изучение вирусов роспотребнадзоромДля реализации своих функций федеральная служба имеет определенные полномочия, Роспотребнадзор во время проведения проверок физических и юридических лиц может запрашивать у них документы, относящиеся к их деятельности. Например, сертификаты качества на продукцию, лицензии, внутренние контрольные журналы, трудовые договоры, документы, подтверждающие уровень образования сотрудников, санитарные книжки и т.д.

Проверяющие составляют заключение о проведенной проверке в письменном виде. В процессе ее проведения составляются различные протоколы и акты. При выявлении нарушений федеральная служба выдает предписания об их устранении, выполнение которых подлежит обязательному контролю со стороны учреждения. Для этого федеральная служба проводит внеплановую проверку лица.

Роспотребнадзор РФ имеет право облагать штрафом организации и индивидуальных предпринимателей. При этом орган выносит постановление о наложении штрафа. Документ можно оспорить в мировом и арбитражном суде, если у оштрафованного имеются веские доказательства.

vseobip.ru

Чем занимается данная структура?

обязанности Роспотребнадзора

Обязанности

Деятельность Роспотребнадзора направлена на защиту прав потребителей. Органы управления Роспотребнадзора осуществляют комплекс контрольных мероприятий по отношению к своим территориальным подведомственным организациям.

Служба выполняет проверку соответствия санитарно-эпидемиологических норм, рассматривает письменные и устные обращения граждан и принимает по результатам рассмотрения соответствующие меры.

Одной из обязанностей Роспотребнадзора является рассмотрение обращений на предмет обоснованности.

К основным функциям Роспотребнадзора относятся следующие мероприятия:

  • осуществление контроля деятельности предприятий общественного питания с целью определения санитарно-эпидемиологической обстановки;
  • контроль водных объектов общественного пользования на предмет соответствия санитарно-эпидемиологическим нормам;
  • контроль за разработкой проектов строительства зданий и сооружений, проверка соблюдения эксплуатационных норм;
  • проверка условий деятельности работников;
  • контроль надлежащего состояния почвы и воздуха, проверка утилизации отходов;
  • контрольные мероприятия в отношении образовательных учреждений;
  • контроль над экологической обстановкой и санитарно-эпидемиологическим состоянием объектов надзора;
  • контроль соблюдения потребительских прав и свобод;
  • проверка гигиенического состояния объектов, выдача санитарно-эпидемиологических заключений;
  • аттестация сотрудников сферы общепита и общеобразовательных учреждений, а также аттестация работников, чья деятельность связана с проведением санитарно-эпидемиологических исследований;
  • контрольные мероприятия в отношении деятельности собственных подразделений, составление статистической отчетности.

Возможности

Сотрудники Роспотребнадзора могут выполнять следующие действия:

  1. Проводить ревизию документов (трудовых договоров, медкнижек, образовательных документов).
  2. Проверять и давать оценку документам, подтверждающим качество продукции (сертификатов, лицензий и т. д.).
  3. Определять правильность работы контрольно-кассовой машины.
  4. Осуществлять контрольные закупки.
  5. Проверять журналы контроля организаций, следить за правильностью их заполнения.
  6. Составлять протоколы и налагать штрафы при обнаружении нарушений.
  7. Представлять указания, направленные на устранение нарушений.

Таким образом, главной задачей всех мероприятий Роспотребнадзора является охрана здоровья граждан и защита их интересов.

Проведение проверок

Основания

основания для проверки Роспотребнадзора

Проверки органами Роспотребнадзора подразделяются на запланированные и незапланированные.

Плановые проверки необходимо проводить для того, чтобы выявить, насколько организации и предприниматели соблюдают (или нарушают) нормы законодательства. Ревизии проводятся на основании ежегодно составляемых Генпрокуратурой планов.

Запланированные проверки попадают в сводные планы в следующих случаях:

  • со дня госрегистрации предпринимателя или юрлица прошло три года;
  • с момента последней ревизии предпринимателя или организации прошло три года;
  • если предприниматель представил в контролирующие органы уведомление о том, что в перечень его занятий добавлены отдельные виды деятельности.

Проверки подразделяются на выездные и камеральные (документарные). Как правило,  предприниматели больше всего опасаются первого типа ревизий.

В перечень оснований для проведения внеплановых проверок входят такие обстоятельства, как:

  • Истечение периода времени, в течение которого предприниматель или фирма должны были устранить нарушения.
  • поступившие в адрес Роспотребнадзора обращения и заявления от граждан, предпринимателей, юрлиц, органов государственной власти и местного самоуправления. При этом предмет обращения должен входить в круг компетенции ведомства.
  • Причинение вреда здоровью и жизни граждан.
  • Чрезвычайные ситуации, вызванные природными и техногенными катастрофами.
  • Обращения граждан по всем вопросам, связанным с нарушением их потребительских прав.

Смотрите также видео, как происходит проверка Роспотребнадзора

Сроки

Плановые проверки проводят один раз в три года, однако здесь есть несколько исключений. Если деятельность фирмы или частного предпринимателя связана с предоставлением услуг в сфере образования или здравоохранения, а также с социальной сферой, плановая ревизия может быть проведена более одного раза за три года (два раза и даже больше).

Продолжительность плановой проверки может быть разной, но в целом ревизия не должна длиться больше 20 дней.

Общее время выездных плановых проверок может составлять до 50 часов в год (для мелких предприятий — до 15 часов).  Если случай попался серьезный, срок ревизии может быть пролонгирован. Продлевать внеплановые проверки не разрешается.

Контролирующий орган обязан уведомить предпринимателя или организацию о предстоящей запланированной проверке как минимум за три рабочих дня до начала ее осуществления. Чаще всего направляется копия распоряжения или приказа руководства службы.

О проведении внеплановой ревизии контролирующий орган обязан сообщить как минимум за 24 часа. Для этого может использовать любые доступные способы связи.

Необходимость уведомления отпадает в следующих случаях:

  1. Если в результате предпринимательской деятельности были нанесен ущерб здоровью человека или же была создана угроза жизни.
  2. Предпринимательская деятельность повлекла за собой нанесение ущерба животным, растениям или окружающей среде.
  3. Были повреждены объекты культурного наследия.
  4. Была допущена потенциальная угроза безопасности страны.
  5. Случились природные или техногенные катастрофы, или появилась угроза их возникновения.
  6. Если были нарушены права потребителей.

Если же здоровье или жизнь человека находятся под угрозой, проводить проверку можно без предупреждения. В такой ситуации уведомление в прокуратуру направляется в течение суток.

Вердикт

результат проверки Роспотребнадзора

После окончания ревизии сотрудник Роспотребнадзора составляет акт  в двух экземплярах. Один документ остается в ведомстве, другой передается предпринимателю или юрлицу.

В акте прописывается следующая информация:

  • где, когда и во сколько был сформирован акт;
  • полностью прописанное наименование учреждения, проводившего проверку;
  • информация о приказе на проведение ревизии (номер и дата документа);
  • данные о должностном лице-ревизоре (ФИО, занимаемая должность);
  • название организации или ФИО индивидуального предпринимателя;
  • ФИО представителя или руководителя юрлица, присутствовавшего при проверке, должностной статус;
  • где, когда и во сколько проводилась проверка, сколько всего времени длилась;
  • выявленные нарушения и другие результаты ревизии;
  • лица, допустившие нарушения, характер нарушений;
  • отметка об ознакомлении с актом присутствующего при проверке лица (представитель или учредитель юрлица, индивидуальный предприниматель) или отметка о том, что лицо отказалось от ознакомления;
  • подпись присутствующего лица или отметка об отказе в подписании документа;
  • отметка о внесении записи в журнал проверок (или невнесении по причине отсутствия журнала;
  • подписи проверяющих.

Вместе с актом проверки составляются дополнительные документы:

  • акт о взятии образца продуктов для проведения анализа;
  • акт о проверке состояния объектов окружающей среды;
  • протокол о проведении изысканий;
  • результаты анализов, экспертизы или лабораторных тестов;
  • объяснительные работников, причастных к возникновению нарушений.

Полномочия Роспотребнадзора в области прав защиты потребителей

Способы обращения граждан

полномочия Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей

Направить обращение в органы Роспотребнадзора можно несколькими способами:

  1. отправить по почте;
  2. отправить по факсу или на адрес электронной почты;
  3. направить через официальный сайт Роспотребнадзора;
  4. воспользоваться единым порталом госуслуг;
  5. явиться лично в ведомство.

Срок рассмотрения обращений составляет 30 дней с момента регистрации. Если тема обращения выходит за рамки компетенции Роспотребнадзора, оно должно быть перенаправлено в соответствующий орган. Передача полномочий по рассмотрению обращений другому органу осуществляется в течение 7 дней.

Пределы компетенции

В компетенцию Роспотребнадзора входит надзор за соблюдением законодательных норм в области защиты прав потребителей и сфере санитарно-эпидемиологического благополучия граждан.

Таким образом, деятельность cлужбы ориентирована на контроль исполнения требований двух основных законов:

  1. ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения»;
  2. закон РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Некоторые граждане по ошибке направляют обращения в органы Роспотребнадзора с целью решения жилищно-коммунальных вопросов.

Однако решение проблем в сфере ЖКХ относится к компетенции органов Государственных жилищных инспекций.

Тем не менее, часть вопросов касаемо жилищно-коммунальной сферы все же может быть рассмотрена Роспотребнадзором:

  • нарушения правил хранения и вывоза бытовых отходов;
  • нарушения санитарно-гигиенических норм в месте проживания;
  • наличие в доме грызунов и насекомых и т. д.

Совместные проверки

Роспотребнадзор совместные проверки

Если в Роспотребнадзор поступает информация из других контролирующих органов, может быть назначено проведение совместной проверки. Так, проверка в сфере потребительского рынка может быть проведена вместе с органами полиции.

Такие проверки проводятся в соответствии с межведомственным приказом.

ФИО всех проверяющих должны быть внесены в распоряжение. Допускается также наличие собственного ведомственного распоряжения.

При проведении совместной проверки органы полиции обладают более широким перечнем прав, так как их деятельность регулируется не только приказом, но и Законом «О полиции». Подобные контрольные мероприятия не могут длиться более месяца (статья 7 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» ).

Центр гигиены и эпидемиологии

Центр гигиены и эпидемиологии в структуре Роспотребнадзора

Центр гигиены и эпидемиологии является учреждением, функциями которого является обеспечение деятельности Роспотребнадзора. Данное учреждение входит в федеральную систему органов, осуществляющих санитарно-эпидемиологический контроль. Руководителем центра гигиены и эпидемиологии является главный врач, назначаемый на должность руководством Роспотребнадзора.

В подчинении ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» находятся филиалы, которые располагаются в субъектах страны.

В Центре выполняется ряд работ (на коммерческой основе) по обеспечению мероприятий санитарно-эпидемиологического контроля:

  • проверка соблюдения предпринимателями, организациями и гражданами норм санитарно-эпидемиологического законодательства;
  • проведение исследований, экспертизы, анализов и т. д.;
  • участие в выявлении причин распространения инфекций и возникновении профессиональных заболеваний;
  • оценка воздействия неблагоприятной среды на здоровье населения и т. д.

Также в Центре гигиены и эпидемиологии проводятся:

  • аттестация гигиенических знаний; обучение в области гигиены;
  • оформление медкнижек для работников, занятых на предприятиях общепита;
  • оформление санпаспортов на транспортные средства, предназначенные для перевозки продуктов;
  • дезинфекционные и дезинсекционные работы для специальных учреждений.

Таким образом, деятельность Роспотребнадзора распространяется на все сферы общественного питания, гигиены, охраны здоровья населения, реализует контрольные мероприятия в сфере торговли и т. д. А для более эффективного обеспечения этой деятельности было создано ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», выполняющее ряд мероприятий по реализации санитарно-эпидемиологического надзора.

ipopen.ru

Утверждено

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 30 июня 2004 г. № 322

(в редакции Постановления Правительства

Российской Федерации от 21.05.2013 № 428)

ПОЛОЖЕНИЕ

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

I. Общие положения

1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.01.2013 N 65, от 21.05.2013 N 428)

2. Руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет Правительство Российской Федерации.

(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также настоящим Положением.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

4. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:

5.1. осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:

5.1.1. федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

5.1.2. федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

5.1.3. федеральный государственный надзор за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов товаров;

(пп. 5.1.3 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

5.1.4. санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

5.1.5. утратил силу с 1 ноября 2011 года. — Постановление Правительства РФ от 17.10.2011 N 845;

5.1.6. федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв, ее хранении в составе государственного резерва и транспортировке;

(пп. 5.1.6 введен Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 305, в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

5.1.7. федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию Российской Федерации;

(пп. 5.1.7 введен Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 305, в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

5.1.8. государственный контроль за соблюдением требований о включении информации о классе энергетической эффективности товара, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, нанесении такой информации на его этикетку, а также правил включения (нанесения) указанной информации;

(пп. 5.1.8 введен Постановлением Правительства РФ от 20.02.2010 N 67)

5.1.9. государственный контроль за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также размещения в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции с соблюдением требований технических регламентов;

(пп. 5.1.9 введен Постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 N 859)

5.2. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы;

(пп. 5.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2006 N 767)

5.2.1 — 5.2.2. утратили силу. — Постановление Правительства РФ от 14.12.2006 N 767;

5.2.3. осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, за исключением уведомлений, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территориях, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством;

(пп. 5.2.3 введен Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584)

5.2.4. устанавливает критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды;

(пп. 5.2.4 введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 N 65)

5.2.5. устанавливает перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды;

(пп. 5.2.5 введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 N 65)

5.3. регистрирует:

5.3.1. впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);

5.3.2. отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);

5.3.3. отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации;

5.3.4. лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;

5.3.5. товары в случае, если они включены в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, а также в случаях, предусмотренных техническими регламентами Таможенного союза;

(пп. 5.3.5 введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 N 65)

5.4. устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

5.5. информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5.6. готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

5.7. организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга;

5.8. организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;

5.8(1). осуществляет разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также разработку обязательных требований в сфере защиты прав потребителей;

(пп. 5.8(1) в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2013 N 428)

5.8(2). вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере деятельности Службы, установленной пунктом 1 настоящего Положения;

(пп. 5.8(2) введен Постановлением Правительства РФ от 21.05.2013 N 428)

5.9. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу;

(пп. 5.9 в ред. Постановления Правительства РФ от 30.01.2013 N 65)

5.10. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

5.11. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

5.12. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.13. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке;

5.13(1). осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе;

(пп. 5.13(1) введен Постановлением Правительства РФ от 15.06.2010 N 438)

5.14. организует профессиональную подготовку работников аппарата Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

5.15. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

5.16. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.17. в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, на поставку вакцин, необходимых для реализации национального календаря профилактических прививок, диагностических средств и антиретровирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C, а также на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Службы;

(п. 5.17 в ред. Постановления Правительства РФ от 29.09.2008 N 730)

5.18. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6.3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

6.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.5. пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;

6.6. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды.

7. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

III. Организация деятельности

8. Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

Заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, выполняющие функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, являются заместителями главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

Количество заместителей руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

9.1. распределяет обязанности между своими заместителями;

9.2. вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации:

(пп. 9.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

9.2.1. проект положения о Службе;

9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы;

9.2.3. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей руководителя Службы;

9.2.4. предложения о размещении территориальных органов Службы;

(пп. 9.2.4 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

9.2.5. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;

9.2.6. предложения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, находящихся в ведении Службы;

(пп. 9.2.6 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

9.2.7. предложения о присвоении почетных званий и представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере;

(пп. 9.2.7 введен Постановлением Правительства РФ от 07.11.2008 N 814)

9.3. назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы, руководителей ее территориальных органов — главных государственных санитарных врачей по субъектам Российской Федерации и их заместителей, главных государственных санитарных врачей на транспорте и их заместителей;

(пп. 9.3 в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

9.4. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

9.5. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.6. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.7. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

9.8. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;

(пп. 9.8 введен Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

9.9. утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы и ее территориальных органов.

(пп. 9.9 введен Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 612)

10. Финансирование расходов на содержание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

11. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вправе иметь геральдический знак — эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

(п. 12 в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2011 N 210)

13. Место нахождения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — г. Москва.

rospotrebnadzor.ru

Что такое Роспотребнадзор и чем он занимается?

Роспотребнадзор России – это Федеральная служба по защите прав потребителей, осуществляющая надзорные функции в различных областях. Организация была создана в марте 2004 года Указом Президента РФ «О системе и структуре Федеральных органов власти».

Деятельность Роспотребнадзора осуществляется на основании:

  • Конституции РФ.
  • Федеральных законов.
  • Постановления Правительства РФ от 6 апреля 2004 года «Вопросы Федеральной службы по надзору …».
  • Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 322.

Ключевым видом деятельности Федеральной службы является проведение проверок в сфере обслуживания населения. Проверочная деятельность направлена на выявление завышенных тарифов, некачественных услуг, нарушений прав населения страны и т.д. Проверкам подвергаются как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.

Структура

В своей структуре Роспотребнадзор имеет территориальные единицы. На местах служба осуществляет сотрудничество с органами исполнительной власти и иными государственными учреждениями. В области эпидемиологии и гигиены Роспотребнадзор состоит из более 80 территориальных центров и 90 центральных организаций.

Также имеются научные институты, занимающиеся исследованиями, 13 противочумных организаций и 33 станции, обеспечивающих дезинфекцию/дезинсекцию. В структуре работает более 100 тыс. сотрудников. Служба защищает права граждан, подвергшихся нарушениям со стороны организаций в сфере потребления и эпидемиологии.

Федеральная служба потребительского надзора принимает жалобы:

  • через официальный сайт;
  • лично;
  • через портал Госуслуги;
  • через обращение на электронную почту;
  • заказным письмом.

Функции Роспотребнадзора

Роспотребнадзор работает в сфере здравоохранения, эпидемиологии, антимонопольной политики и экономического развития торговли.

Функции Роспотребнадзора:

  1. Санитарно-эпидемиологический надзор:
    • в организациях общественного питания (кафе, рестораны, бары и т.д.);
    • в системе водоснабжения населения;
    • при строительных работах;
    • на производственных предприятиях (состояние помещений и условий труда);
    • за состоянием воздуха и почвы;
    • за содержанием домов;
    • за образовательными и учреждениями здравоохранения;
    • за выполнением профилактических мероприятий по борьбе с паразитами и инфекциями.
  2. Контроль в сфере потребления товаров и услуг.
  3. Выдача заключений о проведении санитарно-эпидемиологической проверки.
  4. Проведение социально-экономического мониторинга.
  5. Экзаменация работников в сфере:
    • реализации продуктов питания и воды;
    • образования и воспитания детей;
    • коммунальных услуг;
    • лабораторных исследований;
    • гигиенических проверок;
    • выявления паразитарных и инфекционных заболеваний.
  6. Координация деятельности своих структурных подразделений.

Полномочия Роспотребнадзора

Надзорная служба имеет право проводить проверки в сфере потребления и соблюдения санитарных норм.

Полномочия Роспотребнадзора:

  • Проверять документы сотрудников об образовании, трудовые договоры, медицинские книжки, наличие пожарных и санитарных заключений территориальных органов.
  • Проверять наличие и правильность заполнения журнала по контролю на предприятии или в организации.
  • Оценивать юридическую чистоту акцизов, сертификатов и лицензий.
  • Производить контрольную закупку и проверять кассовые аппараты.
  • Выдавать предписания об устранении нарушений прав, выписывать штрафы, составлять протоколы о нарушениях.

Чем занимается Роспотребнадзор?

Занимается Роспотребнадзор:

  • эпидемиологическим надзором;
  • санитарным надзором;
  • защитой прав потребителей;
  • организацией своей деятельности;
  • международным сотрудничеством;
  • научным обеспечением;
  • деятельностью в рамках ВТО и Таможенного союза;
  • созданием санитарно-карантинных пунктов.

Обязанности

Надзорная служба в сфере потребления должна:

  • осуществлять координацию деятельности своих структурных подразделений;
  • проверять документацию подотчетных организаций;
  • реагировать на жалобы граждан;
  • проводить проверки по выявлению нарушений прав потребителей;
  • в сфере своей компетенции восстанавливать нарушенные права (выдавать предписания об устранении нарушений) и наказывать нарушителей и т.д.

Виды проверок

Надзорная инстанция проводит два вида проверок:

  • плановые;
  • внеплановые.

Плановые проводятся раз в 3 года. План проверок есть на сайте прокуратуры проверяемого региона. Такая проверка не может проводиться ранее или позднее установленного срока. Руководитель обязательно извещается о ней заранее. Извещение вручается лично или направляется заказным письмом в срок, не превышающий 3 дней до проверочных мероприятий.

Внеплановые осуществляются по жалобам граждан, организаций, органов местного самоуправления. Такие проверки могут проходить несколько раз в год при наличии жалоб или обращений, они возможны также при проверке деятельности организаций или ИП после вынесения предписаний об устранении нарушений.

Внеплановые проверки подразделяются на выездные и документарные:

  • Выездная осуществляется, если требуется проверка как документации, так и помещений, продукции и т.д. Сотрудники Роспотребнадзора выезжают на место и осуществляют проверочные мероприятия по всем направлениям.
  • Документарная осуществляется без выезда надзорных органов на место. Документы в отделение Роспотребнадзора доставляет руководитель организации или иное ответственное лицо. Предоставленная документация проверяется на факт нарушения законодательства или подделки. При выявлении нарушений документарная проверка может перерасти в выездную.

Есть ли структуры, контролирующие Роспотребнадзор России?

В структурных единицах надзор за деятельностью сотрудников осуществляют непосредственные начальники. Поэтому в случае невыполнения обязанностей гражданин или должностное лицо организации вправе пожаловаться вышестоящему руководству. Контроль за деятельностью структурных единиц осуществляет Роспотребнадзор России.

На всех уровнях надзорной инстанцией Роспотребнадзора является прокуратура РФ. Деятельность прокуратуры направлена на выявление нарушений прав граждан и их устранение.

Основным направлением деятельности Роспотребнадзора является проведение проверок по жалобам лиц, чьи права нарушены в сфере потребления товаров и услуг. Проверочные мероприятия проводятся в соответствии с утвержденным планом (раз в 3 года) или вне плана, когда требуется проверка поступившей жалобы. Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением норм законодательства Роспотребнадзором.

passus.ru


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.