Защита предпринимателей


Защита предпринимателей

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области.

Артюх Елена Николаевна

Основные вопросы, рассматриваемые аппаратом Уполномоченного по защите прав предпринимателей:

— Защита прав предпринимателей;

— Содействие восстановлению нарушенных прав;

— Взаимодействие с предпринимательским сообществом;

— Содействие развитию институтов, ориентированных на защиту прав предпринимателей.

Предприниматели могут записаться на прием к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Свердловской области Е. Н. Артюх в центрах «Мой бизнес».

Записаться на прием

Перейти на официальный сайт

Отдел по надзору за соблюдением прав предпринимателей управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Свердловской области 

Беляков Иван Павлович — начальник отдела


Защита предпринимателей

Функции отдела:

— надзор за исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами государственного надзора и контроля регионального уровня, органами власти Свердловской области, их должностными лицами законодательства в сферах защиты прав предпринимателей;

— надзор за исполнением органами государственного контроля и надзора регионального уровня и их должностными лицами Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

— согласование проведения внеплановых выездных проверок органов государственного контроля (надзора) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

— мониторинг исполнения законодательства при организации и осуществлении органами контроля (надзора) внеплановых выездных проверок субъектов предпринимательской деятельности;

— мониторинг Интернет-ресурсов и средств массовой информации с целью получения сведений о фактах нарушений прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и организацию по ним соответствующих проверочных мероприятий;

— рассмотрение и разрешение обращений юридических и физических лиц и подготовка ответов в соответствии с требованиями действующего законодательства.


Контактная информация:

620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 21.

тел. +7 (343)376-84-18

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

Перейти на официальный сайт

Общественный совет при прокуратуре Свердловской области по защите субъектов малого и среднего бизнеса

Чуличков Дмитрий Владимирович — председатель совета

Защита предпринимателей

В состав Общественного совета вошли представители департамента малого и среднего предпринимательства Министерства инвестиций и развития Свердловской области, Свердловского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», Уральской торгово-промышленной палаты, некоммерческого партнерства «Союз малого и среднего бизнеса Свердловской области», Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей, Свердловского регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия».

Основными задачами деятельности Общественного совета являются:

— обеспечение взаимодействия органов прокуратуры с субъектами предпринимательской деятельности;

— организация системы эффективного использования потенциала общественных организаций для предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений;


— пресечение действий органов государственной власти и местного самоуправления, ограничивающих свободу экономической деятельности;

— соблюдение прав субъектов предпринимательской деятельности при проведении государственного контроля;

— выявление и устранение фактов ограничения конкуренции и иных нарушений антимонопольного законодательства;

— противодействие рейдерским захватам;

— разработка предложений для совершенствования нормативно — правовой базы области, Российской Федерации.

Контактная информация:

620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 21.

тел. +7 (343)376-84-18

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Перейти на официальный сайт

 

 

Источник: 66msp.ru

Федеральный закон №294 как механизм защиты прав предпринимателей

Закон устанавливает правила, по которым проводятся проверки фирм государственными органами, характер этих проверок, сроки, виды и методы проведения. Любое нарушение указанного в законе регламента может рассматриваться как нарушение прав предпринимателя и способно послужить основанием для отмены результатов проверки.
По умолчанию если категория не присвоена, то она имеет низший показатель.
Статья 3 устанавливает принципы защиты предпринимателей при осуществлении государственными органами своих контролирующих функций:


  • уведомительный характер начала работы для предпринимателя;
  • запрет требовать от предпринимателя для начала его деятельности получения документов и разрешений, не предусмотренных законом;
  • признание объектов контроля изначально добросовестными исполнителями законодательных норм;
  • открытость законодательной информации и ее доступность;
  • проверки только в рамках полномочий того или иного органа или его представителя;
  • запрет на проверки различными органами контроля исполнения одних и тех же законодательных норм;
  • ответственность перед законом контрольных органов за нарушения при осуществлении своих функций.

Проверки юридических лиц и ИП полностью бесплатны для них и финансируются из бюджета. Функции и права контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, строго разграничены в соответствии с законом. Согласно ФЗ №294 применяются указанные ниже виды проверок.

Плановая проверка

Общий план проверок выложен на сайте Генпрокуратуры РФ. Руководствуясь этой информацией, можно определить, планируется ли проверка со стороны какой-либо госструктуры в отношении организации или ИП в текущем году. У предпринимателей есть возможность устранить недочеты и ошибки вовремя и избежать санкций по результатам проверки.

Проводится не чаще одного раза в 3 года, но в отношении учреждений образования, а также здравоохранения и некоторых других. Проверки могут проводиться и чаще (ст. 9, п. 2 и 9 вышеуказанного ФЗ). Привилегиями наделены такие контролирующие структуры, как:

  • органы пожарного надзора;
  • органы санитарно-эпидемиологического надзора;
  • лицензирующие органы.

Полный перечень видов деятельности – исключений из общего правила и сроков проверки содержит Постановление Правительства №944 от 23-11-09 г. Сроки могут варьироваться и в связи с присвоенным классом риска, опасности (ст. 9 п. 9.3 ФЗ). О проведении плановой проверки предпринимателя должны предупредить за 3 рабочих дня (ст. 9-12 ФЗ).

Внеплановая проверка

Проводится согласно ст. 10 ФЗ в строго определенных случаях:

  1. Организации или индивидуальному предпринимателю ранее было выдано предписание исправить недостатки в работе. По истечении установленного срока проводится проверка вне плана.
  2. Обращение предпринимателя в уполномоченные органы за лицензией или разрешением на определенные виды деятельности.
  3. В соответствующие органы поступила информация о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью людей, объектам культурного наследия, экспонатам музеев, животным, растениям, окружающей среде, государственной безопасности. Либо в случае чрезвычайных происшествий природного, техногенного свойства.
  4. Нарушены права потребителей или правила маркировки товаров.
  5. Существует обоснованное распоряжение прокуратуры для проведения проверки.
  6. Проверка соответствия присвоенных организации или ИП индикаторов риска характеру их деятельности.

Если имеет место внеплановая выездная проверка, предприниматель должен быть предупрежден не позже чем за сутки до ее проведения (ст. 10-16 ФЗ). Анонимная информация не рассматривается как основание для проверки (ст. 10-3 ФЗ).

На заметку! Потребителю в случае нарушений его прав следует в первую очередь обращаться по месту нарушения. Дальнейшее рассмотрение жалоб контролирующими органами возможно лишь в случае, если вопрос не был решен на месте (ст. 10 ФЗ, ч. 2 п. 2-в).

Обе проверки могут проводиться как в документальной форме, так и в выездной. На официальный запрос о предоставлении документов при документальной проверке нужно ответить в течение 10 рабочих дней. (ст. 11-4,5 ФЗ).

Особый вид проверки – контрольная закупка, т.е. совершение сделки с целью выявления возможных нарушений предпринимателем действующего законодательства по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Это внеплановая проверка, она регулируется ст. 16.1 ФЗ.

На заметку! Максимально установленный срок любой проверки – 20 рабочих дней (ст. 13-1 ФЗ). Только в исключительных случаях, требующих тщательной экспертной работы, продлевается по решению руководства проверяющего органа (ст. 13-3 ФЗ).

Категории риска и освобождение от плановых проверок


Статьей 8.1 ФЗ №294 закреплен так называемый риск-ориентированный подход. Смысл его заключается в следующем: количество проверок контролирующих органов, их характер, периодичность, напрямую зависят от степени предполагаемого вреда, который может нанести субъект предпринимательства, если не будет соблюдать те или иные законодательные нормы. Критерии классификации по этому признаку устанавливаются Правительством, а контролирующие органы присваивают определенный признак фирме или ИП.

Предприниматель может обратиться с заявлением о пересмотре присвоенной ему категории (ст. 8.1-6 ФЗ). Правительственное Постановление №806 от 17-08-16 г. утверждает виды контроля, которым может подвергаться фирма или ИП: земельный, пожарный надзор, жилищный, строительный, в области защиты прав потребителей и др. Всего видов контроля 39. Проверки органами, не включенными в список, противозаконны.

Если риск высок (чрезвычайно высок) или значителен, а категория опасности присвоена 1-3, сведения о таком предпринимателе обязательно публикуются на официальном сайте органа, осуществляющего контроль (надзор).

Льготные условия проверок в сфере малого предпринимательства

Проверки малых предприятий до окончания 2018 года находятся под запретом (ст. 26.1 ФЗ №294, ст. 4 ФЗ №209 от 25-12-08 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»).

Если предприниматель не допускал грубых нарушений законодательства, не лишался лицензии, его деятельность не приостанавливалась контролирующими органами по причине нарушений, он не был дисквалифицирован, то и проверка его деятельности вплоть до 31-12-18 г. будет незаконной.

Уполномоченные по правам предпринимателей


Уполномоченный назначается Президентом РФ, и сам может назначать помощников в регионах. Омбудсмену вменяется в обязанность рассмотрение жалоб предпринимателей на действия контролирующих органов. Отказать в принятии жалобы он может лишь в трех случаях: если существует угроза разглашения гос.тайны, если текст обращения нет возможности прочесть либо по обозначенному в нем вопросу уже давались разъяснения раньше.

Решение о принятии жалобы в работу или отказе должно быть принято течение 13 дней. Для осуществления своих функций уполномоченный обладает широкими возможностями в соответствии с законом: от участия в выездных проверках, до обращения в суд.

Главное

  1. Предприниматели (юридические лица и ИП), руководствуясь положениями ФЗ №294, могут эффективно отстаивать свои права перед органами контроля и надзора.
  2. Помощь бизнесу призваны оказать уполномоченные по правам предпринимателей в центральном аппарате этой структуры и в регионах.
  3. Защита прав предпринимателей осуществляется как в досудебном, так и в судебном порядке.

Источник: assistentus.ru

История защиты предпринимателей в России


Еще в 2003 году при политической партии «Опора России» было образовано бюро по надзору, в ведомстве которого находились все проблемы предпринимателей. Здесь оказывалась юридическая помощь, проводилось консультирование, осуществлялась защита от беспредела органов государственной власти, но чаще всего – от органов местного самоуправления.

В 2010 году назначается Уполномоченный по координации деятельности федеральных органов, работающих с обращениями российских и иностранных инвесторов. Его аппаратом становится один из департаментов Министерства экономического развития. За год работы Уполномоченного из 67 жалоб бизнесменов были решены 46. В федеральных субъектах, в областях, краях и республиках, назначены федеральные представителя Уполномоченного. Именно они на данный момент осуществляют помощь бизнесменам в реализации инвестиционных проектов.

Вдохновленные такой успешной работой, политические и экономические лидеры предложили развить и укрепить опыт работы Уполномоченных президента в вопросах помощи бизнесменам. Уже проработан институт Уполномоченного по правам предпринимателей, определены полномочия, круг решаемых проблем, структура и организация филиалов в регионах. Таким образом, в России впервые появился орган по защите предпринимателей.

Президент РФ озвучил список из пяти ключевых мер по улучшению жизни предпринимателей. И одна из них – создание института Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Структура с такой же функцией создается и при прокуратуре. Так же президентом предлагается к принятию программа из ста шагов, для того, чтобы Россия поднялась со 120-го места по привлекательности для инвестиций.


Создание института Уполномоченного по защите прав предпринимателей входит в программу экономического государства, соответствует целям экономического реформирования. А в мае 2012 года в прокуратуре, наконец, было создано управление по надзору за соблюдением прав предпринимателей, которое подчиняется лично первому заместителю генерального прокурора.

В результате всех этих мер, инициированных на уровне первых лиц государства, в России действует несколько институтов по защите прав предпринимателей. Это и заместители представителей территориальных федеральных субъектах, и управление в генеральной прокуратуре.

Уполномоченный по правам предпринимателей

Этот государственный служащий, который назначается лично президентом Российской Федерации. Он организует работу по защите прав бизнесменов, но не всех, а только довольно определенных. Если предприниматель пытается восстановить свои нарушенные права во внесудебном порядке, если он пострадал от действий государственных органов, если спор возник между малым, средним бизнесом и органами власти, то бизнесмен может обратиться к Уполномоченному по защите прав предпринимателей.

22 июня 2012 года президент РФ Владимир Путин подписал указ об учреждении этой должности и тут же назначил на нее главу партии «Деловая Россия» Бориса Титова. На данный момент аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей располагается в Администрации президента России. В нем работают 35 человек, и в октябре 2012 года уже было запланировано дальнейшее формирование Аппарата Уполномоченного при Общественной палате.

Уполномоченным президента по защите прав предпринимателей Борис Титов назначен был не просто по выбору первого лица страны, а по результатам опроса общероссийских предпринимательских организаций. Предприниматели, учитывая его заслуги в экономике, политике, проголосовали за Титова.

Законодательное обеспечение

В декабре 2012 года был принят Федеральный Закон о защите прав предпринимателей (294-ФЗ), который устанавливает

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок.

В Госдуме обсуждается проект Федерального закона N 185348-6 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ». В нем определяются права Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Он может обращаться в суд, если права отдельного предпринимателя или группы юридических или физических лиц, были нарушены. Уполномоченный по правам предпринимателей также наделен правами на посещение любых органов государственной власти и органов местного самоуправления для получения ответов на поставленные вопросы, касающиеся нарушений прав предпринимателей.

Защита прав предпринимателей может выражаться в участии в судебных органах на стороне бизнесмена, и главное – в качестве защитника. Юристы службы Уполномоченного могут оказать совершенно реальную помощь в решении проблемы. Они же могут беспрепятственно посещать без специального разрешения обвиняемых и осужденных по отдельным статьям, касающихся предпринимательской деятельности, в тех местах, где они содержатся под стражей или в учреждениях, где предприниматели отбывают уголовные наказания.

Региональные представители Уполномоченного теперь также имеют права, с помощью которых буду оказывать содействие развитию бизнеса. Губернаторы обязаны согласовывать назначение и увольнение всех региональных уполномоченных. Они назначаются в соответствии с ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ».

Что является защитой предпринимателей?

Защита интересов предпринимателей осуществляется в целях представления их интересов с помощью определенных механизмов, соответствующих законодательной базе. Все эти механизмы признают нарушенные права и восстанавливают их. К нарушителю прав предпринимателей принимаются меры наказания, административного, уголовного. Права предпринимателей защищаются точно так же, как и права обычного человека, то есть личностные и гражданские права в различных отраслях: конституционных, гражданских, административных, уголовных.

Надо знать, что Конституция РФ устанавливает и закрепляет различные права предпринимателей. Право защищать свои интересы и права всеми способами декларируется статьей 45, частью 3. Право на защиту в суде определено в статьях 46 и 47. В 52 статье рассказывается о праве получить компенсацию в случае причинения ущерба. 53 статья Конституции определяет право предпринимателя на возмещение вреда, причиненного государством. Очень интересна часть 2 статьи 34. В ней говорится о защите от недобросовестной конкуренции. В этом плане так же необходимо изучить антимонопольное законодательство. В части 1 статьи 74 для предпринимателей определены права на свободное перемещение товаров, услуг, финансов.

Так же о правах предпринимателей говорит и Гражданский Кодекс. В статье 15 устанавливается право на получение возмещения всех убытков по причине нарушения законных интересов и прав предпринимателей. Убытками называют не только сгоревшее, украденное, пришедшее в негодность имущество, убытками считается и упущенная выгода, то, на что предприниматель рассчитывал, но по вине некоторых лиц этого не произошло.

Статья 169 уголовного кодекса определяет ответственность за препятствование предпринимательской деятельности самыми различными способами.

Формы юридической защиты

Юридическая защита прав предпринимателей в нашей стране осуществляется фирмами и организациями, которые специализируются на законах о бизнесе. Законодательная база в этом отношении еще не совершенна в России, но все вышеизложенные факты говорят о том, что процесс сдвинут с мертвой точки. В судебной практике уже известно достаточно много дел, когда предприниматели выигрывают не только дела у нерадивых представителей власти, но и у самого государства. По их инициативе меняются законы, вносятся дополнения и пояснения. Если предприниматель заботиться о юридической чистоте своей деятельности, то в его штате должен быть грамотный юрист. Он должен не только знать существующие законы, но и своевременно отслеживать все изменения.

Юридическая защита прав предпринимателей может осуществляться и специализированными консалтинговыми фирмами, с которыми заключают договоры ИП. Предприниматель сам вправе решать, в каком объеме и за какую стоимость он наймет юридическую фирму. Но надо знать, что существует как абонентское обслуживание, так и обслуживание по факту необходимости. Но основные понятия работы на рынке и их юридические аспекты предприниматель должен знать сам.

Очень полезно для этого пользоваться информационными системами типа «Гарант», «Консультант» и другими. Они, конечно, являются платными, но цена за их использование ничтожна по сравнению с той пользой, которую они могут принести. Здесь вы найдете все документы, которые помогут вам правильно вести себя при проверке, познакомят вас с основными видами экономического мошенничества и защитят вас от них. Здесь так же много информации по безопасности вашего бизнеса. Поэтому очень важно держать руку на пульсе и вовремя изучать документы, если хотите работать в правовой зоне.

В следующем видео приведено интервью старшего прокурора отдела по надзору за исполнением федерального законодательства управления Генпрокуратуры в УрФО Казаковой Н.В. о работе органов прокуратуры Уральского федерального округа по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Защита предпринимателей

Источник: indivip.ru

Понятие охраны и защиты прав предпринимателей

Для того чтобы лучше разобраться в вопросе, необходимо сразу акцентировать внимание на том, что термины «защита права» и «охрана права» — не одно и то же.

Охрана права — более широкое понятие, которое предполагает комплекс мер, направленных на обеспечение интересов охраняемого субъекта.

Правовая охрана — это совокупность гарантий со стороны государства, которые связаны с ограничениями или запретами на совершение определенных действий против субъекта охраны на основе нормативно-правовых актов. Одним из направлений деятельности охраны права является профилактика (предупреждение) правовых нарушений.

Предметом защиты в данном случае (в сфере предпринимательства) выступают оспариваемые или нарушенные права и интересы предпринимателей.

Защита прав предпринимателей — это комплекс установленных в нормативном порядке механизмов, которые призваны признавать и восстанавливать нарушенные права (интересы) предпринимателей. Меры по защите прав предпринимателей осуществляются в определенных формах с использованием различных способов защиты на законодательном уровне.

Нарушители законных прав и интересов предпринимателей привлекаются к юридической ответственности. По отношению к нарушителям применяются механизмы по исполнению этих мер (по практической реализации).

Способы защиты прав предпринимателей

Способы защиты прав предпринимателей — это закрепленные на законодательном уровне процессуальные и материально-правовые механизмы принудительного характера. Целью применения этих мер является признание (или восстановление) оспариваемых (или нарушенных) прав предпринимателя. В результате применения данных действий происходит воздействие на нарушителя законных прав.

1. Материально-правовые способы защиты предпринимательских прав — комплекс мер для защиты прав и интересов предпринимателей в соответствии с действующими охранительными нормами (материального права).

По целям материально-правовые способы защиты прав предпринимателей делятся на такие группы:

  • восстановительные;
  • штрафные;
  • пресекательные.

Восстановительные способы защиты прав предпринимателей направлены на признание определенных прав за субъектом и (или) на восстановление его прав (до нарушения).
К восстановительным способам относятся:

  • признание оспоримой сделки недействительной (с устранением последствий);
  • признание права;
  • возмещение убытков и компенсации (например, за нанесение морального ущерба).

Штрафные способы защиты прав предпринимателей предусматривают применение установленных мер ответственности (санкций) по отношению к нарушителю прав за противоправное поведение.

К штрафным способам относятся:

  • обращения по конфискации;
  • обращения по взысканию неустойки (процентов).

Пресекательные способы связаны с прекращением противоправных действий в принудительном порядке.

К пресекательным способам относятся:

  • признание акта государственного органа не действительным;
  • не применение в судебном порядке акта государственного органа, который противоречит действующему законодательству РФ.

2. Процессуальные способы обеспечивают защиту прав предпринимателей при рассмотрении споров, касающихся нарушенных прав.

К процессуальным способам относятся:

  • право установления компетентного органа при разрешении споров (в договорном порядке);
  • право обращения к компетентному органу по защите прав и интересов предпринимателей.

3. Самостоятельные способы защиты прав предпринимателей предусмотрены статьей 14 ГК РФ. В статье идет речь о том, что способы самозащиты соразмерны нарушению. Они не должны выходить за пределы действий для пресечения правонарушения.

Применение статьи 14 возможно не только в ситуациях, когда права предпринимателя были нарушены, но и во всех прочих случаях.

Предприниматель имеет право на осуществление превентивных мер, которые смогут обеспечить ему защиту от потенциальных посягательств.

Формы защиты прав предпринимателей

Форма защиты прав предпринимателей — это внутренне согласованные организационные меры по защите субъективных прав и интересов, охраняемые законом.

Существуют две формы защиты прав и интересов предпринимателей — внесудебные и судебные формы.

К внесудебной форме защиты прав предпринимателей относятся:

  • нотариальная защита;
  • досудебное урегулирование споров;
  • третейское разбирательство.

Судебная форма защиты прав предпринимателей осуществляется при помощи:

  • судов общей юрисдикции;
  • арбитражных судов;
  • Конституционного Суда РФ.

Тоже может быть полезно:

Информация полезна? Расскажите друзьям и коллегам

Источник: tbis.ru


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.