Права обязанности и ответственность главного бухгалтера


Политика в отношении обработки персональных данных

1. Термины и принятые сокращения

1. Персональные данные (ПД) – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту ПД).

2. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

3. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники.

4. Информационная система персональных данных (ИСПД) – совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.


5. Персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных, – ПД, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе.

6. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).

7. Уничтожение персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

8. Cookie – это часть данных, автоматически располагающаяся на жестком диске компьютера при каждом посещении веб-сайта. Таким образом, cookie – это уникальный идентификатор браузера для веб-сайта. Cookie дают возможность хранить информацию на сервере и помогают легче ориентироваться в веб-пространстве, а также позволяют осуществлять анализ сайта и оценку результатов. Большинство веб-браузеров разрешают использование cookie, однако можно изменить настройки для отказа от работы с cookie или отслеживания пути их рассылки. При этом некоторые ресурсы могут работать некорректно, если работа cookie в браузере будет запрещена.

9. Веб-отметки. На определенных веб-страницах или электронных письмах Оператор может использовать распространенную в Интернете технологию «веб-отметки» (также известную как «тэги» или «точная GIF-технология»). Веб-отметки помогают анализировать эффективность веб-сайтов, например, с помощью измерения числа посетителей сайта или количества «кликов», сделанных на ключевых позициях страницы сайта.


10. Оператор – организация, самостоятельно или совместно с другими лицами организующая и (или) осуществляющая обработку персональных данных, а также определяющая цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

11. Пользователь – пользователь сети Интернет.

12. Сайт – это веб ресурс https://lc-dv.ru, принадлежащий Обществу с ограниченной ответственностью «Правовой центр»

2. Общие положения

1. Настоящая Политика в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) составлена в соответствии с пунктом 2 статьи 18.1 Федерального закона «О персональных данных» №152-ФЗ от 27 июля 2006 г., а также иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области защиты и обработки персональных данных и действует в отношении всех персональных данных, которые Оператор может получить от Пользователя во время использования им в сети Интернет Сайта.

2. Оператор обеспечивает защиту обрабатываемых персональных данных от несанкционированного доступа и разглашения, неправомерного использования или утраты в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».


3. Оператор имеет право вносить изменения в настоящую Политику. При внесении изменений в заголовке Политики указывается дата последнего обновления редакции. Новая редакция Политики вступает в силу с момента ее размещения на сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики.

4. Оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к настоящей Политике обработки персональных данных в соответствии с ч. 2 ст. 18.1. ФЗ-152.

3. Принципы обработки персональных данных

1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:

2. законности и справедливой основы;

3. ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;

4. недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;

5. недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;

6. обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;

7. соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;

8. недопущения обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;

9. обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;


10. уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

4. Обработка персональных данных

1. Получение ПД.

1. Все ПД следует получать от самого субъекта ПД. Если ПД субъекта можно получить только у третьей стороны, то субъект должен быть уведомлен об этом или от него должно быть получено согласие.

2. Оператор должен сообщить субъекту ПД о целях, предполагаемых источниках и способах получения ПД, характере подлежащих получению ПД, перечне действий с ПД, сроке, в течение которого действует согласие, и порядке его отзыва, а также о последствиях отказа субъекта ПД дать письменное согласие на их получение.

3. Документы, содержащие ПД, создаются путем получения ПД по сети Интернет от субъекта ПД во время использования им Сайта.

2. Оператор производит обработку ПД при наличии хотя бы одного из следующих условий:

1. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

2. Обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;


3. Обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;

4. Обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;

5. Обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

6. Осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее — общедоступные персональные данные);

7. Осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

3. Оператор может обрабатывать ПД в следующих целях:

1. повышения осведомленности субъекта ПД о продуктах и услугах Оператора;

2. заключения с субъектом ПД договоров и их исполнения;


3. информирования субъекта ПД о новостях и предложениях Оператора;

4. идентификации субъекта ПД на Сайте;

5. обеспечение соблюдения законов и иных нормативных правовых актов в области персональных данных.

4. Категории субъектов персональных данных. Обрабатываются ПД следующих субъектов ПД:

1. Физические лица, состоящие с Оператором в гражданско-правовых отношениях;

2. Физические лица, являющиеся Пользователями Сайта;

5. ПД, обрабатываемые Оператором, — данные, полученные от Пользователей Сайта.

6. Обработка персональных данных ведется:

1. – с использованием средств автоматизации;

2. – без использования средств автоматизации.

7. Хранение ПД.

1. ПД субъектов могут быть получены, проходить дальнейшую обработку и передаваться на хранение как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

2. ПД, зафиксированные на бумажных носителях, хранятся в запираемых шкафах либо в запираемых помещениях с ограниченным правом доступа.

3. ПД субъектов, обрабатываемые с использованием средств автоматизации в разных целях, хранятся в разных папках.

4. Не допускается хранение и размещение документов, содержащих ПД, в открытых электронных каталогах (файлообменниках) в ИСПД.

5. Хранение ПД в форме, позволяющей определить субъекта ПД, осуществляется не дольше, чем этого требуют цели их обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.


8. Уничтожение ПД.

1. Уничтожение документов (носителей), содержащих ПД, производится путем сожжения, дробления (измельчения), химического разложения, превращения в бесформенную массу или порошок. Для уничтожения бумажных документов допускается применение шредера.

2. ПД на электронных носителях уничтожаются путем стирания или форматирования носителя.

3. Факт уничтожения ПД подтверждается документально актом об уничтожении носителей.

9. Передача ПД.

1. Оператор передает ПД третьим лицам в следующих случаях:
– субъект выразил свое согласие на такие действия;
– передача предусмотрена российским или иным применимым законодательством в рамках установленной законодательством процедуры.

2. Перечень лиц, которым передаются ПД.

Третьи лица, которым передаются ПД:
Оператор передает ПД ООО «Правовой центр» (который находится по адресу: г. Хабаровск, 680020, ул. Гамарника, 72, офис 301) для целей, указанных в п. 4.3 настоящей политики. Оператор поручает обработку ПД ООО «Правовой центр» с согласия субъекта ПД, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этими лицами договора. ООО «Правовой центр» осуществляют обработку персональных данных по поручению Оператора, обязаны соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152.

5. Защита персональных данных


1. В соответствии с требованиями нормативных документов Оператором создана система защиты персональных данных (СЗПД), состоящая из подсистем правовой, организационной и технической защиты.

2. Подсистема правовой защиты представляет собой комплекс правовых, организационно-распорядительных и нормативных документов, обеспечивающих создание, функционирование и совершенствование СЗПД.

3. Подсистема организационной защиты включает в себя организацию структуры управления СЗПД, разрешительной системы, защиты информации при работе с сотрудниками, партнерами и сторонними лицами.

4. Подсистема технической защиты включает в себя комплекс технических, программных, программно-аппаратных средств, обеспечивающих защиту ПД.

5. Основными мерами защиты ПД, используемыми Оператором, являются:

1. Назначение лица, ответственного за обработку ПД, которое осуществляет организацию обработки ПД, обучение и инструктаж, внутренний контроль за соблюдением учреждением и его работниками требований к защите ПД.

2. Определение актуальных угроз безопасности ПД при их обработке в ИСПД и разработка мер и мероприятий по защите ПД.

3. Разработка политики в отношении обработки персональных данных.

4. Установление правил доступа к ПД, обрабатываемым в ИСПД, а также обеспечение регистрации и учета всех действий, совершаемых с ПД в ИСПД.

5. Установление индивидуальных паролей доступа сотрудников в информационную систему в соответствии с их производственными обязанностями.


6. Применение средств защиты информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия.

7. Сертифицированное антивирусное программное обеспечение с регулярно обновляемыми базами.

8. Соблюдение условий, обеспечивающих сохранность ПД и исключающих несанкционированный к ним доступ.

9. Обнаружение фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятие мер.

10. Восстановление ПД, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним.

11. Обучение работников Оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, положениям законодательства РФ о персональных данных, в том числе требованиям к защите персональных данных, документам, определяющим политику Оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам по вопросам обработки персональных данных.

12. Осуществление внутреннего контроля и аудита.

6. Основные права субъекта ПД и обязанности Оператора

1. Основные права субъекта ПД.

Субъект имеет право на доступ к его персональным данным и следующим сведениям:

1. подтверждение факта обработки ПД Оператором;

2. правовые основания и цели обработки ПД;

3. цели и применяемые Оператором способы обработки ПД;

4. наименование и местонахождения Оператора, сведения о лицах (за исключением работников Оператора), которые имеют доступ к ПД или которым могут быть раскрыты ПД на основании договора с Оператором или на основании федерального закона;


5. сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

6. порядок осуществления субъектом ПД прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

7. наименование или фамилия, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку ПД по поручению Оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;

8. обращение к Оператору и направление ему запросов;

9. обжалование действий или бездействия Оператора.

10. Пользователь Сайта может в любое время отозвать свое согласие на обработку ПД, направив электронное сообщение по адресу электронной почты: pavel@tylik.ru, либо направив письменное уведомление по адресу: 680020, г. Хабаровск, ул. Гамарника, дом 72, офис 301

11. . После получения такого сообщения обработка ПД Пользователя будет прекращена, а его ПД будут удалены, за исключением случаев, когда обработка может быть продолжена в соответствии с законодательством.

12. Обязанности Оператора.

Оператор обязан:

1. при сборе ПД предоставить информацию об обработке ПД;

2. в случаях если ПД были получены не от субъекта ПД, уведомить субъекта;

3. при отказе субъекта в предоставлении ПД субъекту разъясняются последствия такого отказа;

4. опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки ПД, к сведениям о реализуемых требованиях к защите ПД;

5. принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты ПД от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения ПД, а также от иных неправомерных действий в отношении ПД;

6. давать ответы на запросы и обращения субъектов ПД, их представителей и уполномоченного органа по защите прав субъектов ПД.

7. Особенности обработки и защиты данных, собираемых с использованием сети Интернет

1. Существуют два основных способа, с помощью которых Оператор получает данные с помощью сети Интернет:

1. Предоставление ПД субъектами ПД путем заполнения форм Сайта;

2. Автоматически собираемая информация.

Оператор может собирать и обрабатывать сведения, не являющимися ПД:

3. информацию об интересах Пользователей на Сайте на основе введенных поисковых запросов пользователей Сайта о реализуемых и предлагаемых к продаже услуг, товаров с целью предоставления актуальной информации Пользователям при использовании Сайта, а также обобщения и анализа информации, о том какие разделы Сайта, услуги, товары пользуются наибольшим спросом у Пользователей Сайта;

4. обработка и хранение поисковых запросов Пользователей Сайта с целью обобщения и создания статистики об использовании разделов Сайта.

2. Оператор автоматически получает некоторые виды информации, получаемой в процессе взаимодействия Пользователей с Сайтом, переписки по электронной почте и т. п. Речь идет о технологиях и сервисах, таких как сookie, Веб-отметки, а также приложения и инструменты Пользователя.

3. При этом Веб-отметки, сookie и другие мониторинговые технологии не дают возможность автоматически получать ПД. Если Пользователь Сайта по своему усмотрению предоставляет свои ПД, например, при заполнении формы обратной связи, то только тогда запускаются процессы автоматического сбора подробной информации для удобства пользования Сайтом и/или для совершенствования взаимодействия с Пользователями.

8. Заключительные положения

1. Настоящая Политика является локальным нормативным актом Оператора.

2. Настоящая Политика является общедоступной. Общедоступность настоящей Политики обеспечивается публикацией на Сайте Оператора.

3. Настоящая Политика может быть пересмотрена в любом из следующих случаев:

1. при изменении законодательства Российской Федерации в области обработки и защиты персональных данных;

2. в случаях получения предписаний от компетентных государственных органов на устранение несоответствий, затрагивающих область действия Политики

3. по решению Оператора;

4. при изменении целей и сроков обработки ПД;

5. при изменении организационной структуры, структуры информационных и/или телекоммуникационных систем (или введении новых);

6. при применении новых технологий обработки и защиты ПД (в т. ч. передачи, хранения);

7. при появлении необходимости в изменении процесса обработки ПД, связанной с деятельностью Оператора.

4. В случае неисполнения положений настоящей Политики Компания и ее работники несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5. Контроль исполнения требований настоящей Политики осуществляется лицами, ответственными за организацию обработки Данных Компании, а также за безопасность персональных данных.

nalog-blog.ru

Приход в нашей стране рыночных отношений сделал объективно необходимым реформирование бухгалтерского учета и налоговой системы. Это, в свою очередь, повысило роль бухгалтерской службы каждого предприятия вообще и роль главного бухгалтера в частности. Именно от квалификации последнего, его способности живо откликаться на изменения законодательства зависит финансовое благополучие каждого предприятия. Однако место, которое занимает сегодня в структуре управления каждого экономического субъекта главный бухгалтер, не могло не сказаться на круге его прав и обязанностей, на его ответственности за принимаемые решения. Одно дело – бухгалтер-счетовод, от которого фактически ничего не зависело, и совсем другое – бухгалтер-управленец, практически второе лицо в иерархии большинства предприятий, чья ошибка может «поставить крест» на результатах труда большого коллектива.

Кругу прав и обязанностей главного бухгалтера, а также мерам возможной ответственности за нарушения, связанные с его профессиональной деятельностью, и будет посвящена настоящая статья.

Общие положения

Должность главного бухгалтера предприятия представляет собой единство как минимум трех составляющих, предопределяющих круг его прав и обязанностей. Во-первых, практически каждый главный бухгалтер (кроме работающего по гражданско-правовому договору) является наемным работником, то есть находится в трудовых правоотношениях с работодателем. Данное обстоятельство предопределяет то обстоятельство, что круг прав и обязанностей главного бухгалтера структурно включает в себя трудовые права и обязанности.

Во-вторых, главный бухгалтер является не просто работником предприятия, но и должностным лицом. Это обстоятельство накладывает на правоспособность главного бухгалтера определенный отпечаток, превращая его в возможный субъект административной и даже уголовной ответственности.

В-третьих, главный бухгалтер является не просто должностным лицом организации, а должностным лицом со специфическими функциями. Фактически он является вторым лицом предприятия по финансовым вопросам. Более того, в результате своей деятельности он выполняет публичные функции. Последнее обстоятельство объясняет то, что основной круг прав и обязанностей главного бухгалтера прописан на нормативном уровне.

Исходя из вышеизложенного мы и структурируем настоящую статью.

Права и обязанности главного бухгалтера, обусловленные трудовым законодательством

Как уже было отмечено выше, специфичность правового положения главного бухгалтера заключается в том, что круг его прав и обязанностей, порядок назначения на должность и освобождения от нее прописан не только в трудовом, но и в бухгалтерском законодательстве. В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 129-ФЗ [1] главный бухгалтер (бухгалтер – при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от нее руководителем организации.

Однако необходимо сразу отметить, что та роль, которую играет сегодня главный бухгалтер в управлении предприятием, легла в основу некоторых ограничений его прав. «Должность обязывает» – эта поговорка, наверное, мало кем воспринимается как дискриминация руководящих работников. Однако, честно говоря, те новеллы, которые внес в правовое положение главного бухгалтера новый Трудовой кодекс РФ [2] от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее – ТК РФ), заставляют задуматься над тем, какой главный бухгалтер нужен сегодня нашей экономике: независимый или полностью подавленный и бесправный? Анализ положений трудового законодательства, на которых мы остановимся ниже, позволяет ответить утвердительно, пожалуй, лишь при втором варианте ответа.

Итак, откроем ТК РФ, по которому строятся трудовые отношения между работодателями и работниками с 1 февраля 2002 года. Первой статьей, в которой мы встречаем указание на должность главного бухгалтера, является ст. 59 ТК РФ, посвященная возможности заключения срочного трудового договора. Напомним, что по общему правилу работодатель обязан заключить с работником бессрочный трудовой договор. Срочный трудовой РґРѕРіРѕРІРѕСЂ заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, если иное не предусмотрено кодексом и иными федеральными законами (ст. 58 ТК РФ).

В отношении главного бухгалтера закон устанавливает именно это «иное». В соответствии со ст. 59 ТК РФ срочный договор может заключаться по инициативе работодателя с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Учитывая то обстоятельство, что по общему правилу запрет на произвольное заключение срочных трудовых договоров рассматривается в трудовом праве как защита прав трудящихся, данное исключение является по сути ограничением прав названных категорий работников, в том числе и главного бухгалтера. Нельзя не отметить, что это обстоятельство может оказаться мощным рычагом воздействия на поведение главного бухгалтера. Не секрет, что данный механизм может быть запушен для освобождения от неугодного, а возможно, и излишне честного и принципиального бухгалтера. Возможность увольнения с работы главного бухгалтера по истечении срока трудового договора практически без объяснения причин делают его беззащитным и, наверное, более сговорчивым с любым руководителем. На наш взгляд, учитывая некоторую публичность функций главного бухгалтера, такой подход законодателя к его судьбе вряд ли можно признать обоснованным.

Листаем ТК РФ дальше. Взор останавливается на ст. 70 ТК РФ, посвященной возможности установления испытательного срока при заключении трудового договора. И здесь главный бухгалтер наряду с другими руководителями организаций не остался незамеченным. По общему правилу срок испытания не может превышать трех месяцев. Однако в отношении главного бухгалтера он продлен до шести. Конечно, должность главного бухгалтера является ключевой, от его профессионализма зависит очень многое, в связи с чем обоснованность такого шага, казалось бы, очевидна. Однако все высказанные выше опасения не оставляют нас и здесь.

Все вышеизложенное касалось заключения трудового договора с главным бухгалтером. Посмотрим, как обстоят дела с его увольнением. Читаем п. 4 ст. 81 ТК РФ: «трудовой договор с главным бухгалтером может быть расторгнут работодателем в случае смены собственника имущества организации». Ничего не скажешь – хорошее основание… В качестве заслуживающей внимания причины для увольнения главного бухгалтера законодатель видит то обстоятельство, что на данной должности находится не «ставленник собственника имущества», не «свой» бухгалтер. «Забота» об уволенном специалисте ограничивается выплатой новым собственником компенсации в размере не менее трех средних месячных заработков (ст. 181 ТК РФ). Необходимо отметить, что новый собственник может уволить главного бухгалтера по п. 4 ст. 81 ТК РФ в течение трех месяцев (ст. 75 ТК РФ).

Обращаем внимание на то, что в данном случае речь не идет о низком профессионализме главного бухгалтера или ошибках, допущенных им при прежнем собственнике. В последнем случае главный бухгалтер может быть уволен с работы по п. 9 ст. 81 ТК РФ, согласно которому он может быть уволен с работы по инициативе работодателя в случае принятия необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества или иной ущерб имуществу организации. Согласитесь, что в условиях противоречивости сегодняшнего налогового и бухгалтерского законодательства вряд ли кто может исключить возможную ошибку. В связи с чем по данному основанию может быть уволен практически любой главный бухгалтер, тем более что в данном случае мы говорим о единичном случае.

Если же добавить сюда еще и возможность возложения на главного бухгалтера полной материальной ответственности, то картина правового положения главного бухгалтера в области трудовых прав и обязанностей будет полностью законченной. В связи с вышеизложенным представляется, что известная классическая фраза «Быть или не быть? Вот в чем вопрос» для каждого претендента на пост главного бухгалтера сегодня наполняется вполне реальным и недвусмысленным содержанием.

Права и обязанности главного бухгалтера, предусмотренные на нормативном уровне

Начиная разговор о профессиональных правах и обязанностях главного бухгалтера, необходимо сказать несколько слов общего плана. Теория понимает под правом меру возможного поведения управомоченного лица. То есть обладатель права может выбрать вариант возможного поведения. Когда мы говорим о правах бухгалтера, то понимаем, что не можем сказать о них то же самое. Права главного бухгалтера несут в себе некую печать «обязанности». К примеру, право главного бухгалтера не принимать к бухгалтерскому учету документы по операциям, противоречащим законодательству, является при ближайшем рассмотрении его обязанностью по обеспечению соответствия осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ (п. 3 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете). Это же можно сказать и о других его правах. Таким образом, круг прав главного бухгалтера, изначально определяемый кругом его обязанностей, является лишь условием, обеспечивающим возможность для выполнения им последних.

Итак, главный бухгалтер организации:

– обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ (п. 3 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете);

– обеспечивает контроль за движением имущества и выполнением обязательств (п. 3 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете);

– формирует учетную политику предприятия (п. 5 ПБУ 1/98 [3] ;

– подписывает бухгалтерскую отчетность (п. 5 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете).

В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю. Данное положение является своего рода организационной основой для возможности осуществления им возложенных на него функций. Это связано с тем, что главный бухгалтер обладает определенными полномочиями в отношении всех работников организации. В частности, в соответствии с п. 3 названной выше статьи закона о бухгалтерском учете требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов обязательны для всех работников организации.

Главный бухгалтер организации является ответственным лицом за ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями законодательства и представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. В связи с чем главный бухгалтер обязан отказаться от исполнения и оформления документов, не соответствующих действующему законодательству и нарушающих договорную и финансовую дисциплину. Однако главный бухгалтер подчиняется руководителю организации. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете ответственность за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель предприятия. В связи с вышеизложенным, в целях разграничения полномочий между руководителем и главным бухгалтером, закон разрешает данную коллизию следующим образом. Руководитель организации, в случае наличия разногласий между ним и главным бухгалтером по отдельной хозяйственной операции, вправе издать письменное распоряжение, которое и исполняется главным бухгалтером. Однако всю полноту ответственности за данную операцию руководитель берет на себя.

Чтобы не допустить осуществление операций в обход главного бухгалтера, закон содержит норму, согласно которой без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению (абз. 3 п. 3 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете). Данное положение имеет важное значение для обеспечения возможности осуществления главным бухгалтером возложенных на него обязанностей.

Таким образом, необходимо отметить, что бухгалтерское законодательство обеспечивает главному бухгалтеру возможность для выполнения возложенных на него обязанностей. Однако, учитывая сказанное в предыдущей главе, представляется весьма проблематичной принципиальность главного бухгалтера в споре с руководителем. Последний вряд ли допустит, чтобы рядом с ним находился подчиненный, заставляющий его издавать письменные распоряжения и брать всю ответственность на себя. Как было показано выше, трудовое право представило руководителям предприятий инструментарий для освобождения от принципиальных и неугодных главных бухгалтеров, тем самым ставя под вопрос реальность выполнения заложенных в бухгалтерском законодательстве механизмов.

Ответственность главного бухгалтера

В связи с постоянными изменениями в бухгалтерском и налоговом законодательстве главный бухгалтер всегда находится в зоне риска возможных ошибок, за которые он может быть привлечен к ответственности. Общие основания юридической ответственности главного бухгалтера установлены п. 2 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете. Только в нем напрямую говорится об ответственности главного бухгалтера. В соответствии с этим пунктом главный бухгалтер несет ответственность за:

– ведение бухгалтерского учета;

– формирование учетной политики;

– своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Необходимо отметить, что данный пункт вызывает двойственное чувство. С одной стороны, нельзя не признать как положительный факт то обстоятельство, что в этой норме перечень возможных оснований привлечения главного бухгалтера к юридической ответственности является закрытым, то есть не может быть произвольно расширен. Из чего можно сделать вывод, что за иные нарушения в сфере бухгалтерского учета главный бухгалтер не может быть привлечен к ответственности. Однако основания эти изложены таким образом, что практически любое нарушение в сфере бухгалтерского учета можно подвести под их формулировки.

Более того, закон содержит положение об ответственности, в котором прямо не называется главный бухгалтер, но мыслится именно он. В данном случае имеется в виду ст. 18 Закона о бухгалтерском учете, в которой говорится о возможности привлечения к ответственности руководителей организаций и других лиц, ответственных за организацию и ведение бухгалтерского учета. Под «иными лицами» в данной статье и подразумеваются именно главные бухгалтеры организаций. В ней, как и в ст. 7 Закона о бухгалтерском учете, имеются три основания для привлечения к ответственности, а именно:

– уклонение от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета;

– искажение бухгалтерской отчетности;

– несоблюдение сроков представления бухгалтерской отчетности.

Данный перечень также сформулирован таким образом, что практически любое нарушение правил бухгалтерского учета может быть под него подведено. Однако необходимо сказать, что в Законе о бухгалтерском учете установлены лишь гипотетические нарушения, за которые главный бухгалтер организации может быть привлечен к юридической ответственности. Конкретные нормы, в соответствии с которыми он может быть привлечен к ответственности, «разбросаны» по различным нормативным актам. В соответствии с последними главный бухгалтер может быть привлечен только к административной или уголовной ответственности. В ст. 18 Закона о бухгалтерском учете речь идет лишь об этих видах ответственности. Но главный бухгалтер представляет сторону трудовых отношений, что, как уже было отмечено выше, предопределяет возможность его привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности в соответствии с нормами ТК РФ. Кроме того, главный бухгалтер может быть также привлечен и к налоговой ответственности.

Административная ответственность

В соответствии с п. 1 ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, административная ответственность может применяться лишь за совершение проступка, прямо предусмотренного в административном законодательстве.

Перечень основных административных правонарушений, за которые может быть привлечен к ответственности главный бухгалтер, помещен в таблице № 1.

Таблица № 1

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (ст. 15.1)
Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов Штраф в размере от 40 до 50 МРОТ
Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 15.3)
1. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда. 2. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда. Штраф в размере от 5 до 10 МРОТ
Штраф в размере от 20 до 30 МРОТ
Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации (ст.15.4)
Нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации Штраф в размере от 10 до 20 МРОТ
Нарушение сроков представления налоговой декларации (ст. 15.5)
Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета Штраф в размере от 3 до 5 МРОТ
Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 15.6)
1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде Штраф в размере от 3 до 5 МРОТ
Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11)

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов.

Примечание. Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:

– искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов;
– искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

Штраф в размере от 20 до 30 МРОТ

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность является наиболее серьезным по своим последствиям видом юридической ответственности. Главный бухгалтер в силу занимаемой должности может стать субъектом ответственности по статьям УК РФ [4] , связанным с экономическими отношениями. Это могут быть отдельные статьи, содержащиеся в гл. 21, 22 и 23 УК РФ. В частности, главный бухгалтер может быть привлечен к ответственности по п. «в» ч. 2 ст. 160 УК РФ «Присвоение и растрата» (гл. 21 УК РФ), ст. 195 УК РФ «Неправомерные действия при банкротстве» (гл. 22 УК РФ), ст. 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями» (гл. 23 УК РФ). Перечень возможных составов преступлений, в которых главный бухгалтер может играть не последнюю роль, может быть, несомненно, продолжен. Однако особое место среди преступлений, представляющих «определенный интерес» для главных бухгалтеров, являются налоговые преступления, перечень которых и будет приведен в таблице № 2.

Таблица № 2

Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации (ст. 199)

1.Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере

Примечание. Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.

Штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере.

Примечание. Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1)

1. Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере

Штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере

Штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2)

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере

Штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

Необходимо отметить, что ст. 199.1 и 199.2. УК РФ внесены в УК РФ Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации». В связи с чем привлечение к ответственности по данным статьям возможно лишь за деяния, совершенные после даты вступления в силу данного закона.

Налоговая ответственность

Ответственность за совершение налоговых правонарушений устанавливается в НК РФ. Начиная разговор о налоговой ответственности необходимо отметить, что НК РФ не называет должностных лиц организаций, в том числе и главных бухгалтеров, субъектами налоговой ответственности. Однако в нем содержится одна статья, которая не может быть оставлена без внимания. Речь идет о ст. 128 НК РФ. В ней устанавливается ответственность за два состава правонарушения. Первый — за уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля. Второй – за неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно за дачу заведомо ложных показаний. Анализ ст. 90 НК РФ позволяет сделать вывод, что главный бухгалтер организации может быть допрошен в качестве свидетеля. В связи с этим об этой статье НК РФ каждый главный бухгалтер забывать не должен.

Дисциплинарная ответственность главного бухгалтера

Главный бухгалтер, находясь с работодателем в трудовых отношениях, также может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, которая налагается непосредственно работодателем за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей. Статей 192 ТК РФ установлен открытый перечень дисциплинарных взысканий. К ним, в частности, относятся:

– замечание;

– выговор;

– увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

Материальная ответственность

Трудовой кодекс РФ, вступивший в силу с 1 февраля 2002 года, содержит новеллу в виде диспозитивной нормы, позволяющей работодателю включить в текст трудового договора с главным бухгалтером условие об его материальной ответственности в полном размере причиненного работодателю ущерба.(ст. 243 ТК РФ).

Необходимо отметить, что материальная ответственность является самостоятельным видом ответственности. В связи с чем главный бухгалтер организации может быть привлечен к ней независимо от привлечения его к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

В соответствии со ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю лишь причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества. Таким образом, к прямому ущербу относятся, в частности, штрафные санкции, которые организация должна выплатить за нарушение налогового законодательства. При этом необходимо, чтобы ущерб был причинен в результате противоправных действий работника, то есть в данном случае – в связи с нарушением главным бухгалтером требований и норм бухгалтерского и налогового законодательства.


www.audit-it.ru

Главный бухгалтер организации назначается или освобождается от должности руководителем и подчиняется непосредственно руководителю организации.

Главный бухгалтер руководствуется законодательством, Законом РБ «О бухгалтерском учёте и отчётности» и другими нормативными правовыми актами и несёт ответственность за соблюдение содержащихся в них требований и правил бухгалтерского учета. Должностной оклад главного бухгалтера устанавливается, как правило, на уровне должностного оклада заместителя руководителя организации.

При освобождении главного бухгалтера от работы производится сдача дел вновь назначенному бухгалтеру. При этом проверяется состояние бухгалтерского учета и достоверность отчетных данных. Составляется соответствующий акт, который утверждается руководителем организации.

Главный бухгалтер организации обязан обеспечить:

— ведение бухгалтерского учета в соответствии с законодательством РБ;

— контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций организации;

— составление отчетности и представление оперативной информации о хозяйственной деятельности организации и ее структурных подразделений;

— осуществление анализа финансово-хозяйственной деятельности в целях выявления и мобилизации внутренних резервов;

— оценка фактического использования выявленных ресурсов.

Главный бухгалтер имеет право:

— устанавливать систему внутрихозяйственного учета, правила документирования операций, документооборота. Ведения регистров бухгалтерского учета, составление внутрихозяйственной отчетности и организации внутрихозяйственного контроля;

— разрабатывать и утверждать для непосредственно подчиненных ему работников должностные инструкции, регламентирующие их обязанности и права в вопросах ведения бухгалтерского учета, контроля, составления внутренней и внешней отчетности, контролировать соблюдение этих инструкций;

— давать распоряжения и указания, которые в пределах его компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников предприятия.

Главному бухгалтеру предоставлено право подписи документов, служащих основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетов, кредитных и денежных обязательств.

С главным бухгалтером целесообразно согласовывать, назначения, увольнения и перемещения материально ответственных лиц.

В организации с небольшой численностью сотрудников и не имеющих в штате кассира обязанности кассира может выполнять главный бухгалтер или другой работник по письменному распоряжению руководителя.

Главному бухгалтеру организации запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству и нарушают договорную и финансовую дисциплину.

О таких документах бухгалтер письменно сообщает руководителю организации и при получении от него письменного распоряжения о принятии указанных документов к учету исполняет его. Всю полноту ответственности за незаконность совершенных операций несет руководитель организации.

За невыполнение или недобросовестное выполнение своих обязанностей главный бухгалтер несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

На крупных и средних предприятиях бухгалтерский учет организуется по централизованной или децентрализованной системе. При децентрализации учета документация обрабатывается каждой оперативно-обособленной частью предприятия (цехами, отделами и т.д.). На крупных предприятиях – в цехах составляются также балансы, а затем передаются в централизованную бухгалтерию. Однако расходы при такой обработке информации гораздо выше, чем при централизованной. Поэтому децентрализация учета встречается довольно редко.

Учет считается централизованным, когда весь процесс обработки сосредоточен в централизованной бухгалтерии. Если объем документооборота велик, то в составе централизованной бухгалтерии создают учетно-контрольные группы, например:

§ материальную, которая учитывает материальные ценности, а на некоторых предприятиях и основные средства;

§ производственную, учитывающую затраты на производство продукции (работ, услуг);

§ готовой продукции и реализации, учитывающую готовую продукцию на складе, товары к отгрузке, реализацию продукции;

§ расчетную, учитывающую расчеты с персоналом, с фондом социальной защиты, с бюджетом;

§ капитального строительства, учитывающую капитальные вложения;

§ общую, выполняющую остальные участки работы, а также составляющую отчетность.

Начальник каждой учетно-контрольной группы подчиняется главному бухгалтеру, который устанавливает объем его обязанностей и прав. Все учетные работы планируются. Для этих целей составляется график документооборота, который подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем. Главный бухгалтер должен систематически контролировать соблюдение графика и во всех случаях нарушения принимать соответствующие меры к виновным, в пределах своей компетенции.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что собой представляет учетная политика предприятия?

2. Какой существует порядок формирования учетной политики?

3. Как оформляется документация по учетной политике?

4. Какие аспекты отражаются в учетной политике предприятия?

5. Что включается в методический аспект учета?

6. Что отражается в организационно-техническом аспекте учета?

7. Что учитывает технический аспект?

8. Назовите основные элементы учетной политики?

studopedia.ru

1.11. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств

Инвентаризация — это проверка имущества и обязательств организации путем подсчета, обмера, взвешивания. Она является способом уточнения показателей учета и последующего контроля за сохранностью имущества организации.

Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится учреждением в соответствии с нормативными правовыми актами Минфина России.

Детально порядок проведения инвентаризации изложен в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (11).

Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

В зависимости от степени охвата проверкой имущества и обязательств организации различают полную и частичную инвентаризацию.

Полная инвентаризация охватывает все без исключения виды имущества и финансовых обязательств организации.

Частичная инвентаризация охватывает один или несколько видов имущества и обязательств (например, только денежные средства, материалы и т.п.).

Инвентаризации могут быть плановыми, которые проводят в заранее установленные сроки, и внезапными, которые проводят, чтобы установить наличие ценностей, неожиданно для материально ответственного лица. Их осуществляют по распоряжению вышестоящих органов, руководителей организаций, по требованию ревизоров, следственных и контрольных органов.

Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в 5 лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

в случаях стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при ликвидации (реорганизации) организации;

в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Возглавлять эту комиссию должен руководитель учреждения либо его заместитель. Для проведения инвентаризации в подразделениях создаются рабочие инвентаризационные комиссии. Кроме проверки состояния и наличия имущественных ценностей они имеют право выносить на заседание постоянно действующей инвентаризационной комиссии предложения о списании отдельных объектов (групп) учета, об организации учета того или иного имущества.

Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Перед инвентаризацией осуществляют подготовительные мероприятия.

До начала инвентаризации рекомендуется проверить наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета, а также технических паспортов или другой технической документации.

При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.

Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации. Материальные ценности рассортировывают и укладывают по наименованиям, сортам, размерам; в местах хранения вывешивают ярлыки с указанием количества, массы или меры проверяемых ценностей. Все документы по приходу и расходу ценностей должны быть обработаны и записаны в регистры аналитического учета. От материально ответственных лиц необходимо получить расписку в том, что у них нет не оприходованных и не списанных в расход ценностей.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «_____» (дата)», что должно служить для бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Наличие средств в натуре проверяют при обязательном участии материально ответственного лица. Результаты подсчета, обмера и взвешивания заносят в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, которые должны быть составлены не менее чем в двух экземплярах и подписаны всеми членами комиссии. Материально ответственные лица подтверждают на каждой описи, что у них нет претензий к комиссии и что проверенные ценности приняты ими на хранение.

Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.

При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают и выведенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагаются в описи.

На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, независимо от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

На последней странице описи незаполненные строки прочеркиваются и должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший — в сдаче этого имущества.

На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.

Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление ошибок в установленном порядке.

По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует осуществлять с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где проводилась инвентаризация.

Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций.

В межинвентаризационный период в организациях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки.

Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя организации.

На поврежденные или испорченные ценности составляют акты, в которых указывают характер и степень порчи, ее причины, лиц, виновных в порче ценностей.

На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.

Инвентаризационная комиссия обязана выявить причины недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы, предложения и решения комиссии оформляются актом о результатах инвентаризации, к которому прилагается ведомость расхождений по результатам инвентаризации.

В бюджетных учреждениях результаты инвентаризации оформляются инвентаризационными описями, указанными в Инструкции по бюджетному учету:

— инвентаризационной описью ценных бумаг;

— инвентаризационной описью остатков на счетах учета денежных средств;

— инвентаризационной описью задолженности по бюджетным кредитам;

— инвентаризационной описью состояния государственного долга Российской Федерации в ценных бумагах;

— инвентаризационной описью состояния государственного долга Российской Федерации по полученным кредитам и предоставленным гарантиям;

— инвентаризационной описью (сличительной ведомостью) бланков строгой отчетности и денежных документов;

— инвентаризационной описью (сличительной ведомостью) по объектам нефинансовых активов;

— инвентаризационной описью наличных денежных средств;

— инвентаризационной описью расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами;

— инвентаризационной описью расчетов по доходам.

Выявленные в процессе инвентаризации расхождения между фактическими и учетными данными по проверяемым объектам учета оформляются Ведомостью расхождений по результатам инвентаризации. В ведомости указываются: фамилия, имя, отчество материально ответственного лица; наименование объекта учета и его номер; единица измерения; номер счета бюджетного учета; результаты инвентаризации: недостача в пределах норм естественной убыли и сверх норм естественной убыли в количественном и стоимостном выражении, рыночная стоимость объекта учета, разница между рыночной и балансовой стоимостью; излишки в количественном и стоимостном выражении.

Ведомость является основанием для составления Акта о результатах инвентаризации (ф. N 0504835).

Акт о результатах инвентаризации составляется комиссией, назначенной приказом руководителя учреждения для отражения результатов инвентаризации.

В акте указываются номера и даты инвентаризационных описей (сличительных ведомостей), на основании которых составлен акт.

В акте отражается: наименование объекта инвентаризации; единица измерения; количество, номер счета бюджетного учета; стоимость за единицу; недостача по дебету и кредиту, отнесенная за счет учреждения, за счет виновных лиц; оприходование излишков по дебету и кредиту.

Акт подписывается председателем и всеми членами инвентаризационной комиссии.

studfiles.net


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.