Нормативное регулирование бухгалтерской финансовой отчетности

Бурлакова О.В.

Оренбургский государственный университет E-mail: burlak2015@yandex.ru

О СИСТЕМЕ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рассмотрена действующая система нормативного регулирования бухгалтерской финансовой отчетности в Российской Федерации, которая представляет собой четыре уровня: законодательный, нормативный, методический и организационный. Выявлено, что терминология законодательного уровня значительно устарела и нуждается в обновлении. Автор предлагает усовершенствовать понятийный аппарат Гражданского кодекса РФ путем замены устаревшей терминологии: «годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков» на понятие «бухгалтерская (финансовая) отчетность».

Ключевые слова: годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков, бухгалтерская финансовая отчетность, бухгалтерская терминология в Гражданском кодексе РФ.


Нормативное регулирование бухгалтерской финансовой отчетности в нашей стране осуществляется на четырех уровнях, учитывающих специфику экономических отношений и традиций государства. Это: законодательный, нормативный, методический и организационный уровни.

Верхний законодательный уровень системы представлен в первую очередь Конституцией Российской Федерации, где в ст. 71 определено, что «официальный» бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, который законодательно закрепляет наличие самостоятельного бухгалтерского баланса, как признак юридического лица и обязательное утверждение годового бухгалтерского отчета.

На этом же уровне Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. №402-ФЗ, устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций; государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов; Центрального банка РФ; индивидуальных предпринимателей, а также для адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой; для находящихся на территории РФ филиалов, представительств и иных структурных подразделений организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств,


международных организаций, их филиалов и представительств, находящиеся на территории РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ [6].

Вторым нормативным уровнем регулирования раскрытия информации в бухгалтерской финансовой отчетности являются положения (стандарты) по бухгалтерскому учету Министерства финансов Российской Федерации, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, составления и представления бухгалтерской финансовой отчетности. Они, как правило, регистрируются Министерством юстиции Российской Федерации и имеют законодательную силу для всех организаций, которым адресуются. Основными положениями, регулирующими состав и содержание бухгалтерской финансовой отчетности, являются:

— Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утверждено приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34н;

— ПБУ 1/2008 Учетная политика организации»;

— ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;

— ПБУ 7/98 «События после отчетной даты»;

— ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»;

— ПБУ 9/99 «Доходы организации»;

— ПБУ 10/99 «Расходы организации»;

— ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»;

— ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»;

— ПБУ 16/2002 «Информация по прекращаемой деятельности»;


— ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности»;

— ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»;

— ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств».

В третьем методическом уровне регулирования одним из самых главных документов, непосредственно связанным с формированием бухгалтерской финансовой отчетности является Приказ Министерства финансов РФ от 2 июля 2010 г. №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». В данном нормативном документе представлены образцы форм бухгалтерской финансовой отчетности и указания об их объеме, содержатся общие требования к бухгалтерской финансовой отчетности и особенности формирования, порядок её составления и представления. Важным аспектом указанного документа признается право организацией самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской финансовой отчетности на основе предлагаемых образцов и с соблюдением общих требований к отчетности (полнота, существенность, нейтральность и прочее).

Важную роль играют в раскрытии достоверной информации в бухгалтерской финансовой отчетности такие документы методического регулирования, как:

— Методические указания по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. №49;

— Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 21 марта 2000 г. №29н;


— Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организации, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 20 мая 2003 г. №44н;

— План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. №94н;

— Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утверж-

денные Приказом Министерства финансов РФ от 22 июля 2003 г. №94н (хотя они с принятием Приказа Министерства финансов РФ от 02.07.2010 №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» нуждаются в доработке);

— Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 22 июля 2003 г. №94н.

Нормативные документы третьего уровня конкретизируют и раскрывают порядок применения федеральных законов и положений (стандартов) Министерства финансов Российской Федерации. Они не могут противоречить правовым актам более высокого уровня. Документы третьего уровня не имеют юридической силы, т. е. на них не следует ссылаться при судебных разбирательствах. Однако эти документы позволяют рационально организовать учет и представление информации в бухгалтерской финансовой отчетности в соответствии с правилами, предусмотренными Министерством финансов Российской Федерации и потребностями пользователей экономической информации. Соблюдение требований документов третьего уровня проверяют аудиторы и ведомственные ревизионные органы.


Документом четвертого организационного уровня системы нормативного регулирования представления бухгалтерской финансовой отчетности является учетная политика и рабочие документы хозяйствующего субъекта, которые формирует главный бухгалтер на основании законодательных, нормативных и методических документов.

В приказе об утверждении учетной политики необходимо указать состав форм бухгалтерской финансовой отчетности хозяйствующего субъекта, методы расчета и оценки элементов отчетности, представить самостоятельно разработанные формы бухгалтерской финансовой отчетности.

В современных условиях развития бухгалтерской финансовой отчетности назрела настоятельная необходимость изменения устаревшей бухгалтерской терминологии в законодательных актах нашей страны.

Так, в соответствии с п. 4 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» [3], «бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяй-

ственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам». Как видим, в определении отсутствует уточнение «финансовая» отчетность.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ [6], в определение законодатели внесли уточнение: «бухгалтерская (финансовая) отчетность — информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом».


Необходимость составления бухгалтерской финансовой отчетности вызвана одним из основополагающих принципов бухгалтерского учета — принципом непрерывности деятельности хозяйствующего субъекта. Согласно ему хозяйствующий субъект будет продолжать функционировать в обозримом будущем. Поэтому для целей планирования (прогнозирования), контроля и анализа при принятии управленческих решений необходимо периодически иметь сводные данные об имущественном положении хозяйствующего субъекта и финансовых результатах его деятельности. Кроме того, такое обобщение информации диктуется интересами собственников. Все это приводит к необходимости составления бухгалтерской финансовой отчетности, включающей бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской финансовой отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Однако в одном из самых главных действующих законодательных актах нашей страны -в Гражданском кодексе РФ вместо термина «бухгалтерская (финансовая) отчетность» употребляется группа устаревших терминов «годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков». Приведем для примера несколько цитат в сокращенной форме из главы 4 «Юридические лица» Гражданского кодекса РФ [1]:


— п. 3 ст. 91 «Управление в обществе с ограниченной ответственностью»: «К компетенции общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью относятся: …3) утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества и распределение его прибылей и убытков.»;

— п. 1 ст. 97 «Открытые и закрытые акционерные общества»: «Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков»;

— п. 1 ст. 103 «Управление в акционерном обществе»: «К исключительной компетенции общего собрания акционеров относятся . 4) утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков общества и распределение его прибылей и убытков.»;

— п. 3 ст. 110 «Управление в производственном кооперативе»: «К исключительной компетенции общего собрания членов кооператива относятся: … 4) утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов кооператива и распределение его прибыли и убытков …».

Анализ бухгалтерской терминологии применяемой в Гражданском кодексе Российской Федерации показывает, как сильно устарела применяемая терминология. Мы оправдываем применение устаревшей терминологии в действующем Гражданском кодексе РФ тем, что он был принят Государственной Думой 21 октября 1994 г., т.


в переходный для нашей страны период к рыночной экономике. Тогда бухгалтерский баланс рассматривался как самостоятельный обобщающий документ, отражающий наличие и размещение средств хозяйствующего субъекта, источники этих средств, расчетные отношения с другими хозяйствующими субъектами и отдельными лицами, а также результаты хозяйственной деятельности. Сравнением двух или нескольких балансов за определенный период времени устанавливали все изменения состава и размещения средств, источников их образования и расчетных взаимоотношений, выявляли финансовое состояние и результаты хозяйственной деятельности за отчетный период, а также отклонения от плановых назначений средств.

С принятием в 1990 г. Закона СССР «О предприятиях в СССР» [2] было официально признано, что прибыль является целью хозяй-

ственной деятельности любого предприятия независимо от его организационно-правовой формы, что это основной источник производственного и социального развития предприятия и весомый источник государственного бюджета. С признанием роли прибыли усилилось внимание и к распределению прибыли и убытков (счет «Прибыли и убытки»), то есть к формам отчетности о финансовых результатах.

С принятием в 2001 г. Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (№119-ФЗ от 07.08.2001 г.) в профессиональный обиход вошел термин «финансовая (бухгалтерская) отчетность», который в дальнейшем закрепился и во всех Федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. №696. Примером является само наименование Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности №1: «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности».


В конце 2008 г. была принята новая редакция Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (№307-ФЗ от 30.12.2008 г.) с постановкой термина как «бухгалтерская (финансовая) отчетность». Одним из дословных примеров является определение в п. 3 ст. 1 «Аудиторская деятельность» новой редакции Федерального закона «Об аудиторской деятельности»: «Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности» [5].

В предлагаемом проекте изменений к Гражданскому кодексу РФ редакции №2 от 27 апреля 2012 года, который прошел два чтения в Государственной Думе РФ [4] вместо внесения изменения понятийного аппарата бухгалтерской терминологии в четверной главе разработчики вообще удалили эти статьи. Приведем выдержки из этого законопроекта:

— «Статья 91. Утратила силу — Проект Федерального закона от 27.04.2012 №47538-6»;

— «Статья 97. Публичное акционерное общество (в ред. Проекта Федерального закона от 27.04.2012 №47538-6) 1. Публичное акционерное общество (пункт 1 статьи 66.3) обязано представить для включения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержа-


щем указание на его публичный статус. Акционерное общество вправе представить для включения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на его публичный статус. Публичное акционерное общество приобретает статус публичного в отношениях с акционерами и потенциальными приобретателями ценных бумаг такого общества со дня принятия решения уполномоченным органом акционерного общества о внесении соответствующих изменений в устав такого общества» (автор: статья практически полностью изменена);

— «Статья 103. Утратила силу. — Проект Федерального закона от 27.04.2012 №47538-6»;

— «Статья 110. Особенности управления в производственном кооперативе (в ред. Проекта Федерального закона от 27.04.2012 №47538-6) 1. Исполнительными органами кооператива являются председатель, а также правление кооператива, если его образование предусмотрено законом или уставом кооператива. 2. Членами правления кооператива, а также председателем кооператива могут быть только члены кооператива. 3. Член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием» (автор: статья практически полностью изменена).

Как видим, изменения предлагаемые проектом Гражданского кодекса РФ в четвертую главу убирают закрепление важнейших норм ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской финансовой отчетности в организации (наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица, обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета). Все эти обязанности переходят Федеральному закону «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 6 декабря 2011 г. [7], где в п. 1 ст. 6 «Обязанность ведения бухгалтерского учета» говориться о том, что «экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом».

По нашему мнению, это неправильно. Гражданский Кодекс РФ является центральным, стержневым актом российского гражданского законодательства и удаление норм ведет к несправедливому занижению роли и значения бухгалтерского учета и бухгалтерской финансовой отчетности при управлении хозяйствующим субъектом, оставляя их регулирование

только на попечении Федеральных законов: «О бухгалтерском учете», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О производственных кооперативах» и других.

Часть поправок в Гражданский кодекс РФ уже приняты 30 декабря 2012 года (Федеральный закон «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» №302-ФЗ [7]) и 11 февраля 2013 (Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О некоммерческих организациях» №8-ФЗ [8]). Относительно вышеупомянутой терминологии она пока сохраняется в Гражданском кодексе РФ в редакции 1994 года.

Считаем целесообразным, усовершенствовать понятийный аппарат Гражданского кодекса РФ путем замены устаревшей терминологии: «годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков» на понятие «бухгалтерская (финансовая) отчетность».

Так, мы считаем необходимым внести изменения в главу 4 «Юридические лица» Гражданского кодекса РФ путем следующего изложения формулировок статей:

— ст. 91 «Утверждение годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в обществе с ограниченной ответственностью»: «К компетен-

ции общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью относится утверждение годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности»;

— п. 1 ст. 97 «Открытые и закрытые акционерные общества»: «Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность»;

— п. 1 ст. 103 «Управление в акционерном обществе»: «К исключительной компетенции общего собрания акционеров относятся: … утверждение годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и распределение его прибылей и убытков»;

— ст. 110 «Особенности управления в производственном кооперативе»: «К компетенции исполнительного органа кооператива относятся: . утверждение годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и распределение его прибылей и убытков».

Считаем, что наши конкретные предложения по изменению устаревшей бухгалтерской терминологии в действующем Гражданском кодексе Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ в современных условиях очень актуальны и нуждаются в их реализации на самом высоком уровне.

07.05.2013

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант плюс». -Режим доступа : http://base.consultant.ra/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=140475;div=LAW;diff=142172; dst=100525;rnd=0.7423002002584432

2. Закон СССР «О предприятиях в СССР», принятый Верховным Советом СССР 4 июня 1990 г. // Бухгалтерский учет на предприятиях АПК : Справочник. Вып. 1 : Прил. к журналу «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий» / Сост. : Ф. И. Васькин, В. А. Орлов. — Москва : Агропромиздат, 1991. — С. 93-108.

3. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. — Режим доступа : http://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/no_date/2010/ PBU_4.pdf.

4. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» от 27.04.2012 №47538-6 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Комитета Государственной думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. -Режим доступа : http://komitet2-10.km.duma.gov.ru/site.xp/051054056124054053054.html

5. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ от 30.12.2008 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант плюс». — Режим доступа : http://www.consultant.ru/popular/auditor/72_1.html

6. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06.12.2011 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. — Режим доступа : ttp://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/ 2011/12/402-FZ_0_bukhuchete.pdf

7. Федеральный закон «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 30.12.2012 г. №302-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант плюс». — Режим доступа : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142950;fld=134;dst= 100009; rnd=0.8353210426329558

8. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 11.02.2012 г. №8-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант плюс». — Режим доступа : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; n=141997;fld=134;dst=100009;rnd=0.850294848508705

Сведения об авторе:

Бурлакова Ольга Владимировна, профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Оренбургского государственного университета, доктор экономических наук 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6509, тел. 8 (3532) 372472, е-mail: burlak2015@yandex.ru

UDC 657.1 (470)

Burlakova O.V.

Orenburg state university, е-mail: burlak2015@yandex.ru

ABOUT THE SYSTEM OF C REGULATION OF BOOKKEEPING FINANCIAL ACCOUNT IN THE RUSSIAN FEDERATION

We have considered in the article the active system of normative regulation of bookkeeping financial account in the Russian Federation. It is consists of four levels: legislative, normative, methodical and organizational. We have discovered that terms have become antiquated. It needs to be renews. The author offer to renew terms in civil code of the Russian Federation using term «bookkeeping financial account» in place of «annual report», «balance sheet», «income statement».

Key words: annual report, balance sheet, income statement, bookkeeping financial account, bookkeeping terms in civil code of the Russian Federation.

Bibliography:

1. The civil code of the Russian Federation [Electronic resource] // The official site of «Consultant plus». — Access mode : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=140475;div=LAW;diff=142172;dst=100525; rnd=0.7423002002584432

2. The law of the USSR «About business in the USSR». It has asserted by Supreme Soviet in the USSR by 4.06.1990 // Bookkeeping account on the business of the agroindustrial complex : reference book, part 1, supplement of magazine «The economy of agricultural and reprocessor» / F. I. Vaskin, V. A. Orlov. — Moscow : Agropromizdat, 1991. — P 93-108.

3. PBY 4/99 «The bookkeeping account of organization [Electronic resource] // The official site of finance’s department of the Russian Federation. — Access mode : http://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/no_date/2010/PBU_4.pdf

4. The project of the federal statute «About alteration of the civil code of the Russian Federation, individual legislative act of the Russian Federation and about become antiquated legislative act of the Russian Federation (27.04.2012 №47538-6) [Electronic resource] // The official site of the State Duma’s committee by civil, criminal, arbitral and remedial legislation. -Access mode : http://komitet2-10.km.duma.gov.ru/site.xp/051054056124054053054.html

5. The federal statute «About auditor’s activity» (30.12.2008 №307-FZ) [Electronic resource] // The official site of «Consultant plus». — Access mode : http://www.consultant.ru/popular/auditor/72_1.html

6. The federal statute «About accounting» (06.12.2011 №402-FZ) [Electronic resource] // The official site of finance’s department of the Russian Federation. — Access mode : ttp://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2011/ 12/402-FZ_0_bukhuchete.pdf

7. The federal statute «About alteration the 1, 2, 3 and 4 part in the first chapter of the civil code of the Russian Federation» (30.12.2012 №302-FZ) [Electronic resource] // The official site of «Consultant plus». — Access mode : http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=l_AW;n=142950;fld=134;dst=100009;rnd=0.8353210426329558

8. The federal statute «About nonprofit organization» (11.02.2012 №8-FZ) [Electronic resource] // The official site of «Consultant plus». — Access mode : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=141997; fld=134;dst=100009;rnd=0.850294848508705

cyberleninka.ru

2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

 

Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, включает в себя: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; приложения к ним, предусмотренные нормативными актами; аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; пояснительную записку. В случае принятия организацией самостоятельного решения о проведении аудита бухгалтерской отчетности, аудиторское заключение, также может быть включено в состав бухгалтерской отчетности.

Годовая бухгалтерская отчетность должна представляться в отдельной папке в сброшюрованном виде и включает:

1] типовые формы: бухгалтерский баланс [ф. № 1]; отчет о прибылях и убытках [ф. № 2];

2] пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках: отчет об изменениях капитала [ф. № 3]; отчет о движении денежных средств [ф. № 4]; приложение к бухгалтерскому балансу [ф. № 5]; пояснительную записку;

3] специализированные формы. Перечень их устанавливается соответствующими министерствами и ведомствами РФ по согласованию с министерствами финансов РФ и республик, входящих в ее состав;

4] отчет об использовании организацией бюджетных ассигнований [ф. № 2] и справку об остатках средств, полученных из федерального бюджета;

5] итоговую часть аудиторского заключения. Предприятия малого бизнеса, применяющие в соответствии с действующим законодательством упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, и не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности: отчет об изменениях капитала [ф. № 3]; отчет о движении денежных средств [ф. № 4]; приложение к бухгалтерскому балансу [ф. № 5]; пояснительную записку;

Они могут принять решение о предоставлении бухгалтерского баланса [ф. № 1] и Отчета о прибылях и убытках [ф. № 2] по сокращенной форме.

Те из организаций малого бизнеса, которые не обязаны проводить аудиторскую проверку, вправе не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала [ф. № 3], Отчет о движении денежных средств [ф. № 4], Приложение к бухгалтерскому балансу [ф. № 5], если отсутствуют данные для их составления.

Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций устанавливается Министерством финансов РФ.

Нормативными документами установлен принцип периодичности предоставления бухгалтерской отчетности. Так, для годовой бухгалтерской [финансовой] отчетности отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Квартальная отчетность составляется нарастающим итогом с начала года. Отчетность, представляемая в течение года нарастающим итогом с начала года [месяц, квартал, полугодие, девять месяцев], называется периодической, или промежуточной, отчетностью.

Вновь созданные предприятия [не на базе ликвидированных и реорганизованных], которые зарегистрированы после 1 октября отчетного года, представляют годовую отчетность с даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

Данные о хозяйственных операциях, имевших место до государственной регистрации предприятия, включаются в его бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год.

Основным нормативным актом, определяющим правовые основы формирования и представления бухгалтерской отчетности, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Кроме того, состав, содержание, методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме банков и бюджетных организаций, установлены в Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. №43н. Более подробно правила составления бухгалтерской отчетности изложены в Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций, утвержденных Приказом Министерства финансов РФ от 28 июня 2000 г. № 60н.

Все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следует отметить, что бухгалтерская отчетность относится к категории открытой и общедоступной информации и не может составлять коммерческую тайну.

Организации, за исключением бюджетных, обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую – в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года. Отчетным годом для всех организаций является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно.

Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.

Бухгалтерская отчетность является публичной. Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям, либо в распространении среди пользователей брошюр, буклетов и иных изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для представления заинтересованным пользователям.

Статья 16 Закона о бухгалтерском учете определяет перечень организаций, которые должны публиковать бухгалтерскую отчетность. Открытые акционерные общества, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. Социальные фонды и их территориальные подразделения публикуют квартальную отчетность.

Приказом Министерства финансов РФ от 28 ноября 1996 г. № 101 утвержден Порядок публикаций бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами. Данный акт содержит ряд новых положений по сравнению с Законом о бухгалтерском учете. Так, он предусматривает для открытых акционерных обществ возможность публикации бухгалтерского баланса в сокращенной форме. Сокращенная форма баланса представляет собой сумму итоговых показателей поразделам: внеоборотные активы, оборотные активы, убытки, капитал и резервы, долгосрочные пассивы, краткосрочные пассивы.

Допускается не включать в отчет о финансовых результатах промежуточные итоги и не приводить статьи отчета, по которым у общества отсутствуют показатели, кроме случаев, когда соответствующие показатели имели место в году, предшествовавшем отчетному.

В дополнение к общему порядку отчет о прибылях и убытках акционерных обществ должен включать сведения о решении общего собрания акционеров о распределении прибыли или покрытии убытков общества за отчетный год, если такие сведения не опубликованы отдельно или в составе какого-либо иного документа, подлежащего в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» опубликованию в средствах массовой информации.

Вместе с бухгалтерской отчетностью публикуется информация о результатах аудита. Если бухгалтерская отчетность публикуется по сокращенным формам, то взамен текста итоговой части аудиторского заключения публикация должна содержать мнение (оценку) аудитора (аудиторской фирмы) о достоверности бухгалтерской отчетности (безусловно положительное, условно положительное, отрицательное, отказ от выражения мнения). Если организация публикует бухгалтерскую отчетность полностью, то публикация должна включать полный текст итоговой части аудиторского заключения.

Нормативными правовыми актами предусмотрены льготы, касающиеся бухгалтерской отчетности, для субъектов малого предпринимательства. Так, годовая бухгалтерская отчетность может представляться малыми предприятиями в сокращенном варианте. Кроме того, предусмотрено право малых предприятий представлять формы бухгалтерской отчетности на бланках, изготовленных самостоятельно. В представляемых формах бухгалтерской отчетности могут не приводиться отдельные статьи – по отсутствующим у малого предприятия активам, пассивам, хозяйственным операциям. При необходимости для полного раскрытия информации в бухгалтерскую отчетность могут включаться дополнительные показатели.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете», ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете наступает в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, а также при искажении бухгалтерской отчетности и несоблюдении сроков ее представления и публикации.

Поскольку ведение бухгалтерского учета и представление бухгалтерской отчетности имеют главным назначением установление налоговых и неналоговых платежей организации, ответственность за ненадлежащее исполнение этих обязательств регламентирована в налоговом законодательстве. Так, ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения наступает согласно ст. 120 Налогового кодекса РФ. При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов, объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов или регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Если грубое нарушение совершено в течение одного налогового периода, то это деяние влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. рублей. Если подобные деяния совершались в течение более одного налогового периода, размер штрафа увеличивается до 15 тыс. рублей.

В том случае, если грубые нарушения правил учета доходов и расходов повлекли занижение дохода, взыскивается штраф в размере 10 процентов суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. рублей.

Предусмотрена также ответственность за осуществление иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (ст. 122 НК РФ).

Следует иметь в виду, что положения п. 1 и 3 ст. 120 и п. 1 ст. 122 НК РФ определяют недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений. В соответствии с Определением Конституционного Суда от 18 января 2001 г. № 6-О, они не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий, что не исключает возможности их самостоятельного применения на основе оценки судом фактических обстоятельств конкретного дела.

Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов. Это влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ (ст. 15.11). Под грубым нарушением понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов; искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

К уголовной ответственности привлекаются руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета. В соответствии со ст. 199 Уголовного кодекса РФ, уголовная ответственность в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо ареста на срок от четырех до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до трех лет наступает за уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения, совершенное в крупном размере. Крупным в данном случае считается размер, превышающий 1 тыс. МРОТ.

То же деяние, совершенное неоднократно, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Главной задачей современного бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия [фирмы]. Эта информация необходима для оперативного руководства и управления, а также инвесторам, поставщикам, покупателям, кредиторам, финансовым и банковским органам.

Знание бухгалтерского учета и умение анализировать полученные данные необходимы не только профессиональным учетным работникам, но и хозяйственным руководителям, поскольку ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель предприятия.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, капитале, обязательствах предприятия и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, которая составляется пол данным бухгалтерского учета.

Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности, определены Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и Положением «Бухгалтерская отчетность организации». Эти требования следующие: достоверность и полнота, нейтральность, целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность оформления. Они являются дополнительными по отношению к допущениям и требования, раскрытым в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» [ПБУ 1/2008].

 

bukvi.ru

В Российской Федерации БУ и отчетность регулируется нормативными актами 5 уровней.

  1. Главную роль играет федеральный закон о бухгалтерском учете 402 ФЗ, в котором имеется глава «Бухгалтерская отчетность». Конституция РФ, в соответствии с которой вопросы бухгалтерского учета находятся в ведении Российской Федерации. Гражданский кодекс РФ регламентирует, что юридические лица обязаны вести учет и составлять баланс. Федеральный закон об акционерных обществах, ФЗ об обществах с ограниченной ответственности, ФЗ о рынке ценных бумаг, прочие указы президента РФ и Постановления правительства, в которых сформулированы вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

  2. Федеральные стандарты. В настоящее время еще не утверждены, поэтому действуют Положения по бухгалтерскому учету – ПБУ. Действуют 24 ПБУ. Основным положением, регламентирующим вопросы формирования бухгалтерской финансовой отчетности, является 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»

  3. Отраслевые стандарты. (еще не приняты).

  4. Рекомендации в области бухучета (носят рекомендательный характер). Включает документы, на основе которых установлен порядок формирования бухгалтерской финансовой отчетности, включая приказ Минфина РФ от 02.07.2010 года № 66 Н «О формах бухгалтерской отчетности организации».

  5. Стандарты экономического субъекта. Включает документы самих хозяйствующих субъектов – приказ по учетной политике на основании ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». А так же другие локальные нормативные акты. Регулирующие вопросы организации учета.

При составлении бухгалтерской отчетности должны быть соблюдены следующие правила:

  1. Представляется на русском языке

  2. Должна быть составлена в валюте Российской Федерации

  3. Данные бухгалтерской отчетности приводятся в тысячах рублях без десятичных знаков. Если организация имеет существенные обороты продаж, то отчетность может составляться в миллионах рублей без десятичных знаков.

  4. В отчетности не должно быть подчисток и помарок

  5. Вычитаемый показатель или показатель, имеющий отрицательное значение указывается к круглых скобках.

  6. Статьи бухгалтерской отчетности оцениваются по правилам, установленным соответствующими ПБУ. При оценке статей отчетности организация должна обеспечить соблюдение допущений и требований, предусмотренных БПУ 1/2008 «Учетная политика организации».

  7. Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто – оценке (за минусом регулирующих статей). Суммы регулирующих статей раскрываются в пояснениях к отчетности.

  8. В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, между статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету

  9. Данные бухгалтерской отчетности должны быть сопоставимы с данными за предшествующие отчетные периоды

  10. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером. В организациях, где БУ ведется на договорных началах специализированной организацией бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации и руководителем специализированной организации либо специалистом ведущим БУ.

  11. Организации обязаны хранить бухгалтерскую отчетность в течение сроков, установленных в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет.

В случаях выявления неправильного отражения данных ошибки должны быть исправлены. Правило исправления ошибок регулируются ПБУ 22/2010 «Исправления ошибок».

  • Если ошибка текущего отчетного периода обнаружена до его завершения, то она исправляется бухгалтерскими записями в том месяце, когда она обнаружена.

  • Если ошибка текущего отчетного года обнаружена после его завершения, но до даты подписания отчетности она исправляется исправительными бухгалтерскими записями по состоянию на 31 декабря отчетного года.

  • Если ошибка предшествующего отчетного года выявлена после даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год необходимо определить является ли она существенной.

  • Если ошибка существенна и выявлена до даты представления отчетности акционерам, собственникам или органам, уполномоченным осуществлять права собственников, то такая ошибка исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета по состоянию на 31 декабря отчетного года.

  • Если бухгалтерская отчетность была представлена каким либо иным пользователям, то она подлежит замене на отчетность, в которой ошибка исправлена. Новая отчетность называется пересмотренной бухгалтерской отчетностью.

  • Если существенная ошибка выявлена после представления отчетности собственникам (акционерам), но до даты утверждения ими отчетности, ошибка исправляется записями за 31 декабря, при этом представляется на утверждение новая пересмотренная отчетность и подробно раскрывается основание составления такой отчетности. Новая отчетность заменяет первоначально предоставленную.

  • Если существенная ошибка предшествующего отчетного года выявлена после утверждения бухгалтерской отчетности собственниками исправления производятся следующим образом:

  1. Записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде в корреспонденции со счетом 84 «Нераспределенная прибыль/ непокрытый убыток

  2. Путем ретроспективного пересчета сравнительных показателей бухгалтерской отчетности за предыдущие отчетные периоды, отраженные бухгалтерской отчетности за текущий учетный год.

Несущественная ошибка, выявленная после даты подписания отчетности за этот год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года в котором она выявлена. Прибыль или убыток, возникшие в результате исправления этой ошибки отражаются в составе прочих доходов и расходов в корреспонденции со счетом 91 в текущем отчетном периоде.

Если допущена ошибка, то в пояснительной записке к годовой отчетности организация обязана раскрыть характер ошибки, сумму корректировки по каждой статье бухгалтерской отчетности, сумму корректировки по данным о базовой и разводненной прибыли на акцию и сумму корректировки вступительного сальдо, начиная с самого раннего из представленных в отчетности отчетных периодов.

studfiles.net

В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стране, необходимость для организаций работать в новых рыночных условиях, а также активное распространение международных стандартов финансовой отчетности.
Первый уровень наряду с другими законодательными актами образует Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, в который в 1998 г. были внесены изменения и дополнения. Данным Законом, который является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В соответствии с этими основами общее руководство бухгалтерским учетом осуществляет Правительство Российской Федерации, предоставившее право регулирования бухгалтерского учета Министерству финансов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, другим ведомствам и организациям. Появление этого документа трудно переоценить — в сущности

бухгалтерская и налоговая системы приобрели одинаковый статус. В качестве одной из основных задач бухгалтерского учета названный Закон предусматривает обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и за их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
В Законе о бухгалтерском учете дается определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета.
Несколько статей Закона непосредственно посвящены более конкретным вопросам состава и содержания отчетности.
В одном ряду с Законом о бухгалтерском учете стоят другие законы, например Федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью»; Указы Президента РФ; Постановления Правительства РФ, например постановление «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» от 6 марта 1998 г. № 283. Эти документы прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Важными нормативными актами первого уровня являются Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ и др.
Одним из важнейших методологических документов в области бухгалтерского учета является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в котором сформулированы важнейшие принципы учета в организациях. В дальнейшем многие статьи данного Положения были приняты в новой редакции в связи с введением в действие части первой ГК РФ и других нормативных актов. Заменив ранее действовавшие положения о бухгалтерских отчетах, главных бухгалтерах, законодатели учли в указанном Положении требования рыночной экономики. Однако, несмотря на всю важность данного документа, его нельзя однозначно отнести к документам первого уровня, поскольку оно ут
верждено не законодательным органом, а приказом Минфина России.
Второй уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином России согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В этих ПБУ рассматриваются отдельные методологические вопросы учета конкретных операций, например основных средств и запасов. Перечень приоритетных вопросов, подлежащих регулированию, утвержден упомянутой выше Программой. Многие Положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны с составлением отчетности — это прежде всего ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина России от 6 июля г. № 43н. Данные Положения по бухгалтерскому учету утверждаются приказами Минфина России. Некоторые ПБУ претерпели изменения с момента их первой публикации. В настоящее время действуют 20 положений по бухгалтерскому учету.
К числу документов второго уровня следует отнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцию по его применению, являющиеся базовыми документами системы бухгалтерского учета в России. План счетов — документ общего порядка; этот документ является единым, обязательным к применению в организациях любых видов деятельности и всех отраслей экономики независимо от форм собственности, подчиненности, за исключением бюджетных организаций и банков. В План счетов неоднократно вносились корректировки в связи с меняющимися экономическими условиями. Минфин России приказом от 31 октября 2000 г. утвердил План счетов, который введен в действие с 1 января 2001 г.
Третий уровень объединяет ведомственные документы: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.
Документы третьего уровня регулируют конкретные операции. Так, если ПБУ 4/99 является документом второго уровня, то приказы Минфина России, издаваемые в его развитие и конкретизирующие требования к отчетности текущего года, являются документами третьего уровня (например, приказ от 27 июля 2003 г. № 67-н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией. Так, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учетная политика организации, принятая в соответствии с ПБУ 1/98, являются документами четвертого уровня.
На современном этапе развития рыночной экономики за Министерством финансов Российской Федерации, работающим при активном участии бухгалтерской общественности, сохраняются функции регулирования, постановки бухгалтерского учета и составления отчетности. Вместе с тем все более активное участие в разработке методологических вопросов и подготовке профессиональных учетных кадров принимает созданная в 1997 г. организация — Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ), имеющий разветвленную сеть во всех регионах России.
Формирование современной системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности в нашей стране происходит под активным влиянием процесса распространения во всем мире международных стандартов финансовой отчетности — МСФО, разрабатываемых Советом по международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standard Committee — IASC).
С целью приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО; формирования системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов; обеспечения увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; оказания методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета была разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
Таким образом, состав нормативных документов, регламентирующих вопросы бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ, достаточно обширен. Но непосредственное отношение к процессу формирования отчетности имеют следующие нормативные документы: Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34-н.
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 6 июля 1999 г. № 43-н. Приказ Министерства финансов РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22 июля 2003 г. № 67-н.
В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» определены состав бухгалтерской отчетности, порядок ее представления и публикации. В «Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» содержатся правила составления отчетности и оценки ее статей. В ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» установлены требования к отчетности, содержание и методические основы ее формирования. Приказом № 67-н утверждены перечень форм годовой и промежуточной отчетности и указания по их составлению. Однако этим Приказом Минфин России утвердил лишь примерные формы (в качестве образцов). Организации имеют право вносить в них изменения. Но утверждая собственные формы бухгалтерской отчетности, организации должны соблюдать определенные требования. Главное — сохранить принципы построения этих форм. Так, разрабатывая собственный вариант баланса, организация не вправе нарушать порядок расположения его статей. Их необходимо размещать по степени возрастания ликвидности (нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство и т.д.).
В состав годовой бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами, кроме кредитных, страховых и бюджетных организаций включаются: Бухгалтерский баланс — форма № 1; Отчет о прибылях и убытках — форма № 2; Отчет об изменениях капитала — форма № 3; Отчет о движении денежных средств — форма № 4; Приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5; пояснительная записка; аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, если организация подлежит обязательному аудиту.
Субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет
об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), пояснительную записку.
Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) при отсутствии соответствующих данных.
Некоммерческие организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) при отсутствии соответствующих данных.
Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6).
В состав промежуточной бухгалтерской отчетности включаются: Бухгалтерский баланс; Отчет о прибылях и убытках.
Таким образом, в зависимости от объемов деятельности возможны три варианта формирования бухгалтерской отчетности: упрощенный — для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих (кроме бюджетных) организаций; стандартный — для коммерческих организаций, относящихся к группе средних и крупных организаций. Бухгалтерская отчетность формируется исходя из образцов форм, приведенных в Приложении к Приказу Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н; множественный — для коммерческих организаций, относящихся к группе крупнейших и крупных организаций, осуществляющих несколько видов деятельности. В этом случае количество форм, составляющих бухгалтерскую отчетность организации, и вариантов представления отчетной информации значительно увеличивается. Вместо одной формы № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» целесообразно представлять показатели отдельных ее разделов в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности. В крупных компаниях важную роль приобретает информация по сегментам (операционным и географическим).  

uchebnik.online


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector