Проверка бухгалтерской отчетности

Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия — это мероприятие, позволяющее получить грамотное заключение об эффективности и достоверности работы бухгалтерии. О юридических вопросах ее проведения расскажем в предлагаемой статье. 

Аудиторская проверка ООО — правовое регулирование

Что проверяет аудиторская проверка на предприятии?

Для каких организаций аудиторская проверка обязательна?

Как проходит аудиторская проверка на предприятии?

Интересы ООО при аудите

Аудиторская проверка ООО по требованию участника

Аудиторская проверка ООО — правовое регулирование

Основным нормативным актом, регулирующим порядок проведения аудита, является закон «Об аудиторской…» от 30.12.2008 № 307-ФЗ. Согласно статье 1 данного закона аудит представляет собой комплекс проверочных мероприятий, проводимых для составления профессионального и компетентного мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности в ООО. При этом в силу части 5 статьи 1 ФЗ № 307 аудит является самостоятельным и независимым видом контроля отчетности и не подменяет собой другие (в частности, не влияет на порядок проведения камеральных или выездных налоговых проверок).

Согласно статьям 3, 4 ФЗ № 307, аудит вправе осуществлять соответствующие коммерческие организации, входящие в состав членов СРО, либо ИП, имеющие квалификационные аттестаты и также входящие в СРО.

Выполняется аудит, согласно статье 14 ФЗ № 307, на основании договора, заключаемого между аудитором и проверяемой организацией. На данный договор помимо норм указанного ФЗ распространяются также требования главы 39 ГК РФ, в которой прописаны основы сделки по возмездному оказанию услуг.

Важно помнить, что аудитор вправе осуществлять не только собственно проверку отчетности, но и предоставлять сопутствующие услуги, в числе которых (часть 7 статьи 1 ФЗ № 307):

  • ведение бухучета и налоговой отчетности, консультирование и содействие ООО по данным вопросам;
  • консультирование по проведению реорганизации ООО, приватизации имущества;
  • деятельность по оценке имущества, анализ и составление бизнес и инвестиционных планов, внедрение автоматизированных и информационных технологий при ведении бухучета;
  • обучение будущих аудиторов.

Иные услуги (помимо перечисленных в части 7 статьи 1 ФЗ № 307) аудиторы оказывать не вправе.

Что проверяет аудиторская проверка на предприятии?

Согласно части 3 статьи 1 ФЗ № 307, предметом проверки является бухгалтерская документация либо ее часть, а также документы, которые по формальным признакам не относятся к собственно финансовым, однако влияют на результаты хозяйственной деятельности.

К числу проверяемой информации относятся:

  1. Сведения, содержащиеся в первичных документах бухгалтерской отчетности, оформляемых согласно требованиям статьи 9 закона «О бухгалтерской…» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (приходные и расходные ордера, кассовые книги, инвентаризационные акты, журналы учета, накладные и т. д.).
  2. Документы, показывающие результаты хозяйственной деятельности, оформляемые согласно статье 14 ФЗ № 402 (балансы, отчеты о финансовых результатах, целевом использовании средств и т. д.).
  3. При необходимости — учредительные документы, кадровая документация и пр.

Для каких организаций аудиторская проверка обязательна?

Аудит подразделяется на добровольный, то есть проводимый по желанию руководства хозяйствующего субъекта, и обязательный, который проводится в силу требований статьи 5 ФЗ № 307.

Обязательный ежегодный аудит проводится, если:

  • организационная форма предприятия — акционерное общество;
  • ценные бумаги компании являются предметом сделок на финансовых торгах;
  • компания осуществляет торговую, кредитную, клиринговую, страховую и иную деятельность, связанную с кредитованием, участием на рынке ценных бумаг, инвестированием средств, аккумулированием взносов, паев, пенсионных накоплений;
  • годовой оборот компании 400 млн руб. либо сумма активов на конец года превышает 60 млн руб. (за исключением агрокооперативов);
  • организация представляет (раскрывает) консолидированную отчетность;
  • организация является застройщиком (статья 3 закона «Об участии…» от 30.12.2004 № 214-ФЗ);
  • организация является организатором лотерей и азартных игр (статья 6 закона «О государственном…» от 29.12.2006 № 244-ФЗ);
  • компания имеет статус СРО (статья 12 закона «О саморегулируемых…» от 01.12.2007 № 315-ФЗ).

Как проходит аудиторская проверка на предприятии?

Методики проведения контрольных мероприятий регулируются целым рядом базовых подзаконных актов:

Форма аудиторского заключения
Скачать форму аудиторского
заключения
  • приказом Минфина РФ «Об утверждении…» от 20.05.2010 № 46н, 17.08.2010 № 90 и 16.08.2011 № 99;
  • постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 23.09.2002 № 696 и т. д.

Перечисленные документы устанавливают стандарты, порядок и основные этапы проведения аудита компании, начиная с определения его целей и составления плана мероприятий и заканчивая составлением заключения и контролем качества и объективности проведенной проверки.

В рамках аудита проверяющая организация, согласно стандартам, утвержденным постановлением Правительства России № 696:

  • проводит подготовку плана проверки с учетом характера и особенностей конкретной организации;
  • осуществляет общую оценку состояния хозяйственной деятельности, организации управления и контроля в ООО;
  • изучает бухгалтерскую отчетность, проверяет ее на наличие ошибок, недостоверной информации, непрерывности, полноты и объективности;
  • производит расчеты по оценке всех или отдельных показателей финансовой деятельности компании путем проведения их тестирования, а также экстраполяции полученных результатов на аналогичные показатели;
  • участвует в проверочных и контрольных мероприятиях организации (ревизиях, инвентаризациях и т. д.);
  • проводит проверку правильности исчисления и уплаты налоговых платежей;
  • осуществляет подготовку мотивированного заключения, цель которого — составление мнения о правильности и объективности ведения бухучета, указание ошибок и неточностей в документации, дача рекомендаций по их преодолению и т. д.

Интересы ООО при аудите

На практике широко распространено 2 типа аудиторских проверок: единовременные и поэтапные. Основное различие между ними — длительность и диапазон охвата результатов хозяйственной деятельности.

В рамках поэтапной проверки, которая может охватывать квартальную, полугодовую или отчетность за 9 месяцев года, аудиторы дают рекомендации, которые могут быть учтены руководством организации при составлении годовой отчетности. В последующем аудиторы проверят и годовую отчетность, в том числе и с учетом сделанных ранее рекомендаций.

Важно помнить, что в силу части 3 статьи 9 ФЗ № 307 все сведения и документы, содержание которых стало известно аудиторам при проверке, а также все документы, составленные аудиторами, являются предметом аудиторской тайны, разглашение которой прямо запрещено. При нарушении данного требования с виновных лиц может быть взыскана компенсация за нанесенный ущерб, согласно части 6 статьи 9 ФЗ № 307.

Что же касается аудиторского заключения, то ввиду части 4 статьи 6 ФЗ № 307 оно может быть передано только тому лицу, проверка которого проводилась. Данное правило не распространяется лишь на ситуации, когда аудиторская проверка ООО обязательна: согласно части 6 статьи 5 ФЗ № 307, в этом случае заключение должно быть опубликовано в реестре сведений о деятельности организаций, что предполагает широкий доступ к сведениям, в нем содержащимся.

Аудиторская проверка ООО по требованию участника

Согласно положениям статьи 48 закона «Об обществах…» от 08.02.1998 № 14-ФЗ, собрание участников ООО вправе привлечь аудитора для оценки состояния дел в обществе. Точно таким же правом обладает и любой из его участников. При этом в ситуации, когда на проведении аудита настаивает один из участников общества, оплата услуг аудитора производится за его счет. При этом привлекаемый аудитор должен быть независимым, то есть не связанным с руководством общества или его участниками.

***

Подводя итог, отметим, что аудит на предприятии — это хорошая возможность получить квалифицированное и независимое суждение о правильности ведения бухучета в ООО. Это может помочь как при устранении недоработок, выявленных в ходе налоговых или иных проверок, так и при решении споров между участниками.

nsovetnik.ru

Цели и задачи аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности

Цель данного аудита — сформировать мнение специалиста по аудиту о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности фирмы и, кроме того, выяснить, соответствует ли ведение бухучета нормам законодательства нашей страны.

Выделяют следующие задачи аудита бухотчетности:

  • выяснить, соответствуют ли отчетность и ее показатели нормам законодательства и учетной политике компании;
  • выяснить, насколько полно отражаются в документации все хозяйственные операции;
  • проверить, как организованы и функционируют системы внутреннего контроля компании;
  • проверить, во всех ли формах бухгалтерской отчетности показатели совпадают и соответствуют реальным.

Методы, которыми пользуются специалисты при аудите бухгалтерской отчетности, аналогичны методам аудиты в целом. К ним относятся:

  • фактический контроль (наблюдение, инвентаризация, экспертные оценки);
  • документальный (изучение важных бумаг компании по форме и содержанию);
  • расчетно аналитический (статистические расчеты, экономический анализ).

Какие компании должны проходить аудит обязательно

Аудит бухгалтерской отчетности может быть обязательным и инициативным. Первый может быть только внешним, то есть проводиться независимыми экспертами фирм, специализирующихся на аудите, или индивидуальными аудиторами, не работниками аудируемой компании.

Фирмы, которые должны подвергаться процедуре обязательного аудита, названы в ФЗ от 30.12.2008г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»). К данным предприятиям относятся:

  • компании с организационно-правовой формой ОАО;
  • компании, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам;
  • фирмы с определенным видом деятельности (сюда относятся кредитные, клиринговые, страховые, компании-участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые, СРО, кооперативы, организаторы азартных игр и т.д.);
  • компании, которые имеют объем выручки свыше 400 млн рублей или сумму активов больше 60 млн рублей (за год, предшествующий отчетному) и т.д.

Подробный список можно увидеть в ст. 5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности».

Инициативный аудит может осуществляться в определенных случаях, таких как: кредитование в банках, необходимость принятия участия в тендерах, желание руководителей фирм уменьшить налоговые риски, проверка квалификации бухгалтерского отдела, подготовка отчета для потенциального инвестора.

Порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности

Аудит проходит в несколько этапов:

  1. Традиционно первый этап — это планирование и подготовка к проверке. Аудитор изучает деятельность компании, составляет план работы, запрашивает необходимые документы. На этом же этапе между аудиторской фирмой и объектом проверки заключается договор.
  2. Далее начинается сбор доказательств и анализ данных, полученных для проверки. Изучается список всех запрошенных документов. Если это необходимо, то опрашиваются сотрудники компании, иногда и в письменной форме. Данные группируются, подвергаются систематизации. Аудитор делает заключение о достоверности бухгалтерской отчетности.
  3. Руководителю аудируемой компании сообщается заключение — мнение о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности. Формируется и выдается на руки заключение аудитора, что и является непосредственной целью проверки. Кроме того, некоторые фирмы составляют аудиторский отчет, где в подробностях описывают ход проверки, все выявленные недочеты и другую информацию, которая может пригодиться руководству проверяемой компании для улучшения качества работы бухгалтерского отдела.

Какие документы проверяют

В ходе проверки аудиторы запрашивают большой список документов, в который входят:

  • бухотчетность (к ней относятся 2 важных бумаги: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах компании, но они сопровождаются массой других документов — последние указаны ниже);
  • налоговые декларации;
  • первичная документация;
  • уставные документы;
  • разрешения, лицензии и многое другое.

Проверяется, правильно ли заполнены бумаги, соответствуют ли они утвержденным формам, соблюдены ли сроки подачи (деклараций), заверены ли документы подписями главного бухгалтера и руководителя и т.д.

К СВЕДЕНИЮ! Если проводится аудит по спецзаданию, то в такой ситуации проверяется только та документация, которая относится к конкретной задаче.

Результат

Итак, в конце проверки компания получает отчет и аудиторское заключение. Форма, в которой будет предоставляться информация, а также ее получатели, должны быть прописаны заранее в договоре с аудиторской фирмой. Отчет, он же письменная информация, — документ конфиденциальный. Как правило, он содержит следующую информацию:

  • методы, которыми аудитор пользуется при проверке;
  • рекомендации по изменениям в учетной политике, которые могут повлиять на финансовую отчетность организации;
  • предложения по корректировке отчетности компании;
  • другие моменты, на которые руководителю организации нужно обратить внимание (сюда можно отнести ошибки в ведении внутреннего контроля, ситуации необоснованных действий руководства).

В отчете прописываются выявленные нарушения и возможные варианты их исправлений. Как правило, это оформляется в виде сводной таблицы.

ВНИМАНИЕ! К отчету должны быть обязательно приложены копии бухгалтерской отчетности за текущий год и самое главное — заключение аудитора.

Заключение аудитора

Это официальный документ, который содержит мнение эксперта-аудитора о достоверности бухотчетности проверяемой компании. Именно его следует предоставлять в органы статистики вместе с бухгалтерской отчетностью.

О структуре и информации, которая должна быть внесена в заключение аудитора, подробно написано в ст. 6 ФЗ №307, упомянутого ранее.

Коротко о том, что должен содержать документ:

  • название «Аудиторское заключение»;
  • сведения о том, кому адресован документ (акционеры АО, участники ООО и т.д.);
  • информацию об аудируемом лице;
  • информацию об аудиторе, проводящем проверку;
  • список документов (бухотчетности), который проверялся аудитором, с обозначением срока, когда они были составлены;
  • мнение аудитора о достоверности информации, указанной в проверенных документах;
  • результаты проверки;
  • дату, когда было составлено заключение.

Заключение может предоставляться только тому лицу, с кем был заключен договор.

Типичные ошибки и нарушения

Приведем список распространенных нарушений, которые могут быть выявлены в течение проверки:

  • расходы и доходы отражены неправильно;
  • реквизиты бухгалтерской отчетности заполнены неверно или не полностью;
  • неверно рассчитаны суммы налогов;
  • показатели разных форм отчетности противоречат другу;
  • размер уставного капитала отличается от того, что прописан в уставе;
  • арифметические ошибки при расчетах;
  • формальное проведение инвентаризации, проведение ее с ошибками и др.

Ответственность за непроведение

Хозяйствующие субъекты, перечисленные ранее, должны проходить процедуру аудита бухгалтерской отчетности каждый год, а также направлять заключение в органы статистики. Сдача заключения должна осуществляться вместе со сдачей отчетности. Если не получается отправить документ в срок, то можно предоставить его в течение 10 дней со дня выдачи, но не позже 31 декабря того года, который идет за отчетным. Об этом сказано в ФЗ от 06.12.2011 №402 (закон «О бухучете»), а именно во 2 его статье.

Помимо этого, на протяжении 3 рабочих дней с даты выдачи заключения компания обязана внести информацию об итогах проведенного аудита в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц.

Сам факт непроведения аудита не влечет за собой наказание. Административная ответственность наступает в случаях, описанных ниже. Наказание возможно только для тех организаций, которые обязаны проходить обязательный аудит бухгалтерской отчетности.

Инициатор штрафа Причина Статья Штраф
ФНС При выездной проверке обнаружилось отсутствие аудиторского заключения на протяжении необходимых сроков хранения (от 5 лет). Ч.1. ст. 15.11 КоАП РФ От 5 до 10 тыс. рублей для должностных лиц.
Росстат Если в данный орган на протяжении необходимого периода не было предоставлено аудиторское заключение. 19.7 КоАП РФ От 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3 тыс. рублей до 5 тыс. рублей — для юрлиц.
Банк России В течение необходимого срока на сайте АО не было выложено аудиторское заключение. Ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ От 30 тыс. до 50 тыс. рублей или отстранение от работы на 1-2 года для должностных лиц. Для юрлиц — от 700 тыс. до 1 млн рублей.

Сумма штрафа может быть снижена по решению суда, если имели место какие-либо исключительные обстоятельства, повлекшие за собой административное правонарушение.

assistentus.ru

Задачи аудиторской проверки

Чтобы избежать обмана со стороны работников бухгалтерии, а также для исключения непреднамеренных ошибок и искажений в отчётности, был создан специальный аудиторский институт. Благодаря ему кредиторы, государство и инвесторы не понесут потери из-за ошибочных финансовых показателей, так как проверкой правильности отчётности занимается третья, независимая и незаинтересованная сторона.

Аудит финансовой отчётности является обязательным для крупных фирм, отчётность которых используется многими пользователями. Небольшие фирмы тоже могут обращаться к услугам аудиторов, что позволит им создать положительную репутацию и получить доверие возможных инвесторов и кредиторов.

Целью аудита является формирование мнения о том, является ли предоставленная финансовая отчётность достоверной. Задачи аудита сложны и разнообразны. Используются различные методы проверки, чтобы уделить внимание всем направлениям бухгалтерского учёта. Основными задачами аудиторской проверки являются:

  1. Проверка состава и содержания всех форм бухгалтерской отчётности.
  2. Установление фактического наличия актива, который был отражён в отчётности.
  3. Подтверждение того, что активы или обязательства действительно принадлежат лицу, в организации которого проходит аудиторская проверка.
  4. Установить, в полной ли мере отражена стоимость активов и обязательств в балансе.
  5. Проверить, точно ли отражена сумма каждой хозяйственной операции, относится ли она к соответствующему отчётному периоду.
  6. Проверка правильности формирования сводной и годовой отчётности.

Объектом аудиторской проверки является бухгалтерская отчётность, которая предоставляет данные о финансовом положении организации и составляется по специально установленной форме.

Аудиторская проверка проводится в 3 этапа.

Этапы аудита

Первый этап – организация аудита и его планирование. На этом этапе аудиторской фирме приходит официальное приглашение, в котором указана просьба о проведении аудиторской проверки. Аудиторская фирма знакомится с деятельностью предприятия, факторами, которые могут повлиять на деятельность организации, в которой будет проводиться проверка.

На этом этапе разрабатывается программа и примерный план проверки, а также специальный документ, который будет регламентировать права и обязанности клиента и аудитора в процессе проверки. Затем заключается договор о проведении аудита.

этапы аудита бухгалтерской отчетностиВторой этап – сбор доказательств аудитором. Проводятся специальные проверки, чтобы выявить искажения в бухгалтерской отчётности. Для этого используется бухгалтерский баланс, отчёт об убытках и прибылях, а также статистическая отчётность, журнал-ордер и кассовые книги. Также изучаются уставные документы, результаты инвентаризации. Если необходимо, выслушиваются комментарии сотрудников организации и её руководителя (можно в письменной форме).

Третий этап – завершение аудиторской проверки. Все данные систематизируются и группируются. Полученная информация сообщается руководству предприятия, на котором проводилась проверка. Затем составляется заключения аудитора, в котором высказано мнение аудитора о достоверности финансовой отчётности.

Обязательный аудит проводится в случаях, установленных законодательством и по поручению некоторых государственных органов.

Так, законодательство устанавливает обязанность проводить ежегодный аудит в следующих случаях:

  1. Если организация – открытое акционерное общество.
  2. Если денежные средства организации появляются вследствие добровольных отчислений юридических и физических лиц.
  3. Если объем выручки предприятия – больше 50 млн. руб. (за исключением сельскохозяйственных предприятий), а сумма активов баланса за год, который предшествует отчётному – больше 20 млн. руб.
  4. В других случаях, которые прописаны в федеральных законах.
  5. Если ценные бумаги организации были допущены к торговле на фондовых биржах и рынках ценных бумаг.

Во время изучения бухгалтерской годовой отчётности аудитором проверяется полнота заполнения всех форм, соответствуют ли они установленным требованиям, присутствуют ли все необходимые реквизиты. Также контролируются все показатели, и проводится проверка на их взаимозависимость.

Процедура аудиторской проверки

Перед началом работы аудиторская компания уведомляет организацию о сроках и целях проверки, если она не внеплановая, связанная с выявлением какого – то нарушения.

Аудиторская проверка может быть инициативной – проводится только по решению экономического субъекта. К примеру руководитель хочет проверить качество работы определенных сотрудников, достоверность сведений и отчетов. В таких случаях проверка может осуществляться выборочно, по указанным направлениям.

В первую очередь проверяющий аудитор изучает правильность составления и оформления отчетности. Она должна соответствовать требованиям Налогового кодекса по следующим положениям:

  • соответствуют ли налоговые декларации утвержденным формам;
  • в ходе аудита проверяется качество заполнения документов, необходимые реквизиты, подписи ответственных лиц;
  • соблюдение сроков подачи налоговых деклараций.8

Требования Федерального закона о бухгалтерском учете должны быть также учтены по следующим направлениям:

  • документы (в том числе и первичные регистры учета), связанные с потоком денежных средств, то есть расчетные, должны быть в обязательном порядке заверены подписью главного бухгалтера, иначе они не принимаются к учету;
  • наличие первичных документов, данные из которых попадают в учетные регистры.

Требования Положения о бухгалтерском учете проверяется следующим образом:

  • отчеты должны быть составлены на типовых формах, аудитор проверяет состав, содержание отчетности;
  • в пояснительных записках должны быть учтены сведения о наличии отдельных видов нематериальных активов и основных средств, об изменениях капитала и вложении финансовых ресурсов, чрезвычайных событиях и их воздействие на результаты работы предприятия;
  • соответствие показателей активов и обязательств результатам инвентаризации.

Изучая предоставленные документы, аудитор проводит арифметический подсчет, а также проверяет взаимоувязку показателей отчетности. Цифры, характеризующие одни и те же показатели в разных отчетах, должны совпадать.

Нарушения

Аудитор может выявить такие нарушения:

  • инвентаризация была проведена только формально, поэтому некоторые показатели отчётности не соответствуют её результатам;
  • при подсчёте показателей или при их округлении были допущены ошибки;
  • формы отчётности между собой не связаны;
  • информация о некоторых вкладах и депозитах не раскрыта;
  • сумма уставного капитала отличается от учредительных документов;
  • доходы и убытки отражены неверно;
  • управленческие расходы раскрыты неверно;
  • налог на прибыль рассчитан ошибочно.

Аудиторская проверка может быть построена методом дедукции (сначала аудитор проверяет содержание отчётности, затем данные синтетического и аналитического учёта, только потом обрабатываются первичные документы) или индукции – сначала проверке подлежат первичные документы, затем регистры учёта, а только после этого проверяется финансовая отчётность.

Во время сбора аудиторских доказательств, аудитор может пользоваться разными методами и процедурами. Наиболее популярными является пересчёт –арифметическая проверка точности бухгалтерских записей и прочих документов. При этом аудитор может проводить и самостоятельные пересчёты.

Инвентаризация – благодаря этому приёму можно подтвердить фактическое наличие имущества. Проверка документации и соблюдения правил учёта операций, прослеживание документов, различные процедуры анализа – все это способствует формированию решения аудитора и заключения.

Выбор аудиторской компании

Выбирая аудиторскую компанию, необходимо обращать внимание на некоторые показатели:

  1. Она должна иметь лицензию и право заниматься аудиторской деятельностью.
  2. Аудиторская фирма должна быть полностью независима от организации, которая нуждается в её услугах.
  3. Если организация, которой необходим аудит, достаточно крупная – аудиторская компания должна иметь в штате необходимое для качественной аудиторской проверки количество сотрудников.
  4. Если договор об аудиторской проверке будет нарушен, аудиторская компания должна иметь договор страхования риска ответственности.
  5. Аудиторская компания должна иметь положительные отзывы и рекомендации от клиентов, к ней ни у кого не должно быть различного рода претензий.

Если организация подлежит аудиторской проверке, но не проводит её, она может быть оштрафована за это. В свою очередь, аудиторское решение может значительно повлиять на отношение к организации других пользователей отчётности. Поэтому аудит способствует тому, что предпринимательский риск для этих пользователей будет значительно снижен.Нарушения при аудите

Таким образом, аудит финансовой отчетности не является обязательной для всех процедурой. Те организации, которым такая форма контроля необходима (в том числе и по решению руководителя – внеплановый аудит), предупреждаются о проверке заранее и могут спокойно подготовить все документы, которые понадобятся сотруднику аудиторской компании.

 

biznes-prost.ru

Мотивированность

Мотивированность при аудитеИнициативный (добровольный) аудит — это проверка, которая инициируется самим экономическим субъектом, его учредителями или руководством. Обычно это случается, когда:

  • руководство хочет убедиться, что с организацией и ведением бухучета все хорошо в компании;
  • собственникам что-то не нравится в деятельности фирмы, и они хотят проверить как само руководство, так и бухгалтерскую службу;
  • перед грядущими изменениями в организационной структуре компании, например, слиянием с другим субъектом;
  • накануне подготовки годового отчета;
  • при смене главного бухгалтера (на такой проверке может настоять новый главбух, чтобы быть уверенным, что принимает чистую бухгалтерию, ведь если налоговая инспекция обнаружит нарушения в прошлом, то за это уже будет отвечать новый глава службы).

Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка организации в плане ведения бухучета и финансовой отчетности.

Существует большой перечень хозяйствующих субъектов, для которых такая проверка обязательна.

Объем проверяемых документов

Сплошная проверка: просматриваются все первичные бухгалтерские материалы. Это дело очень затратное по времени, усилиям аудиторов и стоимости их услуг.

Объем проверяемых документов

Выборочная проверка: рассчитывается вероятность обнаружения ошибки, если проверять не всё подряд, а только часть, определенное расчетом количество. Выборка делается случайным образом. Конечно, есть вероятность, что документы с ошибками останутся вне поля зрения проверяющего, тогда, скорее всего, выборка для проверки была сформирована неправильно.

Предмет

Комплексный аудит: проверяется вся деятельность предприятия.

Тематическая проверка: проверяются только документы, относящиеся к определенной сфере работы бухгалтерии, например, кассовые операции.

Зависимость от субъекта

Внешний аудит: это проверка независимыми аудиторскими фирмами.

Внутренний аудит: проводится сотрудниками самой компании. Проверяются специфические сферы деятельности предприятия, например, работа ресторана в гостинице.

Служба аудита гостиницы каждое утро сверяет выписанные официантами клиентам чеки с реально сданной кассирами выручкой. Этот аудит чисто внутренний. Он нужен только самой компании.

Этапы проведения

Руководитель, назначенный ответственным за аудит в компании, делает короткие интервью с руководством и/или главбухом (возможно, попросит посмотреть некоторые документы) для определения масштаба бизнеса и объема работ. Это нужно для последующего планирования, а также для определения суммы контракта.

Проведение аудита

Перед проверкой или в самом её начале аудитор может запросить у руководства компании письмо с заверением, что инвентаризация товарно-материальных активов и кассы проведена, косвенные затраты распределены, счета, подлежащие закрытию, закрыты и т.д.

Планирование

Исходя из выявленного ранее объема работ, верстается состав рабочей группы аудиторов. Определяется время на те или иные работы, составляется план проверки.

Сбор и анализ данных

Сбор и анализ данныхПри выходе «в поле» аудиторы приступают к работе, запрашивают необходимые для проверки первичные документы, регистры бухучета, делают расчеты и сверки, собирают материал для составления аудиторского заключения.

Аудиторы проверяют очень большой объем информации. Сюда входят уставные и первичные бухгалтерские документы, отчетность с раскрытиями, хозяйственные договоры, налоговые, грузовые и таможенные декларации, различные разрешения, лицензии, инвентаризационные описи, акты взаимозачетов и многое другое.

Проверяются отдельные бухгалтерские формы, арифметическая корректность расчета показателей внутри формы, а также консистентность показателей разных форм (взаимная логическая увязка). Детальные данные из регистров суммируются и сверяются с агрегированными показателями финансовых отчетов.

Обобщенно, при аудите делаются следующие проверки:

  • учетной политики предприятия;
  • оргструктуры бухгалтерии;
  • соответствия стоимости имущества организации данным баланса;
  • соответствия результатов деятельности данным отчетности;
  • порядка отражения хозяйственных и бухгалтерских операций;
  • порядка и принципов подготовки отчетности.

Кроме данных текущего года, проверяются также агрегированные показатели предыдущего года, ведь многие финансовые отчеты приводят информацию в сравнении с предыдущим отчетным периодом. Важно определить, сопоставимы ли отчеты и раскрытия текущего и предыдущего годов, были ли сделаны какие-то корректировочные проводки.

Многие крупные клиенты ведут свой учет в компьютерных программах. Самые мощные из них (такие, как SAP) покрывают почти все сферы учета и выдают нужную отчетность. В этом случае нужен еще аудит информационных систем. Аудитор просит распечатать расшифровки синтетических счетов из системы для сверки с бухгалтерской отчетностью. Особое внимание обращается на информационную безопасность: права доступа к системе, регламент работы с ней.

Подготовка и выдача заключения

По материалам произведенной проверки анализируются все существенные аспекты хозяйственной деятельности, составляется мнение о точности финансовой отчетности компании и предоставляется аудиторское заключение. Если были обнаружены ошибки, аудитор выдает список корректировочных проводок. Клиент сам должен внести их в регистры. Сторонний проверяющий не имеет права этого делать.

Аудитор обязан проверить, проинформировал ли клиент лиц/компании, уже получившие бухгалтерские отчеты, если произошли существенные события после отчетной даты (ПБУ 7/98).

Учетная политика

Цель аудита учетной политики — для оценки достоверности отчетности, установить релевантность методики бухучета нормативной базе.

Задачи аудита политики:

  • изучить организацию учета;
  • рассмотреть и оценить систему документооборота.

Учетная политика подписывается приказом руководителя.

Учетная политика при аудитеАнализ приказа о политике:

  • ознакомление с планом счетов бухучета;
  • наличие рабочих учетных форм;
  • анализ графика документооборота и сроков прохождения документов;
  • изучение регламента инвентаризации активов и обязательств;
  • изучение системы хранения документов;
  • состав и наличие информации, относящейся к учетной политике;
  • последовательность применения постулатов политики;
  • полнота раскрытия принципов учетной политики, которые могут серьезно повлиять на формирование финансовой отчетности;
  • соблюдение политики.

Проверка релевантности методик оценки обязательств и активов по направлениям:

  • начисление износа основных фондов;
  • начисление амортизации НМА;
  • оценка материальных активов;
  • расчет себестоимости, принципы перераспределение косвенных затрат;
  • правила признания курсовых разниц, возникающих при наличии валютных займов, кредитов и т.п.;
  • принципы начисления резервов;
  • оценка незавершенного строительства.

Все эти направления связаны с возникновением затрат, а следовательно, влияют на базу налогообложения.

Ошибки в принципах, применяемых в этих областях, могут привести к неправильному исчисления налогооблагаемой базы и налогов, уплачиваемых в бюджет.

Поэтому проверка принципов и способов формирования вышеупомянутых областей учета очень важна.

Стоимость

Трудозатраты на аудит зависят от объемов работ и сложности бизнеса клиента. Вся работа разбивается на подзадачи, требующие разной квалификации исполнителя. Оценивается время, необходимое для выполнения проверки по подзадачам. Это время умножается на ставку соответствующего специалиста. Сумма по всем подзадачам даст стоимость аудита по проекту.

Получается, цена аудита может быть разной. Не все аудиторские фирмы выкладывают на своих сайтах свои прайс-листы. В среднем, по оценке, часовой тариф находится в районе нескольких тысяч рублей. Для определения всей стоимости нужно знать объемы и время.

Есть еще аудиторские компании, которые стали постоянными исполнителями аудита для некоторых организаций. Годовое обслуживание обойдется в несколько сотен тысяч рублей.

Подробнее про обязательный аудит можно узнать из данного видео.

znaybiz.ru

Цели бухгалтерского аудита

Если в случае проведения обязательного аудита его цель прозрачна и предопределена Международным стандартом аудита МСА 200, применяемым с 1 января 2017 года, а также Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 1, то при инициативном аудите бухгалтерской отчетности компании могут преследовать различные цели в зависимости от потребностей бизнеса:

  • проверка состояния учета и его достоверности при смене бухгалтера;
  • привлечение инвесторов;
  • банковское кредитование;
  • участие в тендерах;
  • минимизация налоговых рисков.

Когда проводится аудит

Аудит может быть не только обязательным или инициативным, но также внешним или внутренним. Для проведения внешнего аудита приглашаются независимые специалисты из аудиторских компаний или индивидуальные аудиторы. При внутреннем аудите процедура проводится собственными силами фирмы — штатными аудиторами. Однако в последнем случае сложно представить, как на практике будет реализован важнейший принцип проведения аудиторской проверки — принцип независимости.

Поэтому обязательный аудит может быть исключительно внешним, а инициативный — как внутренним, так и внешним. Очевидно, чтобы аудиторское заключение вызывало доверие у всех внешних заинтересованных лиц, в особенности инвесторов, кредиторов, страховщиков, потенциальных партнеров, не имеет никакого смысла проводить внутреннюю аудиторскую проверку — она может быть оправдана только в очень специфических случаях, когда единственными пользователями информации будут собственники и руководство. А, например, в налоговых органах внутреннее заключение не будет иметь никакой юридической силы.

Но вернемся к случаям, в которых проводится обязательный аудит, закрепленный на законодательном уровне, а также к ситуациям, при которых прибегают к инициативному аудиту.

Случаи проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, прописанные в многочисленных нормативных правовых актах, не являются постоянной величиной, а в нашей стране — имеют тенденцию к росту. Так, согласно статистике, их общее количество в 2013–2016 гг. составляло:

  1. 57 случаев — в 2013 году[1];
  2. 56 случаев — в 2014 году[2];
  3. 60 случаев — в 2015 году[3];
  4. 69 случаев — в 2016 году[4].

На текущий момент обязательный аудит бухгалтерской отчетности проводится для:

  1. Организаций, имеющих определенные финансовые показатели:
    • с балансовым объемом выручки 400 млн рублей или со стоимостью активов за предшествующий период — 60 млн рублей;
    • представляющих и раскрывающих сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
  2. Организаций, осуществляющих определенный вид деятельности:
    • компаний (помимо АО), ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
    • профессиональных участников РЦБ или организаторов торговли на товарном (финансовом) рынке (вне зависимости от ОПФ — для бирж, торговых систем, брокерских, дилерских, депозитарных, управляющих компаний или ведущих деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг);
    • кредитных организаций (в том числе, для головных кредитных организаций банковской группы (холдингов) и бюро кредитных историй);
    • клиринговых (процессинговых) организаций;
    • микрофинансовых компаний;
    • страховых компаний (в том числе, для обществ взаимного страхования и профессиональных объединений страховщиков);
    • организаторов азартных игр (операторов лотерей);
    • кооперативов (кредитных — с численностью свыше 2тыс. человек или кооперативов второго уровня, а также жилищных накопительных кооперативов и девелоперов, привлекающих средства долевого участия);
    • саморегулируемых организаций (СРО);
    • некоммерческих организаций (с целевым капиталом свыше 20 млн рублей; организаций — получателей дохода от целевого капитала в размере более 5 млн рублей за отчетный период или УК по доверительному управлению целевым капиталом балансовой стоимостью свыше 45 млн рублей; иностранных агентов; политических партий с объемом пожертвований или расходов свыше 60 млн рублей или с государственным финансированием).
  3. Организационно-правовых форм организаций:
    • акционерных обществ;
    • государственных корпораций и компаний;
    • ФГУП, состоящих в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года № 2176-р (в последней редакции от 30 января 2017 года);
    • фондов (включая управляющие компании и депозитарии фондов);
    • публично-правовых компаний.
  4. Организаций, деятельность которых регулируется отдельными законодательными актами (таких как Центробанк России, Агентство по страхованию вкладов (АСВ), Российский научный фонд (РНФ) и пр.).

Ситуации, при которых востребован инициативный аудит, достаточно разнообразны, но все они вызваны производственной необходимостью либо иными мотивами и потребностями собственника. К слову, инициативный аудит может быть проведен как по всему бухгалтерскому учету в целом, так и по отдельному его участку по заданию заказчика.

Независимо от требования законодательства компании могут инициировать проверки самостоятельно. Основной причиной является участие предприятий в тендерах и кредитование в банках, для которых часто требуется подтвержденная аудиторской организацией бухгалтерская отчетность. Также нельзя не отметить желание собственников минимизировать налоговые риски и размер доначислений, пеней и штрафов, с чем, несомненно, поможет аудиторская проверка.

Другим поводом к проведению инициативного аудита нередко служит необходимость подтвердить квалификацию бухгалтерии и достоверность данных финансовой отчетности — в рамках системы внутреннего контроля (СВК) либо при смене главного бухгалтера и передаче дел новому сотруднику. В последнем случае проверка особенно важна, чтобы избежать ранее допущенных ошибок в учете уже новым главбухом.

Среди ситуаций, в которых компании инициируют аудит, — привлечение новых инвесторов (акционеров), а также подготовка к слиянию/поглощению или продаже бизнеса. В данном случае проверка поможет оценить текущее финансовое состояние компании, наличие у нее активов и всех существенных рисков для потенциально заинтересованных лиц.

Ответственность за непроведение обязательного аудита

Какие обязательства и ответственность законодательно закреплены в отношении представления и опубликования данных о результате проведения обязательного аудита?

В перечисленных выше случаях организации обязаны проводить аудит ежегодно и сдавать аудиторское заключение в орган статистики одновременно со сдачей бухгалтерской финансовой отчетности. Если по каким-то причинам в срок сделать этого не получается, то необходимо сдать заключение в течение 10 рабочих дней с даты выдачи аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным. Это требование закреплено в части 2 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и дополнительно разъясняется в Приложении к письму Минфина России от 29 января 2014 года № 07-04-18/01.

Механизм обеспечения публичности результатов обязательного аудита бухгалтерской отчетности сформирован положениями недавно введенной части 6 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и пункта 9 статьи 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Об этом также говорится в информационном сообщении Минфина России от 6 июля 2016 года № ИС-аудит-4 «Об обязательном аудите».

Однако, несмотря на это, данное обязательство аудируемых лиц — включать сведения об аудиторском заключении в Единый федеральный реестр — никак не отражено в приказе Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 года № 178, по крайней мере — в его последней редакции от 23 июля 2015 года. А ведь этот приказ как раз и утверждает Порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Внесение данных в Единый федеральный реестр осуществляется в личном кабинете на портале www.fedresurs.ru при наличии ЭЦП и специализированного ПО либо при помощи нотариальных услуг, которые в этом отношении регулируются статьей 86 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», утвержденных ВС РФ 11 февраля 1993 года № 4462-1.

Кроме того, в соответствии с пунктами 71.3 и 71.4 «Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утвержденного Банком России 30 декабря 2014 года № 454-П, и статьей 92 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» финансовая отчетность АО, подлежащая обязательному аудиту, раскрывается посредством опубликования ее текста вместе с аудиторским заключением в интернете — не позднее 3 дней с даты составления аудиторского заключения или с даты истечения установленного российским законодательством срока представления бухгалтерской отчетности. Исключение составляют случаи, изложенные в статье 92.1 Федерального закона № 208-ФЗ и статье 30.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

При этом представлять аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку его форма не включена в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, что было засвидетельствовано в письме Минфина России от 30 января 2013 года № 03-02-07/1/1724.

Интересно, что российским законодательством на настоящий момент предусмотрена административная ответственность не за сам факт непроведения обязательного аудита, а за:

  • отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от 5 лет), если этот факт выявлен ИФНС в процессе выездной проверки — за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету должностное лицо может быть оштрафовано по части 1 статьи 15.11 КоАП РФ в размере от 5 до 10 тыс. рублей (см. также информационное сообщение Минфина России от 7 апреля 2016 года № ИС-учет-1);
  • непредставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок — мировыми судьями может быть наложен штраф в соответствии со статьей 19.7 КоАП РФ в размере от 300 до 500 рублей (для должностных лиц) и от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (для юридических лиц), при этом дополнительно — за представление в неполном составе бухгалтерской отчетности (см. письмо Росстата от 16 февраля 2016 года № 13-13-2/28-СМИ);
  • неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленный срок, как того требует Центробанк, — по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ такое правонарушение наказывается в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей или в виде дисквалификации на срок 1–2 года (для должностных лиц), а также от 700 тыс. до 1 млн рублей (для организаций).
  • невнесение сведений о результатах обязательного аудита или несвоевременное их внесение в Единый федеральный реестр — это правонарушение предусматривает штраф в размере от 5 тыс. до 50 тыс. рублей в соответствии с пунктами 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ.

Кто проводит бухгалтерский аудит

Проводить аудиторские проверки могут как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы. Разберемся, в чем их отличие:

  • Аудиторская организация — коммерческая компания, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов, имеющая в штате квалифицированных аттестованных аудиторов, которые, в свою очередь, также состоят в саморегулируемых организациях аудиторов.
  • Индивидуальный аудитор — индивидуальный предприниматель, имеющий квалификационный аттестат аудитора и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Все аудиторы должны проходить ежегодное повышение квалификации и являться членами СРО аудиторов как физические лица.

Основное отличие состоит в том, что индивидуальные аудиторы согласно законодательству могут проводить аудит не всех компаний. Например, индивидуальный аудитор не имеет права проверок акционерных обществ и компаний, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам.

Как уже упоминалось, главным принципом при проведении аудита бухгалтерской отчетности является независимость. Для этого необходимо соблюдать следующее:

  • аудиторы не должны являться сотрудниками или собственниками аудируемого лица;
  • не должны являться близкими родственниками собственников или сотрудников;
  • аудитор или аудиторская компания не должны проводить восстановление бухгалтерского учета в проверяемой компании.

Подходя к вопросу выбора аудиторской организации, следует руководствоваться своими пожеланиями к качеству проверки, а также финансовыми возможностями. Если вы обладаете ограниченным бюджетом, но компания попадает под обязательный аудит, можно выбрать индивидуального аудитора или небольшую аудиторскую компанию, соответствующую вашим критериям. Если же целью является проведение качественной проверки бухгалтерской отчетности и получение реальной помощи по ее улучшению, устранению недостатков и минимизации рисков, то к выбору аудитора следует подойти серьезно. Главными аргументами, конечно, должны являться членство компании в саморегулируемой организации аудиторов (это можно проверить самостоятельно на официальном сайте СРО), репутация компании на рынке и наличие рекомендаций.

Какие документы проверяют аудиторы

Независимо от того является аудит обязательным или инициативным, аудиторы проверяют внушительный перечень документов, который определен законодательством. В него входят как бухгалтерская (финансовая) отчетность, налоговые декларации, так и уставные документы, различные лицензии, разрешения, первичная бухгалтерская документация, хозяйственные договоры, акты взаимозачетов, инвентаризационные описи и многое другое. В данном случае аудиторы смотрят тот объем документов, который попадает под выборку, поскольку «классическая» аудиторская проверка не является сплошной.

Также существует такое понятие, как аудит по специальному заданию. В этом случае аудиторы проверяют и анализируют только те документы, которые относятся к проверяемому участку и на их основе выражают мнение о достоверности этого участка согласно заданию.

Если вы хотите провести сплошную аудиторскую проверку, то это возможно, и аудиторам придется проверять все документы. Здесь следует отметить, что это весьма затратная по объему труда и времени, а потому — дорогостоящая процедура, но она действительно выполняет отстройку идеальной системы бухгалтерского учета в компании.

По итогам «классического» аудита можно получить целостное представление о том, соответствует ли учет требованиям законодательства или нет, однако не стоит забывать, что выборочная проверка не может охватить все аспекты учета. Наиболее опытные и квалифицированные аудиторы видят полную картину состояния бухгалтерского учета даже при выборочной проверке, поэтому стоит уделять особое внимание выбору аудиторской организации.

Порядок проведения, этапы и результаты аудита

Аудиторская деятельность регулируется Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ. Он охватывает такие вопросы, как порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности, требования к аудиторам и оформлению аудиторских заключений, кодекс профессиональной этики, членство в СРО, права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц, а также меры дисциплинарного воздействия на аудиторов за нарушения профессиональных стандартов. Положениям именно этого документа в первую очередь должны следовать аудиторы и аудируемые компании при проведении проверок бухгалтерской отчетности.

Сроки проводимых проверок могут быть различны в зависимости от того, проводится ли аудит в обязательном порядке или инициативном и является ли он сплошным или выборочным. Самый пик сезона проведения аудита приходится на февраль–март в силу того, что годовая бухгалтерская отчетность сдается в ФНС России в течение 90 дней после окончания отчетного периода. Сроки проведения инициативного аудита полностью зависят от желания аудируемого лица.

Рассмотрим этапы проведения аудиторской проверки:

  1. Подготовка к аудиту (этап планирования). Этот этап условно можно разделить на два. Вначале аудитор формирует план проверки, определяет необходимое для нее время, аудиторскую группу и направляет письма-запросы. Далее, при «выходе на проект», составляются план работы по участкам бухгалтерского учета и участникам аудиторской группы, программа аудита, запрашиваются документы.
  2. Сбор и анализ данных (проведение аудита). На этом этапе проверяются первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, соответствие отражения операций в регистрах требованиям законодательства, уставные документы, учетная политика компании, достоверность расчетов и прочие существенные разделы, а также осуществляется сбор аудиторских доказательств для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.
  3. Формирование и выдача аудиторского заключения. На основании произведенной на втором этапе проверки и собранных доказательств анализируются все существенные факты хозяйственной деятельности, формируется мнение о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности организации и выдается аудиторское заключение.

Получение аудиторского заключения, безусловно, главная цель проверки. Выдаваемые по результатам аудиторской проверки заключения можно разделить на два типа:

  1. Немодифицированное аудиторское заключение — выдается в случае, если бухгалтерская отчетность во всех существенных отношениях достоверно отражает факты хозяйственной деятельности и финансовое положение аудируемого лица;
  2. Модифицированное аудиторское заключение — представляется заказчику, если бухгалтерская отчетность содержит существенные искажения или аудитор вовсе не может подтвердить данные отчетности.

Стоит отметить, что информация, полученная в ходе аудиторской проверки, является коммерческой тайной и не подлежит разглашению третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Многие аудиторские организации вместе с аудиторским заключением выдают аудиторский отчет, в котором содержится подробная информация о проведенной проверке, выявленных недочетах, а также рекомендации по их устранению. Данный документ имеет особую ценность именно для самой компании, так как приносит реальную пользу: улучшение качества учета, устранение ошибок и их дальнейшее недопущение.

www.aif.ru

Предмет проверки

Поскольку в формах отчетности отражаются данные бухгалтерского учета учреждения, проверка отчетных форм проводится параллельно проверке организации и ведения в учреждении бухгалтерского учета. В связи с этим предметами проверки являются:

  • выполнение учреждением предписания и представления контрольных органов, составленных по результатам предыдущих проверок;
  • соблюдение учреждением правил хранения первичных документов, учетных регистров и других бухгалтерских документов текущего года и за прошлые годы;
  • выполнение главным бухгалтером обязанности по организации бухгалтерского учета и контролю за обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей;
  • соответствие показателей бухгалтерского учета в учетных регистрах на начало года данным за предыдущий год;
  • своевременность составления первичных учетных документов и отражения их в бухгалтерском учете;
  • соответствие итогов остатков по каждой группе аналитических счетов оборотных ведомостей итогам остатков этих субсчетов главной книге и показателям финансовой отчетности;
  • установление достоверности показателей, отраженных в отчетности;
  • выполнение контрольных соотношений между формами отчетности;
  • проверка оформления представленных форм отчетности требованиям инструкций№ 191н[1], 33н[2];
  • установление соответствия фактического исполнения бюджета его плановым назначениям (при проверке отчетности главных распорядителей бюджетных средств);
  • оценка эффективности и результативности использования в отчетном году бюджетных средств;
  • анализ исполнения доходной и расходной частей бюджета (при проведении проверки в отношении главных распорядителей бюджетных средств);
  • анализ исполнения расходной части бюджета, дефицита бюджета и источников его финансирования (при проведении проверки в отношении главных распорядителей бюджетных средств).

Порядок проведения проверки

Инструкции № 191н, 33н устанавливают не только правила формирования отчетных форм, но и общие требования к их составлению и представлению учреждением. Поэтому первоначально при проведении проверки отчетных форм ревизоры обращают внимание на соблюдение учреждением общих требований. В частности, уделяется внимание:

1) своевременности представления учреждением отчетности. Не всегда учреждения соблюдают установленные учредителем сроки представления отчетных форм. Например, Приказом начальника финансово-экономического управления администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» от 14.11.2013 № 136 «Об утверждении графика представления и сдачи бюджетной отчетности об исполнении бюджетов муниципальных образований Пермского района, сводной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений за 2013 год» установлен срок представления годового отчета – 6 февраля 2014 года, а срок сдачи – 11 февраля 2014 года. Как показали результаты проверки, отчетность учреждением была представлена 7 февраля 2014 года, а сдана 18 февраля 2014 года;

2) наличию в формах отчетности всех необходимых подписей. Например, в нарушение п. 6 Инструкции № 191н отчетность не была подписана руководителем учреждения. Необходимость наличия подписей главного бухгалтера и руководителя учреждения установлена и п. 5 Инструкции № 33н. Формы бухгалтерской отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и аналитические показатели, также подписываются руководителем финансово-экономической службы (при наличии ее в структуре учреждения);

3) наличию инвентаризации, обязательной к проведению перед составлением годовых отчетных форм. Некоторые учреждения в нарушение ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 402-ФЗ), п. 7 Инструкции № 191н, п. 9 Инструкции № 33нп. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, перед составлением бюджетной отчетности не проводили инвентаризацию расчетов с бюджетом, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, другими дебиторами и кредиторами и денежных средств, денежных документов, в результате чего соответствие учетных и фактических данных (наличие, состояние и оценка обязательств) не подтверждено, достоверность данных бюджетного учета не обеспечена;

4) наличию нумерации и оглавления в папке. Согласно нормам  п. 6 Инструкции № 33н, п. 4 Инструкции № 191н бухгалтерская отчетность на бумажном носителе представляется в сброшюрованном и пронумерованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом;

5) наличию всех форм отчетности, обязательных для включения в ее состав. Согласно нормам п. 10 Инструкции № 33н, п. 8 Инструкции № 191н в случае, если все показатели, предусмотренные формой бухгалтерской отчетности, не имеют числового значения, такая форма отчетности не составляется и в составе бухгалтерской отчетности за отчетный период не представляется. При наличии числовых данных показатели отчетности должны быть заполнены;

6) соответствию форм, представленных учреждением в составе отчетности, формам, установленным инструкциями № 191н, 33н.

Далее проверяющие проводят анализ показателей, отраженных учреждением в отчетных формах, на предмет соответствия показателей отчетности данным бухгалтерского учета учреждения, отражаемым в главной книге. В нарушение п. 7 Инструкции № 191н, п. 9 Инструкции№ 33н сведения, указанные в отчетности учреждения, зачастую не соответствуют данным главной книги.

В ходе проверки проверяющими может быть сделана рабочая таблица, в которой отражаются для проведения дальнейшего анализа показатели главной книги и форм отчетности. Для примера ниже приведем такую таблицу.

Сравнительная таблица данных главной книги проверяемого учреждения

и показателей, отраженных в отчетности

тыс. руб. 

Помимо проверки соответствия показателей главной книги учреждения данным, отраженным в балансе, проверяющие изучают показатели, отражаемые в других отчетных формах, на предмет их соответствия данным главной книги и показателям, отраженным в балансе, например:

  • соответствуют ли данные формы 0503168 «Сведения о движении нефинансовых активов» (ф. 0503768 – если проверка ведется в отношении бюджетного или автономного учреждения) показателям баланса и главной книги;
  • есть ли равенство показателей по кодам КОСГУ, отраженным в справке к балансу по заключению счетов бюджетного учета (ф. 0503110) (ф. 0503710 – если проверка ведется в отношении бюджетного или автономного учреждения) и в отчете о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
  • соответствуют ли данные формы 0503169 «Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности» (ф. 0503769 – если проверка ведется в отношении бюджетного или автономного учреждения) показателям баланса и главной книги.

Также ревизоры обращают внимание на наличие равенства между данными по дебету и кредиту счетов, отражаемых в главной книге. Отсутствие равенства нарушает требования п. 3 ст. 10 Федерального закона № 402-ФЗ. Напомним, данным пунктом установлено, что бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами. Не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета.

Кроме того, проверяется соответствие показателей, отражаемых в бухгалтерском учете и отчетных формах, реальным данным. Например, в ходе проверки может быть выявлено отсутствие оборотов у учреждения в течение года по счету 0 104 00 000 «Амортизация основных средств» при наличии основных средств. Это говорит о неначислении амортизации в течение года, что не соответствует методологии бухгалтерского учета. Можно привести и другой пример. Как показали результаты проверки, в форме 0503169 «Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности» и в балансе (ф. 0505730) задолженность (как дебиторская, так и кредиторская) на конец 2013 года отсутствовала. Однако, по данным главных книг, у учреждений имеются остатки по счетам 020500000, 020600000, 020800000, 02100000, 030200000, 030300000, 030400000. Акты сверок с организациями для проверки не представлены. Таким образом, бухгалтерская отчетность дает недостоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, а также о финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период.

Ошибки в формировании годовых отчетных форм

К наиболее распространенным нарушениям, выявляемым контрольными органами, можно отнести следующие.

1. В отчете об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) встречаются такие ошибки:

  • в графе 3 отчета не отражены группировочные коды в части расходов по бюджетной классификации РФ, коды доходов и расходов по бюджетной классификации расположены не в хронологическом порядке (нарушение п. 54 Инструкции № 191н);
  • в графе 4 отчета не отражены годовые объемы утвержденных плановых показателей (нарушение п. 55 Инструкции № 191н);
  • в графе 4 отчета по разделу «Расходы бюджета» сумма утвержденных бюджетных назначений отражена не в полном объеме и не соответствует утвержденной бюджетной росписи с учетом последующих изменений, что повлекло за собой искажение бухгалтерской отчетности (нарушение п. 55 Инструкции № 191н);
  • в графе 5 отчета по разделу «Расходы бюджета» лимиты бюджетных обязательств отражены недостоверно (нарушение п. 56 Инструкции № 191н).

2. В отчете о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128) зачастую учреждения совершают такие ошибки:

  • в нарушение п. 70 Инструкции № 191н в графе 4 отчета сумма утвержденных бюджетных ассигнований отражена не в полном объеме и не соответствует утвержденной бюджетной росписи с учетом последующих изменений;
  • в нарушение п. 71 Инструкции № 191н в графе 8 «Принято денежных обязательств всего» отчета не отражены суммы по счету 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам», что свидетельствует о неправильном ведении учета принятых бюджетных (денежных) обязательств (на балансе на конец отчетного периода числится кредиторская задолженность). Бюджетные (денежные) обязательства приняты сверх установленных лимитов бюджетных обязательств, данный факт не нашел отражения в вышеуказанной форме (по графам 6, 8, 11, 12).

3. В форме 0503162 «Сведения о результатах деятельности» пояснительной записки (ф. 0503160) достаточно часто указываются только плановые и фактические объемы финансирования по соответствующим КБК, в то время как п. 161 Инструкции № 191н предусмотрено заполнение формы по показателям, характеризующим степень выполнения поставленных перед субъектом отчетности целей, в том числе по целевым программам в натуральном и стоимостном выражении, что указывает на формальный характер заполнения формы.

4. В отчете об обязательствах, принятых учреждением (ф. 0503738), в нарушение п. 48 Инструкции № 33н не всегда заполняется графа 5 «Принято обязательств всего».

5. В нарушение п. 19 Инструкции № 33н у некоторых учреждений в балансе государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) на начало отчетного периода по счету 0 303 01 000 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» (строка 511) указан отрицательный остаток, хотя такого быть не должно. Из разъяснений, приведенных в Письме Федерального казначейства от 09.01.2013 № 42-7.4-05/2.1-3 «Об особенностях составления и представления годовой бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2012 год», Письме Минфина РФ № 02-07-007/57698, Федерального казначейства № 42-7.4-05/2.3-870 от 26.12.2013 «Об особенностях составления и представления годовой бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2013 год», следует, что в строках 260, 490, 511, 513, 532 недопустимо наличие показателей со знаком минус по счетам 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам», 0 304 02 000 «Расчеты с депонентами», 0 303 01 000 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц», 0 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда».

6. В нарушение п. 63 Инструкции № 33н в таблице 6 «Сведения о проведении инвентаризаций» пояснительной записки (ф. 0503760) в графах 4, 5, 6, 7 показатели отсутствуют. Согласно нормам этого пункта в графах 1 – 4 указываются причины проведения инвентаризации (составление годовой бухгалтерской отчетности, смена материально ответственных лиц, выявление фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, чрезвычайные ситуации, требующие проведения инвентаризации, реорганизация или ликвидация учреждения и другие случаи, предусмотренные законодательством РФ), дата проведения инвентаризации и реквизиты распорядительного документа о ее проведении. В графах 5, 6 прописываются выявленные при проведении инвентаризации расхождения с данными бухгалтерского учета с указанием суммы расхождений и кода счета бухгалтерского учета, по которому выявлены расхождения. В графе 7 называются меры, принятые учреждением по устранению выявленных расхождений.

7. При проведении проверки годовых отчетных форм могут быть выявлены нарушения не только в порядке ведения бухгалтерского учета и составления форм отчетности, но и в других сферах финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Например, при сверке сводных форм 0503737 «Отчет об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности», составленных в разрезе подведомственных муниципальных учреждений, со сводной формой 0503737, представляемой в финансово-экономическое управление администрации района в составе годовой отчетности, могут быть установлены отклонения.

Ниже приведем рабочую таблицу ревизоров, составляемую при проведении анализа отчетных форм.

Сравнительная таблица сводных форм 0503737

тыс. руб.

При сверке данных плана финансово-хозяйственной деятельности с отчетом (ф. 0503737) в разрезе статей расходов могут быть выявлены отклонения, образовавшиеся по причине невнесения в план финансово-хозяйственной деятельности изменений. Согласно нормам п. 19 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н, в целях внесения изменений в план финансово-хозяйсвенной деятельности составляется новый план, показатели которого не должны вступать в противоречие в части кассовых операций по выплатам, проведенным до внесения в него изменений.

Показатели плана финансово-хозяйственной деятельности и отчета (ф. 0503737) могут соответствовать друг другу, но дальнейший анализ может выявить изменение объема субсидий на финансовое обеспечение задания учредителя без внесения в него изменений. В частности, результаты одной из проверок показали, что первоначально решением о бюджете на 2013 год объем субсидии на оказание такой муниципальной услуги, как организация досуга и обеспечение жителей поселения услугами организации культуры, составил 4 616,5 тыс. руб., по библиотечному, информационному и справочному обслуживанию населения – 1 885,1 тыс. руб., по субсидии на оказание муниципальной услуги в области физической культуры и спорта – 1 627,4 тыс. руб. В течение 2013 года объем субсидий на оказание муниципальных услуг был увеличен:

  • на организацию культурно-досуговых мероприятий – на 1 325 тыс. руб.;
  • на библиотечное обслуживание населения – на 23 тыс. руб.;
  • на оказание муниципальной услуги в области физической культуры и спорта – на 126,5 тыс. руб.

Данный факт свидетельствует о том, что в нарушение п. 6 Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания исполнительным органом местного самоуправления и муниципальными учреждениями Сылвенского сельского поселения, утвержденного Постановлением администрации поселения от 30.12.2011 № 523, изменение объема субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществлялось без внесения поправок в муниципальное задание. При внесении изменений и дополнений в решение о бюджете в части увеличения объема бюджетных ассигнований на предоставление субсидий на оказание муниципальных услуг муниципальным бюджетным и автономным учреждениям Сылвенского сельского поселения соответствующие изменения не вносятся в муниципальные задания. В администрации Сылвенского сельского поселения отсутствует правовое основание для увеличения субсидий на оказание муниципальных услуг, поскольку объемы муниципальной услуги не пересматриваются.

[1] Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

[2] Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

www.klerk.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.