Срок камеральной проверки по ндс


Минус 1 месяц

В своём письме от 13 июля 2017 года № ММВ-20-15/112 ФНС России заявила, что теперь можно более оперативно получить возмещение по налогу на добавленную стоимость.

Суть в том, что ведомство фактически уменьшило срок камеральной проверки по НДС к возмещению с 3-х месяцев (п. 2 ст. 88 НК РФ) до двух.

Но всех ли это коснётся? Оказывается, нет. Новый подход затрагивает только добросовестных плательщиков, которые работают в так называемой чистой среде.

Новые сроки камеральной проверки по возмещению НДС действуют в отношении деклараций по этому налогу:

  • которые представлены после 01 июля 2017 года;
  • за налоговые периоды с 2015 года.

Таким образом, ускоренное возмещение НДС в 2017 году действует с отчётности за II квартал 2017 года.

Можно выделить 2 очевидных плюса для плательщиков НДС в связи с сокращением срока камеральной проверки возмещаемого налога:

  1. Повышение финансовой устойчивости бизнеса.
  2. Ускорение оборачиваемости капитала организации (ИП).

Также см. «НДС с 1 июля 2017 года: обзор изменений».

Причины уменьшения срока

Выйти на меньшие сроки возмещения НДС налоговикам получилось благодаря использованию в системе АСК «НДС-2» автоматизированного контроля операций как плательщика, так и его контрагентов. В итоге это позволяет проверяющим применять риск-ориентированный подход при проведении камеральных ревизий деклараций с НДС к возмещению.

Проще говоря, налоговики заранее понимают, насколько законно возмещение НДС проверяемым плательщиком.

Условия уменьшения срока

Итак, декларация с НДС к возмещению попадает с АСК «НДС». При этом данная система присваивает фирме низкий или средний уровень налогового риска. В этом случае «камералка» может длиться меньше 3-х месяцев при наличии одного из следующих условий (этап № 1):


Условие Когда происходит оценка на соответствие условию Пояснение
1 НДС к возмещению не превышает общую сумму этого налога, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, перечисленную за 3 календарных года до даты подачи этой декларации На дату подачи декларации Механизм расчета общей суммы налогов, фактически перечисленных в бюджет в целях подп. 1 п. 2 ст. 176.1 НК РФ изложен в письме ФНС от 23.07.2010 № АС-37-2/7390
2 90% вычетов НДС от общей суммы заявленных плательщиком вычетов составляют суммы налога, предъявленные продавцами на территории РФ, которым АСК «НДС» присвоила низкий уровень налогового риска Не позднее 10 календарных дней после истечения срока сдачи деклараций (п. 5 ст. 174 НК РФ) В отношении «уточнёнок», в т. ч. за предшествующие налоговые периоды, оценка происходит не позднее 10 календарных дней с даты их подачи

Если плательщик проходит этап № 1, налоговики переходят этапу № 2. На дату истечения 2-х месяцев со дня подачи декларации компанию оценивают на одновременное (!) соответствие всем следующим критериям:


Критерий
1 Нет:

·          противоречий между информацией об операциях в декларации по НДС;
·          несоответствий данных об операциях в сданной плательщиком декларации НДС информации об этих операциях в декларации другого плательщика (расхождения).

Либо не устраненные расхождения не указывают:

·          на занижение налога к уплате;
·          на завышение налога к возмещению.

2 Нет признаков нарушений налогового законодательства, которые ведут:

·          к занижению налога к перечислению в бюджет;
·          либо к завышению его размера к возмещению.

Нет данных о получении плательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Также см. «Что понимать под необоснованной налоговой выгодой с 2017 года».

buhguru.com

Общие сведения ↑

Возмещение налога в отчетности возникает при превышении сумм вычета над начисленным налогом. Законодательством определено, в каких случаях камеральная проверка по НДС является обоснованной.

На практике подобная ситуация может возникнуть в законных ситуациях:

  1. При открытии филиала и резком увеличении товарных остатков.
  2. В случае покупки дорогостоящего оборудования.
  3. При строительстве объекта хозспособом и предъявления к вычету НДС по материалам.
  4. При осуществлении экспортных операций с «0» ставкой начислений по НДС.

Обязательная камеральная проверка декларации по НДС последует сразу после сдачи отчетности с суммами возмещения.

Налогоплательщику в лице руководителя или доверенного представителя будет вручено решение о начале проверки и требование представления перечисленных документов.

На сбор и подготовку документов отводится 10 дней, которые можно продлить в связи с уважительной причиной – временным отсутствием ответственного за учет лица или большим объемом документооборота.

При получении документов в ИФНС производится сверка по представленному плательщиком реестру.

Определение

Проверка в форме камеральной является мероприятием выборочного документального контроля.

Особенности проведения камерального контроля:

  • оценка правильности начисления проводится в отношении одного налога без сплошного контроля документооборота компании;
  • проверка не затрагивает другие периоды начисления НДС, кроме отчетного квартала;
  • в ходе представления документов не подлежат контролю другие налоги даже в случае выявления нарушений.

Налоговая инспекция не имеет право проверять один налог дважды. В последующей выездной проверке не последует контроль правильного начисления НДС в данном периоде.

Каковы функции таких проверок

Задача камеральной проверки по вопросу о возмещении НДС – подтвердить обоснованность указанного в декларации вычета. Налоговым органом проверяются все составляющие сумм начисления и вычета.

Проводимая проверка должна доказать или опровергнуть данные налогоплательщика о том, что:


  • товары, оборудование были действительно доставлены на склад и приняты на учет;
  • услуги выполнены;
  • авансовый платеж, участвующий в вычете, был оплачен;
  • в качестве партнеров не участвовали фирмы-однодневки и не присутствуют фиктивные документы входящего НДС.

Инспектором проверяется назначение материалов, товаров и работ. Полученные активы должны быть предназначены в получении дохода от предпринимательской деятельности.

Законность действий

Проведение камерального контроля осуществляется на основании ст.88 НК РФ. В ходе мероприятия соблюдаются сроки, порядок вручения налогоплательщику документов по проверке.

Документы налогоплательщиком представляются в копиях единожды, при их утере ИФНС не имеет права затребовать их повторно. Исключения составляют оригиналы, возвращенные налогоплательщику.

Как проводится камеральная проверка при возмещении НДС ↑

ИФНС запрашивает у налогоплательщика все документы, на основании которых составлены суммы декларации.

Помимо учредительных форм, инспектором проверяются:

  1. Книги покупок и книги продаж.
  2. Журнал регистрации счетов-фактур.
  3. Журнал выданных доверенностей.
  4. Первичные документы – накладные ТОРГ-12, акты, счета-фактуры, транспортные и товарно-транспортные накладные.

Инспекцией производится выемка документов, косвенно подтверждающих взаимодействие с партнерами и поставщиками товаров, работ, услуг – договора, соглашения, корешки доверенностей.

При проведении строительных работ хозспособом и с участием подрядчиков:

  1. Разрешение на проведение строительных работ.
  2. Смета на строительство.
  3. Перечень проводимых собственными силами работ и начисленная работникам заработная плата, налоги при проведении хозспособа.
  4. Контракты, допуски СРО компаний, проводимых подрядные работы.
  5. Акты, справки, накладные на материалы, счета-фактуры, ТН, ТТН.

Налоговая инспекция вправе затребовать любые документы учета за отчетный (налоговый) период поданной к возмещению декларации.

Несмотря на претензии и оспаривания в судебном порядке право представления лишних, по мнению налогоплательщика, документов суды преимущественно принимают сторону ИФНС.

Напротив, большой объем бумаг, представленных в инспекцию, может не позволить досконально изучить каждый из документов.

Игнорирование требования ИФНС о представлении документов приводит к штрафам по ст.126 НК РФ за каждый непредставленный документ.

Сколько длится проверка (сроки)

Время, отведенное на проведение проверки, составляет 3 месяца с момента подачи налогоплательщиком декларации по НДС.

Срок может быть продлен:

  • в случае наличия консолидированных групп (до 2-х месяцев дополнительно);
  • при необходимости приостановления процедуры контроля для проведения дополнительных мероприятий.

При подаче налогоплательщиком уточненной декларации в ходе проведения проверки подсчет срока ведется заново.

Проверяемая организация обязана в течение 5-ти дней с момента подачи уточненных данных представить пояснения в письменном виде.

В документе указываются конкретные данные, повлиявшие на корректировку. При необходимости плательщиком представляются измененные документы для проверки.

Порядок проведения процедуры контроля определен ст.88 НК РФ. Налогоплательщик имеет право на получение и распоряжение средствами только после проведения проверки.

В интересах плательщика НДС не препятствовать проведению контроля, а помогать разъяснениями, представлением дополнительных документов, позволяющих определить законность вычета.

Как происходит сама процедура

Налогоплательщик по получении требования производит подготовку запрашиваемых документов и доставку их в ИФНС.

Документы, представляемые налогоплательщиком, оформляются в форме копий. Все бумаги должны быть заверены руководителем, чья подпись удостоверяется печатью.

Копии должны быть сопровождены штампом с надписью «копия верна» (допускается ручная форма надписи).


Документы должны иметь опись и сопроводительное письмо. Инспектор имеет право затребовать оригиналы документов для сличения. Представленные в Инспекцию копии не возвращаются налогоплательщику.

Документы сохраняются для подтверждения принятого по проверке решения, а также проведения мероприятий контроля работы налогового инспектора вышестоящим органом.

Инспектор имеет право:

  • проверять документы, связанные с начислением НДС;
  • опрашивать свидетелей;
  • проводить дополнительные мероприятия контроля;
  • осматривать место нахождения товара, объекта недвижимого или движимого имущества.

В ходе ведения процедуры налоговый инспектор, ведущий проверку, имеет право допрашивать свидетелей, в том числе руководителя и главного бухгалтера (ст.90 НК РФ).

Видео: камеральная проверка по НДС

Опрос сопровождается составлением протокола с внесением сведений, полученных от лица или ряда лиц. Предварительно свидетели уведомляются об ответственности за дачу ложных показаний под подпись.

При проверке в большинстве случаев производится выезд инспектора на место хранения активов:

  1. При включении в состав вычета товаров, не полностью использованных, проверке подлежат складские запасы.
  2. В случае приобретения оборудования, автотранспортного средства производится осмотр самого основного средства.
  3. При возведении объекта капитального строительства осмотр направлен на изучение объекта и его визуальную оценку.

При возникновении сомнений в стоимости объекта может быть назначена экспертиза (ст.95 НК РФ).

Налогоплательщик имеет право на отвод лица, присутствие при проведении экспертизы, ознакомление с материалами заключения.

При проверке декларации по НДС экспорта Инспекцией подвергаются контролю налогооблагаемая база для применения льготы и проводится сверки с ресурсами баз смежных органов таможенного контроля.

Составление акта камеральной проверки

По результатам проведения проверки составляется акт, срок составления которого – 10 дней с момента окончания проверки.

После согласования и подписи начальником Инспекции акт вручается налогоплательщику в течение 5-ти дней.

В материалах акта указывается предмет проверки, сроки проведения, перечень проверяемых документов, описание мероприятий дополнительного контроля и вывод по проверке.

В случае предъявления плательщиком уточненной декларации по НДС к уплате в ходе проведения проверки ИФНС выносит решение об отказе в возмещении налога. Вся процедура проверки соблюдается согласно регламента.


Если имеются возражения на акт (образец)

Налогоплательщик может не согласиться с выводами по проверке.

Законодательством в ст.100 НК РФ налогоплательщику предоставлена возможность подать возражения по акту проверки.

В установленный законом срок, не позднее 15 дней с момента получения документа, лицо имеет право подать возражения в письменном виде с пояснениями фактов несогласия или представлением документов, подтверждающих возражения.

Документ необходимо зарегистрировать в установленном порядке и сопроводить подтверждением указанных фактов.

Отказ возмещения налога ↑

При определении ошибок, нестыковок документов декларации по возмещению НДС налоговым органом оформляется отказ в получении сумм.

Какие могут быть причины

Причин отказа органа контроля в получении из бюджета сумм НДС может быть несколько.

Инспектором может быть обнаружены:

  • ошибки арифметического характера;
  • нестыковки сумм счет-фактур книги покупок налогоплательщика и поставщика, выявленных при встречной проверке;
  • отсутствия основания для вычета по товарам, работам или услугам, не предназначенным для деятельности предприятия, облагаемого налогом;
  • превышение срока давности по предъявленным к вычету документам (например, при ведении строительства).

При выявлении нарушений или некорректных данных налогоплательщик обязан в течение 5-ти дней подать пояснения по выявленным расхождениям.

По результатам проверки налогоплательщику вручается требование о представлении объяснений.

Можно ли обжаловать?

Законодательством предоставляется право налогоплательщика на обжалование действий инспектора при проверке и вынесенного решения.

Согласно ст.101 НК РФ любое неправомочное действие должностного лица может явиться поводом для отмены налогового решения.

Отмена решения производится вышестоящим органом или в порядке судебного производства. Налогоплательщик может обжаловать отказ в возмещении НДС в полном объеме или его части.

Видео: камеральная проверка декларации по НДС: подтверждаем правомерность вычета

Возмещение НДС из бюджета не производится в упрощенном варианте. Налогоплательщик должен подтвердить каждую цифру и основание для применения вычета.

Получение средств возможно только при качественном учете в организации или ИП на общей системе налогообложения.

Документы должны быть выверены на этапе их поступления в компанию. Отсутствие ошибок и грамотный учет позволяет налогоплательщику уверенно пройти камеральную проверку.

buhonline24.ru

Сроки проведения камеральной налоговой проверки

Согласно п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

В Письме от 13.04.2007 N 03-02-07/2-69 финансисты уточнили, что исчисление срока проведения камеральной налоговой проверки начинается со дня, когда выполнены одновременно два условия: в налоговый орган представлены налоговая декларация (расчет) и последний из документов, прилагаемых к ней.

Обратите внимание: нарушение установленного трехмесячного срока проведения камеральной проверки влечет признание решения налогового органа о привлечении к ответственности недействительным.

Порядок истребования налоговыми органами документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов по НДС

Налоговый орган в ходе камеральной налоговой проверки вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика пояснения и документы в случаях, предусмотренных ст. 88 НК РФ.

При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право данных налогоплательщиков на эти налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ).

Как уже было отмечено выше, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов. Какие это документы?

Статьей 93.1 НК РФ должностному лицу налогового органа предоставлено право в случаях, предусмотренных п. п. 1 и 2 указанной статьи, истребовать документы (информацию) у контрагента или иных лиц, располагающих этими документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). Предусмотренное указанной статьей истребование налоговым органом документов является одним из мероприятий налогового контроля.

Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@, изданным в соответствии с п. 7 ст. 93.1 НК РФ, утвержден Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (далее — Порядок).

Статья 93.1 НК РФ и Порядок не содержат конкретного перечня истребуемых налоговыми органами документов у контрагента или иных лиц, располагающих этими документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), а также документов о сделках. К таковым относятся документы, содержащие необходимую для целей налогового контроля информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика, а также информацию относительно конкретной сделки.

При этом согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании:

  • счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
  • документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами;
  • иных документов в случаях, предусмотренных п. п. 3, 6 — 8 ст. 171 НК РФ.

Как видим, ст. 172 НК РФ не предусматривает конкретного и закрытого перечня документов, обосновывающих вычеты. Поэтому налоговые органы имеют возможность истребовать при проведении камеральной проверки широкий и неопределенный круг документов, которые обосновывают вычеты по НДС, в том числе и первичные учетные документы. Такое право налоговых органов подтвердили и арбитражные судьи в Постановлении ВАС РФ от 23.05.2006 N 14766/05.

Особое внимание при камеральных проверках уделяют декларациям, в которых заявлено возмещение НДС по налоговой ставке 0%, производимой налогоплательщиками в соответствии с положениями ст. 164 НК РФ. Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0% определяется ст. 165 НК РФ. Данной статьей предусмотрено представление в налоговый орган документов, которые необходимы для подтверждения обоснованности применения данной налоговой ставки (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов.

В Письме Минфина России от 02.05.2007 N 03-02-07/1-209 указано, что налоговые органы имеют возможность истребовать документы, которые обосновывают вычеты по НДС, в том числе и регистры налогового и бухгалтерского учета.

Обратите внимание: налоговое законодательство не содержит определения первичных документов. В силу ст. 11 НК РФ следует обратиться к определению, которое дается в ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", где первичные документы определены как оправдательные (договоры, акты, накладные, ведомости, спецификации, платежно-расчетные документы и др.), которыми должны оформляться все хозяйственные операции. Следовательно, информация, необходимая налоговым инспекторам при проверке правильности исчисления НДС и применения индивидуальным предпринимателем вычетов, содержится не только в счетах-фактурах, но и в первичной документации. При отсутствии таких документов налоговая инспекция не имеет возможности проверить как обоснованность вычетов, так и правильность определения предпринимателем налоговой базы по НДС. Контролирующие органы могут затребовать:

  • договор аренды помещения (или документ, подтверждающий право собственности на помещение);
  • подробные оборотно-сальдовые ведомости (по счетам 60 и 62 с расшифровкой контрагентов);
  • документы (товарные накладные и др.), подтверждающие постановку на учет ТМЦ и основных средств (информация по счетам 10, 41, 01, 07);
  • объяснительную записку с подробным описанием товарного потока, которая включает информацию об основных поставщиках, грузоотправителях, месте хранения товаров и материалов, основных покупателях;
  • счета-фактуры (или по крупным суммам, или все, или по суммам, подлежащим к вычету);
  • книги покупок;
  • книгу продаж;
  • анализ счетов 68, 62, 90, 60;
  • акты по оказанным услугам (например, экспедиционно-транспортным).

В налоговую инспекцию представляются не сами документы, а их копии. Все документы должны быть пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью предприятия с указанием даты представления, а также подписаны директором и бухгалтером. Кроме того, составляется опись представляемых документов в двух экземплярах: один из них передается в инспекцию, а на втором налоговый инспектор делает отметку о приеме документов с датой и росписью и передает налогоплательщику.

В соответствии с п. п. 3 и 4 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).

Обратите внимание: в случае отказа проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении камеральной налоговой проверки документов или непредставления их в установленные сроки контролирующие органы вправе применить налоговые санкции в соответствии со ст. 126 НК РФ. Указанной статьей установлена ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. При этом п. 1 ст. 126 НК РФ распространяется только на налогоплательщиков и налоговых агентов, а ответственность по п. 2 наступает в случае, если сведения не представлены по запросу налогового органа, а не по прямому указанию в Налоговом кодексе.

Всегда ли следует представлять дополнительные сведения?

В п. 7 ст. 88 НК РФ, действующем в редакции Федерального закона N 137-ФЗ, установлено, что налоговый орган не вправе требовать дополнительные сведения и документы, за исключением тех случаев, когда документы должны представляться вместе с налоговой декларацией по правилам налогового законодательства. Вместе с тем налоговый орган вправе требовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов по НДС.

В каких случаях контролирующие органы могут истребовать данные документы? Существуют две точки зрения:

  • при проведении камеральной проверки налоговые органы вправе требовать документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, лишь тогда, когда налогоплательщик представляет налоговую декларацию по НДС с суммой налога к возмещению;
  • налоговые органы вправе требовать документы, подтверждающие правомерность вычета НДС, в любых случаях, когда в декларации заявлены вычеты: как при представлении налогоплательщиком декларации с суммой налога к возмещению, так и при представлении декларации с суммой налога к уплате.

Первая точка зрения основана на том, что в абз. 1 п. 8 ст. 88 НК РФ установлено: при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных п. 8 ст. 88 НК РФ. При этом в абз. 2 п. 8 ст. 88 НК РФ говорится, что налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.

Таким образом, в п. 8 ст. 88 НК РФ установлены особенности истребования документов при камеральной проверке декларации с суммой НДС к возмещению. Для этого в абз. 2 п. 8 ст. 88 НК РФ уточняется, что при проведении таких проверок могут истребоваться документы, подтверждающие вычеты. В остальных случаях (при представлении налоговой декларации по НДС с суммой налога к уплате) документы, подтверждающие вычеты, у налогоплательщика истребоваться не должны.

Другая позиция базируется на том, что абз. 2 п. 8 ст. 88 НК РФ, устанавливающий право налоговых органов истребовать документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, является самостоятельной правовой нормой — в названном абзаце не ограничены случаи его применения. Тот факт, что в абз. 1 п. 8 ст. 88 НК РФ есть ссылка на абз. 2 этого пункта, означает только то, что при камеральной проверке налоговой декларации с суммой налога к возмещению налоговый орган вправе потребовать представить указанные документы. Однако это не говорит о том, что в иных случаях при камеральной проверке налоговой декларации с суммой налога к уплате истребовать документы, подтверждающие правомерность вычетов, нельзя: налоговый орган имеет на это право согласно абз. 2 п. 8 ст. 88 НК РФ, а абз. 1 п. 8 ст. 88 НК РФ это право не ограничивает.

Официальные разъяснения со стороны финансового ведомства по данному вопросу пока отсутствуют.

Право на вычет по НДС

Согласно нормам, прописанным в ст. ст. 171 — 172 НК РФ, для того чтобы воспользоваться правом на вычеты по НДС, налогоплательщику необходимо соблюсти три основных условия:

  • наличие счета-фактуры, оформленного в соответствии со ст. 169 НК РФ;
  • приобретенные товары (работы, услуги) приняты к учету и оформлены соответствующими первичными документами;
  • товары (работы, услуги) предназначены для осуществления операций, подлежащих обложению НДС.

Что может послужить причиной отказа в вычете по НДС?

Самой распространенной причиной отказа в налоговом вычете являются недочеты в оформлении счетов-фактур.

При неверном заполнении обязательных реквизитов счета-фактуры, указанных в п. п. 5 — 6 ст. 169 НК РФ, доказать правомерность применения вычета по НДС практически невозможно. Вывод о том, что недостоверные сведения в счете-фактуре не позволяют получить вычеты по НДС, содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.10.2005 N 4047/05, которым руководствуются арбитражные суды при принятии решений. Поэтому лучший способ оградить себя от неблагоприятных последствий — тщательно проверять счета-фактуры при получении их от продавца и в случае обнаружения неточностей или нарушения порядка заполнения своевременно настаивать на внесении исправлений.

Какие претензии к счетам-фактурам чаще всего встречаются на практике? Всегда ли правы контролирующие органы?

Обязательный реквизит — номер счета-фактуры. Законодательством не установлены конкретные правила нумерации счетов-фактур, и налогоплательщики могут сами установить порядок их нумерации. Однако счета-фактуры, не содержащие обязательного реквизита, не могут являться основанием для принятия сумм НДС к вычету. С этим согласны и арбитражные судьи (например, Постановление ФАС ПО от 21.07.2005 N А65-22072/2004-СА1-7).

Наименование, адрес, ИНН налогоплательщика и покупателя. Недостоверное указание названных реквизитов часто становится причиной для отказа в применении налогового вычета.

Здесь на помощь налогоплательщикам приходят арбитры. Так, в Постановлении ФАС МО от 07.05.2007 N КА-А41/3396-07 судьи указали следующее. Местонахождение организации, определяемое в соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ местом его государственной регистрации, может не совпадать с фактическим адресом юридического лица. Ссылка инспекции на Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, согласно которому в счете-фактуре указывается местонахождение покупателя в соответствии с учредительными документами, является несостоятельной с учетом большей юридической силы НК РФ, ст. 169 которого не предусматривает обязательного указания в счетах-фактурах места государственной регистрации налогоплательщика, а также с учетом отсутствия у федеральных органов исполнительной власти полномочия изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (п. 2 ст. 4 НК РФ).

В Постановлении ФАС СЗО от 06.04.2007 N А56-60702/2005 отмечено, что, поскольку при оказании услуг отсутствует такое понятие, как "грузоотправитель", незаполнение в счете-фактуре граф о наименовании и адресе грузоотправителя в этом случае не может быть основанием для отказа в принятии НДС к вычету.

Однако есть решения и в пользу контролирующих органов. В Постановлении от 10.05.2007 N А19-20956/06-50-Ф02-2309/07 ФАС ВСО пришел к выводу, что, поскольку в соответствии с Составом показателей счета-фактуры Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость адрес покупателя указывается как его место нахождения в соответствии с учредительными документами, а в счетах-фактурах был указан адрес грузоотправителя, не соответствующий адресу его государственной регистрации, такие счета-фактуры не соответствуют требованиям п. 5 ст. 169 НК РФ и не могут быть основанием для принятия НДС к вычету.

Указание в счете-фактуре кода причины постановки на учет (КПП). В Письме УМНС по г. Москве от 30.03.2004 N 24-11/21675 изложена следующая позиция контролирующих органов: счет-фактура, в котором не указаны КПП покупателя и продавца, не может являться основанием для принятия сумм НДС к вычету или возмещению.

Номера платежно-расчетного документа. Указание данного реквизита счета-фактуры необходимо только в том случае, если расчет с поставщиком произошел до дня отгрузки. И в данной ситуации судьи поддержали налогоплательщиков (Постановление ФАС ВСО от 05.12.2006 N А19-13152/06-43-Ф02-6083/06-С1).

Наименование поставляемых товаров, выполненных работ и оказанных услуг. Заполнение этих данных необходимо для того, чтобы непосредственно из счета-фактуры без дополнительных документов было видно, какой товар приобретался, какие работы выполнялись либо какие услуги оказывались. Несоблюдение этого требования может повлечь отказ налоговой инспекции в вычете НДС.

Арбитры по этому вопросу заняли противоречивую позицию. Часть решений направлено в пользу налоговых органов (Постановления ФАС ВСО от 11.07.2006 N А74-3953/05-Ф02-3313/06-С1 по делу N А74-3953/05, ФАС СКО от 08.08.2005 N Ф08-3551/2005-1426А).

Однако есть и решения в защиту налогоплательщиков: судьи допускают, что в данной графе возможно указание номера договора, приложения, акта об оказании услуг или выполнении работ (Постановления ФАС МО от 16.11.2006, 17.11.2006 N КА-А40/11227-06, ФАС СЗО от 17.05.2006 N А42-200/2005). В Постановлении от 10.04.2007 N КА-А40/2357-07 ФАС МО указал, что ни ст. 169 НК РФ, ни Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 не устанавливают ограничения на использование в графе "Наименование товара" счета-фактуры иностранных слов, а также фирменных наименований товаров. А в Постановлении ФАС СКО от 20.03.2007 N Ф08-1241/2007-523А судьи за налогоплательщиком признали, что описание в счете-фактуре оказанных налогоплательщику услуг в виде обобщающего наименования комплекса услуг как консультационных не противоречит требованиям п. 5 ст. 169 НК РФ.

Количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг) исходя из принятых по нему единиц измерения и цена (тариф) за единицу измерения по договору (контракту) без учета налога (в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога). Не заполняются данные реквизиты при оказании услуг и выполнении работ, так как невозможно указать единицу измерения и цену за единицу (Постановления ФАС ВСО от 31.10.2006 N А19-14680/06-33-Ф02-5668/06-С1, ФАС СЗО от 12.11.2004 N А44-2429/04-С14).

Подписи на счете-фактуре. Счет-фактура должен быть подписан руководителем предприятия и главным бухгалтером либо иным уполномоченным лицом. В случае подписания счетов-фактур уполномоченным лицом необходимо иметь соответствующий распорядительный документ. Это может быть приказ директора предприятия, в котором назначается лицо, уполномоченное подписывать счета-фактуры. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем в нем указываются реквизиты свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.

Если налоговым инспекторам удастся доказать, что подпись в счете-фактуре выполнена неуполномоченными лицами, то вычет по НДС получить не удастся.

По мнению Минфина, изложенному в Письме от 05.04.2004 N 04-03-11/54, счета-фактуры должны иметь расшифровки. Однако п. 6 ст. 169 НК РФ не содержит обязательного требования о расшифровке подписи. Поэтому суды обычно встают на сторону налогоплательщиков (Постановления ФАС ДО от 14.02.2007 N Ф03-А73/06-2/5430, ФАС УО от 07.02.2007 N Ф09-252/07-С2, ФАС ЗСО от 28.06.2004 N Ф04/3559-112/45-2004).

Возможно ли подписание счетов-фактур с помощью факсимильной подписи? Контролирующие органы в Письмах Минфина России от 26.10.2005 N 03-01-10/8-404 и ФНС России от 14.02.2005 N 03-1-03/210/11 высказали мнение, что налоговым законодательством не предусмотрено использование факсимильной подписи. В этом их поддерживают и арбитражные суды (Постановления ФАС ПО от 29.05.2006 N А57-19161/05-7, ФАС ЗСО от 05.05.2006 N Ф04-2137/2006(21890-А75-33)).

Если обязанности директора и главного бухгалтера исполняет одно и то же лицо, наличие в счетах-фактурах подписи руководителя и ее расшифровки не требует обязательного ее указания в строке "Главный бухгалтер" — к такому выводу пришли арбитражные судьи в Постановлениях ФАС УО от 21.06.2007 N Ф09-4791/07-С2, ФАС ВСО от 05.06.2007 N А33-15581/06-Ф02-2626/07.

Счет-фактура с ошибкой. Ошибки, допущенные при оформлении счета-фактуры, можно исправить. В Письмах Минфина России от 27.07.2006 N 03-04-09/14 и ФНС России от 06.09.2006 N ММ-6-03/896@ даны разъяснения, что применение налоговых вычетов в случае исправления в счете-фактуре ошибок (нарушений) и, соответственно, регистрация в Книге покупок исправленных счетов-фактур производятся в том налоговом периоде, в котором получен исправленный счет-фактура.

А если ошибки в счете-фактуре выявили налоговые инспекторы при проверке? В этом случае налогоплательщик также вправе исправить дефекты и представить проверяющим исправленный вариант счета-фактуры. Так, в Постановлении от 16.08.2006 N Ф04-5071/2006(25337-А67-41) судьи ФАС ЗСО указали, что факт представления вновь оформленных счетов-фактур до вынесения налоговым органом решения не может являться основанием для отказа в применении налоговых вычетов. В целом по данному вопросу сложилась арбитражная практика в пользу налогоплательщиков: исправленный счет-фактура, представленный в налоговый орган до вынесения решения, может подтверждать право на вычет (Постановления ФАС ЗСО от 22.11.2006 N Ф04-7821/2006(28693-А27-31), Ф04-7821/2006(28695-А27-31) по делу N А27-24773/2005-6, ФАС МО от 04.12.2006 N КА-А40/11796-06 по делу N А40-16507/06-129-127, ФАС ПО от 03.11.2006 N А12-3416/06-с36, ФАС СЗО от 18.12.2006 N А66-5482/2006, ФАС УО от 25.01.2007 N Ф09-12222/06-С2 по делу N А76-8722/06, ФАС ЦО от 15.12.2006 N А35-8400/05-С18).

В Постановлениях ФАС ВСО от 22.03.2007 N А19-14026/06-44-Ф02-1384/07, ФАС ЦО от 18.01.2007 N А64-1801/06-13 судьи пришли к заключению: независимо от того, когда внесены исправления в счет-фактуру, налог на добавленную стоимость учитывается в целях исчисления налога в том периоде, к которому имеет отношение.

Обратите внимание: исправление ошибки означает внесение исправлений в существующий документ, а не создание нового документа. Исправление ошибок должно быть правильно оформлено: с указанием даты и подписей уполномоченных лиц.

При проверке выявлены ошибки: что делать?

Если в ходе камеральной налоговой проверки проверяющими выявлены ошибки в налоговой декларации и противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлено несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налоговый кодекс не лишает налогоплательщика права на применение налоговых вычетов и возмещение НДС после устранения нарушений, допущенных поставщиками при составлении и выставлении счетов-фактур на приобретенные покупателем товары (работы, услуги).

В п. 4 ст. 88 НК РФ за налогоплательщиком, представляющим в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации, закреплено право дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и бухгалтерского учета, а также другие документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

Обратите внимание: если налоговая инспекция не уведомила налогоплательщика о недостатках, выявленных в счете-фактуре, то она лишила его возможности реализовать свои права по исправлению допущенных ошибок. В этом случае суды разрешают представлять исправленные либо обновленные счета-фактуры непосредственно в судебном заседании при рассмотрении спора (Постановление ФАС ВВО от 14.09.2006 N А39-1842/2006-88/11).

Составление акта налоговой проверки

В соответствии с п. 3 ст. 176, п. 5 ст. 88 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки. Оформление результатов налоговой проверки осуществляется в соответствии со ст. 100 НК РФ.

В абз. 2 п. 1 названной статьи указано, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При этом в акте налоговой проверки указываются:

  • дата акта налоговой проверки. Под ней понимается дата подписания акта лицами, проводившими проверку;
  • полное и сокращенное наименования либо Ф.И.О. проверяемого лица. В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;
  • Ф.И.О. проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;
  • дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);
  • дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);
  • перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;
  • период, за который проведена проверка;
  • наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
  • даты начала и окончания налоговой проверки;
  • адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;
  • сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;
  • документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;
  • выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса, в случае если предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки (п. 2 ст. 100 НК РФ).

Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку либо передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, который направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день с даты отправки заказного письма.

Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со ст. 101 НК РФ.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Одновременно с этим решением выносится решение о возмещении (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, или решение об отказе в ее возмещении.

О правилах возмещения НДС из бюджета

По правилам, установленным в п. 2 ст. 176 НК РФ, срок возмещения налога исчисляется с момента окончания проведения камеральной проверки. Если в ходе ее проведения нарушения не выявлены, налоговый орган в течение семи рабочих дней должен вынести решение о возмещении НДС (полностью или частично).

В п. 4 ст. 176 НК РФ указано, что при наличии у налогоплательщика недоимки по федеральным налогам, задолженности по пеням и штрафам налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет их погашения. Сумма налога перечисляется на указанный в заявлении налогоплательщика банковский счет (п. 6 ст. 176 НК РФ).

Не позднее следующего дня после принятия решения о возврате сумм налога налоговый орган должен будет направить в орган Федерального казначейства соответствующее поручение. Согласно п. 8 ст. 176 НК РФ поручение подлежит исполнению территориальным органом Федерального казначейства в течение пяти дней со дня его получения. Установлено также, что за несвоевременный возврат суммы налога подлежат начислению проценты начиная с 12-го дня после окончания камеральной налоговой проверки (п. 10 ст. 176 НК РФ).

Если налогоплательщик не согласен с результатами проверки

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ налогоплательщики вправе в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки представить в налоговую инспекцию возражения в целом по акту или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик может приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Порядок обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения установлен ст. 101.2 НК РФ. Согласно п. 1 названной статьи порядок, сроки рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом и принятие решения по ней определяются в порядке, предусмотренном ст. ст. 139 — 141 НК РФ.

Можно ли привлечь налогоплательщика к ответственности в случае, если нарушение не привело к занижению суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет?

В ст. 122 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность в виде наложения штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора) в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия).

При этом в соответствии с позицией ВАС РФ, изложенной в п. 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5, при применении ответственности по ст. 122 НК РФ судам необходимо исходить из того, что "неуплата или неполная уплата сумм налога" означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия).

Следовательно, в ситуации, когда не произошло занижения суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, не возникает события налогового правонарушения и отсутствует сам состав правонарушения, установленного в ст. 122 НК РФ (ст. 109 НК РФ). Иными словами, если ошибки при заполнении декларации не привели к занижению налоговой базы и налога, подлежащего уплате в бюджет, то ст. 122 НК РФ не применяется.

С.Е.Нестеров

Эксперт журнала

"Налоговая проверка"

Контроль операций, связанных с арендой недвижимого имущества: на что обратит внимание проверяющий?
 
Упрощенная система налогообложения в автономных учреждениях

wiseeconomist.ru

Суть проверки

Камеральная проверка — это один из видов налогового контроля и, наряду с выездной проверкой, непосредственная и эффективнейшая возможность ФНС контактировать с налогоплательщиком и его деятельностью.

Правовой источник камеральной проверки — статья 88 НК РФ.

Отличие этой формы контроля от выездной в:Документы для камеральной налоговой проверки

  • постоянстве — камеральная проверка проводится сплошным методом, т. е. анализу подвергается каждая поступившая в инспекцию декларация;
  • месте работы — инспекторы занимаются исследованием на территории инспекции;
  • основаниях — не требуется каких-либо специальных причин для проведения и издания решения начальника инспекции, как и оповещения налогоплательщика о начале проверки (если в итоге инспектор не выявит нарушения, субъекту не направляется результат, так как он даже не оформляется);
  • объекте — проверяются только документы.

Если инспектор обнаруживает ошибки, он просит представителя декларации дать пояснения и внести корректировки в документ дистанционно. В редких случаях налогоплательщика вызывают в здание инспекции.

Однако, несмотря на общие правила, инспектор вправе провести осмотр помещений заявителя — это право введено с 1 января 2015 года.

Что представляет проверка по НДС

Предметом контроля по НДС является декларация.

Последняя форма декларации определена в Приказе ФНС России №ММВ-7-3/558@.

В новом бланке добавлены разделы, в которых требуется обозначить сведения из журнала счетов-фактур и книг продаж и покупок. Такие изменения в порядке заполнения дали налоговым инспекторам возможность сверять суммы по товарам и услугам между контрагентами — покупателями и продавцами. Такая сверка позволяет находить несоответствия и неправомерное заявление на вычеты.

В 2018 году декларация сдается только в электронном виде. Подача декларации в бумажной форме ведет к наложению штрафной санкции — не только за нарушения способа представления. В 2014 году были приняты положения, согласно которым такая декларация не признается поданной, а значит, имеет место нарушение в виде непредставления декларации — дополнительный штраф. Также просрочка подачи декларации на 10 дней после последнего дня для представления может повлечь замораживание счетов и электронных денег налогоплательщика.

В целях налогового контроля используются «Контрольные соотношения декларации по НДС», приведенные в Письме ФНС России 2015 года. Эти соотношения разрабатывало структурное подразделение ФНС — Управление налогообложением.

Пример

  1. Контрольное соотношение: сумма строки 200 раздела 9 = сумме строки 260 раздела 9.
  2. Нарушение: статьи 153 и 173 НК РФ, пункт 8 раздела 2 приложения 5 Постановления №1137.
  3. Название нарушения: потенциальное занижение суммы налога к уплате.

Действия проверяющего в этом случае следующие:

  1. В случае обнаружения в процессе камеральной проверки ошибок в декларации или расчете по НДС либо несоответствия данных, указанных в поданных документах либо документах, имеющихся у налоговой инспекции, либо противоречия в отчетности, необходимо сообщить налогоплательщику об этом и потребовать предоставления пояснений в течение 5 дней либо внесения корректировок.
  2. Если строка 050 раздела 1 декларации заполнена, необходимо отправить налогоплательщику требование о предоставлении документов, удостоверяющих основания применения вычетов по НДС согласно статье 172 НК РФ.
  3. В случае выявления нарушения налогового законодательства необходимо сформировать акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 НК РФ.

Таким образом, детальному контролю подвергается каждое указанное лицом значение.

Среди частых ошибок в заполнении декларации:Этапы налоговой проверки

  • неправильные коды видов операций — с июля 2016 года вступили в силу новые коды;
  • неполный вычет НДС по счет-фактуре — требуется предъявление полных сумм товаров, работ, услуг;
  • неправильные реквизиты счет-фактуры — счета-фактуры покупателей и продавцов должны быть идентичны во всем, иначе программное обеспечение налогового органа отменит несоответствие;
  • возвращение товара;
  • исправления в журнале счетов-фактур.

Сроки и период

Плательщики НДС отчитываются о своем хозяйствовании по завершении каждого налогового периода, которым признан квартал.

С началом 2015 года этим лицам позволено подавать декларацию на 5 дней позже, чем было прежде. Теперь декларация подается каждое 25 число месяца, идущего после квартала — 25 апреля, 25 июля, 25 октября и 25 января соответственно.

Со дня приема документа отдел камеральных проверок в срок до трех месяцев осуществляет проверку заявления — статья 88 НК РФ.

3 месяца — это предельный период для контроля. Он может быть и сокращен в некоторых случаях, как разъяснил Минфин в Письме №03-07-14/37233 в 2016 году. Минфин указал, что камеральная проверка может быть завершена досрочно, если подана декларация на возмещение НДС и налоговая инспекция не имеет по ней вопросов к налогоплательщику.

Обнаружение ошибок

Статья 88 НК РФ указывает, что выявление противоречий, несоответствий и ошибок в декларации и прочих документах по проверяемому налоговому периоду влечет следующие действия проверяющего инспектора:

  • направление субъекту хозяйствования требования дать пояснения (например, дополнительные документы);
  • направление субъекту хозяйствования требования внести изменения.

Развитие технологий ведет к уменьшению живых контактов между сторонами налоговых отношений для удобства. Поэтому требования высылаются налогоплательщику электронно.

Плательщик НДС обязан наладить телекоммуникационную связь с налоговым органом. Для этого ему требуется получить электронную подпись, заключить договор с оператором электронного документооборота либо пользоваться сервисом «Личный кабинет» на сайте ФНС.

В ответ на полученное электронное требование лицо обязательно высылает отчет о получении документа — квитанцию, не позднее 6 дней с даты отправки инспекцией требования. Нарушение срока также угрожает налогоплательщику блокированием банковских счетов и онлайн-кошельков.

Внесение поправок подразумевает подачу декларации повторно — уточненной, с номером корректировки 1, 2 и т.д.

Истребование документов

Раньше список обстоятельств, когда налоговая инспекция требовала для проверки первичные документы, счета-фактуры и иные отчеты, касающиеся НДС, был узко ограниченный. В 2015 году ФНС получила более широкие возможности для истребования.

Новые основания для этого:

  • несоответствие между сведениями по одной и той же операции, сообщенными двумя налогоплательщиками;
  • несоответствие данных декларации в счетах-фактурах;
  • противоречия в декларации.

Проверка территории

Важнейшим новшеством порядка камеральных проверок является введенное с 2015 года полномочие осматривать территорию хозяйствования, помещения налогоплательщика, его имущества и территории контрагентов. Регламентация этого процесса приведена в статье 92 НК РФ.

Камеральная проверка перестала крепиться исключительно к зданию налогового органа.какие органы осуществляют камеральную налоговую проверку

Статья 88 НК РФ перечисляет обстоятельства, при которых допускается осмотр:

  • ошибки, несоответствия и противоречия в отчетности, за которыми, возможно, скрывается попытка незаконного уменьшения налоговой базы;
  • в декларации заявлено возмещение НДС.

Для осмотра проверяющий инспектор формирует постановление, содержащее:

  • обоснование, мотивацию;
  • подпись начальника инспекции либо его заместителя.

Для непосредственного начала осмотра инспекторы проверяющей группы обязаны предъявить служебные удостоверения и постановление.

Дополнительные действия

Проверяющий инспектор имеет право и на другие контрольные мероприятия:

  • допрос свидетелей;
  • проведение экспертизы;
  • привлечение переводчиков, специалистов.

Налоговый мониторинг

Еще одним новшеством последних лет является форма налогового контроля в виде мониторинга, введенная тоже в 2015 году.

Этому контролю подвергаются, как и налоговым проверкам, правильность исчисления и своевременность перечисления налогов в государственную казну. К этим налогам относится и НДС.

Суть мониторинга — проверка документов организации в электронном режиме по добровольному заявлению.

Во время налогового мониторинга по данному предмету не могут производиться другие проверки — как камеральные, так и выездные. Исключения:

  • подача декларации с возмещением НДС;
  • подача уточненной декларации с меньшей суммой налога к уплате;
  • выявление нарушения налогового законодательства в процессе мониторинга.

Организации сами направляют документацию для контроля. Этим правом наделены только лица, имеющие большие обороты бизнеса: не меньше 3 миллиарда рублей доходов, 3 миллиарда рублей стоимости активов, общая сумма уплачиваемых налогов не меньше 300 миллионов рублей.

Результаты камеральной проверки

Результаты камеральной налоговой проверкиЕсли инспекция не находит нарушения в расчете и уплате НДС, то проверка автоматически закрывается. По ее итогам не составляются какие-либо акты.

В случае выявления нарушений инспектор формирует акт камеральной проверки до истечения 10 дней со дня завершения проверки и направляет субъекту контроля не позднее 5 рабочих дней с даты его составления.

Лицо — ИП или организация — знакомятся с содержанием акта и вправе представить возражения по его положениям на протяжении месяца со дня получения.

По прохождении этого срока начальник инспекции в течение 10 рабочих дней организует рассмотрение деталей проведенной проверки, представленных возражений. Обязательно осведомление заинтересованного лица о дне и месте проведения рассмотрения, так как налогоплательщик вправе присутствовать при этом. По результатам изучения начальник принимает решения о привлечении плательщика НДС к ответственности либо отказе в привлечении к ответственности.

Обычно возврат налога производится после камеральной проверки.

Приняты 3 варианта возврата:

  • зачет для погашения имеющихся у лица недоимки, пени, штрафов — по всем федеральным налогам и сборам;
  • учет для будущих налоговых сумм;
  • перечисление средств на счет налогоплательщика.

Статья 176 НК РФ в пункте 2 указывает, что получение возмещения исполняется после окончания камеральной проверки декларации, в которой заявлена сумма к вычету.

Пункт 8 допускает непосредственное возмещение в ситуации заявительной процедуры.

Таким образом, возмещение происходит по двум схемам:

  1. Подача декларации, камеральная проверка в течение 3 месяцев + период рассмотрения материалов дела, если обнаружены ошибки, возврат.
  2. Подача одновременно декларации, гарантии банка и заявления о возмещении НДС, выполнение возврата в течение 12 дней, затем — камеральная проверка по декларации и другим документам. Если инспектор обнаружит ошибки и аннулирующие основания для вычета, будет организована процедура восстановления НДС.

znaybiz.ru


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.