Нормативно правовое регулирование бухгалтерского учета в рф


Понятие, цель, задачи бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обоб­щения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их дви­жении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

 

Цель бухгалтерского учета:

· обеспечивать определение состава имущества и задолженности;

· контролировать выполнение плана развития предприятия, выделять в учете и в отчетности при­рост продукции за счет повышения производительности труда;

· отражать и своевременно контролировать затраты, связанные с производством и реализацией продукции;

· своевременно предупреждать негативные явления;

· контролировать соблюдение законов и нормативов;

· обеспечивать всех заинтересованных в деятельности предприятия лиц финансовой отчетностью организации.


 

Основные задачи бухгалтерского учета:

1. формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имуще­ственном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руко­водителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности – инвесторам, кредиторам и др.;

2. обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтер­ской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осу­ществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движени­ем имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

3. предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

 

Виды учетных измерителей, их характеристика.

Хозяйственный учет включает три отдельных вида учета:

1. · Оперативный (сотовый)

2. · Статистический (общество)

3. · Бухгалтерский (деньги, финансы)

Согласно этим видам учета стало возможным использование одних и тех же измерителей:

1) Натуральных (литры, тонны)

2) Трудовых (человек/час)


3) Денежных (рубль)

Натуральные измерители раскрывают количественную характеристику однородного объекта учета, представляемого в учете, и служат для получения информации в указанных единицах в зависимости от его особенности. Натуральным измерителям присущ количественный учет товароматериальных ценностей. Учет в натуральных измерителях определяет содержание количественного учета.

Трудовые измерители предназначены для учета затраченного рабочего времени. Единицей их измерения служат минуты, часы, дни и т. д. С их помощью контролируются нормы выработки, производительность труда, начисление заработной платы.

Обобщающим показателем, позволяющим объединить разнородные объекты учета и выразить их в одном измерении, служит денежный (стоимостной) измеритель. Денежная единица позволяет исчислять индивидуальные издержки предприятия на изготовление конкретных видов продукции, выполненных работ и оказанных услуг, связанные с использованием материальных и трудовых ресурсов.

 

Виды хозяйственного учета, их характеристика, взаимосвязь.

Оперативный учет представляет собой систему текущего на­блюдения и контроля за отдельными фактами, хозяйственными опе­рациями и процессами с целью управления ими при их совершении. Отличительной чертой его является быстрота получения и исполь­зования данных для управления. В системе оперативного учета формируются в основном показа­тели технологического процесса, используемые для текущего конт­роля на отдельных его стадиях.


Статистический учет (статистика) представляет собой си­стему изучения процессов развития национальной экономики и общественной жизни, характеризующуюся специальными метода­ми и приемами. Являясь составной частью хозяйственного учета, статистический учет формирует количественные показатели эко­номических процессов в единстве с их качественным содержани­ем. Для получения сведений в статистическом учете используются данные оперативного и бухгалтерского учета, а также данные, определенные специальными, присущими только ему приемами и способами

Бухгалтерский учет занимает центральное место в системе хозяйственного учета и имеет ряд отличающих его особенностей от других видов учета. В бухгалтерском учете должно быть обеспечено идентификационное отражение всех хозяйственных операций, фактов и явлений, позволяющее получить полную характеристику результатов деятельности организаций. При этом каждая бухгалтерская запись (отражение хозяйственной операции в учете) должна быть подтверждена документом. Бухгалтерский учет формирует сводные показатели хозяйствен­ной деятельности в виде отдельных форм отчетности, которые исполь­зуются внутренними и внешними пользователями для обоснования и принятия управленческих решений.

Формирование полной и объективной информации обеспечива­ется благодаря функционированию трех видов хозяйственного уче­та. Каждому из них отведена определенная роль в этом процессе и выполнить ее они могут только во взаимодействии друг с другом, так как показатели одного вида учета отражают лишь его отдель­ные стороны и могут быть использованы другими и наоборот. Такое взаимодействие обусловливает единство системы хозяйствен­ного учета.


 

Нормативное регулирование бухгалтерского учета.

Система нормативного регулирования бухучета представляет собой принятые государственными структурами правила его ведения. Нормы утверждаются соответствующими законодательными актами.

Существует 4 уровня законодательных актов, разделяемые по уровню важности и приоритетности:

1. ФЗ «О бухучете».

2. Положение по осуществлению бухучета.

3. План счетов бухучета, Положение о документообороте.

4. Инструкции и указания относительно использования положений бухучета.

Основы ведения учета приводятся в соответствие с международными стандартами. Реформа касается таких направлений, как:

· Улучшение норм регулирования, которые позволяют эффективно выявлять нарушения и исполнять положения закона.

· Основание адекватных стандартов.

· Формирование методических предписаний: инструкции, комментарии и прочее.

· Создание образовательной системы (к примеру, повышение квалификации).

· Приведение законов в соответствии с нормами.

Одна из задач реформирования – сохранение стабильности системы нормативного регулирования.


Существует 4 уровня актов, которые регулируют бухучет:

1. Указы Президента, постановления Правительства страны. Данные законы задают единые нормы, которые имеют приоритетное значение. Все правила, которые заданы иными ФЗ, не могут вступать в противоречие с ФЗ «О бухучете». К нормам первого уровня относятся также ГК РФ, ФЗ «Об УСН».

2. Положения по бухучету, которые задают соответствующие стандарты в РФ. Задаются они Правительством РФ, федеральными структурами. На данный момент существует 22 Положения по бухучету.

3. Инструкции и указания к использованию документов, планы счетов. Они издаются не только федеральными структурами, но и профессиональными сообществами бухгалтеров. Их цель – конкретизация стандартов учета. Над созданием норм работают сотрудники Минфина.

4. Локальная документация. Компания, как уже упоминалось, может разработать собственные нормативные акты. Они не должны вступать в противоречие с нормативными документами первых трех уровней. Порядок утверждения локальных актов устанавливается руководителем компании.

Законодатели регулярно издают рекомендации по ведению бухучета. Они также могут формироваться профессиональными сообществами бухгалтеров. Рекомендации не являются обязательными к использованию — это добровольное решение руководителя.

 

Источник: studopedia.ru





Нормативный акт Дата и номер Реквизиты и комментарии
Приказ Минфина России 01.02.2007 N 7н/07-10/пз-н Порядок оценки стоимости чистых активов страховых организаций, созданных в форме акционерных обществ Утвержден приказом Минфина России и ФСФР от 01.02.2007 N 7н/07-10/пз-н
Приказ Минфина России от 13.11.2003 N 91н Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. Утверждены приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н, от 27 ноября 2006 г. N 156н, от 25.10.2010 N 132н, от 24.12.2010 N 186н
Приказ Минфина России от 26.12.2002 N 135н Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды. Утверждены приказом Минфина России от 26 декабря 2002 N 135н, с изменениями от 25.10.2010 N 132н, от 24.12.2010 N 186н
Приказ Минфина России от 28.12.2001 N 119н Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Утверждены приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н, с изменениями от 23 апреля 2002 г. N 33н, от 26 марта 2007 г. N 26н, от 25.10.2010 N 132н, от 24.12.2010 N 186н
Приказ Минфина России от 28.11.2001 N 97н Указания по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом. Утверждены приказом Минфина России от 28 ноября 2001 г. N 97н, с изменениями от 15 августа 2006 г. N 106н, от 25.10.2010 N 132н
Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.
Утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, с изменениями от 07 мая 2003 г. N 38н, от 18 сентября 2006 г. N 115н, от 08.11.2010 N 142н
Приказ Минфина России 11.08.1999 г. N 53н Указания по утверждению в бухгалтерском учете и отчетности операций при исполнении соглашений о разделе продукции. Утверждены приказом Минфина России от 11 августа 1999 г. N 53н
Приказ Минфина России от 21.12.1998 N 64н Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Утверждены приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. N 64н
Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 года N 34н, с изменениями от 30 декабря 1999 г. N 107н, от 24 марта 2000 г. N 31н, от 18 сентября 2006 г. N 116н, от 26 марта 2007 г. N 26н, от 25.10.2010 N 132н, от 24.12.2010 N 186н
Приказ Минфина России от 31.10.1997 N 76н Порядок пересчета статей бухгалтерского баланса в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен.Утвержден приказом Минфина России от 31 октября 1997 г. N 76н
Приказ Минфина России от 17.02.1997 N 15 Указания об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга.
Утверждены приказом Минфина России от 17 февраля 1997 г. N 15, с изменениями от 23 января 2001 г. N 7н
Приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49 Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49
Письмо Минфина России 30.12.1993 N 160 «Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций»
Утверждено письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. N 160
Письмо Минфина России от 24.07.1992 N 59 Письмо Минфина России от 24 июля 1992 г. N 59 «О рекомендациях по применению учетных-регистров бухгалтерского учета на предприятиях»
Письмо Минфина России от 23.12.1992 N 117 Письмо Минфина России от 23 декабря 1992 г. N 117 «О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с приватизацией предприятий
Письмо Минфина России от 29.10.1993 N 118 Письмо Минфина России от 29 октября 1993 г. N 118 «Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве». C изменениями от 03 апреля 1996 г. N 37
Письмо Минфина России от 31.10.1994 N 142 Письмо Минфина России от 31 октября 1994 г. N 142 «О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах предприятиями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги»
Письмо Минфина России от 04.11.1994 N 149 Письмо Минфина России от 04 ноября 1994 г. N 149 «О Примерном положении о службе бухгалтеров-экспертов в финансовых органах»
Письмо Минфина России от 25.10.1996 N 92 Письмо Минфина России от 25 октября 1996 г. N 92 «О ведении бухгалтерского учета и отчетности садоводческими товариществами»
Положение от 29.07.1983 N 105 Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете.Утверждено Министерством финансов СССР от 29.07.1983 N 105

Источник: www.ib.ru


Продолжаю освещать реформу бухучета. Она хоть иногда и подбуксовывает, но движется. Сегодня расскажу об уже действующей системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в России. Она сложилась при реализации реформы, но многие бухгалтеры ухитрились не заметить, что правила игры изменились. Да что там рядовые бухгалтеры — в учебниках по бухучету, изданных в 2019 году, встречаются описания системы, которая работала до 2013 года! Со студенческой скамьи будущие бухи получают искаженное видение действительности.

Главный бухгалтерский нормативный документ — федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Согласно статье 21 этого закона, документы в области регулирования бухгалтерского учета подразделяются на:

  • федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ);
  • отраслевые стандарты бухгалтерского учета (ОСБУ);
  • нормативные акты Центрального банка Российской Федерации;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета;
  • стандарты экономического субъекта.

ФСБУ устанавливают допустимые способы ведения бухгалтерского учета. Они обязательны для всех. Например, ФСБУ 5/2019 «Запасы», который вступит в силу с 1 января 2021 года, разрешает оценивать запасы при списании одним из трех альтернативных способов. Это значит, что для оценки конкретного вида запасов в конкретной компании нужно выбрать один из этих способов. Оценивать как-то по-другому нельзя. Кстати, привычные российскому бухгалтеру ПБУ — Положения по бухгалтерскому учету — это тоже ФСБУ. В 2017 году статья 30 закона 402-ФЗ была дополнена таким уточнением.

ОСБУ устанавливают особенности применения ФСБУ в отдельных отраслях экономики. ОСБУ обязательны для применения компаниями из соответствующих отраслей. Они разрабатываются Центробанком или Минфином и утверждаются ими же. Пока реально разрабатывает ОСБУ только первый. Отсутствие других разработчиков ОСБУ делает финансовый сектор экономики единственной отраслью, которая имеет свои стандарты. Это очень странно, но это факт. Пару лет назад мы с коллегами по университету делали НИР для Минсельхоза. Министерские чиновники были очень удивлены тем, что, оказывается, уже пять лет как не имеют полномочий издавать методические указания по бухучету для отдельных сельхозотраслей. Только на поклон к Минфину — никак иначе.

Нормативные акты ЦБ РФ — это продолжение ОСБУ для финансового сектора. На этот уровень спускаются планы счетов, инструкции к ним и формы отчетности. Как и все циркуляры этого ведомства — обязательны для применения в финсекторе, то есть банками, страховыми организациями, микрофинансовыми организациями, ломбардами и т. п.

Рекомендации в области бухгалтерского учета детализируют порядок применения ФСБУ и ОСБУ. Они нужны, когда из нормативки верхнего уровня сложно понять как отразить в учете конкретную специфичную ситуацию. Рекомендации интерпретируют ФСБУ и ОСБУ в понятную для бухгалтера инструкцию. Они разрабатываются и принимаются негосударственными регуляторами. В отличие от ФСБУ и ОСБУ, рекомендации не являются обязательными к применению.

Например, мы разработали проект рекомендации «Учет по энергосервисным договорам у исполнителя». Она нужна, когда исполнитель заключает с заказчиком договор, по которому за свой счет заменяет оборудование заказчика на более энергоэффективное. В дальнейшем заказчик отдает исполнителю часть экономии на оплате электроэнергии. Ни один нормативный документ такую ситуацию не описывает. Энергосервисные договоры есть, а порядок учета у всех разный. Когда рекомендацию примут, обосновать правильность учета аудиторам или суду будет проще.

Стандарты экономического субъекта — это учетная политика и другие документы, которые разрабатываются и утверждаются внутри компании и действуют только на нее.

️Напоследок важное уточнение. Система бухгалтерской нормативки иерархична — нижестоящие документы не должны противоречить вышестоящим. При расхождениях нужно руководствоваться вышестоящим документом.

Источник: zen.yandex.ru


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.