Защита прав и законных интересов предпринимателей


Понятие, способы и формы защиты прав предпринимателей

Под защитой прав предпринимателей понимается совокупность нормативно установленных мер (механизмов) по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав и интересов их обладателей, которые осуществляются в определенных формах, определенными способами, в законодательно определенных границах, с применением к нарушителям мер юридической ответственности, а также механизма по практической реализации (исполнимости) этих мер.

Понятие «защита права» следует отличать от понятия «охрана права», которое обычно трактуется более широко, так как включает любые меры, направленные на обеспечение интересов управомоченного субъекта.

Под правовой охраной принято понимать совокупность гарантий государства, связанных с нормативным запрещением либо иным ограничением определенных действий против охраняемого объекта и направленных на предупреждение и профилактику правонарушений.


Предметом же защиты в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности являются нарушенные или оспариваемые права и законные интересы лиц, осуществляющих такую деятельность.

Под способами защиты прав понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя.

Материально-правовые способы защиты предпринимательских прав – это способы действий по защите прав в соответствии с охранительными нормами материального права.

Материально-правовые способы защиты прав по целям подразделяются на пресекательные, восстановительные и штрафные.

К пресекательным относятся способы, связанные с принудительным прекращением противоправных действий, причиняющих убытки (вред) или иные негативные последствия, а также создающих угрозу таких последствий.

По своей природе пресекательными являются действия по:

признанию недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

неприменению судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону, и т. д.

К восстановительным относятся способы, направленные на признание за субъектом определенных прав, а также на восстановление положения, имевшего место до нарушения права.

Восстановительными способами являются:

  • признание права;
  • признание оспоримой сделки недействительной и применению последствий ее недействительности;
  • присуждение к исполнению обязанности в натуре;
  • возмещение убытков и компенсации морального вреда и др.

К штрафным относятся способы, направленные на применение против нарушителя нормативно установленных санкций (мер ответственности) за противоправное поведение.

К штрафным способам защиты можно отнести действия по:

  • взысканию неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами;
  • обращению незаконно полученного по сделке в доход государства;
  • конфискации и т. д.

Процессуальные способы защиты – способы, обеспечивающие защиту прав предпринимателей в процессе рассмотрения спора о нарушенном праве. К их числу относят:

  1. право в договорном порядке установить компетентный орган по разрешению споров;
  2. право обращения к компетентному органу по защите нарушенных прав и интересов предпринимателей и т. д.

Самостоятельным способом защиты прав, полагаем, является самозащита (ст. 14 ГК РФ). Гражданский кодекс РФ не содержит определения этого понятия, а лишь устанавливает, что способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не должны выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

По мнению К.К. Лебедева, положения ст. 14 ГК РФ являются нормативным правовым основанием для самозащиты предпринимателя в процессе осуществления им предпринимательской деятельности в любых ситуациях, а не только тогда, когда его права и интересы уже нарушены и ему причиняется вред.


Предприниматель вправе осуществлять превентивные охранительные действия, обеспечивающие защиту его интересов от возможных посягательств.

Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов.

Говоря о соотношении способа и формы защиты прав, М.К. Треушников отмечает, в частности, что способ защиты права – категория материального (регулятивного) права, а под формой защиты права следует понимать определенную законом деятельность компетентных органов по защите права, т. е. по установлению фактических обстоятельств, применению норм права, определению способа защиты права и вынесению решения.

Формы защиты прав предпринимателей делятся на судебные и внесудебные.

Судебные формы защиты прав предпринимателей предполагают определенного рода деятельность со стороны таких органов, как:

  1. Конституционный Суд РФ;
  2. арбитражные суды;
  3. суды общей юрисдикции.

К формам внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей следует отнести:

  1. нотариальную защиту;
  2. третейское разбирательство;
  3. досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров.

Судебные формы защиты прав предпринимателей


Под судебной формой защиты подразумевается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав. Суть ее заключается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права или пресечения правонарушения. В рамках судебной защиты органами, обеспечивающими восстановление нарушенного или оспоренного права, являются перечисленные ниже государственные органы.

1. Конституционный Суд РФ. Конституционный Суд РФ значительно расширяет возможности судебной защиты прав и интересов предпринимателей. Это объясняется прежде всего тем, что, во-первых, законодатель включает в понятие «конституционные права и свободы граждан» (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ) конституционные принципы и конституционные законные интересы и допускает защиту не только физических, но и юридических лиц. Во-вторых, расширяется понимание критериев конституционности правовых актов. В частности, признается неконституционным правовой акт, если его положения противоречат принципам и нормам международного права.

Опираясь на принцип естественности и неотчуждаемости прав и свобод, а также на соответствующие нормативные акты, предприниматели могут оспаривать неконституционные акты федеральных органов государственной власти, органов субъектов РФ, органов местного самоуправления и вправе обращаться с жалобой в Конституционный Суд РФ на нарушение конституционных прав и свобод.


Независимо от того, каким образом реализуется предпринимателями право на обращение, необходимо учитывать следующие обстоятельства. Во-первых, жалоба может быть подана на несоответствие Конституции РФ федерального закона или законов ее субъектов лишь в том случае, если на этом законе основаны вступившие в законную силу решения суда или иного государственного органа, а также должностного лица, нарушающие конституционные права и свободы заявителя. Во-вторых, жалоба считается допустимой независимо от того, каково содержание решений, принятых по делу в судах общей юрисдикции. Исчерпание всех возможностей по защите прав не является обязательным условием допустимости жалобы. Даже если вышестоящие судебные инстанции удовлетворят жалобу предпринимателя в кассационном или надзорном порядке и защитят его права, он может обратиться в Конституционный Суд, обнаружив неопределенность в вопросе о том, соответствует ли закон Конституции РФ. В-третьих, в случае, когда речь идет о соответствии Конституции РФ закона, еще не примененного, но подлежащего применению в конкретном деле, жалоба лиц может рассматриваться только после их обращения в общий суд. Из общего правила возможны исключения, например, Конституционный Суд вправе вынести решение и по применению закона судом общей юрисдикции при условии, что лицо, подавшее жалобу, может понести ущерб, который нельзя будет предотвратить, если гражданин обратится с жалобой в обычном судебном порядке.

Конституционный Суд РФ в соответствии со своей компетенцией (ст. 125 Конституции РФ) рассматривает четыре основные категории дел:


  1. по запросам ряда органов власти, включая Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ;
  2. споры о соотношении компетенции между органами государственной власти различных уровней;
  3. по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
  4. по запросам ряда органов власти дает толкование Конституции РФ.

2. Арбитражные суды. Арбитражный суд является государственным органом, специально созданным для рассмотрения и разрешения экономических споров между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя (ст. 1, 2 АПК РФ).

По общему правилу арбитражный суд рассматривает экономические споры при условии, что они вытекают из следующих отношений:

а) между организациями – юридическими лицами и гражданами-предпринимателями;
б) между организациями – юридическими лицами и государственными или иными органами;
в) между гражданами-предпринимателями и государственными или иными органами.

По смыслу закона отношения, вытекающие из экономической деятельности, включают не только собственно предпринимательские, но и другие связанные с этой деятельностью отношения, в том числе;


  1. при создании, реорганизации и ликвидации предприятия;
  2. при осуществлении органами государственной власти и управления своих полномочий по руководству предпринимательской деятельностью, контрольных и иных функций;
  3. при причинении вреда природным и иным объектам;
  4. при злоупотреблении предпринимательскими правами и неисполнении своих обязанностей.

Важно, чтобы все эти отношения вытекали из предпринимательской деятельности организаций – юридических лиц и граждан-предпринимателей

Таким образом, при решении вопроса о подведомственности дел арбитражному суду необходимо наличие двух названных выше критериев: характера правоотношения и субъектного состава их участников.

Организации, не являющиеся юридическими лицами, вправе обратиться с исками в арбитражный суд только в случаях, прямо предусмотренных законодательством.

3. Суды общей юрисдикции. По общему правилу споры между гражданами-предпринимателями, а также между ними и юридическими лицами разрешаются арбитражным судом, за исключением споров, не связанных с предпринимательской деятельностью (п. 13 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8) в перечисленных ниже случаях.


1. Если дело возникло не в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, оно подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

2. Если хотя бы одной из сторон спора является лицо, не имеющее статуса предпринимателя, этот спор также подлежит рассмотрению не арбитражным судом, а судом общей юрисдикции. В частности, иск о признании недействительной сделки по продаже акций акционерного общества на аукционе, участником которого было физическое лицо, должен рассматриваться судом общей юрисдикции.

3. Если гражданин имеет статус индивидуального предпринимателя, но спор возник не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, а из брачно-семейных, жилищных и иных гражданских правоотношений, он подведомственен суду общей юрисдикции (ст. 22 ГПК РФ).

4. С момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя дела, связанные с осуществлявшейся им ранее предпринимательской деятельностью, рассматриваются судами общей юрисдикции, если эти дела не были приняты к производству арбитражным судом до наступления указанных обстоятельств.

В суде общей юрисдикции рассматриваются, в частности, связанные с предпринимательской деятельностью:

  1. споры о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (п. 7 ст. 262 ГПК РФ);
  2. заявления граждан и организаций на неправомерные действия и решения органа государственного управления и должностного лица, считающих, что их права и свободы нарушены (п. 1 ст. 254 ГПК РФ).

5. Суд общей юрисдикции рассматривает также заявления лиц, считающих неправильными совершенные нотариальные действия или отказ в совершении нотариального действия (ст. 310 ГПК РФ).

6. Следует иметь в виду, что суду общей юрисдикции подведомственны также споры, в которых объединены несколько исковых требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие – арбитражному суду, однако разделение этих требований невозможно (п. 4 ст. 22 ГПК РФ).

7. В судах общей юрисдикции рассматриваются также споры с участием иностранных организаций и организаций с иностранными инвестициямв порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством РФ (п. 2 ст. 22 ГПК РФ).

В то же время данные споры могут быть переданы также на рассмотрение арбитражного суда при наличии межгосударственного соглашения или соглашения сторон (п. 5 ст. 27 АПК РФ).

Несогласованность положений о подведомственности экономических споров между иностранными и российскими предпринимателями, содержащихся в двух нормативных актах равной юридической силы, очевидна.

В результате этого при выборе суда для разрешения спора действует правило, согласно которому истец, независимо от того, иностранный он или российский предприниматель, вправе по своему усмотрению избрать для разрешения конфликта суд арбитражный или общей юрисдикции. Выбора не может быть, если компетентный орган прямо определен международным соглашением или соглашением сторон. В данном случае речь идет о так называемом пророгационном соглашении, т. е. взаимном пожелании сторон контракта передать спор на разрешение конкретного суда до момента принятия его судом к своему производству (ст. 404 ГПК РФ).


Соглашение может быть оформлено самостоятельным документом, но чаще оно включается отдельным пунктом в заключаемый договор материального содержания (купля-продажа, кредит, оказание услуг и т. п.).

По юридической природе пророгационные соглашения (т. е. соглашения о выборе суда) близки к родственным в международном торговом обороте оговоркам об изъятии будущих или уже возникших конфликтов из ведения государственных судов с передачей их на разрешение в порядке третейского разбирательства.

Внесудебные формы защиты прав предпринимателей

К формам внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей следует отнести перечисленные далее формы

1. Нотариальная защита. При рассмотрении нотариальной защиты как одной из внесудебных форм защиты прав и интересов предпринимателей необходимо принять во внимание следующие особенности ее реализации:

  1. предметом нотариальной деятельности являются бесспорные дела;
  2. не используются принципы публичности, состязательности;
  3. нотариальные действия совершаются нотариусом только единолично;
  4. юридические факты устанавливаются, как правило, на основании письменных доказательств, и др.

2. Третейское разбирательство. По порядку формирования третейского суда, организации его деятельности, процедуре разрешения споров третейский суд существенно отличается от арбитражного. Характерной чертой третейского суда является широкое применение усмотрения сторон. В частности, стороны по своему усмотрению могут определить число третейских судей и согласовать процедуру их назначения.

Передача сторонами спора на рассмотрение третейского суда может быть осуществлена двумя способами:

  1. включением в предпринимательский договор специальной третейской оговорки;
  2. заключением отдельного соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда.

Моментом вступления решения третейского суда в законную силу считается следующий день после даты вынесения этого решения.

Однако иной порядок предусмотрен для вступления в законную силу решений, принятых Международным коммерческим арбитражем. Моментом вступления в законную силу его решений считается следующий день после истечения срока на подачу ходатайства об отмене решения (ходатайство об отмене решения должно быть подано не позднее трех месяцев со дня получения решения).

При несоблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, определенного законом или договором, иск оставляется без рассмотрения.

3. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров. Если федеральным законом или договором для определенной категории споров установлен досудебный порядок их урегулирования, спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда лишь после соблюдения такого порядка (п. 5 ст. 4 АПК РФ).

Так, ГК РФ содержит положение, согласно которому требование изменить или расторгнуть договор может быть заявлено в суд только после отказа другой стороны на подобное предложение либо неполучения ответа в установленный срок (п. 2 ст. 452).

Обязательный досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров предусмотрен, к примеру, Федеральными законами от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» и др.

Необходимо иметь в виду, что досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров является обязательным для истца только в случаях, предусмотренных федеральным законом или договором. Если же он предусмотрен положениями, правилами и другими подзаконными актами, то его соблюдение не является обязательным для сторон. Кроме того, если досудебный (претензионный) порядок предусмотрен договором, последний должен содержать четкую запись об установлении такого порядка.

Однако законодатель делает исключение из общего правила о применении досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров: на третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, не распространяется обязанность соблюдения такого порядка даже тогда, когда это предусмотрено федеральным законом или договором для данной категории споров (ст. 50 АПК РФ).

В случае несоблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, определенного законом или договором, иск оставляется без рассмотрения (п. 2 ст. 148 АПК РФ).

Доказательством соблюдения истцом досудебного порядка служат копия претензии и документ, подтверждающий ее направление ответчику.

Особенности защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)

Основные положения о защите прав предпринимателем в процессе проведения проверок является Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Указанный закон устанавливает четкие требования к организации и проведению мероприятий по государственному контролю (надзору), в частности, к основаниям, периодичности и продолжительности проверок.

Основными принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) являются:

  1. презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  2. соблюдение международных договоров Российской Федерации;
  3. открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);
  4. установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;
  5. проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора);
  6. соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);
  7. периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока;
  8. учет мероприятий по контролю, проводимых органами государственного контроля (надзора);
  9. возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю, установленный законодательством;
  10. признание в порядке, установленном федеральным законодательством, недействующими (полностью или частично) нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке, если они не соответствуют федеральным законам;
  11. устранение в полном объеме органами государственного контроля (надзора) допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица или индивидуального предпринимателя обоснованной;
  12. ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства Российской Федерации;
  13. недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного контроля (надзора) на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований;
  14. недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результате проведения мероприятий по контролю.

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» закрепил также некоторые ограничения при проведении мероприятий по контролю. Так, при проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:

  1. проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;
  2. осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
  3. требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
  4. требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
  5. распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  6. превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» определяет также права предпринимателей при проведении проверок.

Должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении мероприятий по контролю имеют право:

  1. непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  2. получать информацию о проводимом мероприятии по государственному контролю (надзору);
  3. знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);
  4. обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  5. на возмещение убытков, понесенных при проведении государственного контроля (надзора).

be5.biz

Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Защита прав предпринимателей – новое, достаточно молодое направление в политике Президента Российской Федерации. Не секрет, что до недавнего времени в нашей стране контроль над деятельностью малого и среднего бизнеса сводился к обычной финансовой договоренности. Как такового, контроля практически не было. Взаимоотношения с чиновниками по принципу «плати и работай, не платишь – закрывайся» истощали частный бизнес.

закон о защите прав предпринимателейНеобходимость в поддержке предпринимательства остро встала перед Президентом и правительством РФ. Государственными структурами были приняты меры по защите прав предпринимателей, направленные на улучшение жизни российских бизнесменов посредством ограждения их от засилья бюрократизма, коррупции и вымогательства. Данная мера призвана организовать контроль деятельности предпринимателей, который не нарушает их законных прав.

Предметом защиты являются законные права и интересы предпринимателей, если они нарушаются или оспариваются.

Способы защита прав предпринимателей

защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателейСуществует два способа защитить оспариваемые или нарушенные права юрлиц и ИП.

  1. Материально-правовой способ – защита материального права. Данный способ подразделяется на следующие виды:
    • пресекающий – вынуждающий прекратить незаконные действия;
    • восстановительный – благодаря которому происходит восстановление или признание оспариваемых прав;
    • штрафной – осуществляющий взыскания материальных компенсаций за незаконные действия (бездействие).
  2. Процессуальный способ – защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соответствующими органами в судопроизводстве.

Существует еще один способ, защищающий права бизнесменов – самозащита. Этот способ необходимо применять заранее, не дожидаясь нарушения прав. Единственное условие, которое необходимо учесть при самозащите – соразмерность предполагаемому нарушению.

Формы защиты прав предпринимателей:

  • Судебные. К ним относится восстановление и сохранение прав такими органами, как Конституционный Суд РФ, арбитражные суды, суды общей юрисдикции.
  • Внесудебные: досудебное мировое соглашение, третейский суд, нотариальная помощь.

Закон о защите прав предпринимателей

защита предпринимателейНеобходимость в данном законе возникла не случайно. Незаконное давление чиновников на владельцев бизнеса, коррупция, поборы и вымогательства превращают жизнь предпринимателей в ад. Особенно пагубно это отражается на среднем и малом бизнесе. У данной категории бизнесменов нет достаточных ресурсов для осуществления защиты своих законных прав и интересов. Неправомерные проверки, отсутствие поддержки со стороны властей сделали сферу частного предпринимательства слабой и уязвимой. Это негативно сказалось и на общем состоянии экономики страны.

Для того чтобы осуществить защиту лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, 15 мая 2008 года был издан Указ Президента РФ №797 «О неотложных мерах по ликвидации административных нарушений при осуществлении предпринимательской деятельности». В соответствии с этим Указом, была проделана работа, в результате которой появился новый закон о защите прав предпринимателей – Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Новый закон отрегулировал работу контролирующих органов государственной и муниципальной власти в сфере предпринимательства, четко обозначил права и обязанности органов контроля и владельцев бизнеса и их взаимодействие между собой.

Урегулирование проверок — метод защиты прав предпринимателей

защита прав предпринимателейОдной из основных форм осуществления контроля над деятельностью предпринимателей является проведение проверок. До недавнего времени процедура проведения проверок имела хаотичный характер. Контрольные проверки проводились тогда, когда данная мера была выгодна чиновникам. Да и вся процедура проверок сводилась к вымогательству денежных средств у бизнесменов.

Это не только ослабляло предпринимателей, но и способствовало увеличению нарушений с их стороны. Чиновники же, получив «откат», закрывали глаза на любые нарушения, в том числе и достаточно грубые. С принятием соответствующих правовых актов «кормушка» закрылась. Проверки стали регулироваться государственными службами и назначенными уполномоченными по правам предпринимателей.

Проверки подразделяются на такие виды:

  • Плановая — проводятся один раз в три года. План проверок размещается на официальном сайте Государственной прокуратуры РФ. Любой владелец бизнеса может ознакомиться с данным планом и провести ряд подготовительных мероприятий по устранению существующих нарушений.
  • Внеплановая — проводится в чрезвычайных случаях, в том числе, по заявлениям о нарушении потребительских прав. Данный вид проверок направлен на устранение и пресечение грубых нарушений норм со стороны частного бизнеса.

Также существует подразделение проверок на:

  • Документарная — проверка необходимой документации, предоставляемой в организацию, осуществляющую контроль (без выезда на место);
  • Выездная — проверка предпринимателя по месту его нахождения.

Существуют определенные принципы восстановления и сохранения прав предпринимателей, которые включают:

  • Сообщение в компетентные организации информации об открытии нового бизнеса;
  • Презумпция добросовестности;
  • Возможность знакомиться со всеми необходимыми документами, получать информацию о планах проверок, знать права и обязанности представителей органа, осуществляющего контроль;
  • Орган, осуществляющий контроль, может проводить проверку только в рамках своей компетенции;
  • Запрещено осуществлять мероприятия по проверке одного бизнесмена по одному и тому же вопросу разными органами контроля;
  • Если юрлицо или ИП предоставили сведения об открытии нового бизнеса в соответствующие компетентные службы, то они не обязаны предоставлять госконтролю или любой другой проверяющей службе разрешительные документы на работы;
  • Контролирующая служба, действующая с нарушением закона, привлекается к ответственности, согласно действующему законодательству;
  • Проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляются на бесплатной основе. Взимать денежные средства за проведение данных мероприятий с предпринимателей, запрещено;
  • Мероприятия по проверке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей финансируются за счет соответствующего бюджета.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в России — омбудсмен

уполномоченный по защите прав предпринимателей в россииДля того чтобы защитить малый и средний бизнес, недостаточно принять соответствующие законы. В нашей стране выполнение закона возможно, только если есть соответствующий контроль. Чтобы ситуация начала меняться в лучшую сторону, был принят ряд мер по осуществлению контроля выполнения правовых актов.

В апреле 2012 года для улучшения жизни предпринимателей России действующий на тот момент президент России Д. Медведев ввел должность специального уполномоченного по защите прав предпринимателей в России.

В декабре 2012 года, после инаугурации, новый президент Российской Федерации В. Путин создал институт омбудсмена по защите прав предпринимателей. Данный орган подчиняется Президенту РФ, а возглавляет его уполномоченный при Президенте по защите прав предпринимателей. 22 июня 2012 года на эту должность был назначен председатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия», генеральный директор ОАО «Абрау-Дюрсо» Борис Титов.

Полномочия омбудсмена по защите прав предпринимателей

  • Признавать недействительными решения госорганов путем судебных разбирательств;
  • Обращаться в органы судопроизводства с исковыми требованиями о защите прав лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
  • Подвергать процедуре обжалования вступившие в законную силу арбитражные судебные акты;
  • Запрашивать в органах госвласти и муниципальных образований любую необходимую информацию;
  • При предъявлении соответствующего удостоверения иметь допуск в органы государственной власти;
  • Посещать заключенных под стражу по соответствующим статьям без разрешительных документов;
  • Принимать участие в выездных проверках;
  • Вносить предложения по улучшению работы в сфере предпринимательства.

уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателейТребования для кандидата на должность уполномоченного:

  • возраст от 30 лет;
  • высшее образование;
  • не является членом Совета Федерации;
  • не является депутатом;
  • не занимается бизнесом.

Принятие закона о сохранении и восстановлении прав предпринимателей и применении последующих мер по его осуществлению сдвинули с мертвой точки ситуацию в сфере предпринимательства в России. Владельцы бизнеса могут найти поддержку и в своем регионе, где имеется региональный уполномоченный по правам предпринимателей, и в вышестоящих кругах. Чувствуя поддержку государства, бизнес стал легализоваться, выходить из тени. Это является одним из факторов улучшения экономической ситуации в стране.

ktovdele.ru

Защита или охрана?

В практике используются два термина, которые кажутся равнозначными по смыслу: «защита» и «охрана» интересов предпринимателей. Но на самом деле смысл в этих терминах совершенно разный, по крайней мере, закон их не смешивает.

Под охраной прав понимаются различные меры, которые способствуют реализации интересов предпринимателя. Для этого существует так называемая правовая охрана. То есть целый ряд норм и законов, которые запрещают или ограничивают определенные действия в отношении предпринимателя. Это помогает в профилактике правонарушений.

А вот защита прав подразумевает ряд последовательных и продуманных мер и механизмов, закрепленных законом, которые помогают в восстановлении нарушенных интересов предпринимателей. Для этого закон закрепил ряд форм защиты интересов с использованием различных специальных способов.

Соответственно, закон предусматривает наказание для тех субъектов отношений, которые уличены в нарушении законных интересов предпринимателя. Также нормативно закреплен механизм приведения таких наказаний в действие. Весь этот комплекс мер и охватывает понятие «защита прав предпринимателей».

Виды прав предпринимателей

Предприниматели имеют широкий спектр различных прав и интересов, которые охраняет закон. Чтобы легче было в них сориентироваться, их условно можно разделить на такие три основные группы.

Имущественные

К ним, в первую очередь, относятся те права, которые относятся к материальной сфере. Это такие закрепленные Гражданским кодексом права, как:

  • хозяйственного ведения;
  • собственности;
  • постоянного пользования земельным участком;
  • оперативного управления имуществом;
  • сервитуты.

К этой же группе прав относят обязанность предпринимателя отвечать за нанесенный им ущерб и другие последствия материального характера, которые вытекают из различных договорных отношений, участия в учреждении коммерческих компаний, проведении сделок и прочее.

Неимущественные

Эта группа объединяет различные права и интересы предпринимателя, которые невозможно измерить в материальном мире. К подобным нематериальным благам относят деловую репутацию предпринимателя, его право на продукт интеллектуальной собственности, промышленные образцы, а также информацию, которая содержит коммерческую или служебную тайну.

Организационно-предпосылочные

В эту группу прав и законных интересов предпринимателя относят права, использование которых помогает ему непосредственно заниматься своей предпринимательской деятельностью. К ним относят права на:

  • государственную регистрацию;
  • присвоение ИНН;
  • постановку на налоговый учет;
  • получение лицензий, квалификационных сертификатов в соответствии с выбранными видами деятельности;
  • открытие банковского счета в том коммерческом банке, в котором удобно предпринимателю;
  • получение статуса субъекта малого предпринимательства;
  • формирование внутренней структуры и организацию трудовых правоотношений.

Юридические гарантии по защите

Защита законных интересов и прав предпринимателей гарантирована им Конституцией Российской Федерации. В соответствии с ее положениями каждый предприниматель имеет право:

  • свободно перемещать товары, услуги и финансовые средства;
  • защищать всеми способами свои права и интересы;
  • на гарантии от недобросовестной конкуренции;
  • на возмещение государственного вреда;
  • на компенсацию причиненного ущерба;
  • на судебную защиту.

Более подробно гарантия защиты законных прав закреплена Гражданским кодексом Российской Федерации. Так, он обязывает возместить предпринимателю все убытки, которые он понес в следствии нарушения его законных прав. Причем возмещаться они должны в полной мере. Под подобными убытками понимаются имущественные потери различного характера. Например, неполучение доходов, которые он мог получить, если бы его интересы не были нарушены.

Защита предпринимателей предусмотрена и Уголовным кодексом. Например, если в отношении предпринимателя физическими лицами были совершены действия, которые мешали ему заниматься предпринимательской деятельностью, они могут быть квалифицированы, как уголовное преступление.

Кто посягает на права?

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что существует масса различных способов нарушить права предпринимателя. Подобная угроза может исходить от разных субъектов, и меры, на которые направлена защита предпринимателей, тоже могут быть разные. Чтобы понять, в каких случаях какие меры применимы, следует сгруппировать возможные источники угроз. К ним относят:

  1. Муниципальные и государственные структуры. Основная угроза, которая исходит от них – бездействие или нарушения порядка предписанных законом действий. Например, такие нарушения часто возникают на почве проверок предпринимателей. Иногда государственные структуры не предупреждают о таких проверках, хотя обязаны, или начинают проверять тех предпринимателей, которые действуют менее трех лет, что запрещено законом.
  2. Персонал. Случается, что против предпринимателя действует собственный наемный персонал. Чтобы минимизировать эти риски, закон разрешил предпринимателю самостоятельно выбирать персонал, устраивать конкурсный отбор, проверку кандидатов и прочее. Также предприниматель может оговорить в трудовом договоре правила выполнения обязанностей, материальную ответственность сотрудников и другие пункты, которые обезопасят его. К тому же предприниматель вправе устанавливать в офисе камеры слежения и прочую технику, которая позволяет контролировать выполнение персоналом его функций.
  3. Клиенты. Обычно нарушение с их стороны случается в виде мошенничества, краж, порчи имущества и прочее. В некоторых случаях необходимо устанавливать камеры слежения, в других выполнять другие профилактические действия.
  4. Конкуренты. В этом случае защита предпринимателей лежит на плечах соответствующего Закона о защите от конкуренции. Дополнительные меры – установление режима коммерческой тайны.
  5. Злоумышленники. Их действия обычно направлены на различные материальные ценности предпринимателя. Но случается, что объектом их посягательства выступает интеллектуальная собственность. Промышленные образцы и прочее. В этом случае защита предпринимателей – забота соответствующих норм закона и государственных институтов, призванных выполнять соответствующие меры. Хотя в интересах предпринимателя самостоятельно позаботиться о безопасности собственного бизнеса.

Кто конкретно защищает предпринимателей

Российское законодательство предусматривает два основных вида защиты прав предпринимателями. В каждом из них есть отдельный субъект, который выступает гарантией или вспомогательным звеном в охране интересов предпринимателя. Итак, предприниматель имеет право на защиту:

  • предупредительную, то есть выполнение неких действий, которые помогут разрешить конфликтную ситуацию, не прибегая  к судебным тяжбам. В эту же группу защиты входят меры по обеспечению охраны предпринимателя и его бизнеса. На этом этапе защита предпринимателей может осуществляться так называемым медиатором – человеком, который берется рассудить конфликтующие стороны, найти способ решения конфликта, инициировать подписание протокола разногласий, вести переговоры между сторонами и прочее;
  • судебную, которая гарантирована Конституцией Российской Федерации. Под ней понимается право предпринимателя обратиться в суд для восстановления своих прав. Во время судебного разбирательство Основной закон также гарантирует ему возможность представлять свои права самостоятельно либо через адвоката.

Кроме этого, сегодня защита предпринимателей возложена на специального Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Его обязанности заключаются в урегулировании споров между предпринимателями и государственными органами на этапе досудебного решения конфликтов. Технически это выглядит так, что предприниматель, чьи права нарушены, обращается с соответствующим заявлением к этому государственному служащему, который в течение 13 дней рассматривает обращение. Затем он выносит решение, стоит возбуждать дело или нет. Какое бы решение ни было принято, оно должно быть мотивированным.

Способы защиты прав предпринимателей

Чтобы защита прав предпринимателей проходила максимально эффективно, разработаны различные способы, как можно осуществить подобную защиту. Под ними понимаются разного рода материально-правовые и процессуальные механизмы, имеющие принудительный характер. С их помощью заставляют нарушившую сторону признать и восстановить интересы предпринимателя, которые были нарушены.

Итак, защита предпринимателей осуществляется такими способами:

Материально-правовыми

Под ними понимается целый набор различных мер, которые предусмотрены нормами материального права. На основании целей этих мер выделяют:

  • пресекательные;
  • штрафные;
  • восстановительные;

Такие способы заставляют признать, что за предпринимателем закреплены определенные права, а также восстановить их до состояния, когда они были нарушены. Соответственно, восстановить нарушенные права можно через:

  • признание права;
  • признание конфликтной сделки недействительной, что требует восстановить возникшие последствия;
  • возместить убытки, в том числе и моральные.

Также к нарушителю могут быть применены штрафные санкции, которые назначаются за определенные правонарушения по отношению к предпринимателю. К таким санкциям относятся обращения по взысканию неустойки и по конфискации.

Для того чтобы пресечь противоправные действия в отношении предпринимателя, предусмотрены пресекательные действия. Они назначаются в принудительном порядке. К таким способам относят не применения незаконного акта в судебном порядке, а также признание его недействительным.

Процессуальные способы

Защита предпринимателей необходима и на этапе процессуальных отношений. На этом этапе используют возможность определить орган, в котором будет разрешаться спор. Также за предпринимателем закреплено право обратиться к этому органу за защитой своих прав.

Самостоятельные способы

Законодатель предусмотрел и то, что защита предпринимателей может осуществляться ими самостоятельно. Но при этом установил ограничение на то, чтобы такая самозащита соизмерялась с нарушением. Защищая свои права, предприниматель не должен выходить за рамки, которые превышают меры пресечения правонарушения. Также он может осуществлять различные профилактические меры, которые позволяют не допустить правонарушений.

Формы защиты

Под формами понимаются различные организационные меры, призванные защитить интересы и права предпринимателя. Они существенно отличатся от способов своим внутренним содержанием. Так, защита действует в плоскости материального права, а форма предполагает конкретные действия компетентных органов в восстановлении права, определения способов защиты, вынесению решения, контроля его выполнения и прочее.

Соответственно защита прав и интересов предпринимателей может осуществляться в двух основных формах: внесудебного и судебного разбирательства.

К первой относят такие виды:

  • третейское разбирательство;
  • досудебное разбирательство;
  • нотариальная защита.

Судебные разбирательства могут проходить по таким судам:

  • общей юрисдикции;
  • арбитражным;
  • Конституционным Судом РФ.

Понимая как, кем и когда происходит защита прав и интересов предпринимателя, легче вовремя и правильно среагировать на нарушенные права и заняться их восстановлением.

newbusiness.su

Случаи нарушения прав предпринимателей

Субъекты предпринимательской деятельности постоянно вступают в правоотношения, связанные с бизнесом. Они взаимодействуют по вопросам приобретения и продажи товаров, оказания услуг, найма персонала, оплаты налогов и иных сборов и платежей и т. п. Противоправные действия в отношении бизнеса происходят в рамках любого из указанных направлений.

В зависимости от источников возникновения выделяются несколько групп нарушений:

  • Правонарушения со стороны уполномоченных органов. К таким органам относятся государственные и муниципальные органы, осуществляющие контроль и надзор, при взаимодействии, например, по вопросам лицензирования. Проведение проверок в процессе реализации госконтроля строго регламентировано законодательством. При этом акты соответствующих должностных лиц способны повлечь за собой нарушение прав и интересов проверяемого субъекта вследствие неприменения норм права или их неправильного применения.
  • Противоправные действия со стороны других участников рынка. К таким случаям относятся нарушения условий заключенных договоров, предоставление недостоверной информации, иное введение в заблуждение при заключении контракта, злоупотребление правом (когда права осуществляются другим субъектом исключительно с намерением причинения вреда предпринимателю либо заведомо недобросовестно), коммерческий шпионаж, занятие доминирующего положения в соответствующем секторе рынка и т. п.
  • Неправомерное поведение со стороны потребителей в сфере розничной продажи и оказания услуг.Законодательство предусматривает гарантии прав такой категории покупателей и клиентов, а последние пользуются и допускают злоупотребление предоставленными им правами.
  • Действия персонала. Перечень возможных нарушений в этом случае велик: хищения имущества, прогулов, иных нарушений трудовых обязанностей.

Какими же способами защитить права?

Защита прав предпринимателей

Закон предусматривает набор инструментов, направленных на охрану нарушенных прав предпринимателей. К нарушителям применяются меры ответственности: гражданской, административной, уголовной. Они носят принудительный характер, направлены в отношении виновных лиц и побуждают иных лиц воздержаться от негативных действий.

Некоторые из способов защиты используются для предупреждения правонарушений, причинения вреда и/или снижения его размеров, гарантий компенсации ущерба. Так, для минимизации хищения информации, которая составляет секрет производства (коммерческую тайну), необходимо внедрение соответствующих регламентов ее обращения, ограничение доступа и разработка иных инструментов защиты, что соответствует требованиям закона.

В случае если существует вероятность, что к моменту обращения взыскания на имущество причинителя вреда, последний осуществит его отчуждение, можно защитить права, использовав обеспечительные меры (например, залог).

Защите прав предпринимателей служит и возможность выбора по соглашению органа для рассмотрения спора между ними.

Трудовым законодательством предусматриваются дополнительные правила о полной материальной ответственности для некоторых категорий работников, согласно которым включение в трудовые договоры соответствующего условия в дальнейшем поможет работодателю взыскать ущерб с сотрудника за пределами заработной платы. Кроме того, подробная регламентация трудового распорядка, должностных обязанностей, специальных локальных актов, связанных с исполнением работниками трудовых функций, позволит предпринимателю защитить права в случае возникновения спора вследствие злоупотребления персонала.

Остальные меры охраны направлены на то, чтобы восстановить права и применить санкции к их нарушителю. К таким способам относятся: взыскание неустойки вследствие неисполнения обязательств партнерами, возмещение вреда, причинного неправомерными действиями каких-либо лиц, признание права пользования, в том числе на недвижимое имущество и т. п.

Самозащита: реализация и пределы

ИП должен уметь защитить себя самКак самостоятельный способ, законодатель выделил самозащиту. Что это такое? Под самозащитой понимают фактические действия, которые совершает лицо в целях охраны своих прав, в том числе установка охранной системы (сигнализации), внедрение каких-либо программ учета товаров и услуг, физическое воздействия для пресечения посягательства.

Закон не установил порядок реализации рассматриваемого способа, но ограничил его условиями использования:

  • факт нарушения прав или возможность его нарушения должны следовать из обстановки. Так, недопустимо применять силу к лицу в отсутствие уверенности в его преступных намерениях;
  • действия (меры), которые производятся в рамках самозащиты, соответствуют характеру правонарушения. Например, применение способного причинить вред здоровью огнестрельного или иного оружия к посетителю магазина, совершившему хищение, противоречит этому условию.

Для признания правомерными принимаемые в целях самозащиты меры должны быть соразмерны противоправному деянию и не выходить за рамки необходимых для его пресечения действий.

Внесудебные процедуры осуществления защиты прав

Совокупность мероприятий (способов) по защите прав предполагает судебный или внесудебный порядок их реализации. Последний реализуется посредством претензионного урегулирования спора, медиации, нотариальных действий, третейского разбирательства, административного обжалования.

Защита прав и интересов ИП

Претензионный (досудебный) порядок разрешение споров в некоторых предусмотренных законом случаях является для участников конфликта обязательным вне зависимости от того, предусмотрен ли он в соглашении между ними. Но стороны вправе в любом случае самостоятельно воспользоваться указанным инструментом для устранения разногласий. Это может привести к разрешению спора оперативно, без вмешательства правоохранительных органов, на приемлемых для сторон условиях. Такой механизм работает в случае нарушений контрагентами своих обязательств по договорам, но и в иных ситуациях.

Медиация – нововведение действующего законодательства. В отличие от иных форм во время медиации стороны спора приходят к соглашению, опираясь на опыт, навыки и знания третьего лица – медиатора. В то же время он не берет на себя роль судебного органа, и разрешение конфликта обуславливается волей спорящих.

Этот способ защиты участники гражданского оборота часто выбирают при возникновении споров, возникающих из договоров, в сфере интеллектуальной собственности, он предполагает сокращение финансовых расходов и временных затрат на разрешение конфликта, и также позволяет прийти к взаимовыгодному решению. Выбор медиации является согласованным и добровольным. Полученное в результате данных процедур решение не носит обязательный для исполнения характер.

Медиативные процедуры не препятствуют использованию иных вариантов защиты прав.

Нотариусы на службе у предпринимателей

Нотариат в рамках своей компетенции вправе совершать ряд действий, которые являются альтернативой судебной защите прав, в том числе лиц, осуществляющих коммерческую деятельность.

Нотариус для ИП

На основании доказательств (только письменных) и при отсутствии спора нотариус устанавливает юридические факты, обеспечивает принудительное исполнение обязательства, удостоверяет сделки, содействует выполнению юридически значимых действий (например, регистрации прав), совершает иные нотариальные действия в порядке, предусмотренном законодательством о нотариате.

Исполнительная надпись – особое распоряжение нотариуса для взыскания с должника сумм задолженности перед кредитором или какого-либо имущества – предполагает упрощенный порядок исполнения. Это инструмент, использование которого, способствует оперативному принятию мер по охране прав.

Важно учитывать: для получения исполнительной надписи ответственность должника должна подтверждаться представленными нотариусу документами.

Третейское разбирательство

Третейский суд — специальный негосударственный орган по разрешению споров. Для того чтобы конфликт между участниками разрешался с помощью третейского разбирательства, необходимо соответствующее соглашение о передаче его рассмотрения в третейский суд. При этом не требуется обязательное подписание отдельного документа.

О наличии соглашения свидетельствует и условие обычного договора, содержащее указание на подведомственность определенному третейскому суду. Третейский орган создается самостоятельно сторонами либо они обращаются в постояннодействующий (например, при торгово-промышленных палатах).

Преимуществом третейских судов как способа защиты прав предпринимателей является оперативность принятия решений по сравнению с государственными органами, возможность проведения заседания в удобном для сторон месте, отсутствие бюрократических проволочек, вероятность взыскания расходов в полном объеме (что в государственных судах редко удается).

Решение исполняется добровольно, в противном случае взыскатель вправе обратиться в соответствующий арбитражный суд, подав заявление о выдаче документов в целях его принудительного исполнения.

В таком порядке предприниматель вправе защищать права не во всех случаях. Обжалование актов органов контроля и надзора производится исключительно в государственном суде.

Если права нарушаются государственными органами

Законодательство предусмотрело наряду с правом судебного обжалования действий представителей власти административный порядок для охраны прав бизнесменов. Это предполагает обжалование решений и иных актов должностных лиц органов контроля в вышестоящий государственный или муниципальный орган. Однако срок рассмотрения обращений длителен (один месяц), что препятствует оперативному разрешению спорной ситуации.

Необоснованное доначисление налоговых платежей, применение штрафных санкций, принятие иных решений в нарушение прав предпринимателей – небольшой перечень возможных противоправных действий со стороны представителей проверяющих органов. Обжалование соответствующих актов (например, об отказе в государственной регистрации, о привлечении к административной ответственности) позволяет, не обращаясь в суд, потребовать отмены или пересмотра.

В случае отмены или признания незаконным акта государственного или муниципального органа контроля, предприниматель вправе требовать возмещения вреда, явившегося следствием издания такого акта. Компенсация вреда — за счет средств соответствующего бюджета.

Практика показала, что административный способ защиты прав предпринимателей менее эффективен по сравнению с формой судебной. Однако происходят положительные тенденции по улучшению ситуации. Этому способствует и появление в России института уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Бизнес-омбудсмен: основные задачи

Эта структура появилась на основании указа Президента РФ как федеральная. Спустя пять лет в каждом российском регионе действует уполномоченный по защите прав предпринимателей (далее – уполномоченный). Главная функция этого должностного лица – защита прав и законных интересов субъектов бизнеса разного уровня.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей

Полномочия бизнес-омбудсмена:

  1. контроль над деятельностью исполнительных и муниципальных органов;
  2. содействие продвижению и развитию общественных институтов (например, общественных омбудсменов);
  3. участие в создании и реализации концептуальных нормативных актов по вопросам предпринимательства;
  4. и другие.

Предприниматель вправе обратиться к уполномоченному с жалобой о нарушении, подав ее письменном виде, электронно или в ходе личного приема.

Поступившие к омбудсмену жалобы подлежат рассмотрению в административном порядке.

В целях выполнения возложенных функций уполномоченный:

  • запрашивает и получает у соответствующих должностных лиц необходимые для рассмотрения жалоб материалы;
  • участвует в выездных проверках, проводимых в отношении заявителей;
  • выносит предписания об устранении нарушений (приостановка действия ненормативных правовых актов);
  • выступает на стороне предпринимателей в рамках судопроизводства, в том числе уголовного;
  • осуществляет иные действия, направленные на защиту интересов и прав предпринимателей.

Судебная защита прав

Экономические споры (возникающие между предпринимателями) рассматривает арбитражный суд. Статус индивидуального предпринимателя или организации имеет значение при обращении в такой суд. Физические лица, не обладающие таким статусом, вправе обращаться в арбитражный суд только в исключительных случаях.

Ответственность ИП

Кроме того, некоторые акты государственных органов подлежат судебному обжалованию. Анализ практики решений арбитражных судов позволяет сделать вывод, что этот порядок защиты прав — единственно возможный в случаях необходимости привлечения контрагента к ответственности за неисполнение обязательств, оспаривания действий и решений контролирующих органов, в иных ситуациях.

Дела с участием предпринимателей рассматриваются и районными судами, когда нарушитель прав — лицо, не являющееся коммерсантом. Так, споры, возникающие из отношений с участием потребителей, трудовых отношений, и иные подобные споры по требованию закона подлежат рассмотрению судами только этого звена.

Нельзя забывать о Конституционном суде, который в рамках особого судопроизводства предоставляет дополнительные средства для защиты интересов участников малого бизнеса, рассматривая отдельные категории дел, в том числе по жалобам о нарушении закрепленных в Конституции прав и свобод, проверке конституционности действующих нормативных актов, применяемых или подлежащих применению в конкретном деле.

ipprof.ru


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.