Расчеты между юридическими лицами


Превышение юридическими лицами лимита и нарушение правил расчетов: срок давности привлечения к ответственности

Применение ответственности в виде штрафа к должностному лицу: кто отвечает за правильность ведения операций с наличными в организации

Нарушение предела расчетов наличными

Неоприходование денежных средств

Нарушение порядка хранения свободных средств и превышение кассового лимита

Обжалование постановления о наложении штрафа

Превышение юридическими лицами лимита и нарушение правил расчетов: срок давности привлечения к ответственности 

Ответственность за превышение лимита расчета наличными предусмотрена ч. 1 ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) вместе с рядом нарушений установленного порядка. Указанная норма предусматривает ответственность за наличный расчет с превышением установленного лимита в виде штрафа. Штраф за нарушение расчетов наличными может быть наложен как на должностное лицо, так и на организацию. Штрафы за нарушение лимита расчета наличными для юридических лиц имеют верхний предел в 50 000 руб.

Административные дела о нарушениях расчетов наличными рассматриваются:


  • налоговыми органами (ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ);
  • в редких случаях — судами (п. 1.1 ст. 23.1 КоАП РФ). 

Срок давности по привлечению к административной ответственности за нарушение расчетов наличными составляет 2 месяца (ст. 4.5 КоАП РФ). В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ после его окончания вынесение постановления о штрафе не допускается. Таким образом, привлечение к ответственности за нарушение лимита расчетов наличными за пределами срока невозможно.

Срок давности по этому нарушению нужно отсчитывать начиная со следующего дня после его совершения (п. 14 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах…» от 24.03.2005 № 5, далее — постановление № 5). В случае обнаружения факта привлечения к ответственности за пределами срока оспариваемое постановление подлежит отмене (см., например, постановление 9-го ААС от 28.10.2014 № 09АП-42198/14) или суд исключает соответствующие эпизоды из его мотивировки (постановление 13-го ААС от 03.03.2016 № 13АП-1221/16). 

Применение ответственности в виде штрафа к должностному лицу: кто отвечает за правильность ведения операций с наличными в организации 


Исходя из п. 15 постановления № 5, к ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ могут быть привлечены одновременно как организация, так и должностное лицо, на которое возложена обязанность обеспечивать соблюдение установленного порядка.

Ответственность за организацию бухучета возлагается на руководителя организации согласно ст. 7 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — закон № 402-ФЗ). Конкретные обязанности по оформлению документов содержатся в должностных инструкциях, утвержденных руководителем, и могут быть возложены:

  1. На должностных лиц, указанных в нормативных актах ЦБ РФ (например, главного бухгалтера, кассира, пп. 4.2, 4.3 и др. указания № 3210-у).
  2. При отсутствии в штате поименованных должностей — на руководителя (пп. 4, 4.2 указания № 3210-у).
  3. На иных должностных лиц, если на это указано в должностной инструкции. В качестве примера можно привести решение Ленинградского облсуда от 12.12.2012 № 7-721/2012: штраф по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ был применен к территориальному менеджеру, в обязанности которого согласно должностной инструкции входил контроль за составлением внешней и внутренней отчетности. 

ВАЖНО! В соответствии с п. 26 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах…» от 24.10.2006 № 18, если бухучет ведет третье лицо, это обстоятельство не может служить основанием для освобождения руководителя организации от административной ответственности, поскольку именно на него возлагается обязанность по правильному ведению бухучета. 

Нарушение предела расчетов наличными 


В соответствии со ст. 9 закона № 402-ФЗ каждое событие хозяйственной жизни оформляется первичным документом бухучета. Правила обращения с наличными деньгами регулируются указаниями ЦБ РФ «Об осуществлении наличных расчетов» от 07.10.2013 № 3073-У (далее — указание № 3073-у) и «О порядке ведения кассовых операций…» от 11.03.2014 № 3210-У (далее — указание № 3210-у).

Осуществление расчетной операции наличными деньгами ограничено суммой, установленной п. 6 указания № 3073-у: 100 000 руб. или эквивалент этой суммы в другой валюте по одному договору. При этом в законе отсутствует запрет на проведение между одними и теми же лицами нескольких расчетов по разным договорам суммарно в большем размере, при условии что:

  • по каждому из договоров наличные расчеты не превышают 100 000 руб.;
  • каждый из договоров имеет самостоятельный предмет, т. е. как минимум позволяет определить наименование и количество товара в соответствии с п. 3 ст. 455 ГК РФ. 

Например, по одному из дел сложилась ситуация, когда между одними и теми же лицами в течение одного дня проводились расчеты по разным договорам, в общей сумме превысившие установленный лимит. Суд отменил постановление о привлечении организации к ответственности (см. постановление 20-го ААС от 20.01.2016 № 20АП-7487/15).

По ст. 15.1 КоАП РФ возможно привлечение к ответственности и за другие нарушения при работе с наличностью. 


Неоприходование денежных средств 

К числу часто встречающихся на практике нарушений относится неоприходование денег в кассу — нарушение п. 4.6 указания № 3210-У.

Одним из доказательств этого нарушения может быть акт контрольной закупки, оформляемый налоговыми органами при проверке применения ККТ. В такой ситуации неоприходование может выразиться в том, что при выдаче кассового чека покупателю отсутствуют соответствующие сведения об операции в документах организации (см. постановление 9-го ААС от 22.10.2015 № 09АП-41654/15). Аргумент о том, что закупочный акт относится к числу оперативно-розыскных мероприятий, отклоняется арбитражными судами на основании п. 19 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах…» от 24.10.2006 № 18, в котором говорится о допустимости акта закупки в качестве доказательства.

В постановлении ВС РФ от 17.02.2015 № 301-АД14-6145 по делу № А29-1732/2014 указано, что неотражение в кассовой книге полученной денежной выручки в тот же день само по себе свидетельствует о неоприходовании в кассу денежной наличности.


Отсутствие кассовой книги также образует состав неоприходования денежных средств (постановление 11-го ААС от 24.03.2016 № 11АП-400/16). Наиболее часто это нарушение фиксируется в обособленных подразделениях, которые также обязаны вести кассовые книги, несмотря на отсутствие прямой нормы, указывающей на это (см. также постановление 14-го ААС от 18.01.2016 № 14АП-9902/15). 

Нарушение порядка хранения свободных средств и превышение кассового лимита 

Расходование денежных средств, поступивших в кассу, на цели, не указанные в п. 2 указания № 3073, вместо их сдачи на расчетный счет, является нарушением порядка хранения, поскольку вместо оставления денег в кассе они потрачены на непредусмотренные цели (постановление 3-го ААС от 22.03.2016 № 03АП-736/16).

Накопление наличности в кассе сверх лимита имеет место в том случае, когда денежные средства в размере, превышающем установленный в организации лимит остатка по кассе (п. 2 указания № 3210-У), не сданы на расчетный счет по завершении рабочего дня.

При отсутствии установления лимита в числовом выражении он считается нулевым. Соответственно, вся наличность должна храниться на расчетном счете, в противном случае имеет место нарушение лимита (постановление 1-го ААС от 11.12.2015 № 01АП-7731/15). 

Обжалование постановления о наложении штрафа 


Полномочия по составлению протоколов и вынесению постановлений о привлечении к ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ возложены на налоговые органы (ст. 23.5 КоАП РФ).

Постановления могут быть обжалованы в административном и судебном порядке. В арбитражном суде подобные дела рассматриваются в порядке упрощенного производства, поскольку максимальный размер штрафа по ним составляет 50 000 руб. для организаций (ИП отвечают наравне с должностными лицами, ст. 2.4 КоАП РФ). В связи с этим в заявлении должна быть представлена максимальная аргументация без расчета на проведение очных судебных заседаний.

Обжалование решений по существу ограничивается апелляционной инстанцией, поскольку в соответствии с ч. 5.1 ст. 211 АПК РФ при назначении штрафа в размере менее 100 000 руб. пересмотр в кассационной инстанции возможен только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ (по мотиву наличия процессуальных нарушений). Пересмотр по существу не производится. Об этом сказано, например, в постановлении АС ВСО от 15.02.2016 № Ф02-467/16 по делу № А78-11041/2015. 

Итак, КоАП РФ предусмотрены санкции за ряд нарушений при работе с наличными деньгами: превышение предельного размера платежа при расчетах, нарушение порядка хранения и лимита остатка по кассе, неоприходование денежных сумм. Во всех приведенных случаях мера ответственности применяется налоговыми органами. При обжаловании постановлений необходимо учитывать особенности упрощенного арбитражного судопроизводства, а также ограниченные возможности кассационного порядка по данной категории дел.

rusjurist.ru

○ Что такое наличный расчет?


Данный вид расчетов представляет собой непосредственную передачу денежных средств за реализованный товар или оказанные услуги. Они могут использоваться как юридическими, так и физическими лицами.

Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.
(п.2 ст. 861 ГК РФ).

Вернуться к содержанию ↑

 

○ Законодательная регламентация деятельности.

Несмотря на то, что возможность подобного расчета допускается, закон накладывает определенные ограничения, которые касаются не только соблюдения целевого назначения платежа, но и оформления самого расчета. Это документальное оформление всех финансовых операций, которое подлежит строгому отчету.

Вернуться к содержанию ↑

 

○ Обязательства юридического лица.

Операции с наличными, проводимые с физическими лицами, требуют от юридического лица соблюдения определенных правил. Их нарушение ведет к различным штрафам и может стать причиной прекращения деятельности.


✔ Контрольно-кассовый аппарат.

Контрольно-кассовая машина (ККМ) необходима при осуществлении наличных расчетов, а также расчетов с использованием платежных карт. Порядок совершения подобных операций регулируется Центробанком РФ. Выдаваемый кассовый чек является документом строгой отчетности, на основе которого ведется учет финансовых операциях организации. Примером является расчеты за покупки, при которых кассир выдает чек покупателю.

Машина должна стоять на учете у налоговых органов, в противном случае предприятию грозит штраф до 40 тысяч рублей.

✔ Кассовая книга.

Кассовая книга ведется по утвержденной форме, каждый год оформляется новый журнал. Заполняется каждый день, когда велись операции с наличными средствами.  Состоит из двух частей: вкладного листа кассовой книги и отчета кассира. В отличие от ККМ, используется для учета не только расходных, но и приходных операций. При поступлении денежных средств оформляется приходный кассовый ордер, а его отрывная часть прикладывается к банковской выписке.

Расходные операции оформляются расходным кассовым ордером. Если деньги сдаются в банк, будет выдана квитанция и ордер. Квитанция подшивается к кассе, а ордер к кассовой книге. Данный документ ведется всеми организациями, работающими с наличностью, независимо от организационно-правовой формы и вида налогообложения (п.4 ст. 346.11 НК РФ).


✔ Ресурсы для осуществления деятельности.

Главное условие ведения наличных расчетов – возможность отслеживания всех финансовых операций и соответствующая уплата налогов с них. Поэтому наличие ККМ и кассовой книги строго обязательно при наличии грамотной фискализации.

Помимо перечисленного, необходимо иметь специальные отчеты и контракт с центром техобслуживания.

Вернуться к содержанию ↑

 

○ Лимит расчетов.

Согласно Указанию Центрального Банка РФ № 3073-У, деньги из кассы могут расходоваться на:

  • Социальные выплаты работникам, а также выдача заработной платы.
  • Выплату страховки физлицам.
  • Оплату товаров и услуг.
  • Выдачу наличных сотрудника под отчет.
  • Возврат финансов за возвращенные товары либо услуги, не принятые покупателем, но уже оплаченные наличными.

ИП также могут тратить средства на покрытие потребительских расходов, не связанное с предпринимательской деятельностью.

✔ На кого лимит расчетов может не действовать?

В соответствии с п.5 Указа, наличные операции юрлиц с физическими лицами могут проводиться без ограничений как в национальной, так и в иностранной валюте. Отсюда следует, что физическое лицо может передать в организацию любую сумму денег. В обратном случае также нет лимита, но есть некоторые ограничения по целям, которые прописаны в законодательстве.

✔ На что не распространяется лимит?

Также нет ограничения, если выплачивается:

  • Заработная плата.
  • Социальные выплаты.
  • Подотчетные средства.

Также согласно Указу лимит не действует, в тех случаях, когда осуществляются операции через Банк России, выплачиваются таможенные сборы и налоги, делаются переводы по кредитным обязательствам. Дополнительно превышение установленного размера выплат допускается в дни выдачи заработной платы, а также в праздничные и выходные дни, которые являются рабочими.

Вернуться к содержанию ↑

 

○ Наказание за несоблюдение лимита.

Согласно п.1 ст.15 ГК РФ,  превышение лимита квалифицируется как административное правонарушение. Если будет выявлено нарушение, будет назначен штраф:

  • До 40-50 тыс. рублей юридическому лицу.
  • До 4-5 тысяч рублей руководителю.

Таким образом, наличные расчеты между организациями и физическими лицами имеют свои особенности, которых важно учитывать. Их нарушение моет стать основанием для назначения административного наказания.

Вернуться к содержанию ↑

 

○ Советы юриста:

✔ Заключен договор на поставку запчастей с поставщиком-юрлицом и физическим лицом, расчет наличный. Организацией выбиваются чеки. Будет ли действовать лимит?

Согласно п.5 Указа Центробанка, расчет между физлицами и юридическими лицами не имеют ограничений.

topurist.ru

Наличные платежи до 100 тыс. руб.

Первый способ — это наличные платежи в рублях и валюте других государств среди участников (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) наличных расчетов в пределах исключительно одного договора, которые они имеют право совершать в размере, не превышающем 100 тыс. руб., или в валюте иного государства, эквивалентной 100 тыс. руб. по официальному курсу Банка России на дату проведения этих платежей.

Наличные платежи до 100 тыс.руб. совершаются при выполнении взятых на себя обязательств, определенных договором, подписанным сторонами наличных расчетов и имеющих силу как во время действия, так и после окончания срока договора

Наличные платежи до 100 тыс.руб.

Руководствуясь Указаниями от 07 октября 2013 N 3073-У следует, что если имеется несколько договоров с разными организациями, то с каждой отдельно можно осуществлять расчет наличными в пределах, установленных Центральным Банком РФ.

Например, предприятие А заключило договор на поставку товара с предприятиями В на сумму 500 тыс. руб., С на сумму 400 тыс. руб., Д на сумму 300 тыс. руб. В течение дня предприятие А может произвести наличный расчет до 100 тыс. руб. с каждым. Остальная сумма по трем договорам оплачивается в безналичном порядке.

В случае подписания двух, трех и более договоров с тем же предприятием по разным предметам договора, платежи наличными также производится в пределах определенных Указаниями от 07 октября 2013 № 3073-У, т.е. по каждому договору можно выплатить наличными до 100 тыс. руб.

Исходя из смысла Указаний ЦБ РФ «Об осуществлении расчетов наличными», при заключении нескольких договоров с одним и тем же предприятием, по одному и тому же предмету договора оплату наличными в размере 100 тыс. руб. можно осуществлять только по одному из этих договоров.

Расчет наличными без учета предельного размера

Второй способ — это наличные платежи без учета предельного размера, поступивших в кассу организации наличных денег от реализации товаров, оказания услуг, выполнения работ, на следующие цели:

  • платежи сотрудникам, включенные в фонд заработной платы, и платежи социального характера;
  • на личные потребности индивидуального предпринимателя, не связанные с занятием им предпринимательской деятельности;
  • выдачу денег под отчет сотрудникам.

Выплаты наличными в границах существующего лимита

Третий способ это выплаты наличными в границах существующего лимита, при получении предприятием наличных денег в банке по требованию о возврате остатка денежных средств, перечисленных на специальный счет в Банке России.

Порядок открытия и ведения такого счета определен Указанием Банка России от 15 июля 2013 года N 3026-У "О специальном счете в Банке России".

ментальная карта на Legalmap.ru

Возможно, вас заинтересует ментальная карта "Договор подряда (выполнения работ)", подробно описывающая детали этого документа.

Или посмотрите ЗДЕСЬ, как происходит заключение трудового договора с директором организации.

А в этой статье, вы узнаете, как рассчитывается минимальный налог при УСН.

Платежи, не регулируемые указанием ЦБ "Об осуществлении наличных расчетов"

Платежи, не регулируемые указанием ЦБ

Указание о наличных расчетах не регулирует:

  • наличные расчеты с участием Банк России;
  • наличные расчеты в рублях и в валюте других государств между физическими лицами, не зарегистрированными в качестве ИП;
  • банковские операции, проводимые на основании правовых норм Российской федерации, в том числе нормативных документов ЦБ РФ;
  • совершение выплат на основании правовых актов о таможенных сборах и законодательства о налогообложении.

Ответственность за нарушение правил наличных расчетов между юридическими лицами

При невыполнении правил о наличных расчетах, регулируемых Центральным Банком РФ, виновное лицо привлекается к административной ответственности, которая предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ виновные в нарушении правил работы с наличностью и проведении кассовых операций с наличностью привлекаются к ответственности.

Таким образом, предприятие, не следуя установленному лимиту расчетов наличными денежными средствами, может быть оштрафовано на сумму от 40 000 до 50 000 руб. За это же правонарушение на руководителя организации может налагаться административный штраф в размере от 4 000 до 5 000 руб.

legalmap.ru

Применение ККТ. Порядок наличных денежных расчетов между юридическими лицами

Порядок работы с наличными денежными средствами в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг регулируется в отношении:

  • применения ККТ — Федеральным законом от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее — Закон о применении ККТ);
  • применения БСО — Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 359, которым утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее — Положение о расчетах без применения ККТ);
  • предельной величины расчетов наличными деньгами между юридическими лицами — Указанием Банка России от 20 июня 2007 г. N 1843-У (далее — Указание N 1843-У).

Согласно п. 1 ст. 2 Закона о применении ККТ контрольно-кассовая техника применяется в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов <1> в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Данная норма Закона не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, которые <2>:

  • оказывают услуги населению и вместо кассового чека выдают покупателю соответствующие БСО, приравненные к кассовым чекам в соответствии с Положением о расчетах без применения ККТ;
  • в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты без применения ККТ <3>;
  • являются плательщиками единого налога на вмененный доход <4>, за исключением упомянутых в первых двух пунктах ст. 2 Закона о применении ККТ (при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств за товар, работу, услугу (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денег)).

<1> Расчеты с использованием платежных карт приравниваются к наличным денежным расчетам.
<2> За исключением платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также кредитных организаций и банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
<3> Список организаций и видов деятельности, к которым применяется данное правило, установлен в п. 3 ст. 2 Закона о применении ККТ.
<4> Глава 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса РФ.

Как видно, не применять ККТ при наличных денежных расчетах может лишь ограниченный круг организаций и индивидуальных предпринимателей.

Однако Закон о применении ККТ обязывает использовать кассовую технику только в случаях наличных расчетов за проданные товары, выполненные работы и оказанные услуги. Иными словами, расчеты, не подпадающие под признак торговых операций, могут оформляться без обязательного применения ККТ <5>. К таким расчетам относятся, например, расчеты по уплате заемщиком основной суммы долга по договору займа или залога, процентов за пользование заемными средствами, неустойки (штрафа, пеней), а также расчеты с подотчетными лицами по возврату работником в кассу организации остатка подотчетных сумм.

<5> Указанной позиции придерживается ФНС России в Письме от 8 сентября 2005 г. N 22-3-11/1695@ "О разъяснении законодательства о применении контрольно-кассовой техники".

Отметим, что согласно п. п. 3 и 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (утв. Решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40; далее — Порядок):

  • для осуществления расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме;
  • прием наличных денежных средств в кассу организации производится по приходным кассовым ордерам;
  • прием наличных денег организациями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением ККТ.

Как следует из последнего пункта, осуществление наличных расчетов не ориентировано на юридических лиц. Это подтверждается, например, ст. ст. 492, 493 Гражданского кодекса РФ, в которых сказано, что с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, считается заключенным договор розничной купли-продажи, по которому продавец обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Юридические же лица — это организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, предполагающей систематическое получение прибыли (ст. 2 ГК РФ).

Кроме того, как видно из приведенных норм Порядка, при приеме наличных денежных средств в кассу организации оформляется приходный кассовый ордер. Может сложиться мнение, что операции по приему денег от юридических лиц за проданные товары, работы, услуги можно оформлять приходным кассовым ордером без применения ККТ. Однако это не так. Из приведенных норм следует вывод лишь о наличии со стороны законодателя ограничений, суть которых заключается в сведении к минимуму наличных денежных расчетов между юридическими лицами. Указанный вывод подтверждается п. 2 Порядка, в котором сказано, что предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки.

Тем не менее полное исключение наличных расчетов между юридическими лицами невозможно и, следовательно, такие расчеты должны проводиться в соответствии с Законом о применении ККТ, т.е. с обязательным применением контрольно-кассовой техники. При этом следует отметить, что сам Закон не устанавливает зависимости применения ККТ от целей приобретения товаров, работ, услуг.

Кроме того, Закон о применении ККТ не разделяет покупателей на население и юридических лиц, а лишь определяет момент и случай применения ККТ. Так, согласно ст. 5 данного Закона организации, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

Вывод об обязательном применении ККТ при расчетах наличными деньгами между юридическими лицами подтверждает Пленум ВАС РФ в Постановлении от 31 июля 2003 г. N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, за неприменение контрольно-кассовых машин". В п. 3 Постановления указано, что сферой регулирования Закона о применении ККТ являются наличные денежные расчеты независимо от того, кто и в каких целях совершает покупки (заказывает услуги), и судам следует иметь в виду, что контрольно-кассовые машины подлежат применению и в тех случаях, когда наличные денежные расчеты осуществлялись с индивидуальным предпринимателем или организацией (покупателем, клиентом).

Как видно, в части использования ККТ при наличных денежных расчетах по операциям с признаком торговых нормы Закона о применении ККТ и Порядка идентичны — ККТ следует применять обязательно. Что касается правил ведения кассовых операций, то они регулируются только Порядком, значит, при приеме наличных денежных средств непосредственно в кассу организации необходимо выписать приходный кассовый ордер.

Таким образом, для правильного оформления наличных денежных расчетов между юридическими лицами необходимо исходить из следующего:

  • организация-продавец, осуществляя операции, имеющие признак торговых, обязана применять ККТ и выдавать покупателям, включая юридических лиц, кассовые чеки или БСО, приравниваемые к кассовым чекам, либо товарные чеки и другие документы, подтверждающие прием денежных средств за товар, работу, услугу (по требованию покупателя);
  • организация-продавец, осуществляя наличные расчеты за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги непосредственно через свою кассу, должна оформлять поступление наличных денег приходными кассовыми ордерами и заполнять кассовую книгу.

Иными словами, организация-продавец при получении денежных средств от покупателя — юридического лица непосредственно в свою кассу должна пробить и выдать ему кассовый чек и оформить приходный кассовый ордер на сумму, пробитую в этом чеке. Такая позиция подтверждается в Письме УФНС России по г. Москве от 22 июня 2005 г. N 22-12/44690. Отметим, что идентифицировать покупателя — юридическое лицо возможно при предъявлении им доверенности на получение товара, приемку работ или услуг, совершение расчетов и получение расчетных документов.

Таким образом, если организация-продавец проводит наличные расчеты, применяя ККТ, которые находятся в торговых залах, офисах продаж и других помещениях, не являющихся специально оборудованной кассой организации, где прием денег осуществляют продавцы или кассиры-операционисты, оформлять приходные кассовые ордера на каждое поступление от покупателя денежных средств не требуется. В этом случае по окончании рабочего дня (смены) оформляются приходные кассовые ордера на общие суммы выручки, сданные каждым из продавцов или кассиров-операционистов в кассу организации-продавца.

Если в кассу организации-продавца поступает выручка как напрямую от продавцов или кассиров-операционистов, так и от покупателей — юридических лиц, составляются отдельные приходные кассовые ордера на каждый из видов поступлений:

  • на суммы выручки, полученные от продавцов или кассиров-операционистов, — в конце рабочего дня (смены) при их сдаче в кассу организации-продавца;
  • на суммы выручки, полученные от каждого из покупателей — юридических лиц, — в момент такого получения; при расчетах с каждым из таких покупателей будет выбит кассовый чек по ККТ, находящейся непосредственно в кассе.

Если же организация-продавец проводит расчеты и с населением, и с юридическими лицами непосредственно через свою кассу, оформление поступлений наличных денежных средств можно организовать следующим образом:

  • каждое поступление денежных средств от покупателей — юридических лиц оформлять приходным кассовым ордером с обязательным применением ККТ — в этом случае организация-продавец выдаст покупателю кассовый чек и квитанцию к приходному кассовому ордеру. Сами денежные средства должны находиться в ящике кассового аппарата до момента снятия кассы;
  • поступление денежных средств от населения оформлять по окончании рабочего дня (смены) одним приходным кассовым ордером на общую сумму такого поступления с обязательным применением ККТ при расчетах с каждым покупателем — в этом случае продавец выдаст всем покупателям кассовые чеки; общая сумма выручки, полученная от населения, будет определяться как разница между суммой выручки, указанной в Z-отчете <1>, и суммой выручки, полученной от юридических лиц;
  • на конец рабочего дня заполнить кассовую книгу на основании приходных кассовых ордеров, оформленных при получении денежных средств от покупателей — юридических лиц, и приходного кассового ордера, оформленного на общую сумму выручки, поступившей от населения; размер выручки, поступившей от юридических лиц и населения, в общей сумме должен соответствовать сумме выручки за день, указанной в Z-отчете; этот отчет будет служить документом-основанием для всех выписанных приходных кассовых ордеров.

<1> Z-отчет — отчет при работе с ККМ. Снимается в основном один раз в конце смены. В Z-отчете указывается общая сумма денежных средств, поступивших в кассу в течение смены, т.е. выручка.

Отметим, что ФНС России выпустила Письмо от 10 июня 2011 г. N АС-4-2/9303@, в котором рассмотрела порядок осуществления наличных денежных расчетов, не предусматривающий составления отдельного приходного кассового ордера при получении денег от юридического лица. В частности, в указанном Письме говорится, что "поступившие от юридического лица денежные средства в счет оплаты товаров будут отражены в Z-отчете организации-продавца, составленном по итогам рабочей смены ККТ. Полученная в течение дня выручка организации-продавца должна быть оприходована кассиром предприятия путем составления приходного кассового ордера и соответствующими записями в кассовой книге предприятия. При этом сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте ККТ".

В связи со сказанным применяемый организацией-продавцом порядок учета денежных средств при осуществлении наличных денежных расчетов с юридическими лицами необходимо закрепить в учетной политике.

Отметим, что при наличных расчетах непосредственно через кассу организация-продавец в бухгалтерском учете выручку, полученную от населения и оформленную общим приходным кассовым ордером, может отражать без применения счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" прямой бухгалтерской записью по дебету счета 50 "Касса" и кредиту счета 90 "Продажи". Такая корреспонденция предусмотрена Планом счетов и Инструкцией по его применению <1>.

<1> План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению утверждены Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н.

Если же организация-продавец использует для отражения расчетов с населением счет 62, то, по мнению автора, следует по аналитическим признакам:

  • "Контрагент" — указать "Розничная торговля, выполненные работы, оказанные услуги населению";
  • "Договор" — указать номер Z-отчета.

В этом случае необходимые методологические требования к аналитическому учету по счету 62, установленные Планом счетов и Инструкцией по его применению, в частности построение аналитического учета с целью получения необходимых данных по покупателям (заказчикам) и расчетным документам, будут соблюдены.

Отдельно отметим, что, по мнению ФНС России, выраженному в Письме от 20 июня 2005 г. N 22-3-11/1115 "О применении ККТ", в случае получения аванса (предоплаты) за будущие поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг следует применять ККТ, поскольку существует связь с указанными видами расчетов.

Пример. Организация "АБВГ" продает офисную мебель и наряду с безналичными расчетами осуществляет расчеты наличными денежными средствами как с юридическими лицами, так и с населением. Выручка от покупателей — юридических лиц и населения поступает непосредственно в кассу организации "АБВГ". Полученную от населения выручку организация "АБВГ" учитывает без применения счета 62. В течение рабочего дня кассир организации "АБВГ" принял выручку от населения в сумме 900 руб. и покупателей — юридических лиц в следующих размерах:

  • ООО "БАМ" по договору N 11 в сумме 1200 руб.;
  • ООО "Аладдин" по договору N 31 в сумме 1500 руб.;
  • ООО "Солнышко" по договору N 27 в сумме 700 руб.

Общая сумма выручки за рабочий день составила 4300 руб.

В учете организации "АБВГ" операции по осуществлению наличных расчетов будут отражаться следующими бухгалтерскими записями:

Д 50 К 62, субсчет "ООО "БАМ"/договор N 11", — 1200 руб. — отражено поступление выручки за реализованные покупателю — юридическому лицу товары; основания — приходный кассовый ордер N 1 и Z-отчет (сумма выручки, полученная от покупателя — юридического лица, вошла в общую сумму выручки, отраженную в Z-отчете);

Д 50 К 62, субсчет "ООО "Аладдин"/договор N 31", — 1500 руб. — отражено поступление выручки за реализованные покупателю — юридическому лицу товары; основания — приходный кассовый ордер N 2 и Z-отчет (сумма выручки, полученная от покупателя — юридического лица, вошла в общую сумму выручки, отраженную в Z-отчете);

Д 50 К 62, субсчет "ООО "Солнышко"/договор N 27", — 700 руб. — отражено поступление выручки за реализованные покупателю — юридическому лицу товары; основания — приходный кассовый ордер N 3 и Z-отчет (сумма выручки, полученная от покупателя — юридического лица, вошла в общую сумму выручки, отраженную в Z-отчете);

Д 50 К 90 — 900 руб. (4300 руб. — (1200 руб. + 1500 руб. + 700 руб.)) — отражено поступление выручки по розничной торговле в виде разницы между общей суммой выручки, указанной в Z-отчете, и суммой выручки, полученной от покупателей — юридических лиц.

В кассовой книге будут сделаны четыре записи по приходным кассовым ордерам:

  • NN 1, 2, 3 — на суммы выручки, полученные от каждого из покупателей — юридических лиц, т.е. на 1200, 1500 и 700 руб.;
  • N 4 — на общую сумму выручки, полученную от физических лиц, т.е. на 900 руб.

К кассовому отчету кассир приложит приходные кассовые ордера NN 1, 2, 3, 4 и Z-отчет <2>.

<2> Для упрощения примера иные документы, установленные законодательством РФ и обязательные для составления при применении ККТ, не указываются.

Контроль за применением ККТ

Контроль за применением ККТ осуществляют налоговые органы и органы внутренних дел. В ст. 7 Закона о применении ККТ установлено, в частности, что налоговые органы:

  • осуществляют контроль за полнотой учета выручки;
  • проверяют документы, связанные с применением ККТ;
  • проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;
  • налагают на организации и индивидуальных предпринимателей штрафы в случаях и порядке, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Так, согласно ст. 14.5 КоАП РФ неприменение ККТ, а также отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)) влекут за собой предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 руб.; на должностных лиц — от 3000 до 4000 руб.; на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб.

В свою очередь, с налоговыми органами при осуществлении ими контрольных функций взаимодействуют органы внутренних дел в пределах своей компетенции.

Ограничение наличного денежного обращения, установленного для юридических лиц. Контроль за соблюдением правильности работы с наличностью

Регулирование и контроль наличного денежного обращения в РФ возложены на Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

В Положении о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 5 января 1998 г. N 14-П, утвержденном Советом директоров Банка России 19 декабря 1997 г., протокол N 47 (далее — Положение N 14-П), и Порядке указано, что все организации независимо от организационно-правовой формы и сфер деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков, не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги для осуществления предстоящих расходов и обязаны сдавать поступающие в кассы наличные деньги в учреждения банков.

При этом организациям разрешается хранить в кассах наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков, и расходовать поступающую в кассу денежную выручку на цели, предусмотренные законодательством и разрешенные обслуживающими учреждениями банков. К таким целям относятся, например, хозяйственные нужды организации, командировочные и представительские расходы.

Испрашиваемая сумма лимита остатка наличных денег в кассе рассчитывается организацией самостоятельно на основании данных о суммах выручки за три последних месяца и произведенных выплатах (кроме заработной платы и выплат социального характера) за этот же период. Рассчитывается лимит остатка наличных денег в кассе в расчете по форме N 0408020 "Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу" (далее — Расчет). В Расчете также приводятся цели расходования денежных средств из полученной организацией выручки. Расчет заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера организации. Обслуживающее учреждение банка анализирует Расчет и устанавливает для организации лимит остатка наличных денег в кассе за подписью руководителя этого учреждения банка.

Кроме того, Банк России принимает меры и по ограничению величины наличных расчетов. Так, согласно Указанию N 1843-У на настоящий момент лимит расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами, предпринимателями, юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем не должен превышать 100 000 руб. При этом условиями данного ограничения являются осуществление наличных расчетов в рамках одного договора и связь с предпринимательской деятельностью. Законодатель не напрасно указывает на связь с предпринимательской деятельностью, подчеркивая тем самым необходимость ограниченного участия юридических лиц в наличных денежных расчетах, о чем уже говорилось.

Контроль за порядком работы с денежной наличностью в части ограничения наличного денежного обращения между юридическими лицами возложен на учреждения банков. В Положении N 14-П среди прочего установлены правила организации обращения наличных денег и рекомендации по осуществлению проверки соблюдения организациями порядка работы с денежной наличностью.

В частности, в п. 2.14 Положения N 14-П указано, что "учреждения банков в целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью…". Проверка осуществляется в соответствии с Рекомендациями по осуществлению кредитными организациями проверок соблюдения предприятиями порядка работы с денежной наличностью, являющимися Приложением к Положению N 14-П.

Целью, определенной в Рекомендациях, является проверка соблюдения организациями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, установленного нормативными актами Банка России.

К организациям, не соблюдающим порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются меры ответственности, предусмотренные законодательными и иными правовыми актами РФ. Например, в ст. 15.1 КоАП РФ предусмотрены санкции по следующим правонарушениям, связанным с работой с наличными денежными средствами:

  • нарушение порядка работы с денежной наличностью <1> и порядка ведения кассовых операций <2>, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров <3>;
  • неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;
  • несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, а равно накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

<1> Положение N 14-П.
<2> Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации.
<3> Указание N 1843-У.

При установлении указанных нарушений размер административного штрафа составляет для должностных лиц 4000 — 5000 руб., для юридических лиц — 40 000 — 50 000 руб.

Применение БСО. Контроль за применением БСО

Как уже отмечалось, организации при оказании услуг населению вместо кассовых чеков выдают БСО, приравниваемые к кассовым чекам.

При применении БСО необходимо руководствоваться Положением о расчетах без применения ККТ. Формы БСО изготавливаются типографским способом или формируются с использованием автоматизированных систем. Причем такие системы должны содержать защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с БСО, а также иметь функции по охране его уникального номера и серии в течение не менее пяти лет.

БСО должны содержать все обязательные реквизиты, установленные п. 3 Положения о расчетах без ККТ. Следует отметить, что перечень реквизитов является открытым, поэтому организация (индивидуальный предприниматель) вправе самостоятельно дополнить БСО иными реквизитами, характеризующими специфику оказываемой услуги.

Такими реквизитами могут быть, например, код услуги в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 <1>, логотип организации, художественное оформление в виде рисунков по тематике услуги, правила предоставления и пользования услугой, время и место предоставления услуги, наименование (адрес) сайта, на котором имеется описание услуги.

<1> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. N 163.

Отметим, что ранее формы БСО утверждались Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККТ. Теперь согласно Положению о расчетах без применения ККТ организации и индивидуальные предприниматели разрабатывают формы БСО самостоятельно, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм БСО.

В настоящее время утвержденные федеральными органами исполнительной власти формы БСО существуют, в частности, в отношении услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также в отношении услуг, оказываемых учреждениями культуры <2>.

<2> Учреждениями культуры признаются: учреждения кино и кинопроката, театрально-зрелищные предприятия, концертные организации, коллективы филармоний, цирковые предприятия и зоопарки, музеи, парки (сады) культуры и отдыха, включая услуги выставочного характера и художественного оформления и услуги физической культуры и спорта (проведение спортивно-зрелищных мероприятий) (п. 6 Положения о расчетах без применения ККТ).

При оказании населению услуг, в отношении которых формы БСО утверждены федеральными органами исполнительной власти, организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять именно эти формы БСО.

Невыдача БСО, приравненного к кассовому чеку, является основанием для привлечения организации (индивидуального предпринимателя) к административной ответственности за осуществление денежных расчетов без применения ККТ в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ, информация о санкциях по которой была указана ранее.

Стоит иметь в виду, что согласно позиции ФНС России, выраженной в Письме N АС-4-2/9303@, "при определении перечня услуг следует руководствоваться Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93…". При оказании населению услуг, не поименованных в ОК 002-93, ККТ применяется в общеустановленном порядке.

М.А.Масленникова

Старший консультант

департамента бухгалтерского консалтинга

компании "ФБК"

Расходы на типографию в издательстве: всегда ли прямые
 
Обобщение судебной практики по налоговым спорам за май 2011 года

wiseeconomist.ru


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.