Сроки проведения камеральной проверки по ндс


Итак, ей необходимо:

  • в течение шести дней отправить в ИФНС в электронном виде квитанцию о приеме требования (если этого не сделать, то через 10 дней со дня истечения срока ИФНС может заблокировать расчетный счет фирмы);
  • проверить правильность заполнения декларации, сверить запись, отраженную в декларации со счетом-фактурой, обратить внимание на корректность заполнения реквизитов записей, по которым установлены расхождения (даты, номера, суммовые показатели, правильность расчета суммы НДС в зависимости от ставки и стоимости покупок (продаж)). Если счет-фактура принимался к вычету по частям (несколько раз), необходимо также проверить общую сумму НДС, принятую к вычету по всем записям такого счета-фактуры, в том числе с учетом предыдущих налоговых периодов;
  • представить уточненную декларацию, если в процессе выполнения предыдущего пункта была выявлена ошибка, приводящая к занижению суммы налога к уплате;
  • представить пояснения с указанием корректных данных (если ошибка не привела к занижению налога к уплате). Правда, здесь чиновники рекомендуют также подать «уточненку», хотя это делать вовсе не обязательно.

Если бухгалтер после проверки не выявил ошибок, то он все равно должен сообщить об этом налоговой инспекции, о чем также сказано в вышеприведенном письме.

Дополнительно к пояснениям бухгалтер может приложить выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета, а также документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ).

shutterstock_552345271.jpg

Какие документы могут запросить

Третий вариант – когда проверяющие запрашивают документы – является самым неблагоприятным. Понятно, что с представлением документов возрастают риски, что налоговики еще что-нибудь найдут.

Поясним, в каких случаях у компании могут потребовать документы во время камеральной проверки НДС. Перечень таких случаев ограничен:

  1. Компания представила декларацию с суммой налога к возмещению из бюджета. В этом случае налоговая инспекция вправе истребовать документы, которые подтверждают право на вычет НДС в соответствии со ст. 172 НК РФ (п. 8 ст. 88 НК РФ). Поэтому на практике бухгалтеры стараются не допускать подобных ситуаций, в чем им помогает законодательно установленная возможность переноса вычета на более поздние сроки.

  2. Сведения, указанные организацией в декларации, не совпадают со сведениями декларации, которую представил в ИФНС контрагент организации. Чтобы привлечь внимание налоговиков, несовпадения должны свидетельствовать о занижении НДС, подлежащего уплате. В этом случае у вас потребуют счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к соответствующим операциям (п. 8.1. ст. 88 НК РФ, письмо ФНС России от 16.09.2015 № СД-4-15/16337). Помимо этого инспекторы могут потребовать и копии книги продаж, книги покупок, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур (письмо ФНС России от 10.08.2015 № СД-4-15/13914).
  3. Компания применяет льготу по НДС. Такие организации должна быть готовы к тому, что в рамках камеральной проверки у них попросят документы, подтверждающие право на применение льгот. При этом льготами не являются операции, которые не признаются объектом налогообложения или освобождены от него без предоставления преимущества определенной категории лиц. Поэтому налоговики не вправе требовать документы, подтверждающие правомерность исключения таких операций из налоговой базы (письмо ФНС России от 22.12.2016 № ЕД-4-15/24737).
  4. Организация представила уточненную декларацию по НДС по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первичной отчетности за соответствующий период (п. 8.3 ст. 88 НК РФ). В этом случае налоговики могут потребовать не только первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях декларации. Придется представить и аналитические регистры налогового учета, на основании которых были сформированы указанные показатели до и после их корректировки.

shutterstock_169002275.jpg

Много документов? Сроки можно продлить

На то, чтобы подготовить и представить все запрошенные налоговиками документы, организации отводится 10 рабочих дней с момента получения требования (п. 3 ст. 93 НК РФ). 

Если этого времени недостаточно (например, из-за большего объема документов или по причине нахождения бухгалтера в отпуске), то компания может ходатайствовать о продлении срока, направив в ИФНС уведомление, в котором:

  • объясняются причины невозможности представления документов; 
  • указывается срок, в который документы могут быть представлены.

Но сделать это нужно достаточно быстро – в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения требования о представлении документов. Правда, подача такого уведомления не гарантирует положительного исхода дела, но обычно налоговики идут компаниям навстречу, соглашаясь продлить срок. 


О принятом решении ИФНС сообщает фирме в течение двух дней со дня получения уведомления.

НДС начислят, а вычеты не заметят

Ни для кого не секрет, что задача инспектора состоит в том, чтобы выявить ошибки, которые повлекли за собой снижение суммы НДС к уплате. 

То есть налоговики, в первую очередь, будут искать операции, не попавшие в налоговую базу, и вычеты, подтвержденные дефектными документами (либо вовсе не подтвержденные соответствующими документами). И вряд ли они обратят внимание на то, что какой-нибудь счет-фактура не был зарегистрирован в книге покупок и, соответственно, его показатели не попали в «налоговые вычеты». Но даже если и обратят на это внимание, то в акте проверки уж точно не отразят, дабы не занижать свои «заслуги» в виде доначисленной суммы налогов и санкций.

Но правы ли они будут? Как показывает судебная практика, вопрос этот спорный. 

С одной стороны, применение вычета по НДС – это право, а не обязанность. А о своем праве компании заявляют путем отражения вычетов в декларации. И если вычет не был отражен в «первичной» декларации, то у них есть возможность отразить его в уточненной декларации. Следовательно, фирма не может обязать инспекцию включить в акт неотраженные ею вычеты. Такой вывод сделан, например, в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 29.04.15 № Ф06-23365/2015, ФАС Дальневосточного округа от 03.06.2014 № Ф03-1817/2014, ФАС Северо-Западного округа от 26.02.2013 по делу N А56-49359/2011.


В то же время есть судебные решения с противоположным выводом. Например, Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 09.07.2015 № Ф07-4290/2015 отметил, что наличие у налогоплательщика права на самостоятельное применение вычетов путем их декларирования не освобождает ИФНС от обязанности определения в рамках проверки суммы налогового обязательства, действительно подлежащего уплате в бюджет.

Таким образом, рассчитывать на то, что неучтенные вычеты попадут в акт проверки, все же не стоит, ведь даже у судов на этот счет нет единого мнения.

shutterstock_373891489.jpg

По итогам проверки — акт. Но не всегда

Если по итогам камеральной проверки ИФНС не выявила фактов нарушения налогового законодательства, то акт не оформляется. И специально о завершении проверки (если речь не идет о декларации по НДС с применением заявительного порядка возмещения налога по ст. 176.1 НК РФ) организация не уведомляется, поскольку такой обязанности в НК РФ не содержится (письмо УФНС России по г. Москве от 21.05.2009 № 20-14/4/051403). 

Поэтому если три месяца со дня подачи декларации прошло, и от инспекции не поступило ни требований, ни акта, то можно считать, что «пронесло».


Таким образом, акт будет направлен компании только в случае неблагоприятного исхода проверки. 

Если бухгалтер не согласен с выводами акта, то он может составить письменные возражения. 

Представить их нужно в течение одного месяца со дня получения акта проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ). Налоговая инспекция рассматривает возражения и принимает окончательное решение по проверке, в котором возражения могут учитываться, а могут и не учитываться. 

При несогласии с окончательными выводами инспекции фирма может обжаловать решение в региональном управлении ФНС, а затем и в арбитражном суде.

О том, как уточнить сведения по НДС по требованию налоговиков в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 – получить требование и отправить квитанцию в ИФНС, сформировать и отправить пояснения по Разделам 8–12, по контрольным соотношениям показателей декларации и по иным основаниям, — читайте в статье "Пояснения по НДС в рамках камеральной проверки в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0".

buh.ru

В статье представлены разъяснения официальных органов по порядку проведения камеральной проверки, даны советы и рекомендации налогоплательщикам, позволяющие быстро сориентироваться и принять взвешенное решение по результатам проведения камеральной проверки.

 

Введение

Камеральная проверка является формой текущего контроля. В процессе проверки налоговики определяют, как соблюдается налоговое законодательство, правильно ли применяются льготы по налогам и сборам.


Камеральная проверка начинается сразу после того, как в налоговую инспекцию представлена декларация или расчет (отчетность). Чтобы начать проверку, не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа (п. 2 ст. 88 Налогового кодекса РФ; далее — НК РФ). Следовательно, налоговики могут провести камеральную проверку на основании любой представленной налоговой декларации (расчета). Так, на первоначальном этапе налоговые инспекторы проверяют, насколько правильно заполнена декларация (расчет), как взаимоувязаны показатели представленной отчетности с показателями:

• налоговых деклараций и расчетов по проверяемому налогу за предыдущие налоговые (отчетные) периоды;

• налоговых деклараций и расчетов по другим налогам;

• бухгалтерской отчетности;

• иных документов, которые есть в распоряжении налогового органа.

Однако так называемой углубленной проверке с запросом пояснений, истребованием дополнительных документов подвергаются далеко не все декларации. Зачастую на практике налоговики ограничиваются проверкой контрольных соотношений по данным декларации (расчета) и других имеющихся у них документов (пп. 1, 3 ст. 88 НК РФ). Контрольные соотношения — это по существу формулы, в которые должны укладываться показатели представленной декларации (расчета) относительно других показателей отчетности (проверяются автоматически с помощью компьютерной программы).


Рекомендация: не стоит недооценивать значение камеральной проверки, поскольку данные этой проверки во многом определяют план выездных налоговых проверок.

 

Порядок проведения камеральной проверки

Порядок проведения камеральной налоговой проверки регламентирован ст. 88 НК РФ. Она проводится по месту нахождения ИФНС на основе представленной налогоплательщиком декларации и иных документов о его деятельности, имеющихся в распоряжении налоговиков. Свои рекомендации по порядку проведения камеральной проверки эксперты ФНС России привели в письме от 16.07.2013 № АС-4-2/12705.

Так, декларации и расчеты налогоплательщик представляет в налоговую инспекцию по месту своего учета. Состоять на налоговом учете налогоплательщик может как по месту нахождения организации и обособленных подразделений (для ИП — по месту жительства), так и по месту нахождения принадлежащих налогоплательщику недвижимого имущества и транспортных средств (п. 1 ст. 83 НК РФ). Например, плательщики налога на имущество организаций представляют декларации по месту нахождения недвижимости, даже если она находится вне места нахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс (ст. 385, п. 1 ст. 386 НК РФ). Камеральная проверка в таком случае будет проводиться по месту нахождения недвижимости.


Поскольку камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа, в который налогоплательщик представил декларацию или расчет (отчетность), то налоговые инспекторы при камеральной проверке не выезжают на территорию налогоплательщика (п. 1 ст. 88 НК РФ). Вместе с тем это не означает, что они не вправе (если это потребуется) обследовать помещения и территории налогоплательщика для получения необходимых им доказательств.

 

 

Рассмотрим алгоритм проведения камеральной проверки.

Этап 1. Принятие и ввод в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных всех представленных налоговых деклараций (расчетов). Другими словами, камеральная проверка любой декларации (расчета) начинается с того, что данные отчетности заносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС «Налог»).

Далее идет сверка контрольных соотношений: система в автоматическом режиме осуществляет арифметический контроль вводимых данных.

Для того чтобы бухгалтеры могли самостоятельно увидеть и исправить ошибки в налоговых декларациях, ФНС России на своем официальном сайте опубликовала контрольные соотношения показателей налоговой отчетности. Именно с помощью контрольных соотношений контролеры проводят проверку того, насколько правильно и достоверно заполнены декларации налогоплательщиками и налоговыми агентами.

 

 


Указанные формулы и расчеты могут быть внедрены в существующие бухгалтерские программы (как разрабатываемые налогоплательщиками самостоятельно, так и создаваемые для них специализированными IT-компаниями). Налогоплательщики, заполняя налоговые декларации в применяемых ими программах, смогут определить ошибки и исправить их до предоставления отчетности в налоговые органы.

Этап 2. Камеральный контроль с использованием внутридокументных и междокументных контрольных соотношений на основе имеющейся в налоговом органе информации (в автоматическом режиме).

Этап 3. Если контрольные соотношения не удовлетворяют автоматической проверке с помощью компьютерной программы, проводится углубленная камеральная проверка с запросом дополнительных документов налогоплательщика. Можно сказать, что третий этап — это дальнейшая углубленная проверка с проведением мероприятий налогового контроля, осуществляемая отделом камеральных проверок.

На данном этапе (углубленная проверка) должностное лицо налогового органа проверяет:

  • сопоставимость показателей налоговой декларации (расчета) с показателями налоговой декларации (расчета) предыдущего отчетного (налогового) периода;
  • взаимоувязку показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) с показателями налоговых деклараций (расчетов) по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью;
  • достоверность показателей налоговой декларации (расчета) на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации.

Налоговый инспектор также сопоставляет показатели деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности с показателями по аналогичным налогоплательщикам и со среднеотраслевыми показателями. Кроме того, он проверяет правильность отражения в карточке «Расчеты с бюджетом» налогоплательщика начислений по представленным налоговым декларациям (расчетам) (письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Сроки и форма проведения камеральной проверки представлены в табл. 1.

 

Таблица 1. Проведение камеральной проверки

По сроку

По форме

Проводится в течение трех месяцев со дня, следующего за днем подачи декларации (расчета)

Автоматизированный контроль и сверка контрольных соотношений по представленной отчетности

 

В отличие от выездной проверки, закон не предусматривает ни продления, ни приостановления срока проведения камеральной проверки (письмо Минфина России от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75, Постановления ФАС Московского округа от 23.05.2012 по делу № А40-85281/11-20-359, ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2010 по делу № А52-4313/2009).

Это означает, что совершать любые действия, связанные с проверкой отчетности (например, запрашивать пояснения или документы), налоговики могут только в пределах данного срока.

После получения декларации, расчета (отчетности) налоговики проведут проверку контрольных соотношений. Итогом проверки контрольных соотношений будет являться наличие или отсутствие оснований для углубленной проверки.

Если в представленных декларациях (расчетах, отчетности) ошибок и несоответствий не выявлено, то, как правило, налоговики не информируют об этом налогоплательщиков, ведь никаких документов по результатам проверки не составляется. Другое дело, когда в декларациях и (или) расчетах находят ошибки или искажения. Инспекция может сопоставить показатели текущей и предыдущей отчетности, а также цифры по разным налогам за отчетный период. Если данные не будут сходиться, то, возможно, инспекция решит провести углубленную проверку.

Также налоговики могут принять решение об углубленной камеральной проверке, если налогоплательщик применяет налоговые льготы, заявит НДС к возмещению, или когда в уточненной декларации заявлен налог к уменьшению (пп. 6, 8 ст. 88 НК РФ).

В ходе проведения углубленной проверки события могут развиваться по-разному:

  • ситуация 1: налогоплательщику сообщают о выявленных ошибках (противоречиях в отчетности) с требованием представить пояснения или внести исправления в отчетность. Срок — не позднее пяти рабочих дней;
  • ситуация 2: налоговая инспекция проводит определенные мероприятия налогового контроля:

– истребование дополнительных документов у налогоплательщика;

– проведение встречной проверки контрагентов;

– истребование документов у третьих лиц;

– назначение экспертизы;

– осмотр помещений и территорий;

– другие мероприятия.

Затребовать какие-либо документы, относящиеся к проверке, налоговики могут только в пределах трехмесячного срока, отведенного для проведения камеральной проверки. На это обращено внимание и в официальных разъяснениях (письмо Минфина России от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75), и в постановлениях судов (Постановления ФАС Московского округа от 26.11.2010 № КА-А40/14322-10 по делу № А40-160453/09-4-1253, 05.07.2010 № КА-А40/6657-10 по делу № А40-131877/09-111-956). Поэтому непредставление документов по требованию, выставленному спустя три месяца, не может являться основанием для вывода о начислении штрафных санкций в связи с неуплатой налога.

Более того, затребовать дополнительные документы налоговики могут только в ситуации, когда они выявили ошибки или противоречия в отчетности. Если этого не произошло, действия проверяющих можно считать незаконными (письмо ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@, Постановления Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 7307/08, ФАС Поволжского округа от 10.09.2013 по делу № А65-406/2013).

Руководитель (заместитель руководителя) налоговой инспекции может принять решение о проведении дополнительных контрольных мероприятий (абз. 1 п. 6 ст. 101 НК РФ). Тогда налоговики в течение еще одного месяца на законных основаниях смогут истребовать интересующие их документы и информацию, проводить экспертизы и (или) допрашивать свидетелей (абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ, письмо Минфина России от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75).

 

 

Налогоплательщику, который не представит затребованные документы или иные сведения, грозит ответственность по ст. 126 НК РФ. Штраф составит 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Нередко налоговая инспекция вместо представления документов решает вызвать налогоплательщика для личного общения (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, п. 2 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837). Для этого используется специальное уведомление, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах»). За неявку должностное лицо организации (или ИП) может быть оштрафовано на 2000–4000 руб. по ч. 1 ст. 19.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Типичные ситуации, когда налоговики вправе потребовать дополнительные документы для проведения камеральной проверки, представлены в табл. 2.

 

Таблица 2. Дополнительные документы, которые необходимо представить налоговой инспекции для проведения камеральной проверки

Ситуация, подлежащая камеральной проверке

Документы, которые необходимо представить налоговикам

Правовое основание

В представленной декларации обнаружены ошибки или выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, противоречат сведениям из других источников

Необходимо представить пояснения или подать исправленную (уточненную) декларацию

Пункт 3 ст. 88 НК РФ

Выявлено, что сведения, содержащиеся в декларации, не соответствуют сведениям из документов, имеющихся в налоговой инспекции

Необходимо подать документы, подтверждающие достоверность сведений в декларации

Пункт 4 ст. 88 НК РФ, Постановление Президиума ВАС РФ от 15.03.2012 № 14951/11

Представлена убыточная декларация

Необходимо представить пояснения, обосновывающие размер убытка

Пункт 3 ст. 88 НК РФ

Представлена уточненная декларация, в которой сумма налога к уплате меньше, чем в ранее представленной декларации за тот же период

Необходимо представить пояснения, обосновывающие уменьшение суммы налога

Пункт 3 ст. 88 НК РФ

Для ситуаций по налогу на добавленную стоимость

К декларации по НДС не приложены обязательные сопутствующие документы

При подтверждении нулевой ставки по НДС должны прилагаться документы, указанные в ст. 165 НК РФ

Пункт 7 ст. 88 НК РФ

В декларации по НДС заявлена сумма налога к возмещению (заполнена стр. 050 разд. 1 декларации)

Документы, подтверждающие правомерность вычетов по НДС (счета-фактуры поставщиков, первичные документы на приобретение товаров , работ, услуг)

Пункт 8 ст. 88 НК РФ

 

Оформление результатов камеральной проверки

Если по результатам рассмотрения материалов проверки инспекция установит факт налогового правонарушения, она составит акт камеральной налоговой проверки по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ (в ред. от 23.07.2012) «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки».

Акт камеральной проверки составляется не позднее 10 рабочих дней после окончания проверки. Данный документ должен быть вручен налогоплательщику в течение пяти рабочих дней с даты составления акта (п. 5 ст. 100 НК РФ). После этого начинает течь срок, отведенный на то, чтобы подать возражения на акт проверки. Этот срок составляет один месяц со дня получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Акт является основным документом, в котором представлены результаты камеральной проверки. Он должен состоять из следующих частей:

  • вводная часть (общие положения);
  • описательная часть (установленные факты);
  • итоговая часть:

– выводы налоговых органов;

– предложения по устранению выявленных нарушений;

– ссылки на статьи об ответственности за эти правонарушения.

Полагаем, что приложения к акту камеральной проверки, оформляемые налоговым органом, также следует рассматривать в качестве его составной части.

На основании акта камеральной проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа принимает решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности по итогам рассмотрения материалов камеральной проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ).

 

 

Добавим, что несоставление акта камеральной проверки является одним из оснований для отмены решения, вынесенного налоговым органом по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки. К такому мнению приходят арбитражные суды (Постановления ФАС Московского округа от 23.09.2009 № КА-А40/8182-09-2, ФАС Северо-Кавказского округа от 12.11.2009 № А53-5911/2009).

Поэтому, если инспектор утверждает, что провел камеральную проверку представленной налогоплательщиком декларации и нашел нарушения, он обязан составить акт проверки. Если он не сделает этого, решение, которое будет вынесено по итогам рассмотрения материалов проверки, может быть признано недействительным (п. 14 ст. 101 НК РФ).

 

Должны ли налоговые инспекторы составить акт камеральной проверки, если были выявлены нарушения, которые не повлекли занижение суммы налога к уплате?

Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ проверяющие должны составлять акт в каждом случае, когда в результате проведения проверки выявлены нарушения налогового законодательства, независимо от того, выявлена ли при этом недоимка по проверяемому налогу.

Предположим, налогоплательщик несвоевременно представил налоговую декларацию, но налог уплатил вовремя. В данном случае инспектор все равно составит акт камеральной проверки. При этом в акте он укажет на совершение налогоплательщиком правонарушения, которое предусмотрено ст. 119 НК РФ (несвоевременное представление в налоговый орган декларации).

 

Возражения на акт камеральной проверки — один из важнейших инструментов, который закон предоставляет налогоплательщику, чтобы он имел возможность влиять на принятие решения по итогам проверки.

Итак, после получения акта налогоплательщик вправе подать в налоговый орган свои письменные возражения на акт проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ). Сделать это можно в следующих случаях:

  • налогоплательщик не согласен с выводами и предложениями налогового инспектора по существу;
  • следует указать руководителю инспекции (его заместителю) на нарушения прав налогоплательщика в ходе проверки, на ошибки и неточности в составленном акте.

Представление возражений — право, а не обязанность налогоплательщика. Поэтому возражения можно и не подавать. Но, как правило, возражения на акт камеральной проверки представлять необходимо. Особенно если организация или индивидуальный предприниматель (ИП) намерены отстаивать свою позицию как перед руководителем налогового органа (его заместителем), который будет рассматривать материалы проверки, так и впоследствии в вышестоящем органе или суде.

 

 

Особо подчеркнем, что в возражениях не стоит указывать на формальные нарушения порядка проведения камеральной проверки (например, срока проверки, процедуры допроса и т. п.) или оформления акта проверки. Целесообразно ограничиться доводами, подтвержденными правильно оформленными документами, которые смогут убедить налоговиков в ошибочности их выводов.

Возражения подаются в письменном виде (п. 6 ст. 100 НК РФ). Поскольку НК РФ не содержит требований к оформлению и содержанию возражений на акт камеральной проверки, налогоплательщик вправе составить возражения в произвольной форме.

Приведем некоторые технические рекомендации по составлению возражений.

При оформлении вводной части возражений следует указать:

  • наименование организации или фамилию, имя и отчество (для физического лица, ИП);
  • адрес места нахождения согласно учредительным документам организации или адрес места жительства (для физического лица, ИП);
  • ИНН и КПП;
  • дату представления возражений;
  • точное наименование налогового органа, в который представляются возражения;
  • фамилию, инициалы и должность инспектора, который проводил камеральную проверку;
  • по какой декларации (расчету) проводилась проверка (налог, период).

Кроме того, можно упомянуть даты начала и окончания проверки.

Далее следует указать, с какими выводами и (или) предложениями налогового инспектора организация (ИП) не согласна.

При этом нужно сразу указать всю спорную сумму, со взысканием которой организация (ИП) не согласна, а также привести обоснованные аргументы.

Рекомендации по составлению возражений:

  • формулируйте свои аргументы кратко и четко, со ссылками на статьи НК РФ. Не забудьте, что ссылаться нужно на нормы в редакции, которая действовала в спорный период, а не в тот период, когда составляются возражения;
  • постарайтесь подобрать судебные решения, подтверждающие вашу правоту. Желательно, чтобы это были решения по вашему судебному округу или решения ВАС РФ;
  • если есть возможность, сошлитесь на разъяснения Минфина России, ФНС России или регионального Управления ФНС России. Если вам по спорному эпизоду давала письменные разъяснения ваша инспекция, обязательно сошлитесь и на них;
  • не стоит надеяться на формальные доказательства вашей правоты, чрезмерно увлекаться толкованием норм права и ссылками на практику. Лучший аргумент — наличие подтверждающих вашу правоту документов (регистров бухгалтерского учета, первичных и иных документов).

 

 

В соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ для составления и подачи возражений налогоплательщику отводится один месяц со дня получения экземпляра акта камеральной проверки. Срок представления возражений истекает в соответствующее число месяца, следующего за месяцем получения акта камеральной проверки (п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

 

ПРИМЕР 1

Организация получила акт камеральной проверки 20.01.2015. Возражения нужно представить не позднее 20.02.2015.

 

Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то последний день, когда можно представить возражения, истекает в последний день этого месяца (абз. 2 п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

 

ПРИМЕР 2

Организация получила акт камеральной проверки 30.01.2015. Возражения нужно представить не позднее 28.02.2015.

 

Представить возражения организация (ИП) вправе в любой день установленного срока, в том числе и в последний.

 

Нюансы камеральной проверки по НДС

Камеральная проверка по налогу на добавленную стоимость является, по мнению многих практиков, наиболее сложной и непредсказуемой. Так, поводом для ее проведения могут быть не ошибки и несоответствия в отчетности, а поданная в ИФНС декларация с заявленной суммой налога к возмещению из бюджета. При этом размер заявленной суммы не имеет значения.

Напомним, что возмещению подлежит полученная разница между суммой налоговых вычетов и суммой НДС, исчисленного по облагаемым операциям по итогам налогового периода.

Камеральная проверка по налогу на добавленную стоимость всегда сопровождается истребованием от налогоплательщика дополнительных документов, подтверждающих правомерность применения вычетов. При этом счет-фактура служит основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг, имущественных прав) сумм НДС к вычету (ст. 169 НК РФ).

С 01.01.2015 расширяется перечень случаев, когда при проведении камеральной проверки налоговики вправе истребовать дополнительные документы. Так, при камеральной проверке декларации по НДС могут быть истребованы счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, сведения о которых содержатся в представленной декларации и не соответствуют сведениям об этих же операциях, указанным (п. 8.1 ст. 88 НК РФ):

  • в декларациях по НДС, представленных другими лицами;
  • в журналах учета счетов-фактур, представленных посредниками — неплательщиками НДС.

 

ПРИМЕР 3

Инспекция по итогам камеральной проверки откажет плательщику в возмещении НДС, если им необоснованно заявлены вычеты по НДС по счетам-фактурам, которые относятся к более ранним периодам.

 

Как правило, в такой ситуации организация подтверждает фактический период получения счетов-фактур в журнале входящей корреспонденции, книге покупок и журнале регистрации полученных счетов-фактур. Однако этого недостаточно.

Проверяющие укажут на то, что суммы НДС, предъявленные плательщику при приобретении товаров (работ, услуг), подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором у него возникло на это право, то есть этот момент не может быть произвольно перенесен на другой период. Данная позиция поддержана судебной практикой (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.09.2013 по делу № А81-3853/2012).

При возникновении спора по такому вопросу налогоплательщику следует обратить внимание, в каком периоде товары (работы, услуги) были приняты на учет, поскольку по общему правилу именно дата счета-фактуры определяет дату его принятия и вручения контрагенту по договору.

 

 

Налогоплательщику важно учитывать следующие моменты:

  • факт получения счетов-фактур существенно позже указанных в них дат (по причине изготовления их с нарушениями и возвращения контрагентам для доработки, плохой работы почты и территориальной удаленности контрагентов) должен быть документально подтвержден;
  • наиболее распространенным способом документального подтверждения факта получения счетов-фактур позже указанных в них дат является использование почтовых конвертов с соответствующими датами оттиска штемпеля.

Налоговые органы в таких случаях могут проявить интерес к весу почтовой корреспонденции. Если проверяющие объективно докажут невозможность получения в каком-либо конверте счетов-фактур (например, в количестве 100 штук счетов-фактур по описи вложения в конверте весом 20 г), то в заявленной сумме вычетов НДС могут отказать. В таких случаях судебная практика на стороне проверяющих (Постановление ФАС Московского округа от 06.12.2012 по делу № А41-31731/11, Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2012 по делу № А41-31731/11).

Отметим, что в счета-фактуры, составленные с даты вступления в силу Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 (в ред. от 29.11.2014) «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее — Постановление № 117), исправления вносятся продавцом путем составления их новых экземпляров.

При этом не допускается изменение даты счета-фактуры, указанной до внесения в него исправлений (п. 7 Приложения № 1 к Постановлению № 1137).

По мнению Минфина России, выраженному в письме от 12.03.2013 № 03-07-10/7374, налогоплательщик может применять вычет НДС в течение трех лет при подаче уточненной декларации по этому налогу за период, в котором возникло право на его применение.

 

ПРИМЕР 4

Одним из оснований для доначисления НДС может быть довод инспекции о взаимозависимости сторон сделки и установлении в связи с этим нерыночной цены товаров (работ, услуг). В связи с этим распространенной причиной отказа в получении возмещения (применения вычетов) по НДС является вывод проверяющих о получении плательщиком необоснованной налоговой выгоды.

 

Налогоплательщику в этой ситуации важно знать: налоговая выгода не может быть признана обоснованной, только если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением им реальной предпринимательской или другой экономической деятельности. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 06.04.2010 № 17036/09 указано, что в каждом конкретном случае необходимо доказать, каким образом взаимозависимость повлекла необоснованную налоговую выгоду и за счет чего конкретно она образовалась.

Также в ходе камеральной проверки по НДС налоговики часто ставят вопрос о добросовестности контрагентов. В связи с этим обращаем внимание на то, что деятельность организаций не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия достаточного количества имущества и (или) сотрудников.

Но если ИФНС в ходе проверки усмотрит выполнение договорных обязательств не по существу, то в таких случаях возможна их переквалификация и доначисление налога.

Например, основанием для переквалификации спорного агентского договора может послужить вывод налогового органа о том, что фактически деятельность по приобретению и реализации товара осуществлялась организацией не в интересах принципала, а в собственных. Поэтому цель оформления агентских договоров может быть истолкована как получение организацией необоснованной налоговой выгоды, поскольку НДС исчислялся с агентского вознаграждения, а не с реализации товаров.

 

Резюме

На процесс и результат камеральной налоговой проверки влияет много факторов:

  • качество и достаточность документов, подтверждающих заявленные организацией (индивидуальным предпринимателем) налоговые льготы;
  • компетентность проверяющих;
  • технические возможности телекоммуникационных каналов связи;
  • сложности толкования норм налогового и гражданского законодательства.

В связи с этим организациям и предпринимателям не стоит недооценивать значение камеральной проверки. Наоборот, нужно основательно взвешивать возможные риски при ее проведении, а в случае необходимости представлять обоснованные и аргументированные возражения по существу предъявленных налоговиками требований с целью получения по итогам камеральной проверки наиболее безболезненного результата.

www.profiz.ru

Речь идет не только о возмещении НДС и об обязанности инспекции уплатить проценты за несвоевременный возврат налога. Хотя это действительно так: при нарушении сроков возврата налога инспекция обязана будет уплатить проценты по ставке рефинансирования за каждый день просрочки начиная с 12-го дня после того, как камеральная проверка должна была быть окончена. Причем проценты подлежат начислению даже тогда, когда затягивание камеральной проверки связно с несвоевременным получением документов в рамках встречных проверок.

Несоблюдение сроков проведения проверки также может являться основанием для отказа в исполнении требований налогового органа о представлении документов. Так, налогоплательщик вправе не предоставлять запрошенные инспекцией документы, если на этот момент срок проведения камеральной проверки истек.

Кроме того, нарушение сроков проведения камеральной проверки может являться самостоятельным основанием для отмены принятого по результатам налоговой проверки решения. Если при рассмотрении спора будет установлено избыточное или неограниченное по продолжительности применение мер налогового контроля, то может быть признано недействительным даже правильное по существу решение инспекции.

И, наконец, нарушение срока проведения камеральной проверки по НДС не приостанавливает сроков взыскания налоговых платежей. Потому затягивая принятия решения по результатам проверки, налоговый орган может лишить себя возможности взыскать доначисленные суммы.

Возможно ли увеличение срока проведения проверки?

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает два законных основания для увеличения инспекцией срока проведения проверки. Первая возможность связана с действиями самого налогоплательщика: представлением уточненной налоговой декларации. В этом случае налоговый орган должен прекратить проведение камеральной проверки ранее полученной декларации и начать проверять уточненную декларацию. При этом инспекторы вправе использовать документы и сведения, полученные в рамках первой проверки, однако трехмесячный срок проведения проверки начнет течь заново (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Вторая возможность не связана с действиями налогоплательщика, скорее наоборот. Если руководитель или заместитель руководителя налогового органа, рассматривая материалы налоговой проверки, установит, что собранных доказательств недостаточно для принятия решения по результатам проверки, он вправе назначить дополнительные мероприятия налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). При этом срок проведения таких мероприятий не может превышать один месяц (или два месяца, если проверяется консолидированная группа налогоплательщиков).

Евгений Нафтаев, директор Юридической компании Нафтаев и партнеры

naftaev.ru

Камеральная налоговая проверка по НДС: определение и предмет

Камеральная проверка налоговой декларации по НДС — это форма контроля. С ее помощью представители налоговой службы выявляют расхождения и ошибки в отчетности, представляемой плательщиком соответствующего налога (ст. 82, 87 НК РФ).

Проводится такая проверка на территории налогового органа, в общем случае посещение офиса проверяемой компании не предусмотрено (ст. 88 НК РФ). При необходимости документы и пояснения запрашиваются через телекоммуникационные каналы связи (ТКС). В тоже время с 01.01.2015 у налоговиков появилось право в ходе камеральной проверки проводить осмотр помещений налогоплательщика.

Камеральная налоговая проверка по НДС — это проверка информации, которую представил налогоплательщик в виде декларации. Последняя выступает предметом проверки.

Срок, отпущенный на проведение необходимых процедур, составляет 3 месяца (ст. 88 НК РФ). Отсчитываться срок камеральной проверки по НДС начинает с даты (дня), когда декларация была получена налоговой службой.

С 01.07.2017 для добросовестных налогоплательщиков срок камеральной проверки  декларации по НДС с суммой налога к возмещению может быть сокращен с 3 до 2 месяцев. Подробнее об этом расскажем в следующем разделе нашего материала.

Срок камеральной проверки по НДС и подачи декларации по НДС

Крайний срок подачи декларации по НДС  — 25 число месяца, наступившего за налоговым периодом, который истек (п. 5 ст. 174 НК РФ).

При этом срок камеральной проверки декларации по НДС составляет 3 месяца со дня представления налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Проверка может быть завершена досрочно. Подробнее об этом см. в материале «Досрочное завершение камералки по возмещению НДС — в рамках закона».

С июля 2017 года камеральная проверка декларации по НДС с суммой налога к возмещению может сокращаться до 2 месяцев (письмо ФНС «Об ускоренном возмещении НДС добросовестным налогоплательщикам» от 13.07.2017 № ММВ-20-15/112@).

Налоговикам предписано завершать камеральные проверки по истечении 2 месяцев со дня представления декларации по НДС при одновременном соблюдении следующих условий:

  • в декларации отсутствуют противоречия, и содержащиеся в ней сведения соответствуют сведениям об операциях, представленным другими налогоплательщиками (либо не устраненные расхождения не свидетельствуют о занижении суммы налога к уплате в бюджет);
  • отсутствуют признаки нарушений налогового законодательства, приводящие к занижению налога к уплате (либо завышению заявленного к возмещению налога), и информация, свидетельствующая о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

При этом налогоплательщик должен соответствовать одному из условий, перечисленных в п. 1 письма ФНС № ММВ-20-15/112@.

Срок камеральной проверки по НДС и подачи декларации по НДС

С особенностями камеральной проверки к возмещению вас познакомит публикация.

Форма декларации по НДС

Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ утверждены:

  • форма декларации;
  • порядок ее заполнения;
  • формат представления отчетности в налоговые органы.

Узнать детальнее о составе декларации, скачать ее бланк и образец вы можете из материалов рубрики «Образец заполнения и бланк налоговой декларации по НДС — 2017-2018».

Если фирма начисляет НДС, а затем предъявляет налог к вычету, ей придется указать соответствующие данные о счетах-фактурах, которые явились основанием для расчетов. Для этого в декларации предусмотрены разделы для отражения данных из книги покупок, книги продаж, журнала учета счетов-фактур.

Кто сейчас обязан заполнять журнал учета счетов-фактур, узнайте здесь.

В настоящее время  налоговые инспекторы получили возможность сравнивать данные, отраженные в книге продаж и книге покупок фирмы-продавца и фирмы-покупателя. Это позволяет выявлять в ходе камеральной проверки по НДС недобросовестных лиц, которые налоги в бюджет не платят, но претендуют на получение вычета по НДС.

Ответственность за нарушение формы подачи декларации

Большинство плательщиков НДС обязаны подавать декларацию в электронном виде. Если же вместо электронной декларации будет представлена бумажная, организацию ждет штраф.

В п. 5 ст. 174 НК РФ сказано, что декларация по НДС, представленная на бумажном носителе, не является представленной. В результате и последствия стали серьезнее: штраф вырос, возможно и привлечение к административной ответственности.

Подробнее об ответственности см. в нашем материале «Какова ответственность за опоздание с декларацией?».

Кроме этого, счет вашей организации могут заблокировать (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Подробнее о приостановлении операций по счетам см. в нашем материале «Опоздали с декларацией? Готовьтесь к блокировке счета».

Получение электронных документов от налоговой нужно подтвердить

В п. 5.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ сказано, что каждый налогоплательщик, пересылающий в налоговую службу электронную декларацию, обязан обеспечить получение от инспекции в электронной форме по ТКС документов, высылаемых налоговой в ходе контроля. Что же может затребовать ваша налоговая инспекция? Здесь подразумевается:

  • уведомление о вызове налогоплательщика (ст. 31 НК РФ);
  • требование о представлении пояснений (ст. 88 НК РФ)/документов в отношении поданной отчетности (ст. 93 и 93.1 НК РФ).

Список могут дополнять и другие документы, необходимые для проведения камеральной проверки.

См. «Не забывайте передавать в инспекцию квитанции о приеме электронных документов».

Когда уведомление или требование получено, налогоплательщик обязательно отправляет в налоговую службу квитанцию, подтверждающую прием. На это законодательством отводится не более 6 суток от даты, когда налоговики запросили документацию или пояснения по отчетности.

См. «Формализованный ответ на требование налоговой по НДС – нюансы».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Неисполнение обязанности по передаче означенной квитанции будет иметь серьезные последствия (ст. 76 НК РФ). Так, налоговая служба наделена правом заморозить все операции по счетам фирмы-нарушителя — от банковских операций до переводов денег по электронным каналам.

Отмена такого решения возможна на основании ст. 76 НК РФ. Разблокировка замороженных счетов производится при условии, что налогоплательщик:

  • передал квитанцию, подтверждающую прием документов, которые были направлены налоговой инспекцией;
  • представил документы/пояснения, затребованные изначально налоговым органом.

Тогда отмена постановления о блокировке счета должна произойти не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из указанных дат.

Когда налоговики могут истребовать документы

Налоговые органы имеют право требовать в ходе камеральной проверки представления налогоплательщиком счетов-фактур, первичных и иных документов, относящихся к операциям, отраженным в поданной декларации (ст. 88 НК РФ). Ниже перечислены случаи, когда данное право подлежит реализации:

  1. Если данные, представленные двумя разными налогоплательщиками по одной и той же операции, не соответствуют друг другу.
  2. Если информация, указанная в декларации, не соответствует данным из журнала учета счетов-фактур.
  3. Если в поданной декларации выявлены противоречия.

ВАЖНО! Намерение истребовать документацию у налогоплательщика должно иметь под собой веские основания. То есть выявленные фискальной службой «неровности» в отчетности должны говорить о стремлении налогоплательщика занизить размер суммы налога к уплате и попытке завысить размер возмещения из бюджета.

О том, какие моменты могут влиять на возникновение вопросов при проверке, читайте в материале «Налоговики обобщают ошибки: проверьте свою декларацию по НДС».

Любые пояснения по НДС налоговики принимают только в электронном виде. Узнайте об этом здесь.

Камеральная проверка НДС: территорию — к осмотру!

У представителей налоговой службы в ходе камеральной проверки есть право проводить осмотр территорий организации, занимаемых ею помещений, а также иного имущества (ст. 92 НК РФ).

См. также наш материал «Осмотр: правила проведения и оформления результатов».

То есть камеральная проверка НДС — это работа, проводимая фискалами не только в пределах рабочего кабинета, но и на территории налогоплательщика.

Осмотр возможен не только у проверяемого лица, но и у его контрагентов. См. материал «При проверке контрагента осмотр могут провести у вас».

Когда допускается проведение осмотра? Осмотр возможен в следующих случаях (п. 1 ст. 92, п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ):

  • представление декларации, в которой заявлена к возмещению сумма НДС;
  • выявление противоречий и несоответствий, которые дают основания считать, что хозяйствующий субъект пытается занизить размер налога к уплате или завысить сумму налога к возмещению.

Постановление контролирующего лица, проводящего проверку, — достаточное основание для осмотра территорий, помещений и иного имущества юридического лица. При этом оно должно обладать следующими признаками:

  • во-первых, иметь мотивацию;
  • во-вторых, быть утвержденным руководителем налогового органа либо же его заместителем.

В полной мере соответствующее этим требованиям постановление является основанием для доступа фискальной службы на территорию/в помещения проверяемой компании. Кроме того, представители налоговой службы обязаны иметь служебные удостоверения.

Налоговый мониторинг и камеральная проверка НДС: точки соприкосновения

Начиная с 2015 года некоторых налогоплательщиков может заинтересовать новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг.

Кому доступен налоговый мониторинг, см. в материале «С 01.01.2015 крупных налогоплательщиков смогут «мониторить»».

Предметом налогового мониторинга выступает правильность расчета налогов, а также соблюдение сроков их уплаты в бюджет, в частности это касается и проверки НДС (ст. 105.26 НК РФ).

Налоговики не имеют права проводить камеральные (кстати, и выездные тоже) проверки в рамках временного периода, который подпал под мониторинг.

Правда, законодатель предусмотрел для этого правила несколько исключений. Например, если в периоде, подвергнутом мониторингу, представители налоговой инспекции выявят, что сумма налога, которая должна бы поступить в бюджет, не соответствует той, которую указало предприятие в своей декларации, проверка будет проведена обязательно.

Заметим, что налоговый мониторинг может быть проведен исключительно добровольно. Обязательным основанием для него выступает решение, принятое по факту рассмотрения заявления, поданного организацией, инициирующей его проведение. Более того, это не единственное, что потребуется. Заявление нужно дополнить определенными документами и сообщить об организации ряд данных.

В приказе ФНС от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@ утверждены новые формы документов, используемые при проведении налогового мониторинга. Узнайте о них по ссылке.

Итоги

Камеральная проверка декларации по НДС проводится в налоговой инспекции. При необходимости инспекторы могут запросить документы или прийти к налогоплательщику для осмотра помещений и территорий.

Срок камеральной проверки декларации по НДС в общем случае составляет 3 месяца. Этот срок может быть сокращен до 2 месяцев, если в декларации заявлен НДС к возмещению из бюджета и заявитель, по данным налоговиков, является добросовестным налогоплательщиком.

nalog-nalog.ru

Камеральная проверка: определение и предмет

Камеральная проверка – это один из способов налогового контроля, который предполагает сверку данных, представленных в декларации с первичной документацией и проведение особых мероприятий. К мероприятиям налогового контроля относятся: требование предъявления дополнительной документации, допрос свидетелей, проведение экспертизы с привлечением специалистов (в том числе переводчиков), осмотр территории отчитывающейся организации, выемка документов.

Предметом камеральной проверки по пункту 1 статьи 88 НК РФ являются декларации и другая документация, на основании которых произведены расчеты по налоговым выплатам в бюджет. Декларации по НДС тщательно изучаются сначала на соответствие представленных данных с книги покупок со счетами-фактурами контрагента. При выявлении несоответствий проводится детальное изучение с применением мер налогового контроля.

Как производится?

Камеральная проверка может протекать по следующим сценариям:проверка налоговых документов

  • Нарушений не выявлено, документы и пояснения не потребовались;
  • В ходе проверки были потребованы пояснения и предоставление уточненной декларации;
  • Запрошены дополнительные документы.

В первом случае никаких действий от организации не требуется. Пояснения требуются в соответствии с п.п. 3, 6 ст. 88 НК РФ при выявлении ошибочных сведений и должны быть предоставлены в пятидневный срок в электронном виде.

Предусмотрена ответственность за их отсутствие по ст. 129.1 НК РФ – 5 000 рублей в первый раз и 20 000 рублей за повторное нереагирование в течение календарного года.

Третий сценарий чаще всего возникает в случаях, когда предоставлены:

  • Декларация на возмещение налога. Облегчить данную ситуацию можно, раскидав сумму на возмещение по разным периодам, не предоставляя отчетности на получения возмещения от государства. Если все же данные суммы указаны, необходимо заранее подготовить копии счетов-фактур, книг покупок и продаж, первичную документацию, подтверждающие право на возмещение.
  • Уточненная декларация за отчетный период, прошедший более двух лет назад. При этом могут потребоваться документы, соответствующие не только указанному периоду, но и другие, на основании которых составлена новая отчетность.
  • Применяются льготы. Необходимо заранее подготовить документацию, подтверждающую права на заниженные ставки расчета НДС.
  • По данным, представленным контрагентами, организация занижает сумму налога. Выявлены несоответствия, вследствие чего требуется предъявить копии счетов-фактур и других бумаг, на основании которых произведены расчеты. Как правило, рассматривают только несоответствия, занижающие сумму налога к уплате.

Возмещение можно упростить, раскидав суммы по разным периодам. Допустимо заявлять право на вычет в течение трех лет со дня получения. При этом не следует раскидывать сумму из одного счета-фактуры на разные периоды. При возврате товаров ограничение в сроках составляет один год.

В какие сроки производится?

налоговый периодГосударством выделено три месяца после подачи декларации в УФНС либо после истечения крайнего срока без предоставления организацией отчетности на проведение камеральной проверки. При этом датой сдачи отчетности считается день отправки заполненного документа в электронной форме. Если декларация не сдана, проверка производится на основании имеющихся данных, представленных контрагентами компании.

На бумажном носителе подавать декларацию имеют право только налоговые агенты — лица, не имеющие обязанности платить НДС по НК РФ. При аренде муниципальных зданий или проведении других сделок с получением счетов-фактур с выделенной суммой НДС они обязаны сдать декларацию и выплатить налог в бюджет до двадцатого числа месяца, следующим за календарным кварталом. В данном случае подача отчетности в подобном форме не считается нарушением.

Срок вынесения решения по камеральной проверке

В случаях, когда нарушения не обнаружены, проверка прекращается. При этом законодательством не предусмотрено обязательство извещения налоговым инспектором проверяемой компании.

Если нарушения были обнаружены, налоговый инспектор:

  • Составляет акт (не позднее десяти дней после окончания проверки);
  • Вручает его налогоплательщику (не позднее пяти дней после составления).

Налогоплательщик имеет право предоставить возражения в течение календарного месяца со дня получения акта. Решение по проверке принимается в течение десяти дней после истечения этого месяца, независимо от наличия возражений со стороны налогоплательщика или их отсутствия.

Если во время проверки подана уточненная декларация

Если во время проведения проверки была подана уточненная декларация, ранее начатая проверка прекращается и на основании полученных данных начинается другая.

В случае если инспекторы нашли занижение налога раньше, проверка производится до конца, а поданная уточненная декларация проверяется отдельно. Срок на сверку данных в ней — три месяца со дня подачи.

В каких случаях потребуется предоставление дополнительных документов?

Основанием для этого может служить:подтверждающие документы

  • Несоответствие данных, содержащимся в документах контрагентов организации;
  • Подана декларация на возмещение;
  • Подана уточненная декларация за период двухгодичной давности.

Для этого составляется письменное требование, которое содержит:

  • Статью НК, на основании которой составлено требование;
  • Срок предоставления документов;
  • Перечень документов с указанием реквизитов, налогового периода;
  • Реквизиты проверяемой организации;
  • Мероприятие налогового контроля, к которому относится данное требование (Например, Камеральная проверка за II квартал 2017 года).

Требование вручается лично представителю организации или отправляется заказным письмом, если передать первым способом нет возможности. В этом случае по истечении шести дней оно считается принятым, независимо от того, получил адресат его или нет (пункт 1 статьи 93 Налогового кодекса РФ).

В список предоставляемых документов входят:

  • Счета-фактуры;
  • Книги покупок и продаж;
  • Первичная документация.

Возникают также ситуации, когда инспекция в списке указывает множество дополнительных уточняющих документов – анализ счетов, относящиеся к учетной политике и другие.

Перечень может быть довольно значительным, при этом на предоставление документов выделяется 10 дней. За непредоставление одного или нескольких назначается штраф в размере двухсот рублей за единицу. Можно написать письмо с просьбой продления указанного срока в день получения требования. Ответ налоговая инспекция должна предоставить в течение двух дней.

Вся требуемая документация должна относиться к проверяемому периоду, в противном случае излишне запрошенные можно не предоставлять – ответственность за это законодательством не предусмотрена. Чтобы обезопасить себя от судебного разбирательства и проигрыша в нем лучше сразу отправить в инспекцию пояснение, опираясь на п. 2.8 письма ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 об ограничении на запрашиваемую документацию.

При уплате НДС документов запрашивается гораздо меньше, чем при подаче декларации на возмещение.

На каком этапе производится осмотр территории?

На основании пунктов 8 и 8.1 статьи 88 НК РФ при выявлении несоответствий в представленных документах может быть принято решение об осмотре складских и производственных помещений компании. Уведомление об этом не отправляется. Для этого инспектор должен предъявить свое удостоверение и мотивированное постановление, утвержденное руководителем налоговой службы.

Осмотр производится в присутствии двух понятых, которыми выступают незаинтересованные лица.

Отказ в предоставлении доступа оформляется актом, который подписывают обе стороны. При этом налоговая инспекция будет вправе установить размер налога к выплате на основании имеющихся у нее данных по этой организации и аналогичных в схожей компании.

zakonguru.com


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.