Порядок исчисления и уплаты земельного налога


Содержание

Методика исчисления, уплаты земельного налога

Особенности исчисления и уплаты земельного налога на территории Городского округа Тольятти

Практические задачи

Список использованной литературы

Приложения

Земельный налог является местным налогом, обязательным к уплате на территориях тех муниципальных образований, представительные органы власти которых приняли нормативный правовой акт о введении земельного налога в соответствии с главой 31 Налогового кодекса РФ. В городах земельный налог устанавливается и вводится в действие законами указанных субъектов Российской Федерации.

Нормативная база

· Глава 31 Налогового кодекса РФ

· Решения представительных органов власти муниципальных образований

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.


В соответствии со ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. [2.345]

Плательщиками земельного налога не признаются организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектами обложения земельным налогом служат конкретные земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в собственность или пользование.

Не признаются объектом налогообложения земельные участки:

· изъятые из оборота;

· ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

· ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

· ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, в пределах лесного фонда;

· ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.


Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п.3 ст.391 НК РФ). [1.238]

Индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговая база для каждого физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.


Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Налоговые льготы указаны в статье 395 Налогового кодекса Кроме того, Налоговый кодекс РФ предусматривает налоговые вычеты для целого ряда категорий налогоплательщиков. Они указаны в пункте 5 статьи 391 Налогового кодекса [1.267]

В соответствии со статьей 393 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:


1) 0.3% в отношении земельных участков:

· отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

· занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

· предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

2) 1.5% в отношении прочих земельных участков. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Организации и индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Организации исчисляют сумму налога и авансовых платежей самостоятельно. Индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога и авансовых платежей самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности. Сумма налога и авансовых платежей по налогу, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. Коды бюджетной классификации указаны в Приложении 1.


Сумма авансового платежа, подлежащая уплате физическим лицом, уплачивающим налог на основании налогового уведомления, исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и установленной нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований доли налоговой ставки в размере, не превышающем одной второй налоговой ставки, в случае установления одного авансового платежа, и одной третьей налоговой ставки в случае установления двух авансовых платежей.

Если отчетный период определен как квартал, суммы авансовых платежей исчисляются по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Земельный налог и авансовые платежи подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. [3.40]


Стоит обратить внимание, что ставка земельного налога для земель сельскохозяйственного назначения, кроме сельхозугодий и земель несельскохозяйственного назначения применяются в 2009 г. с коэффициентом 1,1.

Налог за земли городов (поселков) определяют на основе средних ставок, приведенных в Приложении № 2 к Закону "О плате за землю.

Таблица показывает средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах в зависимости от численности населения и экономического района, в котором расположен населенный пункт

Рассчитаем средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах, приведенные в Приложении N 2 к Закону РФ "О плате за землю" на 2009 год, а в Таблице 1, укажем, к каким экономическим районам относятся субъекты РФ.

Алгоритм расчета приведем на примере населенного пункта Северного экономического района с численностью до 0,5 тыс. чел. В 1999 году средняя ставка земельного налога в этом регионе составила 0,5 руб/кв. м.

Налоговая ставка на 2009 год по землям городов и поселков определяется в следующем порядке:

Ставка 2009 год = ( (0,5. х 50 (1999 г.) х 2 (2001 г.) х 1,5 (2002 г.) х 2 (2003 г.)): 1000) х 2 (2004 г.) х 1,2 (2005 г.) х 2 (2006 г.) х 1,8 (2007 г.) х 1,1 (2008 г.) =1,43 руб/кв. м.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования не предусмотрено иное. Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.


mirznanii.com

 

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Земельный налог

Порядок исчисления и уплаты земельного налога регламентируется положениями главы 31 НК РФ, действующей с 1 января 2005 г. Учитывая, что земельный налог является местным, и его введение в действие осуществляется правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вступление в силу указанной главы НК РФ не означает ее автоматического применения на всей территории страны. Обязанность по исчислению и уплате земельного налога у плательщиков возникает только после принятия соответствующего пакета нормативных документов с указанием всех необходимых элементов налогообложения: применяемой в данном районе налоговой ставки (в пределах, установленных НК РФ), порядка и сроков уплаты и т.п.

По многим землям по состоянию на 1 января 2005 г. не была рассчитана кадастровая стоимость, в силу этого земельный налог в 2005 г. уплачивался в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ), Законом РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-I «О плате за землю» и Инструкцией МНС РФ от 21 февраля 2000 г. № 56 «По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю».


Плательщиками налогапризнаютсяорганизации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). Рассмотрим подробнее возникновение обязанностей по уплате земельного налога

Права на земельные участки, находящиеся всобственности, постоянном (бессрочного) пользование или пожизненном наследуемом владенииудостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Документом, подтверждающим право на земельный участок, является свидетельство о государственной регистрации прав. Форма свидетельства устанавливается Правилами ведения Единого государственного реестра прав.

В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Если это право возникло у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса, то оно сохраняется. Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.


Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие Земельного кодекса (01.01.2002 г.), сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие Кодекса не допускается. Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству.

Обязанность по уплате земельного налога возникает с момента оформления правоустанавливающих документов (государственной регистрации права). Если организации своевременно не принимают необходимые шаги и не обращаются в органы юстиции, то в отношении них должны применяться меры ответственности при совершении умышленного (по неосторожности) налогового правонарушения.

Объектом обложенияпризнаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).

Не признаются объектом налогообложения (п. 2 ст. 389 НК РФ):

 земельные участки, в соответствии с законодательством изъятые из оборота;


 земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

 земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

 земельные участки, расположенные в пределах лесного фонда;

 земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда (за исключением участков, занятых обособленными водными объектами).

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося текущим налоговым периодом (п. 1 ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ). Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территории нескольких муниципальных образований определяется по каждому муниципальному образованию как доля кадастровой стоимости всего участка, пропорциональная доли конкретного участка.

Государственная кадастровая оценка земель производится территориальными органами Государственного комитета РФ по земельной политике и основывается на классификации угодий по их целевому назначению и виду функционального использования. Полученные данные вносятся в государственный земельный кадастр и затем используются для определения налоговой базы по земельному налогу.

Налогоплательщики, участвующие в хозяйственном процессе — организации и индивидуальные предприниматели — определяют налоговую базу (и исчисляется сумма налога) самостоятельно по каждому находящемуся в их ведении земельному участку. Для физических лиц налоговая база и подлежащая перечислению в бюджет сумма определяются налоговыми органами на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований (п. 3, 4 ст. 391, п. 2 ст. 396 НК РФ).

Для некоторых категорий плательщиков налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на территории одного муниципального образования. Если кадастровая стоимость принадлежащего этому лицу участка меньше 10 000 руб., то налоговая база принимается равной нулю (п. 5, 7 ст. 391 НК РФ). К этой категории плательщиков относятся Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и боевых действий, инвалиды детства и другие лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствие с законодательством РФ.

При признании участка находящимся в собственности группы лиц либо подлежащим обложению по нескольким ставкам налоговая база определяется отдельно в отношении каждой из долей или ставок (п. 2 ст. 391 НК РФ). При этом налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется по принципу пропорциональности, а в отношении участков, находящихся в общей совместной собственности, устанавливается в равных долях (п. 1, 2 ст. 392 НК РФ).

Если при приобретении недвижимости к покупателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята этим строением и необходима для его эксплуатации, то налоговая база для его нового владельца определяется пропорционально его доле в праве собственности на землю (п. 3 ст. 392 НК РФ).

В статье 393 НК РФ устанавливается налоговый период — календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков — организаций и индивидуальных предпринимателей признаются I квартал, II квартал и III квартал календарного года. Представительные органы муниципальных образований вправе не устанавливать отчетные периоды.

Определение налоговых ставок является прерогативой местных органов власти, однако их величина не может превышать:

 0,3% в отношении земельных участков, используемых для сельскохозяйственного производства, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ, приобретенных (представленных) для жилищного строительства или предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, дачного хозяйства;

 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (ст. 394 НК РФ).

В отношении ряда плательщиков действуют налоговые льготы. Согласно ст. 395 НК РФ освобождаются от налогообложения следующие организации и учреждения, использующие принадлежащие им земельные участки в общественно-значимых целях:

 физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов;

Порядок исчисленияземельного налога подробно освещен в ст. 396 НК РФ. Сумма налога определяется по окончании налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налогоплательщики, зарегистрированные на территории, где установлены поквартальные отчетные периоды, исчисляют суммы авансовых платежей как 25% соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. На уровне местных представительных органов власти может быть принято решение об освобождении отдельных категорий налогоплательщиков от обязанности исчислять и уплачивать авансовые платежи в течение налогового периода.

При возникновении или прекращении у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права на землю исчисление суммы налога или, соответственно, авансового платежа производится с учетом коэффициента. Последний определяется следующим образом: отношение числа полных месяцев, в течение которых данный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в периоде, за который производится расчет. Если изменение в имущественных правах имело место до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав, а если после 15-го — то месяц прекращения указанных прав. Аналогичная схема расчета применяется и в случае получения или утере прав на налоговые льготы: поправочный коэффициент равен отношению числа полных месяцев, в течение которых льгота не применялась, к числу месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения или прекращения права на налоговую льготу рассматривается как полный.

В случае наследованного физическим лицом земельного участка или его доли налог исчисляется, начиная с месяца открытия наследства.

Особый порядок исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) предусмотрен в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами для осуществления на них коммерческого или общественного жилищного строительства:

1) с учетом коэффициента2 – при осуществлении строительства в течение трехлетнего срока. В случае завершения такого жилищного строительства до истечения трехлетнего срока сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке;

2) с учетом коэффициента 4- в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Особенности исчисления и уплаты налога физическими лицами.

Сумма налога (авансового платежа), подлежащая уплате в бюджет исчисляется налоговым органом. Представительные органы муниципальных образований вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей. Сумма авансового платежа исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и доли налоговой ставки: при одном авансовом платеже – ½; при двух авансовых платежах – 1/3. Уплата авансовых платежей и налога производится на основании направленного налоговым органом налогового уведомления (п. 4 ст. 397 НК РФ).

helpiks.org

Исчисление и уплата земельного налога регулируются гл. 31 «Земельный налог» НК РФ, в которую неоднократно вносились изменения. Предлагаем в этой статье рассмотреть порядок исчисления и уплаты названного налога с учетом положений указанной главы, действующих по состоянию на 01.04.2015.

Земельный налог относится к местным налогам (ст. 15 НК РФ). Он устанавливается на территориях муниципальных образований нормативными правовыми актами их представительных органов (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в соответствии с гл. 31 «Земельный налог» НК РФ.

Представительным органам муниципальных образований (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) предоставлено право определять налоговые ставки в пределах, предусмотренных указанной главой, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Кто является плательщиком земельного налога? Согласно ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога являются учреждения, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в силу ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии со ст. 39.9 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным) в постоянное (бессрочное) пользование.

Если у учреждений земельные участки находятся на праве безвозмездного пользования, в том числе на праве безвозмездного срочного пользования, или переданы им по договору аренды, то эти учреждения не будут признаваться плательщиками земельного налога в отношении данных земельных участков.

В ст. 395 НК РФ предусмотрено освобождение отдельных учреждений от уплаты земельного налога, но образовательные учреждения в перечне не упомянуты.

Несмотря на это, образовательные учреждения могут освобождаться от уплаты земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Что является объектом обложения земельным налогом? Исходя из положений п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен земельный налог.

В то же время в п. 2 этой статьи перечислены земельные участки, которые не признаются объектом налогообложения, в частности земельные участки:

— изъятые из оборота в соответствии с п. 4 ст. 27 ЗК РФ;

— ограниченные в обороте согласно п. 5 ст. 27 ЗК РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, музеями-заповедниками, объектами археологического наследия;

— из состава земель лесного фонда;

— ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;

— входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Следует заметить, что земельными участками, приведенными выше, а также перечисленными в п. п. 4, 5 ст. 27 ЗК РФ, образовательные учреждения располагать не могут. Получается, что образовательные учреждения в отношении объектов обложения земельным налогом не имеют льгот.

Что является налоговой базой по земельному налогу? В силу п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

По ее результатам сведения о кадастровой стоимости земельных участков должны быть предоставлены налогоплательщикам исходя из Постановления Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков». То есть территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Росреестра) бесплатно предоставляют плательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со ст. 388 НК РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Росреестра в Интернете.

Учреждения должны определять налоговую базу по земельному налогу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, им принадлежащем (п. 3 ст. 391 НК РФ).

Таким образом, в целях исчисления земельного налога базой будет являться кадастровая стоимость земельного участка, отраженная в государственном кадастре недвижимости.

Статьей 391 НК РФ утвержден порядок определения базы по земельному налогу, а именно:

а) налоговую базу следует определять в отношении каждого земельного участка как его кадастровую стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом;

б) налоговая база по земельному участку, образованному в течение налогового периода, исчисляется в данном периоде как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет;

в) налоговую базу в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), нужно определять по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка;

г) при исчислении базы по земельному налогу не учитывается изменение кадастровой стоимости земельного участка, произведенное в текущем налоговом периоде и предыдущих налоговых периодах. Исключением из этих правил являются изменения кадастровой стоимости земельного участка:

— вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом государственного кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости. Это изменение учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена ошибка;

— в силу решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решения суда в порядке, предусмотренном ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания;

д) налоговую базу следует определять отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, по которым налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Что следует понимать под налоговым (отчетным) периодом? В соответствии со ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год, а отчетными — I, II и III кварталы календарного года.

Представительным органам муниципального образования (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) предоставлено право не устанавливать отчетный период при определении земельного налога на территории этого муниципального образования.

Какие налоговые ставки по земельному налогу следует применять? Как следует из п. 1 ст. 394 НК РФ, налоговые ставки определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:

— 0,3%;

— 1,5%.

Налоговая ставка в размере 0,3% установлена в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Если образовательные учреждения имеют такие земельные участки, то к ним учреждения будут применять налоговую ставку 0,3%.

В отношении иных земельных участков образовательные учреждения должны применять налоговую ставку в размере 1,5%.

Кроме того, Налоговый кодекс допускает установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.

Если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится по вышеуказанным налоговым ставкам.

Как исчислить земельный налог и авансовые платежи по нему? Исходя из п. 1 ст. 396 НК РФ сумма земельного налога исчисляется по окончании налогового периода (календарного года) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (кадастровой стоимости). Это можно представить в виде формулы:

 

ЗН = Ск x Нс,

 

где ЗН — сумма земельного налога, руб.;

Ск — кадастровая стоимость земельного участка, руб.;

Нс — налоговая ставка, %.

Согласно п. 2 ст. 396 НК РФ учреждение должно исчислить земельный налог (сумму авансовых платежей по земельному налогу) самостоятельно.

 

Пример 1. Земельный участок принадлежит образовательному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования. Законом представительного органа муниципального образования, на территории которого находится учреждение, введен земельный налог. Налоговая ставка установлена в размере 1,5%. Кадастровая стоимость земельного участка на 01.01.2015 составляет 2 800 000 руб. Авансовые платежи по земельному налогу не предусмотрены.

Сумма земельного налога, причитающегося к уплате за 2015 г., будет равна 42 000 руб. (2 800 000 руб. x 1,5%).

 

Как было сказано выше, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) может быть предусмотрена уплата авансовых платежей по данному налогу с указанием сроков их перечисления в бюджет.

В этом случае авансовый платеж по земельному налогу следует исчислять по итогам каждого квартала налогового периода в размере 1/4 налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Учреждения, уплачивающие авансовые платежи, сумму земельного налога, подлежащую уплате в бюджет по итогам года, определяют как разницу между годовой суммой земельного налога и суммами авансовых платежей, подлежащих уплате в течение этого года (ст. 396 НК РФ).

 

Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1, изменив их. Предположим, что нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок, установлен отчетный период — квартал.

Сумма авансового платежа по земельному налогу за квартал составит 10 500 руб. (42 000 руб. / 4).

По окончании 2015 г. учреждение должно заплатить в бюджет земельный налог в сумме 10 500 руб. (42 000 руб. — (10 500 руб. x 3)).

 

Если у учреждения права на земельный участок возникли (прекратились) в течение налогового периода, начисление суммы налога (авансового платежа по налогу) нужно производить с учетом коэффициента, рассчитанного как отношение числа полных месяцев, в течение которых участок был закреплен за учреждением, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом необходимо учитывать следующее (п. 7 ст. 396 НК РФ):

— если возникновение права на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;

— если возникновение права на земельный участок (его долю) произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) названного права не учитывается при определении коэффициента.

Подытожим вышеизложенное. Если у учреждения возникновение (прекращение) права на земельный участок произошло в течение налогового периода, то прежде всего нужно рассчитать специальный коэффициент. Для этого следует определить, сколько полных месяцев в году права на земельный участок принадлежали учреждению, с учетом вышеприведенных особенностей признания месяца полным. Затем количество полных месяцев разделить на 12.

Однако поправочный коэффициент при исчислении авансовых платежей будет рассчитываться иначе. Нужно определить число полных месяцев в отчетном квартале, когда право на земельные участки принадлежало учреждению, а затем разделить на 3 (число месяцев в квартале).

 

Пример 3. Образовательное учреждение зарегистрировало право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок 12.02.2015. Нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок, установлено, что:

— отчетным периодом является квартал;

— налоговая ставка составляет 1,5%.

Кадастровая стоимость земельного участка — 2 000 000 руб.

Коэффициент владения земельным участком равен 0,92 ((11 / 12) мес.).

За 2015 г. учреждению нужно уплатить в бюджет земельный налог в сумме 27 600 руб. (2 000 000 руб. x 1,5% x 0,92).

Суммы авансового платежа будут следующими:

— за I квартал — 5025 руб. (2 000 000 руб. x 1,5% / 4 x (2 / 3) мес.);

— за II квартал — 7500 руб. (2 000 000 руб. x 1,5% / 4);

— за III квартал — 7500 руб. (2 000 000 руб. x 1,5% / 4).

По завершении 2015 г. учреждению предстоит уплатить земельный налог в сумме 7575 руб. (27 600 — 5025 — 7500 — 7500).

 

Пунктом 10 ст. 396 НК РФ установлено, что учреждения, имеющие право на льготы по исчислению и уплате земельного налога, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.

При возникновении (прекращении) права на налоговую льготу в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на такую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу и месяц прекращения указанного права принимаются за полный.

В какие сроки следует производить уплату земельного налога и авансовых платежей? Земельный налог и авансовые платежи по нему следует перечислять в порядке и сроки, определенные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). При этом надо учитывать требования п. 1 ст. 397 НК РФ, согласно которым срок уплаты земельного налога не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу п. 3 ст. 397 НК РФ уплату земельного налога (суммы авансовых платежей) в бюджет необходимо производить по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.

Когда нужно представлять отчетность по земельному налогу? Исходя из ст. 398 НК РФ учреждения должны представлять в налоговый орган по месту нахождения земельного участка декларацию по земельному налогу по форме и в Порядке, которые утверждены Приказом ФНС России от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@. Эта декларация должна быть подана в налоговые органы не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как отразить в учете расчеты по земельному налогу? Согласно п. 263 Инструкции N 157н <1> для учета расчетов по земельному налогу следует использовать счет 1 303 13 000 «Расчеты по земельному налогу».

———————————

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

 

Суммы начисленного земельного налога отражаются в бухгалтерском учете на основании справки (ф. 0504833) с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых обязательств, в том числе по авансовым платежам.

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, расходы по уплате земельного налога учреждениям следует относить на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Начисление и уплату земельного налога в бухгалтерском учете нужно отражать следующими бухгалтерскими записями:

отрасли-права.рф


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.