Плюсы и минусы интервью


ПРИЕМУЩЕСТВА:

1) Эффективность получаемых материалов проведения свободного интервью, т.к. опрашиваемый высказывает очень содержащие положения, позволяющие иногда скорректировать первоначальный замысел исследования.

2) Эффективность этого вида интервью на стадии научного поиска, уточнение проблемы исследования, а так же на заключительной стадии при формулировании общих выводов исследования.

НЕДОСТАТКИ:

1) свободное интервью затруднено для интервьюера и опрашиваемого ( тратится много времени на фиксировании получаемых ответов и обдумывание вопросов и формирование ответов.

2) Сложная и трудная последующая обработка и кодирование полученных материалов в следствии большой их индивидуализации.

Социологические наблюдения и его особенности.

Социологическое исследование – метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия (отслеживания) и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социологических явлений, процессов, ситуаций, подвергающихся контролю и проверке.


Особенности социологического исследования.

1) Связь наблюдателя с изучаемым объектом (т.к. социолог является членом данного общества).

2) Наблюдатель воспринимает изучаемый социальный объект через призму своих интересов ,привязанностей ,симпатий ,а все это не может не накладывать определенный отпечаток как на сам процесс наблюдения так и на его оценку.

3)В процессе социологического исследования наблюдения всегда являются селективным, т.е. изобразительным, направленным на совершенно определенные объекты, которые подлежат наблюдательным операциям.

4) В социологии обычно трудно провести повторное наблюдение, т.к. социальные явления и процессы подвергаются воздействию огромного количества факторов, под влиянием которых постоянно видоизменяются циклические события.

Поэтому только хорошо организованное, тщательно проведенное и неоднократное наблюдение может обеспечить наблюдения достаточной информацией. Чаще всего социологическое наблюдение используется с другими методами в совокупности.

27.Преимущества и недостатки наблюдения.Преимущества:1)Непосредственность наблюдения изучаемого объекта (позволяет уточнить проблему, более четко определить объект и предмет исследования ) 2) Гибкость и много вариантность.


/strong>) дешевизна, малозатратность, проведения социологического наблюдения Недостатки: 1) Возможность неоправданного вмешательства исследователя в ход естественного процесса (т.к. присутствие наблюдателя откладывает негативный отпечаток на поведение исследуемых индивидов и групп)2) Не возможность применение метода наблюдения к большим социологическим совокупностям ( например как нация)3) наблюдение дает возможность получать качественные ,а не количественные характеристики изучаемых явлений и процессов социологической действительности.

Требования к проведению наблюдений.

1) Профессиональная компетентность и квалификация наблюдателя (умение входить в контакт с наблюдаемыми индивидами, наблюдатель должен быть постоянно сосредоточен, контролировать свои действия.

2) Четкая и правильная фиксация наблюдаемых явлений и процессов, поэтому разрабатывается инструкция по применению данного метода.

Для однообразного фиксирования изучаемых событий и ситуаций различными наблюдателями применяется карточка наблюдателя, в которой определяются основные элементы ситуации или поведения изучаемой совокупности, фиксиру-ются цифровые индексы проявления наблюдаемых прояв-лений, записывается шифровочный код, позволяющий перенести цифровые обозначения полученных в процессе наблюдения эмпирических данных на карточку машинного счета в процессе их обработки с помощью компьютера.


— необходимость прохождения соответствующей подготовки каждого участника социологических наблюдений.

— цели и задачи наблюдения

— ознакомление с программой наблюдения, инструкцией, снабдить с карточкой наблюдения.

 

25. Классификация видов наблюдения. 1)Не стандантизорованное (не стрктурализованное) – способ прикотором определен только один объект наблюдения, но исследователь не определяет заранее какие именно элементы про цесса, события он будет наблюдать.2)Стандартизированное (структуролизированное) – заранее определен не только объект и предмет исследования, но и состояние элементов изучаемого процесса.3) Не включенное (внешнее) наблюдение – исследователь находиться вне изучаемого объекта, изучает его, как бы, со стороны. 4) Включенное — наблюдать в той или Инной степени непосред-ственно включен в изучаемый социологический процесс.В зависимости от места и роли наблюдателя различаются 4 типа включенного наблюдения: а) полное включение –наблюдения производятся скрытно, изнутри исследовательской группы, а цели наблюдателя неизвестны наблюдаемым личностям, социолог, как активный член общественности.б) второй тип – исследователь не скрываетсвоей роли, наблюда-ет жизнь определенного коллектива в различных ситуациях. в) третий тип – исследователь в роли «наблюдателя– участника», контак.


улярной фиксацией заранее обусловленных признаков, ситуаций, процессов и действий.8) Эпизодическое – фиксация изучаемых явлений при отсутствии четкого графика.9) Случайное – сроки и единицы наблюдателя заранее не предусмотрены, социолог наблюдает и фиксирует с его точки зрения интересные факты и события социальной жизни. 10) Одномоментное — наблюдение, в котором фиксируется одно явление или событие, происходящее в определенное время в определенном месте.11) Панельное – процесс неоднократного , протяженного во времени проводимого через определенные интервалы , систематического и организационного наблюдения за одним и тем же объектом, имеющее целью выявить происходящие в нем изменения.12) Контролируемое – осуществляется целенаправленно по заранее подготовленной программе. Контроль организуется путем увеличения количества наблюдателей и сравнения результатов их наблюдений.13)Не контролируемое – осуществляется без строгого правила и применения заранее подготовленной стандартизированное (неструктутизированное )- способ, при котором определен только объект наблюдения, но исследователь не определяет заранее , какие именно элементы процесса , события он будет наблюдать.документации.


Социометрическая карта

Социометрическая карточка или Социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

Социометрическая карточка

Тип Критерии Выборы
  Работа   а) Кого бы вы хотели выбрать своим бригадиром? б) Кого бы вы не хотели выбрать своим бригадиром?                
  Досуг   а) Кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года? б) Кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года?                

При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14-0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей.

28. Документы в социологии. Их классификация Документы – это важнейшее средство оформления, фиксации, сохранения передачи информации и обмена. В социологии они представляют собой важный источник социальной инф-ии, а так же результат осмысления и определенного оформления знаний об определенной сфере, соц. структуре или ячейке об-ва.Анализ документа – это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников соц-й инф-ии при изучении социальных процессов и явлений для решений определенных исследовательских задач. Классификация док-та:

1.по общей значимости;

— официальные (законы, указы, декларации, распоряжения)

-неофициальные (личн. заявления, жалобы, письма, дневники)

2.по форме изложения:

— статистические (статистические отчеты, сборники статистических материалов, содержащие развитие материального благосостояния населения, его образовательного уровня, динамику рождаемости населения и т.д.);


— вербальные (в которых информация воплощена в словесно-выраженной форме – письма, пресса книги);

3.по способу фиксации информации:

— письменные документы (информация изложена в форме буквенного изображения – рукописи, книги, пресса, различного рода документальные свидетельства – о рождении, о служебной должности и т.д.)

— иконографические – док-ты, воспринимаемые визуально (иконы, картины, кино).

— фонетические – док-ты, ориентированные на слуховое восприятие (магнитофонные записи, лазерные диски);

4. по критерию авторства:

— индивидуальные (письмо, заявления, жалобы);

— коллективные, созданные несколькими авторами или группа людей (обращения к депутатам, к правительству).

Источник: cyberpedia.su

Введение

Свои задачи психология решает с помощью определенных методов. Метод — это путь познания истины. Различают всеобщий метод (методологию), общие (присущие ряду наук) и частные (специфические для данной науки) методы, а также приемы и средства исследования.

Методы полагаются на теории и методологии. Каждая конкретная наука, пользуясь общими методами, уточняет, конкретизирует и трансформирует их применительно к условиям и задачам своих исследований.


Основными методами сбора информации являются наблюдение (изучение внешних проявлений чувств, действий, поступков и поведения людей и коллективов в различных условиях их жизни и деятельности) и эксперимент (активное вмешательство исследователя в изучаемый процесс).

Хотя интервью и другие методы опросов принято считать социологическими методиками, они с успехом могут применяться и в других дисциплинах, причем не только гуманитарных. Граница между смежными научными дисциплинами, такими как экономика и экономическая социология, вообще условна, но в любом случае она должна проводиться не столько по методу исследования, сколько по предмету, объекту и проблематике. Метод как таковой, таким образом, междисциплинарен, и границы его применения должны определяться исключительно прагматическими соображениями, т.е. его способностью давать релевантную информацию. Другое дело, что специфика объекта и проблематики исследования накладывают существенный отпечаток на метод в смысле его адаптации, или «настройки». Известно, что в правилах использования тех или иных методов как бы закодированы те познавательные задачи, для решения которых они могут быть использованы. Разработанные наукой разновидности методик опроса представляют собой по сути примеры адаптации того или иного метода к специфике различных исследовательских задач. Указанные задачи и используемые для их решения методы часто настолько различаются, что необоснованный перенос методических, организационных и технических правил их про ведения из одной сферы в другую порождает нелепые, комические, а порой и стрессовые ситуации, обессмысливая при этом результаты исследования.


Цель: изучить и проанализировать интервьюирование как разновидность опроса.

Объект — виды и особенности опроса.

Предмет — это интервьюирование как разновидность опроса.

Поставлены следующие задачи:

— изучить понятие интервьюирования;

— рассмотреть виды интервью;

— проанализировать порядок проведения интервьюирования.

Понятие интервьюирования: его достоинства и недостатки

Метод опроса — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между психологом и субъектом посредством получения от субъекта ответов на задаваемые вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение психолога и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Виды опросов:

— Анкетирование

— Личностные тесты

— Интервью.

Метод интервью — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом и субъектом по заранее разработанному плану.

Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.


Опрос в форме вопросов, задаваемых исполняющему работу во время наблюдения за его деятельностью может быть средством сбора дополнительной информации о причинах ошибок, аварий, травм, раздражительности и др.

Относительные преимущества и недостатки метода интервью.

преимущества

· возможность получить информацию от специалистов;

· возможность получения оценок и мнений, которые существуют в профессиональном сообществе;

· возможность выявить такие особенности процессов, происходящих на исследуемом рынке, которые известны только непосредственным участникам этих процессов;

· возможность проверить существующие гипотезы и предположения в беседе с профессионалами;

· возможность получить информацию от респондента, для которого неприемлемы никакие другие формы интервьюирования.

недостатки

· субъективизм восприятия данных исследования и подверженность получаемых результатов влиянию действующих в изучаемой профессиональной среде мифов и установок;

· продолжительность подготовки интервью и небольшое количество — обычно число интервью колеблется от 10 до 20 в рамках одного проекта;

· невозможность однозначно распространять данные на весь изучаемый элемент рынка;

· относительная дороговизна получаемого мнения от одного эксперта.

Преимуществом применения интервьюирования, беседы или устного опроса, даже по заранее составленному плану, является то, что в ходе беседы можно варьировать последовательность, формулировку и даже содержание вопросов в зависимости от индивидуальных особенностей опрашиваемого с учетом правил коммуникативного взаимодействия. Ограничением использования данного метода в профессиографии на этапе сбора эмпирической информации является то, что анкетирование, интервьюирование и беседа не должны иметь жестко фиксированный альтернативный характер. Постановка вопросов должна обеспечивать свободную, а не закрытую форму ответов (да, нет) в связи с тем, что собираемая информация направлена на качественный анализ изучаемых данных и явлений, которые подлежат дальнейшему сопоставлению с количественными показателями.

Применение данного метода в профессиографии возможно только после сбора информации об объекте и субъекте труда методами изучения документации и опроса, на основе которой и выделяется то, что необходимо наблюдать. Этот метод позволяет изучать процесс и характер протекания профессиональной деятельности: организацию работы, действия субъекта труда, его переживания, эмоционально-волевую регуляцию, взаимодействия с коллегами, особенности планирования и контроля и др. Наблюдение позволяет разбить трудовой процесс на отдельные операции для осуществления пооперационного анализа деятельности, который является основанием для психологической расшифровки «технологических» операций.

В зависимости от задачи исследования, наблюдение проводится непрерывно или выборочно. Непрерывное наблюдение проводится в тех случаях, когда необходимо составить полную картину протекания конкретного процесса труда с целью выявить специфические и неспецифические особенности его исполнения, составить фотографию рабочего дня. Выборочное наблюдение проводится в тех случаях, когда требуется изучить какой-либо элемент или этап процесса труда, чтобы определить его напряженность, сложность, длительность и характер исполнения, а также причины и частоту возникновения ошибочных действий и т.п. Метод наблюдения включает непосредственное и опосредованное наблюдения.

Непосредственным является наблюдение, проводимое визуально, без вспомогательной аппаратуры, а опосредованным — наблюдение, осуществляемое с помощью различной аппаратуры: секундомера, фотоаппарата, видеокамеры, различных регистрирующих устройств (самописцев, магнитофонов, видеомагнитофонов), на которые сигналы поступают с датчиков, установленных на органах управления, фотодатчиков, установленных над регистрируемым объектом, и др. Любому опосредованному наблюдению предшествует непосредственное, которое позволяет выделить то, что следует регистрировать.

Непосредственное наблюдение проводится по заранее подготовленным схемам (таблицам), составленным на основе данных технологической и технической документации, для наблюдения за исполнением технологических операций.

Наряду с табличными способами фиксации собираемых данных существует символическая фиксация внешних действий и так называемый алгоритмический, или операционно-структурный метод описания трудового процесса, заимствованный из кибернетики. Алгоритмический способ фиксации трудового процесса применяется после пооперационного описания деятельности и только в том случае, когда порядок выполнения точно определен и регламентирован. Выделенные при пооперационном описании последовательно исполняемые операции (операторы) и условия их выполнения (логические условия); изображаются в той последовательности, в которой они протекают, отражая в компактной форме типичный алгоритм исследуемой профессиональной деятельности.

Собеседование с кандидатом: основные стратегии, их плюсы и минусы

Плюсы и минусы интервью

При слове «собеседование» у большинства из нас в голове возникает вполне определённая картинка. Два человека в деловых костюмах дружелюбно беседуют: «Расскажите о себе», «Чем вы занимались на последнем месте работы?», «Почему вы выбрали нашу компанию?» и «Как вы видите себя через 5-10 лет?». Однако арсенал HR-менеджеров намного разнообразнее, и в нём есть гораздо более эффективные методы. Стоит с ними познакомится, чтобы попробовать применить. Особенно если новый сотрудник в очередной раз оказался не таким, как надо.

Но начнём с «классики», чтобы задать точку отсчёта.

Неструктурированное интервью

Как метод проведения собеседования применяется чаще всего – примерно в 80% компаний. В этом случае интервьюер заранее продумывает основные направления разговора, но не привязан к конкретным вопросам. Схема беседы, как правило, выглядит следующим образом:

  1. Приветствие, вопросы для снятия напряжения кандидата («как добрались» и «о погоде»), согласование организационных моментов (сколько продлится интервью, когда претендент сможет задать свои вопросы и т.п.).
  2. Самопрезентация соискателя.
  3. Вопросы к кандидату, которые возникли после знакомства с его резюме и рассказа о себе.
  4. Презентация компании и вакансии.
  5. Ответы на вопросы соискателя.
  6. Согласование дальнейшего взаимодействия (когда кандидату ждать обратной связи, будут ли встречи с другими представителями компании), прощание.

Преимущества:

  • Минимальные временные затраты на подготовку к интервью, хотя основные вопросы всё-таки надо продумать заранее.
  • От интервьюера не требуются специальные знания и навыки в области HR. Но профессионал, конечно, проведёт такое интервью грамотнее и с большей пользой.
  • В формате дружеской беседы проще всего устанавливать психологический контакт.
  • Гибкость. Легко сократить время интервью, если того требуют обстоятельства. Ничего страшного, что беседа свернула в неожиданную сторону, если это помогает лучше узнать и понять кандидата. Можно сфокусироваться на тех моментах, которые представляются важными в каждом конкретном случае. Например, у одного собеседника желательно выяснить причины частой смены работы, а у другого из резюме неясен круг обязанностей.

Недостатки:

  • Предельно субъективная оценка кандидата и, как следствие, относительно низкая вероятность того, что выбранный претендент будет максимально соответствовать всем требованиям к вакансии.
  • Претенденты, которые умеют хорошо себя подать, посетили тренинги по прохождению собеседований или просто обладают хорошо подвешенным языком получают неоправданное преимущество перед остальными соискателями.
  • Для оценки профессиональных компетенций кандидата требуется привлечение будущего непосредственного руководителя или соответствующего специалиста. Что может быть проблемой для небольшой компании, если планируется, что новый сотрудник будет подчиняться напрямую генеральному директору, а других работников такого профиля в штате нет.

Впрочем, этот недостаток характерен для всех стратегий, за исключением собеседования с применением тестов на профессиональные знания.

Структурированное интервью

В этом случае собеседование с каждым кандидатом проходит по одному и тому же утвержденному и тщательно продуманному перечню вопросов. Ответы фиксируются, затем оцениваются (желательно по конкретным критериям) и сравниваются между собой.

Преимущества:

  • Снижается зависимость от субъективного впечатления интервьюера, его стереотипов и предубеждений, повышается надёжность результатов.
  • Минимальные требования к компетентности интервьюера, так как от него, по большому счёту, требуется только задать определённые вопросы в определённом порядке.

Недостатки:

  • Из-за жёсткой структуры собеседования могут остаться «белые пятна» в сведениях о кандидате.
  • Качество оценки профессиональных компетенций и личных характеристик соискателя всё равно значительно ниже, чем в стратегиях, которые будут описаны далее.

Интервью по компетенциям (поведенческое собеседование)

В самом начале (желательно ещё до размещения вакансии) рекрутёр вместе с руководителем, которому нужен новый сотрудник, разрабатывает модель компетенций, которыми должен обладать потенциальный кандидат. Обычно она включает 7-10 пунктов, от лидерских качеств до стрессоустойчивости. Здесь важно согласовать понятийный аппарат – два человека могут представлять себе, например, коммуникабельность, совершенно по-разному.

Под каждую компетенцию придумываются несколько вопросов, апеллирующих к фактическому профессиональному опыту кандидата. Например, чтобы раскрыть компетенцию «стремление к саморазвитию», можно спросить: «Какие тренинги/курсы вы посетили за последнее время? Какую профессиональную литературу читали? Приведите примеры, как применили новые знания в своей работе». А чтобы оценить умение взаимодействовать с подчиненными, можно попросить кандидата привести пример конфликтной ситуации с сотрудником, которую он успешно (или наоборот, неуспешно) разрешил, пример борьбы с обратным делегированием и т.д.

Затем составляется бланк оценки кандидата, куда будут заноситься баллы по утвержденной шкале (обычно от 0 до 5). После всех интервью полученные данные сопоставляются и анализируются.

Чаще всего эта стратегия применяется во время бесед с претендентами на управленческие должности, но может быть полезна и для самых разнообразных специальностей.

Преимущества:

  • Интервью по компетенциям позволяет наиболее точно предсказать, как кандидат будет действовать в реальных условиях. Если при моделировании гипотетической ситуации человек рассуждает, как было бы лучше всего поступить, здесь он вынужден рассказывать о том, что и как он предпринимал в аналогичных ситуациях на самом деле.
  • В ответах и примерах соискателя весьма ярко проявляются его профессиональные знания навыки и характерные личные черты.
  • Более высокая объективность оценки кандидатов.

Недостатки:

  • Это весьма трудозатратный метод, так как много времени уходит на разработку модели компетенций и вопросов к ней, а каждая беседа может длиться 2-3 часа. К тому же желательно, чтобы одно интервью проводили несколько человек, ведь каждый может истолковать ответы кандидата по-своему.
  • Данный метод сложно применять к кандидатам с небольшим опытом работы или с узким функционалом. Обычно в этом случае приходится переходить на примеры из периода учёбы и в целом из жизни.
  • И разработка модели компетенций, и последующая оценка кандидатов требует высоких профессиональных навыков рекрутёра. Этот метод заслуженно считается одним из самых сложных – правильно провести такую беседу с кандидатом тоже весьма непросто.
  • Если ограничиться только этим методом, важные сведения о кандидате могут остаться невыясненными и неучтёнными (например, причины смены работы).

Кейс-интервью (ситуационное собеседование)

Соискателю предлагают обсудить несколько бизнес-кейсов или описать, как бы он себя повёл в обозначенной ситуации, какие видит варианты решения проблемы. Кейсы могут быть как из реальной жизни, так и вымышленные, иметь одно или несколько правильных решений и не предполагать их. Обычно выделяют три группы задач для проверки:

  1. определённых профессиональных навыков;
  2. ценностей и взглядов претендента;
  3. типичных моделей поведения и личных качеств.

Примеры кейсов:

  • Есть вот такая-то бизнес-идея (проект, объект). Какие вы видите у неё преимущества и недостатки, какие возможны риски?
  • Вам нужно продвинуть на рынок губозакатывательную машинку (или другой абсурдный товар). Как будете определять целевую аудиторию? Какие каналы продвижения выберете? Предложите идеи рекламных сообщений.
  • Менеджеры отдела недовольны новой системой оценки эффективности работы и устроили саботаж. Что будете делать как руководитель?

Бывает, что респонденту предлагают задание с избыточными данными, чтобы понять, сможет ли он выделить главное. Или, наоборот, с недостатком сведений – признает ли честно этот факт, будет ли активно выяснять недостающие детали. Иногда соискателю предлагают кейсы, максимально далёкие от его сферы деятельности (проверяют находчивость). В общем, интервьюеру с фантазией есть где развернуться.

Преимущества:

  • Данный метод позволяет достаточно полно оценить профессиональные компетенции кандидата, раскрыть систему его приоритетов и ценностей.
  • Можно оценить тип мышления кандидата, его гибкость, скорость реакции, способность к анализу, креативность и многие другие важные для вакансии и компании качества.

Недостатки:

  • Составление грамотных кейсов требует высокого профессионализма рекрутёра и помогающих ему сотрудников.
  • Моделируя сценарии поведения, кандидат будет давать социально-желаемые варианты ответов, а в реальной жизни может повести себя совсем по-другому. Ведь знать, как надо сделать, и на самом деле так делать – совершенно разные вещи.
  • Если набрать кейсы из интернета, высока вероятность, что соискатель знает о них и имеет «домашние заготовки» (например, к вопросам «Почему крышки люков всегда круглые?» или «Сколько мячиков для пинг-понга помещается в боинг?»)

Профессиональные тесты на интервью

Для соискателей составляются тесты на определение уровня профессиональных или общих знаний. Например, так часто проверяют юристов и бухгалтеров, а у менеджеров – грамотность (русский язык) и знание английского языка. Тест можно разработать своими силами (естественно, с привлечением профильных специалистов) или заказать в специальных центрах. Главное – периодически его обновлять, чтобы не оказалось, что, например, вышли новые законодательные акты, и правильные ответы уже стали неправильными.

Заодно со знаниями по специальности можно протестировать такие качества, как внимательность, умение сосредоточиться. Или провести психологическую оценку личности (подробнее о психологических тестах на собеседовании можно прочитать ).

Преимущества:

  • Вооружившись тестом, профессиональную компетентность кандидата может оценить в том числе неспециалист в его области.
  • Самая высокая объективность – результаты тестов никак не нужно интерпретировать.
  • Хороший фильтр для отсева некомпетентных кандидатов на начальном этапе общения.

Недостатки:

  • Сложности с разработкой хорошего теста.
  • Данный метод подходит не для всех специальностей и проверяет только конкретные знания без умения применить их на практике.
  • Можно отсеять некомпетентных, но нельзя определить самых умных и профессионально развитых соискателей.

Каждая стратегия по-своему интересна и позволяет раскрыть кандидата с разных сторон. Когда вакансия – ключевая для компании, хочется подстраховаться и применить их все одновременно (правда, тогда на собеседование с каждым кандидатом будет уходить по рабочему дню). Иногда так и делают, включая в план интервью и небольшой тест, и пару кейсов, и просьбы сопроводить описание сильных и слабых сторон претендента примерами из прошлого опыта работы. С бору по сосенке – идеальный сотрудник? Покажет только его дальнейшая деятельность на новом рабочем месте.

Источник: velereya.ru

Основное отличие

Есть ли какая-то разница между этими двумя формами опроса? Разумеется, да. Анкетирование отличается от интервью, как лыжник от сноубордиста. И вроде цель у них одна, а средства для этого разные. У лыжника ― 2 лыжи, у сноубордиста ― 1 доска. Анкетирование ― письменный способ, интервью ― устный с конспектированием ответов или аудиозаписью разговора.

Плюсы и минусы интервью

А раз есть отличия, то у каждой формы обязательно найдутся свои плюсы и минусы. О них поговорим дальше.

Преимущества и недостатки анкетирования

Итак, начнем с анкетирования. Оно проводится письменно. Из этого вытекает его основное преимущество ― минимальные затраты времени для сбора и систематизации данных. Вы только составляете анкету, вносите её, например, в Google форму и запускаете процесс привлечения участников. Люди самостоятельно отвечают на вопросы в удобное для них время.

Когда в анкетировании примет участие необходимое количество респондентов и оно закончится, вы просто нажмите на специальную кнопочку в Google форме. Все данные опроса за несколько секунд автоматически выгрузятся в Google таблицу. Можете сразу приступить к анализу.

Если используются анкеты в бумажном виде, их систематизация займет больше времени. Но всё равно это будет быстрее, чем при обработке результатов интервью. Потому что вопросы одинаковые и на многие предлагаются готовые варианты ответов.

Другое преимущество в том, что к участию в анкетировании проще привлечь людей. Потому что нет привязки ко времени и на часть вопросов предусмотрены варианты ответов. Выбирать из них быстрее и проще, чем формулировать свои собственные версии. Это занимает меньше времени.

Всё же есть у этой формы опроса и недостатки.

Первый: когда люди отвечают на вопросы письменно, то очень часто пытаются «облагородить» свои мысли и облечь их в красивую форму. То есть формулировки проблем и болей из анкеты могут отличаться от тех, которые человек использует повседневно. В продающих текстах или видео они будут менее узнаваемы, чем фразы из реальной жизни. Поэтому часть клиентов может не среагировать на рекламные материалы.

Второй: иногда человеку приходится выбирать готовый ответ, более или менее подходящий по смыслу, а не точно отражающий его мнение. Это не дает 100 % достоверной информации. И, к сожалению, так как всё это происходит без вашего непосредственного участия, то узнать или повлиять на это вы никак не сможете.

С плюсами и минусами анкетирования разобрались. Теперь перейдем к интервью.

 Преимущества и недостатки интервью

Основное преимущество интервью тоже вытекает из его формы. Оно проводится лично, в виде беседы. И именно это позволяет вам получить нужную информацию в тех словах и выражениях, которые использует ЦА. С помощью этих фраз продающий текст будет цеплять, привлекать внимание потенциальных клиентов.

Для интервью используются заранее подготовленные вопросы. Но во время разговора их можно заменять и, при необходимости, задавать уточняющие. Это, бесспорно, еще одно преимущество такой формы опроса, потому что так вы получите более точную информацию. А значит, лучше поймете потребности ЦА. И найдете правильный способ предложить свой товар как решение ее проблем.

Есть ли у интервью минусы? Конечно.

Первый, он же основной, минус: времязатратность. Продолжительность одного интервью от 20 минут до 1 часа. Зависит от количества вопросов, сложности темы, товара (услуги) и словоохотливости собеседника 🙂 После завершения разговора необходимо вручную внести все ответы на вопросы в специальную форму. Иногда для уточнения деталей, фраз, формулировок надо переслушать всю запись беседы или ее фрагменты. То есть для обработки одного интервью может потребоваться от 10 минут до 1 часа. К тому же само интервью и систематизация его результатов требуют личного участия.

Второй минус: для интервью людей найти сложнее. Потому что на него требуется больше времени, чем для заполнения анкеты, и обстановка, в которой никто не будет мешать. Зачастую приходится предлагать участникам что-то взамен (мини-консультацию, скидку и т. п.).

Итак, мы сравнили преимущества и недостатки двух форм опроса. И смело можем сделать вывод: что русскому хорошо, то немцу смерть. То есть плюсы интервью  ― это минусы анкетирования, и наоборот.

Можно ли использовать для интервью и анкеты одинаковые вопросы и как их сформулировать, рассмотрим дальше.

Как лучше составить вопросы для анкетирования и интервью

Традиционные вопросы про пол, возраст, семейное положение, наличие детей, место проживания будут одинаковы для обеих форм опроса. Кроме них в список можно включить вопросы о хобби, увлечениях, способах проведения досуга. Предложите в анкете на выбор несколько вариантов готовых ответов или оставьте пустую строку, чтобы респондент указал свой. В интервью можете задать дополнительные вопросы. Например, вам ответили: хобби ― путешествия. Уточните, куда любит ездить, в какие страны, как часто делает это и т. п. Это поможет понять примерный уровень дохода.

Задавайте открытые вопросы:

  • какую задачу (проблему) хотите решить с помощью?.. (в анкете можно предложить варианты ответов)
  • почему возникла необходимость в?.. (в анкете можно предложить варианты ответов)
  • с какими сложностями сталкивались при?..
  • когда в последний раз обращались за?..
  • что станет для вас решающим фактором при выборе?.. (в анкете можно предложить варианты ответов).

При проведении интервью обязательно представьтесь, расскажите порядок разговора и поблагодарите собеседника за согласие на участие в опросе. Постарайтесь расположить его к себе. Тогда вы получите более откровенные и честные ответы. Они помогут вам правильно сформулировать продающее описание ваших товаров (услуг) и привлечь больше клиентов.

А сейчас разберемся, в каких ситуациях какую форму опроса лучше применять.

Когда лучше анкетирование, а когда интервью

Итак, что же все-таки выбрать — лыжи или сноуборд, точнее анкетирование или интервью?

Плюсы и минусы интервью

Для тех, у кого уже есть опыт продаж, кто общался с представителями своей целевой аудитории и знаком с ее основными проблемами, страхами  и т. п., подойдет анкетирование. Потому что оно предполагает готовые ответы на часть вопросов, то есть частичная информация о ЦА уже должна быть у вас. А недостающую сможете выяснить из анкет. Она поможет скорректировать аватар клиента в соответствии с реальностью и выявить самые частые запросы аудитории.

Если же вы только выходите на рынок или выпускаете новый продукт для нового сегмента целевой аудитории, лучше всего использовать интервью. Потому что это более глубокий способ получения информации. Так у вас будет возможность не только узнать ответы на заготовленные вопросы, но и взглянуть на свой продукт по-новому, глазами клиента. И, может быть, даже найти пути улучшения товара или услуги еще до представления покупателям. А это увеличит шансы с первого раза произвести хорошее впечатление и завоевать доверие клиентов.

Заключение

Ну что ж, подведем итоги. Анкетирование ― более автоматизированная, но немного менее точная форма опроса. Подойдет тем, кто уже знаком со своей ЦА, но хочет прояснить какие-то детали или получить более актуальную информацию.

Интервью ― более затратная форма опроса, как по времени, так и по личному участию. Но и результат точнее. Проблемы, боли, страхи аудитории фиксируются слово в слово. Они лучше цепляют ЦА, когда включены в продающий текст или видео в первозданном виде.

В заключении хочется показать на примере, как опрос может помочь не только в изучении целевой аудитории и ее потребностей, но и привести новых клиентов.

Так консультант по детскому питанию перед созданием продуктов для автоворонки составила анкету и запустила ее в группу со своей ЦА в социальных сетях. В анкетировании приняло участие 118 человек. По итогам был составлен список ключевых проблем аудитории, под решение которых началась разработка продукта. Но этим дело не ограничилось. В ходе опроса люди стали записываться к специалисту на прием. Раньше она консультировала 1 раз в 2 дня, а теперь стала 2 раза в день.

То есть, с одной стороны, опрос (не важно, анкетирование или интервью) дает ответы, которые помогают разработать новый продукт, вывести его на рынок, отстроиться от конкурентов и найти правильный ракурс предложения товара или услуги. С другой ― привлекает новых лояльных клиентов.

Выбирайте тот способ опроса, который больше подходит для вашей ситуации. Собирайте, анализируйте и используйте информацию о ЦА в отдельных текстах или стройте с ее помощью автоворонки. Увеличивайте число довольных клиентов и количество продаж. А если нужна помощь в написании продающих текстов, обращайтесь к специалисту.

А как вы изучаете свою ЦА? Делитесь в комментариях своими способами и результатами.

Источник: yulize.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.