Капитальный грант


Примеры деятельности, оплачиваемой грантами

Обучение или стажировка

Предполагает обучение или стажировку в учебном заведении в стране или за рубежом. Может быть рассчитан на длительный срок — 1-3 года (в этом случае средства выдаются частями) или на короткий — недели или месяцы. Финансирование может покрывать все расходы, включая дорогу, проживание и питание (и даже предусматривать стипендию) или только частично, остальное студент должен оплатить сам.

Гранты на обучение довольно популярны среди студентов. Для стран со слабо развитой экономикой и России зачастую выделяется более щедрое финансирование, покрывающее все расходы.

Проведение исследований

Предоставляются на небольшой срок (месяцы) и предполагают работу с коллегами из других регионов, доступ к ресурсам университетов и библиотек. Как правило, выдаются аспирантам и докторам, уже работающим над исследованием или проектом и способным доказать необходимость научной работы за границей или в другом регионе.


Поездки

Покрывают транспортные расходы для тех, кто приглашён на конференцию, семинар или стажировку в другой стране или другом регионе.

Малобюджетные или кратковременные проекты

Может оплачиваться аренда помещения и аренда или покупка оборудования, расходные материалы, оплата приглашённых специалистов (учёных, инженеров, техников, переводчиков, администраторов), распространение информации о проекте (конференции, выставки, публикации), транспортные расходы и расходы на проживание и питание во время связанных с проектом поездок. Проект может быть рассчитан как на поддержку единичного мероприятия (конференции, школы, испытания технической установки или системы полевую экспедицию, опрос общественного мнения и т.п) или на длительную поддержку исследований или системы мероприятий. В последнем случае, зачастую, предусматривается финансирование с помощью нескольких грантов или других источников.

Роль грантов в развитии общества

С помощью грантов оказывается необходимая поддержка проектам, которые не являются прибыльными, но играют важную роль в развитии общества, города или учебного заведения. Деятельность, не получающая адекватного финансирования со стороны государства, также может быть поддержана с помощью грантов. Например, некоммерческие организации, существующие в стране, часто опираются на гранты как на основной или даже единственный источник своего дохода (он необходим для оплаты помещения и техники, работы сотрудников).

В России гранты, полученные некоммерческими организациями от иностранных благотворительных организаций, не облагаются налогами.[1]

Процедура получения


Для получения гранта заявитель пишет подробный план, с указанием расходов и сроков, а также описывает свой вклад — ту часть расходов, которые он возьмёт на себя или сможет получить из других источников. Заявки проходят этап рассмотрения в организации, выделяющей грант, и, часто, конкурс между заявками разных участников. В конкурсе учитывается весомость обоснования на получение финансирования, адекватность требуемых расходов, степень подготовки участника, длительность результата и др. Грантополучатель отчитывается о расходах, предоставляя чеки, отчёты и объективные результаты (научные работы, публикации, исследования, статистику). Как правило, это важная и большая часть работы над заявкой.

Гранты сыграли большую роль в России в поддержке науки, обучении специалистов, создании сети некоммерческих организаций.

Оценки

  • Профессор Владимир Миронов, декан философского факультета МГУ: «Нам навязывается грантовая инновационная модель, которая очень напоминает известный принцип: „утром деньги — вечером стулья“. Большая ошибка — переводить исследовательскую деятельность на гранты. Это форма дополнительного стимулирования труда учёного. А фундаментальная наука, безусловно, должна развиваться прежде всего через бюджетное финансирование»[2].

ru.wikipedia.org

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • "Горячие" документы
  • Проект Федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О концессионных соглашениях", "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

 

Проект Федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О концессионных соглашениях", "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Проектом, в частности:

планируется предоставить частным партнерам дополнительные гарантии защиты их прав, в случае если в течение срока действия соглашения в федеральные законы и/или иные правовые акты РФ, субъектов РФ, органов .
ашением);

предусматривается, что концедент на этапе создания и/или реконструкции объекта концессионного соглашения вправе принимать на себя обязательство ‎по финансированию части расходов в связи с проектированием, созданием ‎и/или реконструкцией объекта концессионного соглашения (капитальный грант), при этом концессионным соглашением может не предусматриваться концессионная плата, если решением о заключении концессионного соглашения предусмотрено финансовое участие концедента в форме капитального гранта и/или платы концедента;

для заключения единого концессионного соглашения или соглашения о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве по итогам совместного конкурса публично-правовым образованиям предоставляется право заключать соглашения о проведении совместного конкурса, в котором стороны должны урегулировать порядок его проведения (по итогам совместного конкурса заключается одно концессионное соглашение);

предлагается отнести к полномочиям Правительства РФ установление порядка рассмотрения предложения о реализации проекта, представленного инициатором в федеральные органы государственной власти, уполномоченные на рассмотрение предложения о реализации проекта.


 

Перейти в текст документа »

Дата публикации на сайте: 22.02.2018

www.consultant.ru

⠀Есть много разных обходных способов… Но в основном они и не нужны.

⠀Для коммерческой организации наиболее разумно рассматривать грант как дополнительные средства, на которые совершенно официально можно приобрести необходимое оборудование, выплачивать зарплату сотрудникам, компенсировать затраты на связь, расходники, канцтовары и пр.

Можо использовать 50-80 % гранта на развитие собственного бизнеса, а проект, под который вам дали деньги, выполнять попутно с основной работой. Международный грант хорошо впишется в любую вашу деятельность.

Капитальный грант

⠀Например, у вас маркетинговая фирма и вам нужны три сотрудника по работе с клиентами. А это рабочие места (компьютеры, принтер, интернет), зарплата и другие расходы.

⠀Вы создаете проект на популярную тему, например, связанную с консалтинговым содействием начинающим предпринимателям, для чего вам непременно требуется техническое оснащение и привлеченные люди.


Капитальный грант

⠀Затем начинаете развивать оба направления. Эти два проекта будут находиться в вашем офисе и соответственно будут тесно связаны. Вы закупаете оборудование и мебель на уже полученные денежные средства и нанимаете для своей основной фирмы сотрудников.

⠀Зарплату сотрудникам, а также Интернет, телефон и даже канцелярию вы оплачиваете уже с тех денежных средств, которые теперь будете получать по гранту.

Размещаете сотрудников уже за новенькими рабочими местами, и они работаю у вас 5 дней в неделю, а оставшиеся 2 дня за этими же рабочими местами работают другие сотрудники, но уже по второму направлению, по которому вы как раз и получили грант.

⠀И это только одна из схем, которую можно использовать совершенно законно.

Капитальный грант

⠀А еще есть статьи расходов, такие как зарплата сотрудникам и не важно сколько по факту у вас работает людей, главное чтобы в отчетах все было ровно.

⠀Далее идут прочие и непредвиденные расходы… Но везде распределением выделенных денежных средств занимаетесь лично вы и только вам решать, что на них прибрести и куда направить.


Капитальный грант

⠀Честно говоря, фондам не важно, кому по факту отдавать деньги. Лишь бы грантополучатель потратил их по назначению, точнее, составил требуемую отчетность.

Очень рекомендую делать отчеты так, как написано в инструкциях каждого фонда. Не пытайтесь отходить от них, даже если какое-то требование противоречит здравому смыслу. Инструкции составляют иностранцы, а их мировосприятие чаще всего сильно отличается от нашего.

⠀Все это приходит с опытом, когда занимаешься в этом направлении многие годы. Своим опытом и знаниями я делись с вами здесь на этом сайте и в моих обучающих материалах.

russia-grant.ru

Этимология

Прежде чем рассмотреть значение слова «грант», стоит разобраться в его происхождении. Из какого языка заимствовано это существительное? Несложно догадаться, что «грант» — это слово английского происхождения. В переводе на русский означает «жаловать», «дарить».

Грант — это сумма, которая выдаётся безвозмездно. Это понятие ничего общего не имеет с кредитом или займом. Выдача грантов — это финансирование проектов, которые в дальнейшем могут принести пользу обществу. Рассмотрим особенности получения такой субсидии.

Кто выдает гранты?


Что это такое, и для кого они нужны? Нужны они людям молодым, амбициозным, талантливым. Но кто готов выложить крупную сумму на осуществление проекта, не получая при этом каких-либо определенных гарантий? Выдают гранты, как правило, некоммерческие организации.

что такое грант

Конкурсы на получение гранта

Приведем пример. Группа выпускников одного из лучших столичных вузов в течение нескольких лет занимается исследовательской деятельностью. Однажды молодые исследователи узнают о конкурсе, который проводит некая организация (например, «Совет молодых ученых»). Для того чтобы стать участником, нужно соответствовать целому перечню требований. Но предложение довольно заманчивое. Ведь победитель сможет получить приз, представляющий собой довольно внушительную сумму. А это в дальнейшем позволит продолжить исследования, что для истинного ученого является смыслом жизни.

Каковы критерии?

Требования к участникам могут быть различными. Отбор претендентов на получение гранта для проведения исследований обычно осуществляется по следующим критериям:

  • Руководитель исследовательского коллектива не достиг сорока лет.
  • Все его участники — студенты, аспиранты, докторанты или сотрудники определенного вуза или НИИ.
  • Участники коллектива опубликовали ряд научных статей.

Перечень публикаций, монографии, написанных членами коллектива, подается вместе с прочими документами. Помимо основных данных об участниках конкурса, иногда нужно предоставить информацию о коэффициенте участия. Занимается этим руководитель коллектива. То есть он в определенный документ вносит следующее: «Иванов — 0,8, Петров 0,15, Сидоров 0,25 и т. д.». Существует еще такое понятие, как дополнительный грант. Это субсидия, которую получает победитель в конкурсе, состоящим из нескольких этапов.

Во время первой фазы специальная комиссия выбирает несколько участников, продемонстрировавших наиболее выраженную тенденцию к росту. Они получают гранты, но на этом конкурс не завершается. Во второй фазе организаторы проводят отчётную конференцию, в ходе которой молодые руководители рассказывают о работе своих коллективов. Второй приз получает тот, чей рассказ наиболее убедителен.

значение слова грант

Что такое грант на обучение, и как его получить?

Среди студентов и выпускников российских вузов немало талантливых молодых людей. Но далеко не все они являются детьми успешных бизнесменов. Деньги — зло, но без них, к сожалению, сложно в этой жизни чего-либо достигнуть. Однако людям любознательным, упорным и способным не стоит отчаиваться. Ведь у каждого есть шанс получить субсидию на получение образования в зарубежном университете. Международный грант — это возможность не только приобрести специальность в престижном учебном заведении, но и значительно повысить знание иностранного языка. Такие субсидии выдают научные фонды, вузы, общественные организации.


Грант на обучение может быть как полным, так и частичным. В первом случае покрываются все расходы, включая дорогу, проживание и питание. Но такие гранты встречаются довольно редко. Частичную субсидию получить куда проще.

что такое грант на обучение и как его получить

Кто может получить грант?

Много лет действует программа, благодаря которой способные студенты из России и других стран имеют возможность обучаться в США совершенно бесплатно. Выиграть такой грант может и старшеклассник. После победы в конкурсе он отправляется за океан, в течение нескольких месяцев проживает в американской семье и учится в одной из местных школ. Правительство США берет на себя все расходы. Это полный грант. Никакие репетиторы по английскому языку не заменят двух-трех месяцев пребывания в США или Великобритании. О получении такой субсидии мечтает, пожалуй, каждый школьник или студент. Но победить в таком конкурсе довольно сложно.

Больше шансов выиграть международный грант имеют аспиранты и молодые преподаватели высших учебных заведений. Как правило, в конкурсе могут принимать участники не старше 30 лет.

В международных учебных заведениях действуют различные курсы обучения по специальностям в области науки, дизайна, искусства. Для получения гранта следует прежде всего выбрать страну, в которой хотелось бы продолжить образование. После этого составить перечень вузов, предлагающих подобные программы.

Например, в рамках немецкой программы DAAD ежегодно проводится конкурс, победители которого в дальнейшем обучаются в одном из университетов Германии. Широкой популярностью пользуются такие специальности, как архитектура, реставрация и городское планирование. Длительность обучения составляет от десяти месяцев. На дорожные расходы, прохождение языкового курса и медицинскую страховку служба обмена ежемесячно выделяет победителю 750 евро.

С чего следует начинать? В первую очередь нужно составить грамотное, содержательное письмо. Не стоит ограничиваться одним учебным заведением. Лучше разослать письма в различные вузы. В резюме перечислить все свои достижения, а также рассказать о планах на будущее. Руководителям подобных учебных заведений ежегодно приходится выбирать из множества кандидатур всего несколько достойных (на их взгляд). Именно поэтому письмо должно быть убедительным, грамотным. Его написание напоминает в некотором роде составление рекламного текста.

гранты что это такое и для кого они нужны

Конкурсы в России

Конечно, не только на западе существует организации, выплачивающие субсидии на обучение или научные исследования. Принять участие в подобном конкурсе можно и в России. Хотя победить в них не проще, нежели в международных, ведь гранты выдаются лишь самым перспективным аспирантам или студентам.

Если вашу кандидатуру отклонили, не стоит отчаиваться. Причина неудачи кроется, возможно, в ограниченном количестве грантов. Побеждает тот, кто обладает такими качествами, как упорство и трудолюбие. Если ваши способности и знания остались без внимания в этом году, то, быть может, в следующем они заинтересуют руководство одного из престижных зарубежных вузов.

businessman.ru

С точки зрения периодичности проведения программы гранты делятся на:

  1. разовые конкурсы — программы грантов, которые проводятся один раз. Как правило, они направлены на достижение определенных целей или задач; 

2) цикличные конкурсы — программы грантов, которые повторяются через определенные промежутки времени — один-два раза в год; 

3) постоянные конкурсы — программы грантов, которые не имеют определенных сроков подачи заявок на финансирование. Проекты рассматриваются по мере поступления; 

4) конкурсы грантов либо проводятся благотворительными фондами самостоятельно, либо несколько организаций объединяются для совместного финансирования.

Существует большое количество различных типов грантов. Перечислим основные из них:

  1. гранты общей поддержки — благотворительная помощь, оказываемая неприбыльным организациям на поддержку их основной деятельности, обеспечение устойчивости и развития. 

  2. гранты на программы или проекты — благотворительная помощь, предоставляемая на реализацию конкретного проекта или программы. 

  3. гранты с частичным финансированием — вид благотворительной помощи, предполагающий обязательное привлечение дополнительных источников финансирования (другие донорские организации или собственные средства неприбыльной организации). 

  4. капитальные гранты — благотворительная помощь, предоставляемая на капитальные затраты неприбыльной организации (приобретение недвижимости, ремонт, приобретение необходимого оборудования). 

  5. корпоративные гранты — благотворительная помощь, которая оказывается неприбыльным организациям предпринимательскими структурами; либо гранты, предполагающие софинансирование проекта бизнесом. 

  6. начальные гранты — благотворительная помощь, предоставляемая неприбыльным организациям на начальном этапе их развития (как правило, до 1 года) в целях обеспечения их устойчивости и институционального развития; либо гранты на создание новых организаций (новых направлений в рамках действующей организации). 

  7. гранты в натуральной форме — благотворительная помощь, предоставляемая в виде материальных ценностей, а не денежных средств. 

  8. перспективные гранты — благотворительная помощь, предоставляемая организации в размере, равном учредительному фонду организации, но выплачиваемая по частям (доля выплаты равна сумме доходов, которую получила бы организация за год, если бы учредительный взнос был сделан один раз). 

  9. посреднические гранты — благотворительная помощь, предоставляемая спонсором для проведения социально ориентированной политики от его имени. 

10) стимулирующие гранты — благотворительная помощь, составляющая определенный процент от необходимой суммы с целью ее стимулирования к дальнейшему обращению к донорам; либо средства, выделяемые на проведение кампаний по сбору средств для некоммерческих организаций. 

11) целевые гранты — благотворительная помощь, предоставляемая целевым образом для осуществления конкретной деятельности.

Из всех имеющихся в законодательстве случаев использования слова «грант» можно выделить следующие виды грантов:

1) Грант как пожертвование. Пожертвование имущества юридическому лицу может, а не должно быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению (п. 3 ст. 582 НК РФ)14. Этим вариантом не могут воспользоваться многие некоммерческие организации, не перечисленные в ст. 582 НК РФ — ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации и др. Безвозмездную передачу имущества в собственность таким организациям следует признавать простым дарением, которое не входит в перечень целевых поступлений, не включаемых в налоговую базу по налогу на прибыль.

2)  Научный грант. Как писалось выше, полное определение гранта содержится в ст. 2 Федерального закона от 23.08.96 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Но это определение касается только научных грантов, и оно не применимо на практике из-за отсутствия решения Правительства о получении права на предоставление грантов. 3) Благотворительный грант. Федеральный закон от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» дает определение благотворительных грантов как благотворительных пожертвований, носящих целевой характер и предоставляемых гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной формах (ст.15). Однако понятие «благотворительный грант» не применимо к коммерческим организациям, и для целей налогообложения пожертвование является самостоятельным видом целевых поступлений15.

4)  Государственные гранты. В российском законодательстве существует понятие государственных грантов. В ст. 17 Федерального закона от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и в ст. 13 Закона РФ от 19.02.93 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» это одна из форм государственной поддержки общественных объединений в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ по их заявкам. 5)  Президентские гранты. В некоторых нормативных актах слово «грант» используется как синоним стипендии. Например, гранты (стипендии) Президента РФ присуждаются талантливым журналистам в целях обеспечения их работы над общественно значимыми проектами (Указ Президента РФ от 09.01.97 № 5 «Об учреждении премии и грантов (стипендий) Президента Российской Федерации в области печатных средств массовой информации»).

6) Бюджетная субсидия. С точки зрения ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, грант – это бюджетная субсидия, или субвенция.

Можно вывести следующие общие признаки гранта: безвозмездность, целевой характер, общественная полезность.

Выводы по первой главе. Бюджетные поступления не покрывают все реальные расходы социально-культурных учреждений. Для осуществления полноценной деятельности учреждения в современных экономических условиях необходимо выработать правильную стратегию и тактику поиска дополнительных источников финансирования для их реализации в культурно-досуговой деятельности. В этом плане, участие в грантовых конкурсах является весьма перспективным вариантом дополнительного финансирования учреждений культуры. Необходимо знать, какие нормы предусматривает российское законодательство в отношении грантов и как избежать ошибок при заключении грантового договора. Это позволит грамотно оформить отношения с грантодателем. На практике гранты чаще всего предоставляются на основе проектных заявок в результате конкурсного отбора, почти всегда предполагают жесткую смету и строго контролируются. Поэтому при разработке проекта нужно обратить особое внимание на логику построения. Проект, в котором одни части (проблема, цели, задачи) не соответствуют другим (методы, результаты), заставляет задуматься о его реальности и необходимости, и способности автора его выполнить. Все в проекте должно быть строго взаимосвязано.

studfiles.net

Понятие «грант» было введено в бюджетное законодательство еще в 2013 г., и с тех пор гранты стали отдельным видом субсидии, на которую могут претендовать в том числе автономные учреждения. Сегодня, когда многие из них столкнулись с сокращением финансирования своей основной деятельности, руководители АУ все чаще воспринимают грантовые средства как дополнительный источник дохода для учреждения. Что учесть при работе с данными средствами?

Как известно, новое понятие внесено в БК РФ Федеральным законом от 02.07.2013 N 181-ФЗ <1>, который сделал возможным получение грантов от «неродного» органа-учредителя (до этого они предоставлялись бюджетным и автономным учреждениям только исходя из принципа подведомственности и в рамках бюджета соответствующего уровня). Данная новация стала основным отличием между существовавшим ранее и действующим сегодня механизмами присуждения грантов, и чтобы при применении новой нормы на практике не возникали разногласия, в конце 2013 г. формулировки были уточнены. Теперь в п. 4 ст. 78.1 БК РФ прямо указано, что этот вид субсидии может предоставляться в том числе тем БУ и АУ, в отношении которых органы власти — организаторы конкурса не осуществляют функции и полномочия учредителя <2>.
———————————
<1> «О внесении изменений в статьи 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части предоставления грантов».
<2> Поправка внесена Федеральным законом от 28.12.2013 N 418-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Появление в бюджетном законодательстве еще одного вида субсидии, выделяемой бюджетным и автономным учреждениям, открыло для них новые возможности. Например, учреждения регионального и муниципального уровня могут участвовать в конкурсах на получение денежных средств, организуемых федеральными органами власти (при наличии этого условия в соответствующих правилах предоставления грантов). В частности, на федеральные гранты в рамках проведения того или иного конкурса могут претендовать театры, находящиеся в ведении субъектов РФ и муниципальных образований <3>, а также дошкольные, общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования <4>. В свою очередь, в конкурсах, проводимых на муниципальном уровне, вправе принять участие не только те учреждения, которые подведомственны организатору, но и иные муниципальные учреждения <5>.
———————————
<3> См. Постановление Правительства РФ от 18.04.2014 N 354 «О государственной поддержке (грантах) театрам, находящимся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также независимым театральным коллективам» (далее — Постановление N 354).
<4> См. Правила предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета юридическим лицам в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы, утв. Приложением 7 к Постановлению Правительства РФ от 23.05.2015 N 497.
<5> См., например, Постановления администрации г. Северодвинска от 01.07.2016 N 210-па «Об утверждении Порядка предоставления грантов в форме субсидий некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, по результатам конкурса «Молодежь Северодвинска», от 27.09.2016 N 326-па «О проведении конкурса проектов «Молодежь Северодвинска — 2017».

Отличие гранта от субсидии на иные цели

Статья 78.1 БК РФ регулирует предоставление других видов субсидий, в том числе выдаваемых на цели, не связанные с выполнением государственного (муниципального) задания (абз. 2 п. 1). Как и грантовые деньги, средства «иной» субсидии имеют целевой характер. Чем же тогда они отличаются?
Как пояснил Минфин в Письме от 19.10.2015 N 02-01-10/59734 (далее — Письмо N 02-01-10/59734), указанные виды субсидий обладают разной правовой и экономической сущностью. Единственное основание для формирования в законе (решении) о бюджете расходов на предоставление юридическим лицам грантов в форме субсидий — это наличие решения Президента РФ, Правительства РФ, высшего должностного лица субъекта РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации. Решения об учреждении грантов юридическим лицам могут быть приняты исходя из приоритетов государственной (региональной, местной) политики в любой сфере общественных отношений, которая соотносится с полномочиями органов публичной власти.
В частности, на федеральном уровне примером такого решения стало Постановление N 354: в нем Правительство РФ одобрило предложение Минкультуры о ежегодном присуждении грантов театрам, работающим в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Пример на региональном уровне — Постановление Правительства Калининградской области от 13.03.2015 N 110 <6>, в котором указано, что гранты муниципальным общеобразовательным школам выдаются в рамках областной госпрограммы «Развитие образования».
———————————
<6> «О предоставлении грантов в форме субсидий муниципальным общеобразовательным организациям на проведение мероприятий, направленных на обеспечение равного доступа населения к качественным услугам начального общего, основного общего, среднего общего образования по итогам проведения конкурсных отборов».

Из сказанного вытекает второе отличие гранта от субсидии на иные цели — выбор учреждения-победителя происходит по результатам конкурса. В остальных случаях конкурсная основа предоставления бюджетных средств не предусмотрена.
Существует и третье отличие. Субсидия на иные цели выдается учреждениям на финансовое обеспечение расходов непостоянного характера, включение которых в состав нормативных затрат на оказание услуг в рамках государственного (муниципального) задания может привести к искажению реальной стоимости этих услуг (см. Письма Минфина России от 30.04.2015 N 02-01-10/25454, от 12.08.2015 N 02-01-11/46373). В частности, целевые субсидии могут выделяться на капитальный ремонт, проведение разовых мероприятий, в том числе связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, приобретение дорогостоящего оборудования, музыкальных инструментов. То есть субсидии на иные цели все-таки направляются на текущие (пусть даже и неотложные) нужды учреждения, в то время как гранты предоставляются на реализацию проектов, находящихся в русле приоритетов развития той или иной отрасли.

Отличие гранта от госконтракта

На практике встречаются случаи, когда органы власти утверждают нормативные акты, на основе которых потом присуждают учреждениям гранты, например, на возмещение части затрат на отдых и (или) оздоровление детей, на освещение деятельности законодательных и исполнительных органов в периодических печатных изданиях. В этих ситуациях тоже сохраняется конкурсная основа предоставления бюджетных средств, однако, на наш взгляд, здесь действуют механизмы, регулируемые Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ <7>.
———————————
<7> «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Как указал Минфин в Письме N 02-01-10/59734, гранты могут иметь и поощрительный, и компенсационный характер. Однако исходя из рассмотренных выше отличий данного вида субсидий возмещение затрат не является основной целью предоставления грантов. Более того, грантовые средства выделяются не в качестве платы по возмездному договору о выполнении работ (оказании услуг), а в качестве целевого финансирования проектов, которые соответствуют приоритетным направлениям развития отрасли и инициаторами и разработчиками которых становятся учреждения-претенденты.
В свою очередь, исполнение государственного (муниципального) контракта как раз и предполагает возмездный характер оказания услуг (выполнения работ). Размещая заказ, орган власти требует от подрядчика точного исполнения условий договора, а не ожидает разнообразия творческих проектов.
Поэтому описанным выше ситуациям больше соответствуют другие виды финансирования — размещение заказа на выполнение работ или оказание услуг (в случае, когда претендентами выступают не только бюджетные и автономные учреждения, но и иные юридические лица) либо выдача государственного (муниципального) задания (если исполнители — подведомственные учреждения). Отметим, что во втором случае денежные средства предоставляются уже без конкурсной основы.

Особенности предоставления грантов

С введением в бюджетное законодательство дополнительных норм общая последовательность действий при предоставлении грантов не изменилась: орган власти объявляет конкурс, по итогам которого определяется учреждение-победитель, с ним заключается соответствующее соглашение (договор), выделяются денежные средства, учредитель периодически осуществляет контроль за их расходованием, а по итогам реализации проекта учреждение представляет необходимую отчетность. Особенности работы с грантами в основном касаются случаев, когда организатором конкурса на их получение выступает орган, не являющийся учредителем учреждения-претендента.
Во-первых, участие автономного учреждения в подобных конкурсах на присуждение грантов возможно при условии предоставления им согласия органа-учредителя, оформленного на бланке данного органа (п. 4 Письма Минфина России от 30.08.2013 N 02-13-09/35843 (далее — Письмо N 02-13-09/35843)). Как разъяснило финансовое ведомство в другом своем Письме (от 16.10.2013 N 02-13-09/43182), законодательство возлагает на учредителя обязанность контролировать деятельность подведомственного учреждения, поэтому он вправе принимать решения о возможности участия (согласовывать участие) подведомственных БУ и АУ в конкурсах на получение грантов.
Во-вторых, условия проведения конкурса на предоставление гранта (в том числе требования к участникам, перечень документов для допуска к участию, необходимость дополнительного контроля со стороны органа-учредителя) устанавливает организатор конкурса. Причем если порядок проведения конкурса не содержит ограничений для участия в нем учреждений иных публично-правовых образований, а также требования об обозначенном контроле со стороны учредителя, для участия учреждения в конкурсе достаточно предоставить разрешение учредителя (п. 5 Письма N 02-13-09/35843). Это необходимо для того, чтобы в случае победы АУ орган-учредитель понимал, откуда у учреждения дополнительные средства в плане финансово-хозяйственной деятельности и на лицевом счете. Выделяемые средства поступают на общий лицевой счет АУ, предназначенный для субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и средств от оказания платных услуг, и учитываются как грант (вид расходов 623).
Если же одно из условий конкурса — требование об осуществлении контроля органом-учредителем, учреждения иных публично-правовых образований могут участвовать в этом мероприятии при наличии разрешения органа-учредителя, согласованного соответствующим финансовым органом. Ведь в случае перечисления грантовых средств в бюджет того или иного уровня финансовый орган должен отразить данные поступления и увеличить ассигнования органу-учредителю, который, в свою очередь, предоставит АУ указанные средства в виде субсидии на иные цели (вид расходов 622). Отметим, что их также нужно отразить в плане финансово-хозяйственной деятельности.
В-третьих, федеральные учреждения могут участвовать далеко не во всех конкурсах на присуждение грантов, проводимых на региональном и муниципальном уровне. Для этих АУ решающим будет условие организатора о необходимости контроля за использованием учреждением-победителем грантовых средств со стороны его учредителя. Как сообщил Минфин в п. 5 Письма N 02-13-09/35843, положения п. 4 ст. 78.1 БК РФ не предусматривают передачу полномочий по предоставлению грантов из бюджета субъекта РФ федеральному бюджету, то есть межбюджетные трансферты не могут предоставляться из регионального бюджета федеральному. Иными словами, если обозначенное условие включено в правила проведения конкурсного отбора, участие «федералов» в региональном (муниципальном) конкурсе невозможно. Но если правила не содержат данного требования о контроле со стороны учредителя, федеральные АУ могут участвовать в таких конкурсах на общих основаниях.

Сроки предоставления грантовых средств

Обычно сроки перечисления средств гранта прописываются в соответствующем соглашении (договоре), заключаемом между организатором конкурса и учреждением-победителем, и каких-либо сложностей здесь не возникает. Однако иногда между сторонами имеются разногласия, которые в дальнейшем приходится разрешать в суде.
В частности, в такой ситуации оказалась детская городская больница, одержавшая победу в конкурсе на лучшее муниципальное учреждение здравоохранения, внедряющее инновационные медицинские программы. Победителю были вручены диплом и сертификат на сумму 1 млн руб., однако в текущем финансовом году городская администрация не перечислила сумму в полном объеме. В связи с этим учреждение обратилось в суд с требованием обязать орган местного самоуправление выплатить остальную часть гранта.
Суды двух инстанций не поддержали учреждение, аргументируя свою позицию тем, что обязательства муниципального образования перед больницей прекратились в связи с истечением текущего финансового года. Но вышестоящий суд отменил предыдущие решения (см. Постановление ФАС ЗСО от 12.12.2013 по делу N А46-935/2013). Арбитры пришли к выводу, что муниципальная поддержка планировалась не за счет бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (ст. 69.1 БК РФ) и субсидий на иные цели (абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ), а за счет субсидий, предоставленных органами местной администрации по результатам проводимых ими конкурсов (п. 4 ст. 78.1 БК РФ). Следовательно, у администрации возникли обязательства по выплате награды за победу в конкурсе, а не бюджетные обязательства по финансированию текущей деятельности учреждения, и окончание финансового периода не является основанием для невыплаты оставшейся части гранта.

Заключение

Уточнение в Бюджетном кодексе механизма предоставления грантов в форме субсидий расширило для автономных учреждений возможности по привлечению дополнительных источников финансирования. В настоящее время АУ могут принимать участие в конкурсах, организуемых не только органами-учредителями, но и иными органами власти (местного самоуправления) и даже иными публично-правовыми образованиями. Порядки присуждения федеральных, региональных и муниципальных грантов устанавливаются соответственно правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, местной администрации, то есть «правила игры» определяют именно организаторы конкретных конкурсов.

отрасли-права.рф


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.